История стара как мир - о блуднице, которую наставляет на путь истинный любовь: то ли любовь к Богу, то ли любовь к Блюзу, то ли любовь к человеку.
Впечатления от фильма у меня остались двоякие. Безусловно, этот фильм стоит смотреть хотя бы ради великолепного здесь Сэмюэля Л. Джексона. Хотя роль его и не слишком драматичная, но простого деревенского парня он играет великолепно. А когда Сэмюэль берет в руки гитару... великая вселенская тоска и не менее великая сила духа горит в его глазах, голосе и пальцах, перебирающих струны.
Режиссер - другая сильная сторона данного произведения. Фильм сделан очень хорошо, смотрится на одном дыхании и на самом деле заставляет сопереживать его героям. Однако не стоит ждать от него чего-то абсолютно нового - просто хороший режиссер, который успешно отрабатывает свои деньги.
Указанных качеств с лихвой хватает для того, чтобы фильм понравился. Однако есть в нем и отрицательные стороны. Кристина Риччи, играющая главную героиню фильма (блудницу), мне показалась здесь довольно посредственной, ничего выдающегося я в ней не заметил. Практически все остальные роли в этом фильме - эпизодические, а поэтому говорить о них не имеет смысла.
Ну и главное, что, возможно, в некоторой степени портит фильм - это сюжет. Абсолютно библейская история, прекрасно подходящая для проповеди, на экране все же смотрелась как-то... неправдоподобно, излишне упрощенно. На самом деле фильм больше похож не службу в американских церквях, где черные братья пританцовывая поют 'Аллилуйя' и по-своему красиво восхваляют Бога. Так и здесь через музыку, через повседневную жизнь, не уносясь куда-то в заоблачные дали, вам предлагают почувствовать божественное начало. Ничего плохого я в этом не вижу, просто это не мой жанр.
В этом мире есть минус, а в тебе есть плюс -
Ты понимаешь, что такое в голове блюз.
Судьба, знаменье свыше, слепое проведение. Называйте как хотите, но порой жизнь нас сводит с людьми, которые станут той самой соломинкой за которую можно ухватиться, ну или ты сам становишься для них светом в непроглядной тьме. Не знаю как насчет вас, уважаемый зритель, а я оказывался в обоих ситуациях пару раз и всякий раз они возникали именно тогда, когда казалось, что все плохо, когда жизнь потеряла цвет, а еда вкус. И потому волей не волей начинаешь верить в некие высшие силы. Впрочем, разговор о религии лучше отложить до следующего раза, когда ситуация будет более подходящей, да и сам фильм рассказывал бы о людях обрётших/утративших веру. Сегодня же речь пойдет о людях, которых свел вместе случай и эта встреча, как обычно и бывает, изменила их жизнь. Итак, это – «Стон черной змеи».
Лазарус Рэд – пожилой чернокожий фермер, что днем работает на ферме, а вечером играет на гитаре в баре. Казалось бы, человек счастливый, но это не так. Дело в том, что Лазарус был долгое время женат, но женщина что вышла за него замуж относилась к мужу с пренебрежением, а забеременев - сделала аборт, после чего и вовсе решила подать на развод и сбежать жить к брату Рэда. Естественно герой Сэмюэля Джексона считает, что все, финиш. Жизнь была прожита в пустую и что теперь делать? Топить своё горе в вине разве что.
Рей Ду – молодая девушка, которая известна всему городу тем что она… нимфоманка. Ага, юная особа, которая спит с первым встречным, живет одним днем и как поговаривают люди еще и наркоманка. Естественно окружающие смотрят на девушку с презрением, а то и вовсе с откровенной враждой, даже если они сами совсем недавно делили с ней постель. Ведь они все такие благородные и в белом, тьфу! И что самое противное, все эти жители маленького городка даже не пытались узнать почему девушка ведет себя так а не иначе, что уж говорить о самой банальной помощи. Они ее просто не замечают до тех пор, пока у мужского населения, простите за мой французский, не зачешется. А ведь девушка не выбирала себе такой жизни, да и кто бы в здравом уме выбрал? Просто девушку с малых лет насиловал отчим, в результате чего что-то в голове Рей замкнуло и она посчитала, что секс – это и есть вся жизнь. Ну да, если ребенку не показать альтернативы, то он возьмет от жизни лишь плохое и доведут до абсолюта.
