Не просто так жадность один из семи смертных грехов.
Фундаментальные механизмы развития кризиса тут не рассматриваются (если интересен данный аспект, то фильм «Игра на понижение» в помощь). В качестве художественного упрощения в реальности фильма за неделю до дефолта правительство ничего не подозревало. Да вот прям все росло и цвело, а через неделю неожиданно конец банкета. Ну и далее в таком же духе – никогда такого не было и вот опять! Что делать никто не понимает… Однако данное упрощение на удивление не портит картину.
На первый план тут выходит природа человеческих отношений, одной из составляющих которой всегда была жадность. Именно жадность является главным драйвером повествования.
Причины начала кризисов могут быть разные, но фундамент всегда один – жадность. Каждый раз, когда появляется что-то, во что люди готовы бесконечно вкладываться несмотря ни на что, начинает тикать часовой механизм. Как правило все всё видят и понимают, иногда некоторым даже почти удается соскочить, но жадность всегда берет свое.
В результате, когда гремит гром, все включают дурака и начинают искренне удивляться «да как же так-то получилось то?!».
Причем реально абсолютно все, начиная от работяг, берущих непосильные обязательства под мифический потенциал роста, ибо большие корпорации ведь никогда не обманывали (ведь никогда?), заканчивая министрами, которые смотря на отчетность и прекрасно понимая, что индейка не может толстеть вечно не делают ничего, ибо система моментально устранит любой раздражитель. При этом даже на краю бездны обитают хищники, которые воспринимают беду большинства исключительно как возможность для себя.
В результате получился интересный оригинальный продукт, заслуживающий занять достойное место в фонде мирового кино.
1997 г., Южная Корея. В результате роста государственного и корпоративного долга, перегрева экономики и прочих удручающих факторов страна внезапно оказывается перед лицом серьезного кризиса, когда до полного банкротства Кореи остается чуть ли не неделя. Авторы картины пытаются реконструировать эти события, рассказывая их через три параллельно развивающиеся сюжетные линии - попытки главы монетарной политики, женщины по имени Си-хён урегулировать ситуацию, стремления молодого финансового аналитика извлечь выгоду из кризиса и создать собственный инвестиционный фонд, и мытарства владельца фабрики, выигравшего контракт на поставку продукции в большой универмаг и столкнувшего с драматическими последствиями после разорения магазина.
Тема финансовых кризисов и прочих политических дрязг – основа для кино весьма непростая, поскольку в большинстве случаев, если, конечно, в сюжете не затрагиваются драмы простых людей, она представляет собой кучу кабинетных битв, сопровождающихся обилием непонятных для зрителей терминов и даже поступков. Однако кинематографисты не бросают попыток и стараются рассказать, как власти и корпорации играют в свои игры на высших уровнях, забывая о тяготах рядовых граждан. Голливуд давно набил на этом руку, и вот их коллеги из Южной Кореи смотрели на всё это, смотрели, и вдруг вспомнили свой собственный Азиатский финансовый кризис 1997 – 1998 г., ставший серьезным потрясением для мировой экономики.
Хотя для режиссера Чхве Гук-хи это всего лишь вторая работа в кино, дело своё он знает и наиболее ярких представителей жанра от западных товарищей определенно видел. Посему он делает всё от него зависящее, чтобы публика, даже слыхом не слыхавшая о каких-то финансовых трудностях в Южной Корее, не повесилась от скуки во время просмотра. Гук-хи прекрасно осознаёт, что обилие переговоров и разжевывание непонятных терминов утяжелит картину, а потому он переплавляет сложные макроэкономические концепции в язык эмоций, понятный всем и каждому. У этого подхода есть и негативная сторона: стремясь облегчить свое детище, сделав его доступным для понимания и одновременно увлекательным, режиссер приносит в жертву серьезность и глубину, из-за чего «Дефолт» порой кажется несколько легковесным и мелодраматичным. С другой стороны, этот изъян он компенсирует ловкой режиссурой, когда чиновничьи перепалки оказываются эффектными словесными дуэлями и крепко зацепляют внимание аудитории, темп действия практически лишен сбоев, а различный подход персонажей к восприятию последствий кризиса, представленный несколькими сюжетными линиями, неплохо формирует картину общественной реакции в целом. На шедевр жанра эта вещь, конечно, не тянет – фильм заметно «отполирован», часто сглаживает острые углы и не стремится копать глубже положенного, заодно не делая особо сенсационных заявлений и порой разъясняя вполне очевидные вещи. Но для упражнения в динамическом развитии на экране столь сухой проблематики картина весьма недурна – и корейцы подтвердили это своими кошельками: на родине «Дефолт» стал настоящим хитом, в день премьеры лихо сместив с пьедестала «Богемскую рапсодию».
«Дефолт» - южнокорейский политико-драматический фильм с оттенком атмосферного триллера однозначно не оставит равнодушным многих поклонников азиатского кинематографа. Конечно, некоторых может смутить тот факт, что история, показанная в фильме, посвящена политико-экономическим вопросам государственных решений во время финансового кризиса, что может вызвать недопонимание, отстранённость или просто потерю интереса к фильму. Но на самом деле сюжет в первую очередь затрагивает именно человеческие взаимоотношения, а вся политика находится далеко позади. Но даже это не должно никого напугать, так как все чуждые финансовые разговоры переведены на простой человеческий язык, поэтому суть происходящих событий будет понятна даже ребенку.
С первых минут история погружает зрителя в самую гущу драматических событий, когда экономика Южной Кореи в 1997 году оказалась на грани глобального кризиса. Некоторые герои из-за всех сил пытаются избежать дефолта и не допустить окончательного банкротства страны, но на пути слабой женщины встают мерзкие политики, которые со своими друзьями-олигархами в этом увидели очередной повод проявить себя и еще больше закрепиться у власти. Они в открытую унижают героиню и ее команду, ставят политические подножки и не дают возможность спасти страну от страшного унижения, а именно от многомиллионных кредитов от МВФ, из-за которых Корея на долгие годы будет обречена стать заложником финансовой кабалы.
Что касается самой истории, параллельно друг другу развиваются сразу три сюжетные линии с разными героями, но всех, безусловно, объединяет общая беда. Одни сражаются среди алчных политиков, другие намериваются подзаработать на общенациональном несчастье, а третьи герои просто пытаются выжить, надеясь не захлебнуться в пучине отчаяния и безнадежности.
Так как в фильме практически нет никаких ярко выраженных действий, поэтому основной акцент создатели делают на игру актёрского состава и пронзительные диалоги героев. В фильме много говорят, но смысловой посыл и необходимая напряжённая атмосфера делают свое дело, поэтому оторваться от экрана будет не так-то просто, даже несмотря на двухчасовой хронометраж.
Многие знают, что корейцы умеют завлекать зрителя глубиной драматургии и качеством картинки, что говорит о четком понимании необходимых требований для создания хорошего кино. Поэтому, если вы хоть немного знакомы с азиатским кинематографом, то вам точно стоит обратить внимание на фильм «Дефолт». Оно того стоит, даже если вы далеки от политики и финансов. Приятного просмотра.
Пролистав несколько более ранних рецензий, не увидел нигде упоминаний о фильме 'Игра на понижение (Big short)' и удивился. Параллели видны невооруженным взглядом: прогнившая финансовая система с долговой пирамидой, оболваненное население (которое хоть и начинает что-то смутно подозревать при появлении векселей вместо денег, но ничего не предпринимает), шибко умный молодой финансист, спрогнозировавший крах и тд. Существенное отличие от оригинала (а 'Игра на понижение' здесь выступает оригиналом, потому что была снята на 4 года раньше) это наличие скользких гос. чиновников (в оригинале они представлены функционерами из инвестбанков и рейтинговых агентств), которым противостоит команда во главе с сильной дамой-экономистом и группой переговорщиков из МВФ. За главного представителя МВФ в исполнении Касселя я накинул к оценке лишний балл, это самый запоминающийся персонаж фильма. Во время переговоров он смотрит на происходящий балаган, как волк смотрит на кучку мечущихся овец. Все остальное по сравнению оригиналом выглядит блекло и вторично: суть долговой пирамиды раскрыта плохо; персонажи какие-то 'плоские' и местами карикатурные; нет того нерва и накала страстей, который был в 'Игре. .'; действия гения-предсказателя тоже какие-то невнятные (на скупке валюты и квартир миллионером он точно не стал). Перед просмотром фильма я очень надеялся, что здесь будет сделан акцент на корейской специфике, но увы, он оказался в большей степени бледной копией оригинала. В целом не жалею потраченного времени, но ожиданий он не оправдал.
В последнее время корейский кинематограф приучил зрителей по всему миру смотреть фильмы своего производства и искренне восхищаться ими. Вообще, шедевры начали выходить давным-давно, но как раз в 2010-е был достигнут пик бешеной популярности. Американские академики до сих пор то ли боятся, то ли специально не хотят дать 'Оскар' корейским фильмам. Ну и пусть, без этого золотого болвана весь мир ждёт от корейцев новых чудес. Лучше всего у них, конечно, получаются жёсткие триллеры, но тут вдруг появилась драма о серьёзных реальных событиях.
'Дефолт' уже своим названием даёт понять, что сюжет пойдет о страшной экономической катастрофе, которая затронула даже крепкого 'азиатского тигра' (титул Южной Кореи по причине бурного экономического роста в стране). Но не могло всё продолжаться так идеально и без потрясений, поэтому, как часто бывает в жизни, эта сука-жизнь преподала урок зажравшимся людишкам, которые любят почитать деньги вместо Бога. Сначала пошла трещина, потом две, дальше целый разрыв, и хлынул поток дефолта вам в толстую кишку. Приготовьтесь, будет ярко.
На самом деле, корейцы молодцы, что решились экранизировать этот невеселый исторический срез. Только получилось у них прямо уж совсем в лоб. То есть, совсем мало света, мрачно и реалистично, серьезно до жути. Такой экономический хоррор получился на выходе. Мы не хотим написать, что теперь подавай комедию или фантастику с триллером. Учитывая тот факт, что история рассказывается в рамках кинематографа, то вполне можно было бы хоть как-то разбавить творящийся хаос качественным развлекательным контентом. Азиаты ведь могут.
У них страшное может смотреться веселым, а смешное - совсем жутким. Поэтому смотришь их кино и реально понимаешь, что это настоящее кино. Близко к жизни, но так далеко от неё. В то время как 'Дефолт' был снят в лучших традициях российского или европейского кино. Если было плохо когда-то, то надо так и показать: всё было плохо. А чуть ли не идеальная женщина, которая прознала обо всём быстрее остальных, срисована с тех знатных американских героев, которые хороши о всём до боли в зубах. Оттого было скучно, будто готовишься к экзаменам.
Кабинетные чиновники, конечно, полные гады. Простой народ такой простой, что их жалеешь. Ушлый паренек, решивший заработать на общенациональном горе, естественно тоже не вызывает неких симпатий. И только корейская чудо-женщина пытается что-то сделать, но куда там тягаться с дефолтом. Венсан Кассель ещё снялся с таким видом, будто думал, что его пригласили сняться в серьезном кино, а это оказалось слишком серьезное кино. Не полный провал, но и не то, что вызовет праздник в желудке. Зато снято так, будто насмотрелись Дэвида Финчера.
Зато глазу приятно. Зато не мрачное российское кино.
«Дефолт» — новая корейская драма, основанная на реальных событиях. В сине-серых красках рассказывает об Азиатском финансовом кризисе 1997—1998 годов. Но, как было саркастично сказано в самом начале картины: все персонажи выдуманы и не имеют отношения к реальности.
В 1997 году глава отдела по денежно-кредитной политике Банка Кореи спрогнозировала, что в течение недели страна столкнется с финансовым кризисом. С трудом достучавшись до руководства и буквально заставив их собрать экстренное совещание, она понимает, что эти люди пойдут на все, чтобы скрыть проблему от народа. И чем дольше они молчат, тем меньше у простых людей шансов устоять на ногах.
Этот сюжет напоминает один из эпизодов сериала «Годы» (кто еще не смотрел — скорее качайте, такое не пропускают), где за одну ночь люди, у которых было хоть что-то — дом, работа, небольшие сбережения, — лишились абсолютно всего. В одно мгновение они стали безработными бомжами, которым легче сброситься с моста, чем попытаться вновь встать на ноги.
В «Дефолте» стоит отметить работу режиссера Чхве Гук-хи с цветом и светом, передающими оттенки этого прискорбного времени. Здесь нет кричащих, ярких цветов — лишь рекламные щиты предлагают лучшую жизнь. Но действительно безбедная и спокойная жизнь протекает в спокойных золотых тонах, в то время как бедняки, лелеющие надежды, прозябают в сине-серых домах и офисах. Нет у них ни спокойной хитрой улыбки, ни мягкого света уютных ламп, ни искусных узоров, — есть только их дрожащие руки и вера в то, что все обойдется.
Любопытно, конечно, что в такой непростой политической драме снялись не только корейские звезды, но и например, французский красавчик Венсан Кассель. С его стороны получилась довольно жесткая шпилька в адрес американского правительства (которое сейчас, в принципе, и так не поддерживается большинством голливудских актеров старой гвардии).
Кому стоит смотреть: если вы любитель таких картин, как «В центре внимания», «Хвост виляет собакой» и т.п., то вам должно понравится.
Общее впечатление: Дефолт сложное кино о экономическом кризисе в Южной Корее. Зрителю рассказывают что произошло в 1997 году и как отразились в будущем действия с дефолтом.
Если вы любите политику/экономику велком, это кино явно для вас! Потому что мало понимать, надо разбираться во всех цифрах, понятиях, определениях и т.д. А уж поверьте здесь рассуждения на уровне экономических знаний и многое становится не ясно. Мне как человеку не особо воспринимающего экономику и не интересующегося политикой, этот узко направленный жанр воспринимать было откровенно скучно, непонятно и неинтересно. И фильм для меня тянулся, но Корея сняла целенаправленно для своего круга зрителей, изобразив как же тяжело было людям в то время. Ведь что такое деньги, когда они простые бумажки... Хотя мы и сами знаем что такое страшное слово — дефолт, ибо в нашей стране на год позже тоже было сие неприятное событие.
Кино не мое, соотнести свой сумбурный отзыв к положительному или отрицательному я не могу. Но нюансы все же имеются, не все персонажи в картине изображены досконально. Характер одного героя прописан плохо, и финальная сцена оставляет после себя вопросы, ибо ощущение что не доделали, или вырезали. И не совсем удачная съемка, есть и хорошее - фокусировка разных углов, но есть и не очень - камера плавает не зная на чем сосредоточиться.
Из плюсов это хорошая актерская игра, ибо в конце напустили драму, добавив бессилие и отчаяние. Становится по человечески жаль страну, оказавшуюся в нелегкой ситуации. А вот что делает там Венсан Кассель не совсем ясно, скорее для затравочки, он там ну буквально пару минут, один эпизод, но держится уверенно, хорошо. Так же стоит выделить хорошую музыкальную составляющую, интригует своими нотками, задавая темп фильму.
В итоге, кино понравится тем, кому интересна такая тема - политика/экономика.
Именно так в оригинале и называется кино, которое у нас обозвали гораздо короче и примитивнее: «Дефолт». От данного произведения изначально ничего особенного не ожидал, ведь что интересного можно было снять на такую, казалось бы, исключительно скучную и чисто экономическую тему? Тем не менее, совершенно неожиданно оказалось отличное кино. И самое главное - поразительно актуальное.
Лощёные гады из правительства, по 20 лет сидящие на своих постах и передающие их по наследству, не менее лощёные гады из МВФ, убивающие корейскую экономику ради последующей её скупки иностранцами (читай «американцами») и шакалы местного разлива, наваривающие колоссальные барыши на спекуляциях валютой в период кризиса, производят неизгладимое впечатление. На их фоне главная героиня, увы, заметно проигрывает, к тому же данный персонаж выглядит до предела всезнающей Мэри Сью, хотя это несколько сглаживается её постоянным третированием со стороны вышеуказанных гадов и её постоянными обломами со стороны сюжетных поворотов.
В общем, на мой взгляд, это просто отличное кино, которому хочется накинуть баллов за актуальность проблематики.
Пятого сентября на экраны вышла картина корейского режиссёра Чхве Гук-хи под названием “Дефолт”, повествующая об азиатском финансовом кризисе девяностых в его части, затрагивающей корейское государство.
Финансовый триллер построен по весьма популярному конструктору трагедий, затрагивающих человека, разделяя влияние большого экономического провала на судьбы разных уровней, что с одной стороны теряет свою литературность, уделяя внимание краткому пересказу с наличие информативности и забывая про глубину человеческих эмоций, с другой же - помогает охватывать комплексно все переживания граждан. В картине три этажа, от правительства через банковской прослойки до малого предпринимательства. На каждом этаже присутствует свой герой, который пытается спасти, получить выгоду или же спастись.
Ввиду отсутствия на территории Российской Федерации присутствия экономики, политики или частного ведения хозяйства, подобные ленты всегда смотрятся с вызовом и неподдельным интересом, раскрывая и ту сферу общества, которой нет, и те чувства, которые подобным образом рождались в начале девяностых, когда интерес отдельных персонажей превосходил интерес обычного населения. Помимо же родственной ситуации, подобные картины весьма интересны с двух точек зрения - структурной, когда работают не чувства, а строго ранжированная система, и игровой, поскольку любая экономика/политика является не более, чем соревнованием. А соревнование подразумевает драматургию в своей сути, в результате чего креативность и броскость уступает место гораздо более инерционным сухим цифрам и стратегическим манёврам.
К тому же “Дефолт” - ещё и актуальный взгляд на историю средних сроков, когда есть хорошо дышащая память о событиях, однако происходит их переосмысление, вызванное и современным развитием, и широтой взглядов, успевших привыкнуть к жизни, и сменой мировоззрения, и получением оценочных суждений от последствий.
Видно, что произошедшее - это ситуация, затронувшая всё государство, отложившая на нём отпечаток и приведшая к современному виду. Из-за этого фильм, в первую очередь, история для внутреннего потребления, находящая в мире параллели, но не способная включить зажигание больше, чем на планку сравнительного анализа.
Возможно, одна или две сюжетных линии с детальным раскрытием персонажей и потерей их надежд оказали бы больше влияния на зрительское восприятие, однако в терминологии фильма - это статистическая погрешность.
Меньше года оставалось до дефолта России, когда в ноябре 1997 на экономическом небосклоне Южной Корей появились первые тучи. Дождь из непогашенных кредитов и череды увольнений мало для кого означал, что солнце финансового благополучия страны заходит. Через месяц банковскую систему накроет ураган банкротств.
Несмотря на мои метафоры вас ждет прагматичный сценарий. Режиссер Чхве Гук-хи построил его на реальных событиях, разбавив ленту художественным драматизмом. Автор показывает ситуацию с позиции трех равноценных участников: непрофессионального и ангажированного правительственного аппарата, застигнутого врасплох мелкого бизнеса и пронырливой команды спекулянтов.
Благодаря разным ракурсам мы наблюдаем коллапс во всех плоскостях общества. От правящей верхушки, представители которой выходят из положения, заигрывая с МВФ. До рядовых владельцев компаний, которые выходят в окно не в силах терпеть позор несостоятельности. Нас одновременно стараются разжалобить суицидальными размышления отцов семейства, и вместе с тем бросают россыпь чисел и выдержек из финансовых докладов. Подобная мешанина не позволяет сопереживать простым героям, проникнуться их частной трагедией. Также не успеваешь оценить драму в масштабах страны по пугающим сводкам новостей.
Бросается в глаза демонстративно вписанная линия женского персонажа. Режиссер эффектно выделяет сильную девушку на фоне бесхребетных мужчин, которые и собрание без нее провести не могут. Довершает дискриминационную картину фраза главного негодяя: “Поэтому у нас нет женщин на государственных постах”. Хладнокровный Венсан Кассель в образе представителя МВФ уныло взирает на это эпатажное зрелище. Актер отметился в паре неофициальных заседаний, видимо, только для трейлера.
К плюсам картины можно отнести красочное описание истинной сущности валютного фонда, необычное переплетение судеб героев и важное напоминание о цикличности всех процессов. Прошлое повторится, если не извлекать из него уроков.
В итоге, фильм для зрителя, интересующегося мировой экономикой в доступном художественном оформлении.