Одной из ключевых тем в экранизированном творчестве фантаста Филиппа К. Дика является бегство в чем-то обвиненного (справедливо или несправедливо) героя от системы. В 'Особом мнении' убегал Том Круз, во 'Вспомнить всё' - железный Арни, в 'Часе расплаты' - Бен Аффлек. В 'Пришельце' приходится уже убегать гораздо менее именитому Гэри Синизу, что неудивительно: картина весьма малобюджетная, одни гонорары Круза и Шварценеггера побольше будут. Посему мы не увидим тут мощных спецэффектов или масштабных поединков, зато мы увидим героя, бегающего по подвалам, заброшенным зданиям, каким-то пустырям, то есть в тех местах, где можно снять недорого.
Не могу сказать, что это идет в плюс картине, но и не выглядит совсем уж позорно. Герой Синиза скрывается не просто так, а с важной для него целью: доказать, что он не тот, за кого его считают, а считают его инопланетным шпионом-террористом с заложенной внутри бомбой. Сразу становится понятно, что кульминацией фильма станет выяснение того, так ли это или нет. Что и происходит в финале. В общем, 'Пришелец' снят в жанре фантастического триллера про беглеца с якобы неожиданной развязкой (неожиданной дял неопытных зрителей).
Интересно ли смотреть? Да, вполне. Можно ли сравнивать это творение со своими более мощными собратьями типа 'Вспомнить всё'? Нет, никак, ибо там - масштабный блокбастер, здесь же - лишь имитация оного. Но достаточно неплохая имитация. После просмотра не возникает чувства зря потраченного времени, что я считаю для такой картины приличным результатом.
'Пришелец' 2001-го - необычная работа режиссера Фледера, который специализируется на качественных триллерах, без каких-либо откровений. Но с фантастикой у него не очень-то, поэтому эта работа заслуживает внимания лишь благодаря интересным актерам. Гари Синиз на пару с Мэдлин Стоун, и Винсент Д'Онофрио изо всех сил пытаются разыграть драму, связанную с главным героем-беглецом, которого по загадочной причине приняли за пришельца. Ведь действие происходит в конце 21 века, а уж в такое то время по всем законам жанра человечество уже вовсю будет сражаться если не с киборгами, то с инопланетными вторженцами уж точно. К сожалению, скромного бюджета оказалось недостаточно для достоверных декораций, не говоря уже о чем-то поражающим воображение.
Местами фильм даже напоминает какие-нибудь 'Хроники Риддика' и 'Вспомнить все', только, так сказать, в миниатюре. Особенно, когда Гари Синиз, которому не очень идут роли крутых парней, одевает темные очки и балахон. В такие моменты 'Пришелец' выглядит как забавная попытка скопировать идеи незабываемых голливудских блокбастеров 90-х, включая 'Звездный десант', 'Крикуны', и вышеупомянутую фантастику со Шварценеггером. Получилось фактически наоборот. В тех картинах упор был сделан на уникальных кино-вселенных и харизматичных персонажах, чтобы компенсировать незамысловатость сценариев. А 'Пришелец' старается выехать на закрученном сюжете с убедительными актерами. Честно говоря, у меня не получилось всерьез воспринимать происходящее на экране.
Потому как Мэдлин Стоу мало похожа на драматическую актрису, а Гари Синиз с его фирменным выражением недоумения на лице в образе отчаянного ученого-беглеца как-то тоже не очень. Д'Онофрио в роли подозрительного парня-негодяя традиционно неплох, но не более того. Единственная сильная стороны этого фантастического триллера - атмосфера какого-то запустения в порушенном будущем. Способствуют как бедноватое окружение, так и мрачный саундтрек. Отчасти удалась и интрига, связанная с героем Синиза, который что-то помнит, что-то не помнит, а в финале и вовсе делает настоящее открытие! Кстати, заканчивается 'Пришелец' интереснее большинства картин данного жанра, в каком-то смысле даже шокирует. Может, авторы видели, что повествование не может похвастаться оригинальностью, и напоследок решили ошарашить зрителя, который ожидал стандартный исход подобных историй. Ради этого момента стоит потратить время!
На мой взгляд - проходной фантастический триллер, но с безумной развязкой. Кстати, в оригинале и по смыслу это 'Самозванец'.
Итак, за что мне нравятся фантастические триллеры (помимо всякой там космической тематики, пришельцев, высоких технологий и прочих радостей кино-просмотра), так это за их порой неординарные и оригинальные сюжеты, истории с невообразимыми существами и неожиданными поворотами, уносящие нас за привычные штампы некоторых других жанров.
И хотя пришельцев в кадре Casey Cooper так и не увидел (все упоминания о войне с ними так и остались упоминаниями, ну и еще купол над городом, как свидетельство не самой спокойной жизни во вселенной), зато история получилась очень стоящая.
Начало с подозрениями в измене (назовем это именно так, потому что это и была официальная версия событий для простых граждан - а зритель сам разберется в первые полчаса в чем там дело), фразой обвинителя, которая прямым текстом говорит, что это может вполне не соответствовать действительности и естественный забег главного героя в поисках справедливости и ответа на поставленные вопросы.
Так что завязка очень интригующая, середина довольно средняя (чего-то большего, чем мы уже где-то видели здесь нет), ну а финал в духе начала оказался тоже не без сюрпризов. Дело в том, что по ходу просмотра Casey Cooper предположил, что же именно будет в финале и именно это в финале и оказалось... это и еще кое-что... Так что на фоне предсказуемости есть еще один неожиданный поворот, довольно нестандартный, впрочем как и идея самого проекта (если вы конечно не смотрели до этого сериал «Звездный крейсер Галактика» ).
Актеры были смутно знакомы. По имени и фамилии вспомнился только Мехи Файфер (кстати, хорошо сыграл и персонаж не плох). Остальные актеры (прежде всего главный герой, его симпотяжка-жена и его лучший друг) внешне где-то встречались, а вот где именно - так и осталось вопросом...
Обстановка будущего очередной раз оказалась мрачной, ужасной и безрадостной (хотя какой фантастический фильм обошелся без вторжения?). Еще раз повторюсь: пришельцев в прямом смысле здесь нет, технологии (летающие... не скажу тарелки, скорее какие то прямоугольники, сканер, защитное поле над городом, устройства слежения в теле человека и душ управляемый голосовыми командами) есть, мрачная обстановка, которая и в обычном фильме частенько встречается - тоже есть.
Итог: в меру достойный фантастический триллер, порадовавший прежде всего стоящей завязкой, в меру оригинальной идеей и временами неожиданной концовкой.
7 из 10 (в целом за весь фильм, хотя отдельно завязка и финал тянут на более высокую оценку)
Данный фильм вызвал у меня конфликтующие эмоции: с одной стороны я понял руководящую идею и осознал ее исполнение, а с другой это самое исполнение оставляет желать лучшего. Хотелось бы обсудить, что в этом фильме, по-моему, не так.
Обо всем по порядку.
Наследие первоисточника
В первые 5 минут фильма на нас вываливают тонну экспозиции, которая выдается в форме монтажа псевдодокументальных кадров и голоса нарратора, которые очевидным образом перекочевали в фильм напрямую из первоисточника. Кто читал фантастические рассказы знаком с этим достаточно примитивным, но вовсе не стыдным для литературы приемом. Проблема в том, что мы смотрим фильм, а не читаем литературу. Подобные примеры слабой работы по переносу первоисточника на экраны наблюдаются в многих других моментах, и ничего кроме недоумения это не вызывает. Я осознаю, что у фильма (скорее всего) были очень тесные бюджетные рамки, но всю ту же информацию можно было донести до нас и без голой экспозиции. Это было бы простительно, если бы остальной хронометраж занимали какие-то зрелищные кадры или отчаянное развитие сюжета или персонажей, но... Уже с первых минут фильма искушенный зритель понимает, на что подписался. Ладно, едем дальше.
Проработка сценария
Спустя 10-15 минут после начала фильма герой понимает, что его в чем-то подозревают, и вплоть до конца фильма он очень надеется и верит в то, что все ошибаются, а он прав. Проблема в том, что по большому счету во всем этом внутреннем противостоянии героя со своим сомнением не хватает динамики - сюжетные обстоятельства не ставят его перед серьезной дилеммой, он даже на секунду ВСЕРЬЕЗ не задумывается над последствиями в случае его ошибки. Он просто бегает от одной пустой сюжетной точки до другой и по большому счету растягивает хронометраж - потому что в его развитии как персонажа есть только ДВЕ точки: одна в самом начале и вторая в самом конце, а все остальное время фильма герой никак не меняется. Это не было бы проблемой, если бы мы смотрели блокбастер, но мы смотрим камерное бюджетное кино и кроме сюжета и персонажей тут наблюдать больше не за чем.
Сильные стороны
Несмотря на все вышеозвученное, были в этом фильме и приятные моменты. Мне понравилась работа по созданию мира - нам показали все, от высокотехнологичных военных госпиталей в центре крупного города, до трущоб, сточных канав и канализаций на его окраинах. Все это было жиденько приправлено соответствующими статистами и персонажами, но в общем старания заметны.
Итог
Я не люблю подход к просмотру кино 'под пиво потянет', поэтому этот фильм однозначно не могу порекомендовать если: вы ожидаете от него интересный сюжет или развитие персонажей; вы хотите посмотреть качественный экшен; вы фанат проработанной фантастики любого поджанра, в том числе антиутопий.
Этот фильм будет интересен тем, кто интересуется любыми экранизациями антиутопической литературы выше категории Б. Это не фильм категории Б - но лучшее на что он тянет, это худший из лучших.
В свое время фильм Гэри Флендера«Пришелец» я посмотрел в надежде получить удовольствие от очередного американского фантастического боевика. В итоге, фильм не оправдал моих надежд.
Сюжет во многом прост и напоминает фильмы «Вспомнить все» и «Беглец». Главный герой – ученый Спенсер Олэм (Гэри Синиз) весь фильм, убегая от сотрудников службы безопасности, пытается доказать что он человек, а не пришелец, которого инопланетяне подослали на Землю для уничтожения конкретной цели.
Должен признаться, что при просмотре у меня сразу возникли вопросы. Например, почему если Олэма подозревали, никто не сканировал его на предмет нахождения бомбы, а решились заживо извлечь ее из груди Олэма, ценой его жизни. Неудивительно, что Олэм предпочел сбежать из лаборатории, чтобы не умереть такой жуткой смертью.
В итоге, несмотря на банальность сюжета и интригующее начало, финал получился, действительно неожиданным. Можно даже сказать, шокирующим.
Честно говоря, фильм держится на игре актеров, прежде всего Гэри Синиза и Винсента Д`Онофрио, сыгравшего Хэтэуэя. У каждого из них своя правда и их противостояние на экране смотрелось красиво.
Есть в кинематографе те фантастические фильмы, которые становятся классикой. «Пришелец», к сожалению, к таким не относится. Думаю, если бы были красивые спецэффекты, или декорации, то это спасло его. Может быть поэтому при бюджете в 35 миллионов долларов фильм собрал лишь 8. Не думаю, что захочу еще раз его когда-нибудь пересмотреть.
Вот и я, наконец-то, Увидел просвет В серо-бурой моей Повседневности - И пришелец с приветом От дальних планет Из тарелки мне машет Конечностью
Пришельцы опять атакуют Землю. Они опять выглядят как люди. Те, в свою очередь, опять не могут понять где свои, а где чужие. Опять всё повторяется. Опять. Опять. Опять. Опять.
Да, этот фильм полностью состоит из штампов, которые уже порядком поднадоели. В оригинальной книге Ф. Дика всё было намного интереснее. Почему режиссёр Гэри Флидер ('Целуя девушек', 'Не говори ни слова') не смог передать дух литературного произведения?! Непонятно. Всё это напоминает большинство экранизаций Стивена Кинга. Но там, чаще всего, были молодые и малоопытные режиссёры, сценаристы, а также актёры. Здесь же иная ситуация.
Гэри Синиз ('Миссия на Марс', 'Азартные игры') актёр, конечно, не первой величины, но всегда играет отлично. Мэдлин Стоу ('Последний из Магикан', 'Генеральская дочь') вообще звезда категории A. Винсент Д'Онофрио ('Умереть молодым', 'Цельнометаллическая оболочка') тоже очень неплох.
Но, не смотря на отличных главных героев, создателям с горем пополам удаётся поддерживать действие в картине. Всё происходит настолько вяло и предсказуемо, что поневоле задумываешься о хронометраже. Хотя тот и так не блещет огромными цифрами.
В общем, подводя итог - работу смотреть можно, но если в памяти уже есть история на тему борьбы землян с инопланетными захватчиками, то ничего нового здесь не предвидится.