Очередное недоразумение, которое величаво нарекли фильмом ужасов.
Компания худших блогеров решает сделать шок-выпуск и едет в заброшенный санаторий. Почему блогеры худшие? Да потому что от их постоянных обезьяньих кривляний и взмахов руками начинает тошнить через пятнадцать минут после начала просмотра. И эта жесть сдобрена рэпом... Потребуется немалое усилие, чтобы выдержать этот 'фильм ужасов'. Кривляющиеся и тупоголовые блогеры обычно имеют аудиторию школьников, остальные ставят диз и нарекают шлаком. В 'Обители тьмы' этих ужимок и гримас так много, что становится отвратительно. Обязательно выламывать двери и ржать каждые три минуты? Никто не требует верить в призраков, но на кой поганить заброшенные дома, хохотать над умершими там больными и фоткаться со скелетом некогда живого человека? Дебилизм процветает. Таким героям не сопереживаешь. И просто ждёшь, когда призраки прикончат их.
Я не ожидал от этого кино чего-то особенного. Так и думал, что это будет проходной недофильм. Но поскольку тематика сталка по заброшкам и сами заброшенные дома и строения вызывают интерес, то решил посмотреть. Вышло хуже, чем предполагал. Герои, ох уж эти мерзкие герои. Не знаю, для кого снят этот фильм и что пытался показать режиссёр. 'Умеем не хуже американцев?'. Так себе мотивация, если учесть, что 90% американских ужастиков — бред и полная ахинея.
Нравилось наблюдать за пустующими глазницами окон, за заброшенными зданиями санатория, хранящими память прошлого. В этом была некая атмосфера. Но ни к актёрам, ни к режиссёру, ни к сюжету это не имеет никакого отношения. Как художественный фильм, это полный ноль, в котором нет ни одного жуткого момента и чего-либо нетривиального.
'Обитель тьмы' - это немецкий фильм ужасов, рассказывающий о том, как группа молодых экстремалов отваживается посетить заброшенную лечебницу под Берлином, где когда-то ставили опыты над людьми. Задумка в целом любопытная и имела право на жизнь, но нельзя не сказать про излишнее затянутое начало. Я лично потерял интерес за 30 минут, которые долго раскачивались и просто заполняли экранное время фильма. К слову, 'Обитель тьмы' и так длится всего 1 час 29 минуты, из-за того, что историю не сумели превратить в что-то более цельное.
Дальнейшее развитие картины порадовало. Благодаря необычной съёмке, создатели сумели создать хороший нагнетающий эффект. Манера съёмки прыгает от обычной съёмки, до вида с видеокамеры и ультрафиолетовой сигнатуры. Безусловно атмосферность картины больше получила бы при помощи спецэффектов, однако учитывая бюджет фильма, создатели сумели найти оптимальное решение, что вполне пошло на пользу. Элементов фильма ужасов было недостаточно, но нагнетание сработало, как надо.
Сюжетный поворот вообще никак не возможно предугадать. Можно конечно, сказать, что он был встроен слабо и очень натянуто, но нельзя не отметить, что такое точно повергнет в шок любого.
Фильм нельзя назвать проходным, но и до шедевра ему далеко. Это просто не совсем стандартный хоррор, как по манере съёмки, так и по манере повествования.
У «Обители тьмы» мало шансов заманить в залы кинотеатров зрителей. Переводное название из серии «ни о чем», уже несколько раз умерший жанр «мокьюментари», да еще и речь не про американский ужастик – от такого хоть понятно, чего ожидать – а немецкий. Блоггеры в проклятой больнице – ну чего можно ожидать от такого кино? Однако результат оказался лучше ожиданий.
