Вторая полнометражная картина Мартина Скорсезе, снятая в 1972 году по реальной истории некоей Берты Томпсон. Сценарий основан на книге Бена Рейтмана «Sister of the Road», рассказывающей про США в Тяжелые времена Великой депрессии, которые породили не одну криминальную парочку вроде Бони и Клайда. Согласитесь, это прекрасная почва для будущего режиссёра «гангстеро-мафиозных» историй! Однако почва оказалась просто тренировочной площадкой - поиск себя и не более того! Так что если Вы не являетесь большим поклонником Скорсезе, смотреть фильм и уж тем более читать сию статью не имеет смысла.
Гений берёт пробу пера, заявляя излюбленный мотив - история по реальным событиям. На эту тему существует показательный анекдот из жизни: после предпоказа фильма Джон Кассаветис подошёл к Скорсезе, обнял его и сказал: «Марти, ты потратил год жизни, чтобы снять полное дерьмо!». Знаменитый режиссёр независимого кино (один из первых) Кассаветис посоветовал Скорсезе снимать по сюжетам, которые ему известны и понятны. Кстати, Мартин внял совету и в итоге снял «Злые Улицы», но это другая история…
Кроме «истории по мотивам» показательна работа со звуком и фоном. Прекрасный саунд-трек и неплохие декорации. И конечно камео в эпизоде. Наш любимый Мартин верен себе: он играет небольшую роль в фильме. Да и темы, посыл зрителю, которые он хочет пропихнуть как поучительную мораль - не новы для Марти! Хотя не стоит забывать, что не новы для сегодняшнего Марти, а тогда… это может быть был прорыв для фильма в категории «В».
Примечание: Фильм категории B — малобюджетная коммерческая кинокартина, не предназначенные для массового проката, часто шедшая в паре с более популярными фильмами.
Сюжет наивен и слаб, а игра актёров заставляет желать лучшего. Вопрос! Зачем смотреть этот фильм даже поклонникам Мартина Скорсезе? Его можно и стоит смотреть, если учесть, что кино снято молодым режиссёром! Как только ты даёшь поблажку юному режиссёру (хотя 1972 год – Мартину 31 год), сразу становится заметной прекрасная операторская работа и! И концовка! Страдания, боль, безнадёжная схватка, пролитая кровь… и навязчивый символ распятия в кульминации…
-«Для тебя борьба закончилась?» -«Нет. Это до самой смерти.»
Мартин начался с «Берты», и не стоит этого отрицать или опускать этот факт. Если кино не просто развлечение для Вас, но и объект исследований, то «Берта» обязательно рекомендуется к просмотру. Здесь можно узреть и предпосылку к «Бандам Нью-Йорка», и почерк (будущего) великого режиссёра, и интересные образы (пусть и напыщенно театрально представленные)….
PS: Эротические сцены выглядят очень естественно (Может кто углядит здесь и зачатки «Волка с Уолл-стрит»?). В период съёмок Херши и Кэррадайн (исполнители главных ролей) состояли в любовной связи. 6 октября 1972 года благодаря фильму на свет появился мальчик Том Кэррадайн.
Вообще, по своей задумке, это идейный сиквел фильма Роджера Кормэна 'Кровавая мама', который уже в свою очередь является кормэновским малобюджетным ответом на 'Бонни и Клайд' Артура Пенна. Но ленту 'Берта - Товарный вагон' он доверил снять молодому режиссёру Мартину Скорсезе, который перебивался с хлеба на воду и работал, вроде бы звуковиком у Джона Кассаветеса, ибо на собственные фильмы, он найти продюсера никак не мог. И не прогадал, благо за более чем 60-летнюю карьеру продюсера и режиссёра Роджера Кормэна не было ни одного финансового провала (хотя один был, но как говорит сам Кормэн, это был очень хороший фильм, просто недооцененный публикой). Хотя в истории кино, он останется не только из-за своих методов съёмки фильма в короткие сроки и за малые деньги, но и благодаря тому, что помог пробиться в большое кино целой плеяде будущих звёзд.
Сам же фильм, хоть и является по форме типичной лентой категории 'Б', да ещё с элементами эксплуатационного кинематографа, всё же содержит в себе и чисто скорсезевские мотивы. За основу взята реальная история гангстерши Берты по прозвищу Товарный вагон и профсоюзного лидера Билла Шелби, который волею случая оказался вовлечён в мир криминала. Но уже в ней можно увидеть типичные мотивы противостояния простого человека капиталистическому обществу со всеми его пороками, но сталкивающегося с тем, что их невозможно перебороть. Даже такой левак-социалист, как Скорсезе, даже в одной из своих самых коммерческих работ не может упустить того факта, что чаще всего революционеры, радеющие за народ, оказываются мучениками, при этом всё равно не сумевшие избежать соблазнов мира больших денег.
Эту рецензию я пишу в первую очередь для тех, кто не знал, что Мартин Скорсезе снимал задолго до 'Банд Нью-Йорка', 'Авиатора', первого 'Оскара' за 'Отступников', 'Острова проклятых', нашумевшего 'Хранителя времени'(он же Hugo), и до Леонардо ди Каприо вообще.
Пожалуй, Скорсезе один из самых плодовитых голливудских режиссёров с той точки зрения, что почти все его фильмы - это известные мировому зрителю работы. Эдакий Стивен Спилберг, но социально-драматично-мафиозной направленности. И 'Берта по прозвищу 'Товарный вагон' не стала исключением из режиссёрских правил. Это фильм о социальном неравенстве, классовой борьбе, с нужной долей секса и крови на погонный метр киноплёнки.
Великий и могучий, к сожалению, не обладает тем объёмом, который нужен, чтобы покороче перевести оригинальное название фильма 'Boxcar Bertha'. Ну, т.е. 'Boxcar Bertha' звучит как прозвище. А нам, простому русскому зрителю, ещё пришлось объяснять, что это прозвище такое 'Товарный вагон'.
Действие картины разворачивается в годы Великой Депрессии в США (боже, я пишу штампами...). И привычным нам уже жестом начинается со смерти отца главной героини. Ну, чтобы мы все понимали, что ничего хорошего эту девочку с косичками и в ситцевом платице не ждёт. И, чтобы её не схватили всякие плохие капиталисты, Берта спасается бегством, запрыгивая на ходу в товарный вагон проходящего поезда. И так всю свою киножизнь... Которая, кстати, имела реальное продолжение. В смысле, Берта Томпсон - это реальный персонаж, которая, как уверяют источники, лично дала право на экранизацию своей истории продюсерам фильма, супругам Корманам.
Бегать, собственно, было от чего. Берта становится любовницей руководителя профсоюза рабочих Билла Шелли и участвует с ним в его робингудовских походах, которые в итоге превращаются в обычный разбой. И вот они грабят и бегают, потому что весь фильм их выслеживают и отлавливают. В итоге всё заканчивается по-скорсезовски грустно.
Интересно, что в этом фильме свою первую главную роль сыграл Дэвид Кэррадайн. Человек, вокруг которого напустили завесу тайны, когда на экраны выходила тарантиновская сага о другом Билле, которого надо было убить. Человек, который умер, как смаковала пресса, от экстремальных и неудавшихся сексуальных утех. Нагловатый, уверенный в себе работяга, который без особых угрызений совести растлевает юную Берту, но при этом все украденные доллары несёт в профсоюз на благо рабочих и бросается с кулаками на каждого, что обижает его друга-негра - таким Кэррадайна увидел Скорсезе. Его герой, равно как и все остальные, не вызывает никакой симпатии. У Скорсезе вообще нет положительных персонажей. Они там все - довольно дрянные люди. Из-за такой же дрянной жизни.
Берту сыграла Барбара Херши. Это было скорсезовское открытие. Он потом пригласил её в своё 'Последнее искушение Христа', но звездой Голливуда она так и не стала. Хотя она весьма убедительно играет наивную провинциальную американку, которая быстро понимает, когда надо бежать, но слишком доверчива ко всем, кто с ней бывает хоть сколько-то ласков. Она без стеснения показывает тело. В ней есть вот эта сельская неуклюжесть, любовь ко всему яркому, блестящему, сладкому... Но мне все время хотелось одёрнуть ей платье, убрать растрёпанные волосы с лица и стереть этот налёт похоти с лица. Она слишком вызывающе сексуальна в роли Берты. И, наверное, именно это не даёт проникнуться к её персонажу, который переживает нехилую драму в своей юной жизни.
Бегающие мафиози в пиджаках и с автоматами, важный и безжалостный босс в золотых перстнях, ловкий, но трусоватый шулер, перестрелки, полицейские разборки, и совершенно неделикатная сцена финальной разборки - все эти элементы в фильме есть. Он полноценен и архетипичен до противного. И несмотря на давность лет и некоторую театральность в игре актёров, особенно в action-сценах, смотрится на одном дыхании.
