В первую очередь хочется отметить что этот сериал выпустила платформа Netflix, но от них следов совсем немного. Всего-то наличие гомосексуальных отношений и один транссексуал. Но им уделили мало внимания. Создатели так завернули сюжет, что им было просто не до этого.
В сериале «Тьма» можно отметить три самых важных и наиболее удачных моментов: музыка, визуал и сам сюжет.
Музыка и саундтреки подобраны идеально. Пугающая и атмосферная музыка пытается погрузить в этот сериал с головой. От некоторых композиций, как будто, даже можно поймать паническую атаку.
Визуальные эффекты на высоте. Очень качественная операторская работа. Было задействовано множество интересных трюков. Некоторые кадры напоминают картины. И, конечно, нельзя не отметить красотку немецких лесов.
Сюжет очень противоречивый. С одной стороны, он сложный, интересный и оригинальный. А с другой, кажется, что создатели слишком намудрили и просто запутались в собственных идеях. Финал сериала и вовсе разочаровал, из-за того что ожидалось что-то более непредсказуемое.
Я боюсь случайно допустить какой-либо спойлер, поэтому не буду рассматривать в этой рецензии какой-то конкретный пример. Но многие вещие, которые нам подают как факт, стоит поставить под сомнения и подумать насколько это логично и может ли вообще быть правдой (это уместно где угодно, а не только при просмотре данного продукта). Но если подумать логически, можно ли выйти из временной петли? Имеет ли жизнь смысл, если мы существуем в такой петле прямо сейчас? Нужно ли пытаться из неё выйти?
Загадка черной дыры чарует и преследует меня уже много лет. Я пересмотрела документальные сериалы, художественные фильмы на эту тему. Последнее время эта тема стала также особенно популярной в кинематографе, и из последних сериалов хочу выделить два: Тьма и Темная материя. Они очень похожи, и к просмотру Тьмы я приступила уже после Темной материи. Возможно, именно поэтому хронология событий не так сильно меня запутывала.
Сериал очень многогранен, отчего я вижу несколько параллелей.
Создатели будто создали миниатюру пути человеческой души, которая странствует в этом мире проигрывая одну и ту же пластинку, ища выход из этого лабиринта к новому опыту. О том как сильные страсти и желания заставляют нас делать один и тот же выбор из жизни в жизнь. Причем одной из главных чувств, которые побуждают нас это делать является любовь и утрата этой любви. Опять же это же чувство заставляет нас делать невообразимые открытия и создавать невероятные вещи, как плохие, так и хорошие. Это мощнейший энергетический импульс, который, по сути, руководит той самой судьбой. В фильме много любви, много потерь и боли. Глубина и сила этих чувств отлично показана в сериале и является одной из главных тем.
Вторая параллель — это конечно физика, с ее невозможностями. В сериале отлично показана реализация существования черной дыры, как портала. И так же отлично показана невозможность реализации этого в реальном мире. Физика мира не позволит существовать подобным мирам, и они как дежа вю испаряются, уничтожаются оставляя легкий след в виде чувства. И именно поэтому мы можем только фантазировать, но создавать подобное равносильно смерти мира.
Третья параллель, религиозная. Явные отсылки к библии будут путешествовать в каждой серии. Вера в рай, в исправления ради счастливого будущего заставляют и побуждают людей творить все согласно судьбе так же, как и любовь. Знание, что все уже давно решено, что люди идут по известным дорогам, что их направляют – заставляют создавать эту самую судьбу и попадать в этот бесконечный цикл.
С этим сериалом по силе сравнится, наверное, только Темная материя, где также фигурирует любовь как мотиватор и сильный импульс к исследованию и к открытию невероятных и гениальных вещей.
Если вы любите черные дыры как я, то настоятельно рекомендую к просмотру.
P.S. С первой серии меня мучал вопрос, что случилось с глазом Войлера. Я думала, что это незначительная деталь, которая будет тревожить только меня. Но оказалось, что создатели специально подкинули этот маленький пазл, который ты весь сериал будешь примерять и держать в голове. Эта невинная и такая живая деталь в сценарии просто заставила меня пищать в конце.
