К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

История Винсента Ван Гога, наверно, не может не растрогать любого, знакомящегося с ней. Удивительный человек с непохожим, особым взглядом на мир, пытающийся передать это видение через краски и холсты, чтобы поделиться той истинной красотой, которую вокруг многие почему-то не замечают. Человек, чья тяжёлая судьба заставила столкнуться с непониманием окружающих, что вылилось в тотальное и беспробудное одиночество, терзающее душу. И, наверно, 'Доктор Кто' был в чём-то прав: Винсент действительно был бы рад, оказавшись в наше время сейчас, увидев почитаемость его по-настоящему великолепного и захватывающего творчества, яркого и не похожего ни на кого. И передать взгляд этого человека на мир, несомненно, трудно, если даже не невозможно. Однако Джулиан Шнабель, взяв на роль великого художника не менее великого актёра Уиллема Дефо, постарался это сделать.

Однако вышло всё у него далеко не так хорошо. Разумеется, так, как видел всё вокруг Ван Гог, нельзя представить обычным взглядом, как не старайся Шнабель и оператор Бенуа Деломм выставить камеру видом от первого лица почти весь фильм. Передать видение Ван Гога можно только через призму его картин, что понимали и успешно выполнили создатели поразительного 'С любовью, Винсент', сравнения с которым Шнабелю, как бы не хотелось, уже не избежать. Сквозь творчество художника мультипликационный (или даже больше) фильм трогательно передавал тяжёлую судьбу Винсента и позволял глубже окунуться в его подсознание. Шнабель пытается проделать эту же вещь, но выбирает для подобного не самые удачные решения, как, например, та самая съёмка от первого лица в нужные и ненужные моменты, желание обрывать рассказ на отдельные куски, скрепляемые рассуждениями Винсента или, например, продолжительное любование природой. Но, обо всём по порядку.

Самое ужасное в выбранной манере съёмки то, насколько она используется сверхмеры. И дело даже не в странности смущающих переключений с третьего лица на вид от первого даже в обычном диалоге на скамейке или же при взгляде на обычный дом, не несущий за собой абсолютно ничего, главная проблема в том, что подобное решение грешно по своей сути, когда на ведущей роли царит удивительный Уиллем Дефо, отбирать у которого минуты демонстрации его игры - истинное кощунство. Именно Дефо, выступая истинным сокровищем ленты, позволяет отвлекаться от всех смущающих решений и проникаться душевным грузом Ван Гога. Уиллем, словно проживающий за художника его жизненные периоды, передаёт и постепенно нарастающее безумие, и нечеловеческую душевную боль от расставаний, и тяжёлое бремя одиночества с одной стороны, как с другой, с такой же честностью передаёт и лучшие моменты жизни художника: удивительно ярко раскрывает наслаждение миром вокруг, несмотря на все невзгоды, отражает искреннее желание творить и делиться этим с людьми и, конечно же, совмещённую с возникающим отчаянием безграничную веру в своё призвание, подкрепляемую желанием и надеждой на может быть и небольшое, но самое верное признание в будущем. В пору Ван Гогу, Дефо обладает проницательным талантом, благодаря которому сердце зрителя даже в подобной картине точно расколется на несколько кусочков, глядя на творящуюся жизненную несправедливость с истинным творцом. Когда камера держит в своём фокусе Уиллема, даже предъявлять претензии к картине не сильно хочется, но, к сожалению, кроме Дефо Шнабелю не удаётся выложить ещё какой-либо козырь на стол.

Режиссёр отчаянно пытается передать душевную трагедию главного героя через молчаливые кадры, когда оператор постоянно пытается выбрать всё более причудливый ракурс, то, например, словно кладя камеру на пол, то непростительно близко приближая объектив к щеке Дефо. Безусловно, трудно обвинить Деломма в желании быть ближе к удивительному Дефо, но всё же тут кино стараемся смотреть. Шнабель не постесняется после получасового показа Ван Гога, гуляющего по лугам, сделать кадр на пару мгновений чёрно-белым, а в дальнейшие минуты - будет готов повторять секунду назад свершившиеся диалоги для зрителя вновь. Естественно, цель данного действа ясна: Шнабель старательно стремится погрузить зрителя в нарастающее безумие художника, на которого все происходящие события оказывают огромное недоброе влияние. Однако это повторение лишает момент действительной эмоциональности, когда вместо того, чтобы проникаться игрой Дефо, пытаешься осознать, действительно ли сейчас идёт тот же самый ранее слышимый диалог. Шнабель в показе безумия поиграется и с наложением кадров с двумя говорящими героями и, что ещё хуже, не остановится прерывать повествование, разрезая его на разделённые чёрным цветом отдельные куски, призванные показать глубину личности Ван Гога. Это всё понятно, но тем не менее из-за подобного решения не позволяет истории как-то увлечь, не заставив зевнуть. Раз - и уже новая глава, ещё раз - внезапно конец жизни художника, ещё разок - на экране титр, сообщающий о необыкновенном открытии 2016 года. Из отдельных кусочков жизни творца, разумеется, можно увидеть его душевную боль как факт, но узнать и прочувствовать самого Ван Гога глубже и ближе - навряд ли получится.

Конечно, Шнабель выбрал очень специфичную манеру повествования. Несомненно, кого-то подобные операторские находки не засмущают, кому-то хватит и обрывистости, чтобы проникнуться историей, а кто-то даже и не зевнёт во время просмотра. Однако, со временем, становится понятно, что главным, объединяющим и сдерживающими фактором здесь является именно Дефо, а ни нечто иное, ведь лишь он один позволяет ленте работать даже в самые неприятные моменты. Без вложившего душу Уиллема 'На пороге вечности' растеряла бы любое своё имеющееся обаяние. Но, абстрагируясь от Дефо и обратив взгляд на всё остальное, возникает простая мысль, что Шнабелю, при всех попытках не удалось бы выбранным неудачным стилем добиться погружения в творческую натуру Ван Гога при имеющемся 'С любовью, Винсент', состоящего от и до из творчества великого голландца. Конечно, кому-то может и не будет скучно на протяжении получаса глядеть на молчаливо гуляющего по полям Дефо, наслаждающегося природой, но если вдруг зритель, что неудивительно, к такому типу людей не принадлежит, то лучше уйти с этого порога куда-то в сторону. Например, в сторону искреннего любовного послания художнику, чьё имя и без прямолинейных сравнений с Иисусом явно останется в вечности без каких-либо вопросов.

08 февраля 2019 | 12:15
  • тип рецензии:

Непонятный и невостребованный при жизни Ван Гог представлен здесь человеком с надрывом, угловатым и болезненным. Никакой рафинированности, создатели позволяют зрителям почувствовать в некоторых моментах отторжение к этому художнику, в других пожалеть его, в третьих задуматься об его таланте и его же представлении о мире.

'На пороге вечности' нельзя назвать артхаусом, но это кино снято не для широких масс, и вовсе не потому, что оно какое-то там заумное, излишне метафоричное, нет. Просто в нём нет клише, нет любовной линии, нет истории становления (как часто бывает в биографических голливудских лентах).

Скачущая камера, размытые пейзажи французских полей, желтеющих осенних деревьев, сиреневых цветов в стакане — всё снято подвижно, словно оператор и есть глаза Ван Гога. Операторская работа на высоте и временами даже куда выше содержания фильма. Это какая-то магия: сочетания цветов, красок, природа во всём своём многообразии. Подкупает и то, что создатели уделили огромное внимание тому, как художник создавал картины. Это такая редкость для биографических фильмов. А здесь работа происходит прямо на глазах зрителя.

Ван Гог опережал время. Его творчество было далеко от консерватизма и классики. Это было броско, угловато, сугубо 'на любителя'. И после смерти художника такие любители появились. Всё, что ранее высмеивали в его полотнах, стало определённым стилем.

Мерзопакостные дети высмеивали его, закидывали камнями, за что руки бы им оторвать, но родители этих 'вундеркиндов' возопили бы о 'этожидетки!'. Грустно это. Грубость и озлобленность подобных людей и стала причиной ещё большего помутнения рассудка, ощущения Ван Гогом своей ничтожности и ненужности.

У фильма есть свой стиль, позволяющий лучше понять и отражающий творчество главного героя. Местами было нудно, но посмотреть эту картину стоит. Классическая музыка хороша.

6 из 10

27 апреля 2019 | 19:52
  • тип рецензии:

Фильм 'Ван Гог. На пороге вечности' показывает, как трудно снять хороший фильм про Ван Гога...

Начну с того, что понравилось. Это любовь режиссёра к Ван Гогу и попытки прочувствовать его душевные переживания и терзания. Очень хорошо показано в фильме одиночество Винсента. Тишина ('по нескольку дней не с кем словом перемолвиться'). Тишина, и в этой тишине - только вой ветра за окном и звуки движения кисти по холсту.

Интересна (и первая, наверно, в кино) новаторская трактовка причины гибели Ван Гога. Неподтверждённая, но озвученная исследователями Ван Гога совсем недавно. Её и взял на вооружение Дж. Шнабель.

И это, пожаалуй, всё, что в фильме понравилось.

Думаю, одна из причин того, как блёкло всё получилось, - режиссёр взял слишком большой временной срез: от отъезда Ван Гога из Парижа до смерти в Овере. Сцены следуют в хронологическом порядке и представляют отдельные зарисовки жизни и быта Винсента. При этом, каждая следующая сцена является логическим продолжением предыдущей.

И вот логичного-то повествования и не получилось! Напротив, впечатление отдельных штрихов, тонких, узких (и часто спорных), и в их последовательности - очень уж упрощённое (чтоб не сказать примитивное) толкование жизни и характера Ван Гога. Почему он уехал из Парижа? Потому что ему Гоген посоветовал. Почему Гоген уехал из Арля и не ужился с Ван Гогом? Потому что считал, что необходимо работать в мастерской, а Ван Гог настаивал - что на пленэре. Проще не придумаешь!

Наверно, из-за огромного материала, множества противоречий и тайн только и возможно было показать лишь отдельные штрихи из жизни художника. Но это выглядит очень примитивно.

В конце фильма появляется ещё одна новаторская версия - бухгалтерская книга с эскизами Ван Гога. Это открытие было представлено широкой публике в 2016 году и вызвало фурор - чудо обретения неизвестных работ Ван Гога!!! И тут же было опровергнуто Амстердамским музеем Ван Гога. И до сих пор не подтверждено! Но Дж. Шнабель чётко сообщает об этой книге и её подлинности, как о свершившемся факте. Нехорошо. С точки зрения подлинности фактов. Дождемся сперва подтверждения учёных.

Визуальная часть фильма лично меня очень напрягла. Прекрасны пейзажи, солнечный свет сквозь листву и т.д. И совершенно невыносимы подёргивания камеры практически в течение всего фильма. Эта особенность призвана показывать нам мир как бы лично от Винсента - не плавное движение камеры перед ним, а вид с высоты его роста, ощущения подскакиваний на неровной земле и камнях. К середине фильма меня от этого по-настоящему укачало.

Играет только один актёр - конечно же, Уиллем Дефо. Он хорош! Но всё равно некая однообразность выражений чувств присутствует. Но старается. Читала в интервью с актёром, что ему претит массовый образ Ван Гога, как сумасшедшего, и всё гораздо сложнее. Но к сожалению, в этом фильме я как раз и увидела трактовку Ван Гога, как человека, постепенно сходящего с ума и укрывающегося в живописи от своего недуга. То есть, опять же, упрощённее не придумаешь.

Других актёров я не запомнила. Ни одного. Ни одного образа. Может, это намеренное желание режиссёра затушевать все образы, кроме одного?

Общее ощущение после просмотра фильма - невозможно, наверно, снять фильм, адекватный по силе воздействия самому Ван Гогу. Или надо брать и исследовать только одну проблему. Тогда хоть что-то можно собрать воедино. Как сделал режиссёр рисованного фильма 'С любовью, Винсент'. Несмотря на ряд спорных мест и трактовок (и не только), этот фильм оставил гораздо более цельное впечатление.

6 из 10

(за саму тему и за любовь к Ван Гогу режиссёра и Уиллема Дефо).

14 февраля 2019 | 18:27
  • тип рецензии:

Операторская работа в первой половине фильма. В самом начале и до примерно середины фильма камера трясётся как ненормальная, это, хоть и оправдано состоянием ван Гога (да, если вы не знали, то фильм рассказывает о последних годах жизни художника, о жизни после переезда в Арль), но она трясется слишком сильно, на это просто очень трудно смотреть.

Но во всё остальном фильм реально хорош. Актёрская игра (всех актеров); диалоги; состояние голландца переданное НЕ ТРЯСКОЙ КАМЕРЫ, а именно работой с ней, и монтажом фильма; музыка это просто что-то невообразимое, очень простая, но подходящая на все 100 к фильму; декорации, хоть фильм происходит не во многих локациях, но когда камера 'устает' и перестаёт ходить ходить то вы сможете увидеть всю эту красоту Франции.

В общем и целом фильм заслуживает вашего просмотра, но надо быть готовым к общей не торопливости, и камере, ну, по крайней мере, на первый час фильма, ибо потом она утихомиривается, и картинка становится очень приятной.

{поставил 7 только из-за камеры}

7 из 10

10 февраля 2019 | 14:14
  • тип рецензии:

Джулиан Шнабель с самого начала себя зарекомендовал как человек творческий, находящийся в постоянном поиске собственной реализации и оценки публики. До того как он стал уделять наибольшее время кинематографу, он был довольно популярным художником, славящимся своим стилем неоэкспрессионистизма. Также он показал себя и скульптором, а его детища выставлялись во многих авторитетных музеях и на выставках. К кинематографу Джулиан Шнабель вплотную подошёл в 1996-ом году, когда по собственному сценарию поставил картину 'Баския', повествующую об американском художнике Жан-Мишеле Баския и, собственно, друге самого Шнабеля. Картина была неплохо встречена, в особенности в критической среде, за что и была в числе номинантов на приз Венецианского кинефестиваля. В 2000-ом вышла ещё одна независимая работа Шнабеля 'Пока не наступит ночь' с Хавьером Бардемом в главной роли. И вновь главный герой был выходцем из творческой среды. А в 2007-ом году к Шнабелю пришёл самый громкий успех (если не сказать оглушительный) - его картина 'Скафандр и бабочка' с Матьё Амальриком и Эмманюель Сенье в главных ролях была восторженно принята как публикой, так и у критиков. Ворох престижных наград и номинаций были вполне заслуженными.

Шнабель в свойственной ему манере взял небольшой перерыв на три года после успешных 'Скафандра и бабочки', а затем снял драму с оглядкой на социально-политическую обстановку в Ираке 'Мирал'. И внезапно картина прошла практически незамеченной. Да и скупые отзывы в основном кренились в сторону отрицательных оценок работе Шнабеля. При этом художник и скульптор не брал в 'Мирал' за основу сюжета биографию какой-либо известной личности. Видимо, посчитав это ошибкой, в 2018-ом, то есть спустя целых восемь лет после 'Мирал', Шнабель вернулся к излюбленному жанру - драматическому байопику. И для экранизации он взял персонаж известный каждому человеку на планете. Им стал Винсент ван Гог. Тот самый о котором ходит множество мифов и домыслов. Типа того, что он продал при жизни лишь одну картину, а великим художником, работы которого продаются и поныне по бешеным деньгам, стал уже после смерти; или что ван Гог в приступе безумия, напившись абсцента, вызвавшего галлюцинации. В общем, известен ван Гог не только своим творчеством, но легендарной аурой, создавшейся уже после кончины великого постимпрессиониста.

Джулиан Шнабель в содружестве с известным сценаристом Жан-Клодом Каррьером решил не экзальтировать публику и так уже на половину выдуманной биографией Винсента ван Гога. Вместе этого он предложил глубокую драму, обрамлённую сложным психологическим состоянием великого художника, величие к которому придёт уже после того, как он опробует смертный одр. И избрал стилистику и атмосферу холодного, словно на постоянном сквозняке, состояния главного героя, который находил утешение лишь в общении с женским полом: он быстро влюблялся, но также быстро разочаровывался в избранницах, при этом будучи весьма скромным и неловким в романтических связях, что, несомненно, ломало и так уж истерзанную психику художника. Его любовь к алкоголю также не прошла мимо сюжетного действия, но при этом это вовсе не уклон, а лишь констатация горького факта из биографии великого таланта. Часть картины уделена и отношениям Винсента с младшим братом Тео ван Гогом. И если пристально всматриваться в структуру картины, то вполне можно увидеть знакомые очертания из известной трилогии 'Три цвета', созданной ещё одним гением (не по праву забытым) Кшиштофом Кьесловским.

Но, признаться, вся эта холодная, вызывающая озноб и депрессию атмосфера лично мне пришлась не по вкусу. Конечно, понятен тот факт, что тем самым Джулиан Шнабель хотел передать внутреннее состояние главного героя, дабы зритель имел возможность буквально ощутить его муки и терзания. Однако, такой подход больше вызывает судороги, нежели желание глубоко и тщательно анализировать картину. К тому же задействованные длительные сцены, лишённые каких-либо диалогов, будто бы принуждают отвлечься и отбросить апатичные мысли, навеянные атмосферой фильма. С другой стороны, все слова, что есть в ленте, напротив, вызывают интерес. В особенности запоминаются диалоги Винсента с братом. И, конечно, жуть берёт, когда Винсент ван Гог оказывается на грани сумасшествия (есть такое поверье, что гениальность и безумие разделены очень тонкой гранью). И тут надо отдать должное высокому профессионализму Уиллему Дэфо, воплотившему столь сложный персонаж. Актёр в который раз продемонстрировал свою разносторонность и дар настоящего драматического актёра. Не зря же Дэфо был в числе номинантов на 'Оскар' за свою искусную работу.

Но всё же при том, что у ленты Джулиана Шнабеля имеются ярко выраженные положительные стороны (в особенности игра Уиллема Дэфо), всё же та дремучая атмосфера, нордическая стилистика, порой слишком затянутые сцены не вызывали положительных эмоций и не было особого интереса. И остался нераскрытым вопрос, что же так старался нам передать Шнабель? Помешательство творческого человека? В принципе, об этом можно было и так догадаться. Поэтому особой глубины и выразительности эта работа всё же не имеет. И в этом 'Ван Гог. На пороге вечности' имеет общие черты с другой биографической драмой 'Дикарь' о жизни другого великого художника - Поле Гогене.

5 из 10

P.S.: Интересно, что полное имя Винсента ван Гога - Винсента Виллем ван Гог (Vincent Willem van Gogh), а образ его воплотил Уиллем Дэфо (Willem Dafoe). Так что их можно назвать немного тёзками. Символично!

27 марта 2020 | 15:49
  • тип рецензии:

Фильм 'Ван Гог. На пороге вечности' - это не столько история о самом великом художнике, сколько о пути его души, подарившей миру неописуемые творения, история переживаний и слабости, страха и вдохновения, безмерного одиночества и человеколюбия приведшего к концу.

Фильм невероятно эстетичен и гармоничен. Сам стиль съёмки в самом начале просмотра немного сбивает: постоянно трясущаяся камера, которая то и дело показывает крупным планом лица людей, настолько крупным, что при просмотре начинаешь чувствовать острую неловкость, забывая при этом улавливать эмоции героев.

Сцены из 'реальности' перемежаются со сценами творчества, 'актом рисования' которое перед зрителем предстаёт в образе некоего потока сознания: бегущий Ван Гог на встречу закату, Ван Гог ловящий потоки воздуха и обмазывающий своё лицо грязью. Всё это выглядит невероятно забавно и поразительно в тот же час.

Уиллем Дэфо - прекрасен. Его бездонные синие глаза наполненные невообразимой всему человечеству грустью пленяют и заставляют сочувствовать. Одними глазами он показывает глубокое страдание творческой души и жажду творить наперекор всему. Вытянутое лицо, рыжая борода и простодушность - он словно сошёл с картин художника.

Оскар Айзек - приятная неожиданность в роли Поля Гогена, повлиявшего на творчество Ван Гога. Его роль короткая, но немаловажная и пронзительная.

Фильм и его настроение дополняет музыка. Спокойная и ненавящевая она подключает зрителя в тот самый 'поток сознания' во время длинных сцен без слов (коих в фильме достаточное количество).

Картина Джулиана Шнабеля - это прекрасный пример искусства в кино, но плохой пример кино в искусстве. Мне не хватило интереса. Уже примерно через 20 минут после начала фильма, несмотря на бешенную органичность и красоту начинаешь нервно ёрзать на месте и то и дело отвлекаться. Такие фильмы необходимо смотреть обязательно, но перед этим нужно обязательно настроиться, потому что такие фильмы не смотрят - в них погружаются душой с тем, дабы прочувствовать настроение героя. Я, к моему глубокому сожалению, не сумела копнуть вглубь, надеюсь, что у вас получится.

17 февраля 2019 | 00:09
  • тип рецензии:

Утонченно, возвышенно, модно. Джулиан Шнабель, Уиллем Дэфоу, Маддс. С такими именами по плечу решение любых проблем. Тем более имя Винсента ван Гога известно наверное каждому жителю нашей планету. Оставалось только снять визуально насыщенную историю, перемежая предположения о том, каким видел окружающий мир великий мастер и фрагменты из его известной всем биографии. Собственно, так все и получилось.

Фильм иногда кажется вдохновенной попыткой погружения во внутренний мир Мастера. Дэфоу похоже идеально подходит на роль художника. Ни одной ошибки - будто эта роль дело всей его жизни. Миккельсен заставляет нас вспоминать о Понтии Пилате и теме приставаний к детям. Эманюэль Сенье я и попросту не узнал. И разве такого расклада мало для хорошей оценки. Вот оно - настоящее искусство.

А вот и нет. Слишком уж амбициозной оказалась цель. Очевидно, что у Шнабеля были самые высокие притязания. Он стремился создать нечто великое, безусловное и точно 'заразил' своим перфекционизмом всех членов съемочной группы. Видно, что старались все, дополняя при этом друг друга. Однако именно по причине указанного перфекционизма, чрезмерной рафинированности этот фильм и нужно судить весьма самым строгим образом. Ну вот, кстати, отличается ли он существенным образом от снятого несколькими годами ранее 'Родена'? Обе ленты возвышенны, вдохновенны, биографичны и не более того. Рассказывая о неимоверно известных персонах авторы не стремятся удивить зрителя, перевернуть стереотипы. Отнюдь. Эти ленты лишь укрепляют сложившиеся догмы. Ну право, мне было совсем неинтересно следить за впадающим в безумие человеком, отрезавшим свое ухо. И стоит ли всерьез обсуждать биографические факты, источники и прочее?

Увы, Шнабель сделал лишь сделал роспись на красочной шкатулке позабыв ее открыть. Такая вот, понятная для Америки, упрощенная история искусства укрепляющая мифы и возводящая стену между копиями и подлинниками. Впрочем, для Уиллема Дэфоу роль вышла действительно знаменательной. Вне зависимости от оценок фильма его талант и вдохновение затмевают многие просчеты создателей.

5 из 10

11 сентября 2019 | 23:57
  • тип рецензии:

Сам по себе Ван Гог мне всегда импонировал, как и многие другие наверное творческие личности, у которых сложилась, если так можно выразиться, загадочная что ли жизнь. Перед походом я не сомневался, что мне нужно увидеть эту картину, но я все-таки боялся пробелов в знании о том, как в целом сложилась жизнь великого художника.

Тем не менее, у меня даже сложились некие ожидания о крутом и интересном биографическом фильме, в котором нам поведают, чем же дышал Ван Гог, что он такого видел и почему так популярен по сей день.

Уиллем Дефо играл хорошо на протяжении всего фильма, считаю его достаточно харизматичным особенно для этой роли, не говоря уже о хоть и незначительном, но все-таки внешнем сходстве. Кроме него, собственно и сложно было бы кого-то отметить в этом фильме.

К концу фильма создается впечатление, что это фильм не столько о самом Ван Гоге, как личности, сколько о том, как он воспринимает этот мир. Честно, такое сложно смотреть, надо быть любителем/фанатом подобного.

Мне понравилась идея(!) операторской съёмки, но реализация была не так хороша, как могла быть на мой взгляд. Сама съемка опять же была направлена на то, чтобы показать Ван Гога 'изнутри'. Очень здорово, но не хватило.

На протяжении фильма играет классная, а главное качественная музыка. Более того, я удивился, когда узнал, что это русский композитор(сыграли мои стереотипы). То есть, звуковому сопровождению определенно плюс, но сведение могло быть чуть лучше.

Кстати, забыл совершенно сказать, что пару раз за фильм смотрел на время, потому что показалось, что фильм все-таки затянут, хотя концовка была вполне себе (то есть, серединка в качестве наполнителя немного подкачала).

Под конец скажу, что такое раскрытие фильма отвело сам фильм в очень специфичное русло, поэтому на него найдутся оценки абсолютно любого рода, от единицы и до миллионов из десяти. Но моя оценка остановится все-таки на пяти из десяти, что лично для меня говорит о том, что фильм заслуживает просмотра, но понравится не всем.

5 из 10

19 февраля 2019 | 14:27
  • тип рецензии:

Я бы соврал, если бы сказал, что это увлекательный фильм. По крайней мере, он не в полной мере таков. Увлечь у него получается временно, промежутками, но однообразие методов удручает. Фильм не старается развлечь зрителя (а он и не должен), не предлагает последовательную смену настроений, визуальных решений, даже актов - он одним вязким, топленным месивом размазан по куску булки. Булка все терпит, а зритель (я) - нет. Легкое ощущение головокружения, сопутствующее некоторым ярким впечатлениям, здесь сопровождает только едкую яркость цветовой палитры фильма, и таким образом, становится уже неприятным симптомом. Главной причиной этого головокружения является вечно ручная операторская камера, вечно находящаяся в попытках изобрести новый ракурс, открыть новую перспективу, но в сущности без особого успеха просто судорожно вертящаяся вокруг Уиллема Дефо. И все это, в целом, не было бы проблемой, если бы не постоянство стиля, который уж больно здесь радикален. Я хочу сказать, что талантливая новаторская съемка талантлива ровно до того момента, когда она перестает показывать картинку зрителю и начинает работать только на эффект. На мой взгляд, здесь авторы стали заложниками собственных методов, не желая, видимо, из принципа и авторской задумки нарушать целостность стиля.

Вербальная часть фильма достойна куда большего внимания. Творческие манифесты персонажей проглатываются с благоговением. Взаимодействие Винсента и его брата Тео, Винсента и Поля Гогена - вообще лучшее, что есть в фильме. Уиллем Дефо великолепен - страдания Ван Гога вышли у него более чем правдоподобно.

И все же роскошь монологов - это не то, чего ожидаешь от фильма про художника, особенно когда режиссер в одном с главным героем цеху. Как раз наоборот - ожидаемо должна восхищать в первую очередь форма. И, например, польский мульт 'С любовью, Винсент' чудесным образом справляется с задачей - он, полностью нарисованный в манере Ван Гога, рассказывает о нем гораздо больше, чем все интерпретации 'На пороге вечности'.

7 из 10

13 февраля 2019 | 23:06
  • тип рецензии:

Ван Гог в наше время - это уже не просто художник, недооцененный в свое время, с трагической судьбой и мистической аурой смерти. Ван Гог - это брэнд, который выгодно использовать, чтобы нажиться и распиариться на его имени. Вряд ли найдется художник, который на слуху больше, чем наш великомученик (в последнее время даже Леонардо ушел на бэкграунд).

Режиссер Джулиан Шнабель уже один раз отметился, выпустив свою дебютную картину про американского художника Баскию, что сделал весьма убедительно для своего времени - он рассказал о Баскии почти всё. Здесь же он пытается выстроить некоторый эксперимент, который, как ему кажется, отражает сущность картин и характера самого Ван Гога. Перед нами в фильме не биография, не исторические факты, не домыслы, а просто Ван Гог и его взгляды на этот мир через призму собственного сознания, вплетенный в эпизоды из жизни. Я смотрел практически все художественные фильмы о Ван Гоге и могу сказать, что каждый из них отражает по большей части время, в которое был снят фильм. Но, если в других картинах кроется сюжет, то здесь даже камера интерпретирует сознание самого Ван Гога, как кажется режиссеру картины - нервное и измученное.

Когда-то Дефо играл у Скорцезе Христа, эта мантия, которая водрузилась на Ван Гога и в этом фильме. Ван Гог - мученик, который в один момент в фильме приходит к размышлениям о Христе. Он меньше художник, больше философ. Он не алкаш, не буйный, а человек, которого не понял мир. Вся картина пропитана этой жалостью к художнику, а люди, которые должны играть каких-либо персонажей его окружения, играют по сути сами себя: они смотрят в камеру, они толкают сырой текст, который трудно представить в реальной жизни, они словно призраки, мучающие творца.

Однако, несмотря на то, что фильм является только интерпретацией режиссера и никого более, для любителей Ван Гога просмотр обязателен, поскольку подобной подачи материала о художнике еще не было. В свою же очередь, я бы рекомендовал посмотреть рисованную анимацию 'Ван Гог: С любовью, Винсент', которая, по моему скромному мнению, выполнена в талантливом ключе, в отличие от арт-хауса Шнабеля.

5 из 10

14 февраля 2019 | 20:07
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: