В 1983 году известный итальянский режиссёр Умберто Ленци, буквально создавший себе имя низкобюджетными фильмами ужасов (в основном про каннибалов) и спагетти-вестернами, снял приключенческую картину на тему жизни людей в доисторическую эпоху - «Повелитель железа». Казалось бы нетипично для мастера фильмов класса В. Но и здесь Ленци умудрился проявить свой характерный режиссёрский почерк.
Дело в том, что хоть сценарий и был заявлен как оригинальный, очень трудно не заметить как этот «наш ответ Голливуду» похож на фэнтезийный блокбастер «Конан-варвар» с Арнольдом Шварцнеггером 1982 года. Как и в том фильме здесь есть красивые люди в одеждах из звериных шкур, с белозубой улыбкой, чистыми волосами, накаченной фигурой, которые разговаривают друг с другом на современном человеческом языке (в данном случае, итальянском). Только если «Конан-варвар» изначально был экранизацией фэнтезийных произведений Роберта И. Говарда, не претендующих на историчность, то здесь ещё есть желание автора усидеть на двух стульях, обратившись к конкретной исторической эпохе.
Сюжет сам по себе прост и примитивен. Нетрудно догадаться, чем может закончиться история, когда изгнанный из племени за отцеубийство Вуд, добыв железо, вместе с новым типом оружия попытается вернуть власть. Конечно же поединком с со своим оппонентом - добрым Эллой. Хотя даже здесь, в сюжете, есть «белые пятна», к числу которых можно отнести сам способ добычи железа без специальных инструментов. Но режиссёр не заморачивался с такими мелочами - зачем нам пытаться это делать в фильме класса В?
По части актёрской игры я бы отметил Джорджа Истмена, сыгравшего антагониста, как наиболее вызывающего зрительскую симпатию (несмотря на роль и штампы, связанные с ней). Увы, но по сравнению с Истменом, Сэм Паско в роли положительного героя выглядит неубедительно. Да, он красив, но не харизматичен (в этом он заметно уступает тому же Шварцнеггеру). Про остальных же вообще молчу.
Как итог, связная, простая история, но на один раз. Учитывая специфику работы данного режиссёра ждать чего-то выдающегося от этой картины я бы не стал.
Да, велик и ужасен был Умберто Ленци - такому количеству фильмов, которые наштамповал гениальный итальянский режиссёр можно только позавидовать. Сложно найти жанр, в котором он не успел себя опробовать, вот у кого надо молодым режиссёрам учиться, вот с кого пример брать надо. Вот только не все его творения выходили надлежащего его таланту качества. Наряду с такими не шедеврами, но весьма интересными, как Идеальное место для убийства, Могильник и другими получалось то, что не просто к хорошему - хотя бы смотрибельному кино не отнести. Но он не отчаивался, да и что тут горевать, если его фильмы спустя десятилетия по прежнему помнят и любят.
К сожалению, мой сегодняшний подопытный относится к той категории, которая не стала запомнившейся и любимой. Хотя ведь история достаточно любопытная. Антураж первобытного общества не особо часто используется, а если добавить к этому намёки на технический прогресс, философские размышления и мощный пацифистский посыл. А ведь вполне годная и необычная история могла получиться с выплавкой железного оружия, порабощением ближайших земель, местью, изгнанием - и, главное, никакой магии, так что те, кто думал, что это будет очередная фентези поделка, коих в те годы штамповалось по обе стороны океана в огромных количествах, тот будет разочарован. А может и обрадован - смотря какой у зрителя будет настрой.
В том-то и дело, что могла, но не смогла. В чём же причина? Ну уж точно не в стандартного качества постановке - аналогичная от Дамато не мешает вашему покорному автору любить её и с удовольствием пересматривать - эй, я про Атора говорю, а вы о чём подумали? Не в довольно убогой боёвке, которой тем более оправдание найти легче лёгкого - герои в первый раз в жизни в руки меч взяли, глупо с них требовать умение фехтовать на уровне олимпийских призёров. А в полном провале с исполнителем главной роли. Нет, брать бодибилдеров это была нормальная практика, даже если актёрских способностей у них кот наплакал, но если при этом ещё и харизма на полном нуле - тут уж ничего не поделаешь. Если Конан от Арни был эпичен, суров и обаятелен, если близнецы Пол из Братьев-варваров веселили на каждом шагу, то Сэм Паско - не просто картонка - он даже неприязнь внушает, болеть за него, тревожиться и вообще желать ему победы абсолютно не хочется.