Dark (Тьма) – уникальное произведение немецкого кинематографа, выводящее жанр научно-фантастического сериала на новый уровень. Безусловно, дорогие высокобюджетные проекты в научной фантастике существуют давно. Но именно такой поджанр путешествий во времени в мировом кинематографе долгое время представлялся по большей части либо комедийными франшизами, либо проходными драмами с кучей сюжетных дыр. А действительно качественные проекты хоть немного сходной тематики можно пересчитать по пальцам, например, Эффект бабочки, Интерстеллар и первые два Терминатора. Но то именно полнометражные фильмы, а не сериалы.
Помимо путешествий во времени, в сюжете переплетаются поджанры детектива, временной петли, триллера с элементами постапокалипсиса и даже любовной драмы. И переплетаются они не просто для галочки, а делают это настолько искусно, что каждая из перечисленных выше тематик буквально утапливает педаль в пол:
- Если первая серия начинается детективной линии, то загадка будет такая, что и Шерлок с Ватсоном без бутылки не разберутся.
- Если есть временная петля, то такая, что даже прекрасный фильм Билла Мюрея вместе со всеми современными аналогами будут нервно курить в сторонке.
- Если триллер с элементами постапокалипсиса, то так сильно, как во Тьме, мир штормит действительно мало в каких произведениях.
Почему же этот сериал всё ещё не в ТОП-10 на том же Кинопоиске? Проект не голливудский, снят по оригинальному сценарию, а не по всемирно известному произведению литературной фантастики, да и уровень пиара, возможно, местами не тот. Всё-таки не каждый день среднестатистический зритель заглядывает в немецкий кинематограф. Но причина не только в этом…
На мой взгляд, самая большая проблема в том, что сериал не для всех. К сожалению, среди современных зрителей есть немало категорий людей, которым данный сериал, скорее всего, не подойдёт для просмотра либо оставит лишь недоумение от непонимания сюжетных деталей и иные негативные впечатления. Итак, кому от просмотра этого сериала, вероятно, лучше воздержаться:
- Привыкшим смотреть сериалы исключительно фоном. Сериал для фонового просмотра не подходит категорически.
- Ищущим произведение с лёгкой структурой сюжета, где особо не надо задумываться над происходящем. Dark – сложная головоломка, от решения которой получаешь невероятное удовольствие.
- Привыкшим к формату ситкомов (когда серии или даже целые сезоны слабо соединены между собой), и не готовым пробовать принципиально иное. Тьма – это целостное произведение, продуманное до конца ещё перед началом съёмок, сезоны не сочинялись на ходу и филерных эпизодов здесь нет.
- Не досматривающим и треть первого сезона, бросающим сериал с мыслью, что первые 2-4 серии показались довольно банальными и предсказуемыми, а значит и дальше проект якобы ничем не удивит.
- Никогда не пересматривающим что-либо из увиденного в сериале (пусть и пятиминутные фрагменты), а также принципиально не читающим даже небольшие дополнительные материалы.
Если же вы любите умные грамотно сделанные головоломки, то сериал Dark раскроется перед вами настоящим шедевров, и точно войдёт в ваш персональный ТОП-5 сериалов всех времён.
Тьма не просит себе скидку ни на бюджет (эффекты и декорации сделаны дорого, съёмки профессиональны и красивы), ни на сюжет, ни на звук, ни на игру актёров.
Актёрская игра. Она хороша. Из-за немецкого состава исполнителей почти все лица кажутся свежими, но каждый воспринимается на своём месте. Про идеальный подбор каста для персонажей разных возрастов не писал только ленивый. Как и то, что в некоторых случаях одного и того же героя в разном возрасте могут играть актёры, приходящиеся друг другу родственниками в реальной жизни. Расскажу про другой случай. Когда мне половину сезона казалось, что один пожилой персонаж – это просто загримированный (для седых волос и нескольких морщин) основной актёр, играющий героя в среднем возрасте. Дескать, ему и так по сюжету под 50 лет, наверное, решили, что к 80 годам его проще слегка загримировать, чем искать подходящего старика. И каково же было моё удивление, когда я узнал, что пожилого героя всё-таки играл совсем другой актёр, причём даже не родственник основного, но настолько поразительно они были похожи!
Музыкальное сопровождение. Оно великолепно. А немецкое внимание к каждой детали дошло до того, что в тексте кое-каких композиций из официального саундтрека даже заключены довольно существенные спойлеры из сюжета. Но, не переживайте, не дойдя до последней серии, вы всё равно не поймёте, какую из песен надо смотреть и в чём именно там спойлер. Но ясно одно, такие трэки как:
Soap&Skin - What A Wonderful World;
Nena - Irgendwie, irgendwo, irgendwann;
Apparat feat. Soap&Skin - Goodbye;
Asaf Avidan - The Labyrinth Song;
заслуживают быть в плейлистах каждого фаната Тьмы.
Сюжет. Авторам удалось уникальное. Если в первом сезоне зритель ловит себя на мысли, что в истории нет положительных персонажей, то пройдя до конца весь пути с этими героями в разных возрастных периодах жизни, зритель может прийти к полярному мнению, что в сериале наоборот – нет отрицательных героев. Так бывает мало где. Обычно, если в произведении есть обозначенный злодей, то это злодей до конца. Если вдруг в какой-то момент сюжета он вышел из игры или решил перейти «на светлую сторону», значит параллельно с ним или на заднем плане был второй злодей, который теперь уж точно злодей до конца. В Dark такой шаблон почти не работает.
Сериал умудряется удивительно талантливо сочетать немецкую философию с отсылками на мировые религии, причём на несколько сразу! Можно ли представить произведение, где герой, в действиях которого угадывается змей-искуситель (тот, из-за кого Адама и Еву изгнали из Рая и который в христианстве отождествляется с Сатаной/дьяволом) будет положительным персонажем? В Dark это не проблема - здесь бывает и не такое.
Что касается немецкой философии, то зрители уже давно привыкли к частому использованию режиссёрами различных цитат известных мыслителей. Но, как правило, это делается лишь для искусственного нагнетания атмосферы важности или таинственности к событиям произведения, и на этом значимость таких высказываний для сюжета заканчивается.
Здесь же фразы Альберта Эйнштейна: «Различие между Прошлым, Настоящим и Будущем всего лишь иллюзия. Хотя и стойкая»;
Артура Шопенгауэра: «Человек может делать то, что он желает, но не может желать, что ему желать»;
и даже моя цитата с античного памятника «Изумрудная скрижаль» в заголовке рецензии - являются чуть ли не ключевым звеном истории и остаются важными до самого конца для её понимания в целом.
Все зависят от времени и для многих оно воспринимается линейно.
Однако, немецкий сериал «Тьма» показывает, что прошлое, будущее и настоящее пересекаются между собой и будущее может оказаться началом прошлого, а настоящее весьма расплывчатое.
Неспешный нуарный сериал начинается как обычный детективный триллер.
Но это на первый взгляд.
Углубляясь в сериал вы будете поражаться неожиданным развитием сюжета.
Каждая серия — это кусочек мозаики большой картины из трёх сезонов.
После просмотра сериала «Тьма» складывается полная картина, где с любой стороны есть начало.
Сериал по полному праву можно назвать научной фантастикой.
Там даже объясняется мысленный эксперимент «Кот Шрёдингера», который буквально за день до просмотра серии мне попадался на глаза в комиксах про Черепашек Ниндзя (после такого задумываешься, что всё не просто так).
«Тьма» — настоящий шедевр и радует, что каждая страна превносит в мировую библиотеку сериалов что-то своё.
Кстати, сериал хорошая тренировка для памяти. Для того чтобы запомнить немецкие имена и фамилии у вас будет целых три сезона.
Всем уже знакомы философские построения фильма 'Тьма', исходящие из произведений Ф. Ницше и А. Шопенгауэра. Но мне бы хотелось провести аналогии с книгой Ролана Барта 'Как жить вместе: романтические симуляции некоторых пространств повседневности...', в которой есть два потрясающих символических образа. Речь идёт об архетипах лабиринта и пустыни как замкнутых пространствах, в которых застревают герои.
Образом странствий Йонаса является лабиринт, бессмысленное путешествие сквозь времена и пространства. 'Субъект работает на свое заключение - самими своими усилиями в поисках выхода. Он без конца шагает туда и обратно, и все это по сути на одном месте. Для выхода требуется почти магический акт, восприятие иной системы, к которой нужно перейти - нить Ариадны'.
Ещё одним архитипичным образом является пустыня - безжизненное пространство мира Евы. Несмотря на то, что пустыня внешне ничем не огорожена, она также выполняет функцию затвора, заточения... Пустыня символизирует, с одной стороны, место одиночества, с другой - демоническое место искушения.
Оба героя - и Адам и Ева - в своем неодолимом желании спасти свои миры и установить свои правила - приходят к идиорритмии (также понятие Ролана Барта) - полному одиночеству, которое становится бессмыслицей существования (без любви, без Бога), поэтому Апокалипсисы их миров неизбежны. Чтобы выйти из замкнутого круга Адам и Ева создают ордена по типу средневековых, с религиозными девизами, с адептами... Но и это им не помогает...Кошмар повторяется вновь и вновь...
Пралая (растворение) миров Евы и Адама, которые по сути образуются во временных петлях и являются сбоем в матрице, становится возможной благодаря гению Клавдии, обнаружившей точку невозрата...
Но и в Изначальном мире Клавдии заложен изъян, нет гармонии: Катарина предлагает тост за мир без Виндона, а Ханне снятся кошмары об Апокалипсисе... Гностическая философия вновь возвращает нас к 'ущербности' мироздания...
Потрясающе красивые 'лживые истины', которые особенно врезаются в память, произносит самый противный персонаж - Исток: 'Пути сердца - неисповедимы, оно делает, что хочет'.
И конечно Артура Шопенгауэра: 'Человек может делать то, что он желает, но не может желать, что ему желать'.
«В этом мире полно тайн, мы не знаем и половины. Мы лишь блуждаем во тьме».
С первых серий присутствует высокая степень погружения в происходящее. Атмосферная тревожная музыка настраивает на неторопливое созерцание событий на экране. Больше половины первого сезона идёт так называемая «раскачка» – знакомят зрителя с главными героями, чтобы понимали, кто есть кто, кто кому кем приходится, и о чём это всё вообще. Медленно подбрасывая всё новые и новые пазлы в костёр любопытства, порой даже в лоб визуально объясняя зрителю, кто есть кто в 1986-м и в 2019-м. Но героев не так много, и благодаря периодическим визуальным объяснениям, когда экран делится на две части и показывают, как выглядел человек в 1986-м и как выглядит теперь, уже привыкаешь к героям и хорошо ориентируешься в сюжете, а затем и в происходящих событиях. Итак, события происходят в 1986-м, когда ещё были молоды родители, и в 2019-м, спустя 33 года, когда родители уже выросли, обзавелись семьями и у них появились дети. Но этим не заканчивается. Впоследствии события затрагивают 1953-й год, 1920-е и даже 1890-е. Правда, последним двум временным отрезкам отведено мало времени, чисто чтобы сложилась вся мозаика происходящего, а у зрителя сформировалась целостная картина прошедших и грядущих событий.
Что бы вы сделали, если бы имелась возможность переместиться в прошлое и увидеть своих родителей, а, быть может, и бабушек, дедушек молодыми и полными сил? И стали бы вы делать хоть что-то? Ведь каждое действие изменит ход истории, благодаря которой вы стали тем, кто вы есть и оказались в том месте, где оказались. Или историю нельзя изменить? Сериал даёт свой ответ на этот сложный вопрос.
«Тьма» – сериал про путешествия во времени и временные петли. Поэтому фантастическому аспекту посвящено немало времени, и всё это подано в мрачной, неприветливой обёртке. Но набирает темп сериал только к концу первого сезона, когда путешествий в прошлое и будущее становится всё больше, а петли времени – всё запутанней. Затем сериал не теряет набранный темп вплоть до финала.
В сериале особо пристальное внимание уделено незначительным деталям, предметам, порой являющимися связующим звеном между событиями настоящего, прошлого и будущего. Пожалуй, в этом плане сериал превзошёл даже все фантастические фильмы с немалыми бюджетами, где пытались изобразить нечто подобное. В отличие от сериала «12 обезьян», одинаковые вещи из прошлого и будущего, находясь в непосредственной близости, не создают временной парадокс, не резонируют и спокойно сосуществуют. Именно чёрная дыра, благодаря создавшейся так называемой кротовой норе, мосту Эйнштейна-Розена, позволяет героям перемещаться во времени. Вероятно, подобную дыру в пространстве и времени учёные пытаются открыть используя адронные коллайдеры по всему миру, и в особенности БАК.
