Это кино имеет отдаленное отношение к Джамал Ад Дину, процентов 98% из фильма - это художественный вымысел и любой человек, изучавший историю Шамиля понимает, как грубо и нагло использовали известную личность, чтобы заработать деньжат.
25 апреля сего года ведущий историк по Кавказской войне написала в одной из соц сетей гневную тираду, оказывается ей отправляли сценарий три года назад и она ужаснувшись, написала все косяки создателям, её конечно быстренько отстранили и забыли. Кто стал историческим консультантом и был ли он вообще, история умалчивает.
Для русских, кто не знаком с историей этой войны и конкретно с историей Джамал Ад Дина, кино может показаться достойным, вижу тут хвалебные рецензии на эту муть. Но любому знакомому с историческими трудами видно, что сняли вымышленную пропаганду для осваивания молодежи. Я сам был свидетелем, как молодые дагестанцы, сидя в кинотеатре, хлопали этому фильму, фильму сплошь состоящему из лжи. Задал вопрос одному из ребят, читал ли он хоть одну книгу по теме, конечно, не читал. Да и в школах Дагестана, оказывается, запретили преподавать Историю Дагестана.
С самого первого кадра мы видим плохого дикого горца и воспитанного царского офицера, да вот только авторы видимо не знакомы с генералом Граббе и его армией и что они тут вытворяли. Любовная линия, которую взяли за основу сюжета, не имеет явственных подтверждений. Все, что с этим связано, - это вымысел.
Про мелкие недочеты даже молчу, Джамал Ад Дин предстал перед Шамилем в горской одежде, Имам приказал, чтобы сына привели в нормальной одежде, а не в царском мундире. Братьев (Газимухаммада и Мухаммад-Шафи) в фильме нет, либо не представлены, эпизоды с женитьбой - полнейший вымысел, всё обстояло иначе. Сами действия выглядят мелко, нет никакой масштабности, не вспомнили про Орбелиани, только Чавчавадзе, даже не рассказали, как они в плену-то оказались. Крайне скомканная и неоднозначная пропагандистская концовка.
Из плюсов отмечу красивые костюмы тех лет и малое экранное время Арслана Мурзабекова (этот нежный актер сильно не понравился еще в фильме 'Осада Ахульго'). За это добавлю балл.
Считаю, что в фильмах про исторические места и личности нет места художественному вымыслу. Про Джамал Ад Дина можно снять прекрасный фильм и без этой романтической лжи, источников полно и со стороны горцев и со стороны царской армии.
Как дагестанец, изучавший жизнь Джамал Ад Дина, я расцениваю данный фильм как плевок в лицо всем дагестанцам.
Нужно запрещать на законодательном уровне использование приставки 'основано на реальных событиях', если в фильме больше 50% лжи.
Хотите знать про Джамал Ад Дина? Читайте книгу 'АМАНАТ КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЫ' Хаджимурада Доного
Не буду лукавить, мысли от просмотра противоречивые. Но для начала сделаю сразу две важные для меня оговорки.
Раз создатели вставляют «основано на реальных событиях», фактчекинг оставлю историкам. Например, с удовольствием послушаю Хаджи-Мурада Доного, Патимат Тахнаеву и тд.
Я почти не смотрю современное российское кино — возможно, какие-то вещи, которые мне не понравились, норма в нынешнем отечественном кинематографе. Поэтому перейду сразу к ним.
Не понравилось
Очень примитивные диалоги. Вот совсем.
В последние годы достаточно много смотрел и смотрю мультфильмы (спасибо моим детям). Так вот впечатление, что в «Аманате» диалоги писал человек, ориентированный с одной стороны на детскую аудиторию, с другой — читал Пушкина и Лермонтова лишь в кратком изложении.
В некоторых эпизодах явная подгонка диалогов к повестке. Понимаю — деньги от госбюджетных структур и это нормальное явление, но, кажется, такие вещи делаются более изящно и с большим эффектом на аудиторию (посмотрите шедевры Голливуда — главной кузницы американской пропаганды), а тут «лишь бы сделать».
Ряд эпизодов так и тянут на выведенное еще 60 с лишним лет назад Набоковым определение: «Пошлость — это не только явная, неприкрытая бездарность, но главным образом ложная, поддельная значительность, поддельная красота, поддельный ум, поддельная привлекательность».
Простите, ну, уж слишком схематичны сцены, например, встречи Джамалутдина с Лизой, с Меседу (оставим в стороне сам факт их неправдоподобности) — все эти битые и избитые жесты, охи и вздохи, многозначительные паузы. Из того же ряда разговоры отца и сына, особенно перед смертью главного героя (это вообще такая реверсная лайт-версия встречи Фишеров из «Начало»).
Сцена остановки боя главным героем, сдирание с себя черкески, чтобы показать мундир и последующая дуэль с Мамоновым — это что-то вообще странное. Если честно, давно такой цепочки нелепостей на экране не видел.
Вроде, не сериал-жвачка, но по всему этому ощущение, что на экране обернутые в более дорогую обертку очередные «Мухины», «Чужой против бешеного» и тп.
По мне не попал в роль Амин Хуратов («Джамалутдин») — переигрывал, мимо слов, местами словно играет на сцене театра, а не перед кинокамерой. Очень неестественно смотрелся по ходу практически всего фильма.
Не носитель аварского языка, отношусь вообще к другой языковой группе, но даже мне резало слух произношение героев — давно общаюсь, дружу с аварцами, знаю многие слова и выражения. Подтвердили жуткие огрехи после фильма и сами аварцы. Думаю, можно было бы обратиться к актерам Аварского театра или специалистам с русско-дагестанского отделения филфака ДГУ — уверен, помогли бы. Или вообще отказаться от использования национального языка в фильме, чем делать это в такой форме.
Понравилось
Хоть и завернутая в обёртку кинематографа слишком прямолинейно и местами даже топорно, идея фильма о мире и дружбе, о единстве. Она правильная, она необходимая, особенно, когда это создано на деньги, в том числе такой организации как ФАДН.
Местами просто шикарные натурные съемки, операторская работа. Это, в первую очередь, конечно, касается сцен горного Дагестана, но хорош в кадре и Питер, и русская деревня.
Для республики это все дополнительная реклама — если оставить в стороне перипетии фильма, то это красивое промо про Дагестан: горы, заброшенные села, долины и тд
Очень интересная Нина Гизбрехт («Меседу»), но роль которой, к сожалению, была сведена до уровня манекена.
Екатерина Гусева в роли матери Лизы, Шамиль в исполнении Арслана Мурзабекова (но на аварском лучше бы он не говорил). Особенно уставший Шамиль был очень хорош.
Музыка Артема Васильева и Владимира Такинова. Ее было достаточно, но она не мешала.
В целом, впечатление от фильма как о красивом, но довольно обычном сувенире. А сувениры лишь напоминают о чем-то и не могут (при всем желании авторов и героев) претендовать даже на копию.
Джамалуддин – русский офицер, который будет до последнего сражаться за родину. Вот только… его настоящая родина – не Россия, а Дагестан. Еще в детстве его отец – имам Дагестана и Чечни – отдал своего сына российской армии в качестве залога: мол, наш народ тоже предан России. Мальчик, сначала дикий и воспитанный на жестоких правилах, очень быстро учится и приобретает навыки военного дела, а после становится настоящим офицером Российской империи. Его единственное стремление в жизни – остановить войну между русскими и дагестанцами, поставить конец братоубийственным боям. Ведь друзья у него и родные как с одной, так и со второй стороны. В этот сложный период жизни на его пути встречается великолепная девушка – Лиза Оленина (кстати, старая знакомая, в которую парень влюбился еще в детстве). Он очень хочет сохранить и любовь, и свою офицерскую честь. Но получится ли достичь успеха в одном, не пожертвовав другим?
Для меня это оказался очень глубокий фильм. Намного глубже, чем исторические события или чем сильная любовь. Конечно, обе эти темы тоже вызывают неподдельный интерес, но намного интересней с разных сторон рассматривать личность главного героя. Внутренний конфликт на лицо, даже и говорить не стоит. Для меня важнейшим вопросом сюжета стал не вопрос «Чей же Джамалуддин заложник: любви или любви?», а вопрос «Служа России, он служит чести или все же совершает предательство своей семьи и родины». Думаю, после просмотра каждый сам для себя ответит на этот вопрос.
Важно сказать, что и его любовь отыграла тут важнейшую роль. Вообще вот смотришь, и в некоторые моменты аж слезы выступают. Непонятно только, то ли это слезы гордости, то ли искреннего уважения к самому герою. Хочу еще отметить, что и сама природа тут сыграла тоже передовую роль, ведь она была одним из образов, из которых состояло восприятие парня. Вся эта красота гор, рек, долин, неба, туманных троп создавала особую атмосферу; как будто по-настоящему перенесла в те места, в то время, в ту культуру. Я бы вообще назвала это не только драмой и историческим фильмом, а и байопиком. Здесь чувствуется грандиозность какая-то даже.
Актеры сыграли очень хорошо. Для меня Амин Хуратов, сыгравший главную роль, стал настоящей находкой. Видно, что это человек, который искренне проникся историей своего персонажа. Как ни странно, я видел его и раньше в разных клипах и соцсетях, то никогда бы не мог подумать, что он способен сыграть такую мощную личность. Варвара Комарова вообще показалась мне настоящей голливудской актрисой, со своим стилем и знанием себе цены. Очень качественно отыграла. Неожиданно было увидеть Екатерину Гусеву – какой-то непривычный для нее образ.
После просмотра нахожусь под глубоким впечатлением. Мне очень понравился фильм: удивляюсь, как в нашей истории еще много таких великих личностей и событий. Действительно качественное, стоящее кино, которое может посоревноваться (и даже победить) зарубежные фильмы этого же жанра. Браво!
Перед зрителем предстает удивительная, трагичная и мало кому известная история судьбы сына имама Шамиля. Так вышло, что фильм «Аманат» — первая в истории отечественного кинематографа экранизация жизни героя. Да, существует еще один «Аманат» 2016 года, за производством Казахстана, но он совершенно о других людях и другой эпохе.
В основу данной картины легла реальная необычная и драматичная судьба Джамаладдина, старшего сына имама Шамиля. Эта история - не просто выдумка, а реальные события, происходившие в середине XIX столетия в Российской Империи, где почти все герои имеют конкретные прототипы. Само слово «аманат», к примеру, в исламе понимается как обязанность сохранения чего-либо доверенного вам Богом или человеком и одновременно является самой доверенной сущностью. На Кавказе – это необходимый компромисс. У Джамаладдина как раз была такая судьба. Он, будучи сыном имама, стал тем самым аманатом, заложником в чужой для него среде.
Но создатели не стали заострять свое внимание только лишь на сухих фактах и исторических справках, пусть даже местами оформленных в мемуары и опубликованные письма (в свое время даже сам Александр Дюма хотел написать роман о этих событиях), а решили сделать центром картины историю любви Елизаветы и Джамала. Тристан и Изольда, Ромео и Джульетта, Джек и Роза — да, местами первоначальных аналогий не избежать, но у этих влюбленных получился свой, обособленный путь, который оказался настолько же романтическим, столько и трагическим. Их экранные встречи были кратковременными, но любовь не угасала на протяжении многих лет жизни.
Кроме этого картина затрагивает и другие немаловажные темы — ответственности, свободы, чести, долга, войны и мира, а также устройства социального и государственного института и важности переговоров, чтобы услышать друг друга. Сюжет не делит все на черное и белое, а пытается исследовать полутона, ведь все это происходило с живыми людьми, каждый из которых принимал решения, опираясь на свой персональный и в тоже время объективный опыт, где идеи чаще, как это ни прискорбно, оказываются важнее людей. Действительно ли у разных национальностей разные понятия о чести, самопожертвовании и долге? Может ли один человек совместить в себе культуру и идеи двух народов?
Сценарист и генеральный продюсер ленты Шамиль Джафаров («Высота 220», «Хранитель времени») заявлял, что к сценарию ленты он приступил еще в 2016 году, а сами съемки фильма начались в 2018 году, но сейчас в качестве постановщиков за картиной числятся два человека и это не случайно.
