Не секрет, что в советские времена не все детища западной киноиндустрии просачивались на экран и попадали на глаза отечественному зрителю. Те проверенные кинохиты, которые всё-таки выпускали в прокат, согласно легенде, покупали за золото. В случае с этим вестерном золото стоит возвести в квадрат, если не в куб: он называется «Золото Маккены», речь там идёт о золотоискателях, и вообще в течение всего фильма слово «золото» герои повторят умопомрачительное количество раз.
После того, как прошли вступительные титры, отгремела ключевая песня (в советском варианте блистательно перепетая Валерием Ободзинским –это первая причина, чтобы посмотреть «Маккену») и закончился довольно занудный рассказ, разжёвывающий подоплёку фильма, зрители видят старого вождя апачей. Он один, но с ружьём. После появляется главный положительный герой – шериф Маккена (Грегори Пек). Он тоже один и тоже не без оружия. Завязывается перестрелка, индеец гибнет и перед смертью даёт Маккене карту, где отмечен легендарный золотой каньон.
Сама завязка выполнена стильно. Открывается фильм крупным планом глаза стервятника, эффектно выглядят съёмки каньонов и скал, смело смонтирована перестрелка с вождём апачей. Но дальше с картиной происходит что-то странное: из него будто вываливается мотор, и всё становится долгим и нудным.
Вот, казалось бы, волнующий момент. На Маккену, похоронившего вождя и уничтожившего карту, нападает банда негодяев во главе с доктором Живаго (конечно, зовут его в фильме иначе, но играет тот же самый Омар Шариф). Судьба благородного шерифа висит на волоске. А напряжение на нуле. Персонажи стоят и неспешно точат лясы. При этом один из подлецов говорит голосом Василия Алибабаевича из 'Джентльменов удачи' - это вторая и единственная причина, чтобы в наши дни смотреть «Маккену». Потому что фильм продлится ещё два часа, а зрительский интерес будет неуклонно падать. После встречи шерифа и Шарифа мы увидим ещё чёртову тырсу персонажей, которые появляются непонятно зачем, тормозят и без того вялый сюжет и говорят, чёрт побери, только о золоте. Вообще со сценарием «Маккене» явно не повезло. Кроме скудной драматургии, невыразительных персонажей, потуг выжать из дубового жанра эпическое звучание, здесь подкачала ещё и интрига. Богатый золотом каньон, который никто не может найти! Кто поверит в такой идиотический замес? Да никто.
Конечно, в фильме были определённые плюшки, на которые зритель клевал в 1960-е. Во-первых, «Маккена» - вестерн (который тогда ещё не выродился в «Горбатую гору»). Во-вторых, спецэффекты. Тут тебе и бутафорское землетрясение, и цветастое мигание пластов кварца и прочие штучки. В-третьих, эротическая сцена: голая женщина пытается утопить одетую. Все эти три плюшки уже давно покрылись плесенью и обесценились временем. Ничто из вышеперечисленного не удивляет, и «Маккена» предстаёт перед нами таким, каким он есть – унылым блёклым двухчасовым испытанием. И этого факта не отменят ни Грегори Пек, ни доктор Живаго, ни Василий Алибабаевич.
1 из 10