Несмотря на все свои плюсы, «Критическое мышление» – картина загроможденная, шаблонная и неуклюжая. В самом деле, сколько таких кинолент было? В этом случае отличия минимальны: всё те же детишки из гетто, всё тот же вдохновляющий учитель, который не махнул на них рукой, только играют они в шахматы – не самый распространенный вид спорта. Режиссерский проект Джона Легуизамо, исполнившего роль этого «крутого» учителя в школе Джексон Хай из Майами, с переменным успехом движется по волнам: фильм, так или иначе, вышел слишком плавным, содержит в себе архетипы, а не личности, а мелодрама не выходит за рамки формулы любого другого спортивного фильма.
Итак, Марио «Мистер Т» Мартинез начинает ещё один семестр своего факультатива: он учит детей из неблагополучных семей играть в шахматы. В основном народ не заинтересован, однако кружок посещают четверо талантливых парней, хотя и конфликтуют друг с другом. Чернокожий Седрик – тихий и стойкий. Родел – самоуверенный хвастун. Ито – горячая голова и хулиган, который вообще в шаге от вступления на путь преступности. Гил – замкнутый в себе парень, предпочитающий видеоигры. Возникают обычные препятствия: отсутствие финансирования со стороны школы; связанный по рукам директор; угрожающий соблазн банды; непонимающие родители; конфликты между участниками.
В каком-то смысле «Критическое мышление» настолько схематичен, что результат предсказуем чуть ли не с первых сцен. Мартинез, которому столь неблагодарно платят, любим учениками. У героев, собственно, игра в шахматы в крови, наверное, потому что это единственное, что способно заставить их успокоиться. Жизни молодых людей (и их наставников) с подобной историей были экранизированы не раз, поэтому та или иная сцена похоже на нечто виденное в кино ранее. Разве что образ Мартинеза выделяется: эксцентричный и слега утомленный человек среднего возраста придает «Критическому мышлению» необходимую энергию.
Привлекательность «Мышления» заключается, разве что, в метафоричности. Сценарий использует шахматы как чистый символ уравнивания – «великий уравнитель». Неважно, насколько вы богаты или бедны: элементарный характер игры убирает все, кроме интеллектуальных способностей. Сценарий подробно раскрывает тонкости механики шахмат и да, в фильме есть несколько сцен, где непрофессиональную аудиторию заманивают в хитросплетения игры. Иными словами, искусство шахмат в «Критическом мышлении» передано здраво.
Хотя большая часть сюжетных линий явно заимствована из других проектов, можно с уверенностью сказать, что Легуизамо хотя бы верно задал им направление. Вольности с рейтингом даже помогает школьникам на экране быть аутентичными и избавиться от вредных привычек. Приятно наблюдать, как голодранцы делают то, что позже назовут историей успеха: это не похоже на чрезмерно драматизированную чепуху, пускай её элементы то тут, то там всплывают на протяжении повествования. Мрачная реальность жизни в гетто всё же в правильных пропорциях смешивается с вдохновляющей спортивной драмой, хотя кинопроекту определенно не хватает изящности: всё же отсутствие гибкости сценария сказывается на общем впечатлении.
6 из 10