Изначально, режиссером картины выступил Антон Сиверс, обладатель «Золотого Орла» за картину «Вербное воскресенье» с Екатериной Гусевой и Дмитрием Дюжевым, но после того, как началась пандемия, съемки пришлось приостановить. К этому моменту были сняты все сцены в Санкт-Петербурге, а вот с масштабными и массовыми съемками на Кавказе пришлось повременить. Как только были сняты ограничения, оказалось, что Антон уже занят другим проектом и создатели пригласили Рауфа Кубаева («На краю стою», «Географ глобус пропил»), который в итоге снимал все эпизоды, связанные с Кавказом, в Дагестане. И это именно тот случай, когда что все, что не делается — все к лучшему.
Само повествование и путь Джамаладдина поделен на две составляющие — в одном присутствуют бескрайние и могучие горные просторы, живой кавказский быт, грозные баталии и непримиримый характер родных кровей, а с другой просветительская жизнь с северной столице, военная выправка и дисциплина и конечно же утонченная, возвышенная и запретная любовь к русской красавице Елизавете. Сама сюжетная структура органично оправдала наличие двух постановщиков и каждый из них справился с поставленной задачей достойно.
Мы увидели два мира, со своим историческим бэкграундом, законами и традициями. Благодаря блестящей работе оператора Антона Дроздова-Счастливцева, мы смогли прочувствовать невероятную красоту обоих миров, которую он передал с преданной точностью, сочно и красочно. И уж поверьте, если царский Питер - частый гость больших и малых экранов, то после просмотра «Аманата» многим обязательно захочется посетить Дагестан. И наверное, в первую очередь мавзолей Джамалутдина в Карате, который является одной из главных достопримечательностей Ахвахского района.
Нельзя не заметить, что в ленте принимало большое количество людей, отвечающих за художественное оформление: костюмы, реквизит, вооружение, язык, хореография боев и наступлений — на экране виден колоссальный труд, который хочется отплатить зрительским вниманием.
Ко всему прочему, команде очень повезло в плане актерского каста. Здесь не будет громких, замыленных или попкорновых имен. Старая школа в лице Екатерины Гусевой, Даниила Страхова, Фархат Махмудова, Арслан Мурзабеков Андрея Соколова - не перетягивает внимание на себя реальных, а дает сосредоточиться именно на тех героях, которых они замечательно играют.
Но в первую очередь, порадовали актеры-дебютанты - Амин Хуратов сыгравший самого Джамаладдина («Северный ветер»), Варвара Комарова отметившуюся в роли Елизаветы Олениной («На луне», «Этерна), и эпизодические роли Камиля Мурзабекова и Нины Гизбрехт. У всех вышеперечисленных лицедеев, пока еще нет большой обоймы ролей в кино, но если в ближайших проектах они будут проявлять себя также талантливо, как и здесь, то их ждет хорошее будущее с востребованностью в российским кино.
«Аманат» - это достойное, актуальное и универсальное кино, о поиске и преданности (отцу, делу, стране, любимой — нужное подчеркнуть), где каждый из зрителей найдет и выявит что-то свое. Да, реальные факты немного изменены в угоду художественной составляющей картины, но дух и посыл у показанной истории передан как никогда верно и правильно. Рекомендую к просмотру и изучению данной страницы в истории нашей Родины.
Аманат – заложник, так растолковывается это слово, заимствованное с Востока. Новый фильм «Аманат» основан на реальных событиях. Эта одна из тех картин, которую полезно посмотреть и хоть немного проникнуться историей прошлого.
Сюжет знакомит зрителя с гордым, своенравным народом Кавказа. Бесконечные войны измотали коренных жителей гор и ради мира на своей земле Шамиль, предводитель кавказских горцев, отдает в заложники родного сына Джамалутдина. Именно он и становится Аманатом, заложником в чужой стране ради перемирия противоборствующих сторон. При дворе Николая Первого девятилетний мальчик получает качественное образование и остается служить в российской армии. Там же он влюбляется в молодую и красивую Лизу Оленину. Но судьба к влюбленным неблагосклонна. По окончании обучения Джамалутдину необходимо вернуться на свою историческую родину.
Начну с того, что фильм невероятно красив и эмоционален. Показана жизнь юного Джамалутдина в первые годы обучения, затем его взросление и вот перед нами статный, красивый парень, во взгляде которого чувствуется честь и доблесть. Он бесстрашно защищает свое достоинство на дуэли, но рядом со своей возлюбленной Лизой, становится трепетным и нежным парнем. История их любви чем-то напоминает трагичную любовь Ромео и Джульетты. Такие же непреодолимые обстоятельства мешают влюбленным быть вместе, но, не смотря на это, они остаются верными своим чувствам даже спустя годы, до самого конца. Красивая сцена получилась на балконе. Дух захватывает, эмоционально очень насыщенный момент, один из лучших в фильме.
Картина многогранна. После романтической линии начинается этап повествования, в котором показано мироощущения главного героя. Джамалутдин, проживший много лет в России, возвращается домой на Кавказ. Он одинаково сильно любит и свою родину и Россию, но сыновий долг не позволяет идти против отца и Джамалутдин остается в своем родном ауле. На него возлагаются серьезные обязанности. Еще одним трогательным и эмоциональным моментом стала встреча молодого парня со своими родными после стольких лет разлуки. Замечательная сцена!
Фильм сочный и красочный. Великолепные пейзажи Кавказа, горы и природа сняты точно и с лучших ракурсов. Колорит местных жителей, их традиции, воспроизведены в деталях. Интересно увидеть, как выглядела армия царской России, их обмундирование и оружие. Костюмеры и гримеры постарались на славу, смотрится все это великолепно и дорого. А еще хочется отметить музыкальный ряд. Музыкальный фон в нужных моментах пробирает до души.
Главные актеры Амин Хуратов и Варвара Комарова не искрят крутой фильмографией, но, как здорово они играют! У Амина Хуратова настолько теплый и проницательный взгляд, что он располагает к себе моментально. Его герой основа этого фильма, на нем держится буквально все, и актер отлично справился с возложенной на него задачей. Варвара Комарова не уступает. Ее героиня красивая, смелая девушка, готовая ждать и верить.
Кино запоминается. Оно вызывает настоящие эмоции. В нем поднимаются серьезные вопросы долга и чести, дружбы, предательства, настоящей любви. Финал оказался непредсказуемым. Я советую к просмотру это кино. В этой истории каждый найдет что-то особенное и важное лично для себя.
Признаюсь честно, что собиралась написать положительный отзыв и поставить фильму 10 баллов еще до того, как его посмотрела. Не могу даже объяснить это желание поддержать отечественное качественное кино (не из серии тупого юмора от камеди клаба и актеров уровня Бузовой).
Я не большой знаток Кавказской войны, да и фильм не об этом. Уверена, что многих смутит историческая недостоверность, которой думаю тут предостаточно. Давайте же будем немного лояльней, ведь это не исторические хроники, а все-таки художественное кино. Лучше вычеркнуть и забыть фразу “основано на реальных событиях”. Цель была не рассказать историю войны за Кавказ, а показать историю любви и долга в исторических декорациях. Думаю, после просмотра многим будет интересно обратиться к реальной истории Кавказкой войны, узнать кто же такой Имам Шамиль и почему его так почитают в Дагестане.
Что касается фильма, то история получилась красивая, несколько наивная и романтизированная. Смотрится фильм легко. Судьба Джамалутдина не проста. Он свой и в русской армии, и на Кавказе. Его 'братья' по обе стороны баррикад. Есть понятия чести, верность обычаям, но как же быть с настоящей любовью? 'Есть вещи важней счастья' - говорит главный герой. И к сожалению, с его ролью и значением в этой войне так и есть. Он не просто заложник царя, он заложник своего долга. Понравилось, что в фильме не одну из сторон не пытались сделать плохой или хорошей, свои подлецы есть и там, и там.
Огромный плюс — это невероятные пейзажи Дагестана. Похоже, что оператор и все создатели фильмы были так очарованы природой, что пытались вставить и показать нам, как можно больше гор. Такая ненавязчивая туристическая реклама региона. Итак, незаезженный сюжет и красивая визуальная картинка определенно сильные стороны фильма.
Еще одна важная составляющая любой картины — это актерский состав. Тут к сожалею, все не так радужно. Начну с положительного. Даниил Страхов очень хорош. Даже не узнала его сразу. Мамонов умный, деспотичные и себе на уме. В сценах сражения смотрится органично и даже подтягивает на свой уровень партнеров по кадру. Персонажи с небольшим экранным времен (рука не поднимается назвать наших царей и Шамиля второстепенными персонажами) вполне на своих местах, но и никаких эмоций не вызывают.
Теперь о главных. Амин Хуратов и Варвара Комарова на фоне маститых актеров выглядят студентами на дипломном спектакле. Играют откровенно слабо, химии между героями нет и в их чувства совсем не веришь. У Амина есть пару хороших сцен, с тем же Страховым, потенциал у актера есть, но раскрыть его не удалось. Екатерину Гусеву уважаю как актрису театра, но здесь она выглядит крайне неубедительно, особенно в начале. Более наигранного дружелюбия представить себе сложно. Хочу отметить маленького Джамалутдин, к сожалению, на Кинопоиске не нашла кто играл. Мальчик очень искренний и убедительно сыграл, получше многих взрослых.
Откровенно говоря фильм, не на 10 баллов. Но и не разочаровал. Как говорится “за попытку спасибо”. Я с удовольствием посмотрела кино с красивой картинкой и довольно интересным сюжетом. Искренне люблю Дагестан и его природу, за это фильму 8 баллов. + 2 за хорошую патриотическую историю).
Новая драма «Аманат» основана на реальных событиях времен Кавказской войны. Режиссеры и сценаристы обнаружили небольшой исторический эпизод, который показался им интересным и удобным, чтобы наполнить его художественным вымыслом. И как я посмотрю, «Аманат» в действительности заслуживает внимания и рассказывает нам о судьбе удивительного человека, который не просто оставил по себе след в истории, а отчасти даже определил будущее нашей огромной страны.
Дело в том, что запертый русской армией в одной из горных крепостей имам Шамиль вынужден был отдать в Россию в качестве заложника (аманата) своего старшего сына в обмен на жизнь всех остальных его людей – и воинов, и мирных жителей.
10-летнего Джамалуддина Шамиля привезли в Петербург и отдали учиться в один из кадетских корпусов имени императора, где он и провел все детство и юность, дослужившись до звания поручика. Будучи приближенным к самому Императору, юноша добился немалых высот в российском обществе и почитал Россию, как свою истинную Родину. Вместе с тем он не мог забыть о землях и народе своего отца, и вот пришло время нашему герою сыграть ключевую роль в давнем противостоянии, которое унесло слишком много жизней.
Кроме этой исторической части, пересказывать фильм не имеет смысла. Нужно лишь сказать, что авторы превратили жизнь маленького дикого аварца в Петербурге в настоящую драму, которую вы не сможете смотреть без слез на глазах. Здесь и любовь, и ревность, и дуэли, и, конечно, государственные интересы, которые превыше личного счастья.
Довольно приятно в фильме представлена романтическая линия Джамалуддина и Лизы Олениной. Здесь нет излишества так называемых соплей и слез, зато есть искренняя чувственность и эмоции, которые в своей жизни должен был бы пережить каждый человек, ведь без истинной любви мы по сути никто. Но опять же, фильм не скатывается при этом в мелодраму, а любовная линия всего-навсего позволяет авторам картины более объемно представить образ главного героя.
Порадовали меня и сцены сражений, которые сняты с привлечением масштабной массовки в натуральных локациях. Режиссеры смогли избежать спекуляции на компьютерной графике и постарались сделать кино, что называется, из гущи событий – то есть ты веришь в то, что видишь на экране и это очень важно для восприятия этой истории в целом.
Так что снято все это с достаточной исторической достоверностью. Главные роли исполняют молодые актеры, делают это неплохо. Но в кадре периодически появляются Андрей Соколов, Даниил Страхов и Екатерина Гусева. Кино получилось достойное и это самое главное.
