Было досадно узнать, что 'Опасные связи' оказались успешнее, чем 'Вальмон'. Ознакомившись с оригинальным произведением, я решила посмотреть экранизации, и больших симпатий удостоился второй фильм. Может, 'Вальмон' окупил бы затраты, если бы фильм вышел раньше или значительно позже 'Опасных связей'. Как знать.
Да, создатели позволили себе более вольную интерпретацию, но это нисколько не навредило самой истории. И сцены маркизы с Жеркуром, и гротескное свидание Сесиль с Дансени, которых не было в романе, только обогатили сюжет и сделали персонажей еще объемнее.
Кастинг - просто восторг. Аннетт Беннинг в роли маркизы произвела большое впечатление. Именно такой я ее и представляла. Актриса отлично справилась с ролью дьяволицы под маской ангела. Если уж сравнивать с 'Опасными связями', Гленн Клоуз разочаровала даже несмотря на блестящую игру, ибо ее типаж сразу выдавал злодейку. Колин Ферт не совсем вписался в мои представления о герое, но он тоже смотрелся органичнее в роли Вальмона, чем Малкович. По той же причине. Виконт - проходимец, который умеет маскироваться под романтика. Ферту в этом амплуа веришь больше. В случае Малковича, сложно было представить, как президентша умудрилась попасть на удочку его героя, ибо он особо не скрывал свою истинную натуру.
Не могу не похвалить и очаровательную картинку. Глаз радовался. В-общем и целом, крутая экранизация. Смотрите - не пожалеете.
Если заняться сравнением, то молодёжный вариант картины 'Жестокие игры', как и 'Опасные связи' Фрирза, явно проигрывают экранизации Формана. Данная картина получилась более целомудренная, без пошлостей, с необходимой дозой романтики, где все эти интриги несли больше любопытствующий, праздный характер, без сексуального озлобления, всё ради удовольствия.
Также картина может смело похвастаться более удачным кастингом, особенно это касается самого Вальмона. Малкович в роли соблазнителя выглядит, мягко говоря, не убедительно. Его внешность далека от миловидности, когда как она играет первую скрипку, о глубине здесь нет и речи. Он источает лишь похотливость и безосновательную уверенность самца. Фёрт напротив, симпатичен, приятно преподносит свои пороки, от чего вызывает лишь симпатии. Фрирз из персонажей сделал подонков, а Форман легко им простил распущенность и подарил человеческий облик. Именно это и располагает к более приятном просмотру. Конечно, от такого лёгкого подхода страдает морализаторская сторона, но концовка всё равно расставит всё по своим местам - пускай не так резко, но весьма иронично.
Фильм буду рекомендовать к просмотру, это своеобразная, но всё равно идеальная экранизация, которая смогла передать настроение автора, тем более тому способствовали отличные актёрские работы и общая атмосферность, которая была богата историческими деталями.
Вальмон - молодой, привлекательный, очаровательный и знающий обо всем этом молодой человек, который абсолютно бессовестно всем этим пользуется. Маркиза, в принципе, недалеко от него ушла, но, как и подобает леди, все свои похождения она тщательно скрывает. Эти двое устраивают настоящие игры, сплетенные из интриг и обмана, используя в качестве своих марионеток молодых и невинных людей.
Очень красивый, чувственный, элегантный фильм. Сюжет хоть и представляет собой самую обычную драму, но при этом очень интересен и свеж, интриги здесь хоть отбавляй. Актерская игра потрясающая: неподражаемый Колин Фёрт и шикарная Аннетт Бенинг создали великолепный тандем, отношение к которому у меня менялось на протяжении всего фильма в зависимости от ситуации. Декорации и музыка добавили фильму изысканности и величия. При всем этом в фильме очень много задора и юмора, которые удачно разбавляют драму, но не приуменьшают её.
Концовка мне, конечно же, не понравилась, но тут ничего удивительного, думаю, она никому не понравится, хотелось бы, чтобы всё было несколько иначе... Но в этом тоже есть прелесть фильма.
Всем любителям исторических драм, Колина Ферта, Аннетт Бенинг и просто красивого во всех смыслах кино.
Прошлая неделя у меня была посвящена Колину Фёрту, которого я очень люблю. В кино шёл неплохой «Гений» с его участием, я наконец-то посмотрела «Король говорит» (которого кажется видели все, кроме меня), и решила посмотреть что-нибудь из раннего. Поскольку я уже не раз убеждалась, что смотреть посредственный фильм только ради игры любимого актёра – мероприятие огорчительное, я выбирала по режиссёру и в конце концов остановилась на старом добром Милоше Формане.
