Черно-белая 76-минутная работа французского семейного дуэта Даниель Юйе и Жан-Мари Штрауба по повести уроженца сицилийского города Сиракуза Элио Витторини «Сицилийские беседы».
Времена Муссолини. Сицилиец, работавший 15 лет на севере страны, возвращается на родной остров. По пути он встречает бедных крестьян, шпиков-приспособленцев, серость и забитость местного населения. Постановщики выбрали очень скупую манеру повествования: герои разговаривают будто механически, пейзажи однообразны и сведены к минимуму, детали быта практически не попадают в кадр.
При этом, повесть Элио Витторини хороша именно своей атмосферой Сицилийской тоски, помноженной на трагичность фашистского режима. И дело не в том, что говорят герои повести, а как они себя ведут! Они словно проверяют на прочность старинные нравственные законы, которые буксуют в новой реальности: «Это и было страшно: покой в безнадежности. Думать, что род человеческий погиб, и не испытывать ни страсти, ни воли сделать что-нибудь вопреки…».
Фильм похож на так себе дипломную работу. Допускаю, что его главной задачей была вычурность и попадание на какой-нибудь кинофестиваль. В итоге, картина оказалась в программе «Особый взгляд» в Каннах.
Тот случай, когда книга – лучше!
5 из 10