Несколько лет назад молодой парень Сатору Мияваки спас сбитого машиной бродячего кота. Смышлёный четвероногий сразу покорил Сатору, да и старые воспоминания дали о себе знать. Ещё ребёнком он привязался к котёнку по имени Хати (с японского – «восемь), однако обстоятельства развели их жизненные пути. Впоследствии пушистика сбила машина, а сам Сатору не смог приехать даже на похороны. И вот теперь похожая судьба нового котёнка даёт парню шанс – и Сатору его не упустит. Вместе с Нана (с японского – «семь»), названного так из-за характерного искривления хвоста, они постигают азы холостяцкой жизни, учатся любить жизнь, несмотря на все подкидываемые ей «сюрпризы», вспоминают прошлое, задумываются о будущем. Только жизнь практически всегда оказывается «полосатой».
В целом фильм достаточно интересный. Если учесть, что японцы очень щепетильно относятся к кошкам, довольно часто даже обожествляя их (вспомнить хотя бы «манэки нэко» - так популярный в Стране Восходящего солнца обычай «манящей кошки» или «кота, приносящего удачу), то многое становится понятным. Почему Сатору так дорожит Нана и практически неразлучен со своим четвероногим другом. Почему так заботится о его будущем, когда собственное – ещё под большим вопросом. На мой взгляд, Хиро Арикава очень хорошо удалось передать всю проблему ситуации, вдохнуть в свою киноленту настоящую философскую струю, так что, завершив его просмотр, задумываешься о главном. Однако здесь же заключена и некоторая проблема «Хроники путешествующей кошки».
С одной стороны, лёгкая и довольно топорная актёрская игра ряда персонажей могут ориентировать зрителя на подготовку к простенькой истории о приключениях домашнего питомца. Однако важность поднятой проблемы, глубина затронутых вопросов и тот посыл, к которому в итоге приходят создатели – имеет гораздо более глубокий смысл.
Определённым недостатком картины является то, что истинную причину обстоятельств, заставивших Сатору расстаться с любимой кошкой и подыскать ей каких-нибудь новых хозяев, вполне очевидны уже с самого начала сюжета. По крайней мере, я практически сразу о них догадался. От того теряется эффект неожиданности, который так важен для восприятия истории. Помните, как знаменитая история Хатико породы акито-ину?
Коитиро Мики в небольших хрониках-эпизодах, посвящённых тем или иным персонажам, удалось достаточно хорошо и убедительно раскрыть их характер, внутренний мир и взаимоотношения с главным героем. Та же связь с тётей Норико, некогда заменившей ему мать – доброй и отзывчивой, готовой на любые поступки ради близкого человека. Другом детства Коскэ, с которым нашему герою пришлось расстаться ещё в раннем детстве, однако дружба с ним круто изменила судьбу обоих. Наконец, первая любовь к Тикако, павшая жертвой дружбы с его лучшим другом Суги. Очень жаль, что адаптируя одноименный роман Хиро Арикава к экранизации, Эмико Хиромацу опустил историю Ёсиминэ. Все эти герои некогда сыграли важную роль в жизни Сатору. Неудивительно, что парень решил доверить им своего кота Нана. А может, он преследовал нечто большее? Досмотрев фильм до последней хроники, вы всё поймёте.
Киноленту ждал ещё несколько лет назад, во многом из-за участия в ней Фукуси Сото и Такахата Мицуки – моих любимых актёров. К тому же режиссёром выступил Коитиро Мики, автор «Иллюстрированной книги растений» (2016). Совсем недавно прочитал одноименный роман Хиро Арикава и удивился, насколько дословно фильм повторяет оригинальную историю. Разве что хроника Ёсиминэ оказалась пропущенной. Многие актёрские диалоги, мысли кошки Нана – буквально списаны с книги. Глядя фильм, всё время задумывался – насколько трудно было снимать картину с участием кошки? Ведь это не дрессированные собаки-актёры.
Картина грустная и одновременно жизнеутверждающая. Нана и его хозяин путешествуют к морю, отправляются на вершину легендарной горы Фудзи, вспоминают события детства и юности. Постепенно перед нами раскрывается весь внутренний мир Сатору и кошка начинает лучше понимать своего хозяина. А мы – то, что каждое мгновение в жизни нужно ценить.
6 из 10