К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Претензия Сегала в его фильме 'Слоны могут играть в футбол' вполне ненавязчива. Вот главный герой - успешный, но занудный бизнесмен, отчитывающий за опоздание в три минуты или не принесенный вовремя переходник. День вторит дню, зарядка по расписанию, чистое бритое лицо, выглаженный костюм. Все как надо. В жизни он как огромный бесповоротный слон, медленный и незыблемый, негибкий. Периодически гл. герой - Дмитрий - играет в футбол, игра по своей сути командная, а наш герой одинок. И да, даже слоны могут играть в футбол.

Встреча Дмитрия с юной девушкой, дочерью его давнего приятеля в городе его детства - Одессе - немного выбивает нашу белку из своего колеса. Его одиночество находит свое разрешение в сугубо отцовских чувствах, которые он начинает испытывать к ней. И дело даже не в самой девушке, он потом уедет обратно в Москву, возьмет под опеку уже другую дочь друзей, а затем будет еще одна спасительница. И надо же, и бриться перестанет вовремя, и появятся джинсы и куртка в гардеробе, и легкость на лице. И даже не надо будет уже играть в футбол, чтобы чувствовать себя сопричастным чему-либо. Его новая семейная жизнь, созданная только в его сознании, в определенный момент расколдует героя, который уже крепко в нее уверовал. И снова бритое лицо, прямой пустой взгляд, деловой костюм.

Вновь тема отцов и детей. Дмитрий кажется исправным сыном, звонит родителям по скайпу, только вот почему-то ни разу не просит их настроить камеру, чтоб видеть их лица, а параллельно диалогу делает онлайн-заказы. И вот этот сбой в якобы верном поведении сына есть и в его поведении отца. Почему он не испытывает подобный интерес к детям помладше, почему просто не возьмет и не усыновит ребенка, раз чувствует необходимость проявлять заботу и сам по себе состоятелен, чтоб его обеспечить. Как говорит в начале фильма его друг про свою 17-летнюю дочь, что для него это самый прекрасный возраст, когда рос, рос человек рядом и тут появляется собеседник. И, кажется, одиночество Дмитрия намеренно противоречит линейности всего пути отца: от возни с пеленками, первого звонка, конфликта в подростковом возрасте и т.п. Его потребность опекать, потребность в общении(в общении с женщинами в первую очередь), обобщается до одного человека, выводит некий идеал: и дочь, и женщина, и собеседник.

Фильм в некоторых местах ироничен, как, например, что каждый второй подросток находится в депрессии, и своя депрессия всегда дороже и масштабнее. Или, как просят герои, чай пожирнее. Или как успешный бизнесмен всегда выпрашивает скидку, если собирается что-то покупать. И как назло всегда безуспешно. В этих незначительных деталях фильм оживает.

'Слоны могут играть в футбол' - это обход изнывающего зрителя: 'Ну вот сейчас, сейчас он ее поцелует, сейчас уже и т.д.'. Герои в принципе далеки от героев набоковского плана. Если мы имеем в виду 'Лолиту'. А так Дмитрий чем-то уж очень близок тому призрачному миру, миру масок и фальсификаций из-под пера Набокова.

Была ли драма? Был ли надрыв? Верите вы этому? Или это просто был оборот колеса, когда механизм немного замыкает, но после оно продолжает вертеться.

17 июля 2019 | 16:09
  • тип рецензии:

В последнее время сравнительно активно появляются фильмы о мужчинах, переживающих кризис среднего возраста. Очередным образцом данного жанра стали 'Слоны могут играть в футбол' Михаила Сегала, который выступил одновременно режиссером, сценаристом, актером и композитором данной ленты. С режиссером я уже была знакома по его работе 'Рассказы' (2012) и возлагала на новый фильм определенные надежды. Не сбылось.

В основе любой истории лежит конфликт, который либо счастливым образом решается в конце, либо разбивает сердца зрителям. Фильм 'Слоны могут играть в футбол' не рассказывает нам ни о каком явном конфликте. Всё, чем мы располагаем - это главный герой Дмитрий, занимающий хорошую должность и живущей в хорошей квартире в Москве. У нашего героя нет ни жены, ни детей, но есть добрые родители, заботливые друзья и маниакальная страсть к девочкам, годящимся ему в дочки.

На первый взгляд может показаться, что история о мужчине, столкнувшемся с пресловутым кризисом среднего возраста и пытающемся теперь нагнать свою молодость в объятиях молодой девчонки. Но в чем же причина этого кризиса? Школьная любовь, выбравшая другого одноклассника? Но во время визита в родной город герой не пытается навестить ни эту самую гипотетическую любовь, ни взглянуть на свою школу? Может у героя погибла вся семья? Но он не ходит на кладбище и не грустит глядя на старое семейное фото. Погибли родители, Но и родители живы и бодро звонят сыну по скайпу. Кстати, с родителями у героя отдельные отношения. Все эти видеозвонки сводятся к стандартному набору фраз и маму с папой, очевидно, более интересует сходил ли сын на футбол, чем отсутствие у него личной жизни. Не будем лезть в чужую семью, раз нас туда не приглашают, и вернемся к проблемам Дмитрия. Из самого очевидного остаются проблемы с бизнесом и здоровьем. Но Дима здоров как бык, делает планку и играет по выходным в футбол, чем бесконечно радует своего отца. Сфера деятельности нашего героя вообще остается для зрителя белым пятном, потому что мы не знаем даже чем Дмитрий занимается, кроме того, что он сидит в красивом кресле во главе длинного стола переговоров. На него не наезжают бандиты, компания не тонет в долгах. И даже сотрудник, приехавший из регионального филиала с неким проектом, не может пролить свет на эту тайну. Этот парень вообще появляется в сюжете только для того, чтобы опоздать на самое важное собрание в свое жизни на три минуты и выслушать трехминутный монолог ГГ о том, как важно ценить время. Монолог дает нам право надеяться на то, что герой чем-то серьезно болен и в этом и есть смысл всей истории. Но вы же помните, что надежды в этом фильме не сбываются?

Итак, мы с вами выяснили что никакой очевидной проблемы в жизни героя нет, но есть три девушки, которых он встречает на том этапе жизни, который снял для нас Михаил Сегал. Все три девушки более или менее радостно стремятся скрасить свою скуку общением с Дмитрием, чем крайне озадачивают зрителя. Не знаю, в том мире, где я живу, ситуация, где школьница приходит ночью в слезах к едва знакомому мужчине и настаивает на том, что кровать достаточно большая для них двоих (Здесь слоны могут играть), не является нормальной. Так же ненормально впускать в дом друга своих родителей и делать с ним против своего желание упражнение, больше напоминающее имитацию сексуального акта. Ну и совсем ненормально желать отдать свою девственность странному мужчине, который чуть было не умер от ножевого ранения у тебя на глазах. Можно списать все это, на отсутствие реальной отцовской любви в жизни каждой из трех девушек, но сценарист и это не позволяет нам додумать, подчеркивая нормальные отношения папа-дочка во всех трех ситуациях.

Отдельный вопрос вызывает игра персонажей - все они нарочно инфантильные и практические безэмоциональные. Абсолютно спокойная жертва попытки изнасилования и ее семья, глава компании, меланхолично наблюдающий за срывом собрания, депрессивные девушки. Неизвестно, прописана ли эта глиняная апатия в сценарии или же это отличительная черта всего актерского состава.

К концу фильма последним вопросом для меня было переспит ли Гумберт с Лолитой или нет. Как оказалось, Дмитрий просто хочет обрести дочь и дико переживает, когда у предполагаемой кандидатки обнаруживается реальный вполне нормальный отец. И даже плачет, не вызывая, впрочем, ни грамма лишнего сочувствия.

Единственной изюминкой всей картины становится депрессивная подруга девушки Бонда №3. Сильная девушка, в одиночку отправившаяся в пеший тур, чтобы утопить свою печаль в темной речушке в глухом лесу. Очень жаль, что создатели 'Слонов' оставили этого характерного персонажа таким же не прописанным, как и всех остальных.

Название 'Слоны могут играть в футбол', скорее всего, было призвано возбудить фантазию зрителей и дать им поразмышлять, но для меня хорошим ответом стала уже упомянутая реплика девушки №1 и созданная ею метафора 'присутствия большого пустого места'. Это пустота пронизывает жизнь главного героя, который пытается закрыть дыры покупками (небольшая отсылка к 'Бойцовскому клубу' Паланика), но и это получается слишком вымученно. Вместо того, чтобы забивать свой дом хламом из Икеи, Дмитрий решает пытать консультантов. ('А сделаете мне скидку? А почему нет 'тюльпанов'? А можно ли дарить четное количество роз? А почему у вас вода горячая, а не кипяток?).