Кавказская война в изложении журнала «Мурзилка» - это все, что касается содержания фильма. Что касается художественной ткани, то ее просто нет. «Я аварец, мусульманин и русский офицер. Слова не нарушу». «Неужели вы из тех, кто говорит о мире и готовится всадить нож в спину?». « Вы здесь моя гостья, можете стать пленницей, а то и наложницей». «Вновь на Кавказе. А говорят, что в одну реку нельзя войти дважды». «Народ Кавказа не примет российского рабства. – Да, я давно говорил: пора отменить крепостное право сверху, пока оно не отменило себя снизу». Последняя реплика принадлежит еще Цесаревичу Александру. Это лучшее из сценария. Худшее: « Я люблю только тебя. Ты у меня единственная (единственный, в зависимости от того, кто говорит). Картина без единой непошлой реплики. По изображению - вампукка высшей марки. Карнавал наших современников, ряженых в николаевские мундиры и черкески. Монтаж: помесь традиционного монтажного темпа с вкраплением клиповых приемов. Музыка- пародия на основные темы Шварца к фильму Мотыля «Звезда пленительного счастья».
Картина вышла, освященная маркой Российского военно- исторического общества. Задача РВИО – защита отечественной истории от искажений и домыслов. Святая задача. Полагаю, что образы имама Шамиля, его сына Джамальэтдина, императоров Николая и Александра, Леонтия Дубельта воссозданы на экране со всей исторической достоверностью. Искажений не допущено. Но вот беда: исторически- достоверное, но халтурное и бездарное воплощение всю историческую точность обращает из плюса в минус. Проходимцев всех мастей и от всех искусств, которые точно поняли, что на защиту отечественной истории родная страна денег не пожалеет, оказалось избыточно. Так что, кажется пора российскую историю защищать не столько от исказителей, сколько от посредственностей. В финале у меня родилась фраза, которую готов подарить создателям «Аманата» для будущей картины: «Талантливый враг лучше бездарного союзника». Так себе фразочка, знаю. Но для картин подобного сорта в самый раз.
Художественное творчество преображает, а не соответствует
Заранее извиняюсь за философскую стилистику моей рецензии. Это тот случай, когда хочется критиковать не сам фильм и даже не его создателей, а некоторых его критиков.
Этот отзыв - скорее порыв души, дабы немного охладить пыл некоторых исторических правдолюбов. И это касается далеко не только этого фильма.
Многие рецензенты и критики ссылаются на историческую недостоверность этого фильма. Но, право, господа, какое это вообще имеет значение для художественного произведения? Возможно, кому-то стоит напомнить, чем отличается художественное произведение от документального?
Напоминаю. Первое - это вид искусства, а второе - вид информационного или научного труда.
И даже фраза 'Основано на реальных событиях' вовсе не отменяет первостепенную основу художественного замысла, суть которой в том, что авторское творчество всегда превыше фактологии, хотя и не отменяет таковую. Поэтому вышеуказанная фраза имеет право в принципе означать лишь некие намёки на соответствующую историческую тематику - и не более того. При этом сценарий, основанный на этой исторической тематике, вовсе не обязан соответствовать исторической достоверности, как и вообще любой фактологии. Даже частично не обязан. Образно выражаясь, если Петербург основан на болотах, то сам он не обязан быть болотом, даже частично)) В этом и есть искусство. Или можно привести пример с 'графом Дракулой', придуманным писателем Брэмом Стокером на основе реального исторического прототипа (Влада III Цепеша), но при этом также не имеющим почти ничего общего с исторической достоверностью. Но, тем не менее, это художественное произведение вызвало настолько сильный резонанс в искусстве, что породило целое отдельное тематическое направление - как в литературном творчестве, так и в киноискусстве. И это вполне соответствует одной из основных целей искусства - преобразить или переосмыслить обыденную реальность в сознании человека, либо даже создать новую реальность. А сколько ярких примеров несоответствия из жанра научной фантастики, когда научные факты порой даже осознанно искажаются или вовсе перевираются. И всё ради реализации основной идеи авторского художественного замысла.
Таким образом, цель любого искусства, как и любого художественного произведения - вызвать у человека задуманные художником чувства, эмоции и оставить соответствующие впечатления в уме и сердце человека. А порой даже - вызвать то, что и не задумано автором. Суть художественного творчества в том, чтобы преображать естество человека, а не в том, чтобы соответствовать фактам. Искусство - для души, а фактология - для разума.
Фактологией в основном занимается наука, а также научно-прикладные дисциплины. Причём, историческая наука далеко не самая точная из наук, мягко говоря. И споры на исторические темы едва ли соответствуют строгой методологии науки. Полностью доверять стоит только точным и естественным наукам, где любую информацию возможно в реальном времени перепроверить логическим или опытным путём. В исторической же науке часто это сделать невозможно, и слишком высока вероятность фальсификации как самой исторической информации и артефактов, на которых она основана, так её интерпретации. Так что, история в некоторой степени зависима от нашего доверия к ней, в особенности в том, что касается той или иной интерпретации конкретных исторических событий.
Искусство же в доверии не нуждается, кроме доверия в контексте системы Станиславского - в плане оценки актёрского мастерства. Зато искусство очень нуждается в нашем чувственном переживании, в эстетическом восприятии, в ярком осознанном опыте, без которых оно по сути мертво.
Итак, резюмируем - соответствует ли данное кинопроизведение основным целям киноискусства? Сумело ли оно вызвать задуманные автором чувства и эмоции? По моему мнению, художественный фильм 'Аманат' справился с этой задачей на все 10 из 10!
На мой взгляд, основной посыл этого произведения вот в чём.
Величие души человека заключается не в отстаивании до смерти собственных убеждений, ценностей и предрассудков, а в способности пожертвовать всем, и даже собственной жизнью, ради Любви и Мира. Честь, отвага и верность несомненно важны. Но высшей человеческой, а быть может и Вселенской, ценностью является Любовь. Под Любовью здесь понимается не столько любовь к конкретному человеку, а Любовь в гораздо более широком контексте - к родным и близким, к своим товарищам, к своей большой и малой родине, ко всем людям, к природе, к планете, к Миру, к Богу. И жертва ради такой Великой Любви действительно многого стоит. В этом и основной посыл этого фильма. Не считаю себя сентиментальным человеком, но в конце фильма скупая мужская слеза скатилась таки по щеке. Цель фильма достигнута. И за это низкий поклон всем людям, кто работал над этим произведением искусства!
Сразу скажу с историей не знаком. Оцениваю как фильм.
Нам не показали тягу к знаниям главного героя и тягу к книгам. Вот так вот просто - он прилежный ученик и точка. Не было сцен языкового барьера. Как гг обучался русскому языку и как его понимали преподаватели. Т.е. грубо говоря он должен быть 'второгодником', а не со сверстниками обучаться в одном классе.
Самое бредовое, это любовь 10-летних детей, которая питается всю жизнь. Такого не бывает, чтобы при знакомстве девочки с мальчиком, сказать свои имена, а потом уйти и не увидеться больше 15-20 лет. И до сих пор любить и мечтать о встрече. У детей нету любви - есть понятие нравится. Всё это быстро проходит, потому что, если теоретически представить, что хорошие воспоминания запоминаются отчётливо при воздействия негативных факторов. То мы видим, что герои не так уж и страдали. Девочка в богатой семье, явно не капризная. А мальчик уверенный и стойкий - всё ему по плечу. Выходит, что по прошествии пару лет, такое знакомство должно выветривается из памяти.
И вот они выросли, встретились и полюбили друг друга, потому что ждали 10-20 лет. А почему? На чём основан этот порыв, чтобы герои любили друг друга? Этого не показали! В сценарии так написано и точка!
Дальше больше, показывают конфликт, который разрушит их 'крепкую' любовь. Мы уже не переживаем героям. Становится скучно и нелепо на это смотреть.
Начало фильма не удалась. Больше времени потратили на то, как главный герой должен полюбить героиню. Похоже на навязывание: простым словом сказать, вот они полюбят друг друга. Мы поняли. Но нам показывают ещё: вот теперь точно могут полюбить друг друга. Мы опять поняли. И тут: смотрите, возможно, они любят друг друга. Мы - хорошо, пускай. И раз: здесь, вот точно любовь. Мы - вроде бы есть. И т.д.
1 час можно смело перемотать. Самое интересное после 55 минут начинается.
Не раскрыт замысел тяги к знаниям гг и чего ему дала эта учёба.
Не раскрыт замысел этих 'снайперских' прицелов. Их ввели, но сценарий не завезли, как они будут отыгрывать происходящее.
Есть киноляп, когда герой обращается к своим братьям на русском языке. Джигиты не понимают его. Однако слушают и ликуют.
Очень мало времени уделили протагонисту. Очень шикарный конфликт с его 'злодейским' планом. Но злодея показали, как второстепенного персонажа.