Вальмона и Опасные связи я посмотрела практически одновременно, первый фильм снят по очень вольным мотивам, второй четко следует фабуле романа.
У Лакло нет героя, как какового, его персонажи - носители тех или иных пороков общества, одни следуют им осознанно, другие подпадают под их влияние в силу слабости характера или недостатка жизненного опыта, и те и другие так или иначе наказываются автором в конце романа, каждый получает свое. Порок наказан, добродетель торжествует.
На современный взгляд роман тяжеловесный и морализаторский, абсолютно линейный, никаких скрытых смыслов искать не приходиться. Так вот фильм Фрирза получился ровно таким же. Тяжеловесным, иллюстративным, с удушливой атмосферой, с до единого неприятными персонажами, не вызывающими ни симпатии, ни сопереживания. И к тому же, мягко говоря, неумными, - когда сорокалетний дядька твердит, как попугай, заученное 'Это выше моих сил', то поневоле начинаешь сомневаться в его умственных способностях. Турвель настолько жертва, что, вместо сочувствия, вызывает раздражение. Турман никак не тянет на пятнадцатилетнюю наивную девочку. При всем моем уважении к Малковичу и Клоуз, соблазнители из них, как из коровы - английская королева, настолько они оба здесь асексуальны. Нет атмосферы опасности, интриги, сексуальности, обольщения, одни сухие умствования и пикировка двух уже очень немолодых, уставших от жизни людей. На этом об Опасных связях, пожалуй, все.
Перейдем к Форману. Личность в предлагаемых обстоятельствах полной свободы (или несвободы), что по факту получается одно и то же. Вальмон Формана - сибарит, получающий от жизни все, на что у него хватает ума претендовать. Искусство обольщения он довел до совершенства, поскольку иных талантов у молчела не оказалось. От молодого Ферта просто исходит волна сексуальности и порока, блестящий выбор актера на роль. Его Вальмон дает каждой женщине то, что нужно именно ей, его оружие не шантаж и насилие, а тонкое понимание женской души, что особенно видно в сцене танца с четырьмя женщинами. Так бы и порхал по жизни этот мужчина-мальчик от женщины к женщине, если бы не столкнулся с чем-то настоящим, чему он не может сооветствовать и не может осмыслить и начинается раздрай в душе и разлад с самим собой, попытки измениться, попытки заполнить пустоту и душевное оскудение, крах этих попыток и дуэль, больше похожая на самоубийство. И этого Вальмона искренне жаль, он оказался единственной жертвой в этой истории, а все его женщины так или иначе ему благодарны и искренне скорбят об его утрате. Сочувствие и тонкая ироничность сквозят в каждем кадре, Форман никого не обличает, каждый является и палачом и жертвой Отношения Вальмона и Мертей заслуживает отдельного долгого разговора, поэтому не буду на этом останавливаться. История этого Вальмона мне интересна, интересны все женщины, которые предопределили так или иначе его судьбу, интересен весь этот блестящий, фантасмагоричный и фееричный мир, жить которому осталось всего ничего, так как впереди маячит великая и ужасная революция и куртуазное общество доживает последние дни в прямом смысле слова.
Когда режиссер начинает переписывать оригинал, он должен быть большим мастером, равным талантом с автором первоисточника, в данном случае это произошло. Форман - большой художник, который вдохнул новую жизнь и новый смысл в затхлый сюжет, возродив его к новой жизни.
Если заняться сравнением, то молодёжный вариант картины 'Жестокие игры', как и 'Опасные связи' Фрирза, явно проигрывают экранизации Формана. Данная картина получилась более целомудренная, без пошлостей, с необходимой дозой романтики, где все эти интриги несли больше любопытствующий, праздный характер, без сексуального озлобления, всё ради удовольствия.
Также картина может смело похвастаться более удачным кастингом, особенно это касается самого Вальмона. Малкович в роли соблазнителя выглядит, мягко говоря, не убедительно. Его внешность далека от миловидности, когда как она играет первую скрипку, о глубине здесь нет и речи. Он источает лишь похотливость и безосновательную уверенность самца. Фёрт напротив, симпатичен, приятно преподносит свои пороки, от чего вызывает лишь симпатии. Фрирз из персонажей сделал подонков, а Форман легко им простил распущенность и подарил человеческий облик. Именно это и располагает к более приятном просмотру. Конечно, от такого лёгкого подхода страдает морализаторская сторона, но концовка всё равно расставит всё по своим местам - пускай не так резко, но весьма иронично.
Фильм буду рекомендовать к просмотру, это своеобразная, но всё равно идеальная экранизация, которая смогла передать настроение автора, тем более тому способствовали отличные актёрские работы и общая атмосферность, которая была богата историческими деталями.
Великолепные балы, красавицы-маркизы в роскошных платьях, прекрасные кавалеры в элегантных одеждах, звон скрещенных на дуэлях шпаг, бряцанье шпор, стук копыт стремительно летящих лошадей, старинные усадьбы и их великолепные парки, куртуазность и изящность манер, а за всем этим - первозданный, ничем не прикрытый животный инстинкт обладать, покорять, первенствовать.
Красивый и жестокий фильм о страсти, любви, предательстве, обмане и конечно же, самообмане, последующем осознании, падении и все таки возрождении, венчается необыкновенной незабываемой музыкой.
Невероятно красивый фильм с обольстительным Колином Фертом в главной роли - настоящий шедевр, который хочется пересматривать и красота которого неожиданно мощно расцветает на довольно таки неблагодарной почве интриг и низменных людских пороков.
Это стало откровением, поскольку я не думала, что построить красоту на чем-либо, кроме чистой и искренней любви вряд ли получится, а уж тем более я не ожидала, что ее можно построить на банальной животной страсти. Оказывается можно...
Испытываемое на протяжении почти всего фильма легкое отвращение к происходящему и к главным действующим лицам начисто проходит к его концу.
Осуждение сменяется прощением, презрение - каким-то невероятным сожалением о потерянном счастье, в возможность которого, еще недавно такого далекого и нереального, начинаешь искренне верить.
Фильм напоминает невероятно дорогие и сложно-прекрасные духи, которые по мере их раскрытия являют зрителю то одну, то другую сторону своей загадочной сущности.
История Вальмона - это по сути история Дон Жуана: бесчисленное количество любовных связей, разбитых сердец, разрушенной невинности, упреков, слухов, сплетен, осуждения щедро украшает путь молодого ловеласа.
'Как рано мог он лицемерить
Таить надежду, ревновать,
Разуверять, заставить верить,
Казаться мрачным, изнывать,
Являться гордым и послушным,
Внимательным иль равнодушным.
Как томно был он молчалив
Как пламенно красноречив,
В любовных письмах как небрежен.
Одним дыша, одно любя,
Как он умел забыть себя!
Как взор его был быстр и нежен,
Стыдлив и дерзок, а порой
Блистал послушною слезой...
Как он умел казаться новым,
Шутя невинность изумлять,
Пугать отчаяньем готовым
Невинной лестью забавлять...'
В описании А. С. Пушкина весь Вальмон. Подчинив свою жизнь служению дьяволу страсти, он топчет каблуками модных сапог свою жизнь и жизни окружающих его людей, не оглядываясь и не задумываясь над злом и разочарованием, приносимыми другим людям. Но почему то желания, чтобы кто-нибудь наконец покарал этого отъявленного мерзавца у меня не возникло. Может дело в том, что зло, которое он нес, он нес не нарочно, что очевидно он просто не был способен, может в силу возраста, а может в силу темперамента, понять, сколько боли приносит он другим, а если бы вдруг нашелся кто-то кто смог показать ему это так, чтобы он понял, почему то кажется, что он сам первый ужаснулся бы себе.
