Авторы задали вопрос и раскрыли тему как могли, с художественной точки зрения вопросов нет, но когда на такую незамысловатую основу начинают пытаться натягивать масштаб, то и спрос начинает расти и «я художник, я так вижу» начинает давать сбои.
Есть желание поднять какую-то философскую тему? Показать богатый внутренний мир и экзистенциальные проблемы? Заставить зрителя задуматься и/или вызвать эмоциональный отклик? Отлично! Но не надо забывать, что декорации являются частью истории.
Всему свое место и зачем наматывать сопли на то, природа чего их по определению не приемлет? Даже во времена инклюзивности, космонавтика остается одним из немногих направлений, где не бывает случайных людей. Хотите про космонавтику и сильных женщин? Бери любую (в Европе их, по-моему, 3, а во Франции одна) и сними байоптик, уверен, что про каждую есть что рассказать.
Ну а тут какая-то совершенно серая дама вдруг назначается на полет в космос. Почему она? Она лучшая из лучших или что? Если лучшая - мои соболезнования европейской космонавтики.
Приехав в реальный звездный городок, бред усиливается. Все происходящее для героини один большой сюрприз! Вопрос «как она попала сюда?» становиться больше, но вместо ответов подвозят очередную порцию бреда, присыпанную каким-то совершенно топорным шовинизмом.
В завершающей части начинает происходить совершенно нереальная дичь, которую даже комментировать не хочется.
Да я слышал про художественные допущения, целесообразность и т.д. зачем это все тут непонятно.
Вот прям невозможно без темы космоса – сними эксперимент с годовой (или сколько надо) изоляцией на земле в рамках подготовки к полету на Марс (или куда душа желает). Ни у кого не возникнет никаких вопросов, касательно достоверности оболочки.
Зачастую режиссеры любят отправлять в космос преимущественно смелых мужчин, которые готовы на героические поступки и стараются не переживать о том, что происходит на Земле, ведь не в их характере демонстрировать эмоциональную слабину. В «Красной планете» Брайна Де Пальмы демонстрировал стойкую выправку в чрезвычайной ситуации Вэл Килмер, по стопам которого относительно недавно пошел и Мэтт Дэймон, заставивший нас нешуточно переживать за себя в «Марсианине». И даже Брэд Питт бесстрашно отправился к звездам в одноименном фильме, вопреки всем проблемам сохраняя идеальный пульс. Но теперь настало время Евы Грин обратить внимание на космос, который, как оказалось, совсем непросто покорить начиная с самого старта…
Во главе этой истории находится космонавт Сара, добивающаяся права отправиться в серьезную миссию, требующую от нее особой подготовки, а также необходимости на время распрощаться со своей маленькой дочерью Стеллой, которая совсем не хочет отпускать маму в столь опасную и непредсказуемую миссию.
Естественно, женщинам непросто приходится там, где по своему обыкновению занимают лидирующие позиции мужчины, но Сара твердо намерена доказать себе и всем, что она способна на подвиг. Однако кто бы мог подумать, что наиболее сложной задачей становится для нее поиск компромиссов с дочерью, которая еще слишком мала и не до конца понимает, зачем маме покидать Землю в погоне за мечтой, а может и чем-то другим.
В отличии от других картин о покорении космоса, «Проксима» первым делом концентрирует внимание на человеческих взаимоотношениях героев и длительной подготовке космонавтов, которая в данном фильме занимает значительный и очень интересный отрезок времени. Вместе с Сарой мы пройдем через множество испытаний, попадем в ведущие центры подготовки космонавтов и попытаемся отыскать лазейку в сердце ребенка, который заслуживает на внимание вопреки всему, что происходит вокруг ее мамы.
Роль Сары просто блестяще исполнила Ева Грин, которая не нуждается в особенном представлении. Современная муза Тима Бертона показала нам чувственную, достойную игру, которая разительно отличается от ее предыдущих ролей. И я с охотой верю, что героиня Грин способна совместить в себе обязанности настоящего космонавта и материнский инстинкт, ломающий любые преграды.
Как итог скажу, что «Проксима» стала для меня откровением, ради которого я скорее всего пересмотрю фильм еще раз. Это умная, интересная, драматичная история с отличной актерской игрой, мощной режиссурой и выводами, которые каждый зритель должен познать самостоятельно. Приятного и вдумчивого вам просмотра.
Наверное, уже мало кто из киношников задумывается над тем - а для чего, собственно, людям необходимо смотреть кино? Для основной массы тружеников индустрии - это бизнес! А меж тем кино - это прежде всего искусство, зачастую личное и даже интимное! Проксима - очень глубокий фильм о каждом из нас, потому что основе сценария лежат вечные вопросы - Кто я? Каким будет завтрашний день? Куда я попаду после смерти? Что такое добро и что такое зло? Должен ли я выбирать между ними?
Главная героиня - Сара, с детства мечтает полететь в космос, каждый день ее жизни подчиняется этой цели. Ее жизнь приближается к экватору, у нее за плечами развод и она в одиночку воспитывает очаровательную дочурку. Девочка мечтает о том, чтобы родители воссоединились, но маме - не до этого. Слишком многое поставлено на карту! И вот удача наконец-то улыбнулась героине - ее берут в состав международного космического экипажа для полета на Марс, который отправится в полет с космодрома Байконур.
С утра до вечера тренировки, отработка нештатных ситуаций и беспощадный режим дня. Помимо этого героиню преследуют неприятности в виде травм, плохих примет, неудачных стечений обстоятельств. От отчаяния к надежде, от силы к слабости! В какой-то момент она уже готова опустить руки, но тогда ее жизнь навсегда потеряет смысл. Ей очень хочется, чтобы дочка гордилась мамой! Но дочери не нужны мамины награды, ей важны поцелуйчики перед сном, объятия и самое обыкновенное внимание, которого мама дать попросту не в силах.
Что важнее в жизни: карьерные достижение или счастье близких? Это та дилемма, которую предстоит разрешить зрителям вместе с главной героиней, которую блистательно исполнила Ева Грин! В состав космического экипажа входят - великолепный Мэтт Диллон и прекрасный Алексей Фатеев, которые мастерски исполнили роли друзей-наставников Сары.
Проксима - кино про космос, но скорее про тот космос, который находится внутри каждого из нас. Надо отметить, что Алис Винокур позаботилась о том, чтобы ничто не отвлекало зрителя от содержания фильма. С первых же минут мы проникаемся эмпатией к Саре и полностью отождествляем себя с ней. С помощью экранно-выразительных средств режиссер позволяет нам пережить полую амплитуду эмоций, которые в конце фильма приводят нас к душевному очищению.
P. S. Во время просмотра фильма в зале стоял гробовая тишина, и даже ни один мобильный телефон не проронил ни звука! Когда фильм закончился, зал аплодировал стоя, у многих на глазах были слезы.
Все-таки замечательно, когда страны не выясняют между собой отношения, а работают на общее благо, давая возможность увидеть международный тимбилдинг в действии. Художественный фильм «Проксима» французского режиссера Алис Винокур (с Владимиром Винокуром у нее общая только фамилия) снять как раз Францией и Германией, но при этом часть съемок проходила в России в городке Звездный, где готовят покорителей космоса.
С учетом того, что здесь задействованы актеры из Германии и США (Мэтт Диллон) и конечно из России, «Проксима» вообще выходит на межконтинентальный уровень, уподобляясь космической ракете, отправившейся дальше земной орбиты. Хотя фильм лишен каких-либо спецэффектов и фантастических сцен, присущих многим фильмам о космосе, условие международности превращает его в действительно масштабную работу. И за это съемочной группе стоит сказать спасибо.
Сюжет вращается вокруг Сары Лоро (Ева Грин) — французской женщины-космонавта, которой предстоит вместе с российским и американским коллегами отправиться на Марс. Экспедиция продлится целый год, а это значит, что Саре целый год не удастся повидаться со своей дочерью Стэллой.
Фильм, как и «Человек на луне» 2018 года рассказывает не о том, как команда отправилась в космос, а о том, как она к этой отправке готовилась. И в первую очередь здесь рассказывается о том, как человек психологически и морально готовиться к тому, что ему придется пережить в ближайшие 365 дней.
Алис Винокур не случайно концентрирует внимание на члене экипажа женщине, ведь ее материнские чувства куда более остры в сравнении с тем, как у мужчин проявляются отеческие. На примере Сары можно наблюдать за тем, как человек сомневается в правильности своего выбора и насколько трудно ему (или в данном случае ей) дается шаг, после которого уже нельзя будет отказаться. В то же время Сара сама заявляет о своих мечтах и том, что ей всегда хотелось отправиться к звездам. Мечта мечтой — когда ты думаешь о чем-то казалось бы недостижимом — это одно, но когда твои желания и мечты вот-вот сбудутся и ты стоишь на пороге их свершения — это совсем другое. Алис Винокур пыталась донести это до зрителя и ей это сделать удалось.
А еще мироощущение Сары — это тоже тот фактор, на который стоит обратить внимание. Она оказывается в Звездном, где за всем, даже за видом из окна наблюдает с интересом, она гуляет с дочкой у речки и преждевременно начинает тосковать не только по девочке, с которой ей предстоит разлука, но еще и по земле, траве, воде, деревьям. Ведь всего этого она будет лишена. Здесь все ясно и понятно — на земле у нее есть дочь, квартира, работа. Жизнь идет своим чередом и в ней нет неизвестных. А полет в космос — это как раз шаг в неизвестность и именно этот фактор заставляет душевное равновесие героини Евы Грин колыхаться как метроном.
Остановить это устройство помогает команда. Российский космонавт Антон Очиевский в меньшей степени, а вот Мэтт Диллон в большей. С ним у героини Грин не сразу, но устанавливается особый контакт и за счет того, что этот здоровяк постоянно невозмутим и собран, Сара успокаивается также. Она осознает, что там она будет не одна и ей будет на кого положиться. Кстати сейчас пришла мысль, что в майке Шенноне (герой Диллона) она почувствовала уверенность и действительно поняла, что на этого мужчину можно положиться, в отличие от ее мужа, с которым они в разводе. Может как раз и этот фактор ее беспокоил, но уверенность напарника принесла положительный результат?
Фотографии во время финальных титров поясняют чему или кому посвящен фильм. Он снят в честь женщин-космонавтов, кто на момент отправки на земную орбиту, уже имел детей и был вынужден с ними расставаться на определенный срок. В принципе гордиться можно не только ими, а всеми, кто отправляется ввысь. Но в «Проксиме» есть своя конкретика.
Впрочем, смотреть Вам. Свое мнение никому не навязываю.
Всё чаще на экраны выходят истории о космосе и «Проксима» пополняет список этих проектов. Фильм больше драматизирует внутреннюю суматоху процесса подготовки астронавта, чем полагается на спецэффекты. В некотором смысле это даже освежает: человек, чье предназначение состоит в покорении космоса, должен сделать первый шаг на Земле, причем шаг метафорический. Не все готовы отказаться от родных и близких, чтобы улететь к черной бездне. А физические и психологические нагрузки? Что ж, авторы «Проксимы» заходят на эту тему, но, кажется, в итоге чуть-чуть переборщили: кинофильм, повествующий о космосе, становится в итоге манифестом на тему совмещения материнства и профессиональных достижений, что само по себе хорошо, просто, наверное, не совсем верно подано.
Ева Грин играет Сару – французскую астронавтку, тренирующейся в Европейском Космическом Агентстве в Кёльне. Как единственная женщина среди претендентов на полёт, ей приходится прилагать вдвое больше усилий. Коллега в лице надменного Мэтта Диллона, всё ещё похожего на серийного убийцу, так и хочет вставить пару сексистских комментариев. Сама Сара страдает от противоречивых чувств: в случае успеха и попадания в списки отправляющих в космос, женщина будет разлучена с дочкой. Несмотря на то, что мечта быть астронавтом преследует Сару с самого детства, её разделяют сомнения: она должна в первую очередь быть матерью или всё же следовать за мечтой?
Самым странным в «Проксиме» является то, что сам фильм иногда просто начисто лишен логики. Само собой, многое тут посвящено размышлениям о балансе между материнскими обязанностями и карьерными стремлениями, однако большая часть сюжета зависит от неспособности Сары принять первое или второе. Таким образом, авторы хотели показать внутренние противоречия героини, но на деле слова перешивают поступки: Сара часто говорит о своей детской мечте о полетах в космосах, лишь для того, чтобы затем нарушить протокол и поставить миссию под угрозу. Привязанность Сары к своему ребёнку – лейтмотив «Проксимы», хотя, кажется, куда изящнее было показать, как осложнения людских отношений на Земле оказываются важнее технических ограничений при полёте в космос. В итоге Сара растворяется как персонаж: она попросту не существует за пределами совместных сцен с дочкой, что подрывает сюжетные основы.
Лучшее в «Проксиме», конечно, это реальное внимание к деталям программы подготовки космонавтов. По словам создателей они глубоко изучили всю процедуру обучения кандидатов на полёт в космос. Вполне возможно, а ещё следует добавить, что «Проксима» умеренно художественно приукрашивает процесс. Даже повседневные детали аутентичны: фильм снимали на Байконуре. Изюминкой стали сцены на стартовой площадке «Союза». Удался и особый стиль: всё же «Проксима» обладает обаянием по части кинематографии.
«Проксима» всё же фильм о космосе, пускай тут основной упор сделан на эмоциональное состояние главной героини. На самом деле, ключ тут именно в космосе, так что режиссеру пришлось выйти за рамки обычной космической составляющей и сосредоточиться на грешной Земле. Справедливости ради стоит отметить, что человек – неотъемлемая часть космоса, так что отрадно видеть проект, посвященный именно человеку и его месту, хотя противоречивые… сюжетные решения и поступки персонажей иногда сводят философские рассуждения на нет. В самых слабых своих моментах «Проксима» ощущается старомодным и даже запоздалым, пытаясь вставить пару комментариев о деятельности женщин в сферах, управляемых мужчинами, хотя, если честно, вряд ли у кого-то из современных зрителей и здравомыслящих людей ещё остались сомнения по поводу справедливо развитой эмансипации.
Предстоящая разлука или Хорошая драма о матери и ее дочке
Драма. Новая картина с участием моей любимой актрисы Евы Грин. Как я мог пройти мимо? Почему не сходил в кино? Да все просто, ибо данную картину не привезли даже в областной центр нашей великой и необъятной страны, чего уж тут говорить о моем любимом кинотеатре маленького городка (в котором даже 'Джентльменов' не показали). Сеансы были только в Москве и Северной столице. Ничего с этим лично я поделать не смог, поэтому пришлось ждать премьеру в цифровом виде, до которой я добрался только сейчас. И вот вам мое краткое мнение - хорошая драма о матери и дочери. Поскольку мне удалось посмотреть на данный момент огромное количество картин, то опытный глаз сам собой находил различные косяки и прочее. Но, тем не менее, дабы внести щепотку объективности, расскажу не только о минусах, но и о плюсах данной картины, дабы вы смогли определить для себя, стоит ли она вашего внимания и вашего времени, или же нет. Засим с предисловием заканчиваю, и приступаю к разбору.
Итак, плюсы:
1. История - в картине пойдет речь о нелегких отношениях молодой женщины, ставшей космонавтом (буду называть ее 'космонавтом' на русский манер, ибо данное слово мне значительно приятнее и ближе, чем 'астронавт'), которой предстоит долгая и опасная миссия и ее дочери, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Героиня Евы еще и разведена при этом, поэтому взаимоотношения с бывшим так же наслаиваются на все разворачивающиеся события. Не скажу, что драма получилась сильной и слезовыжимательной, но и плохой я ее никак назвать не могу, ведь актеры действительно постарались. Я уж боялся, что при просмотре банально усну, но Ева и остальные заставили меня следить за происходящим практически непрерывно, благо хронометраж картины получился именно таким, дабы она не стала скучна зрителю.
2. Россия - картина европейского производства, но снималась по большей части в Звездном городке и в Байконуре, что радует. Мне всегда интересно любое появление России или русских (ну или СССР или советских людей) в зарубежном кинематографе. И, чего уж скрывать, почти всегда мы предстаем в виде развесистой клюквы с медведями, водкой и балалайкой. Здесь такого не наблюдается, мы показаны обыкновенными людьми, со своими заботами и проблемами, один русский космонавт чего стоит. В картине упоминается Юра Гагарин - первый человек, полетевший в Космос, память о котором обильно вытравливают как на Западе, так и у нас, что печалит. Русская речь героев хорошая, не без акцента, да и русские актеры постарались.
3. Настроение - оно на протяжении всей картины довольно меланхоличное. Раз уж картина европейская, то я боялся уснуть от всего происходящего, но повторюсь, спасли актеры. Скажем так, если у вас подобное настроение - данная картина однозначно вам подходит, определенное удовольствие точно получите.
Итак, минусы:
1. Противные сцены - Уважаемые европейские режиссеры! Почему у вас в каждой картине есть сцены рвоты и прочей гадости? У вас такой фетиш? Или установка от вышестоящих продюсеров? Не подумайте неправильно, я не ханжа, просто все европейское кино, которое я посмотрел за четыре года содержали подобные сцены. Неужели это так необходимо? Они что, раскрывают образ? Отвечу вам - Нет! Слава Богу, что при просмотре я ничего не жевал, иначе случилась бы неприятность. Неужели вы не могли бы показать подобные сцены с уважением к зрителю? Ну хотя бы с закрытой дверью туалетной кабинки!
2. Сценарные просчеты - несмотря на простоту истории и знакомые типажи, в картине есть несколько моментов, которые ставят некоторые вопросы логического характера, на которые зрителям никто не даст ответ. Таких моментов было замечено два, и то, они очень заметные. Возможно вы найдете еще.
3. Музыка - второй фетиш европейских режиссеров заключается в том, что они не очень любят заморачиваться с музыкой в своих картинах. Здесь все повторилось. Вы не подумайте, музыка тут есть, но очень в редких моментах, которые лишь подчеркивают общую меланхоличность. Хотелось бы больше музыки!
Немного о главных героях:
1. Сара Лоро в исполнении Евы Грин - французский космонавт, которой предстоит сложная миссия в Космосе. Ева вновь порадовала меня своей актерской игрой, заставляя буквально любоваться каждым кадром со свои участием. И что еще запомнилось - финальные титры, посвященные женщинам, побывавшим в Космосе - сильный посыл. Я поначалу думал, что это очередной феминистический выпад, как был в 'Хищных птицах', но нет. Это дань уважения подвигу слабой половины человечества, которые стали покорителями Космоса наравне с мужчинами, оставаясь самими собой - и это самое главное. Героиня Евы сильная, но порой проявляет слабость, показывает эмоции, она - живой человек, а не робот, выполняющий механические команды. Ева в очередной раз меня порадовала! Целую ручку мадемуазель Грин!
2. Майк Шеннон в исполнении Мэтта Диллона - американский астронавт, член экипажа, в который входит Сара. Немного гордый, заносчивый, но в критический момент может спасти жизнь. Поначалу данный герой у меня на вызвал симпатии, но постепенно его образ раскрылся и я ему поверил. Мэтт хорошо сыграл данного героя. Молодец!
3. Антон Очиевский в исполнении Александра Фатеева - русский космонавт, член экипажа вместе с Мэттом и Сарой. Добродушный человек, с первого появления в кадре проявляет заботу по отношению к Саре и остальным. Опора команды. Обычный человек со своими проблемами и заботами. Александр однозначно справился, тут даже придраться не к чему! Молодец!
И не могу не отметить дочку Сары в исполнении Зели Булан, которая отлично сыграла. Их взаимоотношения - это просто надо видеть и прочувствовать.
Как не печально это прозвучит, но эта картина - одноразовая, прямо как две предыдущие европейские картины с участием Евы Грин - 'Эйфория' и 'Основано на реальных событиях'. Один раз посмотрел, может даже восхитился - а на следующий день благополучно забыл. Так случиться и в этот раз.
В итоге имеем хорошую драму о непростых взаимоотношениях матери и дочери с меланхоличным настроением, атмосферой музыкой, интересной рассказанной историей, с несколькими серьезными проблемами, и с хорошими актерскими работами, особенно красавицы Евы Грин!
Часто приходится читать, что Алис Винокур вполне в духе новомодных веяний сняла фильм о космонавтах без космоса. Но это, конечно, не главное, да и вообще вряд ли важно.
Основными действующими лицами картины, сюжет которой разворачивается в недалёком будущем вокруг космической миссии «Проксима», являются: астронавт Сара (Ева Грин), проходящая подготовку в России перед полётом на Марс, её дочь-неразлучница Стелла (Зели Булан), бывший муж Томас (Ларс Айдингер) и коллеги по будущему экипажу американец Майк (Мэтт Диллон) и русский Антон (Алексей Фатеев).
Забавно смотреть, как лента пытается быть профеминистской и по-женски сентиментальной, назойливо, неубедительно и совершенно мимо нот разыгрывая на первом плане отношения Сары, бывшего и их дочери. Прости, Святая Грета, я оставлю эту сюжетную линию на обочине рецензии.
Но вот героиня прибывает на Байконур, под сень золоченных православных куполов, беленных цветочных клумб посреди сквериков и русской лесополосы (да, эти бедные селенья, эта скудная природа), преисполненных для русского человека такой живописной силы и магии узнавания, что начинает щемить в груди (серьёзно!).
В гостинице для космонавтов нашу героиню, которую во что-бы то ни стало пытаются изобразить многострадальной, измученной разлукой с ребёнком, матерью, (а я вижу только сияние Евы Грин), встречают два остальных члена экипажа: Майк, всё ещё излучающий ауру мрачного очарования предыдущего актёрского амплуа Мэтта Диллона (Джека, который построил дом), и флегматичный (тут я готов был стоя апплодировать подбору актёра) Антон, очарованный природой и космосом куда больше, чем людьми.
И между этими персонажами начинает твориться настоящая актёрская мистерия.
Вот все трое распивают бутылку водки (тимбилдинг) у костра, устраивают настоящий маленький Вавилон своим многоязычием и декламируют стихи Мандельштама, вот невозможно прекрасные Сара и Майк в ночной «Пятерочке» покупают брелки со своими памятными фото, и ты веришь, что Космос низвергается вниз, как предчувствие, и кажется почему-то — никому не надо никуда лететь, Небо всегда было тут - среди неоновых вывесок с русскими надписями.
Финальная сцена перед запуском среди занятого, деловито снующего туда-сюда персонала и целеустремленно размахивающего кадилом батюшки, удивительно точно попадающая в настроение, выглядит и примирением дочери, отсчитывающей сидя на шее у папы время старта, с призванием мамы, и простым, но озаряющим всё вокруг пониманием, что, как пели a-ha в своей нетлёнке - «It's Minor Earth Major Sky».
P.S: Ещё Ева (в общем-то, неважно абсолютно, как зовут всех персонажей, которых она играет) бегущая кросс посреди живописного байконурского санатория, запросто способна вдохновить на лишний полумарафон.
Парижанка Алис Винокур сняла однозначно фестивальное кино, которое поймет и примет далеко не каждый. Фильм о чувствах матери-астронавте Саре (Ева Грин), готовящейся к длительной экспедиции на Марс. Если принять во внимание что она долгое время воспитывает дочь Стеллу одна, ее судьбу и вовсе можно назвать героической. Да, Сара поддерживает дружеские отношения с бывшим мужем. Но как видится, это происходит в основном ради дочери. Более того - именно он должен будет остаться с ней, если Саре все же удастся пройти сумасшедшие тесты перед полетом с Байконура.
Ева Грин предстает в образе героической и сильной женщины, которая несмотря на всю свою моральную силу плачет тайком в душевой от предстоящего расставания с дочерью и ужасающих нагрузок. Фильм глубже, чем может показаться на первый взгляд. В нем не будет сентиментальных речей и пренебрежительной бравады. Все очень жизненно и строго. Видно как Майк (Мэтт Диллон), напарник Сары по полету, часто, и не скрывая этого, усомняеться в ее способностях. Но делает он это не со зла. Своим отношением он толкает и подстегивает Сару чтобы она доказала самой себе что сможет пройти все испытания. Майк знает что делает. В космосе чувств не бывает. Только трезвый ум и рассудок.
Посмотрев 'Проксиму' поставьте себя на место Сары и попробуйте сделать выбор между мечтой и тем что вам так сильно дорого. А потом вспомните через какие препятствия вы прошли, доказывая себе что реально способны на нечто большее. Картина Винокур не банальна, она отдает дань уважения всем сильным женщинам, которые не наступили на горло своей мечте о космосе - а покорили его. Попутно оставаясь любящими матерями.
Недавно Натали Портман («Люси в небесах») уже сыграла болезненное возвращение на Землю, постдип, одиночество «того, кто видел» и подготовку к новому полёту в космос в условиях жёсткой конкуренции. Там у нас была не только и не столько карьеристка, сильная и бесстрашная: Люси просто уже не могла смотреть на Землю глазами землянина. В «Проксиме» героиня Евы Грин — Сара Лоро — готовится к своему первому полёту, который, к слову должен занять целый год, не считая подготовок. Она, по факту, единственная женщина в мужском коллективе, и подколов, а то и вовсе снисхождения, не избежать. Но это ещё не всё: у Сары на Земле остаётся дочь.
Само название фильма отсылает, с одной стороны, к небесному телу: Проксима Центавра — ближайшая к Земле звезда после Солнца; с другой же, к человеческим и, в первую очередь, родительским взаимоотношениям. Proxima с латыни переводится как «ближайший(ая)». А кто может быть ближе девочке, чем её мама? Или так: покидая Землю-мать, человек будто отделяется от родного, покидает гипотетическую утробу. И вот тут есть некоторое противостояние: Проксима Центавра - ближайшая именно после Солнца. И за эту близость происходит негласная борьба: что будет ближе, кто будет важнее?
Снова перед нами — портрет женщины, разрывающейся между карьерой и семьёй. Софи Лоро решила не выбирать: она воспитывает дочь Стеллу и готовится к полёту. Совмещать и то, и другое сложно, даже если бы речь не шла о космосе. А уж если учесть, что женщина покинет не город, не страну, а планету на целый год, то уж тем более встаёт вопрос о её способности справиться с ситуацией. Невозможно представить, как это скажется на ней и на её дочери. Вот и сама Стелла периодически задаёт вопросы то о семье, то о времени, то о космосе, то о смерти. Плюс к этому, Софи в разводе, и оставить ребёнка мужу, который уже давно с ними не живёт, целая проблема.
Девочке примерно восемь лет, и явных протестов относительно планом мамы она не выражает. Однако когда начинается активная подготовка к полёту, и Софи улетает в Звёздный город в далёкую Россию, и далеко не всегда выходит на связь, начинаются проблемы во взаимопонимании. Сложно не отдалиться, когда вы находитесь в разных странах, не так ли? К тому же, каждый день приближает Софи к прощанию со Стеллой, а это не может не влиять на её психологическое и, как следствие, физическое состояние. Так что женщина решает сознательно ограничить общение и с мужем, и с дочерью. Иначе она просто сломается, и её заменят. Ведь незаменимых нет - особенно если ты единственная женщина в мужской команде. Плюс некоторые зачастую не зависящие от человека обстоятельства портят момент прощания ещё больше...
Но - так или иначе - Софи может. Может и делает всё, чтобы и её миссия, и её отношения с дочерью были спасены. И она такая не одна. Именно Софи Лоро - гипотетический персонаж. Однако реальных женщин, которые и в космосе побывали, и семью полноценную создать сумели - немало. Они-то и служат примером и вдохновением как для режиссёра этого фильма Алис Винокур, так и для миллионов других женщин, которые совмещают несовместимые вещи.
Хотя, честно говоря, нет в этой картине нет явно феминистического посыла. Это тонкая драма, без ретуши, с простой и понятной историей - хотя и невероятными обстоятельствами. И помимо прекрасной игры Евы Грин и Зели Булан (исполнила роль Стеллы) в нём есть ещё красивый пример стремления двух родных людей понять друг друга и принять выбор друг друга - вне зависимости от возраста и статуса. Ну и саундтрек Agar Agar - You`re high, резко звучащий в титрах, будто бы совсем не сочетающийся с кадрами, где на восходящее солнце уставились широко распахнутыми глаза наивного ребёнка... Но зато так чётко передающий напряжение нарастающей дистанции между матерью и дочерью.
В прошедшие выходные состоялся-таки запуск космического корабля Crew Dragon компании Илона Маска SpaceX. Пока все радуются столь эпохальному для космонавтики событию и припоминают нелепость рогозинских шуток-прибауток в адрес американских коллег, я хочу посоветовать замечательный фильм-вариацию на тему, который вышел в российский прокат еще в начале года и незаметно прошел мимо зрительских радаров, - «Проксима».
Астронавт из Франции Сара Лоро с юных лет грезит Космосом. Она проходит подготовку в России перед полётом на Марс с космодрома Байконур в 2030 году. Кроме запредельных нагрузок ей предстоит справиться с эмоциями перед расставанием с дочерью, которая будет в разлуке с матерью около года, пока будет проходить миссия 'Проксима'.
Одним из главных достоинств фильма является умница и красавица Ева Грин, чья героиня разрывается между долгом и одновременно мечтой все своей жизни и необходимостью быть хорошей матерью. Главная женская дилемма 21 века, прекрасно воплощенная в очень интимной, пронзительный в своей эмоциональности, местами неспешной и обстоятельной картине Алис Винокур. Саре стоит огромных усилий удерживать пресловутый баланс между семьей (пусть и с мужем давно в разводе, но по-прежнему в теплых отношениях) и работой, где будучи единственной женщиной в команде ей предстоит доказывать свою компетентность и профессионализм коллегам-мужчинам, порой скептически настроенных по отношению к «француженке на борту».
Большая часть съемок проходила в Звездном городке и на космодроме Байконур, так как Винокур было важно показать процесс подготовки космонавтов. Действительно, вся внутренняя кухня передана а мельчайших деталях: эпизоды с тренировками помогают оценить не только всю физическую, но и моральную тяжесть предстартового периода, когда космонавты вынуждены проводить последние дня на Земле в изоляции от родных и близких. Это ощущение усиливается какой-то извечной тоской российских просторов и депрессивностью аскетичных номеров городка, из которых, кажется, еще не выветрился дух советского космического величия.
«Проксима» хоть по своей сути и является феминистским кино, но полностью очищено от его агрессивно-лобовой декларативности, присущей большинству кинотворений последнего времени. Это делает картину, несмотря на ее меланхоличность, легкой, воздушной и безумно обаятельной. Прекрасное посвящение всем женщинам-космонавтам.