Иисуса Христа распяли, когда ему было 33 года. Богородица тоже 33. Также цифра 33 является высшим градусом масонства. Считается, что члены ордена масонов с таким допуском и уровнем знаний постигли наивысшие тайны мироздания. Двуглавый орёл в книге о масонах обозначен как 33-й наивысший градус масонства. Ровно на 33 года назад и вперёд в будущее путешествуют герои сериала «Тьма». В 1953-м умер Сталин (вероятно его убили), в 1986-м прогремел взрыв на Чернобыльской АЭС (вероятно теракт или умышленно разгоняли частицы), а в 2019-м – сами знаете что, пандемия коронавируса (вероятно террор мирового масштаба). Следующая дата, когда по идее должно произойти что-то страшное и эпохальное, влияющее на ход мировой истории – 2052-й. В сериале это уже Конец Света. Кроме того, в сериале присутствуют жёлтые плащи. У главного героя Йонаса жёлтый плащ, и, можно сказать, он чуть ли не ключевая фигура в сюжете. Жёлтые плащи, возможно, дают отсылку к фильму «Таинственный лес». Жёлтый цвет является одним из трёх главных цветов спектральной палитры, активно участвующим в возникновении всех других оттенков; кроме того, жёлтый цвет связан с Меркурием – крылатым посланцем Богов. Поэтому, уверен, что жёлтый цвет плаща Йонаса выбран не случайно. Ещё заметил, что дата исчезновения Ульриха Нильсона 9.11.19. Теракты 9/11 Башен Близнецов, а ещё это телефон службы спасения в Америке, а ещё это год начала ковида.
В сериале есть некоторые нестыковки, но их мало. К примеру, как полицейский из 1953-го не смог узнать гетерохромию незнакомки? Почему убийство в 1986-м оказалось нераскрытым, если убийца оставил свои отпечатки на голове и телефоне, с которого звонили в скорую? Но такие мелкие погрешности на фоне общего грандиозного сюжета почти незаметны.
Второй сезон оказался не менее интересным, прямым продолжением первого. В сериале отлично показаны тайные общества, построенные на смеси религии, науки и оккультизма, с религиозным фанатизмом претворяющие страшные пророчества в жизнь. В этом плане сериал полезен и будет интересен думающим людям. К середине второго сезона к героям реально привыкаешь. Лица актёров – настоящие немецкие лица, в лучшем виде. Типажи сильно отличаются от американских. Персонажи продуманы и реально запоминающиеся, приятные. Сюжет серьёзный и драматичный. Это не лёгкий сериал, это настоящая эпохальная драма про смысл жизни, горечь утраты, размышления о Боге и мире, в котором мы все живём.
В третьем сезоне события затрагивают, не много не мало, параллельное измерение первого уровня (как в фильме «Другая Земля»). На мой взгляд, получилось уж слишком мрачно. Чем ближе к концу и развязке, тем всё депрессивнее. Сериал получился даже более депрессивный, чем «Рассказ служанки». Зачем-то обществу упорно закладывают мысль, что единственно возможное будущее – это Конец Света, апокалипсис. И реализуют его престарелые, выжившие из ума, одной ногой в могиле, слуги тьмы, в прямом и переносном смысле. Причём себя уверяют, что действуют из лучших побуждений. И если посмотреть на то, что сейчас происходит в мире, когда обстановка искусственно накаляется до предела, когда разговоры о термоядерной войне уже становятся нормой и вполне реальным исходом событий, я решительно отвергаю ту мысль, которая заложена в сериале, мол, есть судьба и от неё никому не уйти… при этом, эту же судьбу пишут человечеству религиозные фанатики, помешанные на пророчествах и старых потрёпанных книжках. Кроме того, в сериале закладывается мысль, что у людей нет свободы воли, что мы лишь пешки, персонажи чужого сценария. Может это действительно так, но от таких мыслей становится не по себе.
Также говорится про некий жизненный поиск центра лабиринта человеческого бытия, такие же идеи высказывались в сериале «Мир Дикого Запада». Под конец сериал по ощущениям от просмотра отчасти напомнил мне фильм «Мстители: война бесконечности». И это не похвала, поскольку слишком депрессивно и грустно.
Всегда мечтал отпялить чью-то бабулю - переместись в прошлое.
Сколько хвалебных отзывов я слышал от знакомых об этом сериале:
Первый сезон вообще класс, правда первые 6 серий очень унылые а остальные 4 ух... Захватывающий сериал с первых секунд... Сериал для тех кто любит подумать, и. т.д.
Так что же мы имеем в итоге. Мрачная атмосфера сериала с неплохим музыкальным сопровождением, но загруженный временными сюжетными линиями сюжет. Причем чем дальше тем большее сериал начинает походить на Санта-Барбару. Если без спойлеров, то основная идея это, то что персонажи из-за своих перемещений во времени будут иметь родственные связи с другими персонажами и на это накидывается драматизм... Ты всегда хотел стать батей своего друга, двоюродным сыном своего деда - можно устроить, есть одно секретное местечко, которое потом превратиться в проходной двор...
Персонажи.
Большинство из них какие-то неадекватные и странные ребята, не вызывающие ни сожаления ни симпатии. Хотя актерская игра неплохая, к ней вопросов не возникает.
Вам следует делать много допущений, которых в интеллектуальном сериале быть не должно. Герои постоянно тупят, ходят вдоль главных дорог потрепанные и с разбитыми лицами, то не могут убить ребёнка, а потом удивляются как же так, то незаметно передвигаются по маленькому городку на Rolls-Royce. Не говоря уже о том, что персонажи не узнают своих близких в другом возрасте совсем.
Ладно, что в итоге. Сериал может понравится тем, кто прям фанат перемещений во времени, кто любит наблюдать за звездастраданиями разных персонажей или для тех, кто учит немецкий. Остальные могут спокойно пропускать сериал и жить дальше в настоящем времени.
Если вы в восторге от «Очень странных дел», проходите мимо. Несмотря на сходство завязки, это совершенно разные проекты.
Рецензии на «Тьму» в духе «скучно, уныло, непонятно» меня лично удручают. Я смотрела сериал дважды, и ни на секунду не хотела остановиться. Но понимаю, почему некоторым он не зашел. В мире, где все подчинено скорости, экшену, динамике и зрелищности, очень сложно остановиться и позволить себе наслаждаться неторопливой историей, которая переворачивает сознание.
Как после просмотра 3 сезонов может что-то остаться непонятным? Да, вопросов и хаоса в голове будет достаточно. Но сюжет объясняет все, если смотреть внимательно. Здесь нет случайных кадров. Нарезки планов, без действия или слов, которые многие считают «скучными», имеют свой смысл. Просто не все готовы копаться в себе. И это опять же из серии, когда современному зрителю все преподносят на блюдечке. Но не «Тьма». Это сложный мир, в который тяжело погружаться, поскольку можно открыть слишком много неприятного в самом себе.
На что готов пойти человек, когда зациклен на своей цели? Так ли все правильно, как мы рисуем в своей голове? В какой момент мы начинаем меняться, и благие изначально цели готовят дорогу в ад?
Путешествия во времени, взаимосвязь прошлого, будущего и настоящего – это одна сторона медали. Вторая – люди, их ошибки, страхи и сомнения. Именно люди со своими страстями и упорством создают проблемы, и этот замкнутый круг практически невозможно прервать.
Попытки изменить будущее обречены, пока каждый не разберется в своем прошлом и настоящем. Может ли человек сделать правильный выбор, есть ли он у него? И какой выбор действительно правильный – раз за разом повторять стабильный цикл или изменить все, но не остаться даже отголоском в памяти тех, кого любишь, и кто любит тебя?
На самом деле, выбор персонажей и все происходящее с ними – лишь аллегория. Каждый найдет в сериале то, что имеет значение лично для него. И этим он прекрасен. Нельзя в нескольких фразах описать смысл. Он во всем, и ни в чем одновременно. А опустошение после просмотра финальной серии сродни катарсису. Это периодически должен испытывать каждый, чтобы не позволить душе закостенеть. Некое очищение через боль и переосмысление своей жизни.
Чему учит «Тьма»? К счастью, здесь нет поучений. Выводы каждый сделает сам. Но, если вы хоть раз задумывались о смысле жизни, устройстве Вселенной и своем месте в ней, этот сериал может стать одним из любимых.
Нетфликосовский сериальный блокбастер. Что примечательно, от одно режиссёра. Баран бо Одар не слишком именитый и успешный, но это кино у него получилось замечательно. Мрачная фантастическая драма с лостовской атмосферой в твинпиксовской эстетике. Мрачные леса, тёмные тона, жёлтые куртки и очень насыщенный деталями и лицами закрученный сюжет.
В 1 сезоне нас сразу же кидаю в мистическую зловещую атмосферу небольшого немецкого городка, расположенного рядом с АЭС. Куча персонажей, какие-то тайны, связанные с пропажей и похищением детей, запутанные личные отношения и явно что-то потустороннее или паранормальное. Толком ничего не понятно, но ясно что придётся внимательно вникать, анализировать, предполагать, а может даже что-то записывать. Этакий квест, решение которого похоже что наступит не быстро. Далее начинается что-то жутковатое, на зрителя сваливают новый временной пласт, новые загадки и начинается тема с путешествием во времени, которая собственно и будет протекать своей извилистой центральной идеей через все сезоны. Но теперь приходится разбираться между героями в разных временах и поколениях, при этом некоторые из которых переместились. Клубок пока только запутывается и похоже что какие-то ответы мы получим не скоро. Хотя некоторые временные связи персонажей начинают вырисовываться и перекручиваться. При этом постоянно намекают на что-то совсем непонятное. Типа, если Вы думаете что дело только в аномалии, то не надейтесь. И вселенная сериала, ясен перец, сразу не откроется. Сразу возникают подозрения на лостовщину. Но фильмец подкупает суровой арт-хаусной картинкой, мрачной напряжённой атмосферой и хорошей игрой. Да и сюжет затягивает, но следить надо очень внимательно. И очень много акцентируется на запутанных отношениях персонажей и грудах скелетов в их шкафах. Под конец сезона концентрация мрачности ещё сильнее увеличивается и на зрителя начинают наваливать, что-то хорроро-подобное и научно-фантастическое. И нам даже малость объясняют природу происходящего. Мы уже немного начинаем в чём-то разбираться, хотя природа явлений и мотивы действий некоторых персонажей, всё ещё загадка. Чего хочет Ноа, нам так и не понятно. А потом, в самом конце, нам вскрывают ещё один пласт, делая хорошую затравку на следующий сезон. Музыка, мрачная атмосфера, красивые арт-кадры, суровые персонажи, всё это отлично вгоняет в приятную депрессию и ожидание. Наверное удивляет, то с какой скоростью некоторые герои адаптируются к происходящему, но ладно, такие уж они сообразительные. Смотреть интересно и второй сезон ожидаем.
2 сезон. С первой серии нас сразу окунают в новое прошлое время, расширяя вселенную сериала. Сразу же вплетают вопросы веры, поднимая некую метафизическую планку и показывая новые персональные связи, вносящие на первых порах очередную запутанность. Тут же, ещё больше футуризма и постапокалипсиса. И теперь становится ясно, что причина большинства осознанных действий ключевых персонажей это - надвигающаяся глобальная катастрофа. Хотя, роли пока ещё туманны. Естественно, психологическая составляющая межличностных связей остаётся на таком же высоком и напряжённом уровне. Социальная драма всё ещё одна из ключевых атмосферных тенденций фильма, ещё и при парадоксальных временных перекрещиваниях. На самом деле, очень классная смесь научной фантастики и психологической семейной драмы. Ну и ещё появляются реально стрёмные типы, про которых вообще толком ничего не понятно. Понятно лишь, что вся эта парадоксальная временная круговерть причиняет страдания и беспокойства многим персонажам. Но зато нам уже дают, какое-то более-менее вменяемое научное объяснение происходящего. Научно-фантастическое, естественно. И зрителя, всё же понемногу вводят в понимание причинно-следственных связей. С учётом парадоксальности всего происходящего, в принципе. А парадоксального будет навалом. И мы до сих пор не знаем даже половины загадок этого мира. Ведь все мы странники во тьме. Ну а парадоксальные проблемы в фантастическом мире всегда можно решить. Ведь если время не линейно, то и пространство может быть многогранно и параллельно.
3 сезон. Начинает сразу очень угрюмо и с накалом жести. Накидывая каких-то психопатичных новых персонажей, замешивая мрачных персонажей из прошлых сезонов и предлагая новые обстоятельства, запутывающие вселенную ещё сильнее. Теперь возникают новые причины и следствия, опять же как-то объясняющие предыдущие события, но накидывающие новые загадки и вопросы. Я бы этот сезон ознаменовал лозунгом: 'Война миров'. Интересно, как отобразили личности героев в параллельной вселенной, показывая насколько не меняется сущность людей. У сезона реально настроение становится ещё мрачнее и жёстче. Местами превращается в чернушный триллер с тикающим счётчиком смертей и убийств. Но при этом всё стало как-то слишком темно и монотонно. Начались этакие копания и раскалывания нюансов. Иногда и с ещё большим закапыванием. Сюжет схематически усложнился ещё сильнее. И всё ещё забавляет во всём этом, как быстро персонажи адаптируются к обстоятельствам. И даже ширма ни у кого толком не едет. Ну почти ни у кого. Ну и финал конечно у сериальца очень даже приятный. Объяснили что к чему, так по простому. И психоделически-романтическая атмосфера аж до слёз. Молодцы!
Сериал 'Тьма' можно описать двумя словами, которые по сути являются взаимоисключающими характеристиками - 'интересный' и 'душный'. И поначалу державшийся баланс все больше клонился в пользу душноты, с каждым новым сюжетным поворотом, с каждым новым сезоном.
Итак, что у нас есть? Классический для подобных историй маленький городок, в котором неожиданно начинают пропадать дети. В центре истории оказывается несколько семей, тесно друг с другом знакомых и имеющих свои тайны, которые рано или поздно, естественно, обнажатся, так или иначе повлияв на персонажей и отдельные сюжетные ветки. А связующим звеном для всей этой не самой оригинальной экспозиции становятся путешествия во времени.
Стоит сделать небольшое лирическое отступление и сказать, что я люблю сюжеты, завязанные на тайм-трэвелах и временных парадоксах. Это всегда интересно, и именно этим меня поначалу и подкупил первый сезон, и собственно благодаря этому я и досмотрел сериал до конца.
По ходу действия 'Тьма' бросает в зрителя все больше и больше сюжетных твистов, как глобальных, так и более личных, связанных с отдельными персонажами. Но одновременно с этим появляется душнота, которая от сериала может отвернуть. Дело в том, что 'Тьма' невероятно перегружена. Начнем с главного - в сериале изначально немало персонажей со своими сюжетными линями, и у каждого из них есть еще по несколько версий из других временных отрезков. Таким образом количество основных действующих персонажей увеличивается в разы. При этом большую часть времени повествование просто рандомно скачет между таймлайнами, переключаясь от одного персонажа к другому (или между версиями одного и того же героя сей истории). Мешанины становится еще больше, когда все версии персонажей начинают как сумасшедшие скакать между кучей таймлайнов, взаимодействуя сами с собой, со своими родителями, с родителями их родителей, и все это превращается по итогу в какую-то чудовищную неразбериху. И словно этого было мало, в повествовании появляется еще и альтернативный мир, в котором тоже куча таймлайнов и кочующих между ними героев.
В общем, наблюдать за всей этой шизофренией становится все тяжелее, сюжетных линий становится все больше, все больше загадок, не на все из которых в конце концов будет получен ответ. И следить за причудливыми переплетениями сюжетных веток, гадая, кто еще кому придется каким родственником очень утомляет. 'Тьма' превращается в своего рода 'Санта-Барбару', только с учетом временных петлей, и не все сюжетные линии одинаково интересны. Без каких-то вполне можно было бы и обойтись.
'Тьма' может похвастаться отличным художественным стилем. Картинка, несмотря на свою блеклость и серость, очень атмосферная, прекрасные общие планы пейзажей и детальные интерьеры обиталищ героев отлично погружают в происходящее. Нельзя не отметить и потрясающее музыкальное сопровождение.
Вердикт: вот вроде бы почти всю рецензию 'Тьму' я ругаю, но все же в итоге это не отрицательный отзыв. Просто потому что сериал на самом деле интересен и в какой-то степени самобытен. Да, он перегружен, да, в нем намешано слишком много всего, как минимум от идеи альтернативного мира на мой взгляд можно было бы и отказаться, как и от некоторых более мелких сюжетных линий. Однако несмотря на все это история все равно интригует и заставляет смотреть дальше, хотя бы просто ради того, чтобы узнать, что лежит в основе всех этих временных парадоксов и петлей, которые никак не рвутся.
Как минимум я рекомендую хотя бы начать смотреть 'Тьму' и уже самому определиться, стоит ли дальше тратить на него время, потому что это один из тех проектов, к которым все же следует прикоснуться самостоятельно.