Сложно только начать. Трейлер уже нас готовит к тому, что фильм поймет только любитель произведений гения. А трейлер как оказалось плохо передает саму картину. Суть не раскрывает и только путает. Думаешь про себя: “Нужно подготовиться, будут грузить страданиями”. В действительности же все строго наоборот. Фильм плавный, лиричный. Любуешься природой, светом, цветом. Выходишь из зала и дышишь полной грудью. Да, есть напряженные моменты и душевные страдания. Но видите ли вы это в картинах Ван Гога? Фильм об отношении художника к своему делу. О призвании и о пути.
Надо отдать должное режиссеру и оператору. Особая изюминка фильма - попытка найти мгновения вдохновения Ван Гога и передать их экран. Много экспериментов с положением кадра, особенно в начале фильма. Фокус экспериментов направлен на игру с естественным солнечным светом в пейзажах. Полдень и закат. Угадываешь мотивы и даже цвета из сюжетов художника. Непросто избавиться от ощущения, что в этих экспериментах есть что-то лишнее, непонятное, чересчур гиперболичное. Узнаются акценты режиссера из его более ранней работы “Скафандр и бабочка”, но в новой картине все очень свежее. Вообще, “свежесть” - хорошо описывает происходящее в фильме.
Актер Уиллем Дефо показывает нам Ван Гога в последние его годы жизни в Арле, времени наибольших жизненных тягот и обретения своего уникального видения света. “Я люблю рисовать и всегда это делал. Сколько себя помню, я всегда был художником,” - рассказывает Винсент Ван Гог о своем предназначении. Уиллем Дефо органично вошел в эту игру света, тени и красок. Потрясающая работа на уровне психофизики. Разумеется, это не взгляд историков. Это взгляд актера, который сам несет собой художественную интерпретацию. Уиллем ничего нам не объясняет, но плавно подводит к воссозданному образу. Актер чутко показывает нам невероятную преданность делу Ван Гога. Одна из финальных сцен, где мы видим Винсента в лечебнице, разговаривающего со священником, прекрасно иллюстрирует это почти фанатичное стремление Ван Гога передать то, как он видел мир. Сама сцена – некоторая отсылка к прошлой жизни художника. “Я не могу заниматься ничем другим. Поверьте, я пытался,” — это фраза звучала бы очень пафосно, если бы мы не знали, что Винсент и сам стремился стать священником в ранние годы.
Целостность фильма была бы нарушена без остальных персонажей и сцен. Они обернули игру в что-то историческое и законченное, добавив очень важный ингредиент, от которого и появляется эта свежесть. Ингредиент, кажущийся избитым в наше время, но не в этом фильме. Это любовь к ближнему, готовность протянуть руку помощи.
Все вместе дает нам ту редкую свежесть при всей трагичности. Рекомендую после фильма прогуляться в солнечную погоду с широко открытыми глазами, а вернувшись домой, беспричинно обнять родного человека.
Любовник, право, никудышный
Вниманием женщин обойдён
Но избран был на путь всевышним
И в тайны вечности введён
Творить мазками плодотворно
Ложить за слоем краски слой
Нести в смирение крест покорно
И быть всегда самим собой
В 28 лет он пришёл в живопись. А в 37 лет ушёл из жизни. Совсем ушёл. Навсегда. Девять лет творческой деятельности. Много это или мало? Написано более 2000 картин. Сумасшедшие цифры. Абсолютно не реальные. Неподдающиеся здравому осмыслению. Но это так. Разбогател? Грёб монету совковой лопатой? Не знал ни в чём отказа? Шиковал соря деньгами? Какой там. Лишь 14 работ было продано при жизни. За 9 лет - 14 картин. Денежный эквивалент в расплате - сущие гроши.
На излёте - смирительная рубашка и лечебница для душевнобольных. Почти скотобойня для отдавших силы, истративших искру, потерявших темп, ослабевших умом. Впавшие глазницы, ввалившиеся щёки, израненное ухо, агонизирующий мытарствами мозг.
Пройдёт чуть больше ста лет и цена полотен взлетит до небесных высей. Пабло Пикассо станет равноценным по стоимости картин с Ван Гогом. До 100 млн. и выше станут 'уходить' с аукционов работы Винсента. 'О времена, о нравы'.
'Ван Гог. На пороге вечности' как отзвук 'Последнее искушение Христа' преображением Уильяма Дефо. Плотник изготавливающий кресты для преступников внезапным перерождением-преобразованием в Спасителя. И здесь Спаситель входящий в уста творца обретшего покой души в гранях творческого выплеска. За распахнутой словами душой понимание происходящего: за работой, перестаю думать.
Кто перед нами? Художник. Но только ли? Мальчик из семьи пастора. А значит с детских лет вобравший в себя вопросы философской морали, размышления о вечном, ставящий перед собой вопросы и отвечающий на них. Ведь до 'художественного промысла' были серьёзные шаги и на религиозном поприще. Но чаша весов искусства, перевесила. А вопросы? А размышления? Они остались. И внутренняя работа продолжается. И здесь показательной является беседа со священником (роль Мадса Миккельсена). Она многое объясняет. Зритель, благодаря режиссёру присутствует на исповеди - всё что говорил Христос, обвинило его. Поэтому я тоже должен говорить с Вами осторожно.
Если персонаж Мадса Миккельсена - это Исповедь Ван Гога. То Поль Гоген (Оскар Айзек) - это привязанность Ван Гога. Дружба в проявлении. Так же как Тео Ван Гог - воплощённая любовь. Три эти персонажа - ключевая конструкция ленты. Языковое щебетание - проявление внутреннего настроения, отношения художника в своём естестве.
Переливы музыки, фоновая составляющая дополнительной краской в палитру. Рояль ли, фортепиано звучат, блики без примесей, продолжением видеоряда. С шумом ветра, облачными разводами белизны в небе, бескрайней равниной под ноги идущему. Таков внутренний мир этого странника с соломенной шляпой на голове? Наверное. Каждый день в путь. Каждый день с кистями и красками. Каждый день в счастливом соприкосновении с собой. И каждый день от самого себя.
Лодка печали в похоронном прощании не менее величава. Тело, скользящее среди полотен посмертной выставки. И чопорные господа и дамы молча взирающие на холсты оставленные в наследство. Берёте? Завернуть? Смотрите-смотрите...
Как не сложно догадаться, картина американского кинорежиссера Джулиана Шнабеля «Ван Гог. На пороге вечности» рассказывает о всемирно известном нидерландском художнике-постимпрессионисте Винсенте Ван Гоге. Тем не менее, назвать это полотно типичным байопиком никак нельзя. До карьеры в кинематографе Джулиан Шнабель был профессиональным художником, творящим в жанре неоэкспрессионизма. Поэтому режиссера куда больше интересует не то, как жил и творил художник, с точки зрения любопытного обывателя, а с точки зрения самого художника. Что творилось в голове гения?! Как Ван Гог видел этот мир и почему изображал его именно таким?!
На роль Ван Гога был выбран прекрасный Уиллем Дефо. Несмотря на огромную разницу в возрасте между художником и актером (Ван Гогу – 37, Дефо – 63), настоящий Ван Гог, знакомый нам в основном по автопортретам, именно таким и представляется. Своеобразные черты лица Дефо были будто специально созданы небесным творцом именно для этой роли. Дефо будто и сам балансировал на пороге актерского мастерства и настоящего безумия и смог создать убедительный образ гения, за что справедливо был награжден Кубком Вольпи за лучшую мужскую роль на Венецианском кинофестивале. А также получил номинацию на премию «Оскар».
В фильме не так много диалогов, а те немногие сцены, в которых герои разговаривают, похожи не на банальные фразы, выуженные из исторических писем, а скорее на откровения. Можно провести удивительную параллель между Иисусом, с которым себя сравнивает герой фильма, в сцене разговора со священником (его играет Мадс Миккельсен) и тем, что до роли Ван Гога Уиллем Дэфо исполнил роль Христа в фильме Мартина Скорсезе «Последнее искушение Христа». Получается, что в какой-то степени экранному Ван Гогу и правда известна и понятна тяжелая судьба Иисуса из Назарета, которого так никто и не узнал при жизни, равно как и художника. А инфернальный Мадс Миккельсен (недаром актер играл Ганнибала Лектера в сериале «Ганнибал») больше похож не на Понтия Пилата, а на Дьявола искушающего Христа.
Примечателен и тот факт, что Уиллема Дефо зовут также как Шекспира, которого читает Ван Гог и коим восхищается. Все эти совпадения только усиливают впечатление от просмотра картины. Однако вместе с хвалебными отзывами об актерской игре и смысловой нагрузке, хочется поругать операторскую работу Бенуа Деломма. Его камера постоянно находится в движении, трясется и дергается. Все мельтешит перед глазами и находится в расфокусировке. Насладиться красотой природы или же полотнами автора (которые писал сам Шнабель) можно лишь изредка, когда камера замирает. Оператор и режиссер пытались, таким образом, еще больше проникнуть в мир великого художника, но, на мой взгляд, слишком переусердствовали.
О Винсенте Ван Гоге было снято немало фильмов. Самым ранним считается документальная работа классика французского киноискусства Алена Рене «Ван Гог», в которой режиссер на основе лишь одних картин выстраивал биографию художника. А самым известным – позапрошлогодний польский анимационный полнометражный фильм «Ван Гог. С любовью, Винсент», который был полностью нарисован масляными красками на досках. Нынешний фильм Джулиана Шнабеля «Ван Гог. На пороге вечности» можно назвать самым чувственным и пронзительным, заставляющим проникнуть в разум художника и увидеть этот мир так, как и подобает живому человеку.
У людей искусства есть множество проблем. Одна такая - у них попросту нет денег. Обычно, эта проблема вытекает из страшной трагедии - они никому не нужны при жизни. В кино, к счастью, ситуация немного другая - Хит Леджер был популярен и при жизни, а Пол Уокер точно не был бедным человеком. Первый стал великим после смерти, а второй принес франшизе 'Форсаж' несметные богатства. К сожалению, тоже после смерти.
С художниками дела обстоят сложнее - ну есть какой-то Ван Гог, рисует какие-то непонятные картины. А мы же люди простые, нам всегда необходимо что-то понятное для восприятия.
'На пороге вечности' сперва не кажется понятным для восприятия. Сначала приходит мысль, что это очередной баепик, в котором показаны отдельные мгновения жизни - а они, обычно, не изобилуют конфликтами и не интересны массовому зрителю.
Но режиссер не ставил цели показать окружение художника, или изобразить его богатый внутренний мир. Он показывает мир глазами Ван Гога. Визуализировать свои-то мысли тяжёлая задача, а показать логику мышления другого человека - непосильная. А режиссер смог.
Часто показываются события с точки зрения Ван Гога - чтобы объяснить, как этот человек мыслил, необходимо буквально вселить нас в него. Поэтому в фильме интересно поставлены диалоги - когда говорит Уильям Дефо, обычный план, а когда говорят собеседники - то мы смотрим из глаз самого героя. Тут можно говорить о странном выборе 'Оскара' - такой крутой ход редко где увидишь, а фильм номинирован лишь за лучшего актера.
Повествование фильма медитативное и субъективное - камера постоянно дёргается в лучших традициях Любецки, делает акценты на мелких деталях - будь то обувь, будь то окно. Никакого конфликтов нет - сценарист намекает на них, обозначая, что у персонажа нет денег, против него толпа, да и сам он не уверен, делает ли что-то великое. Такой сценарий хорошо передает темперамент самого художника - ему хочется в космос, в вечность, а все эти жизненные проблемы - это слишком обыденно, а поэтому скучно.
Впечатление может нарушить только последний акт фильма - режиссер буквально сравнивает Ван Гога с Иисусом - да, он отдает честь великому художнику, но можно было сделать это не настолько в лоб. Хотя, главное правило хорошего художника - 'всегда можно сделать лучше'. А 'на пороге вечности' трудно сделать ещё лучше.
Кинокартина «At Eternity's Gate», в русскоязычной адаптации (чтоб всем сразу все понятно было) получившая название «Ван Гог. На пороге вечности» наконец-то докатилась до отечественных кинотеатров. Фильм уникален тем, что здесь о живописце рассказывает другой живописец; картины Джулиана Шнабеля, режиссера фильма, можно увидеть в самых значимых музеях современного искусства мира. Фильм пропитан любовью и уважением к наследию Ван Гога и демонстрирует глубокое знание материала. Картины Ван Гога смотрят на нас со стен галерей и мастерских, с мольберта художника, мы узнаем их в сценах фильма, в персонажах, в интерьерах и деталях, в пейзажах Франции, одним словом произведения Ван Гога оживает магией кино. Важнейшую часть этой магии составляет операторская работа, которая заставляет наслаждаться каждым кадром. Нам демонстрируют количество потрясающих общих планов, в том числе чарующих пейзажей Арля и Овера, которые ни капли не изменились за прошедший век, крупные портретные планы, в которых узнаешь работы самого Ван Гога. Мы видим солнечные блики и воздух, ощущаем душевные метания главного персонажа благодаря размытию и нарочитому дрожанию камеры, смотрим на мир глазами главного героя, благодаря имитации вида от первого лица. Игра Уиллема Дефо абсолютно гениальна. В образе Ван Гога Дефо бродит по той же тонкой струнке между безумием и гениальностью, виртуозно воспроизводит мимические детали художника, почерпнутые из его многочисленных автопортретов. А еще он просто невероятно похож! «Оскара», срочно «Оскара» Дефо!
Несмотря на многочисленные достоинства, фильм смотреть достаточно тяжело и попросту скучно. Настроиться на созерцательный лад не получается, так как действие в фильме то замирает, то несётся вскачь, события комкаются, сбивая настрой. А концентрироваться на сюжете тоже не выходит, так как сюжет представляет собой не очень связный набор версий и фактов из биографии художника, ведущих к трагическому концу только потому, что, как и большинство людей, в конце жизни художник умер. В целом, несмотря на некоторые сценарные проблемы, фильм хорош и, безусловно, придётся по вкусу всем любителям живописи. За последние несколько лет это уже второй значимый фильм о жизнетворчестве живописца: анимационный «Loving Vincent», вышедший в 2017м, получился просто невообразимым и шедевральным. А значит, Ван Гог не устаревает, он популярен и любим. И это радует.
Пропустить нельзя, смотреть. И именно на большом экране.
Таков мой вердикт фильму Джулиана Шнабеля 'Ван Гог. На пороге вечности', впервые показанному на Венецианском кинофестивале в 2018 году. В России фильм идет с субтитрами, перевод очень многое отнял бы.
Режиссер Джулиан Шнабель сам рисовал картины ван Гога, показанные на экране. То, что сам он является успешным художником и питает неподдельный интерес к творчеству других выдающихся и известных личностей, связанных с искусством, дало ему тонко прочувствовать натуру Винсента и создать свой шедевр.
В картинах ван Гог одной из главных задач ставил изобразить новое, никем не использовавшееся, сочетание цветов и свое видение окружающего мира. На кадрах мы то и дело видим отсылки к картинам Винсента, будь то природа, автопортреты или обстановка кафе и дома. Оператору Бенуа Деломму на протяжении всего фильма удалось передать настроение шедевров и цветопись ван Гога.
Игра Уиллема Дефо, получившего приз Венецианского кинофестиваля за главную роль, приковывает к экрану. Небезызвестно, что Винсент ван Гог страдал психическим расстройством, до сих пор много споров каким именно. Если опираться на его письма, это врядли была шизофрения, на что в середине фильма пытаются намекнуть зрителю.
Биографии требуют точности, а здесь имеет место художественный вымысел про некоторые стороны личности художника и временные неточности в сценарии, хотя и небольшие.
Абсолютно вскользь, намеками и лишь для тех, кто хорошо знает биографию художника, показана личная жизнь. А ведь она во многом его сформировала.
Ссора с Гогеном показана как ссора двух друзей и соратников, после чего ван Гог чувствует себя покинутым. Но в реальности для Винсента это был крах его планов по созданию сообщества художников, который мог бы принести ему желанный доход, и он наконец перестал бы обременять своего брата Тео, высылавшего деньги.
Но это видение Шнабеля, и он прекрасен! Он создал настоящий шедевр, лучший фильм про судьбу великого Винсента ван Гога, глубоко погружающий нас во внутренний мир художника.
Общее впечатление: Первое что бросается в глаза — необычная сумбурная съемка. Очень странные виды, как природы, так и крупных планов лиц. Порою создавалась ощущение, что я смотрю глазами художника, оно и понятно, иногда съемка шла от 1-го лица. И погружение в такую атмосферу — колоссальное. Ведь так все эмоции передаются лучше. По началу картины меня сбивало это с толку, признаюсь честно, не всегда я расположена к таким видам. Но смею заметить, что съемка такая же индивидуальная как и сам Ван Гог. Необыкновенный художник, который видел прекрасное в повседневных вещах, простых, там, где проходящий мимо человек мог сказать «Фи, ничего необычного», Ван Гог видел неприкрытую красоту природы.
Это кино не совсем вся жизнь Ван Гога, лишь часть, затронутый отрезок, но зритель видит насколько критично относились к его работам люди и простые спешащие по делам женщины, и врачи, и школьники, и даже знатоки искусства. Обидные слова брошенные художнику, могли забить в нем талант, однако, Ван Гог продолжал творить, ведь он не мог иначе. Именно бескрайние поля, цветы запечатленные быстрыми мазками, ясный день, привлекали внимание художника, формировав его особый стиль. Одержимый живописью, он проводил много времени на природе, в уединении, хоть рисовал он быстро, но большую часть наслаждался спокойствием.
Пожалуй, Ван Гог был несчастен, это проявлялось в его болезни (страдал психическим расстройством) и непризнании. И поведение великого художника отлично показал Уиллем Дефо. Очень многое читалось по лицу актера, мимика главное оружие и ясно было без слов, что в данный момент испытывает персонаж.
Музыкальное сопровождение, словно волны океана, наплывом протянулись про минутам, то резко, то еле слышно можно уловить звуки классической музыки. Но напряженные музыкальные моменты отлично подобраны в ритм фильму.
В итоге, кино необычные, эксцентричное своей подачей, но интересное на вкус, ведь внутренний мир художника так хрупок, обидно что гения признали только после его смерти.
Если говорить об экранизациях жизни Ван Гога, мне вспоминается прекраснейшая серия в «Доктор Кто» и сумасшедшая по своей красоте анимационная полнометражная работа, полностью нарисованная масляными красками, — «Ван Гог. С любовью, Винсент».
Но сегодня разговор пойдёт про новый фильм, посвящённый мастеру.
Уиллем Дефо играет Ван Гога настолько сильно и настолько точно передаёт художника, что весь фильм ты сидишь с открытым ртом от удивления! Не зря именно за этот фильм актёр номинирован на премию Оскар как исполнителя лучшей мужской роли!
Картина, в отличие от многих других экранизаций, буквально показывает мир глазами художника, — оператор периодически передавал камеру Дефо и переодевался в костюм Ван Гога. Потрясающая операторская работа Бенуа Деломма и чудесная игра Уиллема Дефо подарили нам сумасшедший по своей красоте фильм, который никого не оставит равнодушным.
Интересный факт: композитором к фильму выступила Татьяна Лисовская, которая родилась и проживает в Украине.
Ну и перед тем, как вы побежите в кино, еще один очень интересный момент!
В фильме нам показывают реальные картины (не репродукции!), которые написаны Дефо и даже режиссёром Джулианом Шнабелем (он сам является художником), а также двумя ассистентами. Хочу сразу отметить этот момент! Всего в ленте можно увидеть 140 картин, написанных в процессе съемок.
По поводу того, где смотреть и в какой озвучке. Определённо нужно смотреть в оригинале, так как в русском дубляже Ван Гог имеет голос «Железного Человека», и это только отпугивает. Второй момент — смотрите фильм в кинотеатре, так как картинка завораживает и ни один домашний экран не передаст этого масштаба.
А я тем временем на выходных второй раз пойду на эту картину.
Ван Гог. На пороге вечности. Ещё один биографический фильм, рассказывающий нам о жизни (или как в данном фильме) отрывке из жизни знаменитого человека. В данном случае нам повествуют часть жизни обычного человека, который был одержим живописью, который всегда при удачно сложившемся случае пытался да что-нибудь нарисовать. Изобразительное искусство было для него всем - жизнью, хлебом, лучшим другом. Ведь он был человеком со специфическим характером, его не интересовали другие науки или профессии, а если и интересовали, то не на долго. По поводу плохого отношения с окружающим миром, то здесь можно все объяснить одной простой поговоркой: 'если хочешь что-то сделать - сделай это сам' - Винсент мало кому доверял, мало кому открывался, если ему и нужен был человек, то только ради позирования для очередной картины. Так же этим можно объяснить смысл названия фильма - 'На пороге вечности' - в данном случае вечность это память, известность, почитание, восторжение. Перед своей смертью Ван Гог попросил одну служанку передать трактирщице книгу с многочисленными его рисунками для дальнейшей (скорее всего) продажи, но эта служанка просто оставила книгу пылиться на полке. И только спустя сто с лишним лет эта книга была найдена. И только спустя столько времени Винсент Ван Гог обрёл то, чего так хотел приобрести в жизни. А в своем времени он так и остался стоять 'на пороге вечности'...
Хочется сказать большое спасибо режиссеру Джулиану Шнабель за то, что взялся снять картину и показать свое виденье истории художника-постимпрессиониста. Ведь до сих пор идут споры на счёт конца жизни Ван Гога.
А так же хочу отметить хорошую операторскую работу Бенуа Деломм. Динамичная камера, разные углы обзора, не часто такое увидишь в других картинах. Так же понравился ход, а именно показать мир ' глазами психопата' на который он смотрит через жёлтые линзы. Такая маленькая аналогия с людьми, смотрящие на мир через розовые очки.
Хотели бы, вы наблюдать за тем как великий творец создает шедевр? Думаю, ответ очевиден. И пока не изобретена машина времени, кинематограф дает такой шанс. В прошлогодней картине Джулиана Шнабеля вам предоставляется возможность посмотреть на последние годы жизни Винсента Ван Гога.
Сюжет. Повторюсь фильм про последний отрезок жизни Ван Гога. Неторопливое и умиротворяющее повествование, сменяющееся резкими приступами безумия художника, создают неповторимую атмосферу одиночества. Также сюжет порадовал неоднозначным финалом, основанным на недавно возникшей альтернативной версии смерти художника.
Актерская игра. Уильям Дефо прекрасно справился с задачей показать большинство эмоциональных переживаний художника. На крупных планах актер максимально реалистично передал палитру чувств гения. За это готов ему аплодировать стоя.
Операторская работа. Главной особенностью фильма является необыкновенный стиль операторской съемки. Живая камера и определенные ракурсы создают впечатление, будто бы ты безмолвно наблюдаешь за Ван Гогом из-за плеча, словно сын за своим отцом во время работы. Также хочется отметить, как оператор виртуозно скрывал левое ухо во второй половине фильма.
Фильм оканчивается сценой Ван Гога в гробу. Но мы-то знаем, что в этот момент Ван Гог открыл врата в вечность. Картина, безусловно, заслуживает просмотра, если вы хотите прочувствовать безумие и гений великого Ван Гога.