Спортивные достижения СССР – превосходные темы для экранизации; так сказать «сценарии под ключ». «Легенда №17» получилась сбалансированной картиной со зрелищными матчами, отличной актерской игрой и внятным продуманным сюжетом. В «Движении вверх» чрезвычайно гиперболизированный конфликт и никудышная актерская игра, но соревнования хорошо поставлены и техническая часть на высоком уровне. «Яшин: вратарь моей мечты» вообще ни о чем. Это же надо было взять благодатнейшую идею для экранизации и слить ее в унитаз.
Главная проблема картины – полное отсутствие мотивации у персонажа. Яшин хочет играть, он без особых проблем (как нам показали) попадает в сборную СССР, выигрывает один чемпионат, проигрывает другой, восстанавливается и играет в сборной мира. События происходят сами по себе, авторы не показывают то, как знаменитый вратарь приходит к спеху – лишь несколько вялых тренировок. Более того, большая часть хронометража посвящена личной жизни спортсмена. Конечно, любовная линия имеет право на существование, но отнюдь не должна перебивать главную суть.
Какова главная цель Яшина? В «Легенде №17» и в «Движение вверх» они были четкими и понятными: в первой картине – победить канадцев, во второй – обыграть американскую «дрим тим». Здесь цель отсутствует как факт. Кого хочет одолеть Яшин? Может он стремиться получить какую-то награду/трофей? Порой складывалось ощущение, будто кино о каком-то любителе, который работает на заводе, а в футбол играет по выходным.
Вторая проблема картины – отсутствие красочных соревнований, недопустимый просчет в спортивном фильме. Немногочисленные эпизоды с матчами показаны скомкано. Спустя считанные минуты они попросту выветриваются из памяти.
Об актерской игре говорить не приходится, ее здесь нет. Но я бы не стал обвинять в этом актеров – самого материала не было, не с чем работать. Кого играть? Сами персонажи невнятные и прорабатывать их не стали. Полагаю, даже голливудские звезды не вытянули бы такие роли.
Что в результате? Халтурная подделка, сделанная с расчетом на легкий доход. Конечно, персонаж подобран удачно, ведь само название упрощает рекламную кампанию и зазывает публику в кинотеатры. Однако за красивой оберткой скрыта непроглядная скукота, ничего, что может вызвать интерес. Как итог – к середине ленту становится трудно смотреть. Лучше бы документальный фильм сделали.
Несомненно, в нашей стране заслуга многих советских спортсменов помнится и ценится до сих пор, а в сердцах не только старшего, но и молодого поколения легендарные спортсмены получили отдельное место. В последние несколько лет, вышло несколько достойных фильмов – биографий о спорте, денежный подорожник которым приложило Министерство Культуры, «Фонд кино», а также другие различные фонды и личности. Такие отечественные ленты, как «Поддубный» (в одноимённой роли которого был Михаил Пореченков), «Легенда №17» (в роли Харламова – Данила Козловский), а также фильм «Движение вверх» (довольно спорная картина из-за уличённого позже большого количества художественного вымысла) – снискали себе славу, благодаря сюжету именно про легендарных советских спортсменов. Именно такая судьба славы и уготовлена новому фильму о легендарном советском футболисте, члене советской сборной по футболу «Лев Яшин. Вратарь моей мечты».
Грамотная и лаконичная картина, снятая режиссёром Василием Чигинским (знаменитых и более менее классных картин до этого снять ему не удавалось), кажется довольно удачной для фильмов подобного жанра. Сам сюжет довольно прост – в ленте ведётся рассказ о непростой судьбе, пожалуй, одного из самых известных советских спортсменов Льва Яшина. В двухчасовом хронометраже фильма уместилась лишь краткая биография футболиста, с наиболее яркими событиями его жизни. Если говорить отдельно о каждой сцене, то последующая сцена дополняет предыдущую настолько, что в конце фильма у зрителей появляются слёзы грусти и гордости, одновременно. В общем понятии сюжет фильма выглядит достойным, несмотря на свою лаконичность, местами довольно неполный. В исторической правде фильма сомневаться не приходится, так как за её соблюдением следила лично вдова футболиста Валентина Яшина. В фильме прослеживаются такие мелкие детали, как курение главного героя (именно эта вредная привычка и стала причиной его недугов, а в последствие и смерти).
Что касается операторской работы, чьи аспекты довольно просты и стабильны, находится на уровне типичного российского кино с довольно уместными доснятыми кадрами, время от времени прослеживающимися в фильме. Наличия экшн – сцен в фильме ждать не стоит, ведь всё берёт на себя футбольная игра, именно она и создаёт напряжённые моменты в фильме. В общем, операторская работа в фильме выполнена достаточно профессионально, никаких ошибочных планов, заваленного ракурса и т.п. вы тут не найдёте.
Если говорить о музыкальной составляющей фильма, то в самых важных сценах картины звучат отрывки именно из песен французской эстрады, думаю сделано это случайно, а с отсылкой на первый Кубок Европы 1960 года под эгидой УЕФА, который проходил во Франции, где сборная СССР заняла 1 место, вратарём которой тогда был Лев Иванович.
Актёры в фильме подобраны достаточно удачно, главную роль Льва Яшина сыграл пока ещё малоизвестный актёр Александр Фокин (это его дебют в качестве актёра первого плана), жену Льва Ивановича сыграла Юлия Хлынина (довольно ещё молодая и перспективная актриса), актёры второго гораздо более узнаваемы – Борис Щербаков, Евгений Дятлов, Юрий Гальцев, также отыграли свои эпизодичные роли на ура, что достаточно сильно западает в память. В целом актёрская игра в фильме находится на достойном уровне, а это уже говорит о многом.
Кратко подводя итог нужно сказать, что подобные фильмы в нашей стране выходит редко, сама же картина получилась доброй и ностальгической. Даже если зритель далеко не фанат футбола, лента ему обязательно придётся по душе. Сам бюджет фильма получился порядка 360 миллионов рублей, что является довольно круглой суммой…. Претензий к фильму не имею, а вот к возрастному цензу несколько вопросов, например, почему возрастное ограничение стоит 6+, хотя в фильме сцен курения больше, чем за всю жизнь некоторых людей? Но это всё мелочи!
Отличный фильм, достойный великого человека, фильм, который можно пересматривать. В центре внимания фигура великого спортсмена, но на его фоне хорошо показано Время и Эпоха: как люди тогда бросали все дела и замирали возле телевизионных экранов, как умели дружить и объединяться ради общего дела. Сцена, где футболисты помогают Яшину деньгами в Париже, скидываются всей командой отражает суть, как люди жили тогда, и что тогда значила дружба.Поступить иначе они не могли, потому что 'команда и есть Яшин'.
Фильм прекрасно показывает суть выдающегося человека, цену успеха и 'обратную сторону медали', герои выглядят очень естественно и обобщенно. Показаны разные моменты жизни, разные грани характера. Это делает фильм многомерным и по-настоящему художественным. Отличная работа режиссёра и сценариста сделали картину о Льве Яшине не просто биографической хроникой. Фильм стал размышлениям о природе гениальности, о возможностях одного человека, о том, что настоящие герои всегда скромны, трудолюбивы, принципиальны, а мечта выше обстоятельств и Времени. Отличное кино, которое останется во времени.
Спорт, такой как футбол или хоккей, это в первую очередь зрелище. Так что и фильм о спорте должен быть прежде всего зрелищным. Тем более если это картина о золотом периоде нашего футбола, эпохе настоящих гигантов, подобной которой у нас с тех пор и не было. И если честно, даже не предвидится. И вот 'Лев Яшин' - это зрелище на все сто процентов. Что называется, блокбастер, каким он должен быть.
Эпизоды легендарных матчей - просто огонь. Понятно, что сейчас настоящие записи тех игр на большом экране не покажешь, технологии тогда были не те. Так что воспроизвести эти матчи в такой форме, пусть даже короткими отрывками - отличное решение. И смотрятся они отлично.
Но из нарезки хайлайтов фильм не сделаешь. Если в нем не будет закрученного сюжета, ярких персонажей, каких-то сильных эмоций, смотреть его будет не интереснее, чем рекламу. К счастью, у 'Льва Яшина' с эмоциями все в порядке. В основном благодаря мощному главному герою - все-таки Лев Яшин был львом не только на поле, но и за его пределами.
А вот второстепенные персонажи получились действительно второстепенными. Среди них можно выделить разве что Валентину Яшину, потому что у нее много экранного времени, и предшественника Яшина в 'Динамо', Алексея Хомича. Хомич, в свое время человек-легенда, в фильме оказался очень фактурным. Среди остальных, к сожалению, выделить кого-то очень сложно. Тот же безымянный чиновник, сыгравший огромную роль в карьере Яшина, показан одной краской, и корреспондент ТАСС - тоже. Хотя играет его между прочим Ян Цапник - не последний актер.
Это не просто биографическое кино, это патриотический фильм
Я отнесу фильм про Яшина к патриотическому кино. Про золотые годы СССР. Про золотые 50-е 20-го века. Мне очень понравился актёр Александр Фокин в роли Яшина. Он очень органично играет. Ему великолепно удаётся роль новичка «Динамо», а потом он органично играет Яшина в славе и почёте. Хочется сказать актёру Фокину: «Большое спасибо, за такую мощную роль в российском патриотическом кино!» Это очень вдохновляющее кино. После этого фильма хочется верить в «славу СССР», в «мощную Россию», в «юношеский спорт». Мне фильм очень понравился. А в момент, когда Яшин получил «Золотой мяч» и вернулся домой, я даже от радости заплакал. Всё-таки в СССР был мощный спорт, красивая игра. Очень понравилась игра актёров Алексея Гуськова (тренер «Динамо») и Алексея Кравченко (Хомич, вратарь «Динамо»).
Фильм всем привлекает. Сделано режиссёром Василием Чигинским мощное патриотическое кино. Многие скажут: «Это обычный биографический фильм с элементами драмы». Я им отвечу: «В фильме ненавязчиво показана мощь СССР, мощь советского спорта». Я в полном восторге от этого фильма. Всё-таки российские режиссёры научились мягко показать мощь СССР, мощь страны. Красота СССР предстаёт в картине. Актёр Фокин очень органично играет Яшина. Настолько органично, что хочется заниматься спортом. Слоган фильма - «На пьедестале народной любви» - раскрывает весь сюжет.
«Народная любовь» советских граждан и болельщиков мира коснулась головы Яшина. Это очень красиво и мощно показано. Любовь, мир, информация, спорт, вечное СССР — это всё элементы патриотического кино. Фильм идёт 2 часа, которые пролетают как 10 минут.
Мне очень понравился тот факт, что вдова Яшина сама рассматривала сценарии. Наверное, поэтому фильм получился таким жизнеутверждающим, таким мощным. Это не биография Яшина, это история мощи СССР.