К описанию сериала »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

«Прошлое – призрачно потому, что его уже нет. Будущее – призрачно потому, что его еще нет. Нить во времени разорвана на три части, нет реального времени». © Н. Бердяев «Смысл истории»

«Тьма» представляет собой один из тех редких случаев, когда концепция проекта состоит из сплошь и рядом ровных кирпичиков. От начала до конца все сделано методично, аккуратно, выверено до мелочей. Если в каком-то моменте и возникают сомнения по поводу устойчивости конструкции, то финал решительно их устраняет. Это не хрупкое сооружение, «Тьма» – это Бугонский некрополь, не утративший своей целостности на протяжении всех сезонов.

Можно сколько угодно по примеру критиков сравнивать сериал с «Твин Пиксом» или «Очень странными делами», но опустим это. Проекта, подобного «Тьме», еще не было. Даже искушенный зритель, знающий вдоль и поперек все возможные сюжетные схемы, останется сидеть у экрана в немом удивлении с широко открытыми глазами. Надо сказать, создатели очень ловко обвели нас вокруг пальца – они сместили акцент с создателя мира, с истоков его зарождения на перипетии судьбы Адама и Евы. В центре внимания оказались Йонас Канвальд (Луис Хофманн) и Марта Нильсен (Лиза Викари), а весь мир со всеми его шестеренками будто бы вращался вокруг этих героев, что подчеркивалось неоднократно. Запутаться можно только лишь глядя на схему путешествий Йонаса и Марты, не говоря уже о генеалогическом древе четырех семей. И это ложное акцентирование сработало на руку создателям сериала, потому что мы напрочь забыли, с чего все началось и где искать точку отсчета. В 2019 году, в 1986 году, в 1953 году, etc.? Чертовски темная и запутанная история, особенно ярко это иллюстрируют бесконечные мемы на просторах интернета (по типу «the girl you like»).

«Maybe this time, maybe this time I'll outwit my past» ©

К размышлениям о саундтреке. Невозможно оставить без комментария рядовые впечатления: он гармоничен, треки плавно вливаются в целое фрагментов серии и становятся неотъемлемой их частью, они звучат неизменно вовремя, а звуковая дорожка, соединенная с картинкой, иногда становится полноценным видеоклипом. Кроме того, нельзя не упомянуть информативность отобранных для ost’а треков, буквально каждый из них сообщает нам что-то об обстоятельствах, героях, их чувствах: поиск Элизабет под «Keep the Streets Empty for Me» Fever Ray, активация зрелым Йонасом машины времени под «A Quiet Life» Blixa Bargeld & Teho Teardo, арест Ульриха под «Me and the Devil» Soap&Skin, реакция героев на истинное положение вещей под «Thunder» RY X и т.д. Чего только стоит текст заглавного трека, содержащий самый взрывоопасный спойлер.

«Neither ever, nor never goodbye» ©

Сложно говорить о горько-сладком послевкусии «Тьмы» без спойлеров, но другого выхода нет. Трагизм «Тьмы» в ее роковой предопределенности, с самого начала было ясно, что путь героев предначертан и его не изменить. При этом интрига, связанная с финальной точкой этого пути, держит в напряжении до самого конца. Это роднит проект с древнегреческой трагедией. Так, фраза «Мы идеальная пара. Ничему другому не верь», произнесенная где-то в начале, приобретает особый, полный боли смысл в самом финале.

Был сотворен мир и был разрушен мир. И наблюдать как за его созданием, так и за разрушением – прекрасно.

11 сентября 2020 | 16:13
  • тип рецензии:

Нетфликосовский сериальный блокбастер. Что примечательно, от одно режиссёра. Баран бо Одар не слишком именитый и успешный, но это кино у него получилось замечательно. Мрачная фантастическая драма с лостовской атмосферой в твинпиксовской эстетике. Мрачные леса, тёмные тона, жёлтые куртки и очень насыщенный деталями и лицами закрученный сюжет.

