«Я, Тоня» (или, как это перевели в российском прокате, «Тоня против всех») – номинант на премию «Золотой Глобус» в категории «Лучшая комедия или мюзикл». Так как героями на протяжении фильма не было спето ни одной песни, то номинировали, как подсказывает здравый смысл, за первое. Но неужели биографический фильм про Тоню Хардинг, фигуристку, которая решила пойти на преступление и устранить свою соперницу от участия в олимпийских играх, позиционирует себя как комедия?
Самое странное, что это действительно так. Несмотря на то, что фильм повествует о разрушенных судьбах и что драма пропитывает насквозь весь фильм, здесь порой, как бы странно это ни звучало, зрителя пытаются заставить улыбнуться путем незатейливых шуток с разрушением четвертой стены. Причем одно дело, когда герой шутит, пытаясь рассмешить кого-то в кадре (так, например, в фильме «Гонка» или недавнем «Борг против Макинроя» у героев берут интервью, а те отшучиваются, потому что это – часть их образа). Зрителя тогда не пытаются рассмешить, перед ним раскрывают персонажа, показывают их шутливость и незатейливость.
Другое дело – когда шутят перед зрителем, как это делают в «Я, Тоне». И хоть анекдотов закадровый голос не травит, многие сцены здесь показывают с легкостью, под веселую музыку. Мама бьет свою дочку (Тоню) за то, что та плохо катается? Под веселенькую музыку! Муж бьет свою жену (Тоню) потому, что та ляпнула лишнего? Значит, сейчас камера остановится, герои посмотрят в объектив и отшутятся прямо зрителю, тем самым как бы разрушая четвертую стену. Такие приемы вносят легкость картине, делают ее забавной и несерьезной. Вот только «Я, Тоня» - спортивная драма, причем не про какого-то заведомого клоуна (как, например, было в «Эдди Орле»), а про фигуристку, которая была лучшей, пока её карьера не пошла ко дну. Но это ненужные детали, давайте просто наслаждаться забавами, вроде той, как Тоню постоянно кто-то метелит и кричит на неё!
Вывод: «Я, Тоня», несомненно, отхватит себе призов, но как бы ни старалась Марго Робби (да простят меня фанаты комиксов, но Тоня – её лучшая роль), как бы ни крутился оператор в головокружительной погоне за фигуристками – фильм губит довольно странное решение разделиться на драму и черную, порой доходящую до абсурда гротескную комедию. И если вы думаете, что «Я, Тоня» аккуратно ходит по грани этих жанров, то ошибаетесь: фильм с головой погружается в драму, а затем резко, как ошпаренный, прыгает в комедию, после чего снова возвращается к своей трагической истории. В итоге создается впечатление, что весь фильм словно сшит из драмы, а гротеск, вспыхивающий в каждой третьей сцене, уродует всю вышивку своими яркими и безобразными нитями.
«Талант против системы» или история Золушки на льду с печальным концом
Кинолента в центр сюжета ставит концепцию «талант против системы», рассказывая историю Тони Хардинг - фигуристки-«деревенщины», не отвечающей стандартам внешнего вида и поведения классической представительницы данного вида спорта, но при этом очень одаренной.
Первая половина истории выглядит как история Золушки - Тоню не оценивают по достоинству несмотря на выдающиеся способности, мать нещадно колотит ее, обесценивает ее успехи, оскорбляет и унижает, объясняя подобное воспитание необходимость вырастить «победительницу». И Тоня побеждает - она становится первой женщиной в истории фигурного катания, выполнившей тройной аксель на соревнованиях.
Но не все так однозначно. Советы ее матери в конечном счете оказываются не такими неправильными, какими кажутся на первый взгляд. Муж Тони, которого ее мать оценила как «дурака», действительно оказывается абсолютным глупцом, разрушившим ее карьеру. Весь ее бунт против системы заканчивается и, надев примерный костюмчик, обучившись балету и сменив прическу, Марго Роби уже в совершенно ином образе бежит покорять каток. Немного времени в роли бесперспективной официантки смирили внутренний бунт, оставив вместо него лишь желание покорять каток снова и снова; быть там, где ты можешь себя проявить на любых условиях - и даже излюбленные синие ногти Тони канули в лету.
Атмосферный застаренный цветокор, динамичное развитие сюжета, резкие кадры и смены планов делают фильм занимательным и отчасти красивым. Однако Марго Роби - признанная красавица Голливуда, в этом фильме красивой не выглядит. Предположительно это является частью режиссерского образа и реально образа Тони Хардинг, и должно подчеркнуть непохожесть Тони на классическую смазливую фигуристку. Такое режиссерское решение кажется мне не однозначным. С одной стороны, это вау-задача для любого актера - внутренний мир героини, ее характер и история должны выйти настолько вперед твоей внешности, чтобы она полностью исказилась, она должна быть не просто незаметна за твоей игрой, а еще и подчеркнуть то, чему она по сути противоположна. Такая задача безусловно выдает профессионализм актера. Но в чем причина постановки такой задачи, какую проблему киноленты она решает, зачем она реализуется? Я пока что не смогла ответить на этот вопрос, если у вас есть идеи, обязательно поделитесь в комментариях.
Смысловой посыл фильма для меня также остался не раскрыт до конца. Тоню погубили в каком-то смысле независящие от нее обстоятельства - действия других людей, а не ее собственные. Жизненный вывод из этого сделать безусловно можно - твое окружение может оказать не меньшее влияние на твою жизнь, чем ты сам, выбирай внимательнее. Но таков ли был посыл фильма?
Тема взаимоотношений матери и дочери сначала выдвигается на первый план, затем откидывается далеко назад, и ближе к концу мелькает словами поддержки от всегда обижавшей Тоню матери в качестве знака примирения. Через весь фильм проскальзывают кадры с ее матерью, следящей за выступлениями дочери по телевизору на работе. И опять же не до конца ясно, какую ключевую мысль стремился передать этой аркой режиссер. Фильм «Король Ричард», основной темой которого являются взаимоотношения родителей и одаренных детей-спортсменов, а также дети «неформат» в отдельных видах спорта, на мой взгляд обе эти темы раскрывает более полно и как будто бы более законченно. Здесь же финал оставляет внутри чувство незавершенности. Возможно, такой и была задумка - задать зрителю вопросы, ответы на которые он должен найти сам как в этой истории, так и во многих других.
Отдельная тема - бытовое насилие, показана на отлично - сцены избиений сняты настолько повседневно, что не пугают, и даже не побуждают к действиям. Они воспринимаются почти как норма, и это именно то, что должно напугать.
Картина «Я, Тоня»Крейга Гиллеспи раскрывает перед зрителем биографию американской фигуристки Тони Хардинг. И данный байопик имеет все шансы стать культовым. Большинство рецензентов и критиков почему-то относят фильм «Я, Тоня» к чёрной комедии. На мой взгляд, это классический пример трагикомедии («Собачье сердце» сейчас одиозного Владимира Бортко, тоже имеет большую комедийную окраску, но комедия эта слишком горька). «Тоня» в этом плане представляет собой «смех сквозь слёзы», да иначе и нельзя: зрителя «ведут» по жизни спортсменки от времени, когда ей было 4 года от роду и завершают демонстрацией сломанной, грубоватой и просто уставшей 40-летней тётки.
Всю жизнь Тоню сопровождают постоянные побои – сначала от её родной матери, потом от её горе-мужа Джеффа Гиллоули. Не говоря уже о пинках судьбы американской действительности. Отдушиной для Тони стало фигурное катание. И здесь героиня проявляет себя в полной мере.
Как известно, в 1991 г. Тоня достигает пика своей спортивной карьеры: стала первой американкой, которая выполнила тройной аксель на чемпионате США, заняла второе место на чемпионате мира и вошла в историю как первая женщина, которая выполнила каскад с тройным акселем. Но, к сожалению, происхождение из низов в жизненной истории Тони сыграло свою трагическую роль. Карьера девушки была сведена на нет после громкого скандала, в котором была замешана сама Тоня, её дуралей муж и кретин-охранник.
Картина постоянно балансирует на грани трэша, фарса и классической кинодрамы. Сюжетные ходы постоянно перемежаются вставками интервью с самой Тоней, её матерью, бывшим мужем и другими участниками этого действа. Таким образом, имеем чистый образец мокьюментари (псевдодокументальное кино). Герои часто разрушают «четвертую стену» и напрямую обращаются к зрителю. Да и Марго Робби уже самим своим присутствием в картине, словно намекает на те же кинематографические приёмы, позаимствованные с фильма Мартина Скорсезе «Волк с Уолл-стрит».
Показ одного и того же события часто крайне отличается от того, как о нём вспоминают персонажи. Это позволяет зрителю занимать обособленную позицию – он формирует и «доснимает» для себя видение жизненных поворотов героев. То есть включается невидимая и неограниченная сорежиссура.
Однако почему режиссёр Гиллеспи и сценарист Стивен Роджерс решили подать все драматические моменты тяжёлой и серой обыденности Тони Хардинг в трагикомическом ключе? Мне кажется, что это сделано с прицелом на определенный оптимизм, потому что если излагать события в стиле Аронофски, то после просмотра многие зрители просто пойдут в супермаркет за мылом и верёвкой. Конечно, это некое преувеличение, но определённая истина в этом есть.
Во время Второй мировой, венгерский математик Абрахам Вальд вывел тезис о т.н. «ошибке выживших», которая заключалась в следующем: люди сосредотачивали максимальное внимание и вычисляли потенциальные военные ошибки по тем, кому удалось выжить, абсолютно игнорируя погибших. Это открытие Вальда уберегло жизни тысячам, если не миллионам, солдат армии союзников (правда, и погубило столько же во враждебной Германии). Данную теорию можно спокойно перенести на более мирные и будничные реалии – мы все очень интересуемся, изучаем биографии людей, которые победили, достигли беспрекословного успеха. При этом игнорируем опыт тех, кто потерпел поражение. А их история может быть не менее интересной и познавательной. «Лузеры» не менее важны, чем победители. Вот и биография Тони в этом контексте приобретает незаурядную трактовку с тенью античного масштаба – история о безграничной человеческой глупости, борьбе таланта с пошлостью; история о вере в свою звезду тогда, когда другие считают тебя лишь глупой простушкой.
К иным плюсам картины следует добавить кропотливое воссоздание духа конца 1980-х и первой половины 1990-х. Музыкальное сопровождение просто «впаивается» в визуальную часть (ZZ Top, LaTour, Laura Branigan). Операторская работа сама по себе уже представляет интересный эксперимент: для достижения как можно большего эффекта в изображении выступлений героини, оператор Дана Моррис специально двигалась на коньках (при показе напомнило эпизоды с «Чёрного лебедя» упомянутого Даррена Аронофски). Или долгий план с показом изменений в жизни мужа Тони, которые проходят параллельно смене временам года.
Вообще, «Я, Тоня» – нетипичная спортивная картина. Фильм далеко не о спорте. Он построен не по скучной и обязательной схеме – от неудач герой/героиня упорно лезет к успеху. Нет, хулиганский шедевр Крейга Гиллеспи построен удивительно неординарно и данный фильм нельзя поставить в ряд с «Бойцом» или забытым уже «Уимблдоном». При некотором сходстве с ними, «Я, Тоня» представляет собой уникальный продукт кино, так же как и «Чёрный лебедь». Энергетика картины просто пробивает зрителя своим энтузиазмом. При этом всём, от зрителей не скрывают того, что фигурное катание – очень сложный вид спорта и всё здесь пронизано трудом и болью, вкупе с ошибками главной героини. Однако вместе с драйвовым юмором, все эти углы сглаживаются и картина не оставляет после себя минорности.
Марго Робби удивительна в этой роли. Её просто не узнать. Актрису по несколько часов в день гримировали, чтобы она была похожа на Тоню. Также Марго дополнительно занималась катанием, хотя в особо сложных моментах её заменяли дублёрши. Эллисон Дженни блестяще сыграла роль матери Тони. Стервозная мать-маньячка удалась ей настолько убедительно, что в кадрах, где она появляется, наблюдаешь исключительно за ней. При этом не чувствуется актёрской игры как такой, и к этому персонажу чувствуешь реальное отвращение и ненависть. Себастиан Стэн тоже изрядно перевоплотился и, как метко выразился Том Акерли, придал своему герою чувственности, замешанной на жестокости и непредсказуемости. Пол Уолтер Хаузер (сыгравший охранника Тони и закадычного дружка её мужа) без всякой карикатурности передал абсолютного идиота и шизоида.
Благодаря разумному погружению в сюжет фильма, через постепенное раскрытие героев, прекрасную операторскую работу и удивительную актёрскую игру, зритель, понимая, что Тоня далеко не идеал (а в картине нет, по сути, ни одного положительного персонажа), сочувствует ей. Восхищение и уважение за талант и трудолюбие перемешивается с грустью и разочарованием. У кого-то к этому коктейлю добавится еще некоторое отвращение. Но это в картине и является сильнейшим акцентом – перед нами живые люди, противоречивые существа, а не картонки.
Не менее важным является то, что картина устами Тони говорит истину – правда не одна, она имеет много измерений и каждый человек имеет свою ипостась этой правды. И у Тони есть своя Правда.
К тому же параллельным контрапунктом идёт отображение американских реалий без всяких украшений: ограниченность многих американцев, непрофессиональная полиция, неадекватные СМИ и другие признаки современной «американской мечты».
В завершении хочется добавить, что мы все ходим по хрупкому льду, а относительно Тони Хардинг... мне вспоминается песня «The Doors» «You're Lost Little Girl».
Мечты и жизнь часто имеют различные магистрали движения, увы...
Что мы вообще знаем про фигуристку Тоню Хардинг. Сильный характер, упрямство, ряд спортивных побед и позорный инцендент, за которым не менее позорное исключение из ассоциации фигурного катания. Вторая женщина в мире и первая в Америке, выполнившая тройной аксель на соревнованиях.
Несмотря на успех, Хардинг, никогда не была паинькой и на пример для подражания юных девочек тянула едва ли. Тоня росла практически в гетто с деспотичной матерью, и все что у нее было, это лед и коньки. Постоянные унижения со стороны матери и окружающих не погубили Тоню, а напротив, толкали вперед. Дерзкая девчонка, на льду она перевоплощалась в прекрасного лебедя. Грациозная, талантливая, улыбчивая. Мало того, что происхождение Тони не вызывало у людей особого восторга, так и ее личная жизнь была далека от идеальной. Постоянные скандалы с глуповатым бойфрендом отвлекали от спортивных достижений. Под шумок бразильских страстей, Тоня стала центром скандала, когда выяснилось, что она причастна к покушению на здоровье коллеги по льду. Якобы, с ее молчаливого согласия была сломана нога главной ее соперницы, Ненси Керриган. Карьера Тони была навсегда погребена под лед. А очень жаль. Катание на льду это было всем в жизни Тони.
Теперь про фильм. Почему Марго Робби? Есть некое сходство. Но я не могла отделаться от того, что мне подсовывают ложь. Да, Тоня пробивная девчонка, но многие слова и поступки, приписались ей скорее для 'красного словца', чем для того, чтобы рассказать о реальной Тоне Хардинг. Игра Марго очень вычурная и по голливудски манерная, мне показалась совсем не уместной. Она не показала ничего принципиально нового. Переигрывала где не надо и добавляла ненужную драму. Хочу отметить, так же, некуда негодный грим. Но это не вина актеров. А вот Себастьян Стен, напротив, поразил, выйдя из привычного амплуа и сделал это удачно. Конечно же, Эллисон Дженни и ее заслуженный Оскар.
Сюжетная линия скомканная. Некоторые важные моменты исключены из повествования, что мешает сложить полный пазл характера Тони. Попытка избежать жанрового клише, не привела к оригинальному кино, а только создало неразбериху. У нас тут вроде как спортивный байопик, драма и черная комедия в одном флаконе. Получилось ли? Нет.
Отзыв нейтральный за мое восхищение и уважение к реальному прототипу.
Вот с чем я не разобрался при просмотре фильма, так это с тем какой жанр избрал режиссер при съемках. Драма не то что выкатывается из всех щелей, она бьет фонтаном, захлестывая зрителя с головой. Но манера подачи гротескная, которая по факту портит впечатление. Путь Тони Хардинг к чемпионству это цепь сплошных унижений и драм, оно конечно большой спорт требует жертв, их тут предостаточно одна мама чего стоит, и веселья происходящее на экране не добавляет, сарказм комментариев явно не к месту. Боль девочки подается как нечто разумеющееся и даже веселое. Почему Тони стала такой какой стала, да потому что с детства вся ее жизнь была брошена на спортивные достижения, и другого она не мыслила – впору говорить о сломанной жизни ради большого спорта (и тут мы невольно воспринимаем версию Тони о том, что все против нее), собственно фильм об этом и повествует, если не брать в расчет стиль подачи. Рванный сценарий, скачками переносящий от события к событию, доводит до нападения на Нэнси Кэрриган. И тут это событие показано настолько идиотски, что сводит на нет трагизм произошедшее. Дальше чехарда эпизодов только усугубляет восприятие фильма.
Если расчет режиссера делался на Марго Робби и ее способность вытянуть фильм, то режиссер промахнулся как Акелла, сыграла она неплохо, взбалмошность и эксцентричность Хардинг ей удалось показать, но сюжет это не спасло, двусмысленность происходящего на экране вводит в ступор. Да к тому же, она в 15, 20 и 40 лет выглядит одинаково, гримеры не доглядели. Эллисон Дженни в роли матери Тони смотрелась как неврастеничка с сигаретой (то ли очередной кивок в оправдание Тони, которая не могла стать другой при такой маме), но мне она понравилась, было в ней что то, что приковывало к себе. Себастьян Стэн предстает в комичной роли мужа Тони, его роль выпадала и из драмы, и из комедии – юмора не заметил в его игре, а вот драма не задалась. Понравилась девочка (Маккена Грейс), сыгравшая Хардинг в детстве.
Крейг Гиллеспи снял очень специфическое кино, которое ляжет на душу не каждому, отдельные эпизоды получились сильными (сцены Тони с матерью, ее боль в глазах при расставании с отцом), но они теряются в комментариях и чехарде событий, и растворяются в избранной манере подаче материала. Честное слово нет смеха (даже черного юмора) смотреть на страдания больных людей, а здесь получается надо смеяться над трагедией и болью, акцент то все одно сделали на это. Не до драма и не до комедия получилась, посмотреть можно, но и не посмотрев много не потеряешь.
Фильм стартовал в кинотеатрах в максимально удобное время: тут и Зимние Олимпийские игры, и то, какие они противоречивые в последние годы из-за околоспортивных кривотолков, по сути никакого отношения к самому спорту не имеющих, и хайп по феминизации, равноправию и терпимости ко всему на свете. Все это должно было добавить интереса и кассы к картине, в основе которой довольно сомнительная и местами грязная история фигуристки из неблагополучной глубинки, что сквозь все преграды рвется к вершинам спортивного Олимпа.
Уже исходя из названия ленты становится ясно какой лейтмотив она возьмет за свою основу. Эгоистка, необразованная, с самомнением глубины кризиса российской валюты и никогда не признающая своих ошибок и чужих авторитетов, главная героиня, исполненная Марго Роби, готова бросить вызов всем основам пуританского монстра, что зовется Ассоциацией фигурного катания США. Прекрасная Марго играет максимально поношенную, реднековскую, выглядящую на 40, 15-летнюю фигуристку Тоню Хардинг. Я серьезно - Марго 27, ее героине 15-23, выглядит Марго просто кошмарно. Я понимаю, что очевидно было стремление показать девушку с тяжелыми жизненными условиями, потрепанную судьбой, постоянными физическими нагрузками и негативным эмоциональным фоном и т.д., но скорее это выглядит, как если бы ее выгнали из спорта, она 25 лет проработала официанткой, дома ела пельмени, курила Яву и запивала самопальным виски, что привело к циррозу, кусок больной печени очутился в мозгу, Тоня попала в кому и воображает всю эту историю, как будто ей снова 15. Простите мне эту ахинею, но у меня нет другого внятного объяснения, почему актриса, которую вроде надо бы омолодить на пару лет всего, выглядит на 10 лет старше своего возраста. Это мне не давало покоя весь фильм.
Правда, так как все остальные герои тут такие же '15-летние', то постепенно просто перестаешь думать какого возраста были персонажи по сюжету, пока тот не ткнет тебя очередной раз в это носом. Да только это собственно и не важно, так как играют актеры тут замечательно, все характеры, эмоции, конфликты и метаморфозы в фильме сыграны на очень высоком уровне, а Эллисон Дженнит, в образе мамы Тони, выступает вообще выше всяких похвал.
Фильма замахнулась на различные жанры и весьма качественно совмещает в себе и спортивную драму, и черную комедию, и февральскую лавстори. Тут есть смешные шутки, есть жесткие шутки, есть слезливые и просто жестокие момента, есть фигурное катание. Съемки спортивной составляющей сделаны не особо впечатляюще, но вполне добротно, хоть переодически оператор и вращает камеру вокруг безумно вращающейся фигуристки, от чего немного начинает подташнивать.
Повествование выполнено в виде интервью состарившихся главных героев (старая Тоня выглядит свежее и лучше чем молодая) с флешбеками и периодическим рушением 4-ой стены. Оно динамично, показывает контраст или отсутствие оного между разновозрастными версиями персонажей и всячески удерживает внимание зрителя.
Тут абсолютно прекрасный саундтрек, частично стащенный у Стражей Галактики, без претензий - музыка хороша. Она в духе того времени, в котором происходят события фильма, везде уместна, разбавляет затянутые моменты и подчеркивает особо важные.. и лично мне просто было приятно послушать, а в зале многие подпевали.
Резюмируя, можно сказать, что если оставить за скобками то, что у актеров Беверли Хиллз 90210 лучше получалось походить на школьников, чем у 27-летней Марго Робби на 23-летнюю спортсменку, то фильм должен был выйти очень хорошим, если не отличным. Время его показа выбрано прекрасно, актерская игра доставляет более чем, повествование динамично, саунд замечательный, шутки веселые, а волнующие моменты волнуют.
Вот только я не вышел из зала преисполненный каких-то ярких чувств, желанием наплевать на общественное мнение и срочно сменить сферу жизни на фигурное катание или хотя бы продать почку и помчаться в Корею смотреть чего там на льду происходит. Я вышел с противоречием - почему все так хорошо, но так пусто. Мне ответ показался весьма простым - эта история не стоит двухчасовой экранизации. В ней нет столько материала, нет глубины и раскрытия. Она запутанная, нелепая и была в реальной жизни, но это не делает ее максимально интересной. Такой сюжет был бы прекрасной, очень любопытной 40-минутной документалкой в межпрограмке на спортивном канале во время ЗОИ, но не более того. При этом все остальные составляющие фильмы находятся на высоком уровне.
Решайте сами, что вам необходимо от белого экрана в черноте, и если это не интересная, насыщенная и затягивающая сюжетная основа - то смело идите в кино, не пожалеете.
П. С. на финальных титрах показали выступление настоящей Тони Хардинг - нормальная такая девушка, выглядит как спортсмен своего возраста, никак не возьму в толк нахрена была так уродовать Робби.
С самого начала фильма Марго Робби предстает перед зрителем с внешним видом, разительно отличающемся от её наиболее популярных ролей, но при этом наиболее близким к жизни обычных людей-трудяг, давая понять, что и история должна быть честной.
Фактически же, честность предстает перед зрителем в виде постоянного насилия и скандалов, доводя их количество до нелепого, показывая жизнь главной героини однобоко. Весь образ быдла ( можете называть их реднеки) выглядит плоско, хотя проходит через весь фильм. Хорошим объектом для сравнения может служить или недавний Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов, где окружение и среда раскрыты ярче.
Добавляя персонажам глупости, авторы пытаются склонить нас к смеху, но учитывая их окружение и поведение, реакция будет скорее склонятся к 'фейспалму'. По этой же причине, драматическая линия сценария не работает, так как сочувствовать мразям, которой в первую очередь является главная героиня, затруднительно. Приправив этот факт неоднозначной мотивацией для здоровых людей, вдохновение свойственное фильмам про спорт не появляется, как эффект соучастия на льду.
Тем не менее, с профессиональной точки зрения, Марго Робби выполняет свою работу великолепно, отыгрывая эмоции и улыбки на другом уровне по сравнению с Харли Квинн. Пол Уолтер Хаузер идеально выполняет образ недалекого, а Эллисон Дженни мерзости.
Вероятно, долгое нахождение в Российской провинции может изменить портреты героев в голове зрителя, но с моим опытом они предстали именно такими...
пс. Взгляните на статью Тони в википедии, она лишь укрепит образ из фильма.
Фильм-биография, фильм-комедия «Тоня против всех» (I, Tonya) рассказывает об истории жизни фигуристки-одиночницы Тони Хардинг. Именно реалистичность событий привлекла моё внимание.
Изначально фильм начинается как интервью, которое дают люди, сыгравшие в жизни Тони Хардинг наибольшую роль, да и сама фигуристка предстает на экране в виде рассказчика. Примечательно, что одна и та же история, что разворачивается на экране в реальном времени, воспринимается и повествуется персонажами по-разному. Такой как бы рассказ в рассказе является не новым приемом, но весьма интересным.
Нарезка из детства, в которой центральной фигурой является мама и её отношение к дочери Тоне, в последствие объясняет поступки главной героини, характер и взгляд на мир. Выросшая в неблагополучной семье девочка, привыкшая к насилию и строгости, воспринимает это за норму, и поэтому выбирает себе парня, склонного к такому же поведению; стигматизация из-за материального положения в спорте делает фигуристку жестче, но при этом подкрепляет её стремление стать лучшей.
Однако из сказанного выше может возникнуть вопрос: а почему жанр комедия, если на лицо явная трагическая ситуация? Комические ситуации, разворачивающееся в фильме, возникающие из-за глупостей главной героини, её близких людей, нелепые оправдание вроде «это нечестно», «это не я», но при этом приводящие к трагическому концу определяют жанр. Также режиссёр использует разрушение четвертой стены для усиления комического эффекта.
Если говорить о правдивости картинки на экране, то здесь значительное соответствие реальным событиям: хорошо переданы не только манеры, мимика (это заслуга актрисы, которая исполняет главную роль, – Марго Робби), но также и костюмы, и даже музыка, что играла во время выступления Тони Хардинг.
В целом, отношение к фильму двоякое: сама история весьма не смешная, есть моменты, над которыми стоит задуматься, в то же время фильм меня не особо зацепил, большинство провалов произошло как раз из-за ошибок самой фигуристки. В данном фильме нет положительных и отрицательных персонажей, и поэтому после просмотра хочется просто сказать: C'est la vie.
И это, правда, жизнь, в которой один маленький человек пытается достичь чего-то большего, но в какой-то момент совершает ошибку, которая не просто возвращает его на старт, а выбрасывает из игры.
Посмотрела я фильм 'Тоня против всех' с надеждой, что он будет про фигурное катание, но, увы, это оказалось совсем не так.
Картина основана на реальной истории Тони Хардинг - фигуристки из Америки, которая является второй женщиной, сделавшей тройной аксель в мире. Больше у девушки, а на данный момент женщины заслуг нет.
Сам фильм в основном сконцентрирован на теме насилия в семье со стороны родителей, а потом и мужа. На протяжении всего повествования Тоня подвергается избиениям и обвинениям со стороны матери, которая считает такую форму воспитания нормальной, а через некоторое время попадает под влияние мужа-абьюзера, который от любви к ней, готов убить саму Хардинг (показана как работает в Америке система 'запрета на приближение', психологов с абьюзерами и т.д.)
Но хочется сказать, что сама Тоня не сахар. Поведение у нее буквально скотское. Вообще не понимаю, как она каталась, если показывают, что Хардинг бесконечно выпивает и курит, а на соревнованиях сидит как гопник, постоянно с ингалятором и каждый раз высказывает своё негодование судьям - её за эти выходки давно должны были дисквалифицировать.
Большая же часть фильма посвящена ситуации, когда сопернице Тони на одной из тренировок неизвестный в коридоре подошел и сломал бейсбольной битой колено - в фильме все это выглядит маразматично, потому что идет какой-то растерянный парень, мечется по всему стадиону, по глазам видно, что он под чем-то, и никто не обращает внимание. Если коротко говорить, то установлено (в реальности), что Хардинг причастна к этой ситуации и была осуждена на условный срок. А фильм создан (сама Тоня Хардинг была консультантом картины), чтобы оправдать её, и постоянно утверждает, что одной правды нет (с чем я полностью согласна), но, к сожалению, по поведению Тони очевидно, что она могла это сделать, потому что во всех своих ошибках она обвиняет других - тренера, судей, своих соперниц и т.д.
Конечно, Тоня просто хочет любви и старается всеми способами ее добиться, в т. ч. через фигурное катание, которое она очевидно не очень любила. Также не понятна мотивация матери - в чем смысл отправлять ребенка на фигурное катание без её желания, а потом всю жизнь на каждом шагу попрекать, что потратила на нее деньги.
Если посмотреть выступления Тони (они есть на Youtube), то она очень технична - выполняет элементы (но иногда некачественно), но в ней не хватает пластичности и артистичности, в отличие от ее соперницы, которая с перебитой коленкой смогла восстановиться и занять второе место на Олимпиаде 1994 года.
Так что фильм не оправдал моих ожиданий. Его скорее всего надо смотреть как урок, чтобы не применять насилие к своим родным и близким
«-Ты спортсмен? -Нет, я фигурист ! -А фигурное катание, что не спорт? -Нет, это жизнь!!!»
Почти с такой мыслью заканчивается фильм «Тоня против всех», вышедший в прокат в 2017 году. Вообще, так называемые байопики (сочетание художественного и биографического фильма) с каждым годом всё более круто находят свою аудиторию. Для России – большая совокупность драматических моментов советской спортивной истории (безусловно, фильм «Движение вверх» - крут, и, честно, гордость за наш спорт далекого прошлого теплится в груди, точно так же как и за качественный отечественный кинематограф), для Западного зрителя – личность, которая противопоставляет себя всему миру, некой внешней угрозе.
В действительности, спорт – это большая борьба, огромный труд, океан пролитой крови, преодоление себя. В наше время, во время широкоформатного освещения мировых новостей, спорт с телевизионных экранов выглядит несколько грациозно, пафосно, с блеском. Мы не видим эти закулисные игры. Иногда, правда, всплывают громкие дела, и широкая общественность негодует, начинает искать виноватого. Правда, всё равно, общее мнение для зрителей создаётся именно режиссерами, сценаристами спортивных мероприятий и СМИ.
Говоря о фильме «Тоня, против всех» (анг. «I, Tonya»), можно как раз найти две проблематики (конечно, субъективно мнение автора): проблема спортивной стратификации – когда социальная составляющая спортсмена, его жизнь, семья, общественная деятельность, ломает сугубо спортивную составляющую (Тоня стала первой спортсменкой, исполнившей сложнейшей элемент, но всё равно проигрывала из-за её безобразной жизни), и соответственно, вытекает ещё одна проблематика – влияние околоспортивной жизни на образ спортсмена. Да, весьма эксцентричная спортсменка будет вызывать отторжение, в отличие, скажем, от спортсменки с блестящим «послужным списком». Хотя Тоня и вела весьма спорный для спортсмена образ жизни (курила, муж её избивал), её талант невозможно было пропить. В фигурном катании любят «принцесс» и очень осторожно относятся к новичкам и выскочкам. Кстати, мы это видели и в нашем спорте, Жене Медведевой из-за её сложившегося образа зритель отдавал себя самого (конечно, она это заслужила), а новичку, Алине, таких почестей не давали – а она взяла и обыграла свою подругу. Но мы тут про спорт, причем американский.
Тоня пыталась сделать всё для своей карьеры, при этом были момент, когда она и падала и снова поднималась, ведь это главный принцип в фигурном катании.
Фильм иронично повествует о его главной героине и всех тех, кто был связан с ней. Сюжет захватывает зрителя с первых минут, несмотря такое текучее повествование. Режиссер нашел хороший ход, рассказывать такую историю через призму интервьюирования. Марго Робби продолжает радовать нас своими образами, и, стоит сказать, что этот образ у неё удался на все 100%. Отличная операторская работа с хорошей игрой актрисы раскрыли фигурное катание с новой стороны. Мне кажется, что Марго является бунтаркой, и судя по её фильмографии, выбирает она схожие характеры своих персонажей.
В последствии, фильм был оценен по достоинству – 3 номинации на Оскар и одна победа за лучшую женскую роль второго плана. Безусловно, Эллисон Дженни выполнила всё гениально и просто – такая быдловатая мать, уничтожающая личность своей дочери, но при этом думающая, что делает всё правильно (можно ещё найти одну проблематику).