Зритель, не смотревший фильма или хотя бы трейлера к «Танкам» вполне может подумать, что это кино снято может по мотивам известной онлайн-игры, а может спонсировалось ее разработчиками, решившим захватить еще одну нишу в современном бизнесе и после компьютерной игры освоить и мир большого кино. Нет, все гораздо проще. Фильм «Танки» рассказывает о пробеге двух опытных образцов советского танкостроения – Т-34 №1 и Т-34 №2 от Харькова до Москвы с целью демонстрации нового вида оружия нашему правительству.
Дело было в 1940-м году, в самом его начале, когда до 22 июня 1941-го оставалось не так много времени, а внешнеполитическая обстановка продолжала накаляться. Конструктор этих танков Михаил Кошкин (Андрей Мерзликин) вместе с командой верных ему товарищей отправляется в 750-километровый путь, чтобы лично доставить образцы техники в столицу нашей Родины. На протяжении всего заезда группу отважных будут подстерегать опасности, но сила духа советского воина не знает границ и Кошкин и сотоварищи сделают все, чтобы добраться до Москвы к назначенному сроку!
Включая фильм я искренне надеялся увидеть крепкое мужское кино о войне, рассказывающее один из знаковых эпизодов из истории советской оборонной промышленности… В итоге пришлось созерцать нечто не реальное и скорее смахивающее на сказку, а не на быль. Начальные титры дают нам понять, что кино основано на реальных событиях (ладно, допустим), совпадения по персонажам могут быть, но прочие совпадения не случайны. Интересно, о каких прочих совпадения режиссер имел решение нам сообщить? О том как фашистские диверсанты скакали на лошадях? О том, как на пути танков встали не то староверы, не то казаки-разбойники, заставшие сотрудника НКВД почти в портках? Или может быть о том, как советские разработчики военной техники, выполнявшие ответственное задание устраивали гонки по полям? Вот этот момент вообще бредовый настолько, что впору хвататься за голову с мыслями «Госпаде, что дальше – заплыв на скорость на субмариназх?» Или это забава такая у наших киношников – запугивать Запад, показывать гонки на танках в фильме «Танки» и гонки поездов в фильме «Край», давая понять, что русские – отмороженные на всю голову?!
Тема Великой Отечественной войны сегодня – непаханое поле для сумасбродных и порой совершенно идиотских идей, что очень печалит. Сегодня у нас не снимают фильмы наподобие «Они сражались за Родину», «В бой идут одни старики», «Противостояние», «Освобождение», «В августе 44-го». Сегодня в моде вот такие проекты как «Танки», «Рубеж», «Мы из будущего», где правда спрятана за рамками фантастики, а сама идея является насколько абсурдной, настолько и противоестественной.
Все бы ничего, если бы «Танки» не были, не побоюсь этого слова, глупым фильмом. Эпизод со внезапно найденным снарядом, который был взят «на всякий случай» - наитупейший и лишни раз подчеркивающий некомпетентность тех, кто отправился в пробег «Харьков - Москва». Это, кстати, подтверждается и сценами с наличием диверсанта на заводе, когда невесть кто получает возможность вот так просто шататься по стратегически важному объекту, который, по идее, должен находиться под постоянным наблюдением, где на каждом углу должны быть охранники! Наверняка Ким Дружинин (режиссер «Танков») вдохновлялся «Турецким гамбитом», где шпион мог совершенно незамеченным строить козни российским солдатам. Эпизод с героиней Аглаи Тарасовой, залезжей в борт грузовика – это нагло спертое клише хотя бы вон, из «Парка Юрского периода 2: Затерянный мир» 1997 года. Момент с цистерной с солярой у староверов, как и их «база» – это, наверное, дань уважения Кима Дружинина «Безумному Максу».
И напоследок: недавно наша спортивная драма «Движение вверх» была нещадно обругана, а пользователи принялись минусовать «зеленые» отзывы, словно давая понять, что не потерпят лжи от рецензентов. Применительно к «Движению» говорят, что в нем мало чего осталось от реальной истории. Так вот интересно, а какое мнение будет о «Танках», ведь там, кроме пробега из Харькова в Москву, более нет ничего реального – вся остальная история вымышлена и представлена исключительно ради зрелищной картинки. Неужто и применительно к этой картине будет такая же реакция? Поживем-с – увидим-с.
Впрочем, смотреть Вам. Свое мнение никому не навязываю.
Можно много спорить о спекуляциях современного российского кино, но факт остается фактом – Ким Дружинин правильно поймал волну с «28 Панфиловцев». Репутация должна была сделать свое имя и «Танки», новый проект на тему Великой Отечественной, казался лучшим выбором для постановщика. А учитывая и ещё и практически неприкрытую ориентацию на фанатов знаменитой онлайновой компьютерной игры, сопровождающей и рекламную кампанию фильма, кажется, можно было ожидать привлекательное, пусть и очевидно глуповатое зрелище. Увы, после знаменитой открывающей заставки студии «20-й век Фокс», навевающей сразу ассоциации с неплохим качеством, следуют первые сцены и сразу возникает желание спрятать лицо в ладонях.
Во-первых, что очень странно, «Танки» снят исключительно с позиции Голливуда, хотя, очевидно, это не та тема и абсолютно не тот подход. Имею в виду, что «Танки» ориентируется скорее на какую-то бессмысленную комикс- или экшн-эстетику, а не на концепт военного фильма как такового. Конфликт в «Танках», ну, никакой. Герои – они герои, потому что герои, антагонисты злые, ну, просто потому что все знают кто такие фашисты и какими гадинами были доморощенные «белые» войска. Весьма странная логика; даже в современных Голливудских кинокомиксах в последнее время стараются прописать четкие мотивации для героев и злодеев. А если добавить в сюжет и вездесущую «кровавую гэбню», потерявшую берега от ощущения безнаказанности, то «Танки» окончательно теряют смысловую ценность. Вместо того, чтобы показать усилия человека-творца – инженера и создателя выдающегося технического решения не при помощи, а вопреки государственной машине, показывают каких-то одномерных персонажей и высосанные из пальца «геройские» поступки. Сюжетные дыры только довершают бедствие сценария.
«Танки» состоят по сути из двух сюжетных линий. Речь идёт о приключении антагониста-диверсанта в советском тылу и, само собой, команды инженеров-конструкторов, отправившихся через просторы Союза прямо на смотр танков товарищем Сталиным. Сюжетная линия последних часто сбоит из-за того, что сценарий теряет чувство времени и путается в своей собственной вселенной, а также из-за того, что по каким-то причинам одиссея двух танков напоминает приключения из «Безумного Макса». Герои встречают каких-то махновцев, напоминающих ковбоев, а также влипают в различные неприятности. Из неприятностей танки выходят, само собой, при помощи бронебойной дипломатии, только вот танки в киноленте действуют по всем законам комиксной вселенной. Довершает столь залихватский экшн (который, к слову, наверное, почти полностью показан в трейлере) приевшиеся в мейнстримовом развлекательном кино элементы: ненужная обнаженка, натужный пафос, выедающие мозг клише и, наконец, апофеоз безумия - заскорузлый и помятый Иосиф Виссарионович, решивший осмотреть секретные разработки прямо на Красной Площади.
Лично я не имею ничего против исторической фантазии и достойного кино, пробуждающего патриотические чувства. Но только не в такой форме. «Танки» действительно больше напоминают экранизацию известной в русском сегменте интернете игры, в которой, как известно, отсутствует сюжет.
Я смотрел фильм '28 панфиловцев', хоть мне и не понравилось в целом, я решил всё-таки сходить и на 'Танки', ожидая большего.
Начну с того, что мне не понравилось уже название, оно 'плоское и не живое', но я всё равно пошел, поскольку исторический момент сам по себе интересен и я думал, что именно он всё спасёт!
Увы, хороший человек еще не значит хороший режиссер, так я могу сказать про Кима Дружинина! Видно, что человек радеет за то, чтобы снималось хорошее кино, а не просто пилился бюджет. Видно, как действительно патриотичны по своей сути побуждения. Однако всё это увы не рождает хорошее кино!
Рассказывать о фильме и сюжете не буду. Оценю основные составляющие работы коллектива:
1. Актёрский состав на мой взгляд не справился со своей работой вообще, от слова совсем. У меня сложилось впечатление, что я смотрел какой-то студенческий спектакль третьего курса! Диалоги вымученные, лица каменные, движения скованные, всё что я могу сказать про основных героев, причем Мерзликин мне кажется справился хуже остальных!
2. Сценарий и режиссура! Самое слабое место фильма это совершенно издевательский сценарий, почти каждый эпизод фильма вызвал у меня какое-то недоумение, возмущение и почти гнев! В кинокартине происходил какой-то 'марвеловский' абсурд, а не 1940 год! Из фильма сделали детский комикс, а не героическую картину про героических людей!
3. Операторская работа! Осветители, операторы и монтажеры меня порадовали, смотреть картинку приятно и это спасает фильм от провала, поскольку выкинь из него всю красоту и ничего в нём не останется!
Что объединяет фильмы '28 панфиловцев' и 'Танки'? Метод работа в стиле пересказа, Ким Дружинин не переживает истории, его герои их не переживают и мы вместе с ними, нам лишь показывают цепочку событий никак не углубляя нас в неё, сильно со стороны. Герои в фильме почти не меняются, их чувства для нас слабо понятны, в том числе из-за слабости самих актёров!
Уровень фильма: 'Я стал бы его смотреть, если бы мне нечем было заняться и ничего другого у меня нет'
+ 1 бал за старания и желание снимать кино о великих событиях!
К сожалению, фильм «Танки» можно отнести к той плеяде современных фильмов, которые под маской исторического кино скрывают унылый приключенческий боевик. История, построенная вокруг пробега двух опытных танков Т-34 из Харькова в Москву, не имеет кроме этого факта ничего общего с реальной историей.
Герои прописаны в фильме весьма условно. В хорошей команде кроме умного главного конструктора, двух безымянных механиков-водителей есть только девушка и туповатый особист. Актеры справились со своей задачей неплохо.
Их антагонисты - не менее умные немцы, совещающиеся на фоне нелепого портрета Гитлера и недобитые белогвардейцы. И те и другие уместнее смотрелись бы в «Гитлер копут!», а не в картине, претендующей на историчность.
Нелогичность мотивов героев и сюжетных ходов тоже не добавляет фильму плюсов. Сюжет подводит к слабой кульминации, и хотя трейлер фильма выглядит неплохо — тратить на него время не советую.
Я прекрасно понимаю, что художественный фильм, в том числе снятый по реальным событиям, не обязан строго следовать историческим фактам. Его задача - увлечь зрителя, донести основную мысль до широких масс максимально доступным способом. Предыдущий проект Кима Дружинина '28 панфиловцев' был именно таким. Споры о том, как на самом деле выглядел тот бой, на каком месте он произошёл и сколько солдат в нём участвовало не утихают до сих пор, но это не помешало состояться отличному, на мой взгляд, фильму о Великой Отечественной войне, отдающему дань уважения воинам, отчаянно сражавшимся с врагом. А вот с 'Танками' всё получилось иначе.
По сюжету генеральный конструктор и создатель танка Т-34 Кошкин в исполнении Мерзликина (удивительно внешне похожего на своего героя), вместе с сотрудником НКВД и механиками-водителями отправляется в танкопробег из Харькова в Москву, чтобы показать опытные образцы руководству страны. По пути им предстоит встретиться с местными бандитами, диверсионной фашистской группой, и прочими препятствиями, не способными впрочем остановить легендарный танк на пути к столице. Очевидно, что из всего показанного имеет отношение к истории лишь сам факт танкового пробега, остальное придумано для более динамичного и драматичного повествования, но количество логических дыр и нелепых моментов не позволяет воспринимать фильм хоть сколько-нибудь серьёзно.
Бандиты здесь как будто перекочевали из 'Свадьбы в Малиновке'. Не хватает только Попандопуло, для полного ощущения дежа вю. Карикатурность членов шайки усугубляется оформлением их лагеря, перекочевавшее из мира 'Безумного Макса'. Только деградация отшельников в нашем случае обусловлена не последствиями ядерной катастрофы, а приходом Советской власти, от которой скрываются в болотах горе-разбойники.
Диверсанты - это отдельная песня. Такое ощущение, что их набирали по принципу максимально страшного выраженная лица, а также полного отсутствия интеллекта и военной выучки. Апофеозом безумия выступает сцена вытаскивания танка из оврага пособниками фрицов на мотоциклах и последующая фееричная гибель их опытного предводителя с лицом Кощея, ораторскими способностями Герасима и сообразительностью Волка из 'Ну, погоди!'. Смотрится это всё конечно весело, но уж слишком по-детски.
Патриотическое кино в стране необходимо. Другой вопрос, что если сделать его плохо, то эффект может быть прямо противоположным. 'Танки' - это приключенческое фэнтезийное роуд-муви в Сталинскую эпоху, с романтикой 'Неуловимых мстителей' и достоверностью 'Гитлер капут!'. Не рекомендуется к просмотру лицам старше 12 лет.
P.S. Окончательно убеждает в 'серьёзном' отношении авторов к материалу пересказ в концовке фильма интернет-мема о сравнении управления танком с ездой медведя на одноколёсном велосипеде.
Видимо, разбив пару режиссеров пополам, получаем и качество фильма 'пополам'...
Фильм '28 панфиловцев' смотрел раз только семь буквально впритирку к экрану, пытаясь рассмотреть все (ВСЕ!!!) мелкие, но такие значимые детали сюжета, операторской и режиссерской работы... и каждый раз замечал все новые какие-то ракурсы, операторские планы, мелочи обстановки, мелкие жесты и действия актеров, которые не отвлекали от самого фильма, а невообразимым образом обогащали сюжетную линию. Потом смотрел фильм еще раз семь, просто чтобы еще и еще ощутить дух боевой обстановки, патриотизм, героизм. Пусть компьютерная графика была заметна, пусть мало общих планов битвы, пусть незначительные ляпы - этот фильм еще раз легко соглашусь посмотреть.
С фильмом же 'Танки' совсем 'другой коленкор' вышел. Фильм весьма неплохо снят оператором, актеры сыграли правильно в рамках своих ролей, но... не хотелось бы видеть столь поверхностным наше текущее и будущее кинематографа. Такое ощущение, что пытались втиснуть в отведенное время необходимый минимум. В школе за сочинение, составленное подобным образом, поставили бы пометку на полях 'Тема раскрыта слабо'. Не спорю, фильм удерживает внимание зрителя действием, но само действие не передает каких-то эмоций, кроме приевшегося уже а-ля 'Угнать за 60 секунд'.
Нет раскрытия характера главного конструктора - он просто упрямец, который пошел наперекор руководству или все же героический патриот, спать и есть не желающий без ощущения гордости за Родину? Зачем Катаева, специалист по броне, вообще собралась ехать в пробег? Если за своей любовью, то он как раз изначально не ехал. Если за славой - то что она хотела потом с ней делать? Почему на всем заводе оказался всего один НКВДшник, отвечающий за новейший секретный производственный проект? Почему он самолично взял на себя функции контроля и обеспечения безопасности пробега, не поверю, что в соседней воинской части не нашлось еще одной 'полуторки' со свободным взводом солдат, которые в случае чего могли бы и на руках танк вытащить из любой передряги?
Много всего от в этом фильме от российских фильмов-однодневок, которые сейчас идут по ТВ - смотреть можно один раз и потом вспомнить лишь по скопированному из одноименной аркадной онлайн-игры названию.
Повторю высказанное 'всеми горячо любимым' чиновником: - 'Фильмы должны быть правильными'. Только вот если фильм при этом будет на один раз, то и восприятие его лозунгов и призывов будет таким же.
Дико скучаю по старым фильмам, несмотря на все их недостатки. Потому часто их и пересматриваю. Потому есть, с чем сравнивать. Потому призываю, если уж собрались режиссеры выполнять указы руководства страны, не комкать сюжеты, не множить сопли и мыло на экране, не опускаться до западных стандартов привлекательности кино (а-ля Тарасова неглиже). Мы - самобытная нация, русская цивилизация, уникальный менталитет и т.д. Берите от других лучшее, а не всякий мусор, которого предостаточно накидали уже и без вас.
И еще особо хотелось бы отметить работу звукорежиссера - надоело вслушиваться в диалоги, надоело глохнуть от резко возросшего накала музыки. Причем это было и в фильме '28 панфиловцев', но там на это просто закрываешь глаза из-за качества самого фильма и просто пересматриваешь. А тут даже пересматривать нет желания - не услышал, ну и туда ему и дорога...
Короче, считаю, для режиссера-новичка - весьма неплохо, если ты перешел от видеомонтажа своих роликов на Ютубе к съемке полнометражки. А для человека, создавшего, пусть и в паре с другим весьма инициативным Шальопой, предыдущую колоссальной сложности и успешности работу - весьма и весьма удовлетворительно.
Но на то и рецензии, чтобы услышать и прислушаться...
А для тех, кто читает только начало и конец рецензии: 'Уважаемый режиссер, искренне желаю вам бОльших успехов в будущих проектах'
Как бы биографический фильм о создателе знаменитого Т-34 - Михаиле Кошкине (Андрей Мерзликин).
Фильм, конечно, не биографический... Скорее, хореографический - такого числа пируэтов в историческом материале давненько не было. Хотя в основе вроде бы лежит реальный факт - испытания танка в 1940-м году, вылившиеся в пробег Харьков-Москва-Харьков, в котором героев ждут самые разные препятствия...
Но, как обычно, авторы решили выпендриться и не удовлетворились традициями разных реализмов и символизмов в советском (и не только) кино. Теперь ведь надо привлечь молодёжь, а ее якобы не поймаешь на крючок классического пропагандистского фильма (типа 28 панфиловцев, поставленных той же бригадой киношников). Так что, отвлекшись на домашние дела после первых 25 минут, где появились не только создатели танка, но и уже сомнительные немецкие диверсанты, и вернувшись к экрану, я вдруг обнаружил там... людей в. .. форме! И, честно говоря, не сразу понял, кто это?! Клоуны? Диверсанты? Ан нет - это действительные. ..! Пардон - комиксовые. Поверить, даже на уровне сказки, в то, что в центральной России водится подобный (мало того, военный!) анклав, решительно невозможно. Посмотрите - чисто поржать...
Остальное - тоже тот ещё трэш. Все ж таки не 41-й год, а вороги разного калибра со своей техникой и с... 'правильными' лицами свободно ошивались в российской глубинке, чтобы наши же армейские части били бронебойными снарядами по нашим же танкам, чтобы в танке вдруг оказалась девушка, да ещё и специалист по броне, да ещё и блондинка, к тому же со светящейся от солярия кожей и вьющимися от химии распущенными волосами... Финал вообще выбивает из кресла, кого от возмущения, кого от смеха...
Да и в целом сама идея пробега как компьютерного квеста сомнительна. Тема не та. Впрочем... Проблема в нашем зрителе, особенно том, кто постарше. Его приучили, что тема войны, за редкими исключениями, трагична, жанровые эксперименты - удел Голливуда и, допустим, Франции с ее комедиями типа Большой прогулки и Ас из асов.
Но Минкульт (как написано в анонсе, идея фильма принадлежит лично министру) и прочие заинтересованные лица чрезвычайно упорны в обновлении киношной мифологии войны - тут тебе и фантастическая приключенческая драма (Мы из будущего), и пародия (Гитлер, капут!), и романтическая комедия (5 невест) и прочая-прочая-прочая. Почему бы тогда и не квест пополам с комиксом?
Только почему-то вся эта муть не работает. Кажется, что проблема в чрезвычайном осовременивании и ориентации на заграничные клише, а не собственные, ну хотя бы ценностные, традиции. А, может, и вовсе пора прекратить седлать эту патриотическую лошадку? Мы уже слишком далеко от того времени. Ведь не воспринимает же никто, несмотря на правильные слова о Родине (они, кстати, и в Танках есть), Гусарскую балладу как патриотическую вещь? Может, тогда не стоит и пытаться, а найти государству и другие темы для спонсирования? А то неловко получается - реальный Кошкин подорвал здоровье в зимнем пробеге, а киношный стал банальным авантюристом, совершающим летний вояж в Москву... Правда, не лёгкий, зато бредовый.
Фильм «Танки» один из невразумительных, но знаковых образцов нового российского идеологического кино, обыгрывающего современную национальную доктрину «осажденной крепости», предполагающей существование страны в условиях враждебного внешнего окружения, ежечасно вынашивающего идеи злобных козней и коварных планов в отношении ее главных достижений. Сама эта идея конечно не нова, ведь один из ее непосредственных вдохновителей как раз и будет встречать в фильме предсерийный «Т-34» на Красной площади. В кинематографическом воплощении она сквозной нитью проходила сквозь многие советские фильмы 30-40 годов прошлого века и вот теперь получила новое дыхание в «правильном» историческом кино, показывающим зрителям на экране некую параллельную нашей, предельно мифологизированную реальность.
Ровно через год после событий, о которых рассказывает фильм, Борхес напишет свой самый знаменитый рассказ – «Сад расходящихся тропок», в котором доступным литературным языком предскажет квантовую теорию множества параллельных миров. Как и в этом рассказе, вся историческая основа «Танков» это очередной «сад расходящихся тропок», некий условный, лубочно-красочный параллельный мир, в котором не нашлось места для рассказа о суровом, но банальном и без всяких происшествий перегоне двух новых танков конструктора Кошкина из Харькова в Москву в холодном марте 1940 года. В реальном мире этот перегон танков отметился только одним событием - на обратном пути из Москвы в Харьков Михаил Ильич Кошкин сильно переохладится, простынет и через несколько месяцев умрет от пневмонии. В параллельном, теплом, ярко-летнем мире фильма таким бытовым ужасам места не нашлось и главному конструктору простудиться будет сложно, да и расслабляться особо будет некогда, ведь все путешествие из Харькова в Москву будет насыщено комиксовыми приключениями в стиле «Неуловимых мстителей».
И в этом отношении всех создателей «Танков» хочется похвалить за неудержимый и не ограниченный никакими рамками полет фантазии, ведь в параллельном мире действительно возможно все. В стране победившего социализма могут преспокойно сосуществовать мощные белогвардейско-петлюровские банды, сексуальные девушки металлурги, ржавые сразу после выхода с конвейера танки, внутри которых можно гулять целыми семьями и группы эсесовцев, лихо рассекающие по центру России на горячих конях и крутых мотоциклах в стиле «Безумного Макса», разговаривая при этом на чистом русском языке. В этом удивительном мире начала сороковых, созданном в «Танках» под эгидой «Военно-исторического общества России», женщины служат офицерами «СС», вдоль дорог протянуты вышки высоковольтных проводов, на огромных просторах полей никто ничего не сеет и не жнет, а злобным нквдшникам, чтобы перевоспитаться и открыть в себе неведомые таланты достаточно просто посмотреть на рассвете на голый зад Аглаи Тарасовой. И когда ты видишь все это своими собственными глазами, то не можешь не испытывать благоверный восторг от осознания истинной мощи современного российского постмодернистского киноискусства, не стесненного не только рамками бюджетных средств «Фонда кино», но и элементарными логико-смысловыми связями.
Впрочем, все нелепые эксперименты фильма в стиле российского роуд-муви-стимпанка и ранних фильмов Гая Риччи можно было бы отнести скорее к его плюсам, чем к минусам, если бы они не были привязаны к реальным историческим событиям и людям и были подкреплены красиво снятым экшеном, боевыми сценами да еще с хорошим довеском юмора. Но всего этого в фильме практически нет, как и внятных диалогов, раскрывающих характер основных персонажей. Несмотря на то, что «Танки» снимались к 120-летнему юбилею знаменитого конструктора, в нем практически ничего не осталось от многоплановой и сложной личности Михаила Ильича Кошкина и сыгравший его Мерзликин просто растворился к финалу на фоне вымышленных персонажей, введенных в сюжетные линии фильма. Зато через весь сюжет проходит незыблемая фигура отца народов, скрепляющего его своим сакральным величием. Изначально фильм так и назывался - «Увидеть Сталина» и только в январе этого года, после запрета Минкультом показа в России «Смерти Сталина», обрел название «Танки». Усатый вождь встречает зрителей хитрым прищуром уже в самом начале фильма, внимательно наблюдая за ними с огромного плаката в цехе Харьковского тракторного завода, священно-трепетное уважение к нему сквозит во многих диалогах главных героев и именно он - все понимающий, терпимый и мудрый Сталин, излагающий свои мысли крылатыми фразами, будет ждать их на Красной площади, недвусмысленно намекая на то, для чего на самом деле был задуман и снят весь этот балаган.
Но даже без Сталина незамысловатые идеологические посылы фильма становятся очевидными в главном диалоге между конструктором Кошкиным и подлым рабоче-крестьянским предателем, почему-то мыслящим на уровне современных западных демократов. «Go West!» уважаемый, убежденно говорит Кошкину «Мальчиш-плохиш». На Западе ведь и города чистые и люди воспитанные и добрые, и авторитарных начальников нет и возможностей для самореализации на порядок больше. Но нет, отвечает ему верный партии и вождю «Мальчиш-Кибальчиш», предугадывая основные тезисы «чучхе», мы все будем делать в своей стране сами и только с опорой на собственные силы. Тщательно продумав и выверив каждую фразу этого фундаментального диалога, создатели фильма видимо посчитали свою миссию выполненной, потому что после него фильм скатывается уж в совсем лихой треш, далеко выходящий за рамки стандартного осмысления и тем более рецензирования.
В целом все события фильма, очень быстро проносящиеся на экране, оставляют после себя удручающее впечатление совершенно сумбурной, сырой и дешевой постановки, которая мечется между слабыми попытками создания некоего аналога альтернативной истории сороковых годов прошлого века, приключенческим кино-комиксом и современным идеологическим манифестом. Но, как сказал не так давно один из наших больших чиновников: «сейчас важно снимать не хорошее, а правильное кино». «Танки» идеально укладываются в эту концепцию, потому что это очень слабое, но зато «правильное» кино. Вот только в его финале как никогда зловеще звучат строки из любимого вождем народов «Марша советских танкистов», написанного в 1939 году для фильма «Трактористы»:
«Гремя огнем, сверкая блеском стали
Пойдут машины в яростный поход,
Когда нас в бой пошлет товарищ Сталин
И первый маршал в бой нас поведет»!
Степь, где за день единственным событием стала пролетевшая перекати-поле – такие же эмоции вызывает этот фильм. Кино, где неплохие актеры изображают манекенов, никакого развития персонажей, ни одного развернутого характера. Диалоги, видимо, трижды перевели в онлайн переводчике не лучшего качества, сначала на два иностранных языка, а затем обратно на русский, чтобы вышла полная чепуха, потому что так обычный человек, тем более из начала 40-х, да и сейчас не разговаривает. В дубляже боевиков двадцатилетней давности (надпись на табличке..) больше смысла и реальности происходящего.
Результат оригинального танкопробега выдающегося советского инженера КошкинаМ. И. известен уже почти 80 лет. В фильме же строится изначально мертворожденная интрига с бесконечно клишированными, скорее даже отмороженными недокиборгами, немцами. Зачем? Да незачем, и так сойдет!
Если бы штампы и клише кинопроизводства были материальными, то этот фильм отгрузил бы два вагона. Ни радости, ни грусти, ни сопереживаний, ни того же патриотизма – этот фильм не вызывает ничего. «Танки» не восхваляют и не унижают советских инженеров и рабочий т. к. этот фильм про «ничего». Просто два прототипа достойного танка покатались полтора часа, за это спасибо, за двух лучших актеров, исполнивших свои роли.
Перед днём победы, наши киношники выпустили новое творение при поддержке фонда кино и военно-исторического общества. Рабочее название проекта обрётшего потом название 'Танки', было 'Увидеть Сталина'. Вроде бы и Мерзликин в главной роли, вроде бы кино про такую интересную тему, как принятие на вооружение РККА среднего танка Т-34, ставшего одним из символов победы советского народа, вроде бы и Ким Дружинин, один из режиссёров '28 панфиловцев' но... Но на поверку, 'Танки' оказались чем-то одноразовым и дешёвым. Но обо всём по порядку.
Итак... 1939 год. Бои на Халхин-Голе показали, что РККА нуждаются в новом танке с мощной бронёй и хорошей огневой мощью. Разработки вели несколько конструкторов, на ум приходят две фамилии - Жорес Котин, создавший тяжёлый танк КВ-1 и Михаил Кошкин - генеральный конструктор Т-34. О последнем и пойдёт повествование.
Путь тридцатьчетвёрки перед принятием машины на вооружение, оказался тернистым. Эта история известна и в литературе хорошо описана. Для того, чтобы принять машину на вооружение, Кошкин возглавил пробег от Харькова до Москвы, в лютые 15 -20 градусные морозы, где серьёзно простудился и умер впоследствии от тяжёлого воспаления лёгких. Результатом этого пробега стало принятие танка на вооружение РККА.
Есть ли это в фильме? Нет. Мы видем какой-то ремейк 'Безумного Макса' перенесённый в предвоенный СССР. Здесь и казаки-белогвардейцы смахивающие на банды Булах-Булаховича, видимо недобитые чекистами в годы Гражданской войны. Мы видим немецких диверсантов пытающихся уничтожить первые 34-ки. И это в стране, где была всеобщая подозрительность, доносы, да и органы НКВД действовали эффективно. Кстати говоря, авторы в первых титрах написали, что основа событий реальная, но в фильме есть вымысел. Это явно было сделано после того, как не так давно авторов фильма 'Движение вверх' обвинили в исторической недостоверности, дабы избежать каких бы то ни было судебных исков. Это понятно.
Ясно, что любое художественное произведение имеет право на вымысел. Но, вымысел не должен перекрывать реальную канву. Последний раз подобное несоответствие я видел в 'Викинге'.
Зато у фильма есть посыл. Дружок, враги! Повсюду враги! Бойся и будь аккуратен. А что вы ожидали, если автор идеи фильма - псевдоисторик Мединский? Да и курируемое им военно-историческое общество только и может открывать мемориальные доски Маннергейму в Санкт-Петербурге (это тоже самое, что во Владимире поставить памятник Батыю, или в Минске - гауляйтеру Кубе), ставить памятники Калашникову с изображением штурмовой винтовки Шмайссера образца 1944 года, а в ответ на замечания, отвечать, мол нас это не касается. Так и с 'Танками'. Кроме идеи патриотизма, желания пожертвовать собой ради дела всей жизни, фильм 'Танки' не имеет никакой художественной ценности. Никакой.
Но по всем правилам критики, в любом, даже самом паршивом произведении, надо найти и положительные черты. Во-первых: это драйвовая музыка. Действительно отображающая экшен в фильме. Во-вторых: в качестве Т-34, сняты первые, именно первые образцы 34-ки, с трапецивидной башней. Не Т-34-85 которые можно увидеть в фильмах про Сталинград и Курскую дугу (34-85 вошли в производство в январе 1944), а образцы 1940 года. На этом плюсы заканчиваются.
Если вам хочется посмотреть фильм с прилючениями а-ля 'Безумный Макс' перенесённый в советские реалии, тогда милости просим. Если вы желаете увидеть, что-то серьёзное и действительно героическое, рекомендую фильм Свердловской киностудии 'Главный конструктор' 1980 года. Он конечно, не документальный, но он гораздо реалистичней чем нынешние поделки фонда культуры военно-исторического общества.
P.S: Мелочь, но всё же. Танк КВ-2 не мог находится на Красной площади, так как все 5 выпущенных танков этого типа находились на советско-финском фронте, где прорывали укрепления линии Маннергейма. КВ-2 не мог приниматься на вооружение в марте и быть выставлен как экспериментальный образец, так как было сказано выше, во-первых: участвовал в Зимней войне и во-вторых: уже был принят на вооружение РККА.