И вот однажды, очередной приятель Рей зверски избивает девушку и выкидывает ее тело на дорогу, очевидно посчитав, что убил несчастную. От смерти же девушку спас Лазарус, чья ферма была неподалеку. И Лазарус, как и положено доброму самаритянину, выходил девушку, а потом начал думать, что же с ней дальше делать? Ведь если ее отпустить на все четыре стороны, то девушка так и будет отдаваться первому встречному и жить одним днем, ровно до тех пор, пока полиция не найдет бездыханное тело Рей Ду в ближайшей канаве. И герой Сэмюэля Джексона решает помочь девушке, показав что мир не такое уж поганое место. Получится ли у него это? На этот вопрос уже даст ответ сам фильм, а никак не я.
Я же поговорю, о том, что перед нами предстает фильм с интересной идеей, который хоть и был уже обыгран в «Мона Лизе», «Учители на замену» и других, схожих фильмах, но это не делает подобный сюжет менее актуальным. И сама история удерживает у экрана, что правда то правда, а уж радикальные методы героя Сэмюэля Джексона вам запомнятся надолго, ручаюсь. Другое дело, что перед нами драма, тяжелая драма о непростой судьбе молодой девушке. И эта драма должна хватать за живое, выворачивать душу наизнанку, а сердце сжиматься от невозможности помочь чем-либо девушке у которой отобрали всё, но не дали ничего взамен. Однако драма не затрагивает струны сердца. История идет по накатанной колеи и интересует прежде всего – что будет дальше, а не сами герои. Нет того необходимо надрыва, который присущ фильмам подобного жанра и это расстраивает. Все-таки история с подобным потенциалом должна быть, что называется «слезовыжимающей», а не обычной. И тут дело не в актерах, так как они справились прекрасно, в особенности Кристина Риччи, которую раньше мне доводилось видеть лишь на втором плане, а в этом же фильме девушка смогла продемонстрировать все на что она способна, а способна она на многое. Тут скорей дело в сценаристе, который нахватал интересных идей где придётся, но не смог их должным образом развить.
Во всех остальных смыслах фильм получился более чем достойным. Стильная визуальная часть, особенно это заметно, когда происходит нечто плохое – все погружается в темные и полутемные тона, на заднем плане слышен звук, который издает гремучая змея готовая наброситься на свою жертву, да и музыкальное сопровождение не отстает. Что ж получается? Хороший фильм с интересной идеей, но которому отчаянно не хватает душераздирающей драмы, чтобы стать мини-шедевром? Выходит что так. Впрочем, это не помешает мне порекомендовать сей фильм к просмотру всем тем, кто не равнодушен к хорошим фильмам вообще и к драмам в частности. Оно того и впрямь стоит.
Очень странный, но в то же время специфический фильм. Понятие жанра очень приближенное, и даже после просмотра, остается вопрос, а что, собственно говоря, создатели хотели показать?
Блюз, пошлость, романтика. Эти три элемента никак мне не вкладываются в голове, плюс ко всему этому, в фильме совсем нестандартный саундтрек.
Единственное, что я бы хотел отметить, это интересную игру каждого из героев. Все актеры справились с отведенными им ролями, при этом играя сложных, и в то же время странных героев.
Неоднозначное мнение у меня сложилось, но фильм стильный.
Прекрасный фильм, совершенно не вписывающийся ни в какие жанровые рамки.
Новое произведение Крэга Брюэра, с самого начала своей рекламной компании прикрывалось маской фильма жанра sexploitation, категории «Б».
В переводи на русский это - “грязное” кино с садо-мазо уклоном для полуночников. А буковка «Б» говорит о мизерности бюджета, актеров, таланта и качества как токового. Но знающие люди не увидят здесь подвоха, ведь Крэг Брюэр режиссер нашумевшего хита прошлого сезона- “Hustle & Flow”. Сутенерско – музыкальной драмы, феерически прошедшей по всем кинофестивалям мира. Даже Оскара дали, за песню “ its hard out here for a pimp”.
Но не будем отвлекаться на backround, впереди рассказ о самом чувственном, эмоциональном и трогательном фильме года.
Все началось с неожиданных рекламных ходов студии paramaunt.
Уж чего-чего, но “веселых картинок” с Кристиной Риччи в одних трусах, легкой маячке и далеко не декоративной цепи, обвязанной вокруг талии и на глаз весящей килограмм тридцать, обещали что-то философское. Как и трейлер, в котором Сэмюэль Л Джексон затаскивал порочную нимфоманку в дом и шершаво хрипел «Я излечу тебя от твоей греховности», обещал что-то большее, чем черный юмор. Однако оказалось, что «Стон черной змеи» во много раз глубже и умнее того, на что так красноречиво намекали рекламные материалы. Впрочем, это и не удивительно. Видимо, у Крэга Брюэра где то в подсознание присутствует параграф о непременном включение в фильм драматизма и раскрытия общечеловеческих ценностей.
Вот только в случае Крэга драматизм и философия абсолютно не исключают ни черного юмора, ни эротики. Оба этих компонента и становятся проводником данного повествования.
О бедной девушке Рэй (Риччи), ставшей в своем родном городе (где то на Миссисипи) главной усладой для всех падших до секса мужчин. Рэй полностью прогнулась под тяжестью своего креста – нимфомании. Но и у нее есть надежда на будущее, правда маленькая. Это ее возлюбленный (которого на удивление отлично сыграл Джастин Тимберлэйк), нарочито отправившийся в Ирак, становится мужчиной. В его отсутствие Рэй бросается во все тяжкие, что приводит ее к много разовому изнасилованию, избиению и пыльной придорожной канаве. Где ее и находит бывший пастырь/блюзмен Лазарь (Сэм Джексон), человек отвернувшейся от бога, музыкант потерявший интерес, брошенный муж, несостоявшийся отец….
Так встретились две заблудшие души, и одна из них решила приложить все свои усилия все возможности и даже цепь, для того чтобы спасти другую.
Такой материал в умелых руках может стать новаторским откровением, а может и скатится в банальное полуночное кино, под видом которого как раз умело, прячется наш фильм. Более того, складывается впечатление, что режиссеру только и нужно что, возможность шокировать публику и раздавать оплеухи устоявшемуся вкусу. Представьте, какую бурю негодования закрутят блюстители расового равноправия, увидев черного, как смола, Сэмюэля, насильно тащащим бледную малютку Ричи в дом. О феминистках говорить не стоит и подавно – образ беспомощной и напуганной девушки на цепи, да еще и впившеюся в батарею, обязательно произведет неизгладимое впечатление на их больную психику. В обсуждения этого фильма всенепременно прозвучат слова типа «возрождение стереотипов», «сексизм», «расизм», как и множество других “измов” из словарного запаса политкорректных снобов. Само собой, именно этого режиссер и добивался. В кинематографе издавна повелось правило, провокация - злостный враг скуки и лучшая подруга популярности.
Правда нужно сразу же заметить, провоцирует режиссер не ради самой провокации (по крайней мере, не только ради нее), а все больше для придания фильму колорита и атмосферности. Уж как не верти, а надо признать, что наблюдать за дуэтом черного верзилы и хрупкой бледнолицей гораздо интересней, чем за любым другим. И что еще больше радует, актеры этого дуэта играют восхитительно.
Сэмюель вновь доказал что кроме образа, крутого и матерящегося представителя власти, ему удаются сложные и тонкие роли. Кристина Риччи, вообще отдельный разговор, из года в год она играет роли, от которых знаменитостей класса “А” бросает в дрожь, и пробивает холодный пот. Так же как я уже говорил Джастин все более и более близок к тому, что скоро его будут называть актером и музыкантом, а не наоборот. Ну и присутствие в фильме обаяшки Davida Baneer’a в роли главного gansta на районе, как вишенка на торте, дополняет картину.
«Стон черной змеи», как уже говорилось, наполнен до краев эротизмом, юмором и прекрасной музыкой - блюзом. На таком фоне совсем не новая история о двух потерянных и несчастных людях и их пути к пониманию жизни в целом и самих себя в частности просто не может оставить кого-либо равнодушным. Такие сцены, как пение Рэй под гитарный аккомпанемент Лазаря, во время грозы, в обесточенном доме, определенно задевают за живое - есть в них что-то особенное, теплое, человечное и ужасно грустное.
Режиссеру действительно удалось заставить зрителей сопереживать. И не смотря на то, что заканчивается кино не совсем хорошо и очень не по-голливудски можно смело констатировать: Лазарь воскрес сам и, более того, воскресил Рэй.
«Стон черной змеи» - прекрасный фильм, совершенно не вписывающийся ни в какие жанровые рамки. Заставляющий вас задуматься, посмеяться, может быть заплакать. Но самое главное он заставит вас понять, что ваша жизнь не так уж плоха, по сравнению с ужасами людей, которым повезло меньше вашего и все же справившимися со своими проблемами.
Такой Америки мы не видели. О такой Америке мы не знаем. Мы догадывались, что такая Америка бывает, но не верили в это. А вот бывает !..
Случайная встреча на дороге двух людей настолько разных поменяла жизни обоих. Лазарь, разбитый и униженный тем, что его жена ушла к его «бро», заставив смеяться на Лазарем весь маленький, пыльный, захолустный американский городишко. Юная нимфоманка Рэй, живущая непонятно какую жизнь, без цели и смысла. Наполненную случайным сексом, наркотиками и алкоголем. И проблемы её далеко не «типичны», как сказано в аннотации. Только её странная любовь к новобранцу Ронни в исполнении Тимберлейка, придаёт хоть какой-то смысл её существованию.
Но Ронни уезжает служить, а Рэй снова пускается по все тяжкие, что и приводит её - и не по своей воле - в дом Лазаря.
И они оказываются очень нужны друг другу. Сами того не осознавая. Просто поступая так, как привыкли, как считают правильным. Лазарь - потому, что верит в промысел Божий и в заповедь «помогай ближнему по силе твоей». И ещё потому, что отчаянно нуждается в ком-то, о ком можно заботиться. А Рэй - потому, что потеряла веру в добро и любовь, хотя отчаянно нуждается и в том и в другом.
Лазарь «воскресает» для новой, лучшей жизни (Имя обязывает. См. Библию). Рэй начинает выпутываться из смертельной паутины, в которую попала. Хотя до полного обретения счастья, думаю, весьма и весьма далеко…
Самуэль Л. Джексон великолепен. Впрочем, как всегда. И здесь, в роли фермера, выращивающего «лучшие в округе бобы», он так же органичен, и ему веришь.
Кристина Риччи тоже сыграла прекрасно. Главное - убедительно.
Про Тимберлейка не могу сказать, что он гений кинематографа, но в этом фильме и он достаточно убедителен. Настолько, что несколько раз хочется дать его герою хорошего пинка.
P.S. Да, забыл главное ! Есть в фильме ещё один актёр. И далеко не второго плана. Это Блюз!!! Он здесь - в каждой сцене. И его роль сыграна (!) им бесподобно !
Моя подруга рассказала мне про этот фильм, причем во всех подробностях, тем не менее, я решила его посмотреть. Возможно из-за того, что я уже знала, как будут разворачиваться события, мне было немного скучно. Но все, же фильм заслуживает внимания.
Актерский состав великолепен: легендарный Сэмюэль Л. Джексон, обычно играющий гангстеров, приятно меня удивил, вроде бы и верующий, но мыслит трезво; неповторимый красавчик Джастин Тимберлейк, на мой взгляд немного не доиграл, хотя слезы были убедительными; ну и, конечно же, Кристина Риччи. Признаюсь, смотрела 2 или 3 фильма с ней, и не слишком уж была очарована ее игрой, не то чтобы она и здесь блистала, но роль в этом фильме, безусловно, выше по уровню, чем в любом другом. Мне кажется, было трудно психологически играть в этом фильме. Девушка страдает, даже и не знаю, как называется эта болезнь, от чего-то, вроде сексуального маньячества. В детстве, да и в подростковом возрасте над ней издевались, и это прошлое ее постоянно преследовало, и от этих мыслей с ней начинались припадки. Это ужасно!
Кристина Риччи в фильме очень, очень худая, да к тому же блондинка. В таком виде, она действительно походила на девушку своего возраста, если не ошибаюсь, ей где-то под 30 скоро. Я думала, что ей и 20 нет. Ну, слишком уж она на подростка похожа.
Эта роль требовала профессионализма, и все актеры выложились на полную, то есть показали все, на что способны.
История цепляет за живое. На мой взгляд, не один нормальный человек, я имею в виду человека, который ничем не болен, не способен был бы выдержать те припадки, выходки этой девушки. Рэй и Ронни нашли друг друга, им легче от того, что они рядом, свои болезни они могут преодолеть вместе, и последняя сцена тому доказательство.
Главным героем этого фильма стал блюз. Им пропитана вся лента.
Я еще не видела подобных фильмов. Он захватил меня с первой минуты.
Крэйг Брюэр снял потрясающую картину. Вся горечь Лазаря, терзания Рэй - все в этой музыке. Дополняется это великолепной игрой актеров. Роли Джексона и Риччи - одни из самых сильных ролей, что я когда либо видела. И даже смазливая рожица Тимберлейка в роли Ронни ничуть не подпортила общего впечатления от картины, он молодец - держался на уровне.
Сэмюэл Л. Джексон. Другого человека сложно представить в этой роли. Старый блюзмен Лазарь, представитель американского Юга, ведущий праведную жизнь добросердечный христианин, с твердыми моральными принципами, выполняет роль экзорциста. Он пытается поставить на праведный путь героиню Кристины Риччи Рэй, испорченную опустившуюся на самое дно девушку. Риччи предстала перед нами в абсолютно новом образе - непривычно видеть ее блондинкой, да и вообще ее роль наркоманки-проститутки никак не вяжется с ее предыдущими амплуа. А вышел то достаточно колоритный образ!
Радикальные меры борьбы с дьяволами Рэй, мастерский талант пребывать в платье на цепи. А музыка, Боже, какая музыка! Она пронизывает с головы до ног, от корней волос до кончиков пальцев, она возбуждает самые глубины души, заставляет ощутить весь вкус того фильма! Это необыкновенно!
За то что я готова пересматривать этот фильм раз за разом
Двоякое ощущение от фильма. С одной стороны в нём слишком много того, что я не люблю, а именно несуразностей и сентиментальностей на фоне претензии на реалистичность, с другой — то ли от игры актёров, то ли от «южанского» блюзового антуража — фильм оказывает некое гипнотическое, завораживающее действие.
Так вот, про минусы. Я как раз решил тряхнуть стариной и читаю сейчас «Под куполом» С. Кинга (не читал его уже лет 35). Так вот, там то же самое. Вроде бы описание действий, характеров и мотиваций взрослых людей, а ощущение такое, что все эти «взрослые» даже и не подростки, а дети, младшеклассники. Чего-то всё дерутся, глупят, на слабо берут и прочее такое. Вот как понять героя Джастина Тимберлейка, который, зная о болезненных (!) нимфоманских замашках своей девушки, оставляет её на неопределённый срок одну, а, возвращаясь, до такой степени удивляется вестям о её изменах, что хватается за пистолет? Почему разочаровавшийся в религии и только что брошенный женой герой С. Л. Джексона не отвозит покалеченную девушку в больницу, а решает заняться её нравственным воспитанием. И если он настолько последователен в этом, то зачем он тащит её на блюзовую «дискотеку» и радуется, когда она исполняет с парнями недвусмысленно-сексуальные танцы? Это что, терапия такая? Постепенное отвыкание?.. И почему его друг-священник всё это поддерживает-одобряет. Почему они, эти двое, будучи религиозными, молятся с сигаретами в рту, герой напивается до состояния «блюза чёрной змеи» и избивает любовника жены?.. Если он сам такой «красавец» чему такому уж нравственному он собрался девочку учить? Если девочка жертва, то почему её совсем не жалко? Почему у неё глаза не жертвы, не больной и даже не дуры, а просто невинно хлопающие на весь мир, смазливые глаза, всё спокойно принимающие. Цепь на меня надели, ну похожу в цепи, проблема что ли? Мой смысл, мои «небеса» — мой парень, о котором правда я как будто и не думаю совсем. И так далее. И всё это дико наивно, по-детски бессмысленно и глупо.
Если бы в фильме не было блюза, ну и харизмы тех же Джексона, Тимберлейка и Риччи (что в совокупности и составило эту его непонятную гипнотичность), я бы смело поставил фильму «двойку» и даже рука бы не дрогнула. Но под конец мне пришла в голову мысль: а вдруг вся эта несуразность и есть Блюз? Мюзикл. Весь фильм — один большой, не напичканный смыслами клип про чувства того, чья душа живёт блюзом, перепойное изображение этих чувств. Ну, если так, ладно, — повышу оценку. Тем более, что в поддержку этой идеи выступает то обстоятельство, что эпиграф и интерлюдию фильма выполняет реальный блюзмен, говорящий о блюзе как о чём-то почти живом. Да, я понимаю. Блюз ведь это — как раз о любовной тоске, о кинутости, о возмущении, вседозволенности, бесшабашности-безбашенности и о прочем таком вот пьяном. Но в пьяности да и блюзе, собственно (горькой грусти), какое ж счастье? Видимо поэтому в хэппиэнд тут как-то совсем не верится?..
Конечно, я ожидал фильм немного иного плана, но… про нимфоманку, так про нимфоманку. Тем более, что нимфоманку играет Кристина Риччи, обнаженки которой я ждал с тех пор как в возрасте лет десяти посмотрел «Adam’s Family». Пытается излечить ее от этого недуга, Сэмюэль Л. Джексон, которого лично я считаю одним из немногих актеров, созданных для того, чтобы держать в кадре ствол. Ложкой дегтя выступил Джастин Тимберлейк, сыгравший роль дефективного бойфренда нимфоманки Риччи.
Помимо того, что герой Джексона лечит нимфоманок, он еще в молодости гонял блюзы в местном баре. Четыре композиции (мне так запало в память, можете проверить) из саундтрека к фильму, Джексон исполнил сам, включая трек Black Snake Moan, написанный во времена разделенных фонтанчиков для питья по расовой принадлежности Блайндом Лемоном Джеферсоном. Рекомендую.
Дважды за фильм, в самом начале и почти в конце, сюжетная линия разбавляется стареньким видео, где легенда блюза Сон Хауз рассказывает о том, что такое блюз и как он появляется. Джексон исполнил классические композиции в стиле Миссисипи-блюз или традиционного блюза, но в оригинальном саундтреке есть и кантри и Джон Доу.
Несмотря на то, что особых эмоций в фильме нет, чем-то он, да задел. После просмотра Black Snake Moan сам начал гонять блюзы. Блюз – самая простая и самая искренняя на мой музыка. Ее можно сыграть всего на трех нотах. А если очень захотеть, то можно и на двух. Потому блюз вводит в некое медитативное состояние. Это как мантры для гитаристов – можно гонять блюз весь день и он никогда не надоест.
Воистину гениальная картина. С первых минут фильм затягивает в свою особенную атмосферу провинциальной жизни, где все течет размеренно, где никто никуда не торопится. И на этом фоне разворачивается казалось бы обычная история. Но не все так просто.
Режиссер показывает истинную провинциальную жизнь сельского захолустья юга США, которая так не свойственна ультра-современным мегаполисам. В маленьком городишке ещё остались пережитки прошлого; порой даже кажется, что время остановилось 50 лет назад. И в такой атмосфере разворачивается настоящая драма.
Рэй - нимфоманка, героиня Кристины Риччи, которая давно потеряла всякий контроль, однако в ее сердце есть место только одному - Ронни, роль которого гениально сыграл Тимберлейк. Ронни отправляется на сборы в армию, а Рей сразу же срывается. И здесь появляется Лазарь - Сэмюэл Л. Джексон. Это старый афроамериканец, всю свою жизнь пахавший на земле и ... гениально исполняющий блюз. Именно Лазарю суждено поставить на путь истинный Рэй и помочь Ронни научиться контролировать себя.
Фильм пронизан блюзом. Именно блюз спасает Рэй, именно блюз помогает Ронни. А для Лазаря блюз это вся его жизнь. В свои песни он вкладывает всю душу, все свои переживания и надежды. Для Лазаря блюз это исповедь, не зря его так зовут.
Фильм очень красиво снят, чувствуется истинная стилистика, игра актеров заслуживает самых высоких похвал.