Учитывая восприятие фильма зрителями, разумнее было бы назвать фильм «Сесиль», так как именно этой героине уделено наибольшее внимание (чего ранее не встречалось ни в одной экранизации) и что само по себе убирает весомую долю ожидаемой драматичности, ведь по книге линия Сесиль является не только второстепенной, но и наиболее ироничной. Сделать из пятнадцатилетней глупышки главную, центральную героиню, при наличии в фильме героев интеллектуально на ступень выше, да ещё подправить таким финалом, зарыв глубоко богатую, в действительности наиглавнейшую линию госпожи де Турвель за принижающей второстепенностью, при том, что роль госпожи де Турвель исполнила очень подходящая внешне актриса, на отлично справившаяся с теми крохами, доставшимися ей по сценарию, всё это очень странно. Девушка действительно очень красивая, чем-то похожа на нашу Анастасию Вертинскую. Охотно веришь, что ради такой женщины и из-за такой, Вальмон сумел изменится внутренне. Не порадовала так же чрезмерная откровенность, особенно бросающаяся в глаза в сравнении с версией Фрирза, которую с уверенностью можно назвать «галантной жестокостью», сдержанной, но от того ещё более пугающей.
Теперь о достоинствах, к сожалению не многочисленных.
Колин Фёрт – удивительное попадание в образ, пожалуй, самый лучший Вальмон, причём именно Фёрт в молодости, с возрастом что-то в нём изменилось. Мы видим человека, способного совершать подлость с невинной, я бы даже сказала, ангельской улыбкой на лице, его спокойное уверенное двуличие поражает. К сожалению, полностью продемонстрировать широту игры Фёрту не дали, сократив до невозможности эмоционально и фактически линию госпожи де Турвель.
Всего этого нельзя сказать об Аннетт Бенинг, исполнившей роль маркизы де Мертей, которая при всём желании не тянет на «добропорядочную», однако эпизоды «стервы» сыграла восхитительно.
Я недовольна этой экранизацией, но вот парадокс, смотрелась она с куда большим удовольствием, чем версия Фрирза, хоть и голос свой отдам в пользу его «Опасных связей». Скорее всего, дело в том, что фильм в целом получился через чур «лёгким» для такой истории, тогда как версия Фрирза сполна отразила всю драматичность и, скрытую за показной галантностью высшего света, жестокость сюжета. Засунуть бы в ту версию молодого Фёрта, тогда незачем было бы особенно распинаться в адрес этой экранизации, а версии Фрирза цены бы не было!
«... тот, кто первым пытается обольстить сердце ещё невинное и неопытное, тем самым становится первым виновником его порчи и всю жизнь несёт ответственность за дальнейшие его заблуждения и грехи» (Ш. де Лакло, «Опасные связи»).
Субъективное восприятие искусства порой приводит к тому, что фильм, снятый по мотивам любимого романа и являющийся хорошим во всех смыслах, не удовлетворяет именно как экранизация, и это нивелирует все его достоинства. Казалось бы, «Опасные связи» кочевали во времени и пространстве, переносясь то в Америку, то в Корею, то в Китай, а Форман не стал изощряться и оставил местом действия Францию примерно тех же лет, что описаны в книге. Казалось бы, Форман хороший режиссер, и на пару с Жан-Клодом Карьером (великолепным сценаристом, за чьими плечами поистине впечатляющий список работ) он в состоянии сделать шикарную адаптацию, которая понравится и критикам, и простым зрителям. Попробую пояснить, почему, на мой взгляд, ему это не удалось, пусть и в порядке личного мнения, не претендующего на экспертную оценку.
Изюминка романа – сюжет, полный злобных интриг, которые плетут не самые лицеприятные герои. Де Мертей коварна, мстительна и склонна манипулировать всеми вокруг; Вальмон циничен, мстителен и честолюбив. Под стать и жертвы: Сесиль глупа и по-детски доверчива; Дансини нерешителен и подвержен чужим влияниям; Турвель добродетельна и неприступна… до первого серьезного приступа. Если бы не мадам Розмонд (чья роль, впрочем, сведена к минимуму), «Опасные связи» можно было бы смело назвать, вслед за «Ярмаркой тщеславия», романом без героя. Вот только мадам де Мертей – далеко не Бекки Шарп: это тип абсолютно ни перед чем не останавливающейся женщины, готовой на любую низость ради достижения своих не отличающихся возвышенностью целей. А у Формана Аннетт Бенинг изобразила именно Бекки – мелкую интриганку, а по совместительству сводницу.
Лучше смотрится Колин Фёрт: глядя на него, по крайней мере, веришь, что он может соблазнить почти любую женщину, в глубине души мечтающую быть соблазненной. Однако линия Вальмон-Турвель скатывается в такую неудобоваримую Санта-Барбару, что это не спасет даже самая гениальная актерская игра. Да, интерьеры красивы, а костюмы аутентичны (не считая отвратительного наряда Сесиль в сцене свидания), но за тем потоком сознания, что изливает на зрителя сценарий, не виден великий роман, и это – главный минус «Вальмона» как экранизации.
Присуждая фильму пятое место из семи в своем хит-параде, всё же оговорюсь, что как независимая картина, «Вальмон», вполне возможно, хорош. Его непременно стоит смотреть всем поклонникам фирменного почерка Формана и харизматичного Колина Фёрта. Если он и вызовет бурное отторжение, то лишь у ярых поклонников де Лакло, считающих любые перестановки акцентов вандализмом по отношению к отличной книге.
С заботой и трепетом создали фильма 'Вальмонт' отдали дань традициям прошлого в своем фильме. Приятно(если можно будет так сказать в данном случае) удивляет слепой, а вероятно, еще и глухой мальчик-скрипач, в особой комнате для прелюбодеяний маркизы, кроме приятного удивления эта сцена еще и пугает. Музыка, стиль, в этом фильме все сделано под историческую достоверность, и от того воспринимается напыщенно.
В фильме превосходно показана развращенность нравов французской знати, хотя подобные нравы, присутствовали, наверное, и в высших кругах других стран. Аристократия совершенно не замечает слуг, не воспринимая их уже за людей, при них они готовы говорить о чем угодно и делать, что угодно, наверное, это и называется словом аристократизм, напоминающий яблоко: на поверхности блестящее и помпезное, и гнилое внутри.
Сравнивая этот фильм с 'Опасными связями' Стивена Фрирза, понимаешь разницу между настоящим искусством, к которому я причисляю 'Опасные связи', и обычной поделкой, но не лишенной привлекательности, 'по мотивам'.
Самого героя Вальмонта в фильме, который по непонятным причинам назван в честь него, намного меньше, чем в 'Жестоких играх'(современная киноадаптация классического романа) и 'Опасных связях', в 'Вальмонте' они, то есть маркиза и виконт, разделили экранное время почти поровну.
Пугает безнравственность того общества, хотя французы во все времена были крайне раскованы во всех вопросах, но даже сейчас некоторые темы, обсуждаемые за столом в фильме, я считаю недопустимыми для дискуссий в обществе, состоящем более чем из двух человек разного пола, и из-за одного упоминания о них тут же бы полез бить 'морду'.
Милош Форман при всей своей незаурядности снял все же довольно заурядное кино. Возможно, потому что он не француз по национальности, хотя Стивену Фрирзу это не помешало. Колин Ферт в роли Вальмонта хоть и хорош, но напрочь лишен той инфернальной искорки в глазах, что должна быть у любого уважающего себя сердцееда. Вот что хорошо получилось в этом фильме, так это показать французскую знать, пытающуюся заменить единственно верное истинно ложным.
Какая великолепная книга, какие замечательные персонажи, а сама идея! Но эта экранизация - просто ужасна. В первый раз посмотрев 'Вальмона' я была чрезвычайно восхищена. 'Ах, как это всё интересно, что же будет дальше?'. Но это всё было вплоть до того момента пока я не прочла роман, и не посмотрела, на мой взгляд, шикарнейшую экранизацию с Гленн Клоуз и Джоном Малковичем.
Слишком много внимания уделено Сесиль. Лично меня она ужасно раздражает. Она хоть наивная и невинная...но она точно не так глупа и проста, как здесь. Без неё очень многое потеряло бы смысл, НО! Она второстепенный персонаж, главные - Вальмон, Мертей и Турвель. Последнюю же как раз вниманием обделили, и потому к ней совершенно ничего не чувствуешь. Ни сожаления, ни симпатии. Такое впечатление, что Вальмон соблазнял её исключительно из скуки, и что далось ему это слишком легко.
Маркиза в данной картине не стерва, а просто наглый капризный ребенок, которому нечем заняться, и чтобы хоть чем-нибудь себя занять, она начинает плести интриги.
И самый главный для меня минус. АБСОЛЮТНЕЙШЕЕ несоответствие с романом. 3 - 4 сходства, без которых фильм вообще нельзя было бы назвать экранизацией, и на этом всё. А про приближение конца и сам конец я вообще молчу! Испорчено всё самое главное и нужное, судьба героев не трагична, даже самую скупую слезу не выдавишь. А ведь именно на концовке всё и держалось.
Музыка не понравилась, костюмы тем более. Фильм понравится тем, кто вообще не в курсе всех дел.
Ставлю
4 из 10
И то только потому, что Колин Фёрт хоть как-то пытается что-то спасти.