Я бы даже сказала, что этот фильм - своеобразная предпосылка к тем же 'Бандам Нью-Йорка'. Скорсезе довольно чётко обозначил в 'Берте', что его волнует и о чём он хочет снимать. К его чести, он не стал режиссёром одного жанра, но если вы посмотрите 'Берту по прозвищу 'Товарный вагон' без начальных титров, думаю, угадать чьему перу принадлежит картина, не составит никакого труда. Это целая эстетика, без которой сладкий голливудский мир, наверное, заскучал бы. Но у него есть Скорсезе. И он ещё снимает.
Первая попытка Скорсезе снять гангстерский мелодраматичный фильм с романтическим сюжетом.
История простая: молодая смелая и безрассудная девушка Берта после смерти отца уезжает из родного Арканзаса куда глаза глядят. Путешествуя в основном под средством товарных поездов, Берта получает прозвище 'товарный вагон'. На своем пути Берта встречает разных людей: кто-то научит ее играть в карты, кто-то раскроет дремавшие чувства. Она в полной мере почувствует себя любимой; примерит роль стервы-бандитки; будет просто милой девушкой или проституткой в публичном доме. Она всегда разная, неординарная, но верна только одному - своему возлюбленному Биллу.
Сюжет плавно перетекает из одного действия в другое, смена времен настолько незаметна, что кажется и не было долгих лет разлуки главных героев.
В фильме есть и юмор, и смысл, и трагедия, и откровенные постельные сцены - вообщем почти всего вместилось в нем понемногу.
Интересно наблюдать за съемками перестрелок и гангстерских разборок. Наверное тогда, в далеком семьдесят втором и представить не могли как далеко шагнет киноиндустрия и что ярко алая краска - а-ля кровь - вызовет не более чем усмешку. Но для того времени все довольно неплохо
Последняя сцена весьма символична.
8 из 10
-Для тебя борьба закончилась?
-Нет. Это до самой смерти.
-К чему ее торопить?
-Все мы смертны до судного дня.
-Но спешить туда незачем.(с)
Настоящий режиссер-шовинист, Скорсезе всегда снимал мужское кино, и женщины в его фильмах редко выходили из-под вывески 'смутный объект желания'. Иногда, конечно, им это удавалось, и хороший тому пример фильм «Алиса здесь больше не живет». Но, несмотря на очевидные художественные достоинства этого фильма, назвать его типичным фильмом Мартина Скорсезе язык не поворачивается.
Фильм, которому удалось сломить скорсезовский шовинизм, при этом оставшись каким-то образом всё ещё фильмом Мартина Скорсезе, стал «Берта по прозвищу 'Товарный вагон'», второй полнометражный фильм молодого тогда выскочки-режиссера.
«Берта…», не в пример «Алисе…», однозначно фильм Скорсезе, пускай пока еще не до конца нащупавшего свой собственный стиль и манеру, но определенно того же Скорсезе, который снял «Славных парней», «Таксиста», «Казино» и пр.
Сразу отмечу, что сюжет определенно не самая сильная сторона картины. Вся история похожа на краткий пересказ наиболее интересных моментов из «Бони и Клайда». Дело происходит в Америке 30-х годов, времена Великой депрессии и люди в поисках заработка выходят на большую (железную) дорогу. В центре нашего внимания Берта (Барбара Херши) и Билл (Дэвид Кэррадайн), они грабят, убивают, раздают награбленное бедным и по мере возможности живут в свое удовольствие. Но как это обычно бывает в такого рода фильмах — время беззаботного успеха сменяется поимкой, арестом и в итоге смертью нескольких главных персонажей.
Я же говорю, сюжет не самая сильная сторона фильма. За исключением концовки, которая заслуживает отдельного внимания, ведь именно в ней отчетливей всего видно будущего режиссера. Непонятно как, но в этой наивной и незамысловатой истории про приключения на большой дороге, в конце вдруг всплывает распятие человека, массовое убийство и один удивительной силы драматический момент, после которого неожиданно начинаются титры. Поскольку этот фильм практически режиссерский дебют, я со всей ответственностью могу заявить, что весь Мартин Скорсезе начался с концовки «Берта по прозвищу 'Товарный вагон'»
Насчет актерской игры могу сказать, что лично я считаю этот фильм пробами к другому фильму Скорсезе — «Последнее искушению Христа». Пробы, которые, на мой взгляд, прошли как Барбара Херши так и Дэвид Кэррадайн. Но в итоге если Барбара получила свою роль, то к сожалению место Кэррадайна занял Уильяма Дефо. Видимо из-за того, что на тот момент Кэррадайн уже изрядно подмочил себе репутацию, обильным количество фильмов категории 'Б', в которых постоянно мелькал.
В итоге так себе сюжет компенсируется приличной актерской игрой, а в моем случае всё это еще подкрепляется интересом к режиссеру.