Мне невольно пришло на ум сравнение Вальмона с огнем. Да, он обжигает, даже убивает, но стоит ли винить его за это? Огонь не может быть другим, а лишь таким - опасным, поглощающим, жестоким своей сущностью, определенной высшими силами. Спастись от него можно только своей волей, держась от него как можно дальше, а если уже оказался рядом, тогда за раны, нанесенные им можно винить только себя - ну что же - вас предупреждали...
И все же, как может существовать и добиваться любви такой человек - эгоист и мерзавец-ловелас? Наверное прежде всего тем, что он сам способен на любовь - короткую, но невероятно сильную, заставляющую его на тот маленький промежуток времени, когда он наедине с объектом своей страсти, заставить верить, что желаннее его партнера нет никого на земле. Он способен растворять в другом человеке, забывая о себе, о своем эгоизме и невероятном самолюбовании, и на это короткое время, когда все его помыслы, раньше направленные только на самого себя, направляются на другого человека, что заставляет чувствовать последнего центром вселенной.
Таковой является например сюжет взаимоотношений Вальмона с мадам де Турвель: '- Вы женаты? - Нет, я влюблен. - Почему Вы не с ней? - Я с ней, я разговариваю с ней сейчас... Я хочу быть в Вами, чтобы слышать, как Вы говорите, что не любите меня...'
Но безусловно, самыми примечательными являются взаимоотношения Вальмона с маркизой де Мертей. Сколько бы я не смотрела этот фильм, я так и не могу понять вижу ли я любовь, или просто принимаю за нее банальное соперничество двух по сути одинаковых людей, чувствующих себя хозяевами жизни и положения, уверенных, что они то уж точно никогда не попадут на крючок страсти или любви.
'- Нам не следует быть врагами, а только друзьями, добрыми друзьями. - Не только... - Любовниками? - Не только... - Вы же не сделаете мне предложение? - А если сделаю?'
Так что же это было? Очередная интрига, игра ва-банк, где он рассчитывал выиграть, но просто не успел, так как она оказалась быстрее? Может дала знать о себе усталость от бессмысленной жизни, осознание ее пустоты, которая настолько испугала его, что он как утопающий, хватающийся за соломинку, схватился за человека, который был к нему ближе всех, который знал его, и, по сути, принимал таким каким он был?
А может он и вправду влюбился, как бы наивно и смешно это не звучало?
Ответа на этот вопрос в этом фильме я найти не могу - остается только гадать, пытаясь проникнуть за упрямый взгляд красивых глаз. Но эта нерешенная загадка не расстраивает, а наоборот, оставляет простор для воображения, заставляя вновь и вновь вспоминать последнюю сцену признания, предопределившую роковую судьбу прекрасного красавца и окружающих его людей.
Мир не может существовать без подобных Вальмонту, без них он будет тусклым и слишком правильным. Может поэтому, мне показалось на миг, что яркий солнечный день поблек, а на сияющее небо набежали хмурые тучи, закрывшие солнце.
Я хочу, чтобы Вы солгали мне... Я ничего не желаю так сильно...
Шодерло де Лакло, Опасные связи. Форман, наверно предвидя миллион фильмов с таким названием, вынес имя главного героя ближе к зрителю. Что происходит в этом уникальном романе, а затем в фильме? Это любовная казуистика в письмах, где анатомируется женская и мужская психология, из которой соответствующий пол может набраться опыта, если он кому-нибудь помог. Главный кукловод в фильме, конечно, мадам де Мертей, именно ее любит Вальмон, она единственная, кому он доверяет. Форман рискнул сделать это мрачное, где-то гибельное повествование светлым, почти комическим. Наверное, устав от своих сверхсерьезных шедевров. Да, но ведь начинал-то он с Бала пожарных, но кто его теперь будет смотреть.
Для сравнения приведем еще две версии этой картины - одна с Гленн Клоуз, уже изрядно на возрасте, и с Джоном Малковичем, вторая с Рупертом Эвереттом и Катрин Денев. В первой еще играет Ума Турман (Сесилию) и Мишель Пфайфер (мадам де Турвель). Во второй, соответственно, Лили Собески и Настасья Кински. Первая версия ближе всего к тексту, к содержанию, и она - наименее изобретательная, вторая – больше упирает на природу и костюмы. Малкович - настоящий Казанова, хитер и вкрадчив, как и полагается. Руперт Эверетт холодно презрителен, наверно, этим и покоряет женщин. А вот Колин Ферт в фильме Формана - прост, обаятелен, мил и сердечен, и обманывает только тех, кто сам склонен обмануться (перефразируя Поэта). Искрящаяся Аннетт Бенинг, наверно, лучшая мадам де Мертей.
Режиссер разыграл множество мизансцен легкими и смешными. Начиная со сцены в опере (- Он ваш любовник? - Но ведь я вдова. – А разве у вдов не бывает любовников?) и дальше - знакомство с де Турвель, которую играет актриса с восточными чертами, невозможно милая. Этих остроумных диалогов, достойных комедийного жанра, нет в книге, их придумал Форман.
Сцена в пруду, когда по ошибке начинает тонуть слуга, а Вальмон его спасает… Соблазнение молодого Дансени, читающего поэму из 20 строф, невзирая на откровенный костюм своей юной ученицы. Ее сияющая откровенная глупость еще усиливает комизм фильма. Показана престарелая дама-аристократка, ничуть не утратившая кокетства и женственности. На отвлечения со стороны она говорит – да, конечно, я вас узнала, только напомните ваше имя… И она же подмигивает Сесиль в финальной сцене, когда все заканчивается благополучно. За исключением, конечно, смерти Вальмона. Но ведь и без «опасных связей» могла случиться дуэль. Единственно, кто проникся чернотой сделанного, это главный кукловод, мадам де Мертей и, как пишет автор, «душа ее вышла наружу».
Лучшая сцена в фильме - это танец с четырьмя дамами под соответствующую, искусно подобранную для каждой партнерши, музыку. Сначала – величавые поклоны с неотразимой старой дамой, затем прыжки с юной Сесиль, затем танец-борьба почти равных соперников и, наконец, романтика, неясная надежда, боязнь разрушить что-то редкое - это Вальмон с образцово верной мадам де Турвель. Форману нельзя поставить 10. Он достоин 11-ти. Но что делать,
Во-первых, потому что действие происходит именно в том веке в каком и должно быть, какой и описан в книге. Это радует. Перенося эти события в наше время, как это сделано в 'Жестоких играх' вся изюминка книги теряется, вся интрига расплывается...
Во-вторых, красивая обстановка и одежда героев переносят нас в то время. Заставляет ощутить весь блеск и в то же время низость общества того времени.
В-третьих, прекрасно подобраны актеры... Аннетт Бенинг отлично сыграла Маркизу де Мертей. Каждый ее жест, мимика, улыбка и слово все было наполнено не игрой и пустым наставлением режиссера, а настолько правдоподобно, что мы понимаем, что Маркиза де Мертей сейчас очень искусно врет. Это настолько неуловимо и тонко, что даже глаза актрисы не играли, а жили этим образом...
Колин Фёрт. Да, это его герой, внешность божества и в то же время мы понимаем что совершает он дьявольские поступки. И не сразу его хочется обвинить, а скорее даже попытаться понять... И чуть ли даже не пожалеть.
Файруза Балк... Ну просто вся простота и невинность всех девочек всех монастырей мира были написаны на ее лице на протяжении всего фильма. Такой и представляется Сесиль.
Мег Тилли также вписывается в общую картину фильма. Она прекрасно показала нам борьбу любви и добродетели в ней самой, и поражение второй очевидно.
Ну и вдобавок, я конечно понимаю что 'письма' превратить в фильм сложно... Но можно было уже не совершать ошибок относительно точности содержания книги. Ладно пускай какие нибудь мелочи, вроде того, что Маркиза присутствовала при этих событиях, но Вальмон то любил президентшу де Турвель и из собственного тщеславия отказался от нее, что впрочем то немало важно. И она умерла от этой любви. Тогда было бы побольше драматизма, и герои раскрывались бы уже с другой стороны на фоне этих событий.
