Этот фильм очень любила моя бабушка. Он вышел в 2004 году. А в 2005 ее не стало. Еще я любила дедушку, но видела, что между ними нет любви. И потому я всегда воспринимала их так, по отдельности. В силу возраста не понимала, что эти два, совершенно чужих человека, имели когда-то собственные сильные чувства, как не понимала, почему бабуля смотрит 'Дети Арбата' и плачет.
Это фильм о любви. Большом и чистом чувстве, которое прошло ссылку, изгнание, где даже измена не воспринималась как измена. Так, временное безнадежье. Фильм об ожидании, где все остальные линии идут где-то там, далеко параллельно, слегка касаясь Вари и Саши.
В 2012 году у меня есть мобильный телефон, компьютер, интернет, холодильник, микроволновка... Я и понятия не имела, что значит голод, что значит режим Сталина... Так, слова... Слова из учебников по истории, рассказы бабушки. И только посмотрев 'Дети Арбата', я прочувствовала весь ужас того времени. В полной палитре красок испытала страх за людей, чьи судьбы так незаконно были казнены, изуродованы, порваны в клочья.
Интересно, каково это, играть исторического персонажа? Дело даже не в гриме, чтобы сравнивать 'похож' - 'не похож'. Сколько материалов нужно посмотреть и прочитать, чтобы не было стыдно. Чтобы с гордостью говорить: 'Я играл... Сталина'.
Точность поражает во всем - атмосфера, костюмы, декорации... Сам дух того страшного времени передан идеально. На три дня я переехала в молодость моей бабули.
Возвращаясь к трагедии любви Саши и Вари, я не могу не отметить актеров. Чулпан сначала раздражала, и казалось, что это совершенно не ее роль. Но сейчас я не могу представить, кто еще мог сыграть так трогательно, волнительно и непосредственно женщину с душой ребенка. Женя Цыганков давно ходит в моих любимчиках, и я все думала, что этот проект не соответствует масштабу его таланта. Всего лишь какой-то сериал... Но придерживалась этих мыслей ровно до того момента, пока не посмотрела. Он именно такой, Саша Панкратов. Честный, прямой, с моралью, которую не сломать ничем.
Говорят, сейчас не умирают от любви. В 2012 году, в наше такое сытое и румяное время сложно найти того, за кем и в Сибирь, и на войну. Мы стали проще и в тоже время сложнее. Варя и Саша - это один танец, один жест, один осколок метеорита... Но каждую крупицу своих отношений они хранили. Берегли свои воспоминания, как самое дорогое и ценное. Потому что можно отобрать человека, семью, дом, но память остается навсегда.
Памяти моей бабушки, такой родной, но уже далекой...
«Дети Арбата» Анатолия Рыбакова - одна из моих любимых книг. В юности все происходящие там события я воспринимала буквально, с возрастом поняла, что многое – художественный вымысел, но от этого моя любовь к книге не стала меньше. И поэтому с удовольствием посмотрела сериал.
Что понравилось:
1. Саша Панкратов в исполнении Евгения Цыганова. Именно таким его описывает Рыбаков – интеллигентный парень, умный, принципиальный. И постоянная грусть в глазах Цыганова хорошо сочетается с образом Саши.
2.Лена Будягина, Юра Шарок, Нина Иванова, Максим Костин – актеры, играющие эти роли, отлично передали характеры своих героев.
3. Прекрасная музыкальная тема фильма.
Что не понравилось:
1. Чулпан Хаматова - Варя. Чулпан замечательная актриса, но это определенно не ее роль. К сожалению, она не смогла раскрыть образ Вари – совершенно удивительной девушки, сочетающей в себе и доброту, и дерзость, и ответственность за близких, и безрассудство.
2. Зоя Кайдановская, исполняющая роль Вики. Я понимаю, что она дочь известных актеров и вообще девушка неплохая, но на роль великосветской красавицы совсем не тянет. Увы.
3. И главное. Непонятные свидания и страстные любовные сцены Саши и Вари. Ведь по сюжету книги после их единственного танца в ресторане «Канатик» они НИКОГДА больше не встретятся. Их первое свидание так и не состоится. И в этом вся драма их любви. Огромной и чистой.
Я, конечно, понимаю, что сравнивать кино и книги дело неблагодарное, но все же режиссер, как мне кажется, должен с большим почтением относиться к первоисточнику. Хотя бы из уважения к автору и его героям.
Для начала давайте не будем сравнивать книги А. Рыбакова и сериал А. Эшпая. Давно уже пора понять, что никогда никакой фильм не будет полностью соответствовать вашему восприятию книги, по которой был снят фильм. Фильм и не должен быть всего лишь экранизацией книги, это отдельный творческий… порыв, если хотите. Поэтому сразу бросим это бессмысленное проведение параллелей между трилогией и режиссерской работой.
«Это не я, это твоя галлюцинация!»
Именно с этого фильма я полюбила Чулпан Хаматову, ее гениально сыгранная роль просто не давала мне покоя! Девчонка с таким бунтарским духом, с этим криком и смехом среди молчаливых понурых испуганных лиц впечатляла и становилась чуть ли не героиней эпохи, той эпохи, правду о которой мы и можем узнать-то только их книг да из фильмов. Варька, которая, казалось, всегда всему противостояла, открыто была «против», оставалась как будто неприкосновенной, как будто все эти аресты, расстрелы, ссылки боялись ее сами! Может, в этом парадоксе и заключался один из смыслов картины? Варин юмор, вперемешку с иронией и сарказмом, ее живость, ее огромная льющаяся через край жажда жить, любить, танцевать – всё это захватывает с самого начала и не отпускает уже до конца фильма! Всё это мгновенно передается, словно по проводам, зрителю и заряжает! заряжает! заряжает! И только этот человек становится опорой всем, кто считал себя старше, мудрее, правильнее… Только это человек и любит по-настоящему, и ревнует, и злится, и радуется, одним словом, живет! По-настоящему живет.
«Будет борьба, потом снова борьба…»
Сашу сломали так рано, что свои мечты о «нормальной жизни простого советского человека» начисто стерлись из его головы. Они стёрли все, выжгли и пепел рассеяли по всей России. А про тунгусский осколок забыли… Может, он и помог молодому парню не сгинуть, не потеряться окончательно, сохранить волю и веру во что-то настоящее, во что-то искреннее? Саша, веривший в свою страну, в свою партию, в свой народ, становится жертвой этой системы, мясорубки, которая настолько изменила людей, что уже стало нормальным слышать «Хорошо, что меня «забрали» тогда, сейчас бы на все десять сослали!» Кто ему дает жизнь теперь? Самая демократичная страна в мире? Да нет же, всё те же вечные ценности, всё тот же «цветок душистых прерий», половинка осколка метеорита – как часть своей маленькой планеты, – да та строчка, приписанная Варей в мамином письме: «Как бы я хотела знать, что ты сейчас делаешь?». И вот Саша уже, как безумный, носится по комнате, и вот он уже снова живет!
Безусловно, в фильме важен каждый персонаж, все жизненные истории сплетаются воедино, но не накручиваются они всё-таки на историю Вари и Саши, нельзя, нельзя опутывать их всеми этими ручищами, лицами, взглядами… Пусть они останутся такими же чистыми, останутся друг для друга такими же гладкими, как две половинки тунгусского осколка, навсегда отпустившими солнечных зайчиков в небо…
Смотрите русские фильмы, только они расскажут вам о русской истории и о русских судьбах.
Очень не понравилась экранизация моей любимой книги `Дети Арбата`. Вроде как и актеры хорошие, и снят близко к тексту, но атмосфера которая в фильме, как-то не соответствует той которая создается в воображении, когда читаешь книгу (может это именно из-за субъективного восприятия), персонажи разительно отличаются от тех что описаны в книге.
Хотя 3 роли очень удались - роль главного героя - Саши Панкратова, Лены Будигиной и Шарока. Даниил Страхов совершенно не соответствует внешне описанию Шарока в книге, но он идеально попал в образ - поэтому внешнее несоответствие не коробит. А вот Чулпан Хаматова, при всем моем уважении к ней как к актрисе в роль Вари не вписалась - из главной героини получилась истеричка.
'Всё началось с детей Николая. Что бормотали они, умирая В страшном подвале? Всё те же слова, Что и несчастные дети Арбата. Время всеядно. Судьба виновата, Не за что — а воздаётся сполна. С. Куняев'
Люблю исторические книги. Трилогию Рыбакова «Дети Арбата» прочитала на одном дыхании. После прочтения, очень было интересно посмотреть фильм, тем более подбор актеров внушал большие надежды.
Но так получилось, что фильм разочаровал меня. Из 16 представленных серий я смогла кое-как посмотреть первые 4…
Я понимаю, что это своеобразный взгляд режиссера на произведение, но этот взгляд никак не совпал с моим видением.
Варенька (Чулпан Хаматова). Я понимаю, что она показана нам живой активной девочкой, но не настолько же! Постоянные раздражающие кривляния, прыжки на месте, выкрикивания. Девочка получилась неуравновешенной и истеричной.
Зато образ Саши наоборот оказался слишком спокойным. Молодой человек абсолютно без эмоций, с тихим мямлящим голосом. Даже в самые решающие моменты его жизни, где эмоции должны переполнять (например, сцена на допросе, после которого его отправляют в ссылку), он что-то тихо говорит себе под нос. Я так и не смогла разобрать что это: такой взгляд режиссера на героя или бездарная актерская игра.
Мне понравилось, как Инга Стрелкова раскрыла образ Нины Ивановой. Волевая, несокрушимая в своих взглядах комсомолка получилась очень ярко. Был момент, когда мне показались её слезы излишни, но если на это закрыть глаза - то все удалось.
Большие надежды возлагала на игру Даниила Страхова, но образ Шарока, на мой взгляд был раскрыт не полностью. Ощущение, что местами не доигрывает. Актеры, игравшие второстепенные роли, вообще не напрягались и как будто просто проговаривали заученный текст. Единственный плюс – атмосфера того времени была передана удачно. В общем, фильм для меня - не удался. Еще раз убедилась, что если читаешь книгу, фильм по этой книге можно не смотреть – все равно разочаруешься.
С трудом одолела первые две серии фильма. Увиденное отбило желание досматривать все остальное.
В начале фильма какие-то дворовые танцы на десять минут. Для чего? Зачем? Ведь каждый кадр фильма должен нести смысловую нагрузку. Что автор хотел продемонстрировать этой 'дискотекой 30-х', непонятно.
Поразил Максим Суханов в роли Сталина. Можно, конечно, понять режиссера, который вслед за автором первоисточника видит в Сталине воплощение абсолютного зла. Но ведь Сталин - все-таки человек, а на экране - какое-то постоянно ухмыляющееся кабанье рыло, того и гляди клыки из-под усов покажутся!
А Варя Иванова в исполнении Чулпан Хаматовой! Неужели Эшпай увидел Вареньку такой? Кривляющейся, гримасничающей, ни слова в простоте! Если продолжать 'зоологические' аналогии, Варя Иванова ни дать, не взять обезьянка. Эдак на целый зоопарк наберется персонажей!
И ведь актеры-то в сериале хорошие! Кто бы сомневался в таланте той же Хаматовой, Цыганова, Симоновой. Но ведь им, бедным, просто нечего играть!
Конечно, кто-то скажет, что нельзя судить весь фильм по двум сериям, но мне и этого много, все остальное - без меня.
Это лучший сериал о тех временах, о войне, о главное о большой, красивой и искренней любви,не преодалимой ни временем,ни расстоянием, а только смертью.
Весь сериал двое любящих людей ищут друг друга, пытаются построить свое счастье.Но к сожалению война не позволяет им быть вместе.
В конце последней серии сложно сдержать слезы...
Более 20ти лет назад я прочла первую книгу трилогии Анатолия Рыбакова 'Дети Арбата' - это было время начала гласности. Книга меня очень растрогала, тем более моего деда расстреляли тоже в 37 году как врага народа, его детям было тогда 1 год и 3 месяца (мои дядя и мама). Всю жизнь они боялись всего, были предметом насмешек и издевательств со стороны 'неврагов'. В наше время благодаря интернету я смогла просмотреть сериал без рекламных вставок.
В фильме прекрасно отражены ужас и страх перед неотвратимостью мощной сталинской системы, атмосферу тех дней ощущаешь нутром. И на фоне всего беспредела прекрасная любовь, которая побеждает всё!
Игра главных героев безукоризнена, духовна и психологически тонка. Чувствуется слаженная работа всей съёмочной группы. Герой Евгения Цыганова - чуткий одухотворённый, Чулпан Хаматовой - умная нежная, женственная.
Я от сериала несмотря на трагическую концовку получила огромное удовольствие! Побольше таких осмысленных сценариев и талантливой игры молодых актёров.
Это фильм о времени. И о людях вне времени. Время породило их: их характеры, их судьбу - оно же их и забрало.
История детей Арбата вечна: всегда были герои и подонки, мученики и мучители, подхалимы и оппозиционеры - и было время, расставлявшее все по своим местам. Одни поднимались, другие падали, и наоборот. Одни уходили, и на их место тут же приходили другие.
Логично построенный фильм показывает почти десятилетнюю историю любви, дружбы, надежд, предательства, подлости. О том, как наивные дети выросли, но в чем-то остались детьми. О том, как дети поколения, свершившего Революцию, сами же и погибли от ее результатов. Эти ребята должны были продолжить дело Революции. Но при этом они должны были висеть на тонком волоске доверия. Балансировать на острие ножа политики. Либо ты будешь с этого ножа есть, либо он тебя зарежет.
Удивительно, но именно в современном аполитичном обществе этот роман создает резонанс. Будучи преимущественно беспартийными (сказывается негативный опыт прошлых поколений) зритель особенное внимание обратит на то, как от какой-то там (измеряя современными мерками) партии, идеологии, предубеждений зависит судьба человека. Прекрасным примером этого служит судьба Нины Ивановой:'Просто так партия никого еще не осуждала, и не высылала просто так'. Несмотря на ее убеждения, ее веру, надуманный оговор ставит ее в опасное положение. Также и Марк Рязанов: 'Если Саша там, значит, за ним что-то есть'.
Политика проходит фоном на протяжении всего повествования. Именно политика внутренняя определит, будут ли живы дети Арбата, а политика внешняя - будут ли живы целые поколения.
Прекрасно подобранный актерский состав, воссозданный быт довоенного времени, музыкальное сопровождение - все это создает нужную атмосферу. Вместе с героями дышишь, переживаешь, мечешься, танцуешь, куришь, споришь, едешь в поезде...ждешь, ждешь, ждешь...
Возможно, это видение режиссера, Максим Суханов в роли Сталина показывает нам человека стареющего, больного, но при этом шутника и фантазера, капризного старика. Улыбаясь, он думает о своем. И неизвестно, что с тобой будет, все зависит от лукового старика. Все его боятся.
Светлые, наивные, огромные глаза Евгении Симоновой все также отражают мир, она идеально вписалась в образ матери. Маленькая, побитая жизнью, одинокая женщина с сильным характером. Она надеется, она верит, она ждет.
Про Чулпан Хаматову в образе Вари Ивановой сказано немало. Она старалась. Характер этой героини, ее энергия, ее неуемная любовь к жизни противопоставляются серым, скучным людям с поломанной судьбой. Ей удалось избежать тюрьмы, товарищеского суда, она оказалась удачлива. И своей удачей она пользуется и спасает людей. Только Сашу ей не удалось спасти. Их любовь как метеорит - она осветила мир для них обоих. Они - половинки друг друга, разлетевшиеся по миру, они тянутся друг к другу, их страсть преодолевает километры, разбивает стекла, и, казалось бы, способна спасти их, уберечь.
Как бы ни судили, фильм заслуживает хорошей оценки. Это очень удачная экранизация.
Главное оставаться самим собой в любых обстоятельствах...
Всё не так... - имею в виду слишком значительные отличия между сериалом и романом Рыбакова, по которому фильм снят. Тематика обоих произведений совпадает, конечно, - сталинские времена, репрессии, сюжетные линии в общем сохранены. Но трилогияРыбакова - это воплощённая трагедия народа, показанная через судьбы нескольких людей, судьбы очень типичные для того времени. А сериал «Дети Арбата» конечно немного не дотягивает до книги, но всё же съёмочная группа постаралась в работе над этим фильмом.
Перед нами атмосфера жизни тридцатых годов советского времени, на наших глазах вчерашние московские школьники вступают в беспощадную взрослую жизнь того времени. Вначале они по детски наивны, но взрослея, со временем понимают, что взрослая жизнь - это далеко не гладкая дорога. Все приспосабливаются к ней, как могут, в зависимости от своего характера и способностей, которыми одарили их родители и природа. Кто-то из них, детей Арбата, становится откровенной сволочью, а кто-то пытается просто жить честно. В фильме прекрасно передана АТМОСФЕРА тех лет, когда все показушно говорят одно, а делают другое, врут, льстят и облизывают, что ни дай из страха, за чины или так - на всякий случай. Кабы чего не вышло вдруг. Такая вот бесконечная сфера очковтирательства, фальши и кляуз, созданная великим и могучим Большим братом, который всегда за всеми наблюдает. Человеком, который создал один из самых мощных в истории КУЛЬТ поклонения себя-любимого. И вот, на фоне всего этого мракобесия девочка Варя Иванова очень любит мальчика Сашу. Девочка весёлая, живая и непосредственная. Та, что, при своём взбалмошном и свободолюбивом характере, родилась не в то время и не в том месте. Девочка, которая любит танцевать, курить папиросы, красивые наряды, родных и очень не любит всё это притворство, царящее вокруг.
Об актёрах. Игра Чулпан Хаматовой в роли Вари порадовала. Великолепной её конечно не назовёшь, но в целом достойно. Многие её ругают за излишние ужимки, подскоки и обезьянничество, но тут «Баба Яга против». Наверное, именно такой я её после книги себе и представляла, искренней, раскованной, эмоциональной бунтаркой и большим добряком. Непонятно только одно, зачем в этом фильме Варю сделали блондинкой, тогда как в книге она брюнетка? Да ещё нацепили на Чулпан какой-то дешёвый неестественно белого цвета парик. Наверное товарищи костюмеры были немного не в себе. Хотя это я уже занудствую, возможно не к месту.
Евгений Цыганов - он же Саша Панкратов тоже не оплошал, но иногда от его героя хотелось больших эмоций. Однако, подобное всегда можно списать на то, что все мужики — боятся показывать свою слабость на людях. Потому он довольно сдержан.
Инга Оболдина в роли Нины Ивановой достойна 'Оскара', честное пионерское! Так сыграть ярую и самоотверженную комсомолку, которая за партию (а самое главное - за справедливость) вот-вот на груди рубаху порвёт - это ещё уметь нужно.
В красавчике с неподходящей ему фамилией Страхов (Даниил) очень долго не хотелось признавать крысу ЦК-шную Шарока, но пришлось. Хотя придушить хотелось с первого же появления на экране. Сволочь получилась порядочная.
Хрупкая, изящная, запуганная и преданная героиня Будягиной - Ирина Леонова очень ярко передаёт судьбу детей и родственников врагов народа. Она, как испуганный оленёнок Бемби, которого хочется погладить, пожалеть.
Ну, а Сталин, сыгранный Максимом Сухановым. Лично с ним, хвала богам, знакома не была, так что, сложно судить о сходстве объективно. Однако, если учесть, что актёр в жизни и близко не напоминает вождя - большой ему респект за игру.
Единственная сильная роль в этом фильме, которая мне нравится всегда - это Евгения Симонова, в роли матери Саши. Вот где сила и мощь, и актёрская и человеческая. Просто бесподобно. Евгения Павловна, как всегда гениальна и неподражаема. Аплодирую стоя!
Немного о книге. Между прочим фильм поставлен по многими любимом романе-трилогии (и моим кстати тоже) Анатолия Наумовича Рыбакова'Дети Арбата'. Да-да, того самого, из под пера которого вышли повести 'Кортик' и 'Бронзовая птица', позже так нам полюбившиеся на экранах. Все, в один голос утверждают, что вещь невероятно мощная и фильму не чета. Я тоже полагаю, что не чета, так как книгу эту люблю до безумия. По сей день периодически перечитываю её, и каждый раз нахожу что-то новое, ранее не замеченное, и даже персонажей рассматриваю уже под другим углом.
Ещё немного хочется сказать о так называемых 'косяках'. Дело в том, что недочёты видны невооружённым глазом и слышны невооружённым ухом. Затянутость проскальзывает во всём. Видно, что режиссёра нередко подводит чувство МЕРЫ. Выходит, что серий много, а событий мало. Я конечно зритель не придирчивый, но требовательный. К каждой запятой придираться не буду, и порой могу закрыть глаза на нестыковки в сценарии или излишнюю затянутость эпизодов. Но, сюжетная линия, визуальный ряд (работа оператора), подход режиссёра к работе, и главное игра актёров для меня очень важны, и являются приоритетными в оценке кино. Особенно современного отечественного кино, от которого уже давно веет пафосом, переигрыванием, излишней фальшивостью и полнейшим отсутствием искренности персонажей. Всё же современные российские актёры о-о-очень далеки от своих советских коллег, и часто от такой игры хочется плеваться. Но, здесь слава Богу, актёры старались и местами были максимально достоверны. И это радует. Хотя, уже серии к третьей-четвёртой (а их 16!) начинают изрядно докучать отсылки автора к прошлому Вари и Саши. Вплоть до того, что танец из самого первого эпизода показывают нам за сериал раз 8, если не больше. Понятно, что так автор пытался передать всю тоску и безысходность положения наших Ромео и Джульетты, их душевные муки и терзания. Однако, страдаем здесь не меньше мы - зрители, только уже от уныния и зевоты. И, если сперва это просто бросается в глаза, потом уже донимает, а в конце концов наводит на мысль о целесообразности быстрой перемотки. Причём, так тут и с музыкой - заунывненько и ещё непередаваемо громко - бедные зрительские уши.
А в остальном, как говорится, прекрасная маркиза, всё хорошо-всё хорошо.Любопытный сериал, рекомендую к просмотру, хотя бы для того, что бы хоть таким образом узнать некоторые эпизоды из истории недавнего прошлого своей страны.