Всё чаще на экраны выходят истории о космосе и «Проксима» пополняет список этих проектов. Фильм больше драматизирует внутреннюю суматоху процесса подготовки астронавта, чем полагается на спецэффекты. В некотором смысле это даже освежает: человек, чье предназначение состоит в покорении космоса, должен сделать первый шаг на Земле, причем шаг метафорический. Не все готовы отказаться от родных и близких, чтобы улететь к черной бездне. А физические и психологические нагрузки? Что ж, авторы «Проксимы» заходят на эту тему, но, кажется, в итоге чуть-чуть переборщили: кинофильм, повествующий о космосе, становится в итоге манифестом на тему совмещения материнства и профессиональных достижений, что само по себе хорошо, просто, наверное, не совсем верно подано.
Ева Грин играет Сару – французскую астронавтку, тренирующейся в Европейском Космическом Агентстве в Кёльне. Как единственная женщина среди претендентов на полёт, ей приходится прилагать вдвое больше усилий. Коллега в лице надменного Мэтта Диллона, всё ещё похожего на серийного убийцу, так и хочет вставить пару сексистских комментариев. Сама Сара страдает от противоречивых чувств: в случае успеха и попадания в списки отправляющих в космос, женщина будет разлучена с дочкой. Несмотря на то, что мечта быть астронавтом преследует Сару с самого детства, её разделяют сомнения: она должна в первую очередь быть матерью или всё же следовать за мечтой?
Самым странным в «Проксиме» является то, что сам фильм иногда просто начисто лишен логики. Само собой, многое тут посвящено размышлениям о балансе между материнскими обязанностями и карьерными стремлениями, однако большая часть сюжета зависит от неспособности Сары принять первое или второе. Таким образом, авторы хотели показать внутренние противоречия героини, но на деле слова перешивают поступки: Сара часто говорит о своей детской мечте о полетах в космосах, лишь для того, чтобы затем нарушить протокол и поставить миссию под угрозу. Привязанность Сары к своему ребёнку – лейтмотив «Проксимы», хотя, кажется, куда изящнее было показать, как осложнения людских отношений на Земле оказываются важнее технических ограничений при полёте в космос. В итоге Сара растворяется как персонаж: она попросту не существует за пределами совместных сцен с дочкой, что подрывает сюжетные основы.
Лучшее в «Проксиме», конечно, это реальное внимание к деталям программы подготовки космонавтов. По словам создателей они глубоко изучили всю процедуру обучения кандидатов на полёт в космос. Вполне возможно, а ещё следует добавить, что «Проксима» умеренно художественно приукрашивает процесс. Даже повседневные детали аутентичны: фильм снимали на Байконуре. Изюминкой стали сцены на стартовой площадке «Союза». Удался и особый стиль: всё же «Проксима» обладает обаянием по части кинематографии.
«Проксима» всё же фильм о космосе, пускай тут основной упор сделан на эмоциональное состояние главной героини. На самом деле, ключ тут именно в космосе, так что режиссеру пришлось выйти за рамки обычной космической составляющей и сосредоточиться на грешной Земле. Справедливости ради стоит отметить, что человек – неотъемлемая часть космоса, так что отрадно видеть проект, посвященный именно человеку и его месту, хотя противоречивые… сюжетные решения и поступки персонажей иногда сводят философские рассуждения на нет. В самых слабых своих моментах «Проксима» ощущается старомодным и даже запоздалым, пытаясь вставить пару комментариев о деятельности женщин в сферах, управляемых мужчинами, хотя, если честно, вряд ли у кого-то из современных зрителей и здравомыслящих людей ещё остались сомнения по поводу справедливо развитой эмансипации.
Недавно Натали Портман («Люси в небесах») уже сыграла болезненное возвращение на Землю, постдип, одиночество «того, кто видел» и подготовку к новому полёту в космос в условиях жёсткой конкуренции. Там у нас была не только и не столько карьеристка, сильная и бесстрашная: Люси просто уже не могла смотреть на Землю глазами землянина. В «Проксиме» героиня Евы Грин — Сара Лоро — готовится к своему первому полёту, который, к слову должен занять целый год, не считая подготовок. Она, по факту, единственная женщина в мужском коллективе, и подколов, а то и вовсе снисхождения, не избежать. Но это ещё не всё: у Сары на Земле остаётся дочь.
Само название фильма отсылает, с одной стороны, к небесному телу: Проксима Центавра — ближайшая к Земле звезда после Солнца; с другой же, к человеческим и, в первую очередь, родительским взаимоотношениям. Proxima с латыни переводится как «ближайший(ая)». А кто может быть ближе девочке, чем её мама? Или так: покидая Землю-мать, человек будто отделяется от родного, покидает гипотетическую утробу. И вот тут есть некоторое противостояние: Проксима Центавра - ближайшая именно после Солнца. И за эту близость происходит негласная борьба: что будет ближе, кто будет важнее?
Снова перед нами — портрет женщины, разрывающейся между карьерой и семьёй. Софи Лоро решила не выбирать: она воспитывает дочь Стеллу и готовится к полёту. Совмещать и то, и другое сложно, даже если бы речь не шла о космосе. А уж если учесть, что женщина покинет не город, не страну, а планету на целый год, то уж тем более встаёт вопрос о её способности справиться с ситуацией. Невозможно представить, как это скажется на ней и на её дочери. Вот и сама Стелла периодически задаёт вопросы то о семье, то о времени, то о космосе, то о смерти. Плюс к этому, Софи в разводе, и оставить ребёнка мужу, который уже давно с ними не живёт, целая проблема.
Девочке примерно восемь лет, и явных протестов относительно планом мамы она не выражает. Однако когда начинается активная подготовка к полёту, и Софи улетает в Звёздный город в далёкую Россию, и далеко не всегда выходит на связь, начинаются проблемы во взаимопонимании. Сложно не отдалиться, когда вы находитесь в разных странах, не так ли? К тому же, каждый день приближает Софи к прощанию со Стеллой, а это не может не влиять на её психологическое и, как следствие, физическое состояние. Так что женщина решает сознательно ограничить общение и с мужем, и с дочерью. Иначе она просто сломается, и её заменят. Ведь незаменимых нет - особенно если ты единственная женщина в мужской команде. Плюс некоторые зачастую не зависящие от человека обстоятельства портят момент прощания ещё больше...
Но - так или иначе - Софи может. Может и делает всё, чтобы и её миссия, и её отношения с дочерью были спасены. И она такая не одна. Именно Софи Лоро - гипотетический персонаж. Однако реальных женщин, которые и в космосе побывали, и семью полноценную создать сумели - немало. Они-то и служат примером и вдохновением как для режиссёра этого фильма Алис Винокур, так и для миллионов других женщин, которые совмещают несовместимые вещи.
Хотя, честно говоря, нет в этой картине нет явно феминистического посыла. Это тонкая драма, без ретуши, с простой и понятной историей - хотя и невероятными обстоятельствами. И помимо прекрасной игры Евы Грин и Зели Булан (исполнила роль Стеллы) в нём есть ещё красивый пример стремления двух родных людей понять друг друга и принять выбор друг друга - вне зависимости от возраста и статуса. Ну и саундтрек Agar Agar - You`re high, резко звучащий в титрах, будто бы совсем не сочетающийся с кадрами, где на восходящее солнце уставились широко распахнутыми глаза наивного ребёнка... Но зато так чётко передающий напряжение нарастающей дистанции между матерью и дочерью.
Самое трудное будет вернуться назад, где научились жить без нас
Всем матерям космонавтам посвящается.
Миссия 'Проксима'.
Любопытный фильм. Для ценителей чего-то душевного, тонкого, историй темы дочки-матери. Фильм француженки женщины режиссер Алис Винокур 'Proxima' получился реалистичной историей, в которую веришь, и как будто мы посмотрели настоящую драму без нотки фальши.
Данный режиссер помнится своими неплохими фильмами 'Магический Париж', 'Мустанг'. Некоторые из ее работ были замечены номинациями на Золотую пальмовую ветвь, что говорит о признании Алис Винокур.
Его драма 'Проксима' притянула мое внимание из-за Евы Грин и, конечно, истории связанной с космосом. Что может быть любопытнее космоса? Того чего мы так мало знаем. Ведь он один огромный секрет.
Но этот фильм будет не о космосе, а о человеке, который решается туда надолго отправиться, а точнее о женщине космонавте. Именно им и посвящен данный фильм.
История французского астронавта Сары, которая проходит специальную подготовку в России. Скоро ей придется отправиться в экспедицию на Марс. Сара с детства живет мечтой сделать это, и вот ее звездный час. Она настоящий профессионал своего дела. Проблема в том, что ей нужно проститься с дочерью, ведь теперь они долго не увидятся...
'Чтобы заглянуть на миллионы лет назад, не нужно машины времени, — достаточно поднять голову и посмотреть на звезды.'
Ева Грин классная актриса. Нет смысла перечислять крутые фильмы с ее участием. Она талантливая актриса с запоминающейся внешностью, и есть в ней изюминка. Ей безумно идут роли роковых женщин.
В этой истории Грин играет любящую мать и одновременно профессионального астронавта. Как бы ее героиня не любила свою профессию, и даже не смотря на то, что мечта всей ее жизни - отправиться в космос и побывать на Марсе, материнское сердце берет свое. Сара разрывается между работой и дочерью.
Фильм сняли так, что мы прочувствуем всю боль и сомнения главной героини. Как будто мы вместе с ней пережили эту историю. Атмосфера стояла холодная, реалистичная. Ничего фальшивого не заметил, поэтому и было интересно смотреть.
Конечно, кино не для большой публики. Оно для киноманов и ценителей историй человеческих чувств и переживаний. Ни какого блокбастера, ни какой фантастики. Это жанр драмы, душевного, такого женского фильма.
На вторых ролях засветились американский актер Мэтт Диллон и актер родом из Украины Алексей Фатеев. Оба хорошо и убедительно сыграли, даже и не подумаешь, что они не астронавты. Фильм полон реалистичных нюансов, что в целом положительно повлияло при просмотре на зрителя.
'Проксима' - французская драма 2019 года о женщине астронавте. Итог, специфическое, необычное, международное кино. История этого фильма запомнилась, и мы ее прочувствовали, ну а игра Евы Грин заслуживает отдельного самого пристального внимания - она молодец.
'Астрономия заставляет душу смотреть вверх и ведет нас из этого мира в другой'. (с) Платон.
Пока сама не станешь мамой, не поймешь, как сильно она тебя любила...
Фильмы о сильных женщинах, бросающих вызов мужскому лидерству во всех отраслях производства или аспектах жизни, являются современной кинематографической прерогативой, создавшейся в условиях социальных волнений, о сути которых Вы, разумеется, уведомлены не раз и не два. И вот к данным типовым лентам можно без лишних слов отнести драму франко-немецкого производства 'Проксима', премьера которой состоялась в 2019-ом году. Режиссёром её, кстати, тоже стала женщина, что также нынче очень модно, - парижанка со столь родной для нас фамилией Алис Винокур. Сценаристом же стал обладатель 'Святого Георгия' в 2017-ом году на Московском международном кинофестивале за лучший документальный фильм 'Парижская опера' Жан-Стефан Брон. Также он известен тем, что по его сценарию к франко-швейцарскому фильму 'Мой брат женится' (2006), который в широкий прокат так и не попал, в 2013-ом году в США сняли ремейк под названием 'Большая свадьба', ознаменовавшийся грандиозным провалом, несмотря на участие целого скопления звёзд первой величины.
'Проксима' от Алис Винокур и Жана-Стефана Брона рассказывает нам про Сару Лорё. Она француженка, но, естественно, что не это выделяет её из всех женщин мира: всё дело в том, что она оказывается в числе избранных космонавтов, которым выпала честь пройти курс интенсивного обучения и изнурительных тренировок на космодроме Байконур в казахстанской глубинке, чтобы в 2030-ом году отправиться в такую чарующую, но и в тоже время опасную научную экспедицию в мало изученные просторы космоса. Саре Лорё предстоит не только выдержать всевозможные физические нагрузки, которые ожидают космонавтов в полёте, пройти через скептическое отношение со стороны мужского состава будущей экспедиции, но и принять то, что практически на год она расстанется с горячо любимой дочерью, с которой она постоянно ищет встреч во время пребывания на Байконуре, но из-за сумасшедшего и напряжённого графика Саре это удаётся с большим трудом, из-за чего дочь постепенно отдаляется от неё. В конце концов, Саре придётся доказывать не только свою состоятельность как космонавта, но и навести порядок в отношениях с дочкой, чтобы лететь с лёгким сердцем.
Алис Винокур вместе с оператором Жоржем Лешаптуа выбрали такую технику постановки, чтобы зритель себя в полной мере ощущал безмолвным участником действия, будто бы он находится где-то очень близко, но при этом стоит совсем незаметным. То есть, где-то нас подводят к псевдодокументальной обстановке, что по-своему откладывается на восприятие ленты 'Проксима'. Да, конечно, сейчас псевдодокументализм становится всё более и более эксплуатируемым форматом, но при этом отдадим должное авторам 'Проксимы', которые при создании драмы хотели соответствовать современным тенденциям. Но что-то всё-таки портило ощущение от 'Проксимы' - это излишне мрачная атмосфера с долгими кадрами, словно это был технический оммаж великому Кшиштофу Кесьлёвскому. Но дело в том, что 'Проксима' обладает слишком гнетущей атмосферой, словно вдохновение к Алис Винокур пришло во время просмотра нашей культовой картины 'Игла' (1988) с Виктором Цоем в главной роли. Но Винокур явно перестаралась, отчего 'Проксима' превращается в меланхоличную историю, порой навивающую скуку.
Можно, конечно, говорить о том, что создателям 'Проксимы' повезло с Евой Грин, одной из самых узнаваемых французских актрис последнего времени, которая дала своё согласие на участие в съёмках. Но во время просмотра слишком многое указывает на то, что именно под эту актрису и писался сценарий. Но всё же остались нарекания к созданию общей концепции пребывания на Байконуре, связанные с непосредственным участием героини Грин. Допустим, что зрителю будет гораздо интереснее узнать про то как же тренируют будущих космонавтов, при этом на память сразу же приходит патриотическая картина отечественного производства 'Время первых' (2017), чем лицезрение обнажённого тела Евы Грин. Да, всем известно, что ещё со времён дебюта актрисы в кино (лента 'Мечтатели' (2003) скандального Бернардо Бертолуччи) она не стесняется камер при пикантных сценах, а Алис Винокур таким образом демонстрировала мужское и женское равноправие, пусть это и было несколько своеобразным, но данный этакий творческо-экспериментальный подход не вызвал особых эмоций для осмысления 'Проксимы'.
Конечно, не только этими сценами наполнена лента, но при всей её меланхоличности, тому что Алис Винокур уделяет много внимания детализации нюансов, но при этом не ощущается нерва в картине, то вот и остаётся разве что подмечать некоторые изъяны 'Проксимы'. Хотя и положительные вещи тоже необходимо указать и среди них удивительно красивое музыкальное сопровождение от 'оскароносного' композитора Рюити Сакамото, который точно уловил дух 'Проксимы', наполнив её чарующими звуками 'космического стиля'. Да и Ева Грин в полной мере старается раскрыть образ своей смелой героини.