Скажу сразу, 'Опасные связи' я посмотреть пока не успела. Зато прочла книгу и с удовольствием наблюдала за режиссёрской версией романа в 'Вальмоне'.
Вначале мне показалось, что фильм - лишь отголосок книги. Но впечатление, оставленное им, заставило меня в этом усомниться.
Да, 'Вальмон' показывает характеры персонажей более щадящими, более светлыми. Но постановка чётко рисует параллели тех самых связей, о которых писал Ш. де Лакло. Вальмон - г-жа де Турвель, Сесиль - Дансени (последний, впрочем, показан совсем уж мальчишкой), г-жа де Турвель - и её принципы, Сесиль - и её мать, и наконец, Вальмон - маркиза де Мертей. Все линии прописаны, все читаются в игре актёров.
О маркизе хочется сказать отдельно. Она великолепна! Столь цельный образ, столь блестящая игра Аннетт Бенинг! Её взгляд, её речи, мимика - всё достойно высшей оценки. Столь 'сладкий' образ, наполненный прогорклой глубиной. Просто блестяще!
И на мой взгляд, маркиза, в сравнении с книгой, приукрашена лишь самую малость. Это может объясняться тем, что в фильме, в основном, сделан акцент на её отношения с Вальмоном. Интрига же с Сесиль показана скорее как лёгкая шутка, нежели коварное растление.
Вальмон? Колин Фёрт, возможно, имеет слишком сильную 'положительную' репутацию для такой роли. Его внешность, конечно, напоминает мне о Вальмоне, но вот уже сложившийся стереотип относительно его амплуа немного портит желаемое сходство.
А вот Сесиль мне понравилась. В книге несколько раз повторяются фразы про её некую простоту и ребячество. Так вот эти качества, по-моему, идеально изображены в 'Вальмоне' (нежели, чем, например, в 'Жестоких играх'. Там уж у Сесиль не ребячество, а какая-то откровенная глупость).
В общем, с удовольствием посмотрела этот фильм. Экранизации нравятся мне крайне редко, но за эту я готова поставить:
9 из 10
И обязательно посмотрю ещё раз через какое-то время!
«Из-за деяний собственных, поверь, мы стали тем, чем стали мы теперь» Дж. Элиот «Мидлмарч»
Разве это не ирония судьбы, что автором романа о скандальных похождениях представителей высшего света Франции XVIII века стал честный вояка и впоследствии добрый семьянин? Уверена, мсье де Лакло и в самом смелом сне не видел будущую судьбу своего творения. Наверняка, он и подумать не мог, что его герои, чьи прототипы давно превратились в прах, до сих пор дают пищу современным умам, а точнее, фантазиям. Милош Форман также не остался в стороне и явил миру собственную вакханалию соблазнения, невинности, интриг, любви и порока.
Я не стану сравнивать другие экранизации «Опасных связей». Скажу только, что одноименная постановка 1988 года с блестящими Клоуз, Малковичем и Пфайффер нравится мне чуть меньше. Современная же интерпретация 1999 года под названием «Жестокие намерения (игры)» хороша уже тем, что протолкнула в массы несколько marvelous композиций, в их числе «Bitter Sweet Symphony», “Coffee&TV” и «Every you and every me”.
А теперь конкретно о «Вальмоне». Центральная фигура — сам виконт де Вальмон (К. Ферт). Наверное, данная картина содержит рекордное количество улыбок мистера Ферта, на которые его обычные герои несколько скуповаты. Гедонист Вальмон не такой. Он расточает наисладчайшие улыбки без разбору, и они, словно пестрые бабочки, перелетают от одной прелестной жертвы виконта к другой, маня и завораживая. Улыбка и учтивый поклон вкупе с вкрадчивой манерой говорить — это его опасное оружие соблазнения. Да и глупо склонять даму к адюльтеру посредством постной мины. Ферт немного андрогенен в силу тогдашней моды, но для меня он весьма убедителен. Лично я бы с большим удовольствием долгими вечерами писала длинные письма под диктовку его лживых заверений в верности и любви.
Мадам де Мертей, famme fatale, одновременно так нежна и так опасна, как маленький кинжал для Акеды в великолепных ножнах искусной работы. Она — опытный кукловод и непревзойденный манипулятор в теле утонченной женщины. Или злая паучиха, умело плетущая сеть интриг, в которую легко попадают такие мушки, как Сесиль, мадам де Турвель, Дансени и сам виконт.
У Формана верховодят названные мною главные лица. Он и Она чередуют роли надежных союзников и злейших врагов, обмениваются то полушутливыми объятиями и поцелуями, то страстными взглядами и пылкими прикосновениями. Мадам и виконт — это два беглых каторжника, соединенных одними кандалами. На их счету много преступлений, и цепи не мешают этому порочному союзу, а лишь теснее связывают их.
Безусловно, зритель также будет заинтересован образом малышки Сесиль, чья детская непосредственность и свежесть радует глаз. А нежность и чистота мадам де Турвель еще сильнее оттеняют коварную натуру де Мертей.
Эта костюмированная драма не отдает плесенью столетий, а скорее наоборот, ее герои перед нами — как ожившие статуэтки. Простим же им их игры человеческими судьбами. Ведь, если подумать, чем еще должны были занять свой прихотливый ум эти изнеженные знатные особы? Где еще они могли применить свои редкие таланты, кроме как в сфере любви и человеческой слабости? Мы, современные люди, просто счастливчики, что тратим большую часть времени на беспокойство о будущем дне. Хотя тема алькова, измен и любовных перипетий была, есть и будет самой актуальной темой всех времен. И Вам решать, примерить ли маску кроткой простушки и дать себя соблазнить велеречивому щеголю или же притвориться роковой маркизой и блеском глаз, томной улыбкой вовлечь очередного кавалера в опасную связь.
P.S.: не менее ироничен также тот факт, что маркизу де Мертей 1988 и 1989 годов озвучивает одна и та же актриса - Ольга Гаспарова. Да, это - поистине голос искушенной соблазнительницы и интриганки до кончиков ногтей!
Было досадно узнать, что 'Опасные связи' оказались успешнее, чем 'Вальмон'. Ознакомившись с оригинальным произведением, я решила посмотреть экранизации, и больших симпатий удостоился второй фильм. Может, 'Вальмон' окупил бы затраты, если бы фильм вышел раньше или значительно позже 'Опасных связей'. Как знать.
Да, создатели позволили себе более вольную интерпретацию, но это нисколько не навредило самой истории. И сцены маркизы с Жеркуром, и гротескное свидание Сесиль с Дансени, которых не было в романе, только обогатили сюжет и сделали персонажей еще объемнее.
Кастинг - просто восторг. Аннетт Беннинг в роли маркизы произвела большое впечатление. Именно такой я ее и представляла. Актриса отлично справилась с ролью дьяволицы под маской ангела. Если уж сравнивать с 'Опасными связями', Гленн Клоуз разочаровала даже несмотря на блестящую игру, ибо ее типаж сразу выдавал злодейку. Колин Ферт не совсем вписался в мои представления о герое, но он тоже смотрелся органичнее в роли Вальмона, чем Малкович. По той же причине. Виконт - проходимец, который умеет маскироваться под романтика. Ферту в этом амплуа веришь больше. В случае Малковича, сложно было представить, как президентша умудрилась попасть на удочку его героя, ибо он особо не скрывал свою истинную натуру.
Не могу не похвалить и очаровательную картинку. Глаз радовался. В-общем и целом, крутая экранизация. Смотрите - не пожалеете.
«Вы - единственное из моих увлечений, которое на миг приобрело надо мною власть»
Шодерло де Лакло в предисловии к «Опасным связям» сформулировал основные истины, которые лежат в основе романа, следующим образом: «Первая истина состоит в том, что каждая женщина, соглашающаяся вести знакомство с безнравственным мужчиной, становится его жертвой. Вторая - в том, что каждая мать, допускающая, чтобы дочь ее оказывала какой-либо другой женщине больше доверия, чем ей самой, поступает в лучшем случае неосторожно».
Несомненно, эти утверждения нисколько не потеряли актуальности по прошествии нескольких столетий. Посему неудивительно, что и роман, построенный на них, не теряет актуальности. «Опасные связи» еще долго будут будоражить воображение читателей, потому что нет ничего интереснее, чем наблюдать, как наивность и чистота попадают в липкие сети пороков и интриг.
Но все-таки поговорим о фильме Милоша Формана. Я знаю, что данная экранизация романа Шодерло де Лакло не единственная, но мне сравнивать не с чем - кроме книги, само собой. Что ж, с ней и будем сравнивать.
Начнем с базовых сюжетных линий. К моему огромному сожалению отношения Вальмона и президентши де Турвель почти совсем не раскрыли. В книге автор много внимания уделяет изображению ее добродетели, порядочности и чистоты помыслов, чтобы ярче обозначить ее уникальность на фоне всех остальных девушек. В фильме мы это видим лишь вскользь - Турвель скорее похожа на застенчивую простушку, чем на суровую недотрогу. Развитие их с Вальмоном отношений также показано вовсе не так подробно. Хочется спросить: неужели все было так просто?
Что касается юной Сесили Воланж и ее злоключений, это сюжетное ответвление меня удовлетворило в большей степени. Тут надо отдать должное исполнительнице ее роли, обворожительной Файрузе Балк. Милая наивность и детская неуклюжесть ее героини удались на славу, а те несколько сцен, в которых глаза юной девочки наполняются слезами, меня просто покорили! Почти то же могу сказать и о юном учителе музыки Дансени (Генри Томас) - именно таким я его себе и представляла.
Итак, основные направления сюжета выдержаны, но детали отличаются весьма сильно. Столь вольный подход к пересказу этой истории показался бы мне непростительной фамильярностью, если бы не безупречный вкус режиссера. Многие сцены сделаны по-настоящему стильно и заслуживают самой высокой оценки. Назову две, которые особенно запомнились.
Первая - танец Вальмона поочередно с каждой из представительниц прекрасного пола, в компании которых он находится загородом. Танец и правда может рассказать о многом, в том числе о характерах и эмоциях. Очень чувственная и красивая сцена получилась.
Второй эпизод - дуэль. Но подробности раскрывать было бы бессмысленно – это надо видеть.
Еще хочется сказать несколько приятных слов в адрес Фабии Дрейк, сыгравшей мадам де Розмонд. Сам образ несколько отличается от того, что мы видим в книге: в романе эта пожилая особа, несомненно, бодрее и разумней. Однако мне она и такой, как в фильме, нравится: благодаря ней картина приобрела множество забавных юмористических моментов.
Конечно, говоря об актерах и образах, непозволительно было бы не упомянуть госпожу де Мертей. В образе, созданном Аннетт Бенинг, отлично отражена двуличность и подлость этой женщины, и, одновременно, удивительная ее притягательность. Я думаю, больше всего ей удались диалоги с матерью Сесили Воланж: очень наглядно изображено, как внимательно она слушает собеседника и как легко подстраивается под него, чтобы добиться желаемого. Вот как должна действовать истинная стерва!
Ну и, наконец, Колин Ферт. Думаю, мне очень сложно оценивать его объективно в этой роли. Одно дело, когда он демонстрирует исключительный талант, произнося пламенные речи в роли адвоката ('Час свиньи'), или когда он - раненый солдат и корчится на больничной койке... Но совсем другое дело - роль Вальмона, потому что здесь помимо таланта Ферт также задействует все свое обаяние и харизму, сопротивляться которым не представляется возможным. И как естественен он при этом в кадре!
Обобщая вышесказанное, резюмирую. Фильм Формана 'Вальмон' имеет множество недостатков в сюжете и композиции, однако замечательная актерская игра, отличные декорации и отдельные особенно удавшиеся сцены все-таки перевешивают.
Или не перевешивают? Решать вам. Моя же объективность исчезла примерно в середине фильма, под звуки очаровательно заразительного смеха госпожи де Мертей.
По странному стечению времени и обстоятельств этот фильм постигла при его выходе в прокат несчастливая судьба, поскольку практически одновременно с ним Стивен Фрирз снял свою версию «Опасных связей» - очень английскую, тяжеловесную, насквозь пропахшую затхлыми смятыми простынями и размазанными белилами, где Вальмона Джона Малковича с застывшим лицом сатира ждала столь очевидная расплата за все его циничные грехи (эдакий топорный вариант моцартовского Дон Жуана), только каменная десница судьбы явилась в виде Дансени. И это псевдодемоническая прямолинейная версия «наказанного развратника» почему-то полностью затмила собой изумительный в своей истинно французской тонкости и изысканности по части умения плести кружево любовных игр Вальмона Формана.
Недавняя постановка «Опасных связей» лондонского театра Донмар лишний раз подтвердила насколько хорош, точен и проницателен был двадцать пять лет назад Милош Форман, когда снял свой фильм, акцентируя внимание романа не на «преступлении и наказании», а на том, что «Опасные связи» все еще актуальны, и что как ни крути, в мире мужчин женщины всегда будут лидировать на поле битвы, где сходятся разум и чувство.
Безусловно, главная интрига этой истории в интеллектуально-чувственном противостоянии Вальмона и мадам де Мертей, но когда картами в игре становятся чувства других людей, то всегда крайне сложно предсказать, как брошенное украдкой слово может потом отрикошетить.
Здесь нет ни одного персонажа, который бы вышел из истории неизменным или не «подстреленным» в самую уязвимую точку своей натуры. Аннет Беннинг в роли маркизы де Мертей во всем великолепии своей красоты и изящества столь безупречно и актерски умно проводит всю партию с момента ее женского триумфа до осознания того, что когда заключаешь пари, чтобы разбить чье-то сердце, то в виде выигрыша можешь получить разбитым и свое собственное. Но в мадам нет раскаянья или тоски, она просто ждет следующую жертву! (Это, конечно, не слишком соответствует оригиналу романа, но и фильм не предполагает излишнего драматизирования).
Очаровательная в своей детской наивности Сесиль Файрузы Балк на лету ловит все премудрости женского коварства и быстро учится не только искусству манипуляции, но и возможности извлекать из ситуации выгоду лично для себя, прекрасно осознав, что каждый сам кузнец своей судьбы.
Тем не менее, мадам де Турвель Мэг Тилли, нежная фиалка с широко распахнутыми в детской наивности глазами, оказывается самым мудрым и тонким женским персонажем фильма, потому что она единственная, кто любит ради самой любви.
Прямой и искренний мальчишка Дансени Томаса Генри, видя, как легко и безответственно рушатся любые клятвы и обещания, и убивая, как ему кажется, главное Зло, превращается в малолетнего циничного негодяя, и тем самым ставит точку в своем растлении.
И, безусловно, главный виновник действа - Вальмон Колина Ферта, пожалуй, самое огромное достоинство фильма. Похождения созданного им повесы придает фильму ни с чем несравнимый шарм и харизму, и одной улыбки Вальмона – ласковой и искренней, без масляного налета опереточного развратителя в духе Малковича, - достаточно, чтобы понять, почему запущенный маркизой де Мертей механизм ни разу не даст сбоя. Ферту в фильме только 29 лет и он еще ни разу не легендарный м-р Дарси, поэтому легкость и виртуозность сыгранного им персонажа особенно поражают, когда смотришь на него с высоты прошедших лет и сыгранных им ролей.
За все два часа экранного времени фильм ни разу не теряет ни темпа, ни интриги, искрит как шампанское, и под конец оставляет восхитительное ощущение легкой грусти, словно лишаешься чего-то очень милого твоему сердцу.