По референсу фильм очень похож на «больничную» дилогию «Искатели могил» - бесконечные блуждания по грязным коридорам госпиталя, лабиринты, опасные лестницы и постепенное нарастание безумия – а также на классическую для жанра «Ведьму из Блэр»: герои больше сфокусированы не на съемки окружающей жути (которой не так то и много), а обращены больше к самим себе, хорохорясь, а потом и исповедуясь в режиме селфи. Таких поделок было выпущено огромное множество, а «Обитель тьмы» даже не пытается поначалу прыгнуть выше головы, хотя кое-что позитивное проскальзывает с самого начала. Героям дана предварительная история и мотивация (примерно три различные сюжетные линии), в диалогах мелькают цепляющие фразы («– Мы же с тобой друзья! – Из какой соцсети?»), да и сам факт того, что дело происходит в Германии, выводит фильм на важный подтекст. Юные блоггеры не особо заморачиваются с историей (кто-то даже умудряется назвать войну «пятой мировой»), насмешливо относятся к Гитлеру и вообще «не удосужились прочитать даже Википедию» насчет того места, куда пошли.
А ведь именно в Германии в 20-х годах прошлого века появились фильмы, определившие будущее хоррора и во многом предвосхитившие ужасы Второй Мировой Войны – такие, как «Кабинет доктора Калигари». Так что безбашенные юнцы со своими камерами и SD-картами угодили в самое сосредоточие истоков хоррора и исторического, и кинематографического.
Я сам снимался в похожих проектах и могу сказать, что во многом успех такого кино зависит от локации – снималось все «на натуре», и выбранный для съемок заброшенный санаторий отлично «играет сам себя». Авторы используют богатую натуру по максимуму, грамотно играя светом, нагоняя дымку и расставляя камеры под нужным углом. Использование тревожной музыки для жанра «мокьюментари» — это, конечно, не по канону, но работает хорошо. Плюс многочисленные бабочки-мотыльки – ведь больных туберкулезом якобы называли «мотыльками» за их обреченность на скорую смерть.
Незадолго до конца фильма авторы выдают «твист», придающий всей истории осмысленность, замахиваясь на тему куда более серьезную, чем историю о призраках. Жаль, что в погоне за эффектной концовкой, они умудряются выдать еще один «твист» перед самыми титрами, и это уже явный перебор.
Так что если вы будете ждать от фильма не кровавых спецэффектов и скримеров, а чего-то более осмысленного, то «Обитель тьмы» может вас не разочаровать.
Пик популярности хорроров, снятых в стилистике псевдо-документального видео, пришелся на первые годы после выпуска незабвенного «Паранормального явления» Орена Пели, доказавшего миру тот факт, что при создании фильма важен не производственный бюджет, а грамотная идея. Использовав в качестве съемочных локаций свой личный дом, Пели пригласил в картину абсолютно неизвестных актеров и путем несложных манипуляций создал видимость зловещей паранормальной активности, в которую можно было поверить даже отъявленным скептикам, ибо на визуальные излишества режиссер не шел. А так как «Паранормальное явление» сумело показать в мировом воистину выдающиеся как для рискового экспериментального кино результаты, фильмы псевдо-документального направления буквально захватили собой экраны, так как продюсеры хотели вовремя воспользоваться успехом Орена Пели и дать публике то, чего она хочет. Однако вместе с обилием предложения пришло пресыщение, от чего даже последние части «Паранормального явления» слабо интересовали собой поклонников, не говоря уже об иных картинах, не имеющих возможности опереться на славу культового предшественника. Постепенно так называемые «найденные пленки» отошли в тень, количество подобных фильмов снизилось в разы, но вместе с тем это позволило жанру сохранить свое существование, пускай и не на былых высотах. Так что спустя 15 лет после «Паранормального явления» псевдо-документальные фильмы стали занимать лишь несколько процентов сегмента ужасов, и среди них порой продолжают встречаться довольно интересные жанровые экземпляры, которые, вполне естественно, ничего кардинального свежего и оригинального преподнести не могут, и тем не менее зрителей заинтриговать, а может и вовсе испугать, вполне в состоянии. Причем подобные проекты снимают не только в Соединенных Штатах, но и Испании, Германии и других странах, чьи кинематографисты не прочь сэкономить и попытать удачи. Решил взяться за «найденные пленки» и Майкл Дэвид Пэйт, ранее снявший бесхитростную пародийную комедию «Картофельный салат», не ставшую особым хитом даже у себя на родине в Германии. И тем не менее Пэйт не собирался прощаться с хоррором навсегда, пустившись вслед за наследием Орена Пели и сняв «Обитель тьмы», которая оказалась вполне удобоваримой.
Итак, сюжет фильма строится вокруг давно закрытого санатория, в котором на протяжении Второй Мировой Войны нацисты проводили жестокие медицинские испытания над больными туберкулезом. Целых пять лет никто не мог повлиять на ситуацию, и лишь одному провидению известно, сколько невинных жертв отправилось на тот свет по вине военных преступников. Естественно, что после окончания боевых действий союзники не имели права не вмешаться в деятельность персонала санатория, и ужасы, происходящие здесь с 1940 по 1945 годы остались в прошлом. Но их печальная слава продолжает жить и манить к себе всевозможных исследователей сверхъестественного, так как вокруг санатория образовался целый ореол из зловещих городских легенд, описывающих стенания неуспокоенных душ несчастных жертв экспериментов. И самое тревожное то, что в санатории до сих пор продолжают исчезать люди, а следствие не может предпринять ничего толкового, ведь нити расследования то и дело упираются в тупик. Поэтому лишь самые смелые или безрассудные готовы отправиться в проклятое здание, чтобы пощекотать себе нервы. Среди таких отчаянных ловцов острых ощущений оказывается и компания молодых блогеров в лице Чарли (Эмилио Сакрайя), Тео (Тим Оливер Шульц), а также их товарищей, которые совершенно не переживают о своей сохранности. Для ребят важнее всего сетевая популярность и возможности, которые она открывает, а потому они не видят ничего плохого в том, чтобы посетить санаторий и снять видео, которое в обязательном порядке соберет сотни тысяч просмотров. Для этого герои вооружаются камерами и ближе к закату отправляются в здание, от одного вида которого по коже пробегают мурашки. И если поначалу приключение не казалось чем-то откровенно опасным, то уже через некоторое время становится понятно, что не зря вокруг санатория ходят столь пугающие легенды. Так что ребятам приходится пройти неимоверную проверку на прочность, и что-то им подсказывает, что далеко не всем удастся вырваться наружу на своих двух, ведь единожды потревожив призраков, избавиться от них будет по меньшей мере очень сложно.
Вполне понятно, что «Обитель тьмы» вобрала в себя все, что мы могли наблюдать в сотнях похожих картин, и Майкл Дэвид Пэйт даже не думал о том, чтобы хоть как-то разнообразить действие. Но вместе с тем необходимо признать, что фильм снят грамотно, в нем присутствует напряжение, а призраки способны вызвать страх и даже отвращение, так как исполнены они с особой натуралистичной детализацией, от чего они напоминают разлагающихся зомби. Действительно страшные моменты в кадре встречаются кончено нечасто, дабы зрители не успели ими пресытиться, однако каждый подобный момент стоит того, чтобы его дождались. Конечно ожидать чего-то переворачивающего сознание не стоит, и тем не менее Майкл Дэвид Пэйт сумел создать в свое карьере прецедент и хотя бы ради этого «Обитель тьмы» заслуживает внимания. Проблема лишь в том, что для аудитории, которая не испытывает особой тяги к стилистике псевдо-документальной съемки, данный фильм может показаться чрезмерно неспешным и тягостным, так как до действительно страшных или двигающих сюжет моментов стоит пройти весьма длительный путь. Это уже давно стало негласным законом подобного рода фильмов, и неудивительно, что многим зрителям попросту надоело из раз в раз наблюдать за бесконечными прогулками персонажей по темным коридорам, в которых лишь изредка происходит нечто в действительности жуткое. «Обитель тьмы» исключением не становится, хотя выставлять режиссеру претензии за следование канонам немного бессмысленно.
Чтобы сполна прочувствовать атмосферу постоянно усугубляющейся тяжести, Пэйту было просто необходимо поместить нас в одну обстановку со своими героями, и для этого ему пришлось отказаться от излишней поспешности, которая могла бы развеять все напряжение в картине псевдо-документального направления. В связи с этим довольно обширный участок хронометража утопает в мрачных тонах, так как яркого света вокруг главных героев априори быть не должно, ведь они забрались в давно пустующий дом и исследуют его коридоры. В таких условиях главное не перегнуть планку зрелищности и спецэффектов, потому что одно лишнее движение, и зритель сразу же выпрыгнет из состояния заинтересованности происходящим и будет воспринимать картину не иначе, как банальную выдумку. Конечно, далеко не всем нравится медлительность, с которой происходит действие в подобных фильмах, но здесь дополнительно может порадовать то, что помимо воссоздания тревожной атмосферы режиссер продумал вполне себе симпатичные характеры заглавных героев. Особой оригинальностью они, вполне естественно, не отличаются, но уже то, что за ними интересно наблюдать, как и слушать их разговоры, радует.
В итоге хочу сказать, что «Обитель тьмы» далеко не образцовый хоррор, но он вполне может развлечь ценителей жанра, которые соскучились по псевдо-документальной стилистике. Главное умерить ожидания и тогда получить удовольствие будет легче.
Обитель Тьмы - хоррор немецкого происхождения. Пятеро блоггеров отправляются в заброшенную больницу, естественно связанную с нацистами (дело же в Берлине происходит), для того, чтобы развеять или подтвердить миф о том, что лечебница населена духами. Знакомый сюжет для фанатов хорроров, не так ли? Прочитав описание и посмотрел трейлер, фанатам ужастиков придет в голову фильм 'Искатели могил'. Что самое интересное, Обитель почти целиком повторяет начало обеих историй. Я бы сказала, что минуты до сороковой отличий нет никаких. Даже скримеры и те повторятся. Это очень бросалось в глаза, поэтому на середине мне просто захотелось уйти, так как я уже примерно знала, чем закончится фильм. Одинаковые скримеры, одинаковые декорации, одинаковое поведение героев... Разница лишь в возрасте. И в Искателях герои смотрелись гораздо выигрышнее. Но...
Хронометраж вполне стандартен, можно сказать даже на 10 минут короче, чем среднестатистические фильмы ужасов, однако лента кажется безумно затянутой. Довольно интересно начало, где нас знакомят с главными героями, показывают их жизнь в интернет пространстве и обозначивают контент, который должен получиться на выходе. Потом герои приезжают в больницу, им рассказывают историю, все показывают и... 50 минут тягомотины. Блоггеры бездумно шатаются по больнице, периодически натыкаясь на скримеры, которые сделаны так, что не способны напугать даже 3 - летнего ребенка. Персонажи откровенно тупые и шаблонные, за ними неинтересно наблюдать. Они абсолютно безликие, их имена трудно запомнить даже к 40 минуте фильма, потому что они просто напросто не прописаны. Ты уже успеваешь несколько раз поставить на фильме крест, как вдруг... финал.
Очень понравился финал. Одна из самых интересных концовок, которую я видела у фильмов ужасов за последнее время. Разгадка меняется два раза и оба раза в выигрушную сторону. Удивительный пример того, как абсолютно невзрачный, практически полностьбю скопированный с американского ужастика, фильм можно взорвать просто бомбической концовкой. Проблема лишь в том, что досидеть до этой концовки просто физически тяжело, потому что сам по себе плот сюжета не заполнен никакими событиями. Ты посмотрел начало и остальные 1,5 часа просто ждешь концовку, пока на экране что - то происходит.
Смогли в режиссуру, не смогли в скримеры. Такого я еще не видела.