Посмотрев новую «Суспирию» многие отметили, что фильм хорош, изобретателен и красив, но полностью утратил дьявольскую гипнотическую магию оригинала. «Маленькое красное платье» (в оригинале «In Fabric» - «В ткани») британского режиссера Питера Стрикленда воплощает в себе все то, чем была оригинальная «Суспирия» - тягучая тревожная атмосфера джалло, мистические ритуалы, страшные смерти, завораживающая музыка.
Как и положено хорошему джалло, действие фильма происходит в прошлом, где-то на рубеже 70-80х годов. Героиня фильма в безупречном исполнении Марианн Жан-Батист обращает внимание на рекламу платья в телемагазине и отправляется в супермаркет, где продавщицы буквально гипнотизируют их странными речитативами о розничной торговле, а потом вершат в подсобках дьявольские ритуалы. Не ждите логических объяснений – кто эти «розничные» ведьмы, чего они хотят, и кто таков их уродливый спутник, изливающий свое семя, пока они ласкают кровоточащие манекены – как и положено хорошему джалло, зло здесь инфернально, непознаваемо и настойчиво. Поневоле проникаешься сочувствием к героине, которая собирается с силами противостоять всем – неверному мужу, сыну-оболтусу, его хищной подружке, идиотам-начальникам, эгоистичным ухажерам. Но коварство «маленького красного платья» слишком велико даже для нее.
К большому удивлению зрителей, где-то в середине фильма история женщины заканчивается и начинается новая – об аутичном продавце стиральных машин, которого подвыпившие друзья на мальчишнике одевают в то самое злополучное платье, и его доминирующей жене. Сшиты эти две истории не очень хорошо – не то, чтобы сюжет был шит белыми нитками, но обе истории настолько полноценны, что тянут на отдельное кино. Возможно, Стрикленду стоило бы добавить третью историю и получить уже привычный для зрителя формат хоррор-альманаха. Но рамки и лекала киноформатов тесны режиссеру – он легко лавирует между жанрами, превращая демоническую историю в социальную сатиру, и наоборот. Смотреть на это завораживающе и тревожно – во время показа на Московском Кинофестивале некоторые особо впечатлительные зрители даже выходили из зала. Фильм остается в памяти даже не самими историями, а созданными ощущениями – вплоть до фантомно-осязательных. Вещизм, фетишизм, мода, смерть. Черная комедия и абсурдизм. Монологи о стиральных машинах и розничной торговле как инфернальные заклинания. Вот она, настоящая 'Суспирия' сегодняшнего дня!
Сложно снять что-то настолько своеобразное, что с трудом верится в 2018-й год производства. «Маленькое красное платье» похоже на оду слэшерам 70-х (особенно «Суспирии» Ардженто) и вообще этой аутентичной атмосфере 70-х. Довольно странная история — платье, которое приносит беды, — однако же, не всё так просто: режиссёр успел пройтись по ряду клише, гипорболизируя каждое из них, да ещё и посмеялся над классикой офисной работы, которая перемалывает людей просто потому что. Да и вообще, опасное красное платье — это какой-то гротеск на тему убийственной моды.
Сюжет
Но начнем сначала. Разведенная, но ещё не стареющая сотрудница банка по имени Шейла ищет кавалера через газетные объявления и назначает несколько встреч. Ради свидания она отправляется в магазин, который упорно рекламировал старт рождественской распродажи по телевизору (отдельная тема — эта грохочущая психоделическая реклама, которая будто гипнотизирует людей идти — и тратить, тратить). Конечно же, Шейла отправляется в магазин: она хочет выглядеть на свидании великолепно.
Сам магазин — то ещё произведение искусства: все консультанты — стройные красивые девушки в готических нарядах, которые, готически изъясняясь, помогают подобрать самый лучший наряд среди бесконечных вешалок. Одна из них — совсем уж эксцентричная, — заманивает бедняжку вглубь магазина, предлагая примерить манящее красное платье, которое призвано впечатлить ухажёра на свидании. Как ни странно, платье на пару-тройку размеров меньше того, что обычно носит Шейла, оказывается ей впору — и вуа-ля: покупка совершена. Далее следует странная история о том, как платье поменяло жизнь добропорядочной служащей банка в разводе.
О чем фильм
Фильм поделен на две части: во второй появляются новые персонажи и новый виток в судьбе платья. И та, и другая часть повествуют о том, как люди цепляются за конкретную вещь, как они подвержены влиянию продавцов-консультантов, как слово «распродажа» меняет сознание покупателей и как «вещизм» портит жизнь в целом. Нельзя вверять свою судьбу в руки пары красивых и дорогих шмоток — однако так делали раньше и продолжают делать до сих пор. И это даже, пожалуй, не основная мысль в данном фильме, однако и её Стриклэнд доносит так доходчиво, что от конкретного красного платья, как и от платьев в целом начинает тошнить.
Вот Шейла — типичный маленький человек, она на предпоследние деньги покупает платье, чтобы понравиться незнакомому человеку. Она одинока, а вот её муж уже с разводом справился. Её сын встречается с девицей, чьё поведение категорически расходится с ценностями Шейлы, и даже в своем собственном доме женщина начинает чувствовать себя некомфортно. В банке директор может из-за какой-то мелочи поставить её профессионализм под сомнение — и эта мелочь катастрофически абсурдна, настолько, что начинает казаться будто директор тупо стебётся над работницей. Представьте эту вот историю с бесконечно странными выдержками из корпоративной этики, которая активно сжирала сотни рекомендаций и карьер как раз во второй половине XX века. Единственная надежда Шейлы почувствовать себя человеком — и красивой женщиной, — это платье. Красное платье с распродажи, благодаря которому свидание обречено на успех. Тяжело не впасть в зависимость от вещей в таком случае, не правда ли? Это как примерить маску, роль, наложить грим: попытаться быть не собой — вдруг так счастливее стану? Предположительно, именно это руководит главной героиней. А когда она попадает в лапы хищника продавца, конечно же, она не может сопротивляться убедительному тону и бесконечным доводам. К тому же, витиеватая до смерти, жутко путаная и странная, гиперлитературная речь консультанта запутает кого угодно. А вот если не относиться к этому серьёзно, то вся ситуация выглядит пугающе комично. Режиссёр вворачивает издевательские шутки в самых неожиданных местах, запутывая зрителя, который уже настроился на саспенс-волну.
Что интересно, другие персонажи могут иным образом попасть под чары платья, однако история маленьких людей по-прежнему остаётся на месте. Да, зависимость от красивых вещей и от вещей вообще — это целый бич. Люди зачастую вверяют своим диванам, тарелкам, шмоткам и тачкам свою судьбу, попадая в нешуточное рабство. Да, всё плохо, но зато у меня есть красивое платье. Что бы ни случилось, а вопрос с диваном уже решён. (Помните Тайлера, опровергающего постулат о ценности материального мира?) Но ещё хуже, что бизнес-машина, где нет незаменимых, а твоя оторванность от коллектива может говорить только о том, что ты наркоман или псих, работает одинаково с самыми разными людьми — и незаметно выкидывает за борт сотни нормальных обычных простых адекватных людей. И вот тут вопрос: лучше стать жертвой потребительской философии или же капиталистического чудовища?
В итоге на фоне странной истории о том, как платье влияет на Шейлу и окружающих, мы получаем чуть более масштабную тему — менее заметную, но более пугающую. Забавно, что мистические вещи в данном случае лишь забавляют, а вот реальные заставляют всерьез напрячься.
Должна предупредить: если вам не заходят фильмы в стилистике «Суспирии» Дарио Ардженто и хоррор-фильмы 70-х в целом, атмосфера «Маленького красного платья» может оказаться слишком непривычной, чтобы досидеть до конца. Однако если же вы — любопытствующий киноман, то самое время пополнить список самых странных фильмов года.
Вы спросите меня, а зачем вообще я пишу рецензию на артхаусный фильм? Понятно ведь, что «не для всех». Не понравилось — сам виноват, смотри что-нибудь «попроще», «Чёрную пантеру» какую-нибудь. Да я и не знал, что это артхаус! Написано ведь так вкусно: «ужасы, фэнтези, стильная чёрная комедия», ещё «Байки из склепа» приплели. Как не посмотреть. Ну, и… В общем, пишу красную рецензию исключительно для того, чтобы хоть немного окрасить чересчур зелёную статистику рецензий тут на Кинопоиске. Ведь чем больше будет красных рецензий, тем внимательнее люди будут подходить к выбору этого фильма для просмотра. Может, самим наличием этой негативной рецензии мне удастся спасти чей-то киновечер…
Если коротко, то к фильму у меня две претензии. «Сюжет» и «персонажи».
