В очередной раз просматривая многочисленные страницы и паблики в Вконтакте абсолютно случайно наткнулась на этот фильм. Поскольку я сама являюсь уроженкой Чувашии, взгляд зацепился за интригующее описание, в котором фигурирует город Ядрин. Переходя от гиперссылки к гиперссылке, удалось выяснить, что фильм был снят киностудией «Атал» (что с чувашского переводится как «Волга»), а режиссер – мой земляк. Внутренний патриот заликовал внутри меня: в сегменте чувашского кино сегодня не часто можно найти что-то стоящее и заслуживающее внимания. И если современная музыка, сделанная в Чувашии уже пользуется популярностью в нашей стране, то о чувашской киноиндустрии ничего не слышно.
Не знаю почему, но мне всегда хотелось увидеть на большом экране что-то похожее на «Небесных жен луговых мари» Д. Воробьева, только в чувашской интерпретации. С какой любовью он относится к марийским традициям и культуре, как четко передает дух деревенской жизни!
Конечно же, от Марата Никитина я не ждала подобного перфоманса, но очень хотелось почувствовать атмосферу чувашской глубинки, вдоволь насладиться своеобразным акцентом и посмотреть на родные сердцу пейзажи.
Переходя непосредственно к фильму FUGA, начну с плюсов. Разливающаяся Сура, великолепный вид на Чебоксары с высоты птичьего полета, прекрасно переданная атмосфера самого Ядрина – волшебны! Также я оценила и основную задумку фильма: диссоциативная фуга — не столь актуальная тема для кино (хотя тут же на ум приходит «Остров проклятых» с Ди Каприо, но российский фильм припомнить я так и не смогла).
Меня немного смутили следующие вещи:
1) Актерская игра. Анна Троянская, по моему мнению, совсем не справилась с ролью провинциальной девушки. Ее попытка подделать чувашский акцент коробило слух: зачем надо было окать по-вологодски?! Причем первые десять минут фильма она разговаривает нормально, а на том моменте, где она уговаривает Матвея поехать на шоу, начинает ужасно паясничать. Да, было ощущение, что она именно паясничает. Зато с данной задачей прекрасно справилась актриса, сыгравшая роль матери главного героя (к сожалению, не удалось найти ее имя и фамилию). Мне показалось, что она не является носителем чувашского языка, но ей удалось и вставлять в свою речь чувашские слова, и подражать акценту.
2) Мелкие сценарные недоработки. Зачем-то собирали «областную комиссию» для постановки диагноза Матвею, хотя Чувашия – республика. Еще пару раз Анна Троянская назвала Ядрин селом, а это город.
Что в корне не понравилось в фильме: личность главного героя. Вроде бы и настоящий богатырь: вытащил людей из горящей избы, следит за домом, работает в полиции. Нам с самого начала нарочито показывают его маскулинность. Но в то же время он так беспрекословно соглашается со своей гражданской женой, которая сначала его уговаривает сходить на награждение, а затем участвовать в шоу. Чуть ей стоит поныть: мол вот, это шанс заработать/это твоя награда, так он сразу руки опускает и сдается. Его образ «настоящего мужика» совершенно не вяжется с этой чертой подкаблучника.
При этом на протяжении фильма не наблюдается никакого развития личности Матвея (Сергея). Все, на что он способен после того, как узнал правду о своем прошлом — дать в морду телеведущему и убежать. Никаких угрызений совести, мук, страданий, личностных перетурбаций: он просто убежал от своих проблем и был таков.
Осталась также пара вопросов, на которые я не могу найти ответа. Почему жанр фильма — сюрреализм? И почему в списке актеров на КиноПоиске значится Николай Федоров (бывший президент Чувашской республики, широкой публике известный как «танцующий президент»)?!
Фильму я ставлю 6. Только потому, что на сегодняшний день действительно мало фильмов «чувашской национальности». Поэтому FUGA наверняка заслуженно стал победителем на Всечувашском кинофестивале АСАМ. А вот пресловутая Анна Троянская не заслуживает, по моему мнению, награды «Лучшая актриса второго плана».
В любом случае, я желаю Марату Никитину успехов! С удовольствием теперь буду следить за его творчеством и надеюсь, что дальнейшее его творчество окажется более успешным.
6 из 10