Природа человека всегда интересовала кинематографистов по всему миру. Человек – это всего лишь набор электромагнитных импульсов, молекул, бактерий и атомов или нечто большее?.. Что такое человеческий разум?.. Часто в поиске ответов на эти вопросы кинематографисты обращались к жанру фантастики. Создатели «Ханны», ступив на ту же почву, предпочли иной стиль повествования, иную манеру и совершено иную историю: жесткую, наотмашь бьющую возможной реалистичностью, в чем-то беспросветную. Но даже в своем боевике авторы ищут ответы, стремятся к выводам, которые, впрочем, выходят не всегда однозначно очевидными.
Участницей любопытного эксперимента над человеческой природой, умозрительно проводимого создателями «Ханны», является, в первую очередь, сама заглавная героиня. Безусловно, первый сезон во многом становится драмой взросления Ханны, но в этот момент сериал начинает противоречить всем традиционным историям подобного плана. Когда человек взрослеет, то узнает о себе что-то новое, проводя эксперименты над собственным поведением, обустраиваясь в обществе, ища свое место в мире. Занимаясь тем же самым, Ханна, напротив, ничего нового о себе не узнает, убедившись окончательно, что заложенные в нее паттерны поведения делают ее такой, какой она знала себя всю жизнь: бойцом и идеальным оружием, но никак не мечтательной мирной девочкой-подростком. Да, нельзя отрицать и само по себе взросление как умение брать на себя ответственность - более осмысленное поведение, которое к Ханне приходит, но существенно она не меняется. Этот момент становится первым звоночком, что создатели сериала ведут нас к странному выводу, что из человека действительно можно воспитать кого угодно, и это будет работать.
Другой стороной этой монеты становится средоточие зла этого сериала – эксперимент «Ютракс» и его курсантки. Попытка рассказать их историю выглядит смелым шагом, весьма убедительны линии некоторых героинь, отчаянно цепляющихся за иллюзии, их потребность в тепле, любви и ласке, однако, есть одно «но». Эти девочки, когда мы встречаем их во втором сезоне, выглядят совершенно нормальными, разнохарактерными, в чем-то даже убежденными. Однако, человек – это не просто биологическое существо, в куда большей степени это явление социальное, и на формирование характера, стиля поведения влияет общество, окружающий мир. Чтобы создать человека в полном смысле слова, мало заставить прочитать миллион книжек, показать музыкальные клипы, дать посидеть в Интернете. Чужой опыт – это хорошо, но как он может быть усвоен, если человеку не знакомы даже его отголоски, если он вообще никакого опыта не имел? Как он может что-то понять, во что-то поверить и чем-то проникнуться?.. Тот факт, что курсантки «Ютракса» разные, что они – личности, само по себе огромное допущение, не вполне правдоподобное.
Впрочем, самая большая проблема не в вышеуказанном допущении, а в невольном финальном выводе. Чтобы падение «Ютракса», к которому стремятся, среди прочего, две главные героини, было окончательным, бесповоротным и убедительным, он должен пасть сам. Эксперимент должен провалиться, а человеческая природа как совокупность биологического, социального, гуманистического должна победить. Для этого курсантки должны доказать, что они – люди, а не дрессированные звери, воспитанные в клетке, что они не роботы. Не важно, что на них должно повлиять, но такое должно произойти. Между тем, предлагаемый сериалом финал лишь отчасти предполагает такой поворот, исключений слишком мало, и они не опровергают правило, а лишь его подтверждают. А раз так, то в мире всегда останется соблазн повторить, и рано или поздно найдутся безумцы, решившиеся на это. Кроме того – и это самое страшное – такой финал сериала опровергает сам тезис о человеке как уникальном жителе нашей планеты, обладающем разумом и свободой воли, и это, пожалуй, неожиданный минус «Ханны».
Необходимо отметить, что «Ханна» ни в одну секунду не пытается полноценно оправдывать или войти в положение антагонистов, изображая их и их детище как абсолютное зло, которое должно быть уничтожено. «Ханна» лишь упоминает некоторые напрашивающиеся аргументы в защиту эксперимента, но не противопоставляет жизнь свободе, подчеркивая, что одно от другого неотделимо. Может быть, именно поэтому никакой убедительной мотивации для тех, кто стоит за всем этим злом, создателями не придумано: злу не нужны причины, оно совершается просто так. Сущность «целей» из третьего сезона заставляет сделать вывод, что «Ютракс» - это даже не ложная защита безопасности, но банальная борьба проигрывающего прошлого с будущим, воинствующего консерватизма с переменами, попытка остановить прогресс под личиной его общественной опасности. Создатели не оставляют зрителю даже минимальных шансов простить, понять или заявить, что все не так однозначно, и это, конечно, хорошо. Злу не положены оправдания.
Несмотря на то, что актрисы на роли Ханны и Мариссы подобраны просто идеально, несмотря на явный акцент на их взаимоотношения, эта линия в сериале не получилась. Быть может, героини слишком заняты спасением будущего мира, чтобы отвлекаться на чувства, а, может, они сами по себе слишком холодные, но постепенно растущая привязанность совершенно не показана и не раскрыта. Вообще, чувств в сериале нет, он весьма холодный, и даже маленькая любовная история из третьего сезона ничего не меняет. Если в первом сезоне ледяная бесчувственность не слишком ощущается благодаря исключительно трагической роли Эрика Хеллера, очень убедительно сыгранного Юэлем Киннаманом, в котором есть и любовь, и утрата, то в дальнейшем эмоции притупляются, и финал всего сериала, хотя с поведенческой точки зрения предсказуем, по чувствам не слишком убедителен.
Не могу не отметить некоторую сценарную недоработку сериала. Нет, ляпов как таковых, что бросились бы в глаза, я не заметила, но «Ханне» явно не хватает детализации и пояснения. Почему именно курсантки, а не курсанты?.. Почему столь мало внимания тому, что произошло после развязки?.. Почему даже вкратце не завершены некоторые сюжетные арки героев?.. Почему вообще забыли о толпе девочек, и их дальнейшая судьба не описана хотя бы титрами после последней сцены?.. Очень много вопросов остались открытыми, это небрежность и невнимательность, к сожалению.
«Ханну» смотреть легко, сериал очень динамичный, в нем происходит множество всяких ситуаций, а героини оказываются в самых разных точках планеты. Что Ханна, что Марисса способны приковать взгляд, и, хотя развитие этих героинь показано слабо, сами они не безынтересны. Думаю, что большинству «Ханна» покажется всего лишь боевиком, и во многом так оно и есть, но сериал вполне заслуживает того, чтобы его посмотреть.