Кундун - это байопик, который примерно до середины фильма не ощущается как кино, сделанное специально в честь человека. Сначала это сказка, потом фантастика, и под конец исторический эпос. И наверно, даже какая-то щепотка авторского кино здесь присутствует (если не горсть).
Этот фильм должен стать для вас проводником в древнюю культуру символов, обрядов и нескончаемого круговорота жизни. Часть этого символизма примерит на себя и сам фильм, выстраивая повествование от образов, которых вы еще глубоко не касались, но сможете распознать, углубившись в культурологию, письмена или, по крайней мере википедию. Колесо, олени, ступни, золотые рыбки, всё это обшивает двухчасовую ленту поэтичной нитью природы. Зритель часть этого мира, он сосед в деревушке или монах при дворе, его глаза видят те же чудеса, божья воля для него не миф или магия, а радостное чудо, которое не просит доказательств.
Но мой восторг от просмотра пропал примерно на середине фильма, становится скучно и типично. Детство уходит, а вместе с ним нешаблонные операторские и монтажные приёмы, чарующая мелодия, и вера в магию. Настаёт время ответственности, вездесущей политики, торопящих сюжет диалогов и изрядно помпезных музыкальных тем. Где-то там я почувствовал стыд за цивилизацию и прогресс, потому что стал свидетелем уничтожения не просто государства, а целого мира со своей вселенной и своими законами физики.
Не хотел бы заострять внимание, на том, что и так невозможно проглядеть, но и упустить не могу, работу костюмеров и художников постановщиков. Видно, что они так скрупулёзно и дотошно применяли каждую деталь одежды, музыкальный инструмент, элемент декора, традиции и религиозные символы, что может показаться будто сами там жили и поклонялись с теми же людьми.
Качественное кино, скрытое от поверхностного взгляда зрителя, за огромным кассовым провалом. Но хороший выбор как для киноэстета, так и для массового зрителя.
Фильм наглядно показывает разницу между двумя мирами-миром религии и духовной жизни и миром 'прогресса' и общественного 'развития'...
Покой, мудрость, тишина Тибета и - так называемая, картина жизни соседнего государства Китая с его прогрессивной коммунистической идеологией, а на самом деле-прямая дорога, ведущая общество к деградации и упадку (прямая аналогия с гитлеровской реформой в Германии)...
В фильме хорошо озвучен вопрос - что является причиной недовольства человеком тем, что у него есть, что ведет к войнам, преследованиям, убийствам, захвату территорий, грабежам и насилию?
Почему процветающая держава стремится расширить свою власть за счет соседней страны, веками придерживающейся иной культуры, традиций, образа жизни, мировоззрения, обычаев и тд.?
Повтор истории с Индией и европейскими колонизаторами, якобы ведущими народ к прогрессу, а по сути к упадку и массовой усредненности общества?..
Интересная история и сюжет и повод задуматься о жизни, своей и окружающих, своей страны, вкупе с последними событиями в мире...
Как говорится, причина всего зла - отсутствие гармонии и покоя в душах людей, грязь в умах и невежество...
Фильм хорошо показывает два пути развития - через веру и религию и через общество, 'цивилизацию', которое становится причиной деградации в умах людей...
С художественной точки зрения - фильм красив, но он пронизан лживой пропагандой, созданной лишь для того, чтобы очернить коммунистов и коммунизм. Что-то вроде 'Красного монарха' или 'Красного воробья', только исполнение в разы лучше.
Люди у Ламы и его правительства - были товаром, а власть была построена по феодальной модели, где были узаконены пытки, увечья и рабство. Китайцы их освободили от работорговли, дали работу за которую платят деньги, образование, водопровод, электричество, заводы и развили регион.
Фильмом о несчастном мальчике, рассказывают, что Плохие Китайцы хотят уничтожить хороших Тибетцев.
Кино красивое, красочное и эмоциональное.
Стоит смотреть, осознавая кем и для чего снят этот фильм.
С конца 14го века идет эта 'традиция', возможно я неправильно подобрал слово, но суть в том, что в течении 6ти столетий поддерживалась идея об избрании своего политического, духовного лидера путем особых ритуалов. Это были не династии, которые правили из поколения в поколения, никто не мог предугадать в кого перевоплотиться новый Далай-лама.
Нам показывают его детство. Младший ребенок в семье, чаще всего таким детям родители уделяют меньше своего внимания. Часть воспитания переходит на его старших братьев. Родители позволяют ему чуть больше других, тем самым немного балуя будущего лидера.
Можно рассмотреть Тибет как святую обитель, где люди живут душа в душу с природой. Настоящий пацифизм. Народ любит и уважает свою религию, уважает свои традиции, соответственно и лидера. Тут нет отношения к молодому Далай-ламе как к ребенку. Для людей он имеет опыт 6ти столетий правления. Осталось лишь разбудить в нем эти знания.
Конфликт, который показан в фильме создает огромную дилемму для главного героя. Тут можно понять обе стороны. С одной, есть возможность дать развития своему народу, который отсутствовал в течении многих лет ввиду особенностей правления. С другой стороны, Тибет - это то, место, в котором время, можно сказать, остановилось, к нему относятся как к святому месту, где любое живое существо, у которого есть душа, может найти покой и безопасность. Но реалии таковы, что нельзя остаться независимым, если ты не можешь доказать свою независимость силой.
Помимо того, что можно ознакомиться с историей конфликта между КНР и Тибетом, этот фильм позволяет понять философию и идеи, которые проповедует Далай-лама.
Обязательно займите свой досуг просмотром этого фильма, который даст вам хотябы поверхностное представление о тяжелой судьбе Тибета и его лидера Далай-ламы XIV.
Отличная организация от Мартина Скорсезе позволила ему снять достойный исторический фильм, без участия профессиональных актеров. Эта работа вызывает массу уважения к нему, как к мастеру своего дела.
«Неделание зла, достижение добра, очищение своего ума – вот учение просветленных»
Эта земля всегда была полна секретов. Крыша мира. Таинственная Шамбала. Загадочные пещерные города. Колыбель буддизма. В первофундаменте тибетской культуры сокрыт заветный образ воистину космического звучания – Далай-Лама. Здесь древние легенды неразрывны с будущим. Предание гласит, что воинство Шамбалы выиграет последнее сражение на планете с силами зла и невежества. И тогда придет мир и спокойствие. Но пока лишь это предание. И пока лишь маленький мальчик в бедном горном селении с удивлением смотрит на прибывших лам, показывающих ему диковинные предметы. Малыш еще не знает, что ему уготована особая судьба, особая жизнь, особый путь. Ему суждено возглавить и повести за собой не только целый народ, но и целую религию - восточное учение, проповедующее терпимость и милосердие.
Решив снять фильм о юных годах четырнадцатого Дамай-ламы, Мартин Скорсезе вызвал, мягко говоря, легкое недоумение у давних поклонников. «Кундуну» сразу же присвоили звание «нетипичного фильма» художника. Чтобы понять, что подвигло режиссера к этому шагу, стоит заглянуть в детство мастера. Скорсезе, словно герой романа Хейли «Детектив»: углубленно изучая религию и готовясь стать католическим священником, он стал сомневаться в основных доктринах и в итоге, почувствовав скептицизм в отношении церковников, выбрал себе другую стезю. Но не секрет, что гангстерские истории о славных парнях и злых улицах не что иное, как осмысление греха и искупления с перманентной одержимостью. В конечном итоге заложенные в раннем возрасте основы веры взяли свое: бровастый итальянец захотел поставить фильм о священниках. Не найдя должной кандидатуры среди клириков, Скорсезе заинтересовался судьбой лидера тибетского буддизма. Есть мнение, что режиссер снял самый личный фильм, внеся в проект собственные взгляды на милосердие и сострадание. «Кундун» словно реверс «Бешеного быка» - умиротворенная мудрость, проповедующая доброту, противопоставлена той первородной примитивной силе, которая разрушает самого себя и все вокруг. Именно поэтому, не стоит видеть в полотне обычный голливудский байопик. Также не стоит считать, что Скорсезе стремился продемонстрировать религиозную скандальность, как в так называемом Евангелии от Фрейда - «Последнем искушении Христа».
Уже в самом начале, проворачивая камеру вдоль своей оси, режиссер погружает нас в медитативный транс, открывая этот мир глазами проснувшегося ребенка. И это не случайно: прибывшие в горное тибетское селение монахи увидят в еще маленьком мальчике новою реинкарнацию Будды. Неторопливый ритм фильма наделен метафорическим смыслом: древний ритуал разрубания на части умершего человека и скармливания его останков стервятникам сопровождается закадровой начиткой требований китайского правительства. Эта жуткая картина навевает недоброе предзнаменование опасности, ожидающей Тибет и самого Кундуна. Скорсезе верен себе: середина фильма, уже кажущегося тягучим и медленным, мгновенно наделяется конфликтом. Спокойный мир мудреца рушится, зрителей выводят из транса: китайский коммунизм шагает твердой поступью начищенными до зеркального блеска ботинками Мао. И здесь юный герой делится впечатлениями: образ жесткого правителя КНР складывается лишь из этих ботинок, от которых никак не может отвести взгляд Далай-лама, да искривленных в саркастической усмешке губ, холодно произносящих: «Религия – это яд». В этой ситуации тибетский правитель в фильме Скорсезе является камертоном человечности, стоически принимая вызов китайского Голиафа.
Скорсезе не стал прямолинейно демонстрировать расправы китайских властей. Виртуозно используя приемы монтажа, он все содеянные бесчинства отправляет в сны Кундуна. При этом мастер, будучи ценителем и знатоком мирового кино, элегантно оммажит: фонтан, бьющий алой кровью в бассейн с золотыми рыбками, отсылает к лентам Марио Бавы, а расширяющийся кадр с плачущим Далай-ламой посреди сотен убитых монахов напоминает сцены из «Унесенных ветром». Но эти страшные эпизоды, не оставляющие места для наивного благодушия, как упрек всем агрессиям на земле, открывают сущность буддистской проповеди. Открывает взгляды Далай-ламы. Финальные же двадцать минут фильма делают еще один поворот на сто восемьдесят градусов. Скорсезе создает не заключение ленты, а тибетскую оперу. Визуальный ряд, демонстрирующий тяжелейший переход путников через горы, - резервуар для проникновенной музыки. Отворяющие врата внутренних духовных начал в каждом зрителе вдохновляющие мотивы – мощный фон для мудрых изречений из самого энергетического места на Земле. Созданные из песка вычурные рисунки мандалы сменяются видениями Далай-ламы, понимающего, что его вчерашние спутники могут быть вскоре убиты. Но он не теряет надежды, глядя в подзорную трубу на родную землю, находясь вдали от соотечественников. Словно отпечатанные с рериховских полотен, виды тибетских гор освещены ярким чистым светом. Он смотрит и надеется, проговаривая про себя слова: «Я вернусь. Я, конечно, вернусь».
Первый раз смотрел давно. В детстве. Разумеется, случайно. Тогда очень понравилось, хоть и многого было не понятно. Возможно, тогда впервые узнал о том, что главный персонаж фильма – поныне живущий человек, то есть Далай Лама. Когда пересматривал, тоже понравилось, но сейчас эмоции более сдержанные, чем раньше.
Кому будет интересно.
Тем, кто интересуется жизнью главного буддиста Земли, точнее, его жизнью до бегства в Индию. Интересно посмотреть, разумеется, через продукт домысла режиссёра, на особенность взаимоотношений с китайским правительством того времени и, в частности, с Мао Дзэдуном.
Что порадовало.
Тот факт, что фильм снял Мартин Скорсезе. Зачем он это сделал, не понятно. Однако приятно видеть его имя в титрах картины.
'Кундун' - самый нетипичный из всех нетипичных для Мартина Скорсезе фильмов.
Наверное, не я один удивился, когда впервые оказался на странице фильма 'Кундун'. Справа вы замечаете список актеров, чьи имена неизвестны, наверное, самому заядлому киноману. А в центре видите имена Мартина Скорсезе, Мелиссы Мэтисон, Роджера Дикинса, Данте Ферретти, Филипа Гласса! Чудеса же какие!
Забавно, с 2009-го года у меня не было ни одной рецензии на фильм Мартина Скорсезе, а теперь пишу третий текст к одному из творений режиссера. 'Кундун' - самый нетипичный из всех нетипичных для создателя 'Злых улиц' фильмов. Я так думаю. Решиться снять историческую драму про Далай Ламу с помощью первоклассных голливудских сил - дело рискованное и далеко не успешное.
Безусловно, этот фильм поражает глаза роскошными и безудержными красками костюмов и декораций Данте Ферретти. Посредством гладко выверенной операторской работы Роджера Дикинса зритель как будто проникает в святая святых, куда вход посторонним запрещен. По-хорошему эпичные музыкальные темы Филипа Гласса (трилогия Катси) наполнены тайной, тревогой и отзвуками тяжелой судьбы. Мартин Скорсезе как всегда выстраивает необходимый фон для рассказа истории во всем своем профессиональном блеске. Подобных режиссеров называют маэстро за способность передать визуальную сущность зрелищности как таковой.
А теперь о самом сюжете. Он описывает периоды детства, отрочества, юности четырнадцатого Далай Ламы. В конце концов, этот человек достигнет и возмужания. Зная, что Далай Лама - не простой человек, а постоянная реинкарнация одного и того же духа, можно было бы представить, что зрителям продемонстрируют какие-то божественные или сверхъестественные способности духовного лидера Тибета. Но это совершенно не так. Нам показывают самого обычного человеческого ребенка. Ребенок непослушный, любознательный, активный. Даже когда его забирают из дома и перевозят в старый храм, он боится и чувствует себя одиноким в отсутствии родителей и родных братьев. Показательна сцена во время одного ритуала в храме: в полной тишине и вместе с остальными монахами маленький Далай Лама молится, но вдруг замечает крысу, пьющую воду из чаши, и искрится детским смехом.
Фильм был создан при поддержке самого Далай Ламы XIV. Кто-то из ярых параноиков может разглядеть в 'Кундун' намеренно восхваляющую агитку. Только зачем это нужно для такого великого человека, попросту лишенного человеческих страстей? В социальных сетях любят добавлять посты с его высказываниями. Признаться, высказывания состоят из толковых слов, которые при всей простоте заставляют задуматься. Да, возможно это несвойственно буддисту, но Далай Лама обвинял власти Китая в неправомерных действиях по отношению к Тибету. А как же не обвинять, когда в наглую отбирают родную землю и устанавливают там свой порядок? Мартин Скорсезе постарался показать, каково пришлось молодому, наивному и неопытному Кундуну в самые непростые времена для народа Тибета.
Два часа фильма дают возможность немного окунуться в 'озеро мудрости', не потонув в нем. Созерцательное кино, дающее повод задуматься и заинтересоваться жизнью одного из самых известных людей на нашей планете.
8 из 10
P.s. Не в тему, но у блистательного Роджера Дикинса аж 12 (!) номинаций на премию 'Оскар'. И ни одной (!!!) победы. Конкуренты, конечно, были у него сильные, но чтобы так... Вот и за 1997-й его обошел Расселл Карпентер ('Титаник').
Духовный лидер Тибета всегда был одной из самых загадочных личностей. Далай Лама - человек, находящийся на высшей ступени просветления, неизменно привлекал внимание Запада. Но Четырнадцатый оказался в центре политического водоворота, связанного с историческими событиями, которые навсегда изменили судьбу Тибета.
Именно судьбу этого Далай Ламы, или Кундуна, показывает картина. Зритель видит не зрелого мужчину, взвешенно принимающего решения, а еще маленького мальчика. Но в глазах у этого ребенка сквозит недетская мудрость. Мы видим, как он взрослеет, как медленно набирает силу, как меняются его взгляды, по мере того, как он открывает для себя внешний мир. Но одно остается неизменным - Далай Лама не принимает войну, упорно стремится к ненасилию.
'Ненасилие требует времени'. Фильм, безусловно, понравится тем, кто интересуется жизнью Четырнадцатого Далай Ламы, историей, культурой Тибета, да и просто ценителям спокойного кино, дающего почву для размышлений.
Историко-биографическая драма о жизни Далай-Лама XIV,
Нгагванг Ловзанг Тэнцзин Гьямцхо, с момента его рождения до изгнания и бегства в Индию, где он по сей день и находится.
Киношедевр мирового мастера Мартина Скорсезе. Замечательная музыка Филипа Гласса.
Сценарий картины написала Мелисса Мэтисон, бывшая жена Харрисона Форда и автор сценария знаменитого «Инопланетянина» Спилберга, а все роли в картине сыграли непрофессиональные актеры.
После выхода картины Скорсезе попал в «черный список» людей, которым запрещено приезжать в Тибет.
Далай Лама поистине легендарная личность. Духовный лидер буддистов Тибета, Монголии, Бурятии, Тывы, Калмыкии, и др. Лауреат Нобелевской премии мира (1989). В 2006 году награжден высшей наградой США - Золотой медалью Конгресса.
В своей автобиографии «Моя земля и мой народ» Далай-лама XIV пишет: «Если бы я родился в богатой аристократической семье, я бы не смог проникнуться чувствами и чаяниями беднейших тибетцев. Но благодаря своему простому происхождению я могу понять их, предвидеть их мысли, и именно поэтому я так сильно сострадаю им и всегда пытался сделать всё, чтобы облегчить их долю».
Кино из относительно далекого 97го года, повествующее о жизни действующего Далай Ламы, о том, как он был найден, о его деятельности, о том, чем он запомнился, о том, как нелегок был его путь к просветлению, о том, что его народ пролил много крови, держась за свою веру, о традициях буддистского мира, о значении Его Святейшества в нашем мире.
Мартин Скорсезе режиссер, Роджер Дикинс оператор, казалось бы, что еще нужно для отличного кино, вот только тема не подходящая, кстати говоря, практически все дело сделала операторская работа Дикинса, красивые пейзажи и игра тенями и светом (и пожалуйста - номинация на Оскар обеспечена), во всем остальном разочарован, в частности в Мистере Скорсезе, но с другой стороны, тематика Востока очень хрупкая, либо все, либо ничего (так и Последний Император и Анна и Король, и Последний Самурай, и Семь Лет в Тибете, и вот Кундун). Кино само по себе качественное, но, к сожалению, не завораживает, как бы я ни уважал Мартина Скорсезе и Роджера Дикинса.