В спецпроекте 2022 года, посвященном сериальной индустрии, мы назвали двадцать первый веком сериалов. А что же кино? Наш штатный кинокритик развеивает скепсис пессимистов, уже 20 лет провозглашающих очередную «смерть кинематографа».
Станислав Зельвенский
Критик Кинопоиска
Вот уже много лет, когда речь заходит о судьбах большого кино, обсуждается, как правило, его скорый закат. Особенно конкретную и апокалиптическую форму эти разговоры приняли во время пандемии ковида, когда тотальное закрытие кинотеатров из отвлеченной страшилки вдруг стало, пусть и временно, реальностью. Кинематограф, однако, не спешит умирать и приспосабливается к новым вызовам. Постепенно нащупывая, например, устраивающий всех баланс между театральным прокатом и стримингами. Более двух с половиной миллиардов, заработанных «Барбигеймером», не будут врать: люди все еще готовы стоять в очереди в кинотеатр, пусть и ценой аномальных маркетинговых усилий.
И, во всяком случае, это не болото — все меняется очень стремительно. Еще несколько лет назад казалось, что комиксы будут царить в прокате вечно. И что же? Мультивселенные взрываются у нас на глазах, с логотипом DC выходит один провал за другим, в Marvel от отчаяния уже подумывают воскресить Железного человека с Капитаном Америка. Тем временем старенький Мартин Скорсезе, над антимарвеловскими ремарками которого потешался фанбойский интернет, выпускает очередной эпический шедевр.
Мы часто жалуемся на кинематографический голод, но минувшие два десятилетия вполне можно считать и пиром. Сотня фильмов, набравших больше всего голосов в нашем спецпроекте, — капля в море. Еще несколько сотен в основном превосходных работ, названных голосовавшими, вынужденно остались за бортом. Тысячи по разным причинам не попали в персональные топы, но достойны внимания и любви.
Такое голосование — консервативный, ностальгический жанр, и, как вы увидите, в списке преобладают хорошо знакомые, зачастую еще с прошлого века, имена: Дэвид Линч, братья Коэн, Квентин Тарантино, Ларс фон Триер, Дэвид Финчер и другие. В то же время целый ряд режиссеров, формально дебютировавших в 1990-е, утвердились на вершине уже в нынешнем веке: Пол Томас Андерсон, Кристофер Нолан, Альфонсо Куарон, Дени Вильнёв, Уэс Андерсон. Есть и относительно молодые — скажем, Дэмьен Шазелл или Аличе Рорвахер.
Не будет спойлером сказать, что топ у российских респондентов получился голливудоцентричным, с редкими вкраплениями французского, корейского и российского кино и совсем точечными — румынского, немецкого, японского и другого. Почти проигнорирован хоррор — жанр, переживающий расцвет за расцветом, но традиционно последний при раздаче наград. Революция female gaze, случившаяся в последние годы, пока не впечатлила участников нашего опроса. Минимально представлены целые архипелаги анимации или, скажем, документального кино. Тем не менее даже этот небольшой набор greatest hits — повод не поддаваться меланхолии.