- сортировать:
-
по рейтингу
-
по дате
-
по имени пользователя
Cucci
Это не минимализм, хотя, конечно, и не первый русский ужастик!
На этот фильм обратила моё внимание жена - она его в детстве смотрела по телику и запомнила как самый первый русский ужастик, который, однако ж, вышел ничуть не хуже зарубежных ужасов, а во многом даже страшнее. Она утверждает, что после его первого просмотра спать не могла! Ну что ж - я решил посмотреть его.
И я не пожалел, что теперь знаю этот фильм! Рад, что он, пусть почти всеми забытый, есть у меня в коллекции. Он являет собой вполне достойное кино. Я бы даже сказал, уникальное во многих отношениях. Это не чистая развлекуха на видео, как большинство современных так называемых блокбастеров, которые, кажется, по определению ничего не дают для ума, а лишь призваны удивить зрелищностью, пощекотать нервы. 'Прогулка по эшафоту' - интеллигентное кино. Смысловое. Высокохудожественное.
Да, фильм и вправду начинается как ужастик: влюблённая парочка (я их мысленно называю просто Парень и Девушка - ведь нам ничего не говорится об их реальных именах; он не называет её по имени, а её отчего-то прикалывает называть его каждый раз новым именем) всё дальше загуливает в лес, причём местные жители панически боятся заходить в близлежащую чащобу, об опасности которой честно предупреждают героев. Но они беспечно идут куда не надо, доходят до какого-то показного лобного места - и всё, на этом, в принципе, все каноны жанра ужастиков заканчиваются. Дальше до конца фильма ничего сколько-нибудь страшного уже не происходит, если не считать нападения на Парня пиявок, но в конце конков в пиявках ничего кошмарного нет. Для меня во всяком случае этот фильм - точно не ужасы.
Для меня это - довольно символичная, но легко интерпретируемая притча, главная мысль которой мне близка. А понимаю я главную мысль так: точно так же, как наш народ заставили участвовать в историческом эксперименте под названием 'советская власть', его заставили вместо этого участвовать в принципиально новом эксперименте под названием 'дикий капитализм'. Когда некто решает начать жизнь вверенных ему людей с чистого листа, он не особо считается с мнением вовлечённых в эксперимент реформы. И всегда есть среди народа те, кто одобряет, и те, кто противится. Но, как правило, противление довольно быстро сходит на нет.
Демиург решает зачеркнуть прежнее своё мироздание и создать нечто иное. В качестве первых людей будущего нового мира, этих новых Адама и Евы, он методом, кажется, случайного тыка выбирает этих двоих. Подготавливая их к будущей райской жизни, он предоставляет им любые блага. Все их мечты сбываются. Малейшие желания, не успев быть высказанными вслух, тут же воплощаются. И здесь как раз на экране предстаёт ирония, скорей чем трагедия. Ведь эти желания и мечты, которые услужливо выполняет Демиург, - всего лишь примитивные материальные вещи и экземпляры массовой культуры, которые на протяжении лет Советской власти оставались предметами вожделения большинства нашего населения, затмевали им глаза и виделись чем-то воистину божественным, невообразимо прекрасным, этаким запретным плодом! Киви, ананасы, ба, да я о них в книжках читал! - эти слова Парня на все сто выражают восторги десятков миллионов вчерашних советских людей, на глазах которых постепенно стали заполняться всё новыми товарами прилавки базаров и магазинов. Под какую музыку танцуют наши влюблённые свой любовный танец? Под Битлов! Эта группа (и подобные ей) и в самом деле для миллионов, а то и десятков миллионов наших сограждан была слаще любой самой прекрасной мелодии, из тех что они слышали в жизни. А ещё наши герои, поселившись у радушного Демиурга, смогли позволить себе ванны с ароматической пеной, что должно было казаться им, как бесчисленному множеству реальных людей нашей страны тех лет, невероятнейшим, ну просто неописуемым кайфом!
Но что же происходит в душах героев? Мнения двух влюблённых оказываются диаметрально противоположны: Девушка безоговорочно, не утруждая себя размышлениями о первопричинах произошедших радикальных перемен в лучшую сторону, принимает дарованную Демиургом счастливую жизнь, тогда как Парень мучается параноидальной подозрительностью, что тут что-то не так, и пытается бороться с привалившим счастьем! Да, герой Певцова, как ни парадоксально на это смотреть, бежит от собственного рая на земле, пытается увести и героиню Орловой. Она, любя его, как ни просит душа остаться и без лишних вопросов принять идеал, поначалу тоже пытается покинуть новую обитель. Но тщетно; Демиург с выражением терпеливого психиатра объясняет своим пациентам прописную истину: ну куда ж вы, блудные детушки, неужели вы до сих пор не поняли, что я вас никуда не отпущу?! Следуют попытки со стороны Парня даже убить Демиурга, но это просто смешно.
В итоге всё заканчивается в духе, я считаю, романа Замятина 'Мы'. Демиург прямо объявил, что сделает двум первым людям новой земли несложную операцию на мозге, благодаря чему они забудут свою прежнюю жизнь и вступят в новую с очищенным разумом. Первой операции подвергнута Девушка - и вот уже передо мной именно тот образ 'нумера', т.е. человека замятинского XL в.: чистая одежда, чисто выбритая голова, умиротворённое лицо. Наконец, в последнем кадре нам показывают и 'бунтаря', который, в полной мере выстрадав и осознав бессмысленность борьбы с навязываемым счастьем, наконец тоже обретает членство в дивном новом мире, о чём красноречиво свидетельствует полное отсутствие у него волос тоже.)))
Итак, сильный фильм на сильную тему. Актуален на тот момент перелома с Советской России на Антисоветскую, т.е. нашу с вами современную, но, думаю, актуален всегда. История по определению сильнее человека. Пока идёт наша история, всегда будут переломные моменты, в которые те, рядом с которыми нам не стоять никогда, будут говорить одни и те же красивые слова о грядущем новом счастье, о невозможности возврата к старому, которое будет объявляться никуда не годным, обречённым на слом. И ведь, как ни крути, по большому счёту в целом всё так и будет! Задумайтесь - и вы в глубине души согласитесь, что при переходе на новый виток развития истории жить становится в материальном плане лучше, но что при этом каждый раз неизбежна болезненная операция по вырыванию всего твоего существа, что в каком-то смысле равносильно смерти. А среднестатистический человек боится смерти и боли, которая поражает перед ней, не так ли? Ну пожалуй, с этой стороны фильм действительно страшный...
|
прямая ссылка
07 ноября 2010 | 01:04
Micki
Обретенный рай или ловушка? (постперестроечный триллер-притча)
«Прозрачный» летний денек. Мускулистый юноша и стройная девушка ходят-бродят по лугам, наслаждаясь друг другом; им никто не нужен, они счастливы вместе. Но рано или поздно, а встает-таки проблема найти крышу над головой. Как узнается позже: «на сто километров в округе нет электричества»,и всё же в этой глухомани они находят полуразвалившийся дом. И вдруг – неожиданная находка: на берегу реки стоит самый настоящий эшафот. Кто же хранитель этого лобного места?
Каково это: заснуть в лесной хижине, а проснуться в раю? Ананасы в холодильнике и антикварная мебель для человека из «пост-совка» - что это, если не рай? Накал атмосферы приводит к постепенному изменению почти идиллических отношений героев: его непонимание и страх, и её нежелание понимать, а лишь продолжать наслаждаться нежданным счастьем.
Знакомство с хозяином, обладающим магической силой и, судя по хитрым глазам, имеющим коварный план, убеждает молодого человека, что нужно бежать, но она предпочитает купаться в ванне с розами и примерять старые шляпы из невесть кому принадлежащего гардероба.
Кто же этот странный человек: дьявол-искуситель или шизофреник с бредовыми идеями переустройства мира? Начавшись как триллер, перерастая в драму, фильм заканчивается притчей, толкование которой не имеет жестких ограничивающих рамок. Люди несовершенны: Женщина чересчур привязана к материальной Жизни, если нужно она даже потеряет память. Мужчина стремится к знанию Истины, но он слишком любит женщину - и, увы, последнее сильнее?
Учитывая переходный период, когда была снята лента, посыл Исаака Фридберга приобретает социально-политическое значение. Можно ли изменить Человека? Заманить человека материальными благами и сделать из него какое-то «кастрированное» создание бессловесное!
Этот фильм, безусловно, дитя своего времени: мини-юбки, обилие не очень качественных эротических сцен, картинка, напоминающая любительскую видеосъемку. Но вместе с тем, кино выбивается из общего ряда не только философским подтекстом, но и прекрасной игрой актеров. Борис Плотников с безумно горящими глазами, как всегда, хорош, а вот супружеский дуэт Певцов-Дроздова, несмотря на некоторые помарки, приятно удивил, продемонстрировав умение изобразить динамику развития взаимоотношений.
P.S. жаль, что такие фильмы не сохранились в достойном качестве.
8.5 из 10
|
прямая ссылка
02 февраля 2013 | 14:56
kinolub*2
'Я должен понимать что происходит! - Ты хочешь сказать, что в своей скучной, серой прошлой жизни ты это понимал?'
Ау, Исаак Фридберг, где ты, отзовись?
Иль подался ты на историческую родину? Иль в управдомы переквалифицировался? В любом случае - за один этот фильм я б тебе памятник нерукотворный воздвигнул. Который, конечно, после 'Огнеборцев' следовало бы беспощадно скинуть с постамента.
Теперь собственно о фильме. 1992. Вспомнили - что тогда снимали? Правильно - ничего. И тут - шедевр минимализма (естественно - все рушилось и кино в том числе). Три актера. Единство места и времени. Сюжет - вечнее вечного. И главное - Б.Плотников.
Наверное, именно из-за этой роковой киновстречи с мастером члены семейного дуэта Дроздова -и- Певцов так и не смогли стать большими актерами. Почему роковой? Посмотрите - все поймете. Плотников настолько явно и без видимых усилий переигрывает своих партнеров, что временами их становится просто по человечески жалко.
Кстати, словечко Мастер не случайно с языка то бишь с 'клавы' слетело - одна из ключевых сцен - концерт - живо напомнило 'Мастера и Маргариту'.
При этом я вовсе не хочу сказать, что Дроздова или Певцов играют слабо. Наоборот - в этом фильме они показали все на что были способны. Причем к О.Дроздовой это можно отнести в буквальном смысле слова. Я имею в виду ее многочисленные планы в стиле 'ню' - ну что поделаешь - тоже примета того времени. Но конкретно в этой картине и 'обнаженка' совершенно к месту, и актриса действительно была тогда молода и красива. А вот лишняя смысловая нагрузка в ее роли не требовалась - тут Фридберг абсолютно прав.
Что касается Певцова - он старался как мог и в общем достойно смотрелся на фоне Плотникова.
О самом Б.Плотникове и его роли говорить специально не буду - словарный запас эпитетов недостаточен. Жаль, что так мало снимался. А теперь и негде. И не у кого. Жаль.
10 из 10
|
прямая ссылка
02 октября 2008 | 15:50
webrabotnik
один из лучших отечественных фильмов начала 90-х
Этот фильм не просто обычный ужастик или триллер. Это философский взгляд на мир в целом. Здесь переплетается религия и авторское ведение на вещи и события. Главные герои попадают в заброшенную избу, в которой живет изгнанный с небес и лишенный творить жизнь ангел. Его изгнали за то, что при создание жизни на Земле он совершил ошибку и наделил людей несовершенным двойственным разумом. В результате чего человечество начало деградировать. Он понял за века изгнания, в чем его ошибка и как её исправить, но чтобы вернуть назад свой дар творить снова жизнь ему нужно прощение двоих людей. Этими людьми стали наши главные герои, которые по волю случая, забрели переночевать в логово темного творца мира.
Ангел пытается радоваться и веселиться, но каждый раз, на берегу озера, начинает кровоточить плаха у эшафота, которую ему оставили при изгнание. Как память о всех тех, кто погиб и погибнет из-за его ошибки.
Всем любителям жанра 'психологического и философского кино' настоятельно рекомендую данный фильм.
10 из 10
|
прямая ссылка
29 декабря 2010 | 18:39
q654321
Исаак Фридберг, что ты накаркал?
Фильм из разряда ужасов! Он ужасно талантлив и ужасно пронзителен.
Сюжет и стилистика настолько сильны, что даже Певцову удается справиться с непростой ролью.
Смысловых слоев в нем я нашел как минимум несколько.
От вечного сюжета Писания об яблоке до вечной борьбы полов.
Но для меня большее впечатление - это смена формаций, менталитета, материальной и духовной культуры, которую мы пережили со времен падения берлинской стены и Советского Союза.
После просмотра фильма стало настолько грустно, что впечатление пришлось перебить просмотром какой-то отупляющей видеожвачки.
Грустно понимать, что побежавши за буклетами с изображением 'мебели из Лувра', 'киви и кокосов', 'рябчиков и шампанского', мы очутились на лужайке из финального сцены. Во всем!
Что на что мы поменяли?
Некачественную и однообразную, но натуральную еду из прошлого на химическую ГМО, но разнообразную еду в настоящем.
Одежду из серого, но натурального советского драпа из прошлого, на разноцветные пластмассовые тряпки из Китая в настоящем.
Водку с сивухой из всяких, но органических, фекалий, из прошлого, на нефтяную водку в настоящем.
Чувствуешь себя героем Певцова, интуитивно пытавшегося прорваться к бабусе с козьим молоком. Но не смогли мы. Вот и прошли в начале 2000-х наши последние конвульсии на финальной лужайке.
Как ты, Исаак Фридберг, накаркал на судьбу современного офисного планктона.
Интеллектуалам рекомендую смотреть соблюдая меры предосторожности, приготовив на всякий случай средства отупления - пиво, диск с Comedy Club и т.д.
|
прямая ссылка
02 апреля 2011 | 21:22
Жанрово картина определена как фильм ужасов, что может ввести в заблуждение, ведь нарушены все каноны и стереотипы. С экрана льётся одна сплошная психоделика, которая легко вписывается в ту действительность, пускай и с малыми фантазийными огрехами.
Здесь вам и 90-ые, когда можно было жить безвкусно красиво, но за это обязательно была высокая плата. Герои проживали в подгнившей избушке, которая по щелчку превратилась в музейную роскошь, где всё чересчур, что называется дорвались. Но общее впечатление портит самая настоящая плаха, символично требующая расплаты.
Интересна показана природа человека - она принимает всё как должное, не мучая себя ненужными мыслями, он напротив, подозрителен, ищет объяснений и правды, не хочет этой 'халявной' хорошей жизни. Он бежит из собственного рая, в свою действительность, где всё понятно, пускай и опротивело. Правильные слова ему говорит Демиург, заставляя его чуть ли не на сильно перемениться, сделать шаг в другое настоящее. Вот так незамысловато, но весьма любопытно показана судьба великой державы, её заплутавшего народа, которого бросали из крайности в крайности, превращая в наивного параноидального идиота. Но что самое интересное - именно такие и готовы выживать.
Фильм буду рекомендовать к просмотру, это атмосферная философская притча, мрачная своей слишком определённым финалом, ведь историю не перепишешь, такова наша держава.
|
прямая ссылка
26 июня 2016 | 14:36
Общее впечатление: «- Я должен понимать что происходит! - Ты хочешь сказать, что в своей скучной, серой прошлой жизни ты это понимал?» Слова из к/ф, которые врезались мне в память, и заставили серое вещество думать. Про что кино? Очень сложно описать и рассказать всю картину, чтобы не проспойлерить сюжет. Да и вообще здесь есть где развернуться. Тонкий символизм пропитал картину от и до. Это притча, которую интерпретировать можно бесконечно долго. А что самое интересное, снята лента была после перестройки и удивительно как точно автор изобразил нашу Россию в деталях. Да что там говорить в противовес рогу изобилия — скромная лачуга.
Он и она (Дмитрий Певцов и Ольга Дроздова) двое влюбленных забрели на ночлег в скромную хижину, затерявшуюся в глухом лесном уголке. Домишко стоял на берегу чудесного озера, живописный вид которого омрачался только топором, воткнутым в плаху на деревянном помосте. Утром они проснулись и увидели павлина, а хижина превратилась в сказочные роскошные чертоги. Ужас охватывает лишь мужчину, он не понимает что происходит, почему заброшенная избушка становится дворцом, где есть ананасы, персики. Странные вещи творятся рядом, то мужчина на дереве машет, то пиявки не дают перейти реку. Ему нужно знать чего ждать, и он собирается выйти из этой странной местности, ведь здесь явно что-то не так. Типичный мужчина — без цели в жизни не может жить. Поэтому Он так рьяно пытается сам взять все в свои руки. А что Она? А женщина счастлива, ведь ее окружают блага. На одной чаше весов мужчина, на другой женщина, непростое противостояние, только вот выигрыша как такового нет. Здесь просто идет разбор насколько сильно женщины отличаются от мужчин. Для мужчины важна цель и любовь. Для женщины материальные ценности. Конечно, всех под одну гребенку не засунешь, однако из поколения в поколение закладывается фундамент поведения полов. Странно это отрицать.
Игра трех актеров — супружеская пара: Певцом и Дроздова. И странный человек, то ли ангел, то ли сумасшедший — Борис Плотников. Все три и все три разные личности. Певцов исполнил роль динамичную, его герой постоянно в движении. Дроздова — женщина с легкой медитативностью изображает плавные движения. Плотников — тот самый человек с магическими способностями. В его глазах читается отчаяние, а порою злость. Все три актера играют отлично, периодически перекидывая важность структуры повествования на себя.
«Прогулка по эшафоту» — кино не для всех, начиная с визуальной составляющей и заканчивая историей. Рекомендую ознакомиться тем, кто любит обдумывать еще долго после просмотра фильма.
7 из 10
|
прямая ссылка
28 января 2021 | 13:36
cyberlaw
Певцов, Дроздова — Прогулки по эшафоту
Этот дуэт Ольги Дроздовой и Дмитрия Певцова показывает нам, что начало девяностых в советском и российском кино было не таким уж и безоговорочно 'чернушным'. Свобода предоставила многим право выбора. И некоторые авторы смело взялись за творческие эксперименты. И пусть 'Прогулкам по эшафоту' не хватает лоска, но это вполне себе достойное зрелище. Восхищаетесь Эггерсом? А как Вам наш советский Исаак Фридберг?
Прямой перевод слова 'эшафот' приводит нас к 'театральным подмосткам'. И жизнь героев, которая проносится в этой ленте вполне возможно отождествить со странным сценическим выступлением. Двое оказываются на странном острове, в чудном саду. Странная хижина становится фантастическим образом необычайно комфортабельной. И если не задумываться о причинах и последствиях, то может быть эти двое и нашли то, что так долго искали. Здесь нет забот... Дальнейшее будет лишь весьма смелой интерпретацией известной всем истории. Рядом с ними окажется некто весьма странный, симпатичный и завораживающий размышлениями о свободе. Авторы даже не смутятся изобразить змею, обнимающую главную героиню.
В этом фильме будут задействованы всего трое актеров. Борис Плотников, Ольга Дроздова и Дмитрий Певцов. На фоне красот Валдая они будут показывать напряжение, отчуждение, восхищение, прелесть, соблазн и страдания. Отсутствие четкой сюжетной структуры сведет придаст каждой сцене особую значимость. Актеры приблизятся к первообразам. Они будут показывать столкновение с непостижимым.
В этом блуждании впотьмах просто невозможно не раскрыть всего себя. Актерам пришлось не только полностью обнажиться, но и проявить свои потаенные части личности. Я бы назвал это душевной наготой. Им было позволено ошибаться, переигрывать, творить - главное раскрыться в собственной первозданности. Молодые, яркие и темпераментные Ольга и Дмитрий оказались готовыми к этому вызову. Эти двое были настолько убедительны, что многие постановочные недоделки ушли на второй план. Актеры 'взяли' заданную высоту.
На мой вкус, безупречность их актерского дуэта как раз была сформирована на базе двух мистических лент, где архетипы властвовали над сюжетом. После 'Прогулки по эшафоту' и 'Алисы и Букиниста' этим двум по плечу были любые вызовы. Какой там 'Бандитский Петербург', какая 'Королева Марго', если они несколькими годами ранее постигали тайны философского камня и оказывались в унынии первородного греха.
А что касается самого фильма, то ему явно недоставало постановочной четкости. В этой ленте слишком много минимализма, экономии. Режиссеры отдали все на откуп актерскому трио. Не хватило операторских изысков. Более выверенная картинка качественно бы укрепила ленту. Да и в сценарной части кажется необходимо было усложнить финал.
7 из 10
|
прямая ссылка
03 ноября 2024 | 11:42
В ранне-постсоветском фильме «Прогулки по эшафоту» герой и героиня отправляются в свадебное путешествие. Ими замыслено путешествие в предельную деревенскую глухомань. Почему именно оно? Потому что, как говорит герой, новобрачная мечтает слиться с природой. Фраза «ты хотела слиться с природой» красной нитью проходит через весь фильм.
Следуя этому желанию, новобрачные сначала попадают в зловещую глухую деревню. После чего они, по совету живущей в этой деревне одинокой древней старухи, направляются в совсем уже глухие места, где случайно натыкаются на избушку. Вскоре обнаруживается, что эта избушка волшебная. И что сила волшебства создает внутри избушки роскошный музейно-антикварный интерьер (кровать под балдахином, мраморная ванна для купаний и так далее).
Вскоре оказывается, что волшебником является злой демиург, стремящийся исправить свои ошибки. Что эти ошибки демиург связывает с неправильным устройством человека. И что откликнулся демиург именно на страстное желание новобрачной слиться с природой.
Отвечая на это страстное желание, демиург проводит хирургическую операцию, в результате которой новобрачная из человека превращается в иное существо. Действительно слившееся с природой.
Попытки новобрачного, отказавшегося от хирургической операции, на которую согласилась его супруга, поговорить с супругой, кончаются провалом. Комментируя этот провал, демиург говорит о новобрачной, ставшей иным, слившимся с природой, человеческо-нечеловеческим существом: «Ей не нужны слова».
Новобрачная, превратившаяся в это странное существо, обрита наголо, одета в белую холщовую рубаху, наделена явной способностью к телепатии и телекинезу. И занята созданием себе подобных «человеко-нечеловеков» из неуклюжих сгустков какого-то белого вещества. Походя она превращает в человеко-нечеловека и своего отказывавшегося от такого превращения супруга.
Фильм «Прогулки по эшафоту» является одним из шедевров того гностического агитпропа, который был сочинен в расчете на предельно жесткий неонацистский вариант «оприходования постсоветской России». Этот вариант был возможен в случае, если бы Джордж Буш-старший был избран президентом США на второй срок. Но избран был Клинтон. И Россию направили по иному — хотя и ничуть не менее губительному — пути.
|
прямая ссылка
02 января 2015 | 04:04
|
|