В 1 сезоне нас сразу же кидаю в мистическую зловещую атмосферу небольшого немецкого городка, расположенного рядом с АЭС. Куча персонажей, какие-то тайны, связанные с пропажей и похищением детей, запутанные личные отношения и явно что-то потустороннее или паранормальное. Толком ничего не понятно, но ясно что придётся внимательно вникать, анализировать, предполагать, а может даже что-то записывать. Этакий квест, решение которого похоже что наступит не быстро. Далее начинается что-то жутковатое, на зрителя сваливают новый временной пласт, новые загадки и начинается тема с путешествием во времени, которая собственно и будет протекать своей извилистой центральной идеей через все сезоны. Но теперь приходится разбираться между героями в разных временах и поколениях, при этом некоторые из которых переместились. Клубок пока только запутывается и похоже что какие-то ответы мы получим не скоро. Хотя некоторые временные связи персонажей начинают вырисовываться и перекручиваться. При этом постоянно намекают на что-то совсем непонятное. Типа, если Вы думаете что дело только в аномалии, то не надейтесь. И вселенная сериала, ясен перец, сразу не откроется. Сразу возникают подозрения на лостовщину. Но фильмец подкупает суровой арт-хаусной картинкой, мрачной напряжённой атмосферой и хорошей игрой. Да и сюжет затягивает, но следить надо очень внимательно. И очень много акцентируется на запутанных отношениях персонажей и грудах скелетов в их шкафах. Под конец сезона концентрация мрачности ещё сильнее увеличивается и на зрителя начинают наваливать, что-то хорроро-подобное и научно-фантастическое. И нам даже малость объясняют природу происходящего. Мы уже немного начинаем в чём-то разбираться, хотя природа явлений и мотивы действий некоторых персонажей, всё ещё загадка. Чего хочет Ноа, нам так и не понятно. А потом, в самом конце, нам вскрывают ещё один пласт, делая хорошую затравку на следующий сезон. Музыка, мрачная атмосфера, красивые арт-кадры, суровые персонажи, всё это отлично вгоняет в приятную депрессию и ожидание. Наверное удивляет, то с какой скоростью некоторые герои адаптируются к происходящему, но ладно, такие уж они сообразительные. Смотреть интересно и второй сезон ожидаем.

2 сезон. С первой серии нас сразу окунают в новое прошлое время, расширяя вселенную сериала. Сразу же вплетают вопросы веры, поднимая некую метафизическую планку и показывая новые персональные связи, вносящие на первых порах очередную запутанность. Тут же, ещё больше футуризма и постапокалипсиса. И теперь становится ясно, что причина большинства осознанных действий ключевых персонажей это - надвигающаяся глобальная катастрофа. Хотя, роли пока ещё туманны. Естественно, психологическая составляющая межличностных связей остаётся на таком же высоком и напряжённом уровне. Социальная драма всё ещё одна из ключевых атмосферных тенденций фильма, ещё и при парадоксальных временных перекрещиваниях. На самом деле, очень классная смесь научной фантастики и психологической семейной драмы. Ну и ещё появляются реально стрёмные типы, про которых вообще толком ничего не понятно. Понятно лишь, что вся эта парадоксальная временная круговерть причиняет страдания и беспокойства многим персонажам. Но зато нам уже дают, какое-то более-менее вменяемое научное объяснение происходящего. Научно-фантастическое, естественно. И зрителя, всё же понемногу вводят в понимание причинно-следственных связей. С учётом парадоксальности всего происходящего, в принципе. А парадоксального будет навалом. И мы до сих пор не знаем даже половины загадок этого мира. Ведь все мы странники во тьме. Ну а парадоксальные проблемы в фантастическом мире всегда можно решить. Ведь если время не линейно, то и пространство может быть многогранно и параллельно.

3 сезон. Начинает сразу очень угрюмо и с накалом жести. Накидывая каких-то психопатичных новых персонажей, замешивая мрачных персонажей из прошлых сезонов и предлагая новые обстоятельства, запутывающие вселенную ещё сильнее. Теперь возникают новые причины и следствия, опять же как-то объясняющие предыдущие события, но накидывающие новые загадки и вопросы. Я бы этот сезон ознаменовал лозунгом: 'Война миров'. Интересно, как отобразили личности героев в параллельной вселенной, показывая насколько не меняется сущность людей. У сезона реально настроение становится ещё мрачнее и жёстче. Местами превращается в чернушный триллер с тикающим счётчиком смертей и убийств. Но при этом всё стало как-то слишком темно и монотонно. Начались этакие копания и раскалывания нюансов. Иногда и с ещё большим закапыванием. Сюжет схематически усложнился ещё сильнее. И всё ещё забавляет во всём этом, как быстро персонажи адаптируются к обстоятельствам. И даже ширма ни у кого толком не едет. Ну почти ни у кого. Ну и финал конечно у сериальца очень даже приятный. Объяснили что к чему, так по простому. И психоделически-романтическая атмосфера аж до слёз. Молодцы!

25 июня 2022 | 03:01
  • тип рецензии:

Все зависят от времени и для многих оно воспринимается линейно.

Однако, немецкий сериал «Тьма» показывает, что прошлое, будущее и настоящее пересекаются между собой и будущее может оказаться началом прошлого, а настоящее весьма расплывчатое.

Неспешный нуарный сериал начинается как обычный детективный триллер.

Но это на первый взгляд.

Углубляясь в сериал вы будете поражаться неожиданным развитием сюжета.

Каждая серия — это кусочек мозаики большой картины из трёх сезонов.

После просмотра сериала «Тьма» складывается полная картина, где с любой стороны есть начало.

Сериал по полному праву можно назвать научной фантастикой.

Там даже объясняется мысленный эксперимент «Кот Шрёдингера», который буквально за день до просмотра серии мне попадался на глаза в комиксах про Черепашек Ниндзя (после такого задумываешься, что всё не просто так).

«Тьма» — настоящий шедевр и радует, что каждая страна превносит в мировую библиотеку сериалов что-то своё.

Кстати, сериал хорошая тренировка для памяти. Для того чтобы запомнить немецкие имена и фамилии у вас будет целых три сезона.

09 ноября 2023 | 13:01
  • тип рецензии:

Если дело дойдет до сравнения с сериалом 'Очень странные дела', а дела здесь и вправду очень странные, то это его обратная сторона с некоторыми общими чертами, на лицевой мы вполне видим не только кошмары потустороннего мира, но и забавные и шутливые моменты, воспринимая многое как развлечение, а вот на задней - самая что ни на есть тьма, здесь нет места для шуток, нет повода для их порождения, только плотно затянувшийся сгусток черноты, сопровождающий тревогу, грусть и боль

По структуре может он что-то и повторяет, но это абсолютно не важно, у него свой уникальный подход к рассказываемым вещам, он через маленькие детали огромного механизма - времени, доносит человеческие эмоции - страх, беспокойство, озлобленность, непонимание и густая прозрачная любовь, через определенные события, а именно пропажу детей, благодаря научным терминам и доступных для ушей слов и для сердца и разума чувств, предстает в виде чего-то столь разветвленного, что его пути ведут в совершенно разные уголки в понимании многих вещей, как самой жизни, так и того, что за ней скрыто, выдвигая колющую семейную сагу

Сама суть повествования - исчезновение детей при странных обстоятельствах, является по сути ширмой к тонким и тем не менее отчетливым проблемам людей, тут и тема воспитания, отрешенности и взаимопонимания, как мы ведем себя или должны вести при определенных трудностях, что мы из себя представляем и каков наш следующий шаг, отсчет времени здесь как итог твоих поступков, твоих решений и их последствий, без прошлого нет и будущего, и без будущего нет и прошлого, такого рода свойственные противоречия, такая загадочность и интригующая, находясь в постоянной вибрации история, не позволит съехать на другую тропу от этого сериала, на ней буду свои 'дорожные' знаки, на которые ты попросту не будешь обращать внимания и возжелаешь гнать на полной скорости, дабы доехать до конца пути - но вот есть ли он вообще? начало это конец, а конец это начало, замкнутая цепь, масштабное дежавю, которое если попытаться осмыслить - можно сломать голову

Он может напугать и может чему-то научить, и эти две составляющие, друг друга дополняющие, в совокупности с живительной драмой и блестящей актерской работой, дают нам неописуемо прекрасный рассказ. А об его постановке говорить многое не нужно, тут все так, как нужно, нагнетающая словно погода перед бурей обстановка, серые и почти безжизненные цвета, предвещающие больше слов и размышлений, навевающий дождь тоску и грусть, разбавляя слезы своим присутствием, и нескончаемые мрачные приливы из жизненных моментов, оправдывающие вдоль и поперек само название сериала

В нем нет ужасов, нет каких-либо сражений с монстрами, нет комедии, в нем только восседает научно фантастическая триллер-драма, завязанная с игрой времени, прошлым, настоящим и возможным будущем, он своего рода часы, где стрелки указывают на твой следующий шаг на пути к решению проблем, и часовщик в них именно ты.

10 декабря 2017 | 16:16
  • тип рецензии:

Сериал когда вышел - очень заинтриговал. Немецкий актёрский состав практически не знаю и ничего не могу сказать по этому поводу. Изначально попался на английском языке, т. к. это Netflix, но невозможно смотреть когда губы двигаются не в такт звуковой дорожке и пришлось искать версию на оригинальном немецком с субтитрами. Хоть так и было смотреть сложнее, но лучше понятно и больше раскрываются персонажи когда слышно их настоящие голоса.

Несмотря на оригинальную озвучку, сериал не вытянул ожиданий. Повествование очень затянуто, всё происходит не торопливо. Сначала интересно наблюдать завязку сюжета и неожиданный главный поворот петли во времени. Но затем эти петли начинают наслаиваться друг на друга, что трудно держать всех персонажей в голове и что с каждым из них случилось в каком временном промежутке.

Особенно разочаровывает концовка первого сезона. Во втором сезоне дела обстоят ещё более сложно. И, если, Вы смотрели первый сезон когда он вышел, то Вам придется его освежить в памяти чтобы нормально разобраться во втором.

Отличительной особенностью сериала является депрессивная безысходность, мрачный саундтрек, проблемы подростков, отношений в семье. Поэтому, как по мне, так сериал очень даже на любителя европейского драматического триллера с элементами фантастики.

5 из 10

03 августа 2019 | 22:43
  • тип рецензии:

Я не могу сказать, что сериал плохой - он не плохой. Ровно как и сравнивать с 'очень странными делами' не стану - я их не смотрел.

Мне много понравилось; например - саундреки, подбор актеров и их игра, и, главное, атмосфера сериала и антураж каждой показанной временной линии. Это все сделано высококачественно, придираться тут не хочется.

Другое дело что сериалы по сути своей должны способствовать тому, чтобы их хотелось поглощать, серию за серией. А если они в конце сезона заставляют удивиться, облегчиться или еще что-нибудь из ощущений, схожих с завершенностью, хотя бы частичной - то и вовсе прекрасно.

А вот если сам сериал в сухом остатке разбитая на эпизоды запутанная история, так еще и нисколько не распутанная к концу сезона, то это гниль. Потратив около 10 часов своей жизни на просмотр сего творения, значительная часть людей, среди которых есть я, хочет получить вышеуказанное чувство завершенности, а остается у разбитого корыта и открытой странице википедии, где показаны клубки связей персонажей. Нет ничего веселого в осознании того, что эти десять часов ты себя развлекал тем, что неторопясь готовился смотреть второй сезон, на просмотр которого, тебя ничем, кстати, и не заинтересовали. Я, конечно же не имею в виду способ 'не, ну может хоть дальше хоть что-нибудь объяснят, придется смотреть'.

Другой нелицеприятный мне нюанс - нет персонажей, за которых хочется ухватиться и сопереживать. Они как-то...все одинаково негативны, одинаково ничему не учатся и не развиваются в положительную сторону, одинаково творят какие-то глупости, ведомые бог знает чем. Есть, конечно, мнение, что это для атмосферы тлена и драмы, но по-моему это просто бестолковое нагнетение, как и прием сценариста, который очевиден после середины сезона: персонажи все как один резко ударяются в учинение глупостей, выпячивание скелетов в шкафу и повторения фраз типа 'этот город болен', 'люди здесь отвратительные' и так далее. Сериал превращается в Город Грехов.

Сама же линия временных линий и парадоксов, неотвратимости и всего такого не привносит ничего нового, все это в той или иной форме уже можно было увидеть в других лентах, разве что с ошибками.

По итогу: было бы в сериале развитие и какое-нибудь завершение - он бы стоил своей оценки 8/10. А так это затянувшийся опенинг ко второму сезону

6 из 10

14 февраля 2018 | 00:14
  • тип рецензии:

Сколько хвалебных отзывов я слышал от знакомых об этом сериале:

Первый сезон вообще класс, правда первые 6 серий очень унылые а остальные 4 ух... Захватывающий сериал с первых секунд... Сериал для тех кто любит подумать, и. т.д.

Так что же мы имеем в итоге. Мрачная атмосфера сериала с неплохим музыкальным сопровождением, но загруженный временными сюжетными линиями сюжет. Причем чем дальше тем большее сериал начинает походить на Санта-Барбару. Если без спойлеров, то основная идея это, то что персонажи из-за своих перемещений во времени будут иметь родственные связи с другими персонажами и на это накидывается драматизм... Ты всегда хотел стать батей своего друга, двоюродным сыном своего деда - можно устроить, есть одно секретное местечко, которое потом превратиться в проходной двор...

Персонажи.

Большинство из них какие-то неадекватные и странные ребята, не вызывающие ни сожаления ни симпатии. Хотя актерская игра неплохая, к ней вопросов не возникает.

Вам следует делать много допущений, которых в интеллектуальном сериале быть не должно. Герои постоянно тупят, ходят вдоль главных дорог потрепанные и с разбитыми лицами, то не могут убить ребёнка, а потом удивляются как же так, то незаметно передвигаются по маленькому городку на Rolls-Royce. Не говоря уже о том, что персонажи не узнают своих близких в другом возрасте совсем.

Ладно, что в итоге. Сериал может понравится тем, кто прям фанат перемещений во времени, кто любит наблюдать за звездастраданиями разных персонажей или для тех, кто учит немецкий. Остальные могут спокойно пропускать сериал и жить дальше в настоящем времени.

18 сентября 2022 | 07:46
  • тип рецензии:

И пришло кино оттуда, откуда мы совсем его не ждали.

Современная немецкая киноиндустрия поймала свою золотую рыбку - артхаус, и хотя бы поэтому ждать чего-то актуального и при этом близкого к зрителю не приходилось. Но не этим притягивает внимание 'Тьма', она берет качеством. Качеством 'Настоящего детектива', Линча и Финчера: проработанным сценарием, удивительной операторской работой и гнетущей атмосферой.

Сюжет нам отчасти знаком: дети исчезают без следа по пути из школы домой, пока родители увлечены самокопанием, депрессией и изменами. Давно забытые обиды как змеи выползают из темных углов одновременно с непониманием, обидой и злобой отцов и матерей, чьи дети не дошли до дома. И если бы то был маньяк, жаждущий внимания, но все гораздо сложнее. Город хранит в своем сердце - витиеватой системе пещер - тайну. Здесь и начинается история.

Пока дети пытаются докопаться до истины, родители беснуются и валят вину с одного на другого, чтобы облегчить себе совесть. У каждого в городе свои секреты, которые герои стоически несут сквозь годы, не проговаривая даже за закрытыми дверьми, а каждый разговор заканчивается тишиной, повисшей в воздухе, как вопрос.

Увы, несмотря на продуманный сюжет, мрачную атмосферу, хорошую музыку и операторскую работу, не хватает игры актеров. Стоять и задумчиво смотреть в пустоту на камеру надо тоже уметь, поэтому иногда чувствуешь себя неловко, когда видишь вместо героя просто человека, оказавшегося в кадре, за неимением лучшего. Натянутые слезы или сочувствие, нелепая драка или пустое молчание. Откровенно актерскую игру вытянули дети: сыграли все то, на что не хватило опыта, таланта или вовлеченности старшим коллегам, хотя их сюжетные линии зачастую не буйствовали драмой, а размеренно раскрывались на протяжении всего повествования.

Заметно также, что над пространственно-временной теорией и ее представлением в сериале создатели не заморачивались, это было похоже на 'все произойдет быстро, никто и не заметит'. Как клякса в вымученно чистой тетради. Может оно и к лучшему, потому что сериал о людях, а не о черных дырах, которые скрывают за собой белые.

И все же, 'Тьма' заинтриговала своей хладнокровностью, атмосферой, и неординарным развитием сюжета в море подобных ему проектов:

7 из 10

09 ноября 2018 | 19:13
  • тип рецензии:

'Тьма' получилась более чем незаурядной и увлекательной. Первое, к чему стоит приготовиться, это то, что помимо истории с Чернобылем, вдохновение черпалось из 'Остаться в живых' и 'Интерстеллара'. С первым очень много пересечений, вплоть до построения повествования и библейских тем.

Нетрудно догадаться, что речь пойдет о путешествиях во времени и параллельных реальностях. Авторы ничуть не боятся вторичности, так как в основу концепции заложили довольно мудреные научные выкладки и, в отличие от того же 'Интерстеллара', интерфейс передачи данных зрителю не всегда можно назвать дружественным.

Судите сами - ближе к концу дойдет до того, что сюжет будет развиваться в трех реальностях и дюжине временных отрезков, при участии разных версий персонажей, объединенных семейными (или не очень) связями. Если с пространственно-временными перемещениями еще можно совладать, то на тему 'кто кому брат/сват' на просторах интернета можно отыскать множество мемов от запутавшихся зрителей.

Последний сезон вышел как самым логичным, так и самым проблемным. Он дает ответы почти на все вопросы, но при этом добавляет еще больше сложности и практически никак не развивает сюжет, кроме пары последних серий. Очень много чехарды с перемещениями при практически никаких диалогах - персонажи повторяют раз за разом одно и то же в разных (иногда одних и тех же) локациях. Концовка по сути переводит все в несколько иную плоскость, ничем не завершая основные линии. Ловкая подмена, но опять же напоминает завершение 'LOST'.

Но это лишь мелкие недочеты при такой планке. Более чем крутой experience, даже если не все и везде понятно.

13 июля 2020 | 08:41
  • тип рецензии:

Первый сезон зацепил. Особо неожиданных сюжетных твистов не было, но сюжет развивался динамично, сюжетные арки героев радовали и толкали сюжет. Первому сезону поставила бы твердую 4, все-таки тема путешествий во времени раскрыта достаточно подробно во многих фильмах и сериалах, поэтому придумать что-то новое весьма проблематично. Но авторы старались и это видно.

Главный герой первого сезона - дождь. Он прекрасен, он главный в этой темной и гнетущей атмосфере.

И тут бы авторам остановиться и продумать сюжет дальше...но, видимо, время поджимало, и что получилось на выходе? а вот что:

- главные герои имбецилы, которые выполняют все, что им скажут. А кто скажет? - спросите вы. А не важно. Кто скажет - то и делают. Далее герои понимают, что их обманули. Но что вы думаете, появится новый персонаж, который скажет без каких-либо вразумительных пояснений что героям делать дальше, и они послушают этого персонажа. И далее по кругу... впечатления от просмотра скакали от дикой скуки до неуемного веселья от тупости героев.

- сюжетные дыры. Интрига ради интриги. Давай больше экспозиции, глядишь зритель захлебнется и не заметит, что часть сюжетных линий тупиковые, а часть забыли. Ровно такая же история с персонажами, их надо больше, чтобы если про кого-то забудут, то зритель и не заметит.

- пафосные монологи ни о чем. Их много и да, они максимально ни о чем. МАКСИМАЛЬНО. Сил уже не было слушать про свет и тьму, мы просто перематывали.

- помимо пафосных монологов вас ждут бездарные диалоги. В стиле:

*Не делай этого!!

*Йонас, что ты имеешь в виду?

*Я должен все исправить!

ну и как бы весь диалог. И дело не том, что я не даю экспозицию, дело ровно в том, что диалог не несет никакой смысловой нагрузки, вообще.

- иии вот они -ПАУЗЫ в разговорах. много ПАУЗ. ОЧЕНЬ много ПАУЗ. И это в далеко не самых интеллектуальных диалогах. Приведу простой пример, одной данной паузы хватит чтобы дойти до холодильника и взять кусочек колбаски. Я серьезно. Ну то есть:

*Не делай этого!!

ПАУЗА секунд 15

*Йонас, что ты имеешь в виду?

ПАУЗА секунд 15

*Я должен все исправить!

и так постоянно, информации по существу 0, при этом диалог из трех-четырех фраз длится минут 5.

При этом второй сезон еще радует наличием сюжета, в третьем сюжет попросту отсутствует.

В общем рекомендую к просмотру первый сезон, второй и третий можете смело пропускать.

Закончу фразой из последней серии третьего сезона.

'Мы ошибка, мы не должны были существовать'

28 августа 2023 | 22:24
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: