Завязка откровенно идиотичная - летний день, мама не спеша готовит торт на день рождения мужа. Сын тем временем достаёт из чулана ружьё, чтобы пострелять дома (может, и не совсем для этого, но выглядело всё так, будто пацан действительно захотел пошмалять из ружья именно в доме). Так или иначе, спустя пару секунд после того, как ружьё извлекается на свет, мама получает пулю в спину. Сын испуган, как и прибывший домой отец, который моментально сходит с ума. Проходит много лет. Сын уже вырос и возмужал, и вот теперь он с пятью друзьями решает отпраздновать уикэнд в доме на берегу моря. Но именно в этом же доме окопался... папка, который всё это время даром не терял, да и вообще, стал злым и брутальным маньяком.
Казалось бы, сценарий довольно бредовый, но Бадди Куперу удалось сделать на его основе очень даже добротное кино, очень даже к просмотру рекомендуемое. В первую очередь, конечно, за счёт спецэффектов и, как следует, зрелищных и кровавых убийств. Сопровождается это большим количеством крови и очень добротным гримом, на который видимо и спустили весь бюджет.
Актёры же очень средненькие попались, но и откровенных бездарей среди них нет, и на этом хоть спасибо. Достаточно неплох маньяк, но при этом он абсолютно лишён харизмы - просто спятивший мужичок, пусть и хорошо сыгранный Джеком Чэтхэмом.
Звукоряд хорош, особенно хотелось бы отметить милую музыку в самом начале, когда мама готовила торт. Есть чуть-чуть обнажёнки в сцене с бассейном, но если честно - хотелось бы большего. Моменты, где фильм пытается поюморить, выглядят весьма пресно, ничего хорошего из этих шуток не выходит.
Знаете, всё-таки несмотря на хороший видеоряд и спецэффекты я должен признать, что 'Расчленитель' сейчас находится там, где и должен. В безвестности. И спецэффекты никак не влияют - можно припомнить и другие забытые слэшеры с хорошим гримом ('Кровавая песня' ('Blood song'), например). А что касается идеи и сценария - начало откровенно бредовое, а свежих идей в фильме нет. Но если вы любите хорроры и если найдёте этот фильм - попробуйте дать 'Расчленителю' шанс. Вытерпите нелепое начало и первые полчаса раскачки - и вы получите добротный слэшер. Авось он вас не разочарует.
Фильм Бадди Купера «Изверг» довелось впервые увидеть шесть лет назад, и тогда везде указывалось, что фильм без перевода. Зато гораздо позже вдруг выяснилось, что его переводил Андрей Дольский, скорее всего в 1990-е гг., и «Изверг» издавался у нас лицензионно на VHS. Никакого, впрочем, ущерба для понимания не было бы, если бы этот слэшер из «золотого периода» жанра действительно никто не перевёл бы – и без знания языка легко понять в чём тут дело.
Над сценарием Бадди Купер совсем не трудился. Уже пролог может поразить абсурдом – мальчик в подарок отцу на день рождения чистит ружья, но одно оказывается заряженным и убивает его мать, а отец, придя домой, кладет на труп поздравление себе и ещё поливает труп виски. Что было дальше с отцом остаётся только гадать, зато у сына всё хорошо – уже в следующей сцене нам показывают, как он веселится с друзьями спустя десять лет. Затем звонит отец и приглашает в домик на берегу, на что ребята, конечно же, соглашаются. А там уже их ждёт безумный папаша с различным инвентарём.
«Изверг» не чета по уровню насилия многим современным хоррорам, но вот типовые слэшеры той поры он точно по этой части превосходил. Особенно запоминается последнее убийство, где девушке в промежность вонзают здоровый крюк так, что он выходит у нее через живот вместе с частью кишки. Интересно, что много лет спустя, в одной из новелл «Комнаты душ» будет похожее убийство, где задний проход связанной девушки серьёзно пострадал от проникновения острого серповидного предмета. Почти цитата, возможно, непредумышленная, хотя Бадди Купер даёт больший простор для фантазий.