Впрочем, не хочется болеть и за антагониста, но не потому, что он вышел столь же безликим и картонным, как раз наоборот. Нет, герой Джорджа Истмена не был из той когорты злодеев, которые внушают симпатию и втайне желаешь им победы - как раз наоборот он был отвратителен, собрав при этом практически все придуманные на тот момент злодейские штампы. Хм, а выдавать длиннющий монолог перед тем, как героя спасут в распоследний момент в те годы уже был набившим оскомину штампом или это чуток позже стало мейнстримом? Ну хорошо, что хоть этого нет. Хотя, был ли он настоящим злодеем? Скорее марионеткой в других руках, что, кстати, несомненный плюс - уж очень ваш покорный автор любит, когда за главным антагонистом скрывается ещё один, правда жаль, что истинные цели так и не были раскрыты.
Ну и что же у нас в итоге? А очень и очень средний фильм на один раз. Эх, нормальный бы актёр на главную роль и побольше бы юмора, а то весь фильм на жутко серьёзных и пафосных щах - и могло бы быть очень даже неплохо. Но с тем, что вышло только
4 из 10
Надеюсь, на съёмках ни одна зверушка не пострадала
Умберто Ленци известен, в-основном, любителям фильмов ужасов, причем как более-менее удачливый продолжатель той или иной франшизы: достаточно вспомнить «Cannibal Ferox» и «Зомби-2». Но этот толковый и умелый ремесленник на протяжении своей карьеры успел отметиться едва ли не во всех видах «explotaiton-movies» с разной степенью успеха. Вот только в случае с “Ironmaster” степень эта стремительно приближается к нулю.
Фэнтези про первобытных людей получилось у синьора Ленци куда менее ярким, нежели «каннибальские» фильмы, а количество ляпов и нелепостей смогут переварить только наиболее стойкие фанаты трэша, для которых даже продукция «Тромы» - мейнстрим. Понятно, что подобное кино – идеальное средство для демонстрации хорошо накачанного культуристского торса. И пусть приглашенный на главную роль Сэм Паско как актер хорош только тем, что его физиономия уж очень похожа на лицо герра Шварцнеггера, зато и играть ему практически ничего не надо, для этого есть Джордж Истман в роли главного антагониста благородного бодибилдера. Естественно, что у первобытных людей были идеально белые ровные зубы и пышные, волосок к волоску волосы – жили-то на природе, экология, натуральное питание. Совсем не удивительно, что при этом носили они идеально выделанные шкуры, а женщины – прекрасно сшитые кожаные бюстгальтеры: кому же не хочется быть красивым! Только при этом было бы неплохо, чтобы авторы перенесли действие куда-нибудь в экзотический фэнтези-мир, а так – какой-то непонятный осадок все же остается.
Зато, как оригинально выглядит история об обретении людьми железа! Изгнали из племени властолюбивого злодея (этакого Человека Боя из «Двух Стрел» Аллы Суриковой), тот пошел к вулкану, нашел почти готовую для меча железяку, научился выплавлять железо (без домны!) и отправился завоевывать окружающий мир… Но тот почему-то не завоевался. Не знал бедолага-злодей, что надо было активнее посещать тренажерные залы и чаще кушать вкусные стероиды. Ну, и, понятное дело, не готово оказалось общество к научно-техническому прогрессу, плодами которого почему-то все время пользуются отъявленные злодеи. Но сколько у этих троглодитов было мудрости и любви к философии, что они радостными возгласами приветствовали победившего культуриста Элу, который с абсолютно естественной для первобытного сознания сентенцией о «насилии, порождающем насилие» выбрасывает в море все имеющееся в племени оружие. О том, что этим охотникам нужно будет что-то кушать, он почему-то даже не вспоминает.
Даже жаль, что в финале ленты не появилось какого-нибудь монастыря, основанного первобытными гуманистами. Тогда бы счастье было абсолютным. А так… Чего-то все-таки не хватает: может – хотя бы на секунду мелькнувшей обнаженной женской груди? Как-то это не comme il faut для эксплотейшн-фильма… Да и девушки могли бы быть покрасивее. А то, главные героини вроде как и ничего, да массовка подкачала…
Ну, а если более-менее серьезно, то лучше бы Умберто Ленци продолжил заниматься своим любимым джалло, изредка заглядывая на огонек к каннибалам. Для съемок же “Ironmaster” ему явно не хватило чувства юмора.