Итак — сюжет. А точнее, наплевательское к нему отношение. Ещё точнее — у меня сложилось такое ощущение, что режиссёру важен был не столько сюжет и история, сколько демонстрация всяких «странностей и несуразностей», которые приходили ему в голову. «Хм, а почему бы им не перетаскивать манекены, держа их за промежности? Хм, а давайте она на самом деле будет лысой, а эти волосы — парик?» Ведь как обычно, по крайней мере, в моём представлении, происходит в фильмах или книгах. У автора может быть какая-то интересная идея, которую он хочет донести до других, и вокруг этого создаётся история, сюжет. А может, никакой «глубокой» идеи и нет никакой, и просто сразу разворачивается повествование. В любом случае сюжет — это то, с чем взаимодействует зритель. Хороший сюжет — как ракета, в которую можно сесть, и улететь, не думая о возвращении… В общем, история — это важно. В Платье же — нет. В Платье во главе стоит «навязчивая странность». История — вторична. Она как лоток для кошек — нужна, без неё никуда (иначе куда «сыпать»), но она лишь «подстилка» для главного — наполнителя (авторских «причуд»).
По поводу «необычности» ещё вот что хочу добавить. Не то чтобы я совсем такое не люблю, нет. Например, третий сезон Твин Пикса считаю шедевром. Но там «странность» смотрелась как-то… органично, что ли. Она вписывалась в авторский мир, была его частью. В Платье же — необычность ради необычности, её словно кидают в тебя, бездумно… Если Твин Пикс — это эротика, то Платье — это порно (или даже какая-нибудь его «разновидность»).
Вторая моя «претензия» к фильму — «персонажи». В первой половине были сплошные ни-гилисты. Нет, ладно, пусть. Просто зачем тогда было на постере изображать привлекательную белую девушку, да ещё в красном платье?! Ожидаешь, что именно она будет главным героем, но вместо неё полфильма смотришь на… Нет, к главной героине (Марианн Жан-Батист) претензий на самом деле нет. Ей даже, скорее, симпатизируешь. Просто я ожидал «другого». Ещё немного непонятно её стремление обязательно «найти парня» (как будто она в передаче «Давай поженимся» — как писал один человек в рецензии на фильм «Хэллоуин заканчивается»). Хотя это тоже можно принять, имея в виду характер и положение героини: муж ушёл, сын не подарок. Нет, ну а к этому сыну просто по фильму сложно нормально относиться. Его ведь показывают как эгоистичного и нагловатого извращенца, который про мать всего пару раз за фильм что-то хорошее сказал. Да и то сказал он это на французском, общаясь со своей девушкой (Гвендолин Кристи), чтобы мать не могла услышать «лишнего». А эта его девушка… Просто белая крыса, максимально стервозная и отталкивающая. Нет, если это была задумка режиссёра, собрать вместе компанию персонажей, ни один из которых небе не нравится, то всё получилось.
Вообще, да, интересный вопрос. Фильм отталкивающий и неприятный. После просмотра у меня было такое чувство, словно я съел кусок го... фрированного картона. Но, может, общая неприятность фильма — это просто часть задумки? Может, именно на такой эффект и был расчёт? Знаете, я тоже в своём роде не против иногда съесть какой-нибудь «сюрстрёмминг». Например, читал как-то книгу «Стужа» Томаса Бернхарда (не спрашивайте, как она вообще попала мне в руки — сам удивляюсь, уже и не помню). И тоже шло очень тяжело, читал через силу, холодно, отталкивающе, местами мерзко, часто был соблазн остановиться, не читать до конца, и выбрать вместо этого что-нибудь «нормальное», фэнтези какое-нибудь. Но я каким-то чудом дочитал. И… я не пожалел. Как ни странно это может прозвучать, но, хоть читать было тяжело и неинтересно, но книжка хорошая. Вспоминаю я о ней с тёплыми чувствами (нет, насчёт «тёплых» я переборщил, лучше «вспоминаю с благодарностью» — как какое-нибудь горькое, но полезное лекарство). Так вот, после же просмотра Платья — никакой признательности за «ощущения» я не испытал. Было лишь жаль потраченного времени. Да, жаль настолько, что, вот, решил ещё потратить время на отрицательную рецензию.
Нет, приятные моменты в фильме тоже есть. Мне понравилась сатира на «корпоративные отношения» (спасибо персонажам Джулиана Бэррэтта и Стива Орама). Да, вот это была настоящая «чёрная комедия». Улыбки, внимание, «small talk» вопросы ('купили что-то на распродажах? пойдёте на боулинг?»), похвала ('у вас много хороших отзывов»). Но это — прелюдия. За которой следует «основная часть», «разговор о делах» — например, пояснение, что в вашем поведении или работе «не так» и что надо сделать, чтобы стало «так». Ещё мне понравился актёр, играющий ремонтника стиральных машин, во второй части фильма (Лео Билл). Тоже хорошо «вписался». Идеальное попадание в «маленького человека».
Но, как вы уже поняли, фильм в целом мне не понравился. Я ожидал кровавый бифштекс. Я был готов получить и бифштекс средней прожарки (не так сочно, как хотелось бы, но всё равно «крепко», сойдёт). Я бы даже согласился на «какое-нибудь» каре ягненка с гранатовым соусом (что-то «вычурно-необычное», но выглядит аппетитно, почему бы и нет). А вместо этого я получил «неощипанную» сырую крысу-альбиноса с гарниром из поганок. Необычно? Да! вполне. Съедобно? Не очень.
3 из 10
Можем считать, что это по одному баллу за менеджеров банка и за ремонтника стиральных машин.
Сотрудница банка Шейла, женщина средних лет, страдает от одиночества, к тому же её сын как назло прямо под носом устраивает сексуальные утехи с дамочкой постарше. Желая привлечь к себе внимание потенциальных кавалеров, Шейла замечает на распродаже яркое красное платье, которое таинственная продавщица, напоминающая готическую ведьму-косплейщицу, томно уговаривает купить. Так в жизни Шейлы появляется «маленькое красное платье», которое обладает удивительной способностью принимать любой размер и не портиться. Правда, оно еще может разнести в щепки стиральную машину, оставлять после себя на теле странные язвы, да и вообще склонно к душегубству.
Герой одного из первых фильмов Питера Стрикленда, «Студия звукозаписи «Берберян», произносил такую фразу – «мое кино это вам не какой-нибудь фильм ужасов», и сам режиссер максимально точно придерживается этой формулировки. Обожающий культовые европейские картины 70-х, он сполна отдается стилистике при полном отказе от четкой жанровой принадлежности, когда «Маленькое красное платье», начавшись как «Суспирия» в мире моды, рекламы и розничных распродаж, быстро перетекает в сатиру консьюмеризма и выливается в безумную черную комедию. Этот сценарный и стилистический «фьюжн» хоть и предлагает порой искать кучу глубинных смыслов, действует, в первую очередь, исключительно аудиовизуально, акцентируя звуки, саундтрек, экранные образы и активно нажимая на кнопку киноманского базиса зрителя, без которого фильм смотреть попросту невозможно – несведущая публика, к слову, моментально покидала зал, доев попкорн.
Логика построения «Маленького красного платья» - это логика классического джалло, когда мотивация поступков персонажей и правдоподобность их действий отодвинуты куда-то на третий план, чтобы уступить место смачному видеоряду; сей принцип модно описывать термином АСМР (автономная сенсорная меридианальная реакция), когда человек просто испытывает удовольствие от различных стимулов, как от зрительно-слуховых, так и от тактильных. Стрикленд не ограничивается имплантацией приемов Дарио Ардженто и Марио Бавы в тело старых британских сериалов, более того, порой даже сложно определить эпоху, в которой разворачивается история – то ли это 70-е, то ли 80-е, а то и вовсе порой кажется, что уже начало 90-х годов ХХ века. Гротескные ведьмы, предстающие то пугающе-жуткими, то комически-нелепыми, драматическая героиня Марианны Жан-Батист (актриса, между прочим, номинантка «Оскара» за «Тайны и ложь» Майка Ли), сменяющаяся пародийно-нелепым мастером по ремонту стиральных машин, манекены, тканевые текстуры, зернистая картинка, электронный саунд, стоны, шепоты, юмор, страх, трэш, элегантность и пошлость, философия и бессмыслица, стиль и китч, сопровождающиеся совершенно диким ритмом (да-да, при креативном переизбытке фильм может как увлечь, так и порядком наскучить) – все это взбивается Стриклендом в эклектичный коктейль, который предсказуемо ориентирован на точечного зрителя. Ведь «Маленькое красное платье» ведет себя с аудиторией точно так же, как и титульный предмет одежды с героями – кому-то оно придется по размеру и его никак не захочется снимать, любуясь им вновь и вновь, а у кого-то моментально начнется мощная аллергическая реакция с отеком Квинке и неминуемым анафилактическим шоком.
«Маленькое красное платье» британского режиссера Питера Стриклэнда можно назвать своего рода спин-оффом «Реквиема по мечте» Даррена Аронофски. Если помните, в «Реквиеме» было красное платье, которое так мечтала надеть блистательная Эллен Бёрстин, игравшая роль мамы героя Джареда Лето. Она пила таблетки для похудения (оказавшиеся обычной наркотой), чтобы влезть в свое старое платье, и постепенно сошла с ума. Примерно то же самое происходит и в «Маленьком красном платье», где этот желанный кусок красной ткани будто вырвался на свободу, и теперь, так или иначе убивает всех тех, кто его надевает.
Весь этот сюр, что творится на экране, стилизован под типичный джалло – итальянские фильмы ужасов 60 – 70-х годов, отличающиеся яркой цветовой палитрой, эротизмом и детективной составляющей. Ко всему прочему Стриклэнд пытается вставить в фильм и сатиру на современное британское общество, что с одной стороны добавляет картине немного юмора (и хоть какое-то лекарство ото сна для зрителя, мало-помалу начинающего засыпать после первого часа), с другой – лишает ее целостности. Неоднозначным выглядит и решение режиссера рассказать в фильме не одну историю о платье, а целых две. В итоге такая подача производит впечатление не цельной картины, а словно склеенных в один фильм двух серий некоего сериала.
Подобная игра с формой и прочие попытки заложить абстрактный смысл в изначально лишенные смысла или имеющие совершенно любую трактовку события, обстоятельства и декорации, почему-то заставляет визжать критиков и напрочь сбивает с толку обычного зрителя. Трудно найти черную кошку в темной комнате, особенно если ее там нет. Так же и с «Маленьким красным платьем». Не стоит забивать себе голову вопросами, что же хотел сказать автор и о чем эта картина. По мне так, это пустое, хотя и довольно стильное (с другой стороны, а что сейчас кроме стиля нам предлагает большинство режиссеров?!), нагромождение всего и вся, что уже где-то когда-то мы с вами видели. Назвать это переосмыслением прошлого или новой вехой, увы, я не могу.
Кстати, фанатов «Игры престолов» также ждет разочарование, ведь Гвендолин Кристи, (Бриенна Тарт) играет в «Маленьком красном платье» далеко не главную роль.
'Маленькое красное платье' - это британский фильм ужасов режиссёра Питера Стриклэнда. Картина рассказывает кровавую историю универмага в Южной Англии и проклятого красного платья, идеально подходящего для женщин, которые имеют несчастье примерить его.
Этот фильм напомнил, возможно один из самых лучших хорроров года, 'Солнцестояние'. Обе картины умудряются выбить зрителя из колеи и сделать атмосферу максимально не комфортной. Обычная реклама бутика превращалась в пугающую и странную сцену, а любая смена локации нагнетала ситуацию до максимума.
Этим мог похвастаться и юмор, который непривычно сочетался с созданной атмосферой, вновь ломая все стереотипы. Безусловно он ни разу не мог повеселить зрителя, а мог только усилить шокирующий эффект от происходящего.
При этом, я могу упомянуть о нескольких минусах: неуверенная актёрская игра, нелогичная незавершённая концовка, прилично не объяснённых моментов, которые создатели не сумели прояснить. Однако за ту невероятную атмосферу в особенном стиле, прекрасную и не менее оригинальную работу оператора, за подходящее музыкальное сопровождение, я готов простить все эти недостатки. Ведь такие невероятно атмосферные фильмы ужасов приходится наблюдать не часто.
