Редко удаётся снять байопик, который был бы равновелик тому, о ком он повествует. Только недавно нам представили пустую по наполнению, но зато красиво и пышно обёрнутую «Богемскую рапсодию». Это обмануло зрителя, не дав задуматься, что самого Фредди в картине нет: нет ни духа, ни таланта, ни величия. Всё лишь намёки, выполненные банальными кинематографическими средствами. На её фоне (да и без фона) совершенно уникальным кажется фильм Джулиана Шнабеля. Режиссёр снимает редко, но метко: за 30 лет работы он сделал всего 6 фильмов, но среди них дебютная история о знаменитом афроамериканском художнике Баския, драма о кубинском поэте Рейнальдо Аренасе (чудесный Бардем и не менее чудесный Депп в малоизвестной роли), ещё более трагичный «Скафандр и бабочка». И вот, наконец, история одного из самых известных, несчастных и интересных художников - история Винсента Ван Гога.
В роли 37-летнего художника предстаёт 63-летний Уильем Дефо - и это невероятная удача фильма. Одухотворённое и одновременно безумное лицо Ван Гога, его неземные яркие глаза, его потерянность и надежда - это дано такими осторожными, но сочными мазками. И всё это дополняется большим внешним сходством. Особую ноту вносит и работа оператора, которая словно кисть талантливого художника скользит по поверхности, выхватывая особо важные детали. Субъективная камера Бенуа Деломме сперва погружает нас в интимное домашнее кино, которое с документальной точностью передаёт скудный быт художника. Вместе с ним мы рисуем изношенные ботинки, вместе с ним летим над полем увядших подсолнухов, вместе с ним идём по сочной зелёной траве, идём к вечности. С каждым кадром камера становится всё более абельгансовской, а сам Ван Гог под воздействием абсента всё сильнее напоминает безумного доктора Тюба (но в этом нет никакой насмешки).
«На пороге вечности» - это возможность не только узнать трагичную биографию Винсента, но и прочувствовать его творческую манеру. Все два часа мы находимся внутри его картин, на себе ощущая смены периодов его творчества. Через серые и холодные цвета и интерьеры вдруг прорывается луч солнца, увядшие подсолнухи зацветают, небо становится лазурно-голубым, стены помещений жёлтыми - и вот мы среди самых известных картин художника. Но взлёт творчества сменяется всё более тяжёлыми приступами безумия - и мы вновь в холодной и болотисто-серой палате. Но всё это - дорога в вечность. И дорога эта проходит под аккомпанемент надрывного, но ласкового пианино.
Существует мало фильмов, где невозможно найти изъянов. Но работа Шнабеля оказывается именно такой. Картина скроена очень осторожно, искусно, насквозь пропитана чувствами, мыслями и душой. Помимо удивительного Дефо мы наблюдаем прекрасные работы Оскара Айзека (Поль Гоген), Руперта Френда (Тео Ван Гог), Мадса Миккельсона и Эммануэль Сенье. И можно перечислять ещё долго, потому что каждый элемент этого фильма достоин отдельного внимания.
«На пороге вечности» - уникальная картина, которая напоминает нам о том, что кино - это тоже искусство. И, пожалуй, единственное, которое может собрать и отразить в себе все остальные. Искусство, которое способно на несколько часов вырвать вас из реальности и подарить тот опыт, который невозможно получить больше нигде.
Начну сразу же с оттенков и красок, использованных в ленте. Все цвета подобраны так, чтобы зритель не смог устоять перед красотой кадров. Солнце, листва, земля, трава: все снято так, чтобы вы смогли разглядеть каждую деталь. В дополнение к яркой картинке идет сопровождение живых звуков природы в сочетании с классической музыкой. В это же время и оператор творит магию: устраивает диалоги с героями глазами самого Винсента так, что мы ощущаем на себе их томные взгляды; бежит, сломя камеру, через поля и проселочные дороги и всем этим создает эффект присутствия.
Отдельного внимания заслуживает Уиллем Дефо, которому вообще не обязательно было читать свои реплики. Его глаза и мимика и так передавали переживания и мироощущение Винсента как нельзя глубже. Фильм уникален, так как это не просто «байопик, наполненный википедией» - из-за всего вышеперечисленного данная работа ожила. «На пороге вечности» - пианококтейль Виана, в котором страдания смешали со счастьем, гениальность с безумием, а веру с отчуждением. На выходе получился густой напиток, выполненный одним четком мазком со скоростью 75 картин за 80 дней.
Хочется отметить сходство во внешности актеров и их персонажей, а также грамотную съемку хода творческого процесса. Приятно было видеть, как художник, будто при тебе, рисует свои шедевры. Освежив память списком картин Ван Гога, я признал в них и почтальона, и его спальню в Арле, кипарисы и очень похожего доктора Гаше с мадам Жину. Тем, кому известны работы культового постимпрессионизма и живописи в целом - будет вдвойне интересно наблюдать за происходящим.
Фильм как попытка осознать творческий метод Ван Гога. Почему он писал так как писал? Художник в нем созидал человека или человек художника? Что он видел вокруг себя? Как он видел? Как он чувствовал? Какую технику использовал и почему? Режиссер Джулиан Шнабель проводит исследование личности мастера для себя и зрителей.
Фильм красивый. С экрана струятся лучи солнца, слышится шелест травы и листьев. Цветовая гамма яркая и сочная когда действие разворачивается летом. Приглушенная и холодноватая когда наступает зима.
Снято всё в фирменном стиле Шнабеля с трясущейся камерой, крупными планами лиц, рук, ног. Во время просмотра может и укачать.
В фильме собран цветник актеров, многие из которых работают с режиссером уже не в первый раз, например, Сенье и Амальрик. Мне понравился Руперт Френд в роли Тео Ван Гога. Приятно видеть, что карьера этого интересного актера развивается.
Вообще кажется, что Шнабель сам пишет картину и даже лица актеров использует как холст. Особенно лицо Уиллема Дефо с залегающими тенями или освещённое солнцем.
Всегда приятно видеть в номинациях на 'Оскар' подобные фильмы, получающие таким образом доступ к более широкой прослойке зрителей.
К сожалению, зачастую гении при жизни остаются непонятыми, от чего хоть их жизни и далеки от предела мечтаний, но вкладываемая ими самоотдача и непоколебимый труд в искусство в итоге открывают им дорогу в вечность, расставляющую всё по своим местам и дарующую художникам единственное, что, пожалуй, можно считать наиболее важным, чем дарованная каждому жизнь, а именно - память, благодаря которой личности вроде великого Винсента Ван Гога, всё еще дышащего в нашем мире через свои картины, продолжают жить.
«Ван Гог. На пороге вечности» - это новый фильм режиссёра, а по совместительству и искусствоведа, не обделённого талантом к чуткой постановке, Джулиана Шнабеля («Скафандр и бабочка»), поставившего перед собой весьма интересную задачу - рассказать не просто историю об одном из самых величайших живописцев 19 века, а постараться разобраться и наглядно показать, как создаются шедевры, что чувствует творец и как они приходят ему в голову. И как подобает импрессионизму, в стиле которого Ван Гог и писал свои работы, картина Шнабеля невероятно мимолётна в своей живой, естественной красоте всего вокруг, не замечаемой массами, но видимую для одиночек, изгоев не похожих на обычных людей, находящих прекрасное в обыденных мелочах, ничего не представляющих для других.
Ни для кого не секрет, что Винсент Ван Гог вёл отшельнический образ жизни, всю свою жизнь он был один, у него не было друзей, кроме своего родного брата Тео Ван Гога и художника Поля Гогена, его картины не пользовались популярностью, скорее были ненавидимы поколением, при котором он жил. И всё это режиссёр очень тонко и аккуратно пытается изучить и интерпретировать в своей работе, передавая длинными красивыми планами место одинокого художника в мире, находящего умиротворение лишь наедине с холстом и красками, позволяющими ему не просто творить, но и чувствовать в себе жизнь. Не столько творить для ныне живущих и не только для себя, сколько создавать поистине прекрасное наследие, передающее собственное, в чем-то безумное, видение этого мира.
Просмотр «На пороге вечности» очень похож на поход в музей, посвящённый исключительно выставке Ван Гога. Несмотря на то, что свои работы художник писал более ста лет назад, за которые мир успел преобразиться и измениться до неузнаваемости, по сравнению с 19 веком, кое-что всё же осталось неизменным. Словно и не было всех этих лет, будто бы Ван Гог никуда и не уходил, как и городок Арль, глядя на красоту природы которого немного сумасшедший художник рисовал свои пейзажи, а с жителей - писал портреты. В городке словно до сих пор живёт дух импрессионизма, с летающим в воздухе энтузиазмом Винсента Ван Гога, ставшим одной из центральных фигур в повествовании и местом съёмок.
И Арль так же прекрасен, как и на полотнах Ван Гога. Поскольку Шнабель хотел показать путь творца к написанию картины от самого её начала и до конца, львиную долю хронометража он посвятил прогулкам Винсента, видящего мир по-своему, чьими глазами оператор Бенуа Беломм («Вселенная Стивена Хокинга») и пытался показать нам мир, используя для этого ряд технических приёмов. Во-первых, окружающая природа не редко демонстрируется зрителю от первого лица, и выглядит она не только необычно, под совершенно странным углом, но и с присущей Ван Гогу цветовой палитрой, с преобладающим его любимым жёлтым цветом, играющим на контрасте с синим - это ещё один из любимейших цветов живописца. Во-вторых, через используемый стиль съёмки, в купе с некоторыми монтажными приёмами, вроде наложения кадров друг на друга, показывающих потихоньку умирающий рассудок художника. Режиссёр вместе с оператором вовлекает зрителя не просто в повествование, делая его свидетелем событий, а старается именно смотрящего сделать одним из активных участников событий.
Несомненно, в этом имеется огромнейшая заслуга режиссёра, но не стоит забывать и про человека, блестяще воплотившего образ Винсента Ван Гога на экране - Уиллема Дефо, чьи глаза отражают ту самую вечность, ставшую для художника убежищем от озлобленного и несправедливого мира. Уиллем Дефо - невероятно талантливый актёр, знающий своё дело. Его Ван Гог не просто главное украшение фильма, от которого невозможно отвести взгляд, благодаря чьей актёрской игре картина Шнабеля и имеет сумасшедшую эмоциональную привязку к герою и к миру ленты, но Уиллема Дефо смело можно считать и лучшим экранным воплощением великого художника, коих было не мало и будет ещё больше, но найдётся ли в будущем кто-то, кто сможет затмить своей игрой образ, созданный Дефо - очень хороший вопрос.
И главным преимуществом фильма является именно фокусировка на Ван Гоге. В картине буквально пара сцен, в которых отсутствует персонаж Уиллема Дефо, что, определённо, является огромнейшим достоинством ленты. Например, анимационная картина «Ван Гог. С любовью, Винсент», несмотря на титанически сложную и кропотливую техническую сторону, очень сильно страдала в плане сценария именно из-за отсутствия художника в повествовании. Шнабель же двигает сюжет именно глазами живописца, написанным на основе личных дневников, писем и легенд о Ван Гоге, коих в Арле предостаточно.
Конечно, «На пороге вечности» хоть и байопик, но этот фильм не совсем корректно будет называть биографическим, поскольку и цели создать подлинную историю у режиссёра и не стояло. «На пороге вечности» пытается показать обратную сторону холста, Шнабеля больше интересовала не кисть в руках художника, а в чьих руках она находится, со всеми переживаниями и душевными терзаниями творца, что у картины определённо получилось. Фильм очень хорошо передаёт не только всю отрешенность Ван Гога от общества, но и даже его близость с этим миром. К тому же, атмосфера отчаяния, непонимания и пронизывающей всё тело обиды от несправедливости переданы очень натурально, с вниманием к немыслимым деталям.
Так как режиссёр смог грамотно скомпоновать все технические возможности, имеющиеся у него на руках, в купе с отличным актёром и, хоть и прямолинейным, но имеющим право на существование сценарием, Шнабель смог заставить зрителя чувствовать то, что испытывает Ван Гог на экране. Не получается не испытывать неподдельный восторг и наслаждение от медитативных сцен, в которых Ван Гог рисует свои картины, наслаждаясь каждым мгновением кадра, и в тот же момент времени очень сложно не чувствовать обиду в глубине души, когда все вокруг говорят, что восхваляемая непонятым творцом картина - безобразный мусор.
«Ван Гог. На пороге вечности» - это не просто красивый фильм с великолепным Уиллемом Дефо, а полноценная экскурсия в мир живописи в эпоху импрессионизма. После просмотра картины хоть и складывается неприятно ощущение опустошённости на душе, но в то же самое время, рождается вера во что-то прекрасное, доселе не замечаемое зрителем, но, очевидно, окружающее каждого.
- «А правда, что все живописцы сумасшедшие?
- «Только хорошие»
'Для меня красота – это природа, а природа – бог.'
Ах, так сложно говорить о непростых фильмах. Потому что вот они тронули твою душу, а рассказать, как именно - неимоверно трудно.
Но, несомненно, At Eternity's Gate прекрасен. Здесь прекрасны все составляющие: музыкальное сопровождение, представляющее собой фортепьяно и скрипку, сливающиеся в иногда спокойный, а иногда срывающийся на резкий, прямо-таки напряжённый, мотив; операторская работа весьма и весьма интригующая, оператор и бегал, создавая как будто бы эффект присутствия, и очень вероятно поползал по полу, снимая башмаки с небезызвестной картины; непередаваемы виды, цвета, панорамы кадров, в некоторых местах нечёткость изображения, словно смотришь сквозь дымку солнечного света; и, ах, актёрская игра, конечно же.
Это непростой фильм, хотя он даже не несёт в себе попытку донести цельный сюжет. Тут просто часть жизни, такая, как есть. Показанная словно отрывками, урывками, быстрыми мазками по холсту. Здесь так мало диалогов, так мало слов, потому что у Вас есть глаза – так смотрите. Смотрите глазами художника, которого при жизни никто не ценил, кроме брата; глазами художника, который верил, что если не будет писать картин – не будет и жить; глазами художника, который внутренне знал и предвидел, что свои полотна он создаёт для тех, кто родится позже.
Такая палитра красок в этом фильме, такое разнообразие пейзажа. От серого, с серыми домами, с серыми дорогами, серыми людьми Парижа, вечно покрытого серыми тучами, до такого яркого Арле или Овер-сюр-Уаз. От серого унылого, похожего на кладбище, поля прошлогодних подсолнухов, до яркой зелени камышей, которые ты буквально слышишь и чувствуешь, как они яростно колышутся под сильным ветром. Этот фильм – спокойная буря чувств, у него такая аура, что я могла бы ощущать порывы ветра в плохо закрывающееся окно, капли дождя, запах сухой травы.
Уиллем Дефо на четверть века старше Ван Гога в этой картине, но он так уникально идеален в этой роли, его глаза, его выражение лица, его руки и весь сам он говорили намного больше его реплик. И опять же – операторская работа. Много, очень много крупных кадров. Это может показаться неуместным и излишним приёмом, но это то, что необходимо.
Этот фильм немногословен. Малое количество реплик заполнено прекрасной музыкой и кадрами. Но этого достаточно. Эта картина из тех работ, что цепляют, но заставляют печалиться. «Печаль намного лучше радости» - есть фраза в конце. Спорно, но здесь это чувство приносит успокоение. At Eternity's Gate заставляет думать и прислушиваться к себе, толкает на нахождение в спокойном одиночестве некоторое время.
Судьба Винсента Ван Гога, истинного гения, так горька. Изгнанник, отшельник при жизни, не продавший ни одной картины, одна их последних сцен фильма показывает его в гробу, окруженным своими картинами, которые п-о-к-у-п-а-ю-т. Но он этого уже не видит. И это так… Но сейчас Винсент Ван Гог не на пороге вечности – он уже её часть.
Про некоторые фильмы не хочется отзываться плохо (потому что они и вправду неплохие), но и восхвалять их тоже не получается. В подобных случаях обычно говорят, что кино «на любителя». Именно к такому разряду я бы отнес картину «Ван Гог. На пороге вечности». Это самый честный и самый емкий отзыв, который только можно дать на эту ленту. Если углубляться в нюансы, то однозначно плохих или хороших элементов в картине немного. И мое субъективное мнение о них изложено ниже.
Действие фильма на всех этапах развивает очень медленно. Сюжету не хватает динамики. Это очевидно не та лента, которая может захватить все внимание зрителя силами одной только истории. Те люди, которые хотя бы приблизительно знакомы с биографией Ван Гога, понимают глубину его страдания и любят его картины, будут с придыханием следить за происходящим на экране. Но если судить о фильме в отрыве от личности самого художника (например, если героем картины был бы какой-нибудь выдуманный персонаж), история начнет казаться гораздо менее душещипательной.
А вот что действительно удалось с точки зрения сценария – это диалоги. Персонажи картины большую часть хронометража пытаются объяснить самим себе либо друг другу (то есть зрителю), в чем заключается суть искусства (их слова можно отнести не только к живописи). Очень сложные вещи здесь проговариваются и объясняются очень простыми, понятными словами. Я поверил, что это на самом деле речи настоящих художников, речи людей, посвятивших свои жизни искусству. Если, например, ученые или философы берут свои сложные мысли и объясняют их сложным языком, который дано понять единицам, то художники берут свои сложные мысли и преобразуют их в форму, более доступную человеческому уму. Фильм об этом очень хорошо и доступно рассказывает. Особенно отмечу диалоги и творческие споры между Ван Гогом и Полем Гогеном – они просто великолепны.
Если говорить о постановке и операторской работе, то здесь все предельно неоднозначно. Режиссер на пару с оператором явно стремились создать что-то «из ряда вон». Сцен, снятых по обыденным кинематографическим лекалам, можно сосчитать по пальцам одной руки. В итоге картину воспринимать сложно в физическом плане. От мельтешения камеры в некоторых сценах начинает натурально кружиться голова (в самом плохом смысле). Мое мнение таково: зритель может полноценно воспринимать картину тогда, когда он доволен. Зритель доволен, когда ему комфортно. Этот же фильм о комфорте зрителя заботится мало. Причем видно, что режиссер нашел и хорошее место для сьемки, и красивый пейзаж, и кадр сумел наполнить. Почему же не показать по-человечески эти сцены? Местами такой метод сьемки выглядит уместно и помогает передать внутреннее состояние главного героя. Но в большинстве сцен работа оператора смотрится «кривой» и только мешает воспринимать происходящее. Немного простоты не навредило бы фильму.
Если режиссура самый спорный элемент фильма, то актерская игра – наиболее однозначный. Дефо идеально попал в роль. Свою работу он выполнил на высочайшем уровне. На крупных планах особенно ясно видно, как каждая морщинка, каждый взгляд и даже каждая улыбка переполнена страданием. Дефо смог не только передать эмоции своей игрой – он смог передать то чувство неизгладимой тяжести на сердце, с которым жил сам Винсент Ван Гог. Более менее заметные роли также получили Руперт Френд (Тео Ван Гог) и Оскар Айзек (Поль Гоген). Несмотря на недостаток экранного времени, они своих персонажей тоже исполнили весьма достойно. Особенно это касается Айзека – его Гоген неподражаем. Теперь я хочу и про него байопик увидеть.
«Ван Гог. На пороге вечности» – фильм пусть и чуть-чуть, но все же выше среднего. Те, кто способен воспринимать тягучий сюжет и, скажем так, «экзотическую» режиссуру, получат от картины много удовольствия. Но на массового зрителя картина явно не рассчитана.
История последних лет жизни великого Винсента ван Гога, которые он провел во французском городе Арль и Овер-сюр-Уазе. За этот недолгий период непризнанный гений создает шедевр за шедевром, злоупотребляет алкоголем, отрезает себе ухо, содержится в психиатрической лечебнице и пытается понять всю сущность бытия. Как истинный гений, он всегда находился на пороге вечности…
Ох, как же сложно говорить о непростых фильмах, которые так просто тебя зацепили. Честно, картина очень живая, яркая, она прям кричит об одиночестве этого гения, и режиссёр очень точно передаёт настрой Ван Гога, его смятения и терзания. Определённую нервность в фильме вносит операторский приём - камера наезжает, быстро отъезжает, теряет фокус, чуть ли не переворачивается и мечется, как Ван Гог.
Подыгрывают его настроению дребезжащие звуки пианино, иногда их поддерживает скрипка, чтобы ещё больше обнажить душевную боль художника, превратившуюся в физическую боль.
Есть такой приём в театре, литературе, как повествование от первого лица, где все события, все эмоции преломляются и показываются от лица героя через его ощущения. Вот и в фильме снимающая камера это не оптический прибор, а голубые глаза Ван Гога с ясным взором, с пеленой заплаканных глаз, с мечтами, со страданиями. Как видит он окружающий мир, окружающих его людей, так видит и зритель. Вот поэтому все лица людей некрасивые, почти карикатурные и угловатые, как на картинах художника.
'Ты рисуешь слишком быстро', - говорил Винсенту единственный друг Поль Гоген. Вероятно, он спешил жить, спешил напитать свою жизнь красками, которые искал все время среди природы, среди людей. А находил их в своих картинах, в своём сказочном сознании. В главной роли снялся гениальный и любимый мной Уиллем Дефо, смотрящийся в этой роли невероятно гармонично, (кстати ему 63 года, а Ван Гогу было 37 лет) настолько вжился в неё, что понимаешь, - да, Ван Гог именно таким был - больным, странным, измотанным, страдающим, бедным и.. . талантливым. Но при жизни он продал только одну картину. Из 900. Это самый большой, самый болезненный удар по личности художника - непризнание плодов творения. В этом я считаю и вся суть фильма. Шнабель постарался акцентировать внимание на всех нужных аспектах биографии художника, его знакомств и методов рисования, видения цветов, чувствования природы в полном одиночестве и единения с ней.
Фильм не просто повествует об этапах жизненного пути художника, но погружает зрителя в его образ мыслей, в духовный мир его видений, наваждений и искажений сознания. Ван Гог неоднократно лежал в клинике для душевнобольных, что являлось следствием его трудного образа жизни одиночки, изгоя общества, неудачных попыток создать семью и интегрироваться в реальную жизнь. Он прожил свою короткую жизнь в 37 лет стоя на пороге вечности, осознавая, что должен оставить миру навсегда то, что неизбежно умрёт и состарится как розовый букет цветов на столе.
Один из лучших фильмов о Художнике, его истоках творчества, его экзистенциальном одиночестве; о не-человеческом (хоть в ницшеанском, хоть в евангельском смысле слова) подвиге любви к миру, который в каждом мгновении твоей жизни отказывает тебе во взаимности. Впрочем, от Джулиана Шнабеля другого и не ждал. Режиссер избежал соблазна стилизовать видеоряд под художественные приемы своего главного персонажа, но тем не менее работа оператора и общая визуализация поражает своей внешней завершенностью и согласованностью с внутренним миром живописца. Ну и Уиллем Дефо сделал, пожалуй, свою лучшую работу со времен 'Последнего искушения Христа'.
Фильм показывает нам последние годы жизни Винсента Ван Гога. Режиссёр (Джулиан Шнабель, среди прочего снявший 'Скафандр и бабочку' про парализованного человека) создал фильм так, что кажется, будто события развиваются в короткий временной отрезок. Однако в реальности они заняли гораздо больше времени — и это стоит понимать при просмотре, иначе покажется, что нервные потрясения и встречи с людьми наполняли совершенно каждый день Ван Гога.
Зрителю демонстрируют более чем двухлетний период жизни великого художника (1888 — 1890 годы, время его творческого расцвета): тут вам и несбывшиеся мечты Ван Гога основать братство художников, и его переезд на юг Франции, и ссора с Полем Гогеном, и история про отрезанную мочку уха, и пребывание художника в психиатрической больнице... И последние дни его жизни.
Однако мне не очень хочется пересказывать вам дальнейший сюжет — в этом нет никакого смысла. В фильме и так всё есть — смотрите и наслаждайтесь. Я же скажу о другом. На мой взгляд, фильм 'Ван Гог. На пороге вечности' надо или смотреть внимательно — или вовсе не приближаться к нему. Почему же?
Этот фильм — слишком интимный, атмосферный, и даже, не побоюсь этого слова, чувственный. Уникальный характер фильма достигнут благодаря нескольким факторам: актёрская игра (особенно прекрасен Уиллем Дефо в образе Ван Гога), трогательная, красивая музыка, разговоры главного героя с людьми (которые его никогда не понимают и считают Ван Гога полоумным, а его картины — мазнёй и глупостью) и также визуальный ряд.
Обратите особое внимание на диалоги. Вот Ван Гог в начале говорит с Полем Гогеном, и Гоген роняет такую фразу: '(они) называют себя художниками, а по сути — кучка бюрократов'. Поль Гоген небезосновательно презирает практически всех собравшихся в баре художников — за исключением Ван Гога, так как последний, как и Гоген, ищет себя и стремится выразить себя в картинах, а не заработать денег и прославиться.
Или вот Ван Гог разговаривает с хозяйкой гостиницы: хозяйка не знает, кто такой Шекспир, и сознаётся, что ей проще читать лёгкую и простую литературу — когда есть время после работы. И женщина искренне не понимает, как может Ван Гог читать Шекспира и восхищаться им, если сам же говорит, что некоторые моменты из Шекспира — для него загадка! Надо ли объяснять, насколько точно этот диалог показывает разницу между простым человеком и гением?
Таких диалогов в фильме много: со служанкой, с братом Тео, с врачом, со священником... Кроме них, обратите ваше внимание и на визуальный ряд. В фильме есть несколько моментов, где режиссёр нагнетает депрессивности и тревоги (шатающаяся камера, тревожные цвета), однако больше всего в фильме всё-таки света — солнечного света, который так любил Ван Гог.
Есть в этом кино момент, который мне больше всего нравится: с 22-й минуты по 30-ю, когда Ван Гог выбирается в бескрайние солнечные поля, и там рисует, рисует, рисует... А в конце дня он смотрит на заходящее солнце и плачет. Это ли не буддийское сатори — внезапное просветление, краткий миг, когда мир вдруг открывается во всём подлинном великолепии?
Подобное сатори случается как раз-таки на природе, когда ты сильно устал от жизни и хотел бы уже умереть — и вот какая-нибудь абсолютная, казалось бы, мелочь (скажем, качающийся на ветке воробушек) прошибает тебя насквозь, и ты становишься идиотом из одноимённой книги Достоевского. Ты плачешь и простираешь руки свои в эту бесконечную синеву, и мучит тебя ровно одна мысль: всему этому ты совсем чужой... Понимаете?
Художников вообще — на свете много. Но большая их часть — ремесленники, то есть умелые и стойкие труженики своего дела. Есть и шарлатаны — без них никуда. Однако все они, ремесленники и шарлатаны, скучны. Потому скучны, что взаимозаменяемы. Как винтики. Умрёт один — и его место всегда займёт другой. Жизненно, не правда ли? Но незаменимые есть — и это гении человечества, после смерти которых остаётся зияющая пустота. И хорошо, когда судьба даёт гениям шанс подарить потомкам наследство — как это сделал Ван Гог, оставив нам свои картины.
Проблема, однако, в том, что при жизни гения обычно невозможно распознать — слишком уж много стало подделок, симулякров и копий, и слишком уж он, гений, неприметен и тих среди миллиардов бит информации. Универсальный и справедливейший судья здесь — Время. Только Время расставляет всё по местам, и становится понятно, кто достоин войти во врата Вечности, а кто так и сгинет без вести в густом тумане небытия. Так вот.
Винсент Ван Гог — личность каких поискать. Таких как он — единицы. Единицы есть тех, кто наугад протаптывает какую-то свою тропинку в тёмном лесу человеческой жизни. По сути, Ван Гог — это горьковский Данко: он тоже вырвал своё сердце и осветил нам дорогу из тёмного леса. Да, некоторые из поздних картин Ван Гога ('Урожай', 'Подсолнухи') и правда будто бы наполнены солнечным светом — хотя в то же время художника бросало в мрачные тона, и он рисовал тёмные, депрессивные произведения (см. 'Пшеничное поле с воронами').
Видимо, Ван Гога в последние перед смертью годы кидало из стороны в сторону — а может, так происходило с ним вообще всю жизнь? Он тянулся к свету, но окружала его в основном тьма и зловещие вороны над полями... Винсент рисовал свет — и мечтал о нём, и лелеял его, однако последними его словами перед смертью были, по легенде, всё-таки эти: 'Печаль будет длиться вечно'.
Но Винсент Ван Гог всё же нашёл свою колею и выбрался из чужой — и за это ему честь и хвала. Однако бремя свободного и уникального человека оказалось для него непосильным — если верить в версию самоубийства художника. Кстати, в фильме Джулиана Шнабеля показана другая версия смерти — убийство, и она тоже вполне вероятна, так как Ван Гог раздражал и пугал местных жителей и, возможно, от него решили однажды избавиться.
Как бы там ни было, Ван Гог не вынес жестокого бремени подлунного мира — и в 1890 году, в самый разгар лета, в июле, он навсегда ушёл от нас в Страну пшеничных полей и спелых подсолнухов. В страну, где всё пронизано солнечным светом и где совсем нет зловещих ворон.
И да простит меня Винсент Ван Гог за то, что я помочь ему не смог.
Необычный байопик (фильм-биография) от Джулиана Шнабеля – первый просмотренный фильм этого режиссёра. Удачный, не смотря на редкие выходы в прокат фильмов. Поэтому про характерные особенности говорить сложно.
Сам сюжет рассказывает нам о творчестве Ван Гога, причем определенный этап жизни, когда Винсент формировался как художник. Трагическая судьба, непризнанного гения современниками. Достаточно необычная подача для биографического фильма: не скучная и сухая, как это бывает, а живая и красочная. Главное удалось показать художественную и философскую части жизни художника. Художественная часть заключается во вдохновении художника живой красочной природы, точнее её естественной красоты и самобытности. Игра желтых и оранжевых тонов, лучи солнца, ложащиеся на вспаханные поля, леса и чистое голубое небо. А философская часть – экзистенциональный кризис главного героя, который видит то, что не видят другие и старается выложить на плотно с помощью красок. К тому же затрагиваются главные вопросы философии: отношение красоты и Бога, что есть человек и иные. Сам Ван Гог вёл отшельнический образ жизни, ни с кем не общался, кроме своего брата Тео и с Полем Гогеном (современник и еще один представитель импрессионизма). Сюжет раскрыл не только основные черты характера художника, но и его отношение к делу и его творческий путь как художника.
Стоит отметить достаточно необычные «фишки» оператора, начиная с раскачивающейся картинки – довольно смелый зум, изменения положения камеры. И, так называемый, эффект «очков» – «желтых очков» показывающий взгляд самого художника. Все это освежает картинку и отражает ментальное состояние главного героя.
Отдельно хочется отметить игру Уиллема Дефо, который является одним из самых лучших трагических актеров. Гениев сложно сыграть, но ему удалось, именно переход из обычного творческого состояния в некий психоз, спровоцированный триадическими поворотами судьбы. Кто как не Дефо может показать боль от разочарования и радость восхищения от написания картины. Полное перевоплощение от внешнего вида, до характера художника. Смена его состояний и колебания.
Очень запомнилась сцена диалога Винсента (Уилльем Дефо) и священника (Мэдс Никкельсен) – столкновение двух позиций, двух взглядов на жизнь. «Для меня красота – это природа, а природа – Бог». Стоит один раз посмотреть и все понять.
Жизнь выдающихся людей, порой тягостна и сложна, а еще сложнее её показать в естественном виде.