«Химера» по натуре своей представляет собой возврат к духу триллеров 60-х и 70-х, когда в кинематографе всем рулила психоделика, пресловутое авторское видение и джалло. Все эти приемы и субжанры имели в своей основе понятную вещь: шокирующий рассказ об упадке, изврате. Подобные авангардные работы, как правило, также содержали в себе нотки сюрреализма. Вот и в «Химере», кажется, завязка соответствует: три молодые женщины играют в «Забавные игры» в находящемся в глуши особняке. Конфронтация понята: две девушки оказались в заложниках у поехавшей хозяйки. Каждая истеричная нота, увы, чувствуется фальшивой: напряженности не хватает, психологические нюансы слишком упрощены, развитие повествования отходит на задний план ради шок-эффекта и поворотов сюжета. Красиво снята «Химера» лишена души, за исключением претенциозности и классных снимков.
Среди главных героев нет никого, кто бы вызывал симпатию. Другое дело, что манера съемки в «Химере» заставляет сконцентрироваться на этих не самых приятных личностях. Продвижение в кадр миловидных актрис, повороты камеры, монтаж – один элемент сменяет другой слишком быстро и нет возможности для создания тягучей атмосферы или хичкоковского саспенса. Тем не менее, подобный подход позволяет смешать реальность и фантазии; не зря в «Химеру» вводят галлюциногены, имеющие также сюжетное назначение. Это удивляет, но вряд ли подобный прием прорывной: в «Химере» он выполнен всё же спустя рукава.
Сценарий «Химеры», конечно, сосредоточен на главных персонах, однако воспринимать их людьми не удается. Кажется, что режиссер была больше озабочена изменением причесок и костюмов актрис, чем эволюцией их характеров. Многогранностью персонажи точно не страдают, из-за чего ситуация, в которую попали эти героини, выглядит пустой и суетливой. В эстетическом плане визуальные эффекты выполнены неплохо, только вот лучшее – враг хорошего. Если бы «Химера» была просто психоделической, то ленту, на мой взгляд, ждал бы более громкий успех. Здесь же добавлена целая вменяемая сюжетная линия, начинающаяся из ниоткуда и идущая в никуда.
Оживший кошмар напоминает скорее какой-то дурной сон или бэд-трип. Концовка, скатывающаяся в откровенное безумие (хотя контекст его, наверное, понятен), наводит на мысли о загробной жизни. Жизни же реальной у этого фильма, видимо, почти нет: шокирующая своими кадрами буржуазная комедия смакует свои недостатки, так и не приближаясь к, судя по всему, работам идейного вдохновителя – Йоргоса Лантимоса.
«Химера» - необычный, странный, но в то же время яркий драматический триллер для всех любителей чистой психоделики. Это кино не для всех и не для каждого, но при этом оно взывает интерес и сводит постепенно с ума. Конечно, к фильму есть немало вопросов и претензий, на которые будет довольно сложно ответить, ибо все происходящее на экране, это не что иное, как безумный полет фантазии автора.
По сюжету две закадычные подруги, спасаясь от полиции за свои преступления, решают ограбить богатую девушку-затворницу, с которой они в детстве хорошо дружили. И все бы ничего, но затворница страдает особой формой психического расстройства, в результате которого она живет и воспринимает окружающий мир в рамках детских игр: «в больничку», «дочки—матери» и так далее. Решив подыграть, две подруги преображаются в определенных персонажей и приходят в дом, где их ждет по-настоящему захватывающая игра, в которой простая забава может серьезно отразиться как на здоровье, так и стать причиной смерти.
Для сценариста и режиссера Митци Пейроне это настоящий дебют и в то же время серьезная заявка на вступление в лигу большого кино. Многим зрителям столь необычный подход в реализации истории напомнит прошлогодний фильм «Мэнди» с Николасом Кейджем, но в данном случае всё действие происходит довольно быстро, ритмично и даже хаотично. На протяжении фильма камера постоянно дергается, вращается, крутится и лишь в некоторых моментах она останавливается, чтобы передохнуть, и снова бросается в пляс. Во время просмотра складывается ощущение, что автор находится в поиске самого себя, так как по визуальной подаче заметны стиль и авторский подход совершенно от разных режиссеров. Еще минуту назад зритель наблюдает под копирку стиль Терренса Малика, как вдруг через мгновение оператор всецело погружается в мир Уэса Андерсона. С одной стороны подобные переходы радуют глаз, так как идет постоянное разнообразие в рамках определённого визуала, но при этом в фильме наблюдается жесткий и в какой-то степени даже рваный монтаж, вызывающий у рядового зрителя отторжение и тотальное непонимание всего происходящего.
Стоит отметить, большая часть повествования будет многим непонятна, ведь полностью сюжет раскроется лишь только в самых финальных сценах. И все же, несмотря на запутанную историю, к финалу зрителя ждет неожиданный и довольно жесткий поворот, а уже в самом конце стоит приготовиться к еще одной неожиданности. На протяжении фильма автор постоянно заигрывает со зрителем, интригует его и шокирует, но при этом старается сделать всё красиво, эффектно и запоминающе.
И все бы ничего, но, к сожалению, при просмотре зритель не испытывает никакого влечения к главным героиням. Несмотря на внешнюю красоту актрис, герои фильма полны ненависти, жестокости и высокомерия. Каждая девушка норовит причинить боль, унизить и сделать что-то плохое себе и окружающим. Уже к середине будет сложно понять, где заканчивается игра и начинается реальность.
Конечно, прекрасные актрисы сделали все возможное, чтобы передать весь внутренний посыл своих персонажей, но, к сожалению, сама история не позволяет проникнуться в самую глубь бесконечного безумия. Что хотел сказать автор, остается загадкой, но сюжет по своей структуре довольно прост и понятен, но при этом всё абсолютно бессмысленно, ведь после фильма остается лишь одна пустота.
Смотреть данное кино или нет, решать, конечно, только вам, но здесь хочется предупредить, что, пропустив его, вы ничего не потеряете. Но если вы являетесь настоящим охотником за странными, сложными и непонятными фильмами, то вы нашли свое кино. Приятного просмотра.