Джуди Гарленд — любимица миллионов. Волшебный голос, попадающий, минуя уши, прямо в сердце, широко распахнутые глаза, робкая улыбка, ангельские кудри... Были времена, когда она могла получить любую роль, Карнеги Холл рукоплескал, а деньги не имели значения. Теперь звезда едва сводит концы с концами, её не ждут на съемочных площадках, а муж хочет заполучит право опеки над детьми на время учёбы в школе. Теперь она смотрит на мир вокруг с саркастической усмешкой и легким прищуром через бокал чего бы то ни было. Неужели карьера так губит людей?
Фильм «Джуди» рассказывает не о том, что привело прекрасную Дороти из страны Оз в дебри бытовухи и финансовых трудностей. Вообще суть не в пересказе жизни некой актрисы и певицы, нет. Мы наблюдаем за прекрасной Гарленд во время её последних гастролей в Лондоне незадолго до смерти. Ну конечно, без флешбэков никак, но из них мы узнаём необходимый (не сказать что достаточный) минимум о том, как начиналась убийственная карьера Джуди — то есть, Фрэнсис Этель Гамм. Но разве это имя подходит невероятной певице?
В юности выбрав карьеру в Метро Голдвин Мейер вместо прозябания с родителями, которые не могут о ней позаботиться (это то, в чём нас убеждает режиссёр), Джуди стала на путь лучезарной вечно улыбчивой звезды, которая не могла и не жила своей жизнью, не имела детства, не спала, не ела, не отмечала день рождения, регулярно выслушивала бесконечную критику в свой адрес и слушалась рекомендаций по «коррекции» своей внешности. Её кормили только бульоном и салатом в течение долгого времени - достаточно долгого, чтобы вызвать расстройство пищевого поведения. Её заставляли работать по 17 часов в сутки. Её лишали всех чудес детства и юности, дабы слепить и вырастить Звезду, которая приносит деньги. Кого угодно это может сломать. Но, кажется, эта женщина стала только сильнее.
Но мы видим Джуди теперь. Ей 46, у неё трое детей (старшая — Лайза Миннелли, между прочим), за спиной четыре брака, полуразрушенная карьера и куча долгов. Она едва может обеспечить своих детей, у неё даже нет своего дома - и один из мужей уже пытается решить вопрос опеки в свою пользу, намекая Джуди, что так будет лучше для всех. Из последних сил она старается заработать деньги на тот самый дом, в котором она бы спокойно жила с детьми и не думала, как отчитываться перед судом и адвокатами. Она соглашается дать серию концертов в Лондоне.
Что может пойти не так, если у тебя есть цель, есть талант и есть прекрасный менеджер? Да всё! Первый выход, третий выход, алкоголь, слёзы, дурацкое интервью с тупыми или провокационными вопросами, невозможность избавиться от пожизненного джетлага, отсутствие аппетита, несвоевременные комментарии бывшего мужа... Такое ощущение, что именно эти концерты доломали и так уже поломанную звезду. Но она всё равно блистает. Она всё равно - человек с душой, с проблемами, с переживаниями, человек, способный чувствовать и сочувствовать. Человек с потрясающим голосом. Конечно, будь она простой девочкой, её жизнь сложилась бы иначе. Возможно, она бы прожила дольше и в целом была бы счастливее. Однако голос был, карьера была - и была Джуди Гарленд, скончавшаяся всего лишь в 47.
Этот байопик от любого другого ничем принципиально не отличается. Ничего принципиального нового вы из этого фильма не узнаете. Никаких новых приёмов режиссёр тоже не задействовал - он просто познакомил зрителя с одной из сторон жизни звезды. Однако Гарленд действительно была великой - как и Зеллвегер, исполнившая её роль и её песни (сама!) на экране.
Я люблю фильмы-биографии. К сожалению, этот жанр очень обязывает, сильно сковывает в рамки: нужно показать и становление героя, и его проблемы, связанные с успехом/неуспехом/гениальностью, раскрыть, почему именно ОН этот самый герой, а не тот или этот.
В случае с картиной 'Джуди', случилось то, что не случилось практически ничего. Нового. Да, фильмы-биографии обязывают, их нужно смотреть априори с кредитом доверия, но...
Несмотря на хорошую актёрскую игру Зеллвегер и её попытку вытянуть на себе весь фильм, он получился не очень интересным. Где-то милым, ярким, даже добрым (героине сопереживаешь, а не наоборот), но одной харизмы недостаточно, чтобы возопить: 'Шедевр!'.
Бережное отношение к слову, когда мы говорим о литературе, очень важно. Бережное отношение к разработке сценария - тоже. Но здесь очень важно уметь балансировать, видеть грань. Чуть-чуть в сторону, и получается уже не бережно, а пресно. Это и произошло с фильмом 'Джуди'.
Вроде всё пёстро снято, есть достойная актёрская игра, а нет задора, искорки, нотки трагизма. Ни в одной сцене не было переживательно, хотелось просто поскорее досмотреть. И уже не пересматривать. Всё же, в искусстве важно не только готовое целое полотно, но и детали, без которых не может быть оттенков, граней и полутонов. Пример этого - то, как главная героиня смотрит на кусок торта, с каким лицом пробует его и говорит, что вкусно. Здесь тонкий намёк на её истощённость, расстройство пищевого поведения. Но это единственная подобная сцена за весь фильм.
А ещё не покидала мысль, что зря некоторые люди прибегают к модной пластике, тем самым теряя свою индивидуальность. Зачем?..
Если для реализации большого проекта о жизни голливудской легенды Джуди Гарленд потребовалось так много времени, то это, возможно, потому что сама леди предупреждала: «Всегда будь первосортной версией себя самой, а не второсортной версией кого-то». В мире кино такие слова оказались чуть ли не пророческими: байопик о последних днях уважаемой звезды оказался слишком… выхолощенным. 47-летняя экранная Джуди пробирается через призраков прошлого, не забывая по пути бороться с демонами шоу-бизнеса, и, такое чувство, что «Джуди» - слишком знакомая история, поскольку в некоторые моменты киноленте буквально нечего сказать. Замени центральную героиню на любую другу звезду и концепт не поменяется, что, вероятно, не лучшая характеристика биографического фильма.
По крайней мере «Джуди» следует истории не в хронологическом порядке. Строго говоря, самые звездные часы Гарленд остались почти за кадром – её детство представлено в картине как кошмарный набор почти сюрреалистических сцен. Всё это подано флэшбеками, которые временами поданы ни к селу, ни к городу: они отвлекают от основной истории, которая и так трагична сама по себе. Гарленд в, так сказать, современности пытается справиться с разочарованием в карьере, поддается алкоголизму и изредка встречает на своем жизненном пути что-то светлое: например, пятый (!) брак.
И хотя история постаревшей Джуди не без камней преткновения, она удивительно хороша именно в детских сценах. Вообще рефлексия по оскорбительному прошлому актрисы вышла более слабой, чем её сама демонстрация. Контекстуализация оскорбительного и, будем честны, несчастного детства Гарленд подана правильно: без перегибов и правдиво. Психологический портрет ребёнка, которому стыдно (!) быть ребёнком, оказался сильнее, чем страдания престарелой алкоголички. И хотя сценарий тут сосредоточен именно на последних, сумрачных днях певицы, уж лучше бы создатели сильнее подпитали мифологию о том, что привело её в могилу так рано – всего в 47 лет, или вообще вырезали бы.
Иронично было выбрать на роль центральной героини Рене Зеллвегер – актрису, у которой яркие роли были разве что в прошлом десятилетии. Тем не менее, Зеллвегер отлично справилась с ролью. И всё же её актерская сила рушится в моменты, когда сценарий «Джуди» возвращается к бездушной мелодрамме: неспособность Гарленд сохранить опеку над детьми – ещё одно печальное развитие в нисходящей спирали банальности.
Возможно, что «Джуди» можно назвать душераздирающим напоминанием о легкомысленности жизни голливудской звезды, зависящей от денег и славы, но истории тут точно маловато. Взяв удобный способ рассказа о последних днях героя и злоупотребив флэшбеками, сценарий «Джуди», кажется, оставил в стороне внутренний мир актрисы, сосредоточившись на фальшивых эмоциональных манипуляциях. Обнадеживающий взгляд на влияние авторитетов и обратную сторону успеха также назвать сложным и свежим едва ли получается: лично мне было бы более интересно оценить историю Джуди Гарленд в контексте отношений актрисы с её детьми, чего тут также недостаточно – судя по всему, наследие актрисы так велико, что не любой биографический фильм способен вместить.
Фильм 'Джуди' интересен отечественному зрителю так же, как иностранному, фильм 'Алла'. Попытка вызвать жалость и 'пробить на слезу'. История рассказанная о предсмертных агониях не 'дань уважения' и не воспевание таланта. Это танец на костях, это издевательство с целью наживы.
Рене Зеллвегер - еще одна издевка над памятью Гарленд. Ни длительное отсутствие на экранах, ни пластические операции, ни год занятий вокалом, не добавили ни толики актерского таланта, таланта перевоплощения. Есть целая плеяда актеров одного образа, и лезть, скажем, Джейсону Стэйтему играть Синатру, - только ставить отвратительную жирную кляксу в своей биографии. Гримасы Зеллвегер не менялись с 90х, так оставайся же Рене в образе жеманниц и глупышек с писклявым голосом.
Второстепенные персонажи делают этот фильм. Костюмы создают антураж. А 'вьетнамские флэшбэки' со съемок 'того самого судьбоносного фильма' разрушают сказочную атмосферу и теперь слыша 'Somewhere over the rainbow' зритель вместо наслаждения, будет думать о тяжелой судьбе Джуди Гарленд. Которая могла выбрать 'синюю таблетку' и работать кассиршей, учительницей и быть матерью. А вместо этого сломала свою жизнь, что бы киномагнаты набивали карманы деньгами. Но в 2020 мы понимаем, что каждый делает в жизни свой выбор. Гарленд сделала свой выбор, что показано в сцене после премьеры 'Волшебника из страны Оз', она выбрала овации, сцену.
В любом случае вы будете сопереживать героини и жалеть ее и проклинать жестокий бездуховный мир и неважно кто на экране и чье грязное белье полощут в этот раз.