Представители видеоигровой индустрии и кинокритики, игровые журналисты и блогеры, звезды и просто геймеры — мы опросили почти 150 человек, чтобы выбрать 100 величайших игр в истории.
Перед вами новый спецпроект Кинопоиска, созданный по тем же принципам, что и прошлогодние «100 великих сериалов XXI века». На протяжении нескольких месяцев редакция опрашивала респондентов, которые назвали нам свои топ-10 величайших игр в истории; на основе их персональных списков была сформирована эта сотня.
Другие части топ-100
70
Call of Duty 4: Modern Warfare (2007)
Шутер от первого лица
Линар Гимашев
Главный редактор Plugged In
В 2007 году Infinity Ward отошла от избитого сеттинга Второй мировой и выпустила игру, благодаря которой Call of Duty и стала самой большой шутерной франшизой современности. Пока сюжетная кампания удивляла яркими сценами и персонажами, которых школьники моментально растащили на аватарки, мультиплеер Modern Warfare изменил жанр навсегда. Именно в этