Бойкому перу отечественного драматурга Александра Островского принадлежит немало пьес, вошедших в золотой фонд русской драматической школы и, как следствие, надолго застолбивших за собой место в репертуаре театров всех уровней. Безжалостно вскрывая и высмеивая социальные пороки современного ему общества, автор, как и положено настоящему Классику, вложил смертоносное оружие в руки будущих служителей Мельпомены и Талии, поскольку многие беспокоившие его темы остаются актуальными и по сей день, претерпев лишь внешние изменения.
Данные слова можно в полной мере отнести и к его комедии «Доходное место» (1856), где с самого начала бросается в глаза торжествующее системное взяточничество, откровенное приспособленчество, неприкрытое подхалимство, и самоистязательные попытки противостоять этой грозной гидре со стороны отдельных представителей нового поколения, не желающих участвовать и воспитывать детей в творящемся «разврате». Всё это может увидеть зритель в телепостановке Государственного академического Малого театра, главными режиссёрами которой выступили мэтр советского театра и кино Михаил Царёв и его компаньон Виктор Рыжков, с которым они уже ранее работали над телеверсией «островской» пьесы «Светит, да не греет» (1972).
Уместно будет добавить, что в один год с «Доходным местом» вышеупомянутого дуэта на экраны была выпущена кинокартина Маргариты Микаэлян «Вакансия» по мотивам всё той же пьесы, и сравнение двух работ наглядно демонстрирует, насколько разным может быть подход к постановке одного и того же литературного источника. Лёгкому песенному миру фильма, подчёркивающему комедийные черты труда Островского словно противопоставлена тяжёлая, суровая и беспросветная социальная драма Царёва-Рыжкова, наполненная схематичными образами и столкновениями крайностей.
Во многом идейно походя на бессмертную «Горе от ума» Грибоедова с её конфликтом отцов и детей, но лишённая настолько же жгучего, брызжущего острословием текста, в таком подаче пьеса превращается в пресный назидательный урок, на протяжении двух с половиной часов которого нам встречаются доведённые до крайности идеи, представленные в виде конкретных персон. От этого неприкрытого схематизма непоправимо страдает восприятие их взаимодействия между собой, а обмены словесными манифестами погребают под собой столь важные в наши дни мысли об искусственном воспитании будущих содержанок, культе потребления и уважения к человеку в зависимости от его официального статуса, а не душевных качеств.
Светлым пятном на этом сером фоне являются разве что актёры второго-третьего плана, в то время отбывавшие повинность амплуа «кушать подано». В их числе ныне достаточно известные Дмитрий Назаров, Олег Штефанко и Александр Клюквин, чьим голосом разговаривают многие герои западных картин, и озвучены не уступающие по количеству телепередачи. Мила и прелестна юная Елена Цыплакова в роли искренней простушки, харизматичен и выразителен Евгений Кочетков, несущий на себе печать превращения искреннего человека в бесчувственного чинушу.. но эти небольшие элементы, интересные разве что любителям театральной истории, не делают «Доходное место» Малого театра менее монотонной и трудноперевариваемой.
В целом, не лучшая постановка Классической комедии А. Н. Островского.
5 из 10