В 1983 году известный итальянский режиссёр Умберто Ленци, буквально создавший себе имя низкобюджетными фильмами ужасов (в основном про каннибалов) и спагетти-вестернами, снял приключенческую картину на тему жизни людей в доисторическую эпоху - «Повелитель железа». Казалось бы нетипично для мастера фильмов класса В. Но и здесь Ленци умудрился проявить свой характерный режиссёрский почерк.
Дело в том, что хоть сценарий и был заявлен как оригинальный, очень трудно не заметить как этот «наш ответ Голливуду» похож на фэнтезийный блокбастер «Конан-варвар» с Арнольдом Шварцнеггером 1982 года. Как и в том фильме здесь есть красивые люди в одеждах из звериных шкур, с белозубой улыбкой, чистыми волосами, накаченной фигурой, которые разговаривают друг с другом на современном человеческом языке (в данном случае, итальянском). Только если «Конан-варвар» изначально был экранизацией фэнтезийных произведений Роберта И. Говарда, не претендующих на историчность, то здесь ещё есть желание автора усидеть на двух стульях, обратившись к конкретной исторической эпохе.
Сюжет сам по себе прост и примитивен. Нетрудно догадаться, чем может закончиться история, когда изгнанный из племени за отцеубийство Вуд, добыв железо, вместе с новым типом оружия попытается вернуть власть. Конечно же поединком с со своим оппонентом - добрым Эллой. Хотя даже здесь, в сюжете, есть «белые пятна», к числу которых можно отнести сам способ добычи железа без специальных инструментов. Но режиссёр не заморачивался с такими мелочами - зачем нам пытаться это делать в фильме класса В?
По части актёрской игры я бы отметил Джорджа Истмена, сыгравшего антагониста, как наиболее вызывающего зрительскую симпатию (несмотря на роль и штампы, связанные с ней). Увы, но по сравнению с Истменом, Сэм Паско в роли положительного героя выглядит неубедительно. Да, он красив, но не харизматичен (в этом он заметно уступает тому же Шварцнеггеру). Про остальных же вообще молчу.
Как итог, связная, простая история, но на один раз. Учитывая специфику работы данного режиссёра ждать чего-то выдающегося от этой картины я бы не стал.
Умберто Ленци известен, в-основном, любителям фильмов ужасов, причем как более-менее удачливый продолжатель той или иной франшизы: достаточно вспомнить «Cannibal Ferox» и «Зомби-2». Но этот толковый и умелый ремесленник на протяжении своей карьеры успел отметиться едва ли не во всех видах «explotaiton-movies» с разной степенью успеха. Вот только в случае с “Ironmaster” степень эта стремительно приближается к нулю.
Фэнтези про первобытных людей получилось у синьора Ленци куда менее ярким, нежели «каннибальские» фильмы, а количество ляпов и нелепостей смогут переварить только наиболее стойкие фанаты трэша, для которых даже продукция «Тромы» - мейнстрим. Понятно, что подобное кино – идеальное средство для демонстрации хорошо накачанного культуристского торса. И пусть приглашенный на главную роль Сэм Паско как актер хорош только тем, что его физиономия уж очень похожа на лицо герра Шварцнеггера, зато и играть ему практически ничего не надо, для этого есть Джордж Истман в роли главного антагониста благородного бодибилдера. Естественно, что у первобытных людей были идеально белые ровные зубы и пышные, волосок к волоску волосы – жили-то на природе, экология, натуральное питание. Совсем не удивительно, что при этом носили они идеально выделанные шкуры, а женщины – прекрасно сшитые кожаные бюстгальтеры: кому же не хочется быть красивым! Только при этом было бы неплохо, чтобы авторы перенесли действие куда-нибудь в экзотический фэнтези-мир, а так – какой-то непонятный осадок все же остается.
Зато, как оригинально выглядит история об обретении людьми железа! Изгнали из племени властолюбивого злодея (этакого Человека Боя из «Двух Стрел» Аллы Суриковой), тот пошел к вулкану, нашел почти готовую для меча железяку, научился выплавлять железо (без домны!) и отправился завоевывать окружающий мир… Но тот почему-то не завоевался. Не знал бедолага-злодей, что надо было активнее посещать тренажерные залы и чаще кушать вкусные стероиды. Ну, и, понятное дело, не готово оказалось общество к научно-техническому прогрессу, плодами которого почему-то все время пользуются отъявленные злодеи. Но сколько у этих троглодитов было мудрости и любви к философии, что они радостными возгласами приветствовали победившего культуриста Элу, который с абсолютно естественной для первобытного сознания сентенцией о «насилии, порождающем насилие» выбрасывает в море все имеющееся в племени оружие. О том, что этим охотникам нужно будет что-то кушать, он почему-то даже не вспоминает.
Даже жаль, что в финале ленты не появилось какого-нибудь монастыря, основанного первобытными гуманистами. Тогда бы счастье было абсолютным. А так… Чего-то все-таки не хватает: может – хотя бы на секунду мелькнувшей обнаженной женской груди? Как-то это не comme il faut для эксплотейшн-фильма… Да и девушки могли бы быть покрасивее. А то, главные героини вроде как и ничего, да массовка подкачала…
Ну, а если более-менее серьезно, то лучше бы Умберто Ленци продолжил заниматься своим любимым джалло, изредка заглядывая на огонек к каннибалам. Для съемок же “Ironmaster” ему явно не хватило чувства юмора.