Отвечаю на свой первый вопрос - фильм ни о чем. Каждый фильм снимается с целью рассказать о чем-то и показать развитие персонажей. В 'Слонах' я не увидела ни первого, ни второго. На всякий случай допускаю возможность наличия скрытого смысла, который удастся найти другим зрителям.

12 июля 2019 | 14:22
  • тип рецензии:

Качественное кино подобно хорошему вину, его хочется смаковать, получать удовольствие при просмотре, а затем ощущать приятное послевкусие, оставляющее поле для внутренних размышлений. Рассказать интересную историю – это только первая половина формулы успеха, вторая заключается в провоцировании зрителя на споры и рассуждения. «Слоны могут играть в футбол» - новая работа режиссера Михаила Сегала, известного по таким картинам, как «Рассказы» и «Кино про Алексеева». Знакомые с творчеством кинематографиста не понаслышке знают, что он всегда выстраивает свои фильмы так, чтобы после просмотра в голове начинали происходить бурные мыслительные процессы. Вот только используемые приемы работают с постоянными перебоями.

«Слоны могут играть в футбол» - это история немолодого бизнесмена по имени Дмитрий, проживающего свои дни по одному и тому же сценарию до тех пор, пока судьба не подкидывает ему встречу с семнадцатилетней девушкой по имени Маша. Все, что касается сюжета, выполнено действительно на высшем уровне. Происходящие действия постоянно чередуют темп, специально подчеркивая настроение главного героя. А банальная история показана настолько интригующе, что сформировать взвешенное мнение о фильме удастся лишь к финальным титрам. Балансируя на грани, Сегал специально играет со зрителем, заставляя менять его свое отношение к картине каждые пятнадцать минут.

Поистине филигранная подача сюжета подчеркивается великолепной актерской игрой Владимира Мишукова. Ему удалось показать Дмитрия в самых разных амплуа, выжав из себя действительно весь спектр эмоций. Герой получился разносторонним, а главное живым. В процессе повествования он постоянно развивается, заставляя зрителя не только сопереживать, но и менять свое отношение к нему. Настроение серой отрешенности сменяется детской радостью, потом теплой любовью и заботой, а после отчуждением и подавленностью. Это интригует, это интересует, это заставляет прильнуть к экрану и не отрываться до самого конца.

Тем более, отдельные сцены выполнены по-настоящему мастерски. Один десятиминутный блок с демонстрацией «рутинной жизни» заслуживает аплодисментов. Настолько проникновенно и точно он ощущается. Кроме того, режиссер предпочитает постоянно ссылаться на уже произошедшие события (через диалоги), тем самым вызывая улыбку у зрителя. Комичные ситуации повторяются ровно столько раз, чтобы не успеть надоесть. И когда в голове возникает мысль: «Вот еще раз они скажут это, и будет провал», герои сразу же перестают повторять одну и ту же шутку.

Михаил Сегал в своем новом фильме поднимает множество самых разных тем. Здесь и проблема одиночества, и нереализованные мечты, и восприятие действительности с точки зрения двух разных людей. Каждый сможет найти внутри комплексного героя что-то свое. А любое многогранное кино всегда дает простор для дальнейшего анализа и осмысления, а также оставляет после себя какую-либо идею. Но, как раз-таки с «глубиной» у фильма не все так гладко, как хотелось бы.

Главная проблема картины «Слоны могут играть в футбол» заключается как раз в диалогах, которым присуща постоянна претенциозность. Сегал настолько сильно хотел донести свои мысли до зрителя, что добавил «рассуждения о высоком» в абсолютно каждую сцену, где присутствуют слова. Смотрится это не только неестественно, но и крайне пошло, когда по всему хронометражу тебе напоминают основные тезисы, заложенные в начале. Герои будто разговаривают не друг с другом, а с глупым зрителем, который не может ничего понять без объяснений.

А еще, после «великого» монолога/диалога, действующие лица любят задумчивым, отрешенным взглядом посмотреть куда-нибудь в окно или камеру, а затем тяжело вздохнуть, подчеркивая весь трагизм. Многозначительное молчание не работает как надо, просто из-за слишком наигранных слов, в которые просто не веришь. В кино существуют сотни способов изящно подать то, что должно быть написано между строк, и обычное проговаривание на их фоне смотрится максимально скучно. А постоянно тыкать в лицо табличкой с надписью: «это глубокое кино, смотри и слушай внимательно» - крайне отторгающий подход к созданию фильмов.

Получается, что фильм «Слоны могут играть в футбол» не стоит воспринимать как нечто действительно фундаментальное и глубокое. Просто массовая картина для неискушенного зрителя, скрывающаяся за маской высокопарной серьезности. Достойные российские мелодрамы выходят не так часто, а значит ознакомиться с новым творением Михаила Сегала определенно стоит. Только не ждите, что картина будет на голову выше его прошлых работ, чтобы потом не было мучительно больно. В этом году более непорочного фильма о любви точно не появится.

01 декабря 2018 | 14:15
  • тип рецензии:

Тяжело каким-то образом охарактеризовать «Слоны могут играть в футбол» - новую российскую инди-драму, получившую весьма лестные отзывы на «Кинотавре». Если поверхностно взглянуть на сюжет и местный мир, то, кажется, вот оно – социально-личностное кино, так остро необходимое строгой и противоречивой России 2018-го года, повествующее о человеке, настолько сильно в общество не вписывающемся, что вынужденным жить бобылем: то ли к лучшему, то ли к худшему. Что ж, так-то оно может и есть, но история об одиноком пассионарии, который не хотел жить как офисный планктон, окружающий его в дне сегодняшнем, и сбежавшего от лиц из глубинки в свое время, эволюционирует во что-то приторное и вряд ли может казаться фильмом-посвящением непонятым мужчинам неопределенного возраста.

Итак, «Слоны могут играть в футбол» технически состоит из трех новелл, объединенных одним героем и одной темой. Дмитрий – мужчина средних лет, привыкший жить соло: без друзей (кстати, интересно, что друзьями в ленте протагонист никого не называет: он предпочитает избегать этого слова), без жены, а родители живут далеко. Сценарий подбрасывает Дмитрию три знакомства: каждое с молодой девушкой. Отношения протекают по-разному, но остаются на уровне платонической любви: ещё бы, мужчина почти в отцы годится своим пассиям. Быт героя, его душевные терзания и тонкости выбора и составляют костяк «Слонов», где найдется место как комедии, так и трагедии.

Проблема в том, что «Слоны могут играть в футбол» выглядит слишком абстрактным. Возможно, этот отрыв от рамок в мире истории, по замыслу авторов, должен был сделать из фильма какое-то произведение вне времени и места, однако, увы, несколько ремарок, четко прописанных в сценарии, говорят, что всё происходит в России 2018-го. А здесь нет ни каких-то социальных комментариев, ни контекста: о Дмитрии, в сущности, ничего неизвестно, чтобы эмоционально вникнуть в его проблемы. Его объекты любви, о которой «Слоны», безусловно, повествует, также прописаны слишком обыденно. Возможно, сценарий следует похвалить за некоторую неоднозначность героев и, само собой, просторы для интерпретаций и сюжетных спекуляций, но этого тут мало.

Вообще «Слоны», как по части неконкретного повествования, так и реализации, тонет в какой-то серости. Сперва всё нравится: кажется, что оптимистичная драма о выходе из кризиса не провисает, но затем… что ж, основной мессадж о «дурном поколении» и желании построить новый, лучший личностный мир, быстро становится понятным. Такое чувство, что постановщик Михаил Сегал снял какое-то брюзжание, выраженное в кинематографической форме. Не отрицая многих заслуг по части прозорливости некоторых сюжетных поворотов, «Слоны» ощущается абсолютно пустым – если убрать многие претенциозные моменты, то фильму становится нечего сказать: ну не прописными и очевидными истинами же пичкать зрителя!

Инди-драма в особом формате, может быть, действительно занимает место среди русского кино 2018-го года, хотя бы тем, что поднимает проблемы тех, о ком предпочитают молчать – одиноком мужчине в расцвете сил. Почему он одинок и как это одиночество побороть? Тут, увы, «Слоны» ответа не дают и даже этот вопрос не ставят: герой предпочитает не решать проблемы, а дрыхнуть на большой кровати, вероятно, проворачивая в голове вовсе не эротические фантазии о школьницах, а то, насколько следующее за ним поколение глупое, ленивое и пренебрежительное. Его мнение тоже можно понять, только вряд ли разделить: жить всё же надо в реальной жизни.

5 из 10

22 ноября 2018 | 22:34
  • тип рецензии:

Мужчина средних лет испытывает влечение к юным девушкам… Но нет, не в том смысле, о котором вы наверняка подумали.

Фильм состоит из трех новелл, с одним главным героем и тремя разными героинями.

Честно говоря, получилось так себе.

Главный герой очень странный тип. Сегал намерено не даёт никакой предыстории о нем, не раскрывает ни его характер, ни обстоятельства жизни – вообще ничего.

До конца так и не понятно, кто он: успешный карьерист или юродивый одиночка.

Диалоги очень «сегаловские» - в этом смысле все персонажи будто бы вышли из его фильма «Рассказы».

Основной авторский прием фильма – бесконечный рефрен – наскучил очень быстро.

Сюжет чересчур закольцован, что мешает восприятию истории и подключению к главному герою.

В остальном – ничего примечательного, кроме отвратительного монтажа.

Честно говоря, странно: как можно было выпускать в прокат такую ужасную склейку – все трещит по швам и резко бьет в глаза. Сегал в этом фильме режиссер, сценарист, монтажер, композитор … Спасибо, что не оператор.

Короче, так себе. Но кому-то понравится.

6 из 10

26 октября 2018 | 00:21
  • тип рецензии:

Показанная на недавнем Кинотавре и еще не вышедшая в прокат лента независимого режиссера Михаила Сегала продолжает тему одиноких мира сего, заявленную в предыдущем проекте 'Кино про Алексеева', углубляя проблему до психопаталогических бездн. Когда видела фильм на фестивале 'Горький fest', меня не покидало двойственное чувство: вроде и пересматривать это не хочется, а вроде и самобытно. Запоминается ли картина? Безусловно. Но насколько ценна ее барочная вычурность?

Все же подводит режиссера тяга к красивостям (пережитки клипмейкерской юности): нет-нет да и ввернет в повествование трогательную нарезку под такую же трогательную музычку. Начальные кадры заботливо оформит не хуже рекламы. Главного героя принарядит всегда к месту, как денди лондонского почти. Но и тут двояко: залюбуешься цветущими видами Москвы и романтикой одесских 'руин', все в кадре продуманно и гармонично. И даже начинающие актрисы играют убедительно и хорошо.

Что касается жанра, то здесь мы видим несколько тяжеловесную артхаусную драму, хотя, учитывая тонкую и умную ироничность Сегала, лучше и легче смотрелась бы более конформистская драмеди типа 'Неадекватных людей'. Усугубляет дело тягомотная стилистика диалогов в духе вербатима и монологов с не поддающимися никакой логике вывертами 'про три минуты'. Тут и грустно, и немного стыдно за уверенного в своей творческой правоте автора: мол, что хочу, то и гениально! Хочу и назову фильм случайной фразой, а вы гадайте, какие из ружей стреляют. При этом нельзя сказать, что сценарий не выверен, просто он такой, с причудами. За это его можно любить или отторгать, за это он и помнится.

Лишенный глубокой проработки характера, внятной экспозиции, сюжет-квест затягивает далеко не сразу, он ведет обманными тропами через три истории о юных девах, выдавая крайне любопытное мышление режиссера. Если вы думаете о шизоидности главного героя как о чем-то плохом, то... вероятно, автор фильма другого мнения. Абсурдистская задумка может обескуражить, напугать, а его, видимо, забавляет. Играя на нервах поджидающего Лолиту зрителя, Сегал подмигивает: что, испорченное воображение? И выруливает в другое русло, закругляя в финале притчу о всепоглощающей, как черная дыра, тоске среднего возраста в условиях безвоздушного пространства одиночества.

Метафора красивая получилась, разглядишь ее не сразу, как слона, большое видится на расстоянье. Обязательно не здоров современный герой кинематографа, даже если преуспевающий клерк, но вдруг его 'шиза' принесет кому-то пользу?

27 июля 2018 | 00:30
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: