На улице поклонников «Клана СОПРАНО» – праздник. Спустя 14 лет после окончания сериала (и 8 лет после смерти Джеймса Гандфольфини) нас порадовали полноценным фильмом с его предысторией. Сколько можно откладывать, должно быть, решил HBO и выделил Дэвиду Чейзу сотоварищи приличествующий бюджет, чтобы отправить «бригаду» из Нью-Джерси на несколько десятилетий назад в прошлое.
О ЧЁМ РЕЧЬ. Историю «с того света» рассказывает приснопамятный Кристофер Молтисанти. Всё началось в 1967, когда его дед вернулся из Италии с молодой женой. Девица приглянулась и сыну последнего, Дики (то есть будущему отцу Кристофера), что заложило основу для конфликта. Тем временем отец самого Тони, Джонни Сопрано отправляется в тюрьму, а в Ньюарке вспыхивают волнения на расовой почве, в которых принимает активное участие Гарольд, сперва подручный, а позднее – соперник Дики.
ЧТО ПОНРАВИЛОСЬ. Пусть нам не открылось чего-то нового, но радость узнавания старых-славных героев почти детская: Коррадо «Джуниор» и Поли – ба! просто вылитые, Ливия и Дженис – хороши, Кармела – ок, похожа, Сильвио Данте – явный перебор… Реальные (и кровавые) волнения темнокожих «длинного горячего лета» 67-ого встраивают историю в контекст сегодняшнего дня, что в новинку для аполитичного мира «Сопрано». И, наконец, Чейз опять сделал ЭТО – самый полемический момент оригинала фактически воспроизведён здесь в финале. Снимаем шляпу!
ЧТО ПОНРАВИЛОСЬ МЕНЬШЕ. Слоган фильма – «Тот, кто сделал Тони Сопрано» (где made означает также «вывел в криминальные авторитеты»), но вопросы имеются к обоим протагонистам. Алессандро Нивола в целом справляется с главной ролью (до этого ему доставались небольшие), но его персонаж, Дики Молтисанти – питомец скорее «гнезда» Скорсезе, чем Чейза, он чрезмерно зловещ и психопатичен (одно из его убийств тут явно лишне). О лидерских качествах молодого Тони, напротив, только говорят (а лучше бы показали), и выбор на его роль Гандольфини-сына стал смелым, но в итоге малоубедительным шагом. Спору нет, Майкл внешне очень похож на отца, но, говоря о родительской протекции… на память предательски приходит София Коппола в «Крёстном отце-3».
ВЕРДИКТ. Как самостоятельное художественное высказывание это – проходное кино, но как дополнение к канону – подарок для фанатов. К сериалу очень хочется вернуться, что, наверное, и было изначальной целью HBO. Эпизод Pine Barrens, один из самых классических, довелось недавно пересмотреть, а сейчас самое время обратиться к пилоту. Помнится, в заставке ещё стояли башни-близнецы, а Тони рассказывал доктору Мелфи про уток, поселившихся в его бассейне…
6 из 10
P.S. Вы спросите, откуда такое название? А просто Moltisanti в переводе с итальянского означает «многие святые». Шутка для посвящённых.
Это то ли приквел, толи вбоквел, то ли и то и другое сериала «Клан Сопрано». Так как сериал вышел уже давно, 20 лет назад, я не помню, соответствует ли атмосфера этого фильма атмосфере сериала. Но если вы не помните / не смотрели сериал, то ничего страшного, это кино смотреть можно, это самодостаточная история. Хоть в фильме присутствуют персонажи из сериала, но это все же отдельная история. Сценарий интересный, но тема молодого Тони Сопрано полностью не раскрыта. В фильме уклон сделан в сторону его двоюродного дяди, которого нет в сериале, а потому авторам было где развернуться, не ограничивая себя рамками последующих событий. А так это типичное современное гангстерское кино, где бандиты тоже люди, со своими проблемами и тараканами в голове, просто у них бизнес такой. Актеры играют неплохо. Кино неплохое, но все же больше оно зайдет фанатам сериала «Клан Сопрано», интересно наверно посмотреть на знакомых персонажей в глубокой молодости.
Как фанат сериала, «Святых» я ждал с небольшими опасениями, но смотрел максимально непредвзято. Фильм по одному из самых высоко оцениваемых сериалов закономерно вызвал бурю обсуждений, получив довольно большое количество отрицательных отзывов, при чём, западный зритель отнесся к нему даже более скептично. Хочется выступить в его защиту и сказать, что всё далеко не так плохо.
Атмосфера и антураж фильма у меня вызвали восторг. Всё, что касается аудиовизуальной части, в фильме сделано с любовью, близкой к подходу Тарантино в его последнем фильме. 60-е чувствуются отлично, что подчеркивается замечательными музыкальными композициями, харизмой персонажей, их костюмами и автомобилями. Мы наблюдаем действительно золотую эпоху преступных семей в Нью-Джерси, сталкивающуюся с тревожными событиями. Врезалась в память сцена начала хаоса с перспективы семьи ДиМео, и преддверием перемен, красиво и тревожно. Как за спокойной жизнью Ньюарка, так и за горящим городом и беспорядками, было интересно наблюдать. Многие, критикующие фильм за якобы «не ту атмосферу», не присущую сериалу, забывают, что сериал начинался с таких же беззаботных будней бандитов, попивающих кофе у мясной лавки, преобладали яркие тона, и закон RICO был только на старте активного применения. Проблема с недостаточным раскрытием бандитских приключений связана скорее с хронометражем и форматом, об этом ниже.
Хочется также отметить режиссерскую работу Алана Тейлора, создавшего достаточно важные эпизоды сериала. Мне понравилась игра на контрастах в начале и конце фильма. Этот приём использовался в конце сериала, и здесь он тоже работает. В последнем акте фильма чувствуется нарастающее чувство тревоги, надвигающийся холод и мрак.
Сюжет фильма сконцентрирован на Дики Молтисанти, с перспективы которого мы наблюдаем большую часть событий. Алессандро Нивола сыграл очень колоритного персонажа, и увидеть такого героя в мире Сопрано было крайне необычно и ново. Образ Дики, один из немногих, кого вживую в сериале мы так и не увидели, здесь мне определенно понравился. Всё же большинство членов семьи в сериале, которых мы видим, уже ребята средних и не очень лет, а этот персонаж молод и энергичен, при этом занимает ведущие позиции и находится в центре внимания. Часть сюжета отведена новому персонажу, за развитием которого лично мне, без каких-либо предвзятостей, было любопытно наблюдать – темнокожему бандиту Гарольду Макбрайеру, выступающему хоть и не непосредственным сторонником протестных настроений афроамериканцев, но всё же сопереживающим и солидарным, выступающим по-своему.
Описать и оценить сценарий в двух словах довольно сложно, поскольку, как и в Сопрано, он скорее о персонажах, взаимоотношениях между ними и символизме, только здесь это приобретает гораздо меньшие масштабы. Отсюда выходит один из существенных недостатков фильма – фрагментарность, если угодно, скомканность. Если с первой половиной фильма всё хорошо, то во второй ощущается явная нехватка хронометража и вырезанных сцен (на это намекают некоторые не вошедшие сцены из трейлера и фото со съемок). Фанатом фильм смотрится довольно легко, и ещё один час, который мог бы восполнить недостающие детали сюжета, оказался бы не лишним. Абсолютно обоснованно мнение, что формат сериала подошёл бы гораздо больше. Отдельно отмечу, в сериале не раз упоминалось о том, что Дики был алкоголиком и наркоманом, коим впоследствии станет его сын. Не люблю додумывать сценарий, но последний порок был бы кстати, и взаимоотношения с персонажем, которого сыграл Рей Лиотта, через призму галлюцинаций главного героя, были бы драматичней и вполне соответствовали духовной линии сериала. Идея своеобразной неискренней исповеди Дики Молтисанти, имеет сходства с работой над поведением Тони, и является одной из сильных сторон фильма. Зрителю дают понять, какие черты характера и поведения Дики, а не отца, мог впитать в себя Сопрано, а какие, возможно, достались в наследство Кристоферу. Мы действительно видим образец для подражания и харизму персонажа, которую так ценил в сериале Тони.
Среди новых персонажей запоминается трансформиующаяся из скромной, едва говорящей по-английски, в уже знакомый нам по сериалу образ спутницы италоамериканского бандита (Мишела Де Росси). Внимания заслуживает роль Майкла Гандольфини. Всё та же беда с хронометражем не позволила раскрыть юного Тони Сопрано, но по всему виднеется потенциал и схожесть с образом, который был создан отцом. Местами его взгляд и мимика попадали в точку.
Полли, Сильвио и Пусси. Мне игра троих пришлась по душе. Их несложно представить такими. Несостыковки с возрастом однако мешали восприятию. Местами чувствуется скрупулезная работа над деталями, местами такие несоответствия. Спорными вышли молодой Джуниор и Джонни Сопрано. Оба актёра не похожи. Если первый хорошо раскрыт в сериале, и его мотивация вполне соответствует образу, но всё же имеется недосказанность, то второй совершенно не вписывается в тот самый образ. Он слишком серьёзен и суров, в то время как Джонни из сериала был стереотипным вспыльчивым италоамериканцем, сцены с которым в принципе можно было представить и в комедийном ключе, но в то же время, очень хладнокровным бандитом. Отсюда известная по сериалу сцена с выстрелом в причёску выглядит весьма натянутой, ведь даже будучи рассказанной за посиделками семьи в сериале, она звучала гораздо колоритнее и смешнее. Мы не видели ее, но мы отлично ее представляли, она не нуждалась в визуализации, магия разрушена.
Последнее, на что я хотел бы обратить внимание – это «повесточка», о которой говорит аудитория, обвиняя Дэвида Чейза в скатывании, и записывании его чуть ли не в сторонники Black lives matter. Как мне кажется, что в сериале, что здесь, Чейз не пытается вызвать у зрителя сочувствие к проблеме притеснения афроамериканцев, оставляя происходящие события лишь событиями, служащих фоном для моральных терзаний персонажей. В конце концов, ни бандит и наркоторговец Гарольд, ни разъяренная толпа протестующих, грабящих витрины магазинов и калечащих людей, отнюдь не образцы, вызывающего хоть какую-то солидарность поведения. Кроме того, события интересны, имеют исторический характер, и не раз упоминались в сериале. Было бы любопытно увидеть, к чему они привели на улицах Ньюарка более подробно.
Фильм очень хочется оценить высоко, но как первую главу в истории, нуждающейся в расширении. Я искренне хочу увидеть отдельные фильмы про других персонажей или мини-сериал, на что имеются очевидные намёки, поэтому:
Произведение, наполненное массой отсылок и персонажами из Клана Сопрано однозначно заставит фанатов остаться неравнодушными. Другое дело, что раскрыли тут далеко не всех и времени для этого было не очень то и много.
Сериал повествует о происходящих в Ньюарке бунтах чернокожих, а затем и их столкновениях с итальянской мафией, что выглядит очень убедительно и вынуждает тебя примкнуть к экрану.
Главный герой - Дикки Молтисанти (отец Кристофера из вышеупомянутого сериала) - одна из центральных персон этой картины. Его актерское мастерство действительно впечатляет. И тут ненавязчиво сразу же можно провести параллель и с Джеймсом Гандольфини, игравшего Тони Сопрано. Молтисанти постоянно сталкивается с неоднозначными проблемами, заставляющими его будучи гангстером размышлять о добрых делах, который он может сделать и находить себя в этом жестком мире. По ходу картины к нему возникает множество эмоций различного спектра и при просмотре ты действительно сопереживаешь его персонажу,
Сам же фильм в первой половине подан относительно неплохо, в каких то моментах даже затянуто, но в целом оттуда есть, что почерпнуть. Картина по ходу всего события радует отсылками и сценами, где ты задумываешься о вещах. Но второстепенные персонажи, как мне кажется, раскрыты явно плохо. Столько знакомых лиц, которых ты помнишь по любимому сериалу, а эфирное время ввиду соответствующих рамок они не получают, да и каст для них не самый удачный. В приквеле явно демонстрируется, что среди мафиози нет хороших людей и в реальности они так или иначе совершают очень жестокие вещи, как бы вы к этому не относились.
Все смотрится очень живо, хоть и без недостатков. Если вы когда-то смотрели Клан Сопрано и являетесь любителем данного сериала - настоятельно рекомендую к просмотру. Картина, где раскрываются истории из сериала, есть очевидные отсылки, что радуют глаз: графика, сюжет - все для меня в этом сериале держится на очень хорошем уровне. Но поскольку далеко не все персонажи были раскрыты и сам фильм в моментах выглядит скомканным -
Как жили мы борясь и смерти не боясь,
Так и отныне жить тебе и мне,
В небесной вышине и в горной тишине,
В морской волне и в яростном огне.
И в яростном, и в яростном огне...
Гангстерское кино такое же актуальное как сказания о Великой Отечественной войне для русских или вестернские байки о временах Дикого Запада для янки. Сколько лет не минет, а тема будет эксплуатироваться бессчётное количество раз. Ибо членов тайного сообщества 'повязанных' - пруд пруди. Одни уходят на покой, других на покой 'уходят' и их вакантные места, занимает достойная смена. Тоже спешат, тоже кипят делами. Жизнь коротка, а хочется и того, и этого, и разного, и многого... И конвейер желаний, ненасытной утробой через край, под завязку, без всякой разумной меры. Впрочем это не только в 'Коза Ностре'. Это повсюду присутствует. Жаден человек. Тщеславен. Слаб. Охоч до соблазнов.
'Мейерс Лански' в нынешнем сезоне потчевал зрителей опусами легенды преступного синдиката. Восемьдесят один год дед коптил небо. Казалось бы, мастера криминалитета столько не живут, а он, взял да исхитрился... Рассказывал, рассказывал, рассказывал дотошному корреспонденту страницы славной биографии, воспроизводя для потомков зачистки, высоты полёта, ручьи и реки денежных потоков. Динозавр. Рептилия. Таких и нет ныне в мире.
Обратная сторона 'золотника' счастья мафиози - 'Мафия: Смертельная игра'. Здесь юноша только-только набирается жизненного опыта. Присматривается. Старается походить. Пример берёт. Ума-разума набирается. А вокруг 'тузы', а вокруг, коронованные делом особы. Ножичком поиграть - им ничего не стоит. Пыхнуть стволом орудия - всё равно что вилкой пасту пошевелить за обедом. Матёрые волчары...
Так что же 'Множественные святые Ньюарка'? О ветеране дела повествование? О мальце несмышлённом деликатности? О ком именно речь? Что автор избрал главенствующей идеей работы? Будни 'итальянских рабочих' на тяжёлых американских хлебах перед нами? Да пожалуй что так. Так и есть. С ранья и до зари 'пашут' безустали. И ночью тоже иной раз, пашут.
Не желаем жить по другому,
Не желаем жить, эх по другому,
Ходим мы по краю, ходим мы по краю,
Ходим мы по краю родному.
Мы бродим от утра и до утра.
Чужие сапоги натерли ноги.
Работникам ножа и топора -
Романтикам с большой дороги...
Серость однообразия до скучной скуки в двухчасовом разливе. Дядя Тони Сопрано - очерком захудалой жизни. Отношения с папой. Отношения с любовницей. Отношения с племянником. Отношения с окружением. Отношения, отношения, отношения... Разговоры, разговоры. За годом год. Ничто не меняется. Всё размеренно, гладко. Режиссёр преисполнен почтения к профессии этих людей. А потому обстоятельность до сериальной размеренности, неторопливости, способны пробудить гнев жаждущих автоматных очередей. От 'Крёстного отца' тут ни на грамм. От 'Однажды в Америке' ни на щепоть. Да разве только от них? Мелко, буднично, скудно. Но именно в этом, судя по всему и таится рациональное зерно картины. Словно насмехается над персонажами автор. Женщины - глупы и меркантильны в 'мафиозном доме'. Мужчины - бесталанны, слепы... Афроамериканцы с итальянцами разборками за лакомые куски пирога улиц, сегодняшней презентацией.
Вряд ли у широкой публики лента найдёт армию поклонников. Проходной, второстепенной её можно назвать. Но для любителей гангстерского кино просмотр обязателен. Хотя бы в ознакомительных целях.
Знаете что отличает гениального творца от обычного? То, что он не идёт на поводу у своих поклонников. Если бы Чейз был обычным автором, он выпустил данный фильм про Тони, про его становлением боссом. Но нет! Чейз захотел и представил публике свою историю, которую он хотел рассказать. Не про Тони, а про отца культового персонажа 'Сопрано' - Криса Молтисанти (кстати для поклонников персонажа в фильме есть сюрприз).
Почему это лучший фильм про мафию?
Всё просто. В фильме гениально показана атмосфера тех лет: не равенство среди афроамериканцев и американцев. Как на самом действовала 'Организация', а не сказочно как в культовом 'Крёстном отце'.
Как и в культовом сериале, тут зритель может насладиться безупречной игре актёров (чего не встретишь в современных фильмах), отличной картинке. Оператору можно уже выдавать оскар.
Майкл Гандольфини - Сын исполнителя главной роли сериала Сопрано Джеймса Гандольфини сыграл настолько тонко, так удачно попал в своего персонажа, что уже общественность всерьёз уверена что он сыграл лучше Аль Пачино в уже упомянутом 'Крестном отце'. Хотя превзойти своего отца он в ряде моментов всё же не смог, но фильм идёт 2 часа против 6 сезонов сериала.
Джон Бернтал, прославившейся своими ролями в 'Карателе', 'Выстрел в пустоту', сыграл отца Тони. Но у него мало экранного времени. Хотя в отведенных минутах фильма, он сыграл очень качественно.
Безусловно самый запоминающийся персонаж фильма это Дикки Молтисанти. История его трагична и завораживающая.
Почему это лучший фильм?
Сейчас отвечу на этот вопрос. Возьмём Титаник, Джеймса Кэмерона. В этом шедевральном фильме нет лишних и скучных сцен. Вот и в 'Множественные святые Ньюарка' точно так же! Фильм начинается и заканчивается безумно крутыми сценами, для меня он главный претендент на оскар.
Ради чего смотреть?
Ради отличного сюжета, финальной сцены с культовой песней сериала, безупречной игре актёров. Да и просто, если вы любите фильмы про мафию, то этот фильм лучший в этой категории. Да простят меня поклонники 'Славных парней' и прочих фильмов.