Есть предубеждение, что дьявол живет в тяжелых мелодиях – хеви-метал, ню-метал, на худой конец он предпочитает эмбиент – лица одного Aphex Twin будет достаточно. По мне, все это фигня. Дьявол предпочитает простые навязчивые мелодии, которые тут же застревают в голове, бывает так сильно, что единственный способ избавиться от них это прострелить себе голову. Истории о разрушенных карьерах поп-звезд производят большее впечатление, чем маскарадный концерт в стиле Slipknot. Это внушает трепет и шок, когда за милыми личиками с кукольными улыбками скрывается трещина глубиной с Марианскую впадину. Разве в далеких 30-х годах прошлого века кто-то мог подумать, что в девчонке, весело вышагивающей по дороге из желтого кирпича, сидит нечто, способное превратить ее в восьмидесятилетнюю старуху к 47 годам? За многие годы после трагедии Джуди Гарлэнд мир шоу-бизнеса успел обзавестись новыми историями торжества саморазрушения, но именно Джуди Гарлэнд была, есть и будет величайшей иконой инфернального Голливуда. Кто и что сделал ее такой? Если вы хотите узнать ответы на эти вопросы, то новый фильм «Джуди» вам в этом не поможет. В этом фильме вы не найдете торжества величайшей исполнительницы мирового масштаба, спевшей Песню Столетия и обогнавшей Джули Эндрюс и Барбру Стрейзанд по количеству лучших песен в истории кино. Вы не увидите ее лучших кинематографических образов, вы не услышите ее неподражаемого, уникального голоса, скопировать который не удастся никому, потому что идет он от самого сердца, а сердце Джуди, хранящее сомнения, боль и страх, а также безграничную любовь и сочувствие, мы безвозвратно потеряли.
Я люблю Джуди Гарлэнд. Она была божественна в «Звезда родилась» Кьюкора и естественно гениальна в «Часах» Миннелли. Я хорошо отношусь к Рене Зеллвегер. Она нравится мне в образе Бриджит Джонс и в дуэте с Джимом Керри. Она хорошая актриса, у которой тоже были проблемы с восприятием себя на экране. Готовясь к просмотру «Джуди» я не настраивала себя на скепсис, враждебности и сомнений не было во мне ни на йоту. Но…
Так уж повелось в кругах, прогнозирующих номинации и победы, - без розыгрыша присуждать лавры стопроцентному фавориту. И ничего, что зрители мало заинтересованы его ролью, главное – пустить волну. Да, в случае с Рене все красиво складывается. Почти десятилетие она не появлялась на экранах. Неудачные пластические операции грозили поставить крест на ее карьере, да что уж там, многие злопыхатели давно ее похоронили. Случай, когда симпатичные девчонки только выигрывают на фоне страшненьких подружек, вполне подходит к сценарию кинематографической карьеры Рене, точнее, к ее возвращению в большой кинематограф. Шанс сыграть любимицу публики, ставшую большой неудачницей – разве это не о самой Рене? Только там, где Джуди Гарлэнд свою жизнь трагически завершила, Рене с триумфом возобновляет. Повторюсь, этих мыслей в моей голове не было до момента, когда я начала смотреть фильм. Первое, что стало разочаровывать – в кадре мало юной Джуди. Это не казалось бедой, пока доминирование некрасивой и худой, растрепанной и пьяной и, следовательно, скандальной Рене в образе Джуди над любящей своих детей и сочувствующей геям все той же Рене в образе Джуди не переросло в пародию – пляску на костях. Если вы хотите услышать божественный голос Гарлэнд, как это было с Фредди Меркьюри в недавней «Богемской рапсодии», то забудьте об этом. Рене и не нужно хорошо петь. Из биографии Джуди известно, что последние концерты звезды прошли в полупьяном угаре, от голоса ничего не осталось. Да, потому что сердце ее было разбито. Если вы хотите увидеть непосредственность юного гения, ее красоту и обаяние, то снова об этом забудьте. Рене с ее специфической мимикой даже не нужно казаться миленькой, в сорок семь лет Гарлэнд стала практически неузнаваемой, больше похожей на разукрашенного мима. Может быть я чего-то не понимаю, но разве таким должно быть кино о величайшей звезде Голливуда?
Я не знаю, кто такой Гулд, но он снял фильм оскорбление. Неужели они верят в то, что Лайза Миннелли когда-нибудь заинтересуется этой картиной? Смотреть на то, как мать сознательно себя разрушает и получать о этого удовольствие – это нормально? Гулд пытается выстроить психологический портрет актрисы – ее сомнения, как она мечется между обычной жизнью и очарованием большого кинематографа, как она стремится восполнить пробел материнской любви, заполняя его переменчивой, сравнимой с наркотиком, любовью публики. Чтобы этот портрет вырисовался, режиссеру нужно было делать акцент на юности Джуди, когда ее комплексы, подорванное физическое и психическое здоровье развивались наравне с ее гениальностью. Для этого нужно иметь фантазию или родиться Дэвидом Линчем. Гулд не только пошел по самой обычной асфальтированной дороге, но и наполнил это накатанное скукой путешествие чувством нелюбви, а также недоумением – зачем все это создавалось? Я не обвиняю фильм в неправдивости и лжи, просто история Джуди это не тот случай, когда одной правды будет достаточно, чтобы создать достоверный портрет девушки в огне.
P. S. Всем мятежным душам Великого Кинематографа посвящается. Всем кто с ним справился и кто ему сдался. Вероника Лейк и Линда Дарнелл, Джоан Кроуфорд и Барбара Стэнвик, Рита Хейворт и Дженнифер Джонс, Ширли Темпл и Марлен Дитрих, Клодетт Кольбер и Кэрол Ломбард, Грета Гарбо и Хеди Ламарр, Лана Тернер и Мэрилин Монро, Кэтрин Хепберн и Бетт Дэвис. Вы, небесные создания, и вы заслуживаете только лучшее!
Несмотря на внушительную подготовку к своей роли Рене Зеллвегер, потратившую целый год на вокальные уроки до начала съемок фильма, сам проект «Джуди» все-таки выглядит как попытка захвата «Оскара» нежели добросовестное изображение живого характера. Многие из критиков картины, к примеру, отмечают тот факт, что сюжет практически не раскрывает другие сильные стороны Джуди Гарленд, как примеру ее отменное чувство юмора, что существенно бы повлияло на зрительское впечатление.
Тем не менее, фильм переносит зрителя уже в поздний этап карьеры Джуди Гарленд в конец 60-х, где должна пройти серия ее представлений в Лондоне. Немногочисленные флэшбеки переносят аудиторию в ранние годы артистки, влияние Голливуда на ее жизнь, и, возможно, предпосылки которые привели к психологической истощенности далеко еще не на закате ее личной жизни, так и профессиональной. Увы личные отношения артистки также не раскрыты в полной степени в этой ленте, а ведь в контексте ее отношений со своими мужьями, возможно скрывалась и другая часть характера Гарленд, которую авторы решили не исследовать.
Возможно, личность Джуди Гарленда сложна для байопика, и какова бы энергия Зеллвегер не доминировала на экране – это будет всего-навсего сильная актерская роль в фильме, который в целом ничем особенным помимо этого не выделяется. Режиссер Руперт Гулд скорей всего достал выигрышный билет в лотерее, его предыдущая режиссерская работа даже и близко не приближала его в мэйнстрим, поэтому возьму смелость предположить, что исключительная игра Зеллвегер собственно и подарила «Джуди» популярность.
Если принять во внимание множество остальных биографических фильмов о музыкальных деятелях – остается ощущение, что «Джуди» существенно недотягивает до какого-то стандарта. Монтаж картины исполнен не наилучшим образов оставляя послевкусие книги без нескольких важных страниц, также впечатление об саундтрэке остались посредственные, и это при том, что фильм о певице. Как итог – вполне посредственная режиссерская работа, на которую найдутся, как и поклонники так и критики, если бы не сильная актерская работа Рене Зеллвегер, возможно, этот фильм бы прошел незамеченным вовсе.