К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Так уж вышло, что нет у нас, «самой начитанной нации в мире», общей корневой идеологии. Я не считаю это явление негативным, т. к. я вроде из поколения свободных, но и радужного полета полемики истин явно нигде не мелькает. Могу от себя отметь лишь тот факт, ибо искренне думаю, что аутентичный праздник в России один: это День Победы. Перевранный «23 февраля», когда принято чествовать теперь уже исключительно по наличию первичных половых признаков, или там «8 марты», «дни непонятной независимости», «конституций», «народных единств», «первомаи», либо что там еще отмечено красным, - все какое-то надуманно-напускное или традиция без понимания.

Поэтому не зря в российском кинематографе добрая половина исторических лент ориентируется на период Великой Отечественной Войны. И мне искренне жаль, что некоторые из потомков утверждают, что поднятие этой темы в современном кинематографе – это навязывание патриотизма. Хочется выругаться по чисто-русски, честно говоря, по поводу, что новое российское поколение отвлекли на пару часов от american dream.

По сему, хочется отдать должное «Предстоянию», потому как своевременно напоминает о том, что у народа, лишенного общей идеологии, могут быть хотя бы нетленные символы могущества и мощи, хотя бы в истории, которая пусть мельком отзовется в сердцах потомков. Потому что у Российского государства, с его вечной внутренней и внешней противоречивостью, есть действительно неоспоримая мировая заслуга. И да будет так.

«Предстояние» не преследует идею о супергерое, это вам не голливудский преобразователь. Героев в этом фильме нет, но есть личности, плавно вписанные в контекст эпохи. И, по-хорошему, это никакой не сиквел, а самостоятельная великая картина великого мастера. Аура повествования не носит, как в первой ленте, характер необъяснимого атмосферного явления. Это вселенский шторм. В нем можно было бы потопить новые корабли, но создатели решили отстоять внутреннюю силу персонажей из оскароносной ленты. Так получилась эпоха великой трагедии и великой надежды с мазками отдельных судеб, когда на внутренние грозы наложился мировой вихрь.

«Утомленные солнцем» как закрученная спираль настоящая эпопея мирового масштаба, думаю, что в российском сознании через много лет, когда его перестанут обуревать волны мейнстрима, выкристаллизуется четкая уверенность в том, что это наше национальное творение силы равной эпохальному роману Маргарет Митчелл.

22 апреля 2010 | 22:57
  • тип рецензии:

Как-то, еще за полгода до выхода фильма 'Предстояние', Михалков сказал, что ему хотелось бы создать мощную фреску о второй мировой войне. И он ее создал. Именно мощную, именно фреску. Конечно же, он собрал в сценарии все, что ему хотелось запечатлеть. Он не останавливал себя, не стеснял ни в чем. Об этом фильме теперь будут судить очень долго. И по этому фильму будут судить о войне те, кто ее не застал.

С точки зрения технического воплощения, 'Предстояние' находится на уровне любого дорогого голливудского проекта. Картинка роскошная. Антураж, детали - все на месте. Смотрится на большом экране так, как будто действительно попал на дачу Сталина или в окопы на передовой. И страх, и кровь (которой гораздо меньше, чем я ожидал от михалковской ленты), и танки эти... Все это подано со всей силой, на которую сегодня способна кинематографическая техника.

Что касается сценарной наполненности. После просмотра веришь - да, они перерыли горы источников. Они нашли столько ярких деталей войны, сколько одному человеку за раз и не увидеть. Тут и воздушный бой, и саперы, и штрафбат, и кремлевское закулисье - все есть. И снято все это, как уже было сказано, с несказанной красотой и размахом.

Игра актеров отличная. Не подвела ни старая гвардия во главе с Михалковым, ни молодежь во главе выросшей и отрастившей прелести Надей. Когда смотришь на Меньшикова в роли полковника НКВД, ни на секунду не сомневаешься, что он полковник НКВД. Талантливый все-таки гад, не отнимешь. Приятно было увидеть в кадре Стычкина в роли сапера. А сцены воздушных боев с переговаривающимися немцами - просто прелесть. Они сняты так внушительно, что кажется - да! их снимали в воздухе во время войны.

Понятно, что многие исторические детали могут вызывать вопросы. Поведение солдат немецкой армии менялось по ходу войны. Вначале (до зимы 43-го) они довольно снисходительно относились к местному населению, к русским. Они приходили в свою новую страну. Они собирались в ней жить. Потом, когда выяснилось, что вместо победы идет страшная гонка на выживание, появились зверства и прочее. В 'Предстоянии' этот момент не слишком взвешен, однако фреска - это художественное произведение. Здесь не столько важна дотошная продуманность, сколько общее впечатление и цельность духа картины. Но с этим-то как раз у фильма полный порядок. И дух и цельность - на месте.

Все смотрят на ту войну по-разному. И фильм не предоставляет нам спектра мнений. Это просто картинка, о которой каждый волен судить по своему. Но картинка эта красивая, увлекательная. У нее в багаже огромный запас впечатлений для любого зрителя. И, что очень важно, она разорвана. И разорвана почти с гениальной точностью.

После просмотра не остается ощущения, что тебя обокрали, закончив фильм на самом интересном месте. Впечатления от фильма огромные. Но тем не менее ужасно просто хочется посмотреть вторую часть. С огромным нетерпением теперь жду 'Цитадель'. А фильму... фильму

10 из 10

22 апреля 2010 | 21:37
  • тип рецензии:

Никита Сергеевич Михалков заслуженно считается одним из самых талантливых режиссеров российского кинематографа. Его фильмы всегда интересно смотреть, а после просмотра всегда остается чувство большой гордости за Россию. Вот и продолжение легендарной картины «Утомленные солнцем», созданной в 1994 году и получившей «Оскара» в категории «лучший зарубежный фильм», получилось у Михалкова очень качественным. В «Предстоянии» есть о чем задуматься, чем гордиться и чем восхищаться. Фильм вряд ли заинтересует молодую аудиторию, но зрителям по старше он непременно понравится.

В центре сюжета бывший комдив Котов, несправедливо обвиненный в измене Родине. Сначала в Сталинских лагерях, затем попав на фронт он всеми силами будет пытаться выжить, что бы вновь увидеть свою дочь Надю. Тем временем полковник Митя Арсентьев получает от Иосифа Виссарионовича Сталина четкие указания разыскать бывшего комдива. Повзрослевшая Надежда Котова хранит веру в то, что ее папа не погиб, и что они обязательно встретятся. По ходу фильма герои будут попадать в жизненно опасные ситуации, и всеми силами будут бороться за выживание. Хочу заметить, что не смотря на то, что продолжительность фильма составляет практически три часа, время за просмотром летит незаметно.

Актерский состав подобран на сто процентов. Все до единого актеры справились со своими ролями на твердые пять баллов. Никита Сергеевич просто идеально показал на экране свои актерские способности, его герою сопереживаешь больше всего. Надежда Михалкова под руководством отца показывает что и она далеко не промах, ее героиня никогда не унывает в трудную минуту и верит в лучшее. Жаль что Олегу Меньшикову уделено не так много экранного времени как в первой картине. Огорчает то, что в фильме не смогла принять участие Ингеборга Дапкунайте в роли жены Котова, ее место заняла Виктория Толстоганова. Отдельно хочу отметить игру Евгения Миронова, его лейтенант запомнится зрителю надолго. В фильме еще очень множество отличных актеров, которые дополняют и без того отличный фильм.

«Утомленные солнцем 2: Предстояние» — это то кино за которое не стыдно. Авации стоя Михалкову и всем тем, кто работал над данной картиной. 4 ноября 2010-го года выходит заключительная часть под названием «Утомленные солнцем 3: Цитадель». Затаив дыхание я буду ждать этот день.

P.S. Не так долго осталось до Дня Победы, великого праздника не только для ветеранов, которые героически воевали с немцами, но и для всей страны. Этот праздник всегда будет напоминать людям о том, что наша страна является великой и могущественной. От всей души поздравляю ветеранов войны с наступающим Днем Победы!

10 из 10

22 апреля 2010 | 17:55
  • тип рецензии:

В прошлом году человек оказался с рабочим визитом в Австралии. К своим 29 годам он имеет отличную стабильную зарплату, красавицу жену, прелестного ребенка. Имеет собственное туристическое агентство. Когда был еще совсем юным, родители каждое лето отправляли его в лагерь под Иркутском. И оказавшись в Австралии, зайдя в один из винных магазинов, не смог не заметить одну особу славянской внешности. Ее характерные черты лица повлекли в его памяти настоящую бурю пытавшуюся отыскать верный ответ на вопрос о том, где он мог ее видеть. Разговорившись, он и она не смогли удержать эмоций восторга и удивления, поскольку эта самая девушка была его первой любовью, которую он испытал, находясь в том самом лагере. Как выяснилось в процессе разговора, спустя 7 лет после их последней встречи в лагере под Иркутском, когда девушке уже стукнул 21 год, она пыталась отыскать того мальчика с которым каждое лето когда-то переживала такое множество столь прекрасных эмоций. Ее поиск оказался безрезультатным. Когда судьба вновь свела их вместе, он был шокирован, узнав от нее, что в свое время именно через его турфирму она отправлялась в Сидней к своей приболевшей матери. В тот день, когда она оформляла путевку, его не было на работе, лишь потому, что в связи с непогодой в Будапеште он никак не мог вылететь на самолете домой. Она вынуждена была остаться жить в Сиднее, поскольку требовался регулярный уход за мамой. Теперь же, они дружат семьями, и ежегодно летают друг к другу в гости, оставляя мать под надежным врачебным присмотром. Для них это важная жизненная ценность. Такие ценности есть в жизни каждого из нас. Ради чего я все это рассказал? Стоит часто задумываться и всегда помнить о том, откуда, к примеру, у меня есть возможность сидеть за компьютером, писать рецензию, попивая молоко. Почему я, выходя из дома, имею столько возможностей при выборе планов о том, куда мне пойти и чем заняться?

8 лет. Именно столько времени ушло на создание продолжений советского Оскароносного фильма 1994 года. «Предстояние» - на мой взгляд, кино о семье. Об истинных человеческих ценностях. Об их потери, и хочется верить, обретении вновь. Да, знаете, наш народ повидал множество фильмов на тему Второй Мировой, и отвечая на вопрос, чем же отличается этот фильм от своих предшественников, я пожалуй скажу – своей приближенностью. Изначальная цель и итоговое завершение лишь одно – максимально приблизить нас к масштабам и степеням влияния того что происходило в те страшные годы. Наверное, в этом и кроется величие нового фильма Никиты Сергеевича. Обобщенность, реализуемая за счет демонстрации одной семьи другим семьям ценности собственного понятия.

Повествование ведется от трех главных действующих лиц. Стоит отметить, что все герои первого фильма остались и во втором, исключением стала лишь Маруся, если в первом фильме ее играла Ингеборга Дапкунайте, то теперь эту роль исполнила Виктория Толстоганова. В начале войны Котов не в одиночку чудом избегает расстрела, после чего вместе с тремя товарищами присоединяется к штрафному батальону, во главе которого герой Миронова. В то же самое время, жизнь его дочери Нади резко меняется. Из дежурной пионер-лагеря она после ряда тяжких событий становится фронтовой медсестрой. В 1943 году майор НКВД Арсентьев лично получает приказ от Сталина найти комдива Котова. По мере развития событий в жизни Котова и его дочки Нади в первые годы войны, Арсентьев различными путями ищет тех, кто хоть что-нибудь знает о судьбе Котова. И находит. Прифронтовой офицер, исполненный Маковецким, сообщает Мите местонахождение Котова, и уже здесь мы подбираемся к главе третьей.

Неизбежно столкнулся с мыслью о том, до чего же грустно, что мы так редко имеем возможность смотреть на Меньшикова, сидя в кинотеатре. Чувствуется что за плечами этого человека огромный пройденный этап, абсолютно различного рода переживаний. Исполняя образ, мне кажется, Олег играет свою роль глазами.

Никита Сергеевич наглядно реализует весь актерский потенциал, что был изначально у этой картины, используя все таланты актеров задействованных в съемках по самому максимуму. Будь то Мария Шукшина в ярком эпизодическом образе, или же Надежда Михалкова отработавшая такое огромное отведенное ее персонажу время очень уверенно и крайне эмоционально. Нельзя не отметить Миронова с его типичным амплуа. Панин совершенно великолепен в роли пионервожатого, таким прежде мы его никогда не видели. На первых минутах Гафт однозначно заставит вас улыбнуться. Смольянинов со своей деревянной дверью. И многие другие. Это действительно яркие образы, каждый из которых дополняет фильм своим присутствием и вовсе не наводит на мысль о том, что является лишним.

Визуально этой картине есть чем порадовать. Убойная пиротехника, что можно заметить даже по трейлеру. Природная красота в этой трехчасовой картине регулярно радует глаз, а декорации этот самый глаз поражают тем насколько ярко и эмоционально описывают все происходящее, учитывая также их внушительные размеры. Столь большой хронометраж не являет собой проблему. Это не современный динамичный боевик с постоянными насыщенными боевыми действиями чтобы держать зрителя в постоянном напряжении. Это эмоционально крайне запряженная картина, эмоции получаемые зрителем от которой делают так, что тот забудет про часы.

Самое обидное то, что я, молодой парень, не смог найти в своем окружении друзей желающих пойти со мной на эту картину. Посему пришлось привлечь к просмотру возрастное окружение, для которого, конечно же, это кино стало настоящим событием. Это и грустно, что возрастное поколение на это кино так или иначе пойдет, а вот что будет с молодыми… Я не хочу сказать что являюсь поклонником военно-исторических драм про Россию в годы Второй Мировой, или что-то вроде этого, но существует элементарная вещь – «надо». Нужно приобщать себя к собственной истории и осознавать, кому ты в этой жизни всем обязан. А после этого, стоит научиться жить так, чтобы было не стыдно перед теми людьми, которые когда-то боролись за твое дальнейшее существование.

«Утомленные солнцем 2: Предстояние» - великое кино о великой войне. И вместо того чтобы вдаваться в дискуссии по поводу самомнения Михалкова раз он дает своей работе подобный слоган, я бы посоветовал некоторым посмотреть на солнце, и сказать «спасибо» тем, кому мы очень многим обязаны. В этом мире лишь одна вещь является постоянной – Солнце. Очень хотелось бы, чтобы постоянной стала и память о тех, кто для нас так много сделал. И также как и мир нуждается в Солнце, чтобы жить, также и этот мир нуждается в нашем обоюдном уважении друг к другу, чтобы эта жизнь продолжалась.

18 апреля 2010 | 12:33
  • тип рецензии:

Честно говоря, за последние годы высокопарные слоганы «самый ожидаемый фильм», «самый высокобюждетный фильм в истории российской кинематографии», «грандиозное кинематографическое событие» у большинства российских зрителей вызывает настороженность. И мы уже свыклись с мнением, что в отечественном кинематографе дорого, далеко не всегда значит хорошо. Но какое же приятное удивление настигло, когда эти слоганы наконец обрели реальное воплощение в фильме российского режиссера Никиты Михалкова «Утомленные Солнцем: Предстояние»!

Начнем по порядку. Первое что бросается в глаза – актерский состав, и вновь Михалков собирает все сливки российского кинематографа, очень внушительный список именитых актеров, которые, на первый взгляд, уже порядком «замазолили» глаза. Но тому, насколько органично эти мастера встроены в фильм, можно только поразиться. Очень тонкое, очень уверенное, очень органичное существование каждого героя дополняют на удивление грамотную драматургию. Несмотря на то, что фильм «Утомленные солнцем: Предстояние» шел 3 часа, за этот период ни разу не возникло мысли посмотреть на часы – зритель погружается в историю целиком и полностью, чувство времени просто исчезает. Что ни эпизод – то бомба, перипетии выстроены по всем законам драматургии самого высокого уровня.

Конечно, можно покритиковать авторов за обилие кровавых сцен, эпизодов «не для слабонервных», излишнюю увлеченность «расчлененки», но простите, фильм то о войне, и любой здравомыслящий человек поймет – то, что показано на экране, это еще облегченная версия реальности.

Поразило раскрытие характеров героев, даже самых, на первый взгляд, незначительных. Здесь нельзя не упомянуть кремлевских курсантов, «цвет нации», лучших представителей военной элиты Советского Союза, оставленных протыкать штыками танки. Ведь с самых первых кадров, когда они появляются, зритель уже понимает, кто из них есть кто, но главное – что на смерть посланы мальчишки, самые умные, самые красивые, самые перспективные. Один герой не расстается с ключами от своей квартиры в Минске, в которой еще и пожить то толком не успел, но до последнего верит, что тотальная бомбежка Минска на затронула его дом, где находится его новенькая квартира. Другой герой, лучший ученик своего военного училища, с восторгом кидается рассматривать настоящую военную технику, не понимая, что это не игрушечное и не учебное орудие, с которым ему приходилось иметь дело. За какой-то короткий промежуток времени зритель влюбляется в этих героев. И как же сокрушительно возвращает в ту реальность фраза одного из солдат штрафбата «Курсант, давай махнемся – я тебе лопату, ты мне винтовку. Ну зачем тебе винтовка, тебя же все равно убьют…». Здесь даже комментарии излишни – только комок в горле.

В фильме отражены многие нелепости, невероятно досадные просчеты советского руководства в годы Великой Отечественной. Один из сильнейших эпизодов – представитель «элитных» войск бросается со штыком на фашистский танк. В фильме мы увидели одного героя, и уже нет сил сдержать слезы, а в реальной войне таких было миллионы.

Можно долго говорить и писать об этом фильме. И об операторской работе, высочайшего уровня, и о великолепных спецэффектах, которые способны захватить зрителя и без излишней, поднадоевшей, трехмерной графики, и о грамотном месте съемок, и о цветовом решении кадра. Все это можно оценить, только посмотрев самому.

В этом фильме нет того пафоса великой победы, нет здесь и пафоса народа-героя, здесь просто тот «субъективный» взгляд на войну, которые пережили сотни тысяч советских людей. Люди, которые победили не благодаря песням и пляскам, и не благодаря бесконечным литературным подвигам, а благодаря стойкости, терпеливости, и веры в жизнь.

Буду ли я ждать «Утомленные солнцем. Цитадель»? Здесь не может быть никаких сомнений, такой кинематограф не оставляет равнодушным, и к нему хочется возвращаться снова и снова, получая свою порцию катарсиса!

18 апреля 2010 | 07:49
  • тип рецензии:

Я отлично помню состоявшуюся 16 лет назад премьеру «Утомленных солнцем» в моем городе. Полный зал людей, Михалков, приехавший лично представлять фильм, 10-минутная овация этого самого полного зала после титров… Помню, разумеется, не только событийные подробности, но и, прежде всего, свои эмоции. Свой шок от этого фильма. Можно пересчитать с помощью пальцев на одной руке те картины, которые за эти 16 лет потрясли меня столь же сильно.

И вот – премьера второй части, с подзаголовком «Предстояние». Тот же кинозал – правда, заполненный лишь на две трети. Михалков презентует картину уже не сам, а с помощью видеообращения. И кино… Совсем другое кино. Не плохое, разумеется, – грандиозное. Но – совсем другое.

Сравнения с классической русской литературой напрашиваются сами собой. Если первые «Утомленные солнцем» заманивали зрителя картинкой а-ля Чехов, оборачиваясь в итоге чистой достоевщиной, то во втором фильме однозначно царит Толстой. Разумеется, не юнкер из «Сибирского цирюльника», а Лев Николаевич. То, что сделал Михалков – не больше и не меньше, чем «Война и мир» ХХ века. Со всеми вытекающими.

Вспоминая последние кадры «Утомленных солнцем», с лежащим в окровавленной ванной Меньшиковым и шаровой молнией, кажется, что никакого сиквела просто быть не может, настолько неповторимо высокая нота взята. Михалков рискнул продолжить – с тем же трагизмом, с которым закончил первый фильм. Бывший комдив Котов, бежавший из лагеря и попавший в штрафбат, и его дочка Надя, чудом выжившая после бомбежки, скитаются по дорогам Великой Отечественной, а за ними наблюдает - то ли для защиты, то для окончательного уничтожения – бывший музыкант Митя, ставший полковником Арсентьевым. Сюжет обрывается на полуслове - в октябре нас ждет третья часть.

Михалков, пожалуй, впервые так снял войну. Уникальность в том, что он соединил голливудский натурализм (кого-то покоробит количество оторванных конечностей и крови – но все уместно, черт возьми!), размах советского батального кино и личностную историю. Представьте микс из «Освобождения» Юрия Озерова и «Летят журавли», снятый Спилбергом. Разумеется, Михалков при всей эклектичности остается Михалковым – пафосным и громокипящим. Он бьет не в бровь, а в глаз. Кораблик с перевозящей барахло скандальной советской дамочкой взрывается на случайной немецкой мине; потерявший ноги священник крестит Надю Котову прямо в открытом море, когда они спасаются после бомбежки; фашисты сжигают заживо в амбаре всю деревню, минутами раньше не отозвавшуюся на Надин крик о помощи; молодцевато-карикатурно маршировавшие кремлевские курсанты за 15 минут гибнут под танками… Ряд можно продолжать. Каждый эпизод, каждый отрезок этого мозаичного фильма незабываем.

Конечно, повторить гениальность первой части невозможно. Впрочем, похоже, Михалков и не пытался. Тогда, 16 лет, трагедия зрела в воздухе беззаботного летнего дня, и именно в сочетании внешней беспечности и «экзистенциального» напряжения и рождалось то, что когда-то назвали «катарсисом». В «Предстоянии» все, с одной стороны, проще – потому что тебя уже на третьей минуте окунают в боль и ужас, и не вынимают оттуда до последнего кадра. С другой – кто еще может снять трехчасовой фильм, который прибивает тебя к креслу как гвоздями?... Никакому Кэмерону – даже если он научится передавать запахи планеты Пандора – и не приснится такой уровень эмоционального воздействия. И дело не только в фантастических военных сценах и наотмашь символичных деталях, вроде периодически летающих в кадре бабочек: здесь собрана отлично проявляющая себя команда из практически всех заметных российских актеров, от Гафта до Мерзликина. Блиставший в первой части Меньшиков все больше сдержанно изображает Фандорина, еще и присутствуя в кадре в основном затылком – так ведь то, что Меньшиков сыграет за пять минут затылком, простой смертный не изобразит лицом за всю жизнь…

Как ни крути, самодовольный и раздражающий державным пафосом Михалков снял действительно великое кино. Великое - в данном случае не значит гениальное. Великое – значит, не оставляющее равнодушным никого. И пусть от названий «Предстояние» и «Цитадель» - это подзаголовок третьей части - ощутимо веет голливудчиной: Михалков, после перерыва на «12» вернувшийся к нам с Великим кино, может себе позволить и не такое. В конце концов, он слишком русский, и это многое объясняет.

17 апреля 2010 | 23:24
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: