К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Фильм о малоизвестной в нашем регионе личности может быть интересен в первую очередь, тем что дает возможность посмотреть на их нравы и в очередной раз поразится тому, насколько может различаться природа социума.

По структуре это классический байоптик, но с нюансом – снят он по автобиографии. События излагаются так, как как их себе представляет главный герой и эта субъективная точка зрения может иметь мало общего с объективной реальностью.

Вот если отбросить всю шелуху и максимально тезисно описать жизненный путь главного героя (по его же собственной версии), то получается весьма занимательная картина.

Черный подросток, в силу обстоятельств, оказывается на улице и встает на скользкую дорожку, которая приводит его в мир криминала.

В какой-то момент дорожка приводит его в тюрьму, где он находит наставника, который указывает ему путь.

Очень скоро становится понятно, что путь этот ведет в ультра национальную секту, причем настолько ультра, что даже Гитлер в лучшие годы, наверняка посчитал это перебором.

Ну а т. к. секта это и в те времена была не сильно популярным словом, прикрывалась вся эта вакханалия исламом в сильно искаженном под свои цели виде.

Наш герой становиться главным пророком секты, прямо призывая к сегрегации общества по цвету кожи.

В какой-то момент, в силу внутренних процессов внутри секты, его изгоняют (по версии героя разумеется низачто), после чего он переобувается и начинает топить за классический ислам.

Вот если остановиться на этом месте остановиться и задать себе вопрос – у нас человек с такой биографией мог бы стать национальным достоянием?

Кто-то может себе представить в нашей лесополосе «великим человеком» уголовника, который в тюрьме вступил в нацистское образование, потом успешно в нем развивался, а когда его оттуда турнули (низачто), принял какую-нибудь традиционную религию и стал проповедовать за все хорошее против всего плохого?

По-моему, близко нет, а у них школьники средней школы зигуют, ой простите скандируют «Я Малькольм Х!»

Если/когда возникнет желание сравнить «как у нас тут» с тем, «как у них там», стоит посмотреть данное кино, чтобы понимать, что при внешней похожести, разные социумы могут иметь фундаментальные различия, делающие невозможным проведения прямых параллелей.

Что приемлемо «у нас», может быть дикостью «там» и наоборот.

8 из 10

22 января 2024 | 17:42
  • тип рецензии:

Часть 1. 'Я жил как животное'.

Наш герой тоже в курсе Христа. Но кино, как водится вне политики и религии (тут ирония: самые опасные две штуки в рамках этого мира, от которых главный герой не сумел воздержаться... третья штука - женщины), кто бы что ни говорил. Поэтому просто посмотрим на личность главного героя.

Если судить чисто по фильму, то главный герой рос в свободолюбивом ('чё хочу, то и делаю, то и говорю') западном обществе, довольно похотливым парнишей. Но ещё тут, конечно, было преследование по цвету кожи, расовая дискриминация и всё в таком духе.

Говорят, что религия (какая бы она не была) меняет человека. А иных даже Бог не может изменить (если только из-под палки). В рамках этого мира у нас ведь в любом случае есть выбор: быть таким или иным.

Малкольм Икс, или эль-Хадж Малик эш-Шабазз — афроамериканский исламский духовный лидер и борец за права чернокожих /Вики/.

Я сомневаюсь, что человек был именно таким, каким его изображают в этом кино. Тут он одевается во всё цветастое, а иногда и ведёт себя буквально как попугай (в хорошем смысле). Те самые попугаи, которые в Дзене и Ютубе набирают сотни тысяч просмотров, ничего не делая толком особенного. Хотя другой человек и не привлек бы внимание к себе в Америке. Там, чем ты цветастее и попугаистее, тем лучше для СМИ и прочих. вывод: если хотите привлечь к себе внимание, будьте как павлины и другие цветастые птички... голосастые.

Сцена с револьвером и игрой в русскую рулетку непонятна, так как даже мне, когда смотрю с боку, виден краешек гильзы... там одного взгляда на пистолет достаточно, чтобы понять, выстрелит он при нажатии на спусковой крючок или нет. Бредовая сцена, полный бред. При чём эта гильза aka пуля, то есть в барабане, то её нет...

Часть 2. 'Зачем ты дал мне это? Тебе это было нужно. Потому что без этого ты не стал бы меня слушать'.

Как это часто бывает, попугаистость с нас смывают перипетии судьбы. Жизнь такая, что даже гордого попугая в воробья превращает, сглаживая все выступы гордыни, ну или почти все. Обожаю, когда жизнь ломает, меня или окружающих, личностей из байопиков - кого угодно. После переломного момента идёт перестройка, потом 90-ые, потом нулевые и так далее...

Если жизнь на свободе вас не сломала, то уж жизнь в тюрьме точно с этим справится... ну или в любом замкнутом, зашитом пространстве.

Короче говоря, человек мог стать представителем любой религии... просто одна из них была проворней.

Часть следующая. Не христианский проповедник, но с христианской методикой и харизмой афроамериканской.

Естественно, подобное возможно только в Северной Америке. В другом месте, другой стране Малкольм Икс просто не состоялся бы сразу по многим причинам: не было бы той аудитории из разряда рабов на фоне господ (если трогать тему расизма), не было бы того уровня демократии (просто никто не дал бы так проповедовать), не было бы денег на 'мусульманский' костюм, в которых ходят проповедники этого фильма.

Не буду говорить, что в речах героя нет смысла. Они просты, незамысловаты и нацелены на определенную аудиторию... он словно ловец, который точно знает, на что клюют проходящие мимо потенциальные 'прихожане'.

Часть чего-то там. Конец нашей истории можно прочитать в Вики, если вы и так его не знаете. С этим сложно обычно у всех историй: определенные моменты нельзя изменить, если вы не Тарантино, конечно. Так что фильм не понятен. Не понятно, к чему он призывает и о чем. В любом случае тут многое выдумано, многое прилизано. Но как эпос о своём времени, о жизни афроамериканцев в Америке, может, и смотрибельно. Но на любителя.

_

Если совсем глубоко копнуть, то фильм простыми словами о том, как один человек применил одну из ветвей мусульманства для борьбы с расизмом и подсознательного (не явного для других и себя) возвышения собственной популярности (можно сказать и гордыни славы)... и наоборот: одна из ветвей мусульманства применила Икса в своих целях, чтобы поймать в свои религиозные сети побольше последователей. Они использовали друг друга, но... всё это не важно сейчас.

Постановка хорошая, к концу вообще здоровски смотрится, душевно. Актеров известных и примечательных масса, например, тот самый полноватый напарник главного героя 'Прослушки' или ещё 'Гас Фринг' из 'Во все тяжкие' мелькают.

23 февраля 2023 | 19:08
  • тип рецензии:

В кино есть три самых главных проблемы:

1 - Неопытные и слабые режиссёры.
2 - Жадные продюсеры.
3 - Бездарные сценаристы.

Именно с последними мы и имеем дело в этом фильме.

Само по себе биографическое кино - очень непростой для всей съёмочной группы творческий процесс, так как нужно в весьма небольшой отрезок времени вместить целую жизнь человека, при этом раскрыв его мотивацию и идеологию, причём сделать это нужно таким образом, чтобы у зрителя после просмотра сформировался некий собирательный образ, по возможности максимально приближенный к реальному прототипу героя и оставляющий после себя наименьшее количество вопросов.

Здесь же всего того, что я описал, нет. Зато есть куча шаблонов, сумбурных сцен, некачественной режиссуры и плохо прописанной идеологии главного героя (которая в жизни была весьма конкретна).

Если вкратце: весь фильм словно порезан на 3 части, переходы между которыми разительны, и каждая из частей выполнена на разном уровне - от бездарности до очень толкового зрелища; к тому же, длится он 3 часа 20 минут - и высидеть их было ой как непросто.

Итак, первый час (причём ровно) фильма, мы наблюдаем за становлением эдакого негра-повесы-гангстера, который пользуется всеми благами цивилизации: наркотиками, проститутками, нелегальным оружием и т.п. - который можно было смело сократить до 20 минут, не потеряв совершенно ничего - т. к. ничего концептуально важного для фильма он не несет - он просто до безобразия скучен.

Затем идёт резкий - очень резкий - переход на 'тюремные годы и последующее становление идеологической концепции', которую пропагандировал наш незабвенный Малкольм. Этот отрезок длится около полутора часов, очень крепко собран, изложен и развит до вполне вменяемого и удобоваримого зрителем действа.

И, наконец, третья часть - длится около 50 минут, и как раз в ней та концепция, которая развивалась на протяжении полутора часов, просто заходит в тупик и скисает. Наш герой начинает мямлить, противоречить самому себе (хотя это можно объяснить его поездкой в Мекку) и вообще - в его словах нет больше той уверенности и чёткости, которую он демонстрировал во второй части фильма. Творится полнейший сумбур, который завершается закадровым голосом, который в переводе на русский представляет собой околесицу, чуть ли не прямо противоположную той, которую проповедовал наш Малкольм.

В результате я понял, что:

а) Фильм писали три сценариста, и каждая часть фильма представляет собой именно их видение жизни главного героя, которое от части к части разительно отличается, что создаёт ощущение неполноценности фильма.

б) Собирательный образ не был создан, а последние 50 минут запутали меня окончательно - задача как режиссёра, так и сценариста не была выполнена - не зачёт.

в) Прежде, чем смотреть биографические фильмы, следует прочесть биографию героя фильма в тексте - так вы хотя бы поймёте, о чём речь и кем он был.

Исключительно за игру актёров (А Дензел мало того, что похож на прототипа, так и играет его отменно) и вторую часть фильма, длиной в полтора часа, я ставлю

5 из 10

28 июля 2015 | 13:59
  • тип рецензии:

Академически выверенный биографический очерк про историю Малкольма Икса отличается простотой и изяществом. Осторожно сводя острые как лезвия звенья цепи расовых противоречий, которые накопились за четыре сотни лет Спайк Ли отнюдь не занимает позицию наблюдателя. Он сопереживает духовному пути познания истины Малкольма и ставит его Дорогу в центр всего фильма. Длинный хронометраж тут совершенно оправдан, ведь перед нами роуд-муви по жизни известного человека.

Дензел Вашингтон, тогда еще не обремененный звездностью, выдает одну из лучших ролей в своей карьере. Легко и не особо напрягаясь. На руку идет и внешнее сходство актера с Малкольмом.

Нужно отдать должное Спайку - на фронтон фильма был выведен Дензел. Все остальные актеры старались не затмевать его, ограничиваясь крепкими, но все же скромными ролями. При этом, Делрой Линдо и Анджела Бассетт выдали очень достойные второстепенные 'арии'.

Ранние работы Спайка Ли меня очень радовали своей искренностью. Ему было что сказать, и он прилагал все свое дарование, чтобы донести свои взгляды до массовой аудитории. Разумеется, практически каждый из его ранних фильмов немного 'трясло' по теме расизма. Однако, эпопея про Малкольма Икс остается приятным островком респектабельного отношения к настоящей истории современной Америки, неудобной правде. Рекомендую, тем более, кино совершенно не скучное.

8 из 10

08 января 2014 | 20:50
  • тип рецензии:

Посмотрим, каким был жизненный путь Малкольма X. Гедонистические принципы, проводимые в жизнь в их крайних проявлениях, могут подобно затягивающему водовороту втянуть человека в воронку депрессии, отчаяния и самоуничтожения. Это происходит потому, что удовольствия и боли недостаточно для того, чтобы сделать жизнь целеустремленной, а бесцельная жизнь вряд ли стоит того, чтобы испытывать боль бытия.

Малькольм X являет собой хороший пример человека, который не мог найти свой жизненный путь, пока не нашел цели и смысла жизни. Его отец, Преподобный граф Литл, был баптистским священником, посвятившим себя организационной работе во Всемирной Ассоциации по улучшению положения негров. Малькольм гордился деятельностью своего отца, но его семье она дорого обошлась - их дом в Омахе (штат Небраска) был сожжен куклуксклановцами. Позже его отец был убит, и семье пришлось переехать в Лансинг (штат Мичиган). В юности Малькольм хорошо учился в школе, был даже старостой класса один год, но вся охота учиться у него пропала, когда его учитель сказал ему, что негру не стоит даже надеяться стать юристом. Жизнь Малькольма стала терять для него смысл из-за расизма, разрушившего его амбиции. Он переехал в Бостон жить со старшей сестрой и начал искать от жизни удовольствий.

Провинциальный мальчишка Малькольм Литл был очарован жизнью Бостона. Его главными целями в жизни стали увеселения, снискание авторитета среди ровесников и амурные похождения. В Бостоне он ходил на танцы в своем шутовском костюме и исполнял линди-хоп. Он также искусственно выпрямил свои волосы при помощи очень болезненной процедуры, которая выровняла его вьющиеся волосы и придала им блеск. В конце концов он начал продавать наркотики. В возрасте 21 года он стал кокаинистом и был посажен в тюрьму за кражу со взломом.

За решеткой Малькольму пришлось подумать о том, хочет ли он перебороть наркотическую зависимость и выжить, или просто умереть и прекратить свои страдания. Когда брат убедил его стать сторонником Элии Мухаммада и Нации Ислама, Малькольм нашел новый стиль жизни, удовлетворявший его основные потребности и сделавший его жизнь осознанной. Он перестал посещать вечеринки и обратился к основным ценностям жизни: чести, лидерству и социальной справедливости (идеализму). Он стал преданным мусульманином и быстро продвинулся на руководящий пост в организации Нация Ислама.

Малькольм X, получив известность после принятия ислама, в корне изменился. Из уличного ловеласа он превратился в религиозного лидера; от наркомании он перешел к строгой приверженности законам ислама; безответственность в его жизни уступила место социальной заботе о людях. Однако корни таких перемен уходят в детство Малькольма. Он всегда гордился своим наследием и был озабочен вопросами социальной справедливости американцев африканского происхождения. Как только Нация Ислама предоставила ему возможность удовлетворять его главные потребности, Малькольм обрел смысл жизни.

История жизни Малькольма X показывает нам разницу между чувственным счастьем и ценностно-ориентированным счастьем. Когда он стремился к чувственному счастью, его жизнь была бессмысленна и он катился все дальше к жалкому существованию. Когда он начал стремиться к ценностно-ориентированному счастью, он спас себя и вновь обрел целеустремленность и общее ощущение благополучия.

7.5 из 10

20 апреля 2013 | 01:40
  • тип рецензии:

Каково быть чернокожим ребёнком в США в сороковых годах ХХ века? Не сладко, даже, если ты живёшь на Севере страны и учишься на пятёрки, будучи лучшим в классе, где, кроме него, учатся одни белые дети. Ведь учитель настойчиво повторяет, что ты – чёрный. Тебе не светит стать тем, кем мечтается, ибо профессия юриста – это только для белых. И вообще, не стоит слишком много хотеть от этой жизни – ты же чёрный. В таком случае, что может стать с чернокожим ребёнком после того, как отца, после долгих преследований, убивает ку-клукс-клан, а мать попадает в психиатрическую лечебницу?.. Об этом и кино Спайка Ли.

Кино сложное, биографическое, долгое… Кино на больную для Соединённых Штатов тему, снятое без морализаторских выпадов. Без однозначного ответа на вопрос о добре и зле. И уж тем более – без попытки идеализировать образ такой личности, как Малкольм Литтл, ставшей известной всей Америке, всему исламскому, да и остальному миру, как Малкольм Икс.

Кино Спайка Ли снято в разных манерах. Первая часть повествования - о становлении молодого, дерзкого, пытливого ума, приведшего его на путь, к которому приходят тысячи чернокожих подростков, юношей, так и не нашедших применения своей энергии. Эта часть красочна, динамична, тут есть место и забавным моментам… Зато вторая условная часть – серьёзная, суровая, местами трогательная и совсем не весёлая. Тюрьма и Ислам, который он в ней обрёл, кардинальным образом переродили Малкольма, сделав из него надежду и опору для огромного количества чернокожих американцев, одного из главных проповедников дела Мухаммеда. Начиная с низов движения «Нация Ислама», благодаря лидерским качествам, Малкольм приходит к тому личностному весу внутри движения, когда его руководители начинают испытывать тотальный дискомфорт от присутствия в своих рядах столь неоднозначного «брата». От того и исход его не долгой жизни не удивителен.

Потрясающий Дензел Вашингтон радует талантом, радует этой ролью. Его монологи – это удовольствие. Его призы и номинации – это награда за работу над персонажем. Сложным персонажем, ибо он был не просто реальным человеком, а человеком, занявшим определённое место в истории.

«Мы заявляем о своём праве быть человеком на этой земле, быть личностью, иметь права, быть уважаемыми в этом обществе, на этой земле сегодня. И мы намерены воплотить это в жизнь любыми необходимыми способами». В этой фразе – суть борьбы, суть жизни Малкольма Икс. Он искренне верил в правду. А множество его последователей искренне верили ему самому.

«Наш прекрасный чёрный принц, который без колебаний принял смерть, потому что любил нас».

31 мая 2012 | 00:21
  • тип рецензии:

Сейчас только посмотрел этот фильм, он про американских негров, и про то, какой ценой им досталась свобода. Но вот что интересно, этот фильм актуален сейчас, в нашем 2012, как никогда. Было бы нелишним показывать этот фильм тем, кто считает себя вправе судить и людях по их национальности и цвету кожи. Было бы актуально сейчас показать людям исламский мир, с его истинной стороны, а не таким, каким его рисует американское правительство.

Есть люди, которые никогда не захотят мира, которые никогда не расстанутся с властью. Малкольм, и в этом заслуга Дензела Вашингтона, жил как отброс, пока он не нашел себя и Бога. И, в отличие от своих учителей, он решил идти до конца. В то время, как они предали свою веру ради денег и власти, он остался верен Аллаху и всему миру. Он прошел путь от преступника, националиста, который обвинял всю белую нацию, до 'человека мира'.

Сейчас в мире то же самое, насилие порождает насилие, и этот фильм четко показывает, как Америка начала рыть себе могилу, и скоро в нее и угодит, так как насилие против всего мира обернется насилием всего мира против них.

Главное помнить, что человек познается по своим поступкам, а не по расовым признакам. Не тот тебе брат, кто одного с тобой цвета кожи, а тот, кто желает тебе в сердце добра и мира.

10 из 10

12 февраля 2012 | 22:58
  • тип рецензии:

Очень очень большая картина но к сожалению не её художественному наполнению а только по продолжительности. Я не знаток американской истории но поверю что этот человек много сделал для США и его история если судить по фильму довольно неординарный но смотреть на это в кино 3 с небольшим часа по моему невозможно, краткость сестра таланта не зря говорят, можно сколь угодно долго и подробно описывать жизнь человека но главное передать суть что здесь получилось но её можно потерять по мере просмотра картины.

Работа создателями проделана конечно огромная но все же лучше посмотреть более короткие и интересные фильмы говорящие примерно о том же.

P.S. То что понял герой ближе к концу фильма по моему прописные истины я их знал еще в детстве, хотя можно сделать ссылку на 40 лет.

5 из 10

18 июля 2011 | 23:53
  • тип рецензии:

История о бандите вставшем на путь религии.

Он образумился слишком поздно и ему пришлось поменять всю свою политику, когда он уже попал в западню. Кто знает, что случилось бы если бы он с самого начала проповедовал хотя бы равенство рас с возможностью оружия не говоря уже сатьяграхе Ганди. Он и Мартин Лютер Кинг два таких одинаковых и в то же время разных человека. У одного господство черных, у другого содружество, у одного ислам с отрицанием других религий, у другого христианство с принятием всех. Эта знаменитая речь Лютера Кинга(ниже) и есть мысли после посещения Мекки Малкольмом. Как же долго он шел к этой истине и как мало успел о ней рассказать

И хотя мы сталкиваемся с трудностями сегодня и будем сталкиваться с ними завтра, у меня все же есть мечта. Эта мечта глубоко укоренена в американской мечте.

Я мечтаю, что однажды эта нация распрямится и будет жить в соответствии с истинным смыслом ее принципа: 'Мы считаем самоочевидным, что все люди сотворены равными.'

Я мечтаю, что однажды на красных холмах Джорджии сыновья бывших рабов и сыновья бывших рабовладельцев смогут сидеть вместе за братским столом.

Я мечтаю о том, что наступит день и даже штат Миссисипи, изнемогающий от жары несправедливости и гнета, превратится в оазис свободы и справедливости.

Я мечтаю, что придет день, когда мои четыре ребенка будут жить в стране, где они будут судимы не по цвету их кожи, а в соответствии с их личными качествами.

Я мечтаю сегодня!

Я мечтаю сегодня, что однажды в Алабаме с ее злобными расистами и губернатором, с губ которого слетают слова о вмешательстве и аннулировании, в один прекрасный день, именно в Алабаме, маленькие черные мальчики и девочки возьмутся как сестры и братья за руки с меленькими белыми мальчиками и девочками.

Фильм о борце за свободу ставившим идеалы выше собственной жизни и о том, кто верил в невозможную тогда и сбывшуюся сейчас мечту

9 из 10

08 апреля 2011 | 21:31
  • тип рецензии:

Выдающаяся лента об Малкольме Икс, борца за права темнокожего населения в США, борца против коррупции и деспотии против темнокожих со стороны представителей власти.

Спайк Ли снял отличную биографическую ленту об персоне, про которую можно было бы снять картину и с более длинным хронометражем, но тем не менее, режиссер постарался вложить все ключевые моменты из жизни Малкольма, которые так или иначе повлияли на его жизнь и мировоззрение.

Очень четко показана сама концепция ислама, проповедующая на территории США, ее недостатки и недостоверная база учения, где спустя некоторое время, после совершения Малкольмом Икс хаджа, он отказался от чёрного расизма и от всех идей, не соответствующих вероучению ислама, что впрочем, и послужило главным расколом между ним и Мухаммадом Элайжда.

Не маловажен тот факт, что «Малкольм Икс» первый не документальный фильм, получивший разрешение не съемки в Мекке, и это говорит только об истинном отношении самих мусульман к персоне Малкольма Икс.

Отличный фильм, из категории «интеллектуального» кино, если вам нравятся такие картины как «Бобби», «Никсон», «Харви Милк», то «Малкольм Икс» ваши ожидания не разочарует.

9 из 10

21 июня 2010 | 11:40
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: