По сюжету Лукаса, американского торговца драгоценными камнями, русская мафия отправляет в Санкт-Петербург закупить пробную партию голубых алмазов. Будучи профессиональным оценщиком, услуги Киану Ривза настолько востребованы, что он улетел на заработки в Россию, ведь деньги не пахнут.
Однако вместо Санкт-Петербурга, дорога привела Киану в сибирскую глубинку: там его встретили медведи, водка, балалайка. Ну, почти. Архетип русского мужика показан как резкий, придурковатый и чудной, но надёжный и верный. Архетип же русской женщины в лице румынской актрисы Аны Улару – коня на скаку остановит, в горячую избу войдёт! Категоричная, прямая, честная, любящая. В фильме присутствуют постельные сцены с Киану Ривзом и даже сцены орального секса. Причём, не подумайте, никаких «розовых соплей» и в помине нет. Суровый российский климат такому не способствует. Всё жёстко и по обоюдному согласию, ну или по принуждению. Мафия показана, на мой взгляд, хорошо и реалистично (даже лучше, чем в первой части «Джона Уика»). Неожиданно в сюжете появляется ФСБ, навязывая Лукасу свою волю.
Концовка фильма настолько же крутая, насколько драматичная. Вообще, «Профессионал» вполне мог бы стать завершением жизненного пути Джона Уика, во всяком случае, я воспринимал этот фильм именно так. Кино чем-то напомнило мне «Логан», наверное грустным послевкусием, эмоции вызвало схожие. Мне понравилось.
Это лучший атрибут фильма: не тянет никаких ударов в отказе от торговли обманом. Все на экране должно быть принято по номиналу, потому что ставки не нуждаются в дополнительной инфляции. Достаточно знать, что Волков - это бизнес, и, не колеблясь, стереть с лица вечную улыбку, когда это необходимо, и поверить, что Хилл полностью осознает эту истину. Но Лукас может бояться неизбежно насильственного противостояния, постепенно приходящего в фокус, и знать, что он покинет зону военных действий, прежде чем у любых пуль будет возможность начать летать. Таким образом, мы можем понять его отвлечение в силу и красоту Кати. Мы можем принять его отставку к не быть “хорошим человеком”, когда он берет ее в постель, зная, что его жена (Молли Рингуолд) ждет его возвращения домой.
Вопрос в том, препятствует ли это отвлечение жестким, часто невозможным выборам, необходимым для выживания. Их отношения начинаются на равных, потому что оба привлекаются к напористости другого. Но по мере того, как его график сокращается с небольшим, чтобы показать его проблемы, приоритеты не могут помочь сдвигу таким образом, чтобы чувства травмировались. И когда истина изложена, то, что можно было бы посмеяться за закрытыми дверями, очень быстро приобретает резкий фокус в открытую. Вовлеченность Кати становится меньше ответственностью за управление временем, чем эмоциональной. Есть причина, по которой он оставляет свою жену в Америке во время этих тенистых, изменчивых сделок. Если любой из его врагов может положить руку на ее плечо, вы можете поспорить, что они будут использовать ее для всего, что она стоит.
Предоставление этого любовного интереса является интригующим шагом кинематографистов, так как ее включение хочет, чтобы мы видели Хилла как человека, которого стоит спасти. Они пишут любовницу, чтобы доказать, что женатый человек обладает потенциалом любви. Это странно, правда? Поэтому их отношения становятся отвлекающим фактором для аудитории, потому что мы задаемся вопросом, какие личные последствия будут иметь место. Хотя Габби Рингвальда зарабатывает в общей сложности около двух минут экранного времени, ее существования должно быть достаточно, чтобы привести к примирению морали, сожаления или вины. Но ничего из этого не происходит. Как только у Лукаса и Кати обостряется интрига, тот факт, что он женат более или менее, полностью отпадает. Это тот Сибиряк, который становится главным мотивирующим фактором действий Хилла, так зачем вообще иметь жену?
Таким образом, то, что оказалось урезанным, напряженным триллером о находчивом преступнике, показывающем его характер со спиной к стене, на самом деле показывает, что это психологическое исследование характера бесстрастного автомата, находящего желание возродиться и вспомнить внутреннюю ценность жизни.
Надо уже давно понять и принять тот факт, что мы живем в эпоху метамодерна.
«Метамодерн — это неуловимая истина где-то посередине. Метамодерн воплощает в себе человеческий дуализм и непостоянство — «социацию», о которой ещё говорил социолог Георг Зиммель. Социация — это то, что объясняет суть человеческого.
Человек подобен маятнику, который постоянно мечется между двумя крайностями, стремясь к балансу, но так никогда его не находя.
Метамодерн не предлагает нам готовую идею или концепцию, а предлагает найти её самостоятельно, используя «осциллирующее движение».
Киану Ривз явно хотел передать дух классической русской литературы — здесь прослеживаются острые мотивы Достоевского, облаченные в форму современной реальности.
«Раскольникову казалось, что он хорошо обдумал и точно рассчитал все возможные обстоятельства. Но реальная жизнь оказалась гораздо сложнее.
Раскольников попал в полицию, где навлек на себя подозрение в совершении преступления. Началась его долгая и мучительная борьба со следователем.
Раскольников пытался сбить следователя с толку, но в результате происходящей в нем внутренней борьбы и беспокойства сам способствовал своему разоблачению.»
Грубо говоря, мы видим хорошую историю дружбы, любви, измены, предательства и верности, хорошую театральную постановку, когда в финале мы видим исход событий, занавес падает, а зал встает в овациях.
Думаю, что Киану Ривз снял то, что хотел. Именно в этом заключается суть авторского произведения, которое не укладывается в рамки мейнстрима. Это просто хорошее кино, хорошая история про добро и зло, про любовь и ненависть, про Америку и Россию, про людей, хороших и плохих, про мир, жестокий и холодный как Сибирь.
Главная проблема этого фильма - переведённое название. В оригинале фильм называется 'Сибирь'. Когда идёшь на фильм под названием 'Профессионал', вспоминаешь Бельмондо и Стекхема, и ждёшь динамичный боевик.
Киану Ривс же снял драму. Он в главной роли и он главный на площадке. И складывается ощущение, что этот фильм отражает его какие-то личные переживания, включая перезрелый в извращённой форме кризис среднего возраста и далёкие российские корни.
Думаю, этим объясняется то разочарование, которое испытывает большинство от кино.
А если проигноировать эффект обманутых ожиданий, то остаётся достаточно неплохой фильм. Мне, например, понравилось то, что Россия показана без особых штампов. Русские в фильме страшные, но добрые и готовы помогать; Сибирь - это часть России, а не отдельное какое-то государство; в Питере - тепло и солнечно, а не бесконечная зима.
Неожиданное обилие секса, не характерное в общем, для современного кино, сначала как-то даже удивляет. Но я, кажется, понял в чём тут режиссёрский замысел: главному герою 51 год, даме его за 30. И через секс тут приходит любовь. А фильм-то про любовь, про дружбу, про обиды и прощение. И про наказание, конечно.
Даже сцена с посткокаиненым 'братанием' оказалась уместной. Не думаю, конечно, что в реальной жизни у граждан торгующими алмазами с голубиное яйцо подобное братание активно практикуется, но кто его знает на самом деле? В любом случае это ещё способ показать любовь двух взрослых людей.
И мне показалось, в этом фильме мы узнали немного самого Киану Ривса. Вот он такой на самом деле, молчаливый страдалец, в чьей жизни происходит много, а остаётся - чуть.
Если ещё не смотрели, то посмотрите, хотя бы их любопытства.
Качественное авторское кино. Смотрится на одном дыхании
Фильм грустный, глубокий и сильный. Невыносимо читать бесконечно негативные и поверхностно-несправедливые отзывы, пришлось специально здесь зарегистрироваться, чтобы написать наконец хоть одну позитивную рецензию. Живу не в России, смотрела на английском, может быть на восприятие повлияло отсутствие перевода и дубляжа.
Смотрела трижды: при первом просмотре не до конца поняла сюжетную линию, но сразу оценила общий колорит и атмосферу, музыку, цитаты и реминисценции. При втором просмотре стало очевидно: сюжет не ключевая составляющая, и основная задача - показать бескомпромиссную правду жизни. В третий раз смотрела ради удовольствия от режиссерской и актерской работы. Буду обязательно пересматривать ещё.
Киану Ривз как всегда прекрасен: ослепительно красив и глубоко, убедительно психологичен. Критикам, которые упрекают его в якобы деревянной игре и отсутствии эмоций, рекомендую смотреть Киану в глаза. Особенно впечатляет сцена с фсбешниками: такое пронзительное отчаяние в кино редко кому удавалось сыграть. А ожидающая надежда во взгляде в сцене прощания с женой? Смотрите Ривзу в глаза, господа критики, надеюсь, вам многое откроется в его гениальной игре!