Фильм точно не для массовой аудитории. Он скорее имеет узкую направленность, для любителей неординарных кинокартин и для киноманов, которые смотрят вообще всё (вроде меня).
В фильме два главных героя, разделивших между собой одну роковую покупку.
История Шилы — это история сексуальной неудовлетворённости зрелой женщины, живущей в мире вездесущего секса, которым пропитана атмосфера окружающего мира, созданного с целью сделать всё желанным. На работе её донимают карикатурные, не скрывающие своего сожительства начальники, в модном бутике её соблазняет сладкими речами продавщица одежды, а дома ей не дают покоя стоны от кунилингуса, которые издаёт любовница её сына (художника-порнографиста!). Но ровно с того момента, когда протагонистом становится Редж, фильм срывает с себя маску феминистической агитки и беззастенчиво скатывается в классовую сатиру.
Хронологически фильм ближе всего к неолиберальной эпохе Тэтчер: беспокойство о расизме при вопиющем отсутствии чернокожих моделей в каталогах, контроль над рабочей производительностью, который наберёт обороты с изобретением гаджетов (в фильме их не видать, за исключением ламповых телевизоров, зомбирующих зрителей рекламой), классовая пропасть, лежащая между тремя пространствами: универмаг, банк, пригородный дом. В фильме у классов разный язык, их миры окрашены в разную цветовую гамму, и даже сексом они занимаются по-разному. Их столкновение неизбежно вызывает искры агрессии и эротического напряжения: Редж приводит своих клиентов в состояние экстаза, бубня техническую информацию о стиральных машинах, а Бэбс, его невеста, приходя в бутик, который для неё скорее магаз, называет продавщицу «подругой» (в оригинале звучит еще более пролетарское, сравнимое с пощечиной mate), создавая разрыв в идеально алгоритмической системе потребления.
Однако главная тема всего фильма, достаточно красноречиво вынесенная в его название — это концепция товарного фетишизма, получившего чрезвычайно наглядное и гротескное воплощение.
Немного шизанутый фильм, в хорошем значении этого слова. Я бы сказала, что он «ненормальный», но, что можно считать нормой для авторского кино?) Поэтому употребила именно слово «шизанутый».
Фильм длится долго, события развиваются плавно. У зрителя есть возможность самому додумать некоторые события или толковать имеющиеся. Никаких откровенно «ужасных» сцен в этом фильме нет, «ужас» здесь заключается в непонятной, можно сказать, немного мистической, необычной атмосфере. Тем не менее, в этом кино присутствует смысл.
Фильм состоит из двух новелл, каждая из которых развивается вокруг красного платья. Есть некоторое количество героев, которые также появляются в обеих историях. Лично меня фильм порадовал именно «странненькими моментами» и общей атмосферой, которая, почему-то, напомнила сериал «Чёрное зеркало».
«Маленькое красное платье» подойдёт тем, кто спокойно воспринимает реальность не только такой, как она есть в жизни, и любит эстетический визуальный ряд.
Представьте себе одинокую темнокожую банковскую служащую лет пятидесяти, от которой недавно ушел муж, и она делит жилплощадь с взрослым сыном-художником и его моделью-любовницей. На этом практически весь реализм заканчивается.
Её боссы (их двое) словно вышли из романов Кафки, но при этом свои видом и поведением вызывают скорее вызывают усмешку, нежели полагающийся по иерархии трепет. Они дотошны, мелочны и желают полностью контролировать работника: даже время похода в туалет жестко регламентировано.
Итак, Шейла желает найти мужчину по объявлению, или же бежит от одиночества? А знает ли она сама? Это не так уж важно: гораздо ценнее тот фетиш, который ей поможет в процессе соблазнения, а именно красное платье. Прошла владелица платья умерла, но желание обладать сильнее суеверий.
Магазин – это мистическая зона, где продавщица, вполне сгодившаяся бы для фильма Тима Бертона, несет что-то невообразимое в духе Дамы с Поленом из городка Твин Пикс. А директор магазина и вовсе похож на Носферату. А напряженное звучание старого синтезатора и яркая цветовая гамма является прямой отсылкой к «Суспирии» Дарио Ардженто.
