Сложно снять что-то настолько своеобразное, что с трудом верится в 2018-й год производства. «Маленькое красное платье» похоже на оду слэшерам 70-х (особенно «Суспирии» Ардженто) и вообще этой аутентичной атмосфере 70-х. Довольно странная история — платье, которое приносит беды, — однако же, не всё так просто: режиссёр успел пройтись по ряду клише, гипорболизируя каждое из них, да ещё и посмеялся над классикой офисной работы, которая перемалывает людей просто потому что. Да и вообще, опасное красное платье — это какой-то гротеск на тему убийственной моды.
Сюжет
Но начнем сначала. Разведенная, но ещё не стареющая сотрудница банка по имени Шейла ищет кавалера через газетные объявления и назначает несколько встреч. Ради свидания она отправляется в магазин, который упорно рекламировал старт рождественской распродажи по телевизору (отдельная тема — эта грохочущая психоделическая реклама, которая будто гипнотизирует людей идти — и тратить, тратить). Конечно же, Шейла отправляется в магазин: она хочет выглядеть на свидании великолепно.
Сам магазин — то ещё произведение искусства: все консультанты — стройные красивые девушки в готических нарядах, которые, готически изъясняясь, помогают подобрать самый лучший наряд среди бесконечных вешалок. Одна из них — совсем уж эксцентричная, — заманивает бедняжку вглубь магазина, предлагая примерить манящее красное платье, которое призвано впечатлить ухажёра на свидании. Как ни странно, платье на пару-тройку размеров меньше того, что обычно носит Шейла, оказывается ей впору — и вуа-ля: покупка совершена. Далее следует странная история о том, как платье поменяло жизнь добропорядочной служащей банка в разводе.
О чем фильм
Фильм поделен на две части: во второй появляются новые персонажи и новый виток в судьбе платья. И та, и другая часть повествуют о том, как люди цепляются за конкретную вещь, как они подвержены влиянию продавцов-консультантов, как слово «распродажа» меняет сознание покупателей и как «вещизм» портит жизнь в целом. Нельзя вверять свою судьбу в руки пары красивых и дорогих шмоток — однако так делали раньше и продолжают делать до сих пор. И это даже, пожалуй, не основная мысль в данном фильме, однако и её Стриклэнд доносит так доходчиво, что от конкретного красного платья, как и от платьев в целом начинает тошнить.
Вот Шейла — типичный маленький человек, она на предпоследние деньги покупает платье, чтобы понравиться незнакомому человеку. Она одинока, а вот её муж уже с разводом справился. Её сын встречается с девицей, чьё поведение категорически расходится с ценностями Шейлы, и даже в своем собственном доме женщина начинает чувствовать себя некомфортно. В банке директор может из-за какой-то мелочи поставить её профессионализм под сомнение — и эта мелочь катастрофически абсурдна, настолько, что начинает казаться будто директор тупо стебётся над работницей. Представьте эту вот историю с бесконечно странными выдержками из корпоративной этики, которая активно сжирала сотни рекомендаций и карьер как раз во второй половине XX века. Единственная надежда Шейлы почувствовать себя человеком — и красивой женщиной, — это платье. Красное платье с распродажи, благодаря которому свидание обречено на успех. Тяжело не впасть в зависимость от вещей в таком случае, не правда ли? Это как примерить маску, роль, наложить грим: попытаться быть не собой — вдруг так счастливее стану? Предположительно, именно это руководит главной героиней. А когда она попадает в лапы хищника продавца, конечно же, она не может сопротивляться убедительному тону и бесконечным доводам. К тому же, витиеватая до смерти, жутко путаная и странная, гиперлитературная речь консультанта запутает кого угодно. А вот если не относиться к этому серьёзно, то вся ситуация выглядит пугающе комично. Режиссёр вворачивает издевательские шутки в самых неожиданных местах, запутывая зрителя, который уже настроился на саспенс-волну.
Что интересно, другие персонажи могут иным образом попасть под чары платья, однако история маленьких людей по-прежнему остаётся на месте. Да, зависимость от красивых вещей и от вещей вообще — это целый бич. Люди зачастую вверяют своим диванам, тарелкам, шмоткам и тачкам свою судьбу, попадая в нешуточное рабство. Да, всё плохо, но зато у меня есть красивое платье. Что бы ни случилось, а вопрос с диваном уже решён. (Помните Тайлера, опровергающего постулат о ценности материального мира?) Но ещё хуже, что бизнес-машина, где нет незаменимых, а твоя оторванность от коллектива может говорить только о том, что ты наркоман или псих, работает одинаково с самыми разными людьми — и незаметно выкидывает за борт сотни нормальных обычных простых адекватных людей. И вот тут вопрос: лучше стать жертвой потребительской философии или же капиталистического чудовища?
В итоге на фоне странной истории о том, как платье влияет на Шейлу и окружающих, мы получаем чуть более масштабную тему — менее заметную, но более пугающую. Забавно, что мистические вещи в данном случае лишь забавляют, а вот реальные заставляют всерьез напрячься.
Должна предупредить: если вам не заходят фильмы в стилистике «Суспирии» Дарио Ардженто и хоррор-фильмы 70-х в целом, атмосфера «Маленького красного платья» может оказаться слишком непривычной, чтобы досидеть до конца. Однако если же вы — любопытствующий киноман, то самое время пополнить список самых странных фильмов года.
«Маленькое красное платье» британского режиссера Питера Стриклэнда можно назвать своего рода спин-оффом «Реквиема по мечте» Даррена Аронофски. Если помните, в «Реквиеме» было красное платье, которое так мечтала надеть блистательная Эллен Бёрстин, игравшая роль мамы героя Джареда Лето. Она пила таблетки для похудения (оказавшиеся обычной наркотой), чтобы влезть в свое старое платье, и постепенно сошла с ума. Примерно то же самое происходит и в «Маленьком красном платье», где этот желанный кусок красной ткани будто вырвался на свободу, и теперь, так или иначе убивает всех тех, кто его надевает.
Весь этот сюр, что творится на экране, стилизован под типичный джалло – итальянские фильмы ужасов 60 – 70-х годов, отличающиеся яркой цветовой палитрой, эротизмом и детективной составляющей. Ко всему прочему Стриклэнд пытается вставить в фильм и сатиру на современное британское общество, что с одной стороны добавляет картине немного юмора (и хоть какое-то лекарство ото сна для зрителя, мало-помалу начинающего засыпать после первого часа), с другой – лишает ее целостности. Неоднозначным выглядит и решение режиссера рассказать в фильме не одну историю о платье, а целых две. В итоге такая подача производит впечатление не цельной картины, а словно склеенных в один фильм двух серий некоего сериала.
Подобная игра с формой и прочие попытки заложить абстрактный смысл в изначально лишенные смысла или имеющие совершенно любую трактовку события, обстоятельства и декорации, почему-то заставляет визжать критиков и напрочь сбивает с толку обычного зрителя. Трудно найти черную кошку в темной комнате, особенно если ее там нет. Так же и с «Маленьким красным платьем». Не стоит забивать себе голову вопросами, что же хотел сказать автор и о чем эта картина. По мне так, это пустое, хотя и довольно стильное (с другой стороны, а что сейчас кроме стиля нам предлагает большинство режиссеров?!), нагромождение всего и вся, что уже где-то когда-то мы с вами видели. Назвать это переосмыслением прошлого или новой вехой, увы, я не могу.
Кстати, фанатов «Игры престолов» также ждет разочарование, ведь Гвендолин Кристи, (Бриенна Тарт) играет в «Маленьком красном платье» далеко не главную роль.
'Маленькое красное платье' - это британский фильм ужасов режиссёра Питера Стриклэнда. Картина рассказывает кровавую историю универмага в Южной Англии и проклятого красного платья, идеально подходящего для женщин, которые имеют несчастье примерить его.
Этот фильм напомнил, возможно один из самых лучших хорроров года, 'Солнцестояние'. Обе картины умудряются выбить зрителя из колеи и сделать атмосферу максимально не комфортной. Обычная реклама бутика превращалась в пугающую и странную сцену, а любая смена локации нагнетала ситуацию до максимума.
Этим мог похвастаться и юмор, который непривычно сочетался с созданной атмосферой, вновь ломая все стереотипы. Безусловно он ни разу не мог повеселить зрителя, а мог только усилить шокирующий эффект от происходящего.
При этом, я могу упомянуть о нескольких минусах: неуверенная актёрская игра, нелогичная незавершённая концовка, прилично не объяснённых моментов, которые создатели не сумели прояснить. Однако за ту невероятную атмосферу в особенном стиле, прекрасную и не менее оригинальную работу оператора, за подходящее музыкальное сопровождение, я готов простить все эти недостатки. Ведь такие невероятно атмосферные фильмы ужасов приходится наблюдать не часто.
Фильм точно не для массовой аудитории. Он скорее имеет узкую направленность, для любителей неординарных кинокартин и для киноманов, которые смотрят вообще всё (вроде меня).
Есть такой обсессивно-компульсивный товарищ – Питер Стриклэнд. Это отнюдь не значит, что режиссер он плохой или зацикленный на чем-то одном (как правило, имеющем отношение к теме садо-мазохизма), но всё же мужчина он странный. Его любовь к жанру giallo, особенно, кстати, проявившаяся в «Студии звукозаписи ''Барберян''», каким-то образом преобразилась во что-то самобытное. Этакий хоррор за гранью разумного – то, что во многих умах было бы неоригинальным и посредственным, благодаря Стриклэнду получает новое толкование. Стиль чувствуется, но всегда ли празднование цвета, звука и текстуры, фетишизированное чуть ли не до абстракции, может быть уместным? Так и «Маленькое красное платье» - это не фильм о моде или о соответствующей индустрии и уж точно не «Призрачная нить». Это хоррор, причем в исконном смысле этого слова – абсурд, граничащий на уровне с дерзкой нелепостью, строит ужас на уровне неверия в происходящее.
Дарио Ардженто и Марио Бава создавали художественные образы для слабо последовательного повествования и теперь к ним присоединился и Стриклэнд. «Платье» очень похоже на те самые ультра стилизованные итальянские триллеры, пропитанные сардоническим чувством юмора и атмосферой другого измерения, где люди ведут себя как сомнамбулы, паранормальщина на каждом шагу, а из музыкального сопровождения лишь лютый синтезатор. Неудивительно, что похожий фильм появился на волне популярности римейка «Суспирии».
Сперва «Платье» повествует о Шейле – кассирше-одиночке, недавно пережившей сложный развод и вновь готовящейся к отношениям. Действие происходит в 1980-х и женщина, найдя каталог товаров, нашла идеальное платье. Сценарий никогда не объясняет, почему покупка оказывается проклятой и опасной. Вместо это сюжет фокусируется на том, как изменилась жизнь Шейлы после покупки платья, а также его гадких деяниях: вся паранормальная активность, связанная с этим предметом одежды, выглядит невероятно глупо… и пугающе. Нет никаких предпосылок к тому, чтобы красное платьице жутко парило над кроватью, однако Стриклэнд подбирает правильный тон.
Чем более загадочным и экзистенциальным становится «Платье», тем больше он фокусируется на физичности происходящего. Вообще мир паранормального (шабаш сатанистов и ожившие манекены в универмаге) быстро уступает миру реальному: после определенного момента действие в фильме скатывается в какую-то кататонию. Всё происходит в каком-то герметичном мире, что, однако, успевает наскучить. Чувственные элементы слишком ярко выражены, хотя некоторым подобный убийственно серьезный подход может понравиться – каждая деталь здесь фетишизирована и сводит с ума.
Настоящий ужас Стриклэнда выходит за пределы склонности обывателей к покупке вещей. То, что происходит в фильме, тяжело назвать адекватным и это, наверное, и является частью удовольствия при просмотре. Увы, вышеупомянутая герметичность стирает правдоподобие. По мере того как развивается сюжет (от отчаяния одиночества в поисках нового платья для свидания до беспокойства о работе), стиль увядает. Стриклэнд словно решил объять необъятное, что в итоге бьёт по качеству кинопродукта.
Как и всё остальное творчество режиссера, «Платье» основан на трансгрессивном желании. Между всеми героями существует определенное сексуальное напряжение. Персонажи часто касаются друг друга, проводят пальцами по предметам одежды, а сексуальный ритуал с манекенами с кровоточащими гениталиями наводит на мысли о фрейдизме. Конечно, «Платье» тяжело назвать фильмом поверхностным, однако чего-то интеллектуального тут нет: простой комментарий о потреблении представляет универмаги и бюрократизированные рабочие места как места сборищ каких-то вампиров, хотя и в магазине можно найти миллион интимных связей -– страшное и красивое место формирует фантазии, которые, вероятно, даже более захватывающие, чем конечный фильм Стриклэнда.
Яркий арт-хоррор в эстетике 70-х, в котором слишком много визуального, скрывающего смысл. Или даже не скрывающего, а отвлекающего от поиска. Жанровый сумбур делает поиск этого смысла, ещё более затруднительным. В какой-то момент уже не понятно, что хотел показать режиссёр. Это то ли эксперимент, то ли пародия, то ли социальная сатира. Актёрская игра так же, как и жанровая смесь - эклектична, от натуральной драматургии, до фарса.
Сюжет. Не слишком счастливая взрослая женщина покупает красное платье в странном магазине, где продавцы, будто ведьмы или манекены. Это платье будто живое и одержимо чем-то смертельно опасным и как-то связано с продавцами бутика. Женщину настигает череда несчастий. Потом сюжет резко прерывают и рассказывают о паре бойкой девушки и мягкого ремонтника стиральных машин, завораживающего своими техническими рассказами. Платье появляется и в их жизни, естественно принеся роковое проклятие. Финал аллегоричен.
Местами кино понравилось, но показалось слишком сумбурным и сюжетно невнятным. Наверное может вызвать от восторга, до полного недоумения и не принятия.