Этот сериал гораздо лучше первой экранизации романа; большинство персонажей выглядят идеально, как в книге, такими, какими их ждёшь увидеть. Главный герой тоже; есть пара расхождений, в том числе внешних, но это мелочи.
Плохо то, что сериал не передаёт мотивов главного героя. В сериале он выглядит действительно трусом, который боится летать и из-за этого даже подставляет сослуживцев. В книге же это гораздо более сложный персонаж, протестующий не просто против боевых вылетов из-за страха смерти, а против 'системы' - то есть, совокупности правил и установок, зачастую абсурдных, а также против того, что жизнью и смертью людей распоряжаются недалёкие и аморальные люди.
Полковник Кэткарт - один из основных персонажей - в сериале выглядит обычным армейским полковником, желающим выслужиться, что в общем-то свойственно очень многим военным. Его поступки логичны и обоснованы. В книге же это абсолютно карикатурный персонаж, один из тех, кто олицетворяет собой ту самую 'систему'.
Кроме того, сериал не передаёт страх, который герои испытывают в самолёте, когда в них стреляют из зениток. Полётов много, но эти вспышки вокруг самолётов даже не вполне понятны и не выглядят страшными. В книге же каждый боевой вылет - это предполагаемая смерть и именно от этого бежит главный герой. Это кровь, ранения, отстреленные конечности, падающие самолёты, погибшие товарищи - это вселяет ужас перед каждым вылетом, это помогает понять мотивацию, на которой и строится повествование.
Очень удался персонаж Милоу Миндербиндер. Идеальное попадание в образ хитрейшего беспринципного человека, способного на всё ради прибыли, с лицом и манерами славнейшего парня.
Джордж Клуни в роли Шейскопфа также прекрасен. Его бешенство из-за неспособности курсантами выполнить его требования - бесподобно.
Когда в 1961-м вышел бестселлер Джозефа Хеллера «Уловка-22», эта книга не просто пропитала тогдашнюю американскую молодёжь мятежным духом, но и была продана на экранизацию почти сразу же. Прошло девять долгих лет, прежде чем вышла киноверсия. Задержка, само собой, была вызвана разными причинами, однако, полагаю, основными были содержание и литературный язык. «Уловка-22» была антивоенной, антиправительственной, антикорпоративной, антибюрократической – настоящий вызов Америке 50-х – 60-хх. Повторяющееся повествование, наполненное десятками аллюзии и ассоциаций, к тому же, делает «Уловку» одним из самых замысловатых произведений в литературе вообще.
Шестичасовая сериальная версия «Уловки» бросает вызов анархическому фильму 70-х Николса. В то время как последний блестит от интереных кинематографических решений, версия от Hulu проста, лишена абсурдна войны и невероятно прямая. Трактовка имеет право на жизнь, особенно когда зрителю надо донести идеи и сюжет и тем не менее, по сравнению с книгой это похоже на сценарный труп.
Как и роман Хеллера, экранизация посвящена солдату Йоссариану – молодому члену экипажа бомбардировщика. Йоссариан ненавидит тоталитаризм и порядки военной жизни, особенно молодой человек ненавидит свое командование. Враг, по его мнению, любой, кто способен тебя убить, независимо от того на чьей стороне ты воюешь. Герой всеми силами пытается увильнуть от службы: от фальсификации болезни до саботажа. Командир Кэткарт раз за разом выводит Йоссариана на чистую воду и бросает пилотов на самоубийственные миссии; ну, хочет полковник получить повышение до генерала!
Сама задумка в «Уловке-22» состоит в том, что зритель или читатель должен погрязнуть в бесконечной череде разрывов между безумием и здравомыслием. Военное безумие одних сказывается на других. Есть действительно что-то изощренное в том, что люди убивают друг друга исходя из линий на карте. Продюсеры и режиссеры с Hulu не поняли подобного. Убежденность создателей в том, что «Уловку-22» можно показать хронологически всё портит: Йоссариан видит всё совсем по-другому, не так, как это воспринимает адекватный зритель – сторонний наблюдатель. Таким образом, теряется чуть ли не главный способ ассоциировать себя с героем и отправиться на короткое время в ад войны.
Иррациональность «Уловки-22» как книги и привела к тому, что в сериале пропустили многие элементы: персонажей и сцен, способных донести сообщение об опасности абсолютной власти. Или, что ещё хуже, эти элементы присутствуют, но полностью изменены. Лейтенант Шейскопф в исполнении Джорджа Клуни превращен из маниакально одержимого в какого-то мелочного скандалиста; горькая ссора в спальне между Йоссарианом и женой лейтенанта Шейскопфа имеет совсем другой оттенок и т.п. В «Уловке-22» от Hulu многого не хватает или неправильно истолковано; это правильно с кинематографической точки зрения, но не совсем верно с точки зрения желания донести до зрителя суть.
Направление и кинематография, наверное, подкупают атмосферой. Забавно наблюдать за Клуни в интересной для него роли. Да и другие актеры удались, особенно Кристофер Эббот в ведущей роли. Однако большинство первоклассных актеров вроде Хью Лори не получают возможности раскрыть свои таланты; сценарий склонен морализировать слишком многое.
Результат? Неплохой сериал, но какой-то слишком стерильный; в версии от Hulu нет вызова для зрителя. Агрессивно-сатирический юмор теряется, а жаль; «Уловке-22» подходит больше стиль вульгарного водевиля, чем драмы о войне. Без этого антивоенные и антиавторитарные темы выглядят нереальными, очевидно, что «Уловка-22», эээ, «Уловки-22» заключается в том, чтобы вывести его на экран… а потом заставить зрителя прочитать книгу. Служу Отечеству!
Сразу хочу предупредить, что я настроен помахаться за честь бумажного оригинала, поэтому если до книги вам все равно – переходите сразу к последнему абзацу.)
Вторая Мировая война. Капитан ВВС Йоссариан служит на бомбардировщике, его полк расквартирован в Италии, неподалеку от Рима. У Йоссариана есть одна большая проблема. Он считает, что все, начиная от Гитлера и заканчивая командирами его полка хотят его убить. Не случайно же начальство отправляет его на боевые операции туда, где по нему изо всех стволов ведут огонь немцы. И если в случае с фашистами это еще можно понять, то ожидать от своих же генералов такой подлости он никак не мог. А тут еще норму вылетов постоянно увеличивают. Поэтому он предпочитает отлеживаться в госпитале. Там тихо, спокойно, никто не орет и не стреляет. Тем не менее, болеть до самой победы невозможно и ему приходится изобретать другие способы уклонения от выполнения своего служебного долга.
Джозеф Хеллер написал «Поправку-22» в 1961 году и это блестящий образец антивоенной сатиры, всю дорогу с переменным успехом балансирующей на грани абсурда (и иногда за гранью). Все персонажи книги живые, яркие, со своими особенностями и каждый из них стал бы ценным экспонатом в коллекции психолога. Поэтому, когда я узнал, что экранизацией книги хочет заняться Джордж Клуни, я был весьма доволен, потому что все мы помним его блестящие идиотические роли в фильмах братьев Коэнов или, например, The Men Who Stare at Goats 2009 года. Именно Клуни с его подачей мог бы успешно огранить этот алмаз и вставить его в кинооправу. И тем неприятнее мне сообщать, что получилось у съемочной группы совсем не то, что должно было получиться.
Да, начинается все неплохо. В первой же сцене Клуни в образе полковника Шейскопфа дает прикурить изо всех своих актерских сил, Хью Лори явно на своем месте в качестве майора Де Коверли, Льюис Пуллман отличная находка для визуальной реализации зашуганного майора Майора. Но уже к третьей серии что-то начинает ломаться и то, что должно быть остро ироничным неожиданно становится уныло драматичным. Ситуацию пытаются спасти сцены с коммерсантом-живчиком Майло, но даже он ближе к концу сдает позиции. В результате получается какой-то недоперл-харбор, а сатира начинает выглядеть глупо, как клоунский нос на похоронах. Зачем, Джордж, зачем?! У нас уже есть много перл-харборовских драм! Нам нужна была экранизация «Поправки-22» близкая по тексту или хотя бы по смыслу, потому что таких творений мало и тем они ценнее! Но, увы, не вышло.
Самое досадное даже не в том, что создатели не попали в настроение. И даже не то, что они зачем-то (потому что считают зрителей тупыми, наверно) пытались разжевать каждую шутку до такой степени, что она теряла всю свою привлекательность. Самое идиотское, это то, что имея под рукой книгу, которую можно целиком нарезать на цитаты они зачем-то начали придумывать свои собственные шутки. От истории про яйца Йоссариана, которым уделили наверно половину серии у меня до сих пор отпечаток фейспалма на лице. В сериале персонажи в целом даже не вполовину такие выразительные, как в первоисточнике. Тот же Шейскопф из откровенного болвана неожиданно превращается в хитрого гада, который портит Йоссариану жизнь. Пожалуй, только майор Майор и относительно Аарфи с полковником Кэткартом похожи на то, что должно было быть. И где вообще вождь Белый Овес?! Короче, я сильно разочарован.
Абзац для тех, кто не читал книгу и не собирается этого делать:
У Джорджа Клуни получилась визуально симпатичная драма про будни американских летчиков во время Второй Мировой войны. Актерский кастинг тоже выдался неплохой, но персонажи временами ведут себя странно, а авторы не объясняют почему так. Складывается впечатление, что одной части съемочной группы сказали, что будут снимать пародию, а второй – что драму и это критическое недопонимание лежит в корне всего раздрая. Впечатления после просмотра остаются такими же смешанными.
Несмотря на то что сюжет фильма очень близок к оригинальной книге, экранизация сильно сместила акценты и не смогла передать всей гаммы эмоций выражаемых книгой. Произведение об ужасе военной бюрократии и о том во что может превратиться человек оказавшись винтиком в бездушной машине войны превратилось во вполне заурядную трагикомедию о лётчиках. Отечественный зритель, насмотревшийся неполживых фильмов про чекистов и командиров людоедов, найдет сюжет и многих персонажей знакомыми. А главный герой, из единственного адекватного человека в царстве безумцев, превратился в простого труса, который пытается спасти свою никчемную жизнь, пока остальные молча делают свою работу.
Сам визуальный ряд хорош, однако неизобретателен. Однако графика порой ржет глаза, а сцены в самолете явно сняты на земле. Нет попыток показать сумасшествие окружающих кинематографическими средствами.