Вместе с тем, фильм не производит впечатление эклектически сшитого лоскутного кино-полотна. Режиссеру удается создать уникальный мир: странный, абсурдный и непредсказуемый. Не выходя за пределы жанра, фильм умудряется обойти все клише ужастиков, но именно этим он рискует не понравится любителям ужасов.
Предназначено тем, кто любит ретро-ужасы и, в частности, джалло, но при этом готов погрузиться с головой в абсолютно шизоидную атмосферу.
Есть такой обсессивно-компульсивный товарищ – Питер Стриклэнд. Это отнюдь не значит, что режиссер он плохой или зацикленный на чем-то одном (как правило, имеющем отношение к теме садо-мазохизма), но всё же мужчина он странный. Его любовь к жанру giallo, особенно, кстати, проявившаяся в «Студии звукозаписи ''Барберян''», каким-то образом преобразилась во что-то самобытное. Этакий хоррор за гранью разумного – то, что во многих умах было бы неоригинальным и посредственным, благодаря Стриклэнду получает новое толкование. Стиль чувствуется, но всегда ли празднование цвета, звука и текстуры, фетишизированное чуть ли не до абстракции, может быть уместным? Так и «Маленькое красное платье» - это не фильм о моде или о соответствующей индустрии и уж точно не «Призрачная нить». Это хоррор, причем в исконном смысле этого слова – абсурд, граничащий на уровне с дерзкой нелепостью, строит ужас на уровне неверия в происходящее.
Дарио Ардженто и Марио Бава создавали художественные образы для слабо последовательного повествования и теперь к ним присоединился и Стриклэнд. «Платье» очень похоже на те самые ультра стилизованные итальянские триллеры, пропитанные сардоническим чувством юмора и атмосферой другого измерения, где люди ведут себя как сомнамбулы, паранормальщина на каждом шагу, а из музыкального сопровождения лишь лютый синтезатор. Неудивительно, что похожий фильм появился на волне популярности римейка «Суспирии».
Сперва «Платье» повествует о Шейле – кассирше-одиночке, недавно пережившей сложный развод и вновь готовящейся к отношениям. Действие происходит в 1980-х и женщина, найдя каталог товаров, нашла идеальное платье. Сценарий никогда не объясняет, почему покупка оказывается проклятой и опасной. Вместо это сюжет фокусируется на том, как изменилась жизнь Шейлы после покупки платья, а также его гадких деяниях: вся паранормальная активность, связанная с этим предметом одежды, выглядит невероятно глупо… и пугающе. Нет никаких предпосылок к тому, чтобы красное платьице жутко парило над кроватью, однако Стриклэнд подбирает правильный тон.
Чем более загадочным и экзистенциальным становится «Платье», тем больше он фокусируется на физичности происходящего. Вообще мир паранормального (шабаш сатанистов и ожившие манекены в универмаге) быстро уступает миру реальному: после определенного момента действие в фильме скатывается в какую-то кататонию. Всё происходит в каком-то герметичном мире, что, однако, успевает наскучить. Чувственные элементы слишком ярко выражены, хотя некоторым подобный убийственно серьезный подход может понравиться – каждая деталь здесь фетишизирована и сводит с ума.
Настоящий ужас Стриклэнда выходит за пределы склонности обывателей к покупке вещей. То, что происходит в фильме, тяжело назвать адекватным и это, наверное, и является частью удовольствия при просмотре. Увы, вышеупомянутая герметичность стирает правдоподобие. По мере того как развивается сюжет (от отчаяния одиночества в поисках нового платья для свидания до беспокойства о работе), стиль увядает. Стриклэнд словно решил объять необъятное, что в итоге бьёт по качеству кинопродукта.
Как и всё остальное творчество режиссера, «Платье» основан на трансгрессивном желании. Между всеми героями существует определенное сексуальное напряжение. Персонажи часто касаются друг друга, проводят пальцами по предметам одежды, а сексуальный ритуал с манекенами с кровоточащими гениталиями наводит на мысли о фрейдизме. Конечно, «Платье» тяжело назвать фильмом поверхностным, однако чего-то интеллектуального тут нет: простой комментарий о потреблении представляет универмаги и бюрократизированные рабочие места как места сборищ каких-то вампиров, хотя и в магазине можно найти миллион интимных связей -– страшное и красивое место формирует фантазии, которые, вероятно, даже более захватывающие, чем конечный фильм Стриклэнда.