Прочитав краткий анонс и увидев постер с мотоциклом, готовилась смотреть русскую версию 'Достучаться до небес'. Но оказалось, что история настолько правдива и по-русски жизненна, да до абсурда, но в этом и суть русского человека. И настолько в мелочах она потрясающа! Думаю, у каждого бывшего ребёнка, росшего в глубинке, защемило сердце при просмотре фильма. Дощатые дома, запах прелых листьев, мотоцикл 'Урал', прогулка у озера и воздух, уже тронутый первыми заморозками, запах Маминого дома... Мелочи, которые так остро напоминают нам о наших родителях, бабушках, дедушках... Пакет в пакет, деньги на смерть, забота о каждой животинке... Смысл жить и не сдаваться - порой, это кот, который останется не кормлен, цветы, которые некому будет полить, или же карп, который умрет без воды...Тема карпа - это, конечно же, квинтэссенция фильма, такая воля к жизни - уж и лупили его головой о ведро, и замораживали - а он, вот он, целёхонек! И по сути-то вот человек и не одинок - самый близкий любимый друг живёт в соседнем доме, каждый бывший ученик узнаёт и благодарит, чем может, да и ребенок, выросший и ставший успешным мужчиной, в глубине души хранит воспоминания о доме, маме, вязаной шапке и как прыгал с разбегу в озеро.
Конечно же, очень хочется сразу позвонить Маме, просто услышать голос и сказать, как сильно её любишь!..
Этот фильм не является шедевром, не запомнится хорошими планами и захватывающим сюжетом. Даже задействованные актёры, не могу сказать, что выполнили задачу сполна. В некоторые моменты мне хотелось сказать 'не верю'. И это проблема не актёров, а сценария.
Но. Была попытка донести до зрителя вполне стандартные, но никем никогда не обдумываемые, мысли. Важные.
Бытовые, со всеми случающиеся, но происходящие, как правило, уже в том возрасте, когда тебе кажется, что ты уже ко всему готов. Но нет! Оказывается, что есть ещё не открытые для тебя главы. Ты уже взрослый человек, ты уже всё испытал и нет никаких сюрпризов в твоей жизни. Теоретически ты имеешь представление о всём; ты о всём прочитал, о всём слышал, но не всё испытал.
Быть подкованным теоретически - это неплохо, но реальные эмоции, как правило, не имеют никакого отношения к теории. Она только может помочь ПОТОМ вернуться в реальную жизнь. Теоретическую.
Это фильм о боли потери, о банальных вопросах, которые встают.
Это предупреждение, которое никто опять не услышит. А потом будет сам себе задавать всё те же вопросы. Одинаковые всегда. И мучиться болью. Потому что ты вряд ли сможешь всё исполнить сполна.
Из-за глупого постера чуть не пропустила такую замечательную картину. В постере актеры неузнаваемы, да еще стоит 'комедия' - такой отворот хороший. А там, оказывается - Миронов, Неелова, Френдлих, значит, все душевно. И да, зацепило, комедией не показалось, хотя теплого юмора там достаточно. Очень неоднозначная героиня, учительница литературы, она вроде точно знает, как лучше. Ее выросшие ученики повсюду, очень разные, но все безмерно ее уважают. Их лица озаряются светом, когда они видят ее и вспоминают ее уроки. Она действительно очень образована и знает стихи на любой случай, с ней интересно.
Она так харизматична, что ей идут навстречу, соглашаясь даже с самыми безумными ее просьбами, даже готовы идти на преступление. 'Я поняла, что я чудовище'- говорит она, немного кокетничая с собой, но ведь так и есть. На грани жизни и смерти, в понимании что все прошло, все выросли. 'Может и правду говоришь, только не трогай его' - нечего ворошить прошлое. У самого конца все равно немного свысока над всеми. Все чувства заморозились, как тот карп. Но случается чудо, и события разворачиваются.
Конец как-то нарочито смазали, но почему-то это сделало концовку какой-то документальной и ненавязчивой, как будто проходишь мимо оркестра, и вот, музыка звучит все тише, тише, пока не смолкает совсем. И остается где-то там, позади. И в сердце.
Провинциальная учительница Елена Михайловна узнаёт, что жить ей недолго и начинает готовиться к близкой смерти: место на кладбище, свидетельство о смерти, поминки... Ведь ее сын занятой бизнес-тренер и ему некогда будет этим заняться...
Странно, но навскидку российских фильмов о стариках в последние лет двадцать появилось не ахти много (если вообще есть), хотя из советских помнятся И жизнь, и слёзы, и любовь и Старики-разбойники, из параллельного западного кино - Соррентино с Молодостью, да и с Великой красотой тоже, Ханеке с Любовью, а из недоделанного голливудского - Стажёр с Де Ниро.
А вот наше российское тему почти не трогало. А ведь пенсионеров в нашей стране много (сейчас сделали меньше)... Приятно, что тронуло и вполне оригинально - в трагикомичной манере. Собственно, почти всё делает актёрское трио - Миронов, Неёлова и Фрейндлих. Особенно актрисы - весь смех и драму создают они. Ну и карп - его роль, впрочем, символична, в духе экзистенциализма - настоящая жизнь начинается только накануне смерти (мотив явно подсказан Куросавой в его 'Жить'). Так что тема отцов (матерей) и детей вновь засверкала, пусть слегка тёмным, но не беспросветным блеском. А ещё есть тема столицы и провинции, забытой Богом и людьми. Карп напоминает, что столица родом в общем-то оттуда. Кстати, сын аж дважды совершил предательство - не только матери, но и любви. Главное, чтобы раскаялся...
Конфликт и единство поколений, столичность и провинцииальность и, наконец, 'старикам здесь место' - явно заслуживающие внимания зрителя темы.
Елена Михайловна — простая сельская учительница, которая до самой старости продолжает жить в своей Богом забытой глубинке. После очередного посещения врача она узнаёт, что её сердце может отказать в любой момент — вот хоть прямо сейчас. У Елены Михайловны есть сын, успешный тренинг-консультант Олег, который живёт в большом городе и крайне редко навещает свою мать, хоть и вполне искренне её любит. Елена Михайловна решает облегчить своему всегда занятому сыну хлопоты по организации собственных похорон и поминок, начиная самостоятельно готовиться к этим траурным мероприятиям...
'Карп отмороженный', как бы сильно меня не воротило от этого названия, это прекрасная и очень душевная трагикомедия, снятая в стиле, простите за это клише, старого-доброго отечественного кино. Это когда действительно не понятно, к какому жанру отнести этот фильм, когда смех сквозь слёзы, когда отдельные диалоги и эмоции, сыгранные актёрами, значат больше, чем тот или иной сюжетный поворот. После просмотра такого фильма в душе остаётся тепло, да и вообще, ты эту душу вдруг неожиданно снова начинаешь чувствовать и понимать, что она не сгинула под гнётом житейских забот и хлопот, а наоборот до сих пор способна откликаться на такие вот внешние раздражители. Невозможно чётко и однозначно сказать, о чём именно снят этот фильм. Он снят как бы 'вообще' — о жизни, о смерти, о родстве, о дружбе, о решениях, принятых самостоятельно и тех, что кто-то принимает за нас, об отсутствии чёрного и белого, о бытовых чудесах и неуловимых мгновениях счастья. От этой картины действительно веет старыми и добрыми советскими фильмами, когда ещё было не так важно, есть ли в кадре знаменитые спортсмены, актёры, политики, насколько неожиданный будет в конце ленты сюжетный поворот, сколько денег вбухают продюсеры в съёмки и как много литров крови и грязи выльется на зрителей с широких экранов.
Поддерживают это, простите, 'ламповое' ощущение тепла и актёры. Центрального персонажа фильма играет блистательная Марина Неёлова — скромная, добрая, интеллигентная старушка, которая, впрочем, не лишена твёрдости характера и чётко следует своим немногочисленным принципам. Неёлова сыграла эту роль на полутонах, без лишних истерик и всплесков эмоций, но чётко и ясно обрисовывая образ своей героини. В противовес ей на экране присутствовала просто фееричная Алиса Фрейндлих, которая за роль грубоватой, простодушной подруги Елены Михайловны даже получила престижную премию 'Золотой орёл'. Фрейндлих была просто бесподобна и почему-то очень сильно напоминала мне Ольгу Волкову в некоторых её образах. Первые полфильма я не понимал, зачем на роль Олега нужен актёр такого калибра, как Евгений Миронов. Но ближе к концу, он выдал такие эпизоды на разрыв всех зрительских эмоций, что всё встало на свои места — очередной яркий перфоманс одного из лучших отечественных актёров современности. Непосредственно карп здесь, кстати, также играет весьма яркую роль. Некоторые критики даже утверждают, что это вполне себе библейский образ, но я не думаю, что стоит так уж сильно притягивать эти рассуждения к сюжету — не стоит оно того.
А ещё хочется немного поговорить о рекламной кампании этого фильма и вообще о всей совокупности материалов, которые призваны продемонстрировать качества этого 'товара' и привлечь в кинотеатры необходимую аудиторию. Вот смотрите, есть неплохой московский режиссёр Владимир Котт, которому сейчас 45 лет и который, наверняка, как и многие из нас, вырос на прекрасных советских фильмах. Есть такие чудесные актёры и актрисы, как Марина Неёлова, Алиса Фрейндлих и Евгений Миронов. Есть молодой сценарист Дмитрий Ланчихин, который в том числе написал сюжет ленты 'Класс коррекции' — да, неровной и местами чрезмерно спекулятивной, но сделанной с искренним желанием что-то поменять и улучшить. И вот как вы думаете, неужели все эти люди действительно довольны тем, как омерзительно выглядит постер этого фильма, как этот фильм называется, какой у него дешёвый и плоский теглайн, какой у него сглаженный и прилизанный трейлер? Как грустно, что мы живём в такое время, когда отечественным кинематографистам, снимая вот такие камерные, добрые, авторские фильмы, приходится унижать себя и своё собственное творение, опускаясь вот до такого промо в погоне за мифической аудиторией, которая на выходе из зала всё равно будет плеваться поп-корном и ничего не поймёт. Печально всё это.
Короче говоря, я очень советую посмотреть этот фильм всем, у кого есть лёгкая или тяжёлая ностальгия по доброму и небанальному отечественному кино. Если вы до сих пор не сделали этого по причине омерзительности промо-кампании ленты, преодолейте этот барьер и, поверьте мне, вы будете весьма приятно удивлены. Мне этот фильм очень понравился.
Довольно грустный фильм, приправленный изюминками иронии, хочется улыбнуться, и даже засмеяться парадоксальным ситуациям, но тонешь в этой всепоглощающей грусти. Смерть иллюзорна с горчинкой на плитке шоколада, теряешься в этой ситуации, и смешно и не очень. Любимые актёры. Глаза Нееловой смотрят с укором и понимаешь, что всё что она делает на экране, так правильно, потому, что она учительница и ей привыкли верить. А как иначе, но эта смесь правильности и детской наивности, умиляет, удивляет, смешит, но тоскливая тоска догоняет и уже на мир смотрится сквозь неё и даже когда фильм остался в кинотеатре, а ты идёшь домой. Назвала бы этот фильм ироничной мелодрамой.
Я люблю Российское кино. Не такое, где показывается вся чернуха нашей страны, где нет вообще места светлым чувствам, а только пьянки и нелюбовь. Не такое, где высмеивают пьяниц и тупых дам, не те проходные фильмы, которых рекламируют веде и всюду, которые подходят лишь для гогота от пошлых шуток, вприкуску со сладким попкорном.
Я люблю наше настоящее кино. О нашей русской душе, о замечательной культуре, о манере речи- об обычных, добрых и смешных людях, с которыми мы выросли и живем каждый день.
Данный фильм просто откровение о нас самих. Это потрясающе смешная и глубокая трагидкомедия, где ты смеешься над абсурдностью ситуации и в тоже время у тебя грустно на душе.
Не оставляет равнодушным никого глаза Марины Неёловы, их диалоги с великолепной Алисой Фрейндлих можно пересматривать вечно. Великие актрисы!
Я бы показывала этот фильм в качестве примера актерской игры. Такого уровня далекоо не всем великим народным артистам удается постичь.
Даже эпизодические роли смешные и живые, актерский состав замечательный. Начиная от продавщицы, до боли всем знакомая девушка за прилавком, которую мы все видели в жизни. Не говоря уже о работнике Загса, которая смогла бы получить оскар за эти пару минут игры.
Съемка осени заслуживает отдельную похвалу. Вообще, осень - это отражение всей полноты русской души. С его чистотой, болью и трагичностью увядания природы.
Я в полнейшем восторге от этого фильма. И очень хотелось бы, чтобы такие фильмы получали широкую огласку в кинотеатрах, создавались бы рекламные компании для привлечения зрителей.
Ведь именно такие фильмы и есть наше кино. Но все видели в кино только 'Горько','Нашу Рашу' и очередную комедию, а потом и создается впечатление 'про русское кино'.
Итог: если хочешь посмотреть НАСТОЯЩЕЕ, ХОРОШЕЕ РУССКОЕ КИНО - нужно проследить за афишей и выбрать что наименее всего рекламируется. Вот это точно стоит просмотра.
Карп отмороженный, 2017. Полтора часа живых проникновенных эмоций, снимающих панцирь и заплывающих в душу, как тот самый карп. Жизнь делает нас заскорузлыми, а такие фильмы минута за минутой экранного времени отковыривают защитную корочку и выпускают на волю в чистом виде, чтобы вволю наплакаться, дать шанс искренней улыбке и глубокому размышлению о чем-то сокровенном. Большое мастерство режиссера и актеров, когда не видишь стиль, а видишь людей, предельно близко, предельно искренне.
Марина Неёлова, Алиса Фрейндлих, Евгений Миронов, Сергей Пускепалис. Можно было написать только это и поставить точку. Этим всё сказано, какие еще нужны аргументы, чтобы смотреть и пересматривать этот фильм. Казалось бы простая история. Елена Михайловна скромно живёт на пенсии в провинциальном городке. Неожиданно для себя она узнаёт о смертельном диагнозе, который может в любой момент оборвать её жизнь. Чтобы лишний раз не тревожить любимого, но постоянно занятого сына, работающего в большом городе бизнес-тренером, и избавить его от потенциальных забот, Елена Михайловна берет дело в свои руки и принимается активно хлопотать над организацией собственных похорон.
Но сколько всего здесь переплетено. Экзистенциальная драма одиночества и комедия положений с оттенками черного юмора, актуальная во все времена тема смерти на фоне лубочных персонажей второго плана заостряется до предела, но не впадает в истерику, оставляя грустно улыбаться. И мистический реализм — рыбак и рыба-карп запускают, связывают эту историю и отправляют в притчевые дали через века.
Вспоминается и «Царь-рыба» Астафьева, и сказки Бажова, и Гоголь, и Чехов.
Честно, я не люблю тему русской провинции, в которую и в хвост и в гриву уже много лет пользуют отечественные режиссеры. Здесь нужно очень тонко работать и при этом сохранять душу (а не продавать её за очередного Золотого Льва). У Владимира Котта это получилось.
Фильм неожиданно поразил своей глубиной. Скажу честно, мне захотелось позвонить своей маме и узнать, как у нее дела. Неподражаемая Марина Неёлова не просто справилась с ролью матери из глубинки, она показала ее во всей красе, такою, как она есть.
В фильме очень много гротеска, но он не выглядит пафосно и напыщенно. Абсурд сглаживается до того, что мы воспринимаем его, как норму. Пожалуй, это и есть признак гениальной режиссуры Котта. Образы прописаны идеально, до последней черточки, даже безымянные персонажи кажутся зрителю знакомыми и понятными, будто это именно наши соседи, подруги наших матерей.
Немного о сюжете: Пожилая женщина, в прошлом - учительница, узнает о том, что в любой момент может умереть. Всю свою жизнь она несла на себе бремя гуманиста - тут и истории о Жанне Дарк, и толерантность ко всему новому. Она просто не способна быть озлобленной на мир, ей хочется облегчить всем страдания, она не видит нужным «заморачивать» сына-карьериста собственными похоронами, сама готова сделать все, что может, даже добыть справку о собственной смерти.
Что касается юмора - комедийные сцены чаще всего представляются в тех моментах, когда нужно(и хочется) плакать.
Кстати, при чем тут карп? С него фильм начинается, им фильм и заканчивается. Рыба становится одним из главных героев картины: во многих культура рыба является символом жизни.
Фильм также о гуманизме и готовности на все ради блага другого. Героиня не способна осуждать: «Может и правду говоришь, только не трогай его». Она не способна убить рыбу, не может даже видеть насилие над ней. Очень глубокая сцена в начале фильма, когда местный алкоголик-рыбак дарит Елене Михайловне карпа. Не потому что он ей нужен, просто так, ВОЗЬМИТЕ.
Та же ситуация повторяется и с ее сыном. Он дает ей деньги. Просто ВОЗЬМИ, ничего больше не надо. В обоих случаях героиня пытается отказаться, но каждая сцена показывает скорее то, что Елена Михайловна всегда была так добра, что люди не знают, чем могут ей отплатить.
В ней нет озабоченности собственной смертью, она переживает лишь о других. Чтобы сын не отвлекся от работы, чтобы не было проблем у патологоанатома, что выписал ей справку о смерти. Она не боится смерти, а ждет ее, единственный ее страх - причинить кому-то дискомфорт. Ей бы жить в мире Чернышевского(роман«Что делать?»), но нет, она находится в нашем мире и все ее поступки кажутся абсурдными и глупыми. Тем не менее, она тот самый Идиот Достоевского - все для других. Будто сама героиня - не обычный человек, а юродивый, помогающий другим осознать свою человечность. Даже рыбу можно убить только через её труп. Всепронизывающая жертвенность, всеохватывающий гуманизм.
Я получила огромное удовольствие от просмотра данного фильма. Все написанное выше продиктовано моими эмоциями, так что, возможно, в моих словах нет конструктивизма. Тем не менее, спасибо!
И больничка, и бараки, и тётенька из загса, и автобус, и учительница. ..
Прям Россия-матушка собственной персоной!
Всех деталей не перечислить. Всё настоящее. И декорации и чувства. Точнее сказать не декорации, а вполне себе реальная деревня с реальными людьми. Бесподобная игра актёров, чьи имена говорят сами за себя!
Многие из нас лежали в этих больницах и ездили в этих автобусах. И соседки у многих именно так и выражаются. Но кино получилось не 'чернушное', как любят некоторые создатели на фестивалях выпячивать, что выпячивать не стоило бы, а вполне себе реально жизненное о последних днях жизни одной женщины.