Павел Лычников и Ана Улару - это настоящее открытие для меня: потрясающие актеры, составившие Ривзу органичный и гармоничный ансамбль. Супер-профессионалы! На месте Станиславского можно сказать им только одно: ВЕРЮ! Никогда раньше о них не слышала, теперь обязательно пересмотрю их старые фильмы и буду следить за новинками.
В защиту режиссера, только один штрих, остальное постарайтесь увидеть сами. Серо-сизый лес в финале и секундное вкрапление теплых желто-розовых тонов постельной сцены. На аналогичном цветовом контрасте был снят 'Маленький Будда' великого Бертолуччи (если не усложнять и смотреть только фильмографию Киану Ривза). Режиссер наверняка знает, что, зачем и почему он делает. Не сомневайтесь в профессионализме, компетенциях и таланте Метью Росса.
Фильм о любви, как высшем смысле, единственной настоящей ценности и цене человеческой жизни. О сострадании, самопожертвовании, нежности. Между мужчиной и женщиной - это большая редкость в наше время. Рыдала. Рекомендую взрослой аудитории.
В каждом фильме есть (предполагается) несколько уровней: сюжет, постановка кадра, свет, реквизит, игра актеров, музыкальное сопровождение, и режиссура, которая собирает всё это воедино для создания именно того эффекта истории, который задуман авторами. А эффект этот заключается в донесении до зрителя некоей абстрактной идеи.
Именно этой идеей фильм подавляющему большинству зрителей и критиков и не нравится.
Дело не в клише про бандитов и шлюх, не в русской водке и не в американской страсти к наживе, и даже не в оральном сексе. Главный вопрос фильма озвучен Борисом в его диалоге с Павлом («Расскажи ему про шведа»). Борис отвечает: «Паша, ну зачем? Другу это можно рассказать. Врагу - можно. А он – кто? Ты кто?» Этот вопрос, обращенный к главному герою, подсознание зрителя воспринимает тошнотой на уровне собственного желудка. Потому что ответить на него нечего. Да, главный герой - совсем не герой; не Друг, не Враг – не дорос он за 51 год до этих званий, но под прессом развивающихся ситуаций профессиональный и прагматичный торговец переживёт внутреннюю революцию и попытается хотя бы в 51 год дать ответ на этот вопрос. Хотя бы самому себе - как может, не рассчитывая на блистательную победу над «деловым партнером» и «сотрудниками органов». Но это не экшн про супергероя, это драма. ДРАМА. И каждый зритель нутром понимает, что в тот момент, когда жизнь поставит перед тобой вопрос: «А ты, собственно, кто?» – придется что-то за свой базар ответить, и чем больше задумываешься над этим ответом, тем больше тошнит.
Что можно сказать о фильме, в смысле которого есть то, за чем во первых спрятан ряд субъективных чувств, доступных исключительно тем, кто эти чувства переживал, во вторых то, что затрагивает национальную и патриотическую данность тех, кто картину смотрит?
Раскладываем ситуацию таким образом:
- если опыта нет, так называемого смысла человек не увидит - картина не тронет, взгляд будет положен либо на следующий пункт, либо на недостатки в том, что понять невозможно в силу отсутствия того самого субъективного опыта - сценарий, игру актеров, монтаж и т.д.
- если просмотр перекрывает имеющуюся картину мира, то иной взгляд, а в слове 'перекрывает' это уже подразумевается, вызовет как минимум недовольство, негодование. Если сюда добавить национальную и патриотическую промывку мозгов и уязвлённое национально-этническое эго - 'не так сыграли, всё переврали' то можно смело снимать ещё несколько баллов. Проблема оценки в том, что она субъективна, и каждый со своей колокольни увидит то, что он увидит, и если зарубежные режиссёры видят в том, что называют наши зрители 'говно', то это не значит, что они то самое говно в этом и видят. Не нашёл ни одного момента, который бы задел национальную гордость или патриотические чувства. Всё 'как есть', местами даже гораздо приятнее, чем есть в реальной жизни. И о чём можно сказать, когда человек 'говно' видит в том, что показывают другие, если те самые другие, говном могут и не считать то, что показывают. Извините за изрядное злоупотребление словом, на которое вы, возможно, обратили уже внимание.
То самое каменное и невозмутимое лицо Ривза, как многим кажется, и нелепая, если брать мнение коллег по цеху игра остальных актёров, в действительности является, по оценке человека, разбирающегося в человеческих чувствах и эмоциях (в силу выбора профессии) предстаёт наиболее достоверной и близкой к тем эмоциям и чувствам, что люди испытывают в подобных ситуациях, имея жизненный опыт, прописанный актёрам в этом фильме.
Сложно отойти от шаблонного восприятия этого мира и особенно кино, в котором есть моменты, затронутые в этом фильме. Но можно. Кто-то написал, что фильм предназначен для старшей аудитории. Дополню - старший, значит более опытный, значит более мудрый. Дополню следующей цитатой: мудрость приходит с годами, но чаще с годами приходят только года
Минус балл за главную беду главного героя, связанную с персонажем, имя которого нельзя раскрывать в связи с п. 6 правил размещения рецензий и за нелогичность в конце фильма (можно же было иначе поступить). Однако, драматизма бы не было.
Он закодирован. Но идея есть. Это не фильм «ни о чем». Это фильм о любви. О том, как один человек сознательно жертвует всем ради другого человека.
Лукас никогда не боялся ничего, опыт Лагоса, где убивают на каждом шагу, опыт России (видно по его языку) и ее жестких правил игры, свободно владеет оружием (эпизод с собакой). Он – профессионал выживания в условиях высокого риска для жизни. Но неожиданно он находит голубые глаза – самый ценный голубой алмаз в его жизни. Эти глаза живут по человеческим, а не криминальным правилам и нарушают все правила криминального бизнеса, выставляя Лукаса, сами того не ведая, перед смертельной дилеммой. Он решает эту дилемму с честью. Вот и все.
В этом алмазодобывающем сибирском поселке тепло и любовь людям приносят не алмазы и их добыча, а простая девушка, которая умеет высекать огонь, вокруг которого теплится вся жизнь. Та легенда, которую она рассказала Лукасу – это про нее саму.
Киану Ривс играет внешне без эмоций, без слов. Однако его постоянное напряжение в каждом кадре настолько сильно, что вызывает огромную и постоянную тревогу. Это напряжение - его раздумья, быстрые расчеты, поиск и принятие решений. Сила раздумий определяется только паузами, их длиной, глазами, осанкой. Очень трагичная и сложная роль, и лучший способ передать ее трагизм – играть именно так. Вряд ли кто-то иной смог бы так сыграть. Неслучайно, режиссер так гонялся за Ривсом, ему нужен был именно этот образ.
Подробнее объяснить не могу, хотя много эпизодов требуют объяснений, но получится, что пересказываю содержание фильма, а многие еще не посмотрели его. Если есть вопросы – пишите, все объясню в деталях (что смогу).
Честно говоря, хотел начать писать рецензии с другого фильма, который смотрел много лет назад и пересматриваю до сих пор. Но решил, - а давай по честному, - смотришь какой ни будь новый фильм и пишешь о нем, заодно проверю насколько я вообще на это способен. Ну что же вижу: «Профессионал» с Киану Ривзом. Многообещающее название с не внушающим оптимизма уже проставленным рейтингом …Посмотрел… и знаете не смотря на рейтинг я не пожалел потраченного на него времени… И дело, не в том, что Киану Ривз и его НЕО в Матрице для меня и для миллионов -- это Символ Нового Свободного Разума и Духа. В последние время фильмы, в которых он снимается, откровенно слабее по эмоциональному интеллектуальному содержанию. Что логично, так как шедевров много и не бывает. Шедевром не стал и «Профессионал». Но, что-то в нем точно есть. Киану играет роль американского торговца алмазами, заключающего выгодные сделки с не совсем законопослушными бизнесменами из России. Так получается, что его русский партнер исчезает в самый нужный момент с товаром и подставляет Лукаса, - так зовут героя Киану перед покупателем, который не намерен манерничать и способен на жестокость. И тут начинается его путешествие Лукаса в Сибирь, знакомства с местными людьми и обычаями, в том числе с интересной девушкой. Закручивается очень, я бы сказал, горячая романтическая линия. Причем пикантные моменты тут не просто обозначены, они показаны довольно открыто, и как то по настоящему, по живому. Вообще, как ни странно, это ощущение реальности происходящего на экране не проходит до титров. И этому не сильно мешает очень плохой русский некоторых русских героев, и то, что русские бандиты вооружены американскими винтовками. То ли потому что, У Лукаса нет фантастических супер способностей и что он не представлен безусловным победителем всех и вся. То ли потому, что временами ситуации, в которые он попадает настолько жесткие и по сути тупиковые, что волей неволей начинаешь переживать за него и конечно верить в происходящее. В один из моментов даже как то выворачивать немного начинает, когда Лукас оказывается по сути перед выбором из двух зол, и не понятно какое из них хуже. Наверное кто то посмотрев этот фильм скажет: «Такого давно уже не бывает, подобное могло быть только в лихие 90-е». Мне же наоборот, кажется, что вполне может иметь место и в наше время. Почему я так считаю? А как вы думаете, на что будет способен пойти человек, в России, чтобы не потерять свои 50 миллионов долларов? Если у него есть возможности, то скорее всего на все…
И, следующее, если вы думаете, что полиция у нас так отлично работает, что всех бандитов переловила, - попробуйте оставить телефон в такси, - увидите как горячо они кинутся вам помогать). А процент, который, который сотрудники ФСБ берут в этом фильме, за решение вопросов, сначала шокирует, но потом понимаешь, что удивляться то нечему. Жестокость, обман, психологическое давление, сострадание и жертвенность… все это – и есть современная Россия. Так что «welcome to reality». И не всегда сострадание и жертвенность заканчиваются добром, как для жертвующего, так и для объекта сострадания. «Со стороны виднее», - если постараться не обращать внимания на некоторые технические ляпы и некоторое преувеличение, - эта фраза про этот фильм. Думаю 6 из 10 он вполне заслуживает.
Кино, о котором хочется шутить. Пусть песенные ритмы повеселят. И будут достойным ответом на такие творения.
Ну, не в силах они нас постичь. Не в силах. Пыжатся-пучатся год за годом, а воз, как говорится и ныне там. Сменяются типажи, покрываются пылью времени плёнки, а мы для них и лакомый сыр, что хочется ухватить (благо лисе в басне И. А. Крылова это удалось), и бескрайняя, необъятная территория (с водкой, медведями и балалайками). И отважный капитан милиции Иван Данко (Арнольд Шварцнеггер) начинает проступать 'Красной жарой'(1988г.), и потешный Дольф Лундгрен в роли боксёра Ивана Драго из Рокки 4 (1985г.) сюда же, за компанию. Кстати, надо было режиссёрам порекомендовать, пусть дескать Киану Ривз включит телевизор в Санкт-Петербурге или в Мирном, а там Сильвестр Сталлоне в ринговом клинче с русским, или Джеймс Белуши с Олегом Видовым у Арчи на подхвате - всё веселее бы было... И преемственность соблюдена.
...Нас точит семя орды,
Нас гнёт ярмо басурман,
Но в наших венах кипит небо славян!
И от Чудских берегов
До ледяной Колымы
Всё это наша земля, всё это мы!
А за бугром куют топоры,
Буйные головы сечь.
Но инородцам кольчугой звенит русская речь.
И от перелеска до звёзд
Высится белая рать.
Здесь, на родной стороне, нам помирать.
Нас точит семя орды,
Нас гнёт ярмо басурман,
Но в наших венах кипит небо славян!
Добро пожаловать, Киану. Не застудись только. Пальтецо не по сезону и в Мирный (это Якутия между прочим). Смело-смело. Впрочем ради бриллиантов на что не пойдёшь, караты ценой накручиваемых нулей. А дальше? Там девица под окном пряла поздно вечерком (прямо Пушкин А. С.) - знакомство и Love Story, разнообразием.
Однако понимая, что вопросы бизнеса в Якутии решить сложно, Ривз вновь перелетает в северную столицу. Стрелки с 'братвой', кокаиновая дурь да обмен женщинами для братания вот они коридоры для сближения партнёров. Странно, что обошлось без бани. Как то этот атрибут нашей жизни из зоны обзора киносценаристов выпал. Жаль-жаль, имели бы ещё минут 5-10 пикантностей с развешенной клюковкой. Ведь ФСБэшники на месте, олухи из сибирской глубинки - те, что зовутся её братьями, очерчены. Охота на медведя - состоялась, водка стаканами - была, одуряющий секс - зашкаливал, уж и не упомню 4 или 5 боевых сцен нам продемонстрировали...
Клише есть. Форма прежняя. Социальные институты показаны. Чего ж, ещё? Смотрите, хвалите. Оскар к ногам. Распотешное кино. Удалое.