Сейчас я немного нарушу хронологию и сразу расскажу, что сам режиссёр говорил об этом фильме. Откровенный, чувственный и остроумный роман де Лакло произвёл «сильное впечатление на неотёсанного двадцатилетнего парня», которым когда-то был Форман. Спустя многие и многие годы он пошёл в театр на постановку «Опасных связей» - пьесы К. Хэмптона по одноимённому роману. «Я был потрясён вольностями, которые позволил себе Хэмптон при переносе романа на сцену. Я всегда считал, что к литературному первоисточнику следует относиться как можно бережнее, но Хэмптон полностью исказил запомнившийся мне сюжет. Я был так заинтригован, что решил перечитать книгу».
Здесь Формана ждало ещё одно потрясение: пьеса Хэмптона была максимально близка к тексту Лакло, а вот воспоминания о нём Формана… Это были именно его воспоминания об этой истории. С годами в них на передний план вышли те события, что казались важными именно Форману; герои стали такими, какими они были по его мнению, а не теми людьми, о ком писал Лакло. И Милош Форман решил экранизировать свои воспоминания по мотивам романа далёкого XVIII века. Этот нюанс нужно иметь в виду и не обижаться сильно на режиссёра за искажения первоисточника. В конце концов – это лишь его воспоминания.
В эпистолярном романе де Лакло два главных героя – маркиза де Мертей и виконт де Вальмон. Прожженные интриганы и хладнокровные соблазнители – они стоят друг друга. Прежде их связывала любовь, ныне – дружба-соперничество. Каждый жаждет превзойти другого в «опасности» связей. Основные линии романа – соблазнение Вальмоном президентши де Турвель и совместная интрига маркизы и виконта, имеющая целью развращение юных и невинных Сесили Воланж и шевалье Дансени. В конце все получают по заслугам. Достаётся и невинным жертвам (впрочем, невинности к концу остаётся мало:)
В фильме Формана один главный герой – виконт де Вальмон. Маркиза никуда не делась и принимает активное участие, оставаясь, как и прежде, циничной, лицемерной и жестокой. Всё же, режиссёр делает центральной фигурой Вальмона, который всё также соблазняет женщин налево и направо, но делает он это так легкомысленно, словно удивляясь, как это так получается. Он всё также плетёт интриги, но делает это так грубо и неумело, что неизменно оказывается в дураках. В итоге, от судьбы достаётся именно ему – самому беспутному и бестолковому. Интриги маркизы расстраиваются, но вряд ли это помешает ей начать новые. Поистрепавшаяся невинность начинает разбираться в хитросплетениях «опасных связей» высшего общества.
По замыслу Формана, Вальмон просто искал настоящую любовь, а найдя её – мадам де Турвель - испугался и – погиб. На мой взгляд, он один из немногих персонажей, которые способны на искреннее переживание чувств, как это ни странно. Поразительно, что трогательные Сесиль и Дансени довольно быстро оправляются от взаимных разочарований и измен, и, высоко подняв голову, идут навстречу новым «опасностям». Вальмон же, встретив свою настоящую любовь и не зная, что ему с ней делать и не умея быть счастливым, ведёт себя по-мальчишески глупо. А может – мудро.
P. S. Хотя фильм и провалился в прокате, выйдя одновременно с точно следующей букве оригинала великолепной экранизацией Стивена Фрирза по пьесе того самого К. Хэмптона, на мой взгляд, лента М. Формана абсолютна самостоятельна и самоценна.
По странному стечению времени и обстоятельств этот фильм постигла при его выходе в прокат несчастливая судьба, поскольку практически одновременно с ним Стивен Фрирз снял свою версию «Опасных связей» - очень английскую, тяжеловесную, насквозь пропахшую затхлыми смятыми простынями и размазанными белилами, где Вальмона Джона Малковича с застывшим лицом сатира ждала столь очевидная расплата за все его циничные грехи (эдакий топорный вариант моцартовского Дон Жуана), только каменная десница судьбы явилась в виде Дансени. И это псевдодемоническая прямолинейная версия «наказанного развратника» почему-то полностью затмила собой изумительный в своей истинно французской тонкости и изысканности по части умения плести кружево любовных игр Вальмона Формана.
Недавняя постановка «Опасных связей» лондонского театра Донмар лишний раз подтвердила насколько хорош, точен и проницателен был двадцать пять лет назад Милош Форман, когда снял свой фильм, акцентируя внимание романа не на «преступлении и наказании», а на том, что «Опасные связи» все еще актуальны, и что как ни крути, в мире мужчин женщины всегда будут лидировать на поле битвы, где сходятся разум и чувство.
Безусловно, главная интрига этой истории в интеллектуально-чувственном противостоянии Вальмона и мадам де Мертей, но когда картами в игре становятся чувства других людей, то всегда крайне сложно предсказать, как брошенное украдкой слово может потом отрикошетить.
Здесь нет ни одного персонажа, который бы вышел из истории неизменным или не «подстреленным» в самую уязвимую точку своей натуры. Аннет Беннинг в роли маркизы де Мертей во всем великолепии своей красоты и изящества столь безупречно и актерски умно проводит всю партию с момента ее женского триумфа до осознания того, что когда заключаешь пари, чтобы разбить чье-то сердце, то в виде выигрыша можешь получить разбитым и свое собственное. Но в мадам нет раскаянья или тоски, она просто ждет следующую жертву! (Это, конечно, не слишком соответствует оригиналу романа, но и фильм не предполагает излишнего драматизирования).
Очаровательная в своей детской наивности Сесиль Файрузы Балк на лету ловит все премудрости женского коварства и быстро учится не только искусству манипуляции, но и возможности извлекать из ситуации выгоду лично для себя, прекрасно осознав, что каждый сам кузнец своей судьбы.
Тем не менее, мадам де Турвель Мэг Тилли, нежная фиалка с широко распахнутыми в детской наивности глазами, оказывается самым мудрым и тонким женским персонажем фильма, потому что она единственная, кто любит ради самой любви.
Прямой и искренний мальчишка Дансени Томаса Генри, видя, как легко и безответственно рушатся любые клятвы и обещания, и убивая, как ему кажется, главное Зло, превращается в малолетнего циничного негодяя, и тем самым ставит точку в своем растлении.
И, безусловно, главный виновник действа - Вальмон Колина Ферта, пожалуй, самое огромное достоинство фильма. Похождения созданного им повесы придает фильму ни с чем несравнимый шарм и харизму, и одной улыбки Вальмона – ласковой и искренней, без масляного налета опереточного развратителя в духе Малковича, - достаточно, чтобы понять, почему запущенный маркизой де Мертей механизм ни разу не даст сбоя. Ферту в фильме только 29 лет и он еще ни разу не легендарный м-р Дарси, поэтому легкость и виртуозность сыгранного им персонажа особенно поражают, когда смотришь на него с высоты прошедших лет и сыгранных им ролей.
За все два часа экранного времени фильм ни разу не теряет ни темпа, ни интриги, искрит как шампанское, и под конец оставляет восхитительное ощущение легкой грусти, словно лишаешься чего-то очень милого твоему сердцу.
Ещё не успели отзвучать фанфары по поводу восхищённо принятой картины 'Опасные связи' с выдающейся игрой Гленн Клоуз и Джона Малковича, поставленной по одноимённому роману Шодерло де Лакло, как уже на следующий год - в 1989-ом - чешский эмигрант Милош Форман ставит новую экранизацию знаменитого произведения, назвав его в честь главного мужского персонажа - виконта де Вальмона, которого на сей раз сыграл британский актёр Колин Фёрт. Название-то поменялось, а вот суть нет, так что не стоит думать, что именно Вальмон станет основным действующим лицом, а про циничную интригантку маркизу де Мертей позабудут. Как бы не так, и Аннетт Бенинг, сыгравшая эту роль, делит вместе с Фёртом основной план фильма. Во второстепенных, но очень важных ролях сыграют Мег Тилли (мадам де Турвель), Файруза Балк (Сесиль) и Генри Томас (Дансени).
Что ещё может отличать фильмы Стивена Фрирза и Милоша Формана - так это то, что последний практически один в один передал сюжетный ход произведения Шодерло де Лакло, в то время как Фрирз позволил себе некоторые отступления от оригинала. Не имеет никакого смысла касаться этого сюжета. Во-первых, многие знакомы с романом, а если кто-то не знаком, то настойчиво рекомендуется ознакомиться с классикой литературы, а, во-вторых, многие видели фильмы, основанные на этом произведении. Причём, даже молодёжная аудитория может легко припомнить драму 'Жестокие игры' с Сарой Мишель Геллар и Райаном Филлиппом, ведь и этот фильм вобрал в себя основные элементы романа, только действие было перенесено в современность. Возвращаясь к 'Вальмону', то надо сказать, что эта экранизация по актёрскому исполнению мало в чём уступает 'Опасным связям', но всё-таки, нет-нет, и где-то не хватает той глубины, которая так великолепно была показана Клоуз и Малковичем.
Но это вовсе не означает, что Колин Фёрт или же Аннетт Беннинг разочаруют зрителя. Это такие актёры, которые в любое время и в любом месте и в любом, разумеется, фильме играть плохо в принципе не могут и не будут. И всё же хотелось бы сказать, что при всём моём уважении к Колину Фёрту, этому истинному экранному британцу, Аннетт Бенинг выглядит несколько сильнее и роль коварной маркизы де Мертей ей несомненно удалась. За её поступки не раз хотелось ворваться в сцену и дать хорошую такую оплеуху ей, а после ещё и предупредить, что если она не перестанет играть судьбами людей, неся скандалы и растоптанные души с разбитыми сердцами, то ей влетит ещё более основательно. А вот к виконту де Вальмону таких негативных эмоций я не испытывал. Скорее всего, это связано с тем, что Фёрта я привык видеть в образах сдержанных и чопорных джентльменов, а вот образ закоренелого эгоиста, точно также играющего с женщинами в любовь как-то не клеился к нему. Хотя, стоит признать, Фёрт всё делал, чтобы зритель ему поверил и местами ему это отчётливо удавалось.
Что же касается второстепенных персонажей, то надо сказать, что мастера кастинга сделали свою работу может и не на самый высочайший балл, но всё же поработали знатно. Я прекрасно помню Файрузу Балк в роли оторвы в комедии 'Маменькин сыночек' с Адамом Сэндлером в главной роли и приверженку ультраправых взглядов в драме 'Американская история Х' с Эдвардом Нортоном, а в Вальмоне она играет такую искреннюю, такую добрую, чистую, открытую девушку и играет убедительно, со всеми драматическими моментами судьбы своей героини. Молодчага, Файруза, только жаль, что таких фильмов в её карьере не так уж и много. Генри Томаса открыл миру сам Стивен Спилберг, сняв его мальчишкой в фильме 'Инопланетянин'. Но дальше У Томаса начались сплошь и рядом второстепенные роли и вот в 'Вальмоне' его с лёгкостью затмевают не только Фёрт и Бенинг, но и Балк. А вот мадам де Турвель в исполнении Мег Тилли мне пришлась больше по вкусу, нежели Мишель Пфайффер в этой же роли из 'Опасных связей', хотя последняя получила номинацию на 'Оскар' за неё. Мег Тилли, как по мне, гораздо больше похожа на настоящую мадам де Турвель, она как-то более натуральная что ли.
Милош Форман завоевал симпатии зрителей после того как в 1975-ом году выпустил гениальную ленту 'Пролетая над гнездом кукушки' с не менее гениальной игрой Джека Николсона, а в 1989-ом году он рискнул поставить ленту 'Вальмон', которая ссылалась на роман Шодерло де Лакло, вышедшую лишь через год после одного из триумфаторов 'Оскара' 'Опасных связей', снятых по той же книге. Могу сказать, что 'Вальмон' весьма удобоваримый фильм и для поклонников не только творчества французского писателя, но и костюмированных драм фильм точно подойдёт для просмотра, тем более, что актёры фильма не подкачали.
Удивительная штука: посмотрев обе экранизации в один день, прочтя критику (столь неблагосклонную для формановской ленты), ничего не могла поделать с собой. Вальмон Фёрта очаровал, пленил, как, впрочем, и весь фильм. Конечно, акценты смещены и финал изменен, но молодой, легкий, очаровательный и абсолютно беспринципный Вальмон гораздо симпатичнее, чем монументальный, холодный и вовсе не сексуальный герой Малковича. В фильме Фрирза он настолько неприятен внешне, что вызывает отвращение. Помилуйте, кого может соблазнить этакий ловелас? Игра актеров в обоих фильмах великолепна, но видеоряд здесь имеет первостепенное значение. На то оно и кино.
Маркиза в 'Опасных связях' на десяток лет (а то и больше) старше героини де Лакло. Странно представить себе изображающих страсть Джона Малковича и Гленн Клоуз. В целом фильм какой-то тяжеловесный, отдающий театральщиной. 'Вальмон' Формана живой, искрометный и оптимистичный. Совершенно пленила тетушка, подмигивающая Сесиль в финале.
В любом случае, неплохо посмотреть несколько экранизаций, включая и осовремененный вариант - 'Жестокие игры', чтобы вынести собственное суждение. Но мои симпатии на стороне Формана... и
'Вальмон' - тот фильм, который вызовет полемику между приверженцами точных экранизаций литературных произведений и любителями легкого талантливого кино. Консерваторы скажут: какие же это 'Опасные связи? Что это за шут вместо коварного прожигателя сердец! А что осталось от первоисточника? Книгу г-н Форман хотя бы открывал?'
Да, Милош Форман убрал всю трагическую часть финала романа, и вообще переиначил сюжет на свой лад. Но, скажите, разве благодаря этому фильм не приобрел ту воздушность, которая так свойственна картинам этого чешского режиссера? Его лучшие драмы ('Амадей', 'Пролетая над гнездом кукушки') имеют серьезные трагические линии, но смотрятся легко. У Формана необычайный талант снимать кино в такой манере, которая не оставляет тяжелый осадок после просмотра, но, тем не менее, задевает душу.
Милош Форман по-своему раскрыл нам образы злодеев. Он блестяще подобрал актеров на главные роли - Аннет Беннинг и Колина Ферта. Да, они злодеи, но такие обаятельными и обворожительными, не удивляешься, почему все герои так тянутся к ним. Это еще и подчеркивает, что зло может явиться под любой маской - в том числе притягательной и красивой, ненависть скрыта под светской улыбкой, а желание обладать за пустыми словами любви.
Оставив линию Вальмон-Трувель на втором плане, режиссер заострив внимание на истории малышки Сесили де Воланж. Честно говоря, именно из-за этого история с госпожой де Турвель осталась раскрытой не в полной мере. Это, пожалуй, единственный промах режиссера. Остальные же его находки и придумки выглядят очаровательно: виконт, начинающий ни с того ни с сего тонуть или вызвавший, как по мановению волшебной палочки, целый оркестр, чтобы завлечь госпожу де Турвель; задумка соблазнения Сесиль под прелогом написания письма Дансени, на мой взгляд, даже лучше, чем у Шодерло де Лакло. Вкус картины можно распробовать уже с первых сцен, когда маркиза де Мертей учит свою подопечную, как вести себя в свете. А как сделана безмолвная, но в то же время столько говорящая, характеризующая каждую героиню, сцена, когда Вальмон поочередно танцует с Сесиль, маркизой и госпожой де Турвель! Музыка, танец и взгляды не нуждаются в словах.
И в отличие от 'Опасных связей' Стивена Фрирза, более выпукло выглядят образы всех второстепенных героев: Дансени такой юный, неуклюжий, но искренний и упертый; Сесиль очень мила и наивна, она очень злится, когда ее называют маленькой, однако продолжает вести себя по-ребячьи (взять ту же замечательную сцену игры с Вальмоном, тоже отличная находка режиссера), именно такую Сесиль я себе и представляла; а чего стоит забавный образ тетушки де Розмонд, засыпающей прямо во время чаепития!
Это кино не впитало в полной мере всю нравоучительную суть романа, но тем не менее, я считаю 'Вальмона' лучшей экранизацией 'Опасных связей'. Да, она сделана сильно по-своему, со своим видением, но лично мне она ближе. Те же, кто хочет чистую иллюстрацию романа с нетронутой сюжетной линии - в их распоряжении фильм 1988 года.
Великолепные балы, красавицы-маркизы в роскошных платьях, прекрасные кавалеры в элегантных одеждах, звон скрещенных на дуэлях шпаг, бряцанье шпор, стук копыт стремительно летящих лошадей, старинные усадьбы и их великолепные парки, куртуазность и изящность манер, а за всем этим - первозданный, ничем не прикрытый животный инстинкт обладать, покорять, первенствовать.
Красивый и жестокий фильм о страсти, любви, предательстве, обмане и конечно же, самообмане, последующем осознании, падении и все таки возрождении, венчается необыкновенной незабываемой музыкой.
Невероятно красивый фильм с обольстительным Колином Фертом в главной роли - настоящий шедевр, который хочется пересматривать и красота которого неожиданно мощно расцветает на довольно таки неблагодарной почве интриг и низменных людских пороков.
Это стало откровением, поскольку я не думала, что построить красоту на чем-либо, кроме чистой и искренней любви вряд ли получится, а уж тем более я не ожидала, что ее можно построить на банальной животной страсти. Оказывается можно...
Испытываемое на протяжении почти всего фильма легкое отвращение к происходящему и к главным действующим лицам начисто проходит к его концу.
Осуждение сменяется прощением, презрение - каким-то невероятным сожалением о потерянном счастье, в возможность которого, еще недавно такого далекого и нереального, начинаешь искренне верить.
Фильм напоминает невероятно дорогие и сложно-прекрасные духи, которые по мере их раскрытия являют зрителю то одну, то другую сторону своей загадочной сущности.
История Вальмона - это по сути история Дон Жуана: бесчисленное количество любовных связей, разбитых сердец, разрушенной невинности, упреков, слухов, сплетен, осуждения щедро украшает путь молодого ловеласа.
'Как рано мог он лицемерить
Таить надежду, ревновать,
Разуверять, заставить верить,
Казаться мрачным, изнывать,
Являться гордым и послушным,
Внимательным иль равнодушным.
Как томно был он молчалив
Как пламенно красноречив,
В любовных письмах как небрежен.
Одним дыша, одно любя,
Как он умел забыть себя!
Как взор его был быстр и нежен,
Стыдлив и дерзок, а порой
Блистал послушною слезой...
Как он умел казаться новым,
Шутя невинность изумлять,
Пугать отчаяньем готовым
Невинной лестью забавлять...'
В описании А. С. Пушкина весь Вальмон. Подчинив свою жизнь служению дьяволу страсти, он топчет каблуками модных сапог свою жизнь и жизни окружающих его людей, не оглядываясь и не задумываясь над злом и разочарованием, приносимыми другим людям. Но почему то желания, чтобы кто-нибудь наконец покарал этого отъявленного мерзавца у меня не возникло. Может дело в том, что зло, которое он нес, он нес не нарочно, что очевидно он просто не был способен, может в силу возраста, а может в силу темперамента, понять, сколько боли приносит он другим, а если бы вдруг нашелся кто-то кто смог показать ему это так, чтобы он понял, почему то кажется, что он сам первый ужаснулся бы себе.
Мне невольно пришло на ум сравнение Вальмона с огнем. Да, он обжигает, даже убивает, но стоит ли винить его за это? Огонь не может быть другим, а лишь таким - опасным, поглощающим, жестоким своей сущностью, определенной высшими силами. Спастись от него можно только своей волей, держась от него как можно дальше, а если уже оказался рядом, тогда за раны, нанесенные им можно винить только себя - ну что же - вас предупреждали...
И все же, как может существовать и добиваться любви такой человек - эгоист и мерзавец-ловелас? Наверное прежде всего тем, что он сам способен на любовь - короткую, но невероятно сильную, заставляющую его на тот маленький промежуток времени, когда он наедине с объектом своей страсти, заставить верить, что желаннее его партнера нет никого на земле. Он способен растворять в другом человеке, забывая о себе, о своем эгоизме и невероятном самолюбовании, и на это короткое время, когда все его помыслы, раньше направленные только на самого себя, направляются на другого человека, что заставляет чувствовать последнего центром вселенной.
Таковой является например сюжет взаимоотношений Вальмона с мадам де Турвель: '- Вы женаты? - Нет, я влюблен. - Почему Вы не с ней? - Я с ней, я разговариваю с ней сейчас... Я хочу быть в Вами, чтобы слышать, как Вы говорите, что не любите меня...'
Но безусловно, самыми примечательными являются взаимоотношения Вальмона с маркизой де Мертей. Сколько бы я не смотрела этот фильм, я так и не могу понять вижу ли я любовь, или просто принимаю за нее банальное соперничество двух по сути одинаковых людей, чувствующих себя хозяевами жизни и положения, уверенных, что они то уж точно никогда не попадут на крючок страсти или любви.
'- Нам не следует быть врагами, а только друзьями, добрыми друзьями. - Не только... - Любовниками? - Не только... - Вы же не сделаете мне предложение? - А если сделаю?'
Так что же это было? Очередная интрига, игра ва-банк, где он рассчитывал выиграть, но просто не успел, так как она оказалась быстрее? Может дала знать о себе усталость от бессмысленной жизни, осознание ее пустоты, которая настолько испугала его, что он как утопающий, хватающийся за соломинку, схватился за человека, который был к нему ближе всех, который знал его, и, по сути, принимал таким каким он был?
А может он и вправду влюбился, как бы наивно и смешно это не звучало?
Ответа на этот вопрос в этом фильме я найти не могу - остается только гадать, пытаясь проникнуть за упрямый взгляд красивых глаз. Но эта нерешенная загадка не расстраивает, а наоборот, оставляет простор для воображения, заставляя вновь и вновь вспоминать последнюю сцену признания, предопределившую роковую судьбу прекрасного красавца и окружающих его людей.
Мир не может существовать без подобных Вальмонту, без них он будет тусклым и слишком правильным. Может поэтому, мне показалось на миг, что яркий солнечный день поблек, а на сияющее небо набежали хмурые тучи, закрывшие солнце.
Я хочу, чтобы Вы солгали мне... Я ничего не желаю так сильно...
Шодерло де Лакло, Опасные связи. Форман, наверно предвидя миллион фильмов с таким названием, вынес имя главного героя ближе к зрителю. Что происходит в этом уникальном романе, а затем в фильме? Это любовная казуистика в письмах, где анатомируется женская и мужская психология, из которой соответствующий пол может набраться опыта, если он кому-нибудь помог. Главный кукловод в фильме, конечно, мадам де Мертей, именно ее любит Вальмон, она единственная, кому он доверяет. Форман рискнул сделать это мрачное, где-то гибельное повествование светлым, почти комическим. Наверное, устав от своих сверхсерьезных шедевров. Да, но ведь начинал-то он с Бала пожарных, но кто его теперь будет смотреть.
Для сравнения приведем еще две версии этой картины - одна с Гленн Клоуз, уже изрядно на возрасте, и с Джоном Малковичем, вторая с Рупертом Эвереттом и Катрин Денев. В первой еще играет Ума Турман (Сесилию) и Мишель Пфайфер (мадам де Турвель). Во второй, соответственно, Лили Собески и Настасья Кински. Первая версия ближе всего к тексту, к содержанию, и она - наименее изобретательная, вторая – больше упирает на природу и костюмы. Малкович - настоящий Казанова, хитер и вкрадчив, как и полагается. Руперт Эверетт холодно презрителен, наверно, этим и покоряет женщин. А вот Колин Ферт в фильме Формана - прост, обаятелен, мил и сердечен, и обманывает только тех, кто сам склонен обмануться (перефразируя Поэта). Искрящаяся Аннетт Бенинг, наверно, лучшая мадам де Мертей.
Режиссер разыграл множество мизансцен легкими и смешными. Начиная со сцены в опере (- Он ваш любовник? - Но ведь я вдова. – А разве у вдов не бывает любовников?) и дальше - знакомство с де Турвель, которую играет актриса с восточными чертами, невозможно милая. Этих остроумных диалогов, достойных комедийного жанра, нет в книге, их придумал Форман.
Сцена в пруду, когда по ошибке начинает тонуть слуга, а Вальмон его спасает… Соблазнение молодого Дансени, читающего поэму из 20 строф, невзирая на откровенный костюм своей юной ученицы. Ее сияющая откровенная глупость еще усиливает комизм фильма. Показана престарелая дама-аристократка, ничуть не утратившая кокетства и женственности. На отвлечения со стороны она говорит – да, конечно, я вас узнала, только напомните ваше имя… И она же подмигивает Сесиль в финальной сцене, когда все заканчивается благополучно. За исключением, конечно, смерти Вальмона. Но ведь и без «опасных связей» могла случиться дуэль. Единственно, кто проникся чернотой сделанного, это главный кукловод, мадам де Мертей и, как пишет автор, «душа ее вышла наружу».
Лучшая сцена в фильме - это танец с четырьмя дамами под соответствующую, искусно подобранную для каждой партнерши, музыку. Сначала – величавые поклоны с неотразимой старой дамой, затем прыжки с юной Сесиль, затем танец-борьба почти равных соперников и, наконец, романтика, неясная надежда, боязнь разрушить что-то редкое - это Вальмон с образцово верной мадам де Турвель. Форману нельзя поставить 10. Он достоин 11-ти. Но что делать,