Натуралистичные убийства, впрочем, не единственное, чем «Изверг» интересен. Он также отличается кантри-музыкой, типично американским жанром, впрочем, необычным для слэшера, рядом хороших шуток с претензией на анекдот (а другие нелепые, например, постельные игры парня и девушки, снятые в стиле «немой комической). Атмосфера тоже на месте, особенно если знать, что маньяк скрывается прямо в доме, о чём герои не догадываются. Мотивы его поступков непонятны, но Бадди Купер и не стремился написать убедительный сценарий. Все свои усилия он направил в другое русло – чтобы в глаза зрителя не бросался недостаток бюджета. Это удалось, поскольку спецэффекты высокого уровня, да и монтаж вполне удачный – никакого провисания действия нет. Режиссёр часто пользуется параллельным монтажом, монтируя злобный фейс безумного папаши, сидящего в сарае, с забавами его сына и его друзей. И это вполне работает – чувство тревоги возникает само собой. Тем более ребята всё-таки не родственники героев современных молодёжных комедий – только на сексе и выпивке они не помешаны. Оттого их смерти не воспринимаются отстранённо.
Вот такой фильм снял Бадди Купер. Для него он стал единственной режиссёрской работой, хотя он не исчез из кино. К примеру, в короткометражке Даррена Арнофски «Нет времени» он был boom operator, то есть управлял микрофоном на штативе. Бадди Купер жив и сейчас, участвует в фестивалях ужасов, а о его единственной режиссёрской работе спустя более 30 лет был даже снят документальный фильм.
«Изверг» не самый известный, но достойный представитель слэшеров. На него определённое влияние оказала «Пятница 13», что хорошо видно как в выбранном месте действия, так и в убийстве влюблённой парочки в начале. Но гораздо больше чувствуется влияние Хершелла Гордона Льюиса, уже отошедшего от режиссуры в то время. Бадди Купер даже позвал его актёра Бена Мура на роль полицейского, чем отдал дань уважения первому беспредельщику в истории американского кино.
В интервью 2008 года Бадди Купер говорил, что работает над сценарием нового фильма, но за 10 прошедших лет так ничего и не было снято. Может, и к лучшему, поскольку возвращение в кино Льюиса после долгого перерыва отнюдь не оказалось вполне удачным. Да и хоррор уже не тот – после всяких «Пил» и «Хостелов» надо быть Мэриеном Дора или Йоргом Буттгерайтом, чтобы шокировать народ.
«Расчленитель» режиссеров Бадди Купера и Джона Дугласа рассказывает историю Эда, который еще будучи маленьким ребенком случайно выстреливает из ружья в мать и убивает её. Проходят годы. Эд вырос. Однажды с Эдом связывается отец, который уже давно разорвал с ним отношения и просит его заехать в их загородный домик. Эд соглашается и отправляется в домик вместе со своими друзьями для отдыха. Даже не подозревая, что в доме затаился отец Эда, который решил отомстить сыну и избавится от незваных гостей.
Стоит признать, что сценарии нельзя назвать сильной стороной большинства фильмов жанра молодежных слэшеров. По большей части они охотно повторяют сюжетные элементы друг друга (с косметическими изменениями) и рассказывают условные истории для галочки. Однако в данном случае, авторы картины явно не замарачивались. Во первых, личность убийцы очевидна с самого начала. Во вторых, напрашивается вопрос, зачем ждать столько времени для мести? И таких вопросов при просмотре данной ленты возникает много. Охотно «сдабривая это» картонными персонажами и искусственно растянутым повествованием.
Можно смело заявить, что фильм тянет режиссура Бадди Купера и Джона Дугласа, которая максимально компенсирует недостатки сценария на протяжении всего экранного времени. Пусть картина и снята сугубо «по учебнику», но снята достаточно добротно. Атмосфера, несмотря на интригу, выдержана достаточно не плохо, сцены с убийствами поставлены достаточно не плохо и несмотря на внушительный возраст картины, она нисколько не воспринимается устаревшей.
7 из 10
Расчленитель – это весьма не плохой представитель жанра молодежного слэшера. Ничего откровенно нового ни в плане сценария, ни в плане режиссуры данный фильм собой не представляет. Тем не менее, картина снята достаточно не плохо и не смотря на внушительный возраст картины, смотрится нисколько не устаревшей.