В онлайн кинотеатре натыкаюсь на этот фильм и нигде больше, никакого маркетинга. «От создателя Пилы» говорит предпосылка. Решаю посмотреть ради разнообразия.
Беременная аферистка уходит в монастырь. Уже смешно. И в монастырь, находящийся не где-то там, а строго в пятой точке Америки, и который Церковь вообще перестала признавать. Настоятельницами оказываются сектантки, продающие детей богатеньким семьям. Действие вроде-как происходит в пятидесятых, только по причёскам такое не скажешь. Фильмов с подобным сюжетом много и я немного не понимаю, что за мода в Голливуде снимать ужастики о злых монахинях. А безликие антагонистки прямо напоминают Слендермена – тут и оригинальности не хватило.
Даже страшно подумать, как писали сценарий. Сюжетных дыр здесь – будь здоров. На протяжении фильма послушницам ничего не мешает ополчиться против настоятельниц, кроме того сами же настоятельницы говорят, что можно по желанию уйти из монастыря. С какой целью монахини пытают их? Чтобы случились преждевременные роды, а то и вообще выкидыш? Им вроде как нужно продавать здоровых детей. А некоторые персонажи совершают настолько глупые действия, что любой зритель начнёт биться головой о стенку. Из-за такого сценария эта рецензия без разговоров не зелёная и даже до серой не дотягивает. Мало того что фильм растянут «нравоучениями» главной настоятельницы, так в этом ещё помогли повторяющиеся флэшбэки.
Героине должно быть стыдно за своего парня, дерущегося хуже девчонки, да и если бы не сценарий, то она бы использовала любое подручное средство в качестве оружия, а не подняла бы лапы в два счёта.
Неизвестные мне актёры делают всё возможное, чтобы убедительно играть, но этого им не позволяет сделать недосценарий. Похоже на сценаристах режиссёр пожадничал больше, чем на актёрах.
Рейтинг на Rotten Tomatoes - 63%. Тогда понятно, на что ушёл бюджет.
Несмотря на все недостатки, у фильма есть то, благодаря чему он мне особенно запомнился. Смотрю я его в санатории, как вдруг срабатывает пожарная тревога. Я чуть сердечный приступ не схватил. Но к счастью, она была вызвана дымом от сигарет. Было страшно и смешно.
Заключение
Фильм представляет собой хорошую задумку от одного из авторов известной франшизы, испорченную сценарием. Это скорее психологический триллер, чем ужастик. Могу сказать, что фильм получился не очень, но по крайней мере это не самое ужасное, что я видел.
Режиссер Даррен Линн Боусман в начале своей карьеры доказал миру, что он вполне плодотворный хоррор-мэйкер. «Пилы» укрепили его успех, однако что-то вскоре пошло не так. Боусман был явно «на своей волне», любил всё эпатажное, так что его фильмы ужасов были наполнены отличительными элементами вроде музыкальных номеров и запутанных сюжетов. Долгий путь проделал постановщик, чтобы прийти к той теме, что ему по-настоящему интересна: этакая американская пастораль. «Святая Агата» больше напоминает его же работы «Пустошь» и «Абатуар. Лабиринт страха» со всеми плюсами и минусами тех работ: вязкая атмосфера, экзистенциальный ужас, построенный отнюдь не на бездумном насилии… и, само собой, утомительное повествование и реализация едва ли не «на коленке».
Итак, на дворе 1957-й год и Мэри беременна. Девушка сбегает от агрессивного отца в женский монастырь в какой-то глуши. Матушка-настоятельница добродушно разрешает пожить Мэри в компании других молодых девушек, оказавшихся в такой же бедственной ситуации: без семьи и в положении. Героиня вскоре понимает, что с монастырем не всё так просто, а монахини, тем временем, открывают зрителю всё больше творческих садистских наклонностей.
Боусман не пытается вдохнуть новый ветер жизни в хоррор, благодаря «Святой Агате», отчего из сценария как будто песок сыпется. Фильм ужасов обладает четырьмя (!) заявленными сценаристами и неудивительно, что общий скрипт оказался смесью каких-то случайных идей. Оттого и с ответственной задачей Боусман не справился: его роль состояла в том, чтобы выступить проводником задумки, правильно расставить акценты. В конечном материале всё выливается в какую-то кашу: сперва куча флэшбеков, бездумных страшных моментов, а также эпизоды, когда сценарий буквально вбрасывает зрителю спойлер за спойлером. «Святая Агата» пытается усилить драматическое содержание, введя в сюжет романтическую и трагическую историю Мэри, но и это не работает, так как не получает особого распространения.
«Святая Агата» совершает также несколько попыток подать зрителю сновидческий ужас, демонстрируя откровенные сцены насилия. Сценарий даже несколько дразнит восприятием реальности, которые удручающие коротки. Судя по всему, Боусману было интересно именно физическое страдание (ну, не зря он снимал «Пилу»!), что выливается в какие-то страдания в театральном пространстве. Подобный вид насилия ничем не подкрепляется: ни готикой, ни оригинальностью.
Вероятно, «Святая Агата» продолжает череду неудачных фильмов Боусмана. Несмотря на то, что ужас здесь исходит из суровой реальности (т. е. с отсутствием мистической составляющей), в происходящее не особо веришь: уж слишком многое здесь фокусируется на жестокости и садомазохистской природе. При этом последнее настолько сильно лишает монахинь-злодеек идентичности, что психологизм также стирается, а уж типичные жанровые приемы заставляют чувствовать себя выдохшимся по просмотру от однообразия сюжетных поворотов. И хотя «Святая Агата» попадает в творческую зону комфорта Боусмана, судя по всему, обремененный клише фильм можно посмотреть, но отнюдь не запомнить.
«Святая Агата» - среднестатистический триллер с намеком на хоррор придётся по вкусу лишь только поклонникам садистских историй, в которых по тем или иным причинам одни герои мучают других.
По сюжету беременная аферистка в лице миловидной девушки по стечению обстоятельств оказывается в некой обители, где она надеется по-тихому отсидеться до рождения ребенка, но уже через некоторое время девушка понимает, что она оказалась заложницей группы безжалостных убийц псевдомонахинь, у которых на девушку есть свои определенные цели.
Режиссером картины является Даррен Линн Боусман, который в свое время отличился весьма значимыми проектами «Пила 2, 3 и 4». Успех в прокате принес режиссеру неплохие перспективы, но уже после фильма «День матери» в 2010 году последующие его картины не находили положительных откликов, что в очередной раз доказывает, что режиссёр в умелых руках продюсера (в частности Джеймса Вана) способен творить маленькие жанровые хиты, а в одиночку явно не справляется. В итоге и качество картин, и уровень значимости самого режиссёра с годами неуклонно падает вниз, но это не мешает ему каждый год снимать малобюджетные ужастики или типа того. Ни для кого не секрет, что режиссёр не силен в создании хоррор атмосферы. Он не умеет пугать зрителя, но у него прекрасно получается вызвать отвращение и неприязнь, поэтому акцент в большей части во всех фильмах делается на унижение, насилие, издевательства, расчленения и большую кровопотерю. И новый фильм «Святая Агата» тому не исключение.
Сразу хочется предупредить всех ценителей крепких и содержательных историй, что они будут сильно разочарованы сценарием, потому что всё происходящее на экране выглядит полной чушью и практически запредельным бредом. Абсолютно глупая история с глупыми героями полтора часа будут проверять зрителя на выдержку и терпение, потому что ничего кроме разочарования данная история не вызывает. Конечно, в фильме будут неплохие сцены насильственной жестокости и унижения человеческого достоинства, но подобные моменты не спасают общую унылость и скуку от всей истории в целом. За весь фильм найдется три-четыре сцены достойных внимания, а всё остальное, к сожалению, можно смело выбрасывать в утиль.
Несмотря на абсолютно понятный сюжет, авторы постоянно пытаются запутать зрителя, намекая ему то на мистический хоррор, то на психологический триллер, но в итоге всё довольно банально, прямолинейно и просто. Попытку превратить низкосортную историю в яркий атмосферный хоррор можно считать провальной, потому что фильм абсолютно не страшный и не интересный, но при этом вызывает кучу вопросов и претензий. К сожалению, мотивации и цели героев совершенно не понятны, зато у антагонистов всё ровно и мотивировано, хотя банда старушек-мучителей в рясах больше вызывают смех, чем страх. Но больше всего разочаровывает тот факт, что уже к середине фильма зрителю понятен весь сюжет и его направление, но сама героиня догадывается обо всём этом лишь только к финалу истории.
В общем, до хоррора этой картине еще очень далеко, но при этом в рамках среднестатистического триллера с элементами садизма вполне сойдет на один раз, но стоит учесть, что в фильме нет хорошего сценария, нет актерской игры и при просмотре нет эффекта подступающего ужаса. Но в любом случае всем поклонникам режиссера приятного просмотра.
На сайте Кинопоиск, в графе 'Жанр' у этого фильма гордо значится - 'Ужасы'. И, друзья мои, поверьте, так оно и есть. Это - настоящий кошмар.
Завязка фильма проста как пять копеек: '50-е годы ХХ века, маленький городок штата Джорджия. Молодая авантюристка Мэри исколесила всю Америку, занимаясь мошенничеством. Когда девушка понимает, что беременна...' а денег нет, она решает уехать в глушь к сумасшедшим монахиням, которые с порога заявляют ей, мол, 'мы никакого отношения к Святому Престолу не имеем, и вообще нас лишили 'лицензии' за слишком жесткие порядки'. Но отважную героиню это ничуть не смущает, и она остается жить в монастыре. Далее и начинаются непосредственно сами 'ужасы'.
Собственно, от жанра ужасов тут всего три вещи - один скример и два противных момента, и то, настолько квелых, что становится как то неудобно. Неловкие попытки нагнать напряженную атмосферу проводят к тому, что зритель на самом деле находится в напряжении, точнее - в напряженном ожидании, когда же на экране начнется уже ну хоть что-нибудь.
К игре актеров претензий нет, они искренне пытаются передать эмоции своих героев, но все это разбивается об абсурдность происходящего. Музыка приятная, и даже, возможно, запоминающаяся, но включается не ко времени и не к месту. История героини, характеры второстепенных персонажей - все подано как-то вяло и не очень-то интересно, поэтому очень сложно заставить себя сопереживать хоть кому-то.
В конечном итоге создатели вспоминают, что это фильм вроде как от режиссера фильма 'Пила', и не абы какой, а второй, третьей и четвертой части. Поэтому за десять минут до финальных титров они пытаются воткнуть в сюжет интересный твист и закрутить развязку в стиле 'Пилы', что на фоне всего остального фильма воспринимается чуть ли ни как шедевр, но при ближайшем рассмотрении не представляет из себя ничего стоящего.
---
Резюме.
Если:
1) Вам не спится.
2) Вы пересмотрели все фильмы ужасов в мире.
3) Вам интересно, как еще можно использовать пуповину.