'Счастливого дня смерти' - это не просто фильм ужасов, это детский фильм
Полагаю, что 'Счастливого дня смерти' - это фильм не для любителей хорроров от студии Blumhouse production, а скорее для подростков или даже детишек 9-12 лет, которые будут вздрагивать от происходящего на экране. Для юных зрителей, не знающих и не помнящих фильм 'День сурка' 1993 года, сюжет о студентке колледжа, переживающей снова и снова один и тот же день и в конце оного погибающей, может показаться довольно изобретательным. Кроме того, фильм рассказывает и о раннем взрослении героини, которое увлечет юного зрителя, представляющего себе учебу в колледже, как время для знакомств, общения и самопознания. Персонажи в фильме не являются особенно сложными, но главная героиня хотя бы пытается стать лучше, и это делает ' Счастливого дня смерти' удивительно оптимистичной картиной для комедийного слэшера. Насилие не пугает, так как зритель знает, что героиня все равно проснется в своей кровати после того, как ее зарежут. Тем не менее идея фильма о том, что вы можете терпеть неудачу в жизни неоднократно, и все равно добиться своего, оставляет посыл зрителю.
Фильм знакомит нас с героиней Джессики Рот, посредственной ученицей колледжа, которая делает неправильный выбор в жизни. Она начинает свой день, проснувшись в комнате общежития молодого человека, которого она не помнит, после неудачной попытки вылечить похмелье, она возвращается в общество своих так называемых сестер по колледжу и вступает с ними в агрессивный словесный спарринг, игнорирует доброе отношение соседки по комнате и опаздывает в итоге на пару. У нее роман с женатым преподавателем, но в отношения она и сама не верит. Параллельно она встречается и с другими студентами, целуется с различными парнями на различных вечеринках. День же ее заканчивается тем, что некто в маске убивает ее, когда героиня Рот возвращается с футбольного матча домой.
И затем, как и в 'Дне сурка', ее день начинается с самого начала. В постели незнакомого парня из общаги. Она понимает очень скоро, что что-то не так, но избежать своей смерти в конце дня ей не удается. Логично предположив, что вычислив убийцу, Три Гелбман завершит живой этот день, она принимается за дело.
Но сделать это не так просто, потому что девушка понимает, что сделала много гадостей очень многим людям вокруг.
И вот, во второй половине фильма, Три решает изменить свою жизнь и стать лучше. Режиссер Кристофер Лэндон ( ' Скауты против зомби ' ) неплохо обыгрывает переход в сценарии Скотта Лэбделла от жуткой истории до истории искупления, превращая историю Три в оптимистичную комедию. Персонаж Джессики Рот также становится более привлекательным, показывая ее уязвимость и интеллигентность по мере развития сюжета.
С другой стороны, этот фильм не назовешь праздником кинематографа. Лэндон и Лэбделл показали историю, которая могла произойти только в кино, показывая самовзросление своей героини, занимающейся самобичеванием. Стилистически Лэндон снял фильм, похожий на некоторые работы 1970-х годов режиссера Брайана Де Пальмы ( 'Сестры', 'Призрак Рая', 'Кэрри'), но для более молодого зрителя, - с незамысловатым сюжетом и положительной моралью. Подобных фильмов немало, и ' Счастливого дня смерти' не самый плохой из них.
Живи еще хоть четверть века – Все будет так. Исхода нет. Умрешь – начнешь опять сначала… (с)
Эта лента не самого известного американского режиссера Кристофера Лэндона со зловеще-поздравительным названием является одним из тех примеров, когда так до конца и не понятно, что же перед тобой – молодежный слэшер, пытающийся повторить успех «Крика» или же философская притча в стиле нашумевшего «Дня сурка». А копнув глубже, можно разглядеть и третий силуэт в лице относительно недавней «Грани будущего». Казалось бы, такое смешение жанров создает широкий простор для творческой мысли, но как это обычно и бывает, практически все самое интересное уместилось в трейлере, с одной стороны сделавшим отличную рекламу фильму, но в тоже время раскрывшим многие хитросплетения сюжета.
Последнее время зрителя не часто балуют фильмами, в основе которых лежит загадочное попадание персонажа или персонажей во временную петлю. Да еще и с вишенкой на торте в лице маньяка, напялившего на себя пугающую маску младенца. Авторы соорудили крепкий каркас, вот только облицовочные работы выполнили на тяп-ляп. Бодрая завязка, сопровождающаяся едким юморком и приливами саспенса, не получает должного развития. Каждая новая попытка героини вычислить убийцу становится скучнее предыдущей, действие начинает провисать и сюжет теряет запал, подобно бегуну, который плохо подготовился к слишком длинной для себя дистанции. Анонсы обещали эдакий залихватский ужастик, где режиссер мог дать волю кровожадной фантазии – благо с каждой новой попыткой все стирается и можно переиграть день по-новому как в компьютерной игре. Однако воспользоваться такими возможностями режиссер почему-то не захотел, предпочитая минимум напряжения и максимум целомудрия.
Балансируя между жанрами, фильм выполняет свою главную задачу – слегка пугает и слегка веселит зрителя, но общее впечатление все равно портится из-за абсолютной нелепости происходящего. Для фильмов ужасов уже стало стереотипным глупейшее поведение персонажей в них. Но одно дело, когда персонаж совершает ошибку и прощается и с жизнью и совсем другое, когда он может переигрывать ситуацию множество раз, отталкиваясь от действий маньяка. Так почему же, героиня, зная что ее убьют, даже не пытается включить логику: чего проще полностью повторить действия предыдущего дня и, заведомо зная из-за какого угла выскочит маньяк, отоварить его дубиной по голове. Дело понятное, действуй героиня по логике, фильм бы закончился в первые 15 минут. Но даже если не брать в расчет отсутствие логических способностей у несчастной жертвы – мало ли, вдруг череда смертей отразилась на ее умственных способностях, остается непонятным тот факт, как маньяк, являющийся обычным человеком из плоти и крови, все время был в курсе всех перемещений Триш. Ответов на эти вопросы авторы не дают, тем самым окончательно хороня здравый смысл в фильме.
Финальная обманка и последующая за ней сцена несколько сглаживает впечатление, вытаскивая фильм из болота абсурда на более сухое место. Плюс ко всему прочему моральное перерождение главной героини, пусть и являющееся жирным повтором вышеупомянутого «Дня сурка», является каким-никаким плюсом. Фильм годен для разового просмотра, но не более, ибо узнав личность того, кто скрывается под маской, зритель вряд ли захочет вторично пробовать данную киножвачку.