Зачастую режиссеры любят отправлять в космос преимущественно смелых мужчин, которые готовы на героические поступки и стараются не переживать о том, что происходит на Земле, ведь не в их характере демонстрировать эмоциональную слабину. В «Красной планете» Брайна Де Пальмы демонстрировал стойкую выправку в чрезвычайной ситуации Вэл Килмер, по стопам которого относительно недавно пошел и Мэтт Дэймон, заставивший нас нешуточно переживать за себя в «Марсианине». И даже Брэд Питт бесстрашно отправился к звездам в одноименном фильме, вопреки всем проблемам сохраняя идеальный пульс. Но теперь настало время Евы Грин обратить внимание на космос, который, как оказалось, совсем непросто покорить начиная с самого старта…
Во главе этой истории находится космонавт Сара, добивающаяся права отправиться в серьезную миссию, требующую от нее особой подготовки, а также необходимости на время распрощаться со своей маленькой дочерью Стеллой, которая совсем не хочет отпускать маму в столь опасную и непредсказуемую миссию.
Естественно, женщинам непросто приходится там, где по своему обыкновению занимают лидирующие позиции мужчины, но Сара твердо намерена доказать себе и всем, что она способна на подвиг. Однако кто бы мог подумать, что наиболее сложной задачей становится для нее поиск компромиссов с дочерью, которая еще слишком мала и не до конца понимает, зачем маме покидать Землю в погоне за мечтой, а может и чем-то другим.
В отличии от других картин о покорении космоса, «Проксима» первым делом концентрирует внимание на человеческих взаимоотношениях героев и длительной подготовке космонавтов, которая в данном фильме занимает значительный и очень интересный отрезок времени. Вместе с Сарой мы пройдем через множество испытаний, попадем в ведущие центры подготовки космонавтов и попытаемся отыскать лазейку в сердце ребенка, который заслуживает на внимание вопреки всему, что происходит вокруг ее мамы.
Роль Сары просто блестяще исполнила Ева Грин, которая не нуждается в особенном представлении. Современная муза Тима Бертона показала нам чувственную, достойную игру, которая разительно отличается от ее предыдущих ролей. И я с охотой верю, что героиня Грин способна совместить в себе обязанности настоящего космонавта и материнский инстинкт, ломающий любые преграды.
Как итог скажу, что «Проксима» стала для меня откровением, ради которого я скорее всего пересмотрю фильм еще раз. Это умная, интересная, драматичная история с отличной актерской игрой, мощной режиссурой и выводами, которые каждый зритель должен познать самостоятельно. Приятного и вдумчивого вам просмотра.
Наверное, уже мало кто из киношников задумывается над тем - а для чего, собственно, людям необходимо смотреть кино? Для основной массы тружеников индустрии - это бизнес! А меж тем кино - это прежде всего искусство, зачастую личное и даже интимное! Проксима - очень глубокий фильм о каждом из нас, потому что основе сценария лежат вечные вопросы - Кто я? Каким будет завтрашний день? Куда я попаду после смерти? Что такое добро и что такое зло? Должен ли я выбирать между ними?
Главная героиня - Сара, с детства мечтает полететь в космос, каждый день ее жизни подчиняется этой цели. Ее жизнь приближается к экватору, у нее за плечами развод и она в одиночку воспитывает очаровательную дочурку. Девочка мечтает о том, чтобы родители воссоединились, но маме - не до этого. Слишком многое поставлено на карту! И вот удача наконец-то улыбнулась героине - ее берут в состав международного космического экипажа для полета на Марс, который отправится в полет с космодрома Байконур.
С утра до вечера тренировки, отработка нештатных ситуаций и беспощадный режим дня. Помимо этого героиню преследуют неприятности в виде травм, плохих примет, неудачных стечений обстоятельств. От отчаяния к надежде, от силы к слабости! В какой-то момент она уже готова опустить руки, но тогда ее жизнь навсегда потеряет смысл. Ей очень хочется, чтобы дочка гордилась мамой! Но дочери не нужны мамины награды, ей важны поцелуйчики перед сном, объятия и самое обыкновенное внимание, которого мама дать попросту не в силах.
Что важнее в жизни: карьерные достижение или счастье близких? Это та дилемма, которую предстоит разрешить зрителям вместе с главной героиней, которую блистательно исполнила Ева Грин! В состав космического экипажа входят - великолепный Мэтт Диллон и прекрасный Алексей Фатеев, которые мастерски исполнили роли друзей-наставников Сары.
Проксима - кино про космос, но скорее про тот космос, который находится внутри каждого из нас. Надо отметить, что Алис Винокур позаботилась о том, чтобы ничто не отвлекало зрителя от содержания фильма. С первых же минут мы проникаемся эмпатией к Саре и полностью отождествляем себя с ней. С помощью экранно-выразительных средств режиссер позволяет нам пережить полую амплитуду эмоций, которые в конце фильма приводят нас к душевному очищению.
P. S. Во время просмотра фильма в зале стоял гробовая тишина, и даже ни один мобильный телефон не проронил ни звука! Когда фильм закончился, зал аплодировал стоя, у многих на глазах были слезы.
Все-таки замечательно, когда страны не выясняют между собой отношения, а работают на общее благо, давая возможность увидеть международный тимбилдинг в действии. Художественный фильм «Проксима» французского режиссера Алис Винокур (с Владимиром Винокуром у нее общая только фамилия) снять как раз Францией и Германией, но при этом часть съемок проходила в России в городке Звездный, где готовят покорителей космоса.
С учетом того, что здесь задействованы актеры из Германии и США (Мэтт Диллон) и конечно из России, «Проксима» вообще выходит на межконтинентальный уровень, уподобляясь космической ракете, отправившейся дальше земной орбиты. Хотя фильм лишен каких-либо спецэффектов и фантастических сцен, присущих многим фильмам о космосе, условие международности превращает его в действительно масштабную работу. И за это съемочной группе стоит сказать спасибо.
Сюжет вращается вокруг Сары Лоро (Ева Грин) — французской женщины-космонавта, которой предстоит вместе с российским и американским коллегами отправиться на Марс. Экспедиция продлится целый год, а это значит, что Саре целый год не удастся повидаться со своей дочерью Стэллой.
Фильм, как и «Человек на луне» 2018 года рассказывает не о том, как команда отправилась в космос, а о том, как она к этой отправке готовилась. И в первую очередь здесь рассказывается о том, как человек психологически и морально готовиться к тому, что ему придется пережить в ближайшие 365 дней.
Алис Винокур не случайно концентрирует внимание на члене экипажа женщине, ведь ее материнские чувства куда более остры в сравнении с тем, как у мужчин проявляются отеческие. На примере Сары можно наблюдать за тем, как человек сомневается в правильности своего выбора и насколько трудно ему (или в данном случае ей) дается шаг, после которого уже нельзя будет отказаться. В то же время Сара сама заявляет о своих мечтах и том, что ей всегда хотелось отправиться к звездам. Мечта мечтой — когда ты думаешь о чем-то казалось бы недостижимом — это одно, но когда твои желания и мечты вот-вот сбудутся и ты стоишь на пороге их свершения — это совсем другое. Алис Винокур пыталась донести это до зрителя и ей это сделать удалось.
А еще мироощущение Сары — это тоже тот фактор, на который стоит обратить внимание. Она оказывается в Звездном, где за всем, даже за видом из окна наблюдает с интересом, она гуляет с дочкой у речки и преждевременно начинает тосковать не только по девочке, с которой ей предстоит разлука, но еще и по земле, траве, воде, деревьям. Ведь всего этого она будет лишена. Здесь все ясно и понятно — на земле у нее есть дочь, квартира, работа. Жизнь идет своим чередом и в ней нет неизвестных. А полет в космос — это как раз шаг в неизвестность и именно этот фактор заставляет душевное равновесие героини Евы Грин колыхаться как метроном.
Остановить это устройство помогает команда. Российский космонавт Антон Очиевский в меньшей степени, а вот Мэтт Диллон в большей. С ним у героини Грин не сразу, но устанавливается особый контакт и за счет того, что этот здоровяк постоянно невозмутим и собран, Сара успокаивается также. Она осознает, что там она будет не одна и ей будет на кого положиться. Кстати сейчас пришла мысль, что в майке Шенноне (герой Диллона) она почувствовала уверенность и действительно поняла, что на этого мужчину можно положиться, в отличие от ее мужа, с которым они в разводе. Может как раз и этот фактор ее беспокоил, но уверенность напарника принесла положительный результат?
Фотографии во время финальных титров поясняют чему или кому посвящен фильм. Он снят в честь женщин-космонавтов, кто на момент отправки на земную орбиту, уже имел детей и был вынужден с ними расставаться на определенный срок. В принципе гордиться можно не только ими, а всеми, кто отправляется ввысь. Но в «Проксиме» есть своя конкретика.
Впрочем, смотреть Вам. Свое мнение никому не навязываю.
Предстоящая разлука или Хорошая драма о матери и ее дочке
Драма. Новая картина с участием моей любимой актрисы Евы Грин. Как я мог пройти мимо? Почему не сходил в кино? Да все просто, ибо данную картину не привезли даже в областной центр нашей великой и необъятной страны, чего уж тут говорить о моем любимом кинотеатре маленького городка (в котором даже 'Джентльменов' не показали). Сеансы были только в Москве и Северной столице. Ничего с этим лично я поделать не смог, поэтому пришлось ждать премьеру в цифровом виде, до которой я добрался только сейчас. И вот вам мое краткое мнение - хорошая драма о матери и дочери. Поскольку мне удалось посмотреть на данный момент огромное количество картин, то опытный глаз сам собой находил различные косяки и прочее. Но, тем не менее, дабы внести щепотку объективности, расскажу не только о минусах, но и о плюсах данной картины, дабы вы смогли определить для себя, стоит ли она вашего внимания и вашего времени, или же нет. Засим с предисловием заканчиваю, и приступаю к разбору.
Итак, плюсы:
1. История - в картине пойдет речь о нелегких отношениях молодой женщины, ставшей космонавтом (буду называть ее 'космонавтом' на русский манер, ибо данное слово мне значительно приятнее и ближе, чем 'астронавт'), которой предстоит долгая и опасная миссия и ее дочери, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Героиня Евы еще и разведена при этом, поэтому взаимоотношения с бывшим так же наслаиваются на все разворачивающиеся события. Не скажу, что драма получилась сильной и слезовыжимательной, но и плохой я ее никак назвать не могу, ведь актеры действительно постарались. Я уж боялся, что при просмотре банально усну, но Ева и остальные заставили меня следить за происходящим практически непрерывно, благо хронометраж картины получился именно таким, дабы она не стала скучна зрителю.
2. Россия - картина европейского производства, но снималась по большей части в Звездном городке и в Байконуре, что радует. Мне всегда интересно любое появление России или русских (ну или СССР или советских людей) в зарубежном кинематографе. И, чего уж скрывать, почти всегда мы предстаем в виде развесистой клюквы с медведями, водкой и балалайкой. Здесь такого не наблюдается, мы показаны обыкновенными людьми, со своими заботами и проблемами, один русский космонавт чего стоит. В картине упоминается Юра Гагарин - первый человек, полетевший в Космос, память о котором обильно вытравливают как на Западе, так и у нас, что печалит. Русская речь героев хорошая, не без акцента, да и русские актеры постарались.
3. Настроение - оно на протяжении всей картины довольно меланхоличное. Раз уж картина европейская, то я боялся уснуть от всего происходящего, но повторюсь, спасли актеры. Скажем так, если у вас подобное настроение - данная картина однозначно вам подходит, определенное удовольствие точно получите.
Итак, минусы:
1. Противные сцены - Уважаемые европейские режиссеры! Почему у вас в каждой картине есть сцены рвоты и прочей гадости? У вас такой фетиш? Или установка от вышестоящих продюсеров? Не подумайте неправильно, я не ханжа, просто все европейское кино, которое я посмотрел за четыре года содержали подобные сцены. Неужели это так необходимо? Они что, раскрывают образ? Отвечу вам - Нет! Слава Богу, что при просмотре я ничего не жевал, иначе случилась бы неприятность. Неужели вы не могли бы показать подобные сцены с уважением к зрителю? Ну хотя бы с закрытой дверью туалетной кабинки!
2. Сценарные просчеты - несмотря на простоту истории и знакомые типажи, в картине есть несколько моментов, которые ставят некоторые вопросы логического характера, на которые зрителям никто не даст ответ. Таких моментов было замечено два, и то, они очень заметные. Возможно вы найдете еще.
3. Музыка - второй фетиш европейских режиссеров заключается в том, что они не очень любят заморачиваться с музыкой в своих картинах. Здесь все повторилось. Вы не подумайте, музыка тут есть, но очень в редких моментах, которые лишь подчеркивают общую меланхоличность. Хотелось бы больше музыки!
Немного о главных героях:
1. Сара Лоро в исполнении Евы Грин - французский космонавт, которой предстоит сложная миссия в Космосе. Ева вновь порадовала меня своей актерской игрой, заставляя буквально любоваться каждым кадром со свои участием. И что еще запомнилось - финальные титры, посвященные женщинам, побывавшим в Космосе - сильный посыл. Я поначалу думал, что это очередной феминистический выпад, как был в 'Хищных птицах', но нет. Это дань уважения подвигу слабой половины человечества, которые стали покорителями Космоса наравне с мужчинами, оставаясь самими собой - и это самое главное. Героиня Евы сильная, но порой проявляет слабость, показывает эмоции, она - живой человек, а не робот, выполняющий механические команды. Ева в очередной раз меня порадовала! Целую ручку мадемуазель Грин!
2. Майк Шеннон в исполнении Мэтта Диллона - американский астронавт, член экипажа, в который входит Сара. Немного гордый, заносчивый, но в критический момент может спасти жизнь. Поначалу данный герой у меня на вызвал симпатии, но постепенно его образ раскрылся и я ему поверил. Мэтт хорошо сыграл данного героя. Молодец!
3. Антон Очиевский в исполнении Александра Фатеева - русский космонавт, член экипажа вместе с Мэттом и Сарой. Добродушный человек, с первого появления в кадре проявляет заботу по отношению к Саре и остальным. Опора команды. Обычный человек со своими проблемами и заботами. Александр однозначно справился, тут даже придраться не к чему! Молодец!
И не могу не отметить дочку Сары в исполнении Зели Булан, которая отлично сыграла. Их взаимоотношения - это просто надо видеть и прочувствовать.
Как не печально это прозвучит, но эта картина - одноразовая, прямо как две предыдущие европейские картины с участием Евы Грин - 'Эйфория' и 'Основано на реальных событиях'. Один раз посмотрел, может даже восхитился - а на следующий день благополучно забыл. Так случиться и в этот раз.
В итоге имеем хорошую драму о непростых взаимоотношениях матери и дочери с меланхоличным настроением, атмосферой музыкой, интересной рассказанной историей, с несколькими серьезными проблемами, и с хорошими актерскими работами, особенно красавицы Евы Грин!
Часто приходится читать, что Алис Винокур вполне в духе новомодных веяний сняла фильм о космонавтах без космоса. Но это, конечно, не главное, да и вообще вряд ли важно.
Основными действующими лицами картины, сюжет которой разворачивается в недалёком будущем вокруг космической миссии «Проксима», являются: астронавт Сара (Ева Грин), проходящая подготовку в России перед полётом на Марс, её дочь-неразлучница Стелла (Зели Булан), бывший муж Томас (Ларс Айдингер) и коллеги по будущему экипажу американец Майк (Мэтт Диллон) и русский Антон (Алексей Фатеев).
Забавно смотреть, как лента пытается быть профеминистской и по-женски сентиментальной, назойливо, неубедительно и совершенно мимо нот разыгрывая на первом плане отношения Сары, бывшего и их дочери. Прости, Святая Грета, я оставлю эту сюжетную линию на обочине рецензии.
Но вот героиня прибывает на Байконур, под сень золоченных православных куполов, беленных цветочных клумб посреди сквериков и русской лесополосы (да, эти бедные селенья, эта скудная природа), преисполненных для русского человека такой живописной силы и магии узнавания, что начинает щемить в груди (серьёзно!).
В гостинице для космонавтов нашу героиню, которую во что-бы то ни стало пытаются изобразить многострадальной, измученной разлукой с ребёнком, матерью, (а я вижу только сияние Евы Грин), встречают два остальных члена экипажа: Майк, всё ещё излучающий ауру мрачного очарования предыдущего актёрского амплуа Мэтта Диллона (Джека, который построил дом), и флегматичный (тут я готов был стоя апплодировать подбору актёра) Антон, очарованный природой и космосом куда больше, чем людьми.
И между этими персонажами начинает твориться настоящая актёрская мистерия.
Вот все трое распивают бутылку водки (тимбилдинг) у костра, устраивают настоящий маленький Вавилон своим многоязычием и декламируют стихи Мандельштама, вот невозможно прекрасные Сара и Майк в ночной «Пятерочке» покупают брелки со своими памятными фото, и ты веришь, что Космос низвергается вниз, как предчувствие, и кажется почему-то — никому не надо никуда лететь, Небо всегда было тут - среди неоновых вывесок с русскими надписями.
Финальная сцена перед запуском среди занятого, деловито снующего туда-сюда персонала и целеустремленно размахивающего кадилом батюшки, удивительно точно попадающая в настроение, выглядит и примирением дочери, отсчитывающей сидя на шее у папы время старта, с призванием мамы, и простым, но озаряющим всё вокруг пониманием, что, как пели a-ha в своей нетлёнке - «It's Minor Earth Major Sky».
P.S: Ещё Ева (в общем-то, неважно абсолютно, как зовут всех персонажей, которых она играет) бегущая кросс посреди живописного байконурского санатория, запросто способна вдохновить на лишний полумарафон.
Парижанка Алис Винокур сняла однозначно фестивальное кино, которое поймет и примет далеко не каждый. Фильм о чувствах матери-астронавте Саре (Ева Грин), готовящейся к длительной экспедиции на Марс. Если принять во внимание что она долгое время воспитывает дочь Стеллу одна, ее судьбу и вовсе можно назвать героической. Да, Сара поддерживает дружеские отношения с бывшим мужем. Но как видится, это происходит в основном ради дочери. Более того - именно он должен будет остаться с ней, если Саре все же удастся пройти сумасшедшие тесты перед полетом с Байконура.
Ева Грин предстает в образе героической и сильной женщины, которая несмотря на всю свою моральную силу плачет тайком в душевой от предстоящего расставания с дочерью и ужасающих нагрузок. Фильм глубже, чем может показаться на первый взгляд. В нем не будет сентиментальных речей и пренебрежительной бравады. Все очень жизненно и строго. Видно как Майк (Мэтт Диллон), напарник Сары по полету, часто, и не скрывая этого, усомняеться в ее способностях. Но делает он это не со зла. Своим отношением он толкает и подстегивает Сару чтобы она доказала самой себе что сможет пройти все испытания. Майк знает что делает. В космосе чувств не бывает. Только трезвый ум и рассудок.
Посмотрев 'Проксиму' поставьте себя на место Сары и попробуйте сделать выбор между мечтой и тем что вам так сильно дорого. А потом вспомните через какие препятствия вы прошли, доказывая себе что реально способны на нечто большее. Картина Винокур не банальна, она отдает дань уважения всем сильным женщинам, которые не наступили на горло своей мечте о космосе - а покорили его. Попутно оставаясь любящими матерями.
В прошедшие выходные состоялся-таки запуск космического корабля Crew Dragon компании Илона Маска SpaceX. Пока все радуются столь эпохальному для космонавтики событию и припоминают нелепость рогозинских шуток-прибауток в адрес американских коллег, я хочу посоветовать замечательный фильм-вариацию на тему, который вышел в российский прокат еще в начале года и незаметно прошел мимо зрительских радаров, - «Проксима».
Астронавт из Франции Сара Лоро с юных лет грезит Космосом. Она проходит подготовку в России перед полётом на Марс с космодрома Байконур в 2030 году. Кроме запредельных нагрузок ей предстоит справиться с эмоциями перед расставанием с дочерью, которая будет в разлуке с матерью около года, пока будет проходить миссия 'Проксима'.
Одним из главных достоинств фильма является умница и красавица Ева Грин, чья героиня разрывается между долгом и одновременно мечтой все своей жизни и необходимостью быть хорошей матерью. Главная женская дилемма 21 века, прекрасно воплощенная в очень интимной, пронзительный в своей эмоциональности, местами неспешной и обстоятельной картине Алис Винокур. Саре стоит огромных усилий удерживать пресловутый баланс между семьей (пусть и с мужем давно в разводе, но по-прежнему в теплых отношениях) и работой, где будучи единственной женщиной в команде ей предстоит доказывать свою компетентность и профессионализм коллегам-мужчинам, порой скептически настроенных по отношению к «француженке на борту».
Большая часть съемок проходила в Звездном городке и на космодроме Байконур, так как Винокур было важно показать процесс подготовки космонавтов. Действительно, вся внутренняя кухня передана а мельчайших деталях: эпизоды с тренировками помогают оценить не только всю физическую, но и моральную тяжесть предстартового периода, когда космонавты вынуждены проводить последние дня на Земле в изоляции от родных и близких. Это ощущение усиливается какой-то извечной тоской российских просторов и депрессивностью аскетичных номеров городка, из которых, кажется, еще не выветрился дух советского космического величия.
«Проксима» хоть по своей сути и является феминистским кино, но полностью очищено от его агрессивно-лобовой декларативности, присущей большинству кинотворений последнего времени. Это делает картину, несмотря на ее меланхоличность, легкой, воздушной и безумно обаятельной. Прекрасное посвящение всем женщинам-космонавтам.
Общее впечатление: Фильм про сильную женщину, которая уверенными шагами идет к своей мечте.
Здесь нет космоса как такого, лишь около темы плавно развивающиеся события. Мы наблюдаем за героиней и ее подготовкой перед полетом. Саре (Ева Грин) приходится нелегко, расставание с дочерью, сложный период в физических и моральных нагрузках, как побороть себя, как дойти до высот, которые сама себя начертила?
Психологически это сложно, и зритель наблюдая за этим всем понимает, что выдержать такое непросто, и дело тут во все не в том, что Сара женщина. Лишь сильный духом сможет преодолеть столь сильные испытания.
Мне понравился визуал ленты, да основной упор на эмоциональном состоянии героини. И могу сказать, что некоторым будет скучновато наблюдать за ее переживаниями, но все же детальная проработка очень хороша. Улыбка актрисы, отпечатавшаяся на лице, будто лейтмотив картины. Намек на то, что если поставил цель, то нужно добиваться ее всевозможными усилиями. Операторская работа на высоте, много крупных кадров, помогают зрителю прочувствовать эмоции, которые переживает героиня. Причем на определенных этапах ленты чувства разные, это плюс, картина многогранна.
Фильм неспешный, прямолинейный, он показывает непростую и длительную подготовку космонавтов. Акцентируя внимание именно на нагрузках, поэтому как бы вы не ждали от фильма космических приключений, вам этого не покажут. Зато покажут смелую и сильную женщину, заботливую мать и ее спектр эмоций, раскрывающийся по сюжету. Моментами трогательное, моментами грустное, но хорошее кино. Как же все-таки сложно быть космонавтом…
Thomas Pesquet: «Tthis is the story like it's never told, heart-wrenching at times».
Четвертый полнометражный фильм Алис Винокур\AliceWinocour (Сан-Себастьян, 2019 год: Специальный приз жюри, Премия Всемирной католической ассоциации по коммуникациям (SIGNIS) - особое упоминание, номинация: Золотая раковина).
Режиссер и сценарист, Алис Винокур уверенно строит карьеру в кинематографе, завоевывая сердца зрителей и членов жюри престижных кинематографических фестивалей. В картине «Проксима» она выступила в качестве режиссера и сценариста.
В центре сюжета взаимоотношения матери и дочери. Сара, мать-одиночка и астронавтка, готовится к годовой космической миссии, ее дочь – Стелла – ребенок с дислексией и дисграфией, некоторыми проблемами в учебе. Для Сары полет на Марс – детская мечта, которая вот-вот сбудется, цель в жизни, к которой она шла, прорываясь сквозь множество преград: непонимание со стороны собственной матери, пещерные предрассудки общества насчет места женщины в мире, разногласия с мужем-астрофизиком… Даже после зачисления в команду, Сара, высококлассный инженер, сталкивается с открытым сексизмом.
Светлана Савицкая, русская космонавтка, дважды Герой Советского Союза, вспоминая подготовку к полету, где должна была выйти в открытый космос, в одном из интервью вспоминала: в процессе работы нет разницы, мужчина трудится или женщина. Если это профессионал, главная задача — проявить себя: «Может быть, ожидали, что где-то споткнешься, но это нельзя, потому что споткнешься ты, и сразу скажут: «?Баба». А мужик пять раз споткнется, а ему: «?Ну ошибся, ничего страшного». К слову, ее саму несколько раз отсеивали, потому что у советской космонавтики не было задач обучать женщин.
Героиня Евы Грин не только проходила все испытания при подготовке наравне с мужчинами, но и стойко выдерживала неуместные замечания со стороны коллег. Главным же испытанием для Сары становится разлука со Стеллой. «Самая близкая» - именно так переводится название звезды Проксима Центавра, самая близкая к Земле звезда, после Солнца. Мать и дочь, будучи самыми близкими друг к другу людьми, оказываются не готовы к переменам. Девочка привыкла к постоянному вниманию и заботе, Сара любит и умеет заботиться, проводить время с дочерью. Испытания на центрифуге, выполнение задания типа «выход в космос» (которые проводятся под водой с ограниченным запасом кислорода), ежедневные пробежки и множество медицинских тестов, которые выдержать дано единицам, проходят для Сары в режиме постоянного стресса и переживаний за дочь, вины за невыполненные обещания. На протяжении всего фильма мы видим, как Сара-мать уступает Саре-астронавтке и наоборот. Пытаясь побыть с дочерью как можно дольше, Сара нарушает протокол и даже приводит ее на дебрифинг, который проводит опытный астронавт (Тома Песке, астронавт ЕКА). Главная задача этой процедуры –еще раз объяснить всем членам отряда, с какими опасностями они могут столкнуться и передать собственный опыт. Стелла, которой быстро наскучило рисование, всячески пытается привлечь внимание Сары, а когда ей это не удается, сбегает на улицу. Обнаружив отсутствие дочери, Сара, а затем и остальные члены команды прерывают дебрифинг. Девочку находят в местном лесопарке, она отталкивает мать. Подобное нарушение находит резкий отклик со стороны американского коллеги (Мэтт Диллон), ведь его дети не мешают ему готовиться к полету. Ими занимается его жена.
Сара понимает, что миссия, к которой она готовилась, чуть ли не всю жизнь, рискует быть проваленной, если она не сможет взять себя в руки. Самым сложным моментом оказывается отказ от телефонных звонков бывшему мужу и дочери, период планового карантина перед полетом, который она все же тайком нарушает, не в силах справиться с чувством долга перед дочерью – она обещала ей показать ракету.
Фанатов космоса фильм порадует документальными кадрами вывоза и установки ракеты на стартовую площадку, съемки внутренних помещений центров подготовки космонавтов. В фильме показаны этапы подготовки космонавтов к миссии, работа на тренажерах, подготовка скафандров и даже процесс отливки формы индивидуального кресла для каждого члена экипажа. Потрясающая сцена старта ракеты и слезы собравшихся для просмотра не оставят равнодушными ни одного зрителя.
Хорошая игра актеров, монтаж и операторская работа, в целом фильм заслуживает внимания.
Крис Кельвин устало брел вниз по склону, заросшему лесом. На нем был свитер и светлые брюки, перепачканные глиной. Он оглянулся. На дальнем пригорке, за деревьями, был виден отцовский дом, в котором он жил и работал все лето. Солнце еще не встало. Внизу, над озером, полосами стелился туман, и Крис входил в него постепенно, словно в воду.
...Когда лодка ткнулась в противоположный берег, Крис прыгнул прямо в мокрые от росы кусты и спугнул какую-то птицу. Крис чувствовал, что и от этого холодного утра, терпкого вина, и от этой шумно поднявшейся птицы он словно посвежел, и усталость от бессонной, проведенной за работой ночи, исчезла. Пробираясь по мокрым кустам, он оцарапал ладонь и, выдергивая колючки зубами, ощутил их горький привкус на губах.
'Солярис', литературный сценарий Ф.Н. Горенштейна, А. А. Тарковского, 1969
И вновь нет лучшего ориентира для понимания состояния происходящего, чем у мэтра советского кино. Гений и учитель А.А.Тарковский прологом-зарисовкой персонажа Д.Баниониса в 'Солярисе' как нельзя лучше передаёт ощущения человека готовящегося к космической миссии. Улетаете? Улетаю. И текст литературного сценария не в силах передать даже малой части того, что режиссёр визуализирует перед зрителем, что показывает нашим глазам и как доступно, доходчиво, без единого слова, лишь фокусировкой камеры передаёт. Струящаяся вода, стелящаяся по дну водоёма от течения осока, зелень листвы, шорох деревьев... Он прощается. Прощается с планетой. И возможно в последний раз пытается насладиться, впитать в себя, ощутить такие естественные прелести этого мира.
'Проксима' - это едва ли не 'откровение от Тарковского'. Ну, почти. Ну, отчасти. Космос предстартовой подготовкой. И нужно всё успеть. И нужно всё рассортировать по полочкам. И разложить. Марс экспедицией к далёким мирам. Марс призывом к себе. Мужчина из 1972 года заменён в 2019-м женщиной. Сара, француженка, в составе интернационального экипажа. Американец и русский на год её новой семьёй. Сплочённым трио предстоит им стать. И подготовка в отряде космонавтов на Байкануре месячным прогоном. Распорядок жёсток. Тренировки одна за одной. Действия в отработке до автоматизма.
А у Сары дочь. У Сары девочка третьего-пятого класса обучения в школе. Сара не в браке. И что? И как? Только на помощь другого родителя расчёт. Иначе никак. Иначе сходишь с дистанции. Иначе выбываешь из игры. И стиснув зубы, подавляя эмоции новая Терешкова устремляется к звёздам. Если мужчины могут, почему женщины нет?
Вновь как и у А.А.Тарковского трагическая нотка травмы детства звучит набатом. Отношение с родителем. В русском изломе это отец и сын. Причём не только в мирах 'Соляриса', но и ранее, и позже тоже. Настолько глубока была рана человека. Здесь перед нами тот же самый посыл, но в преломлении - мать и дочь. Долг и карьера? Обязанности там, обязанности тут? И что именно первично, а что вторично? А действительно, яйцо или курица? Курица или яйцо? Кажется, родил ребёнка - заботься о нём. Верно? Очевидно? Родить, мало. Необходимо воспитать. А что значит воспитать? Быть всегда рядом. В любую минуту прийти на помощь. Ответить на вопрос - что и как? Почему именно так и не иначе. Да, утешить. Да, объяснить. Да, успокоить... И так далее. Нужно ли под запятую перечислять все эти бесконечные, многочисленные и обязательные надо-надо-надо, должен-должен-должен? Если Вы хотите чтобы выросла не сорная трава в Вашем огороде - заботьтесь! 'Поливайте'. Ухаживайте. Ежедневно. Иначе... упустите. Иначе просмотрите. Проглядите.
Родить мало - ума дать необходимо.
Впрочем у нашего века иные горизонты и ориентиры. Путь в герои. Игра в солдатики. И женщина готова бревно или даже шпалы на себе таскать, чтобы не отстать от мужчины. Хорошо это? Да как сказать? Бревно? Шпала на плече? Уж лучше каблучки и сарафаны. Но со мной могут и не согласиться. Что ж, 'Солдат Джейн' тоже нужны. Но одна на миллион. Или в другой пропорции?
Эмоциональная драма 'в разрыве' между естественным предназначением женщины и новизной эпохи. То ли грустить от зрелища, то ли в ладоши хлопать. Решайте сами.
Странами создателями Франция и Германия. Приятно, что Россия 'у них' без карикатур и юродства сегодня. Разве что сцена в Супермаркете - товарное однообразие. Да ещё плетённая изгородь из покосившейся колючки с доступом к ракете готовой вот-вот стартовать. В остальном, вполне себе реалистично, без шпилек занозистости. Спасибо и на том.