«Русская симфония»: третий апокалипсис Константина Лопушанского, который стоит пересмотреть спустя 30 лет

Обсудить0

На вид — типичный перестроечный скример, в котором простые советские люди бесконечно орут, а также рвут на груди рубаху и собираются на последний бой с антихристом под бело-черно-желтыми знаменами. Но «Русская симфония» вышла не в конце 80-х, а в середине 90-х, подводя итог целой эпохе безумия в отечественном кино. Тридцать лет спустя эсхатологически-тарковский вайб фильма продолжает оказывать супертревожный эффект — о нем Кинопоиск рассказывает в спецпроекте, посвященным неожиданных находкам в архивном кино.  

Безымянный советский ландшафт стремительно погружается под воду; темно, сыро, апокалиптично, где-то горит полузатопленный автобус, где-то плывет таксофонная будка. Изможденный мужчина средних лет с внешностью режиссера Лопушанского (умело загримированный и подстриженный под него актер Виктор Михайлов), повадками типичного интеллигента со страниц русской классики и говорящей фамилией Мазаев врывается в квартиру к двум истерящим женщинам, разыгрывает совестливый моноспектакль в духе Чехова и, несмотря на отчаянное сопротивление хозяек, реквизирует у них старинный шкаф.

На нем Мазаев плывет в интернат для сирот: русский интеллигент одержим идеей спасения детей. Из интерната нужно ехать в город: там можно выпросить моторные лодки — если, конечно, их даст большая начальница Маздухина (блестящая актриса эпизода Кира Крейлис-Петрова). Пожевав для убедительности слез луковицу и успешно порепетировав речь перед преподавательским составом, Мазаев пускается в долгий путь, который приведет его… на Куликово поле. Тут уже и не до лодок.

Виктор Михайлов
Нора Грякалова, Виктор Михайлов и Наталья Акимова

«Русская симфония» — заключительная часть эсхатологической трилогии Константина Лопушанского, в которую также входят «Письма мертвого человека» и «Посетитель музея». Кино это удивительно даже в контексте фильмографии этого режиссера, вообще-то богатой на неожиданности. Последователь Тарковского, работавший ассистентом на «Сталкере», Лопушанский много фантазировал о сценариях конца света и постоянно задавал в своих фильмах мучительные нравственные вопросы — но здесь он впервые обратился к жанру гротескной комедии, причем в ее перестроечном изводе.

Тут все орут, пьют горькую, бьют посуду и потрясают шашками и флагами. По мокрой земле ползут ожившие мертвецы, стотысячные толпы штурмуют здания на Лубянке и идут крестным ходом по Невскому, генерал с лицом Брежнева не носит штанов, двойники Горбачева и Раисы Максимовны читают вслух «Идиота», сидя в подвале особняка Рябушинского (дом-музей Горького), имперсонатор Андрея Белого включает шум вьюги на переносном магнитофоне, мелькают казаки (в том числе Андрей Краско), рыдают институтки, жеманный цирюльник декламирует откровение Иоанна Богослова, катается в траве и витийствует юродивый карлик. Судьба сводит Мазаева с вечно пьяным, волосатым и бородатым литератором-деревенщиной Саней (Александр Ильин), мгновенно опознающим в нашем герое князя Мышкина (в одной сцене Михайлов даже бьется в падучей). Бородач становится при нем своеобразным Рогожиным.

Александр Ильин
Арий Ластовский

В принципе, несмотря на поздний год выхода — 1994-й, танки Кантемировской дивизии уже год, как успешно справились с русским апокалипсисом, — это идеальное перестроечное кино. Двойники генсеков напоминают о безумии поздних фильмов Гайдая, постоянный надрыв и преувеличенная эмоциональность, переходящая в крик, будто перекочевали из «Астенического синдрома» Киры Муратовой; общий хаос с водкой, гармошками и самобичеванием емко описывает звучащая с экрана фраза «Шутки пьяного мишутки». Мелькающий в начальном эпизоде Валерий Гаркалин, приехавший на съемки ради роли покрупнее, которая выпала из сценария, как бы намекает на безудержное веселье (но «Ширли-мырли» выйдет только в следующем году).

Конечно, и тут не обошлось без влияния Андрея Арсеньевича — финальный проход Мазаева по пояс в снегу и с огромным распятием на цепи вызывает ассоциации то ли с «Андреем Рублевым» (сцена страстей Христовых в декорациях зимней Руси), то ли с «Ностальгией» (канонический кадр с Олегом Янковским, бредущим со свечой в руках). Да и затонувший город, снятый в Кронштадте, кажется не только анонсом мокрой антиутопии «Диких лебедей» по Стругацким, но и гениальной рифмой к «Элементу преступления» фон Триера, тоже вдохновленного Тарковским. Жанровая эклектика поддержана стилистической — те сцены, что не погружены в полумрак, сняты в характерной для Лопушанского грязно-желтой колористике, а тревожный гул композитора Андрея Сигле соседствует с нежной пьесой Мануэля Понсе «Эстреллита», которую исполнил сам режиссер.

Михаил Храбров
Михаил Храбров, Валентин Голубенко, Кира Крейлис-Петрова и Виктор Михайлов
Надежда Жарикова, Александр Ильин и Юрий Овсянко

Работа над картиной, снятой отчасти на французские деньги, была сложной и не раз прерывалась из-за проблем с финансированием. Зная это, поражаешься находчивости режиссера. Например, бондарчуковская по размаху сцена с легионами ряженых солдатами статистов снималась… на ежегодном слете различных историко-патриотических обществ в Бородине.

Съемочная группа присоседилась и к реальному крестному ходу по Невскому проспекту (внимательный зритель без труда найдет на экране нынешнего патриарха Кирилла), куда Лопушанский запустил актеров. В ход пошли и архивные съемки митинга (к ним мастерски подмонтированы сцены, в которых Мазаев прорывает оцепление озверевшей милиции) — все ради достижения эффекта грандиозности исторических волн, подминающих под себя русского человека. В этом смысле «Русская симфония» воспринимается не только как эпилог затонувшей советской империи, но и как характерная реакция на безвременье и хаос 90-х, вызвавших растерянность у многих советских киноклассиков — от того же Гайдая до Эльдара Рязанова. Правда, в отличие от них, Лопушанский с самого начала был последователен в своей манере хроникера (или предсказателя) катастроф.

Виктор Михайлов
Виктор Михайлов

Отдельно стоит сказать об исполнителе роли Ивана Мазаева. Виктор Михайлов, не раз игравший у Лопушанского, в сериале «Жизнь Клима Самгина» и «Русском ковчеге» Сокурова, оказался не востребован в новом веке; сейчас он живет в деревне под Хабаровском, иногда играет в местном театре. В «Русской симфонии» Михайлов идеален в образе «наследника Толстого и Достоевского», как его герой сам себя величает, типичного русского интеллигента, склонного к самокопанию и самоедству, который неожиданно для себя становится агентом сил зла. Конечно, многих из представителей этого класса такой портрет изрядно покоробил.

Режиссер вспоминает, как в 1995 году на фестивале «Киношок» столкнулся с полным непониманием и даже ненавистью коллег из жюри: как это так, интеллигенция не только не вывозит на лодке деток-сирот, но и цинично плюет на их слезы, а затем вообще являет миру лик Зверя?! При этом специальным призом жюри «Киношока» был отмечен «Концерт для крысы» кинокритика Олега Ковалова, не менее инфернальная фантасмагория по мотивам произведений Хармса, как и «Русская симфония», снятая на студии «Ленфильм» при участии продюсера Александра Голутвы. Впрочем, негативная реакция не помешала картине Лопушанского, не попавшей в широкий прокат, получить приз экуменического жюри в Берлине и хвалебные отзывы Андрея Плахова («перед нами реликт авторского кино») и Михаила Трофименкова («фильм беспощадной самокритики»).

Виктор Михайлов
Николай Левыкин
Александр Ильин, Виктор Михайлов и Александр Жданов

«История кончилась», — говорит двойник Белого, когда Мазаев оказывается вдруг на собрании ряженых монархистов, в окружении «офицеров» и «дам». «Времени больше не будет», — утверждает парикмахер-бес, закрепляющий на его лице дьявольскую улыбку. Удивительно, насколько профетический пафос Константина Лопушанского, понятный в лихом 94-м, стал вновь актуальным сегодня. Как пела Янка Дягилева, глумливое пророчество настоящим заверяется.


Автор: Дмитрий Карпюк

Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

Сегодня0
Сегодня5
Вчера5
Вчера1

Главное сегодня

Сегодня4
Сегодня5
36 минут назад0
Сегодня0
Сегодня1
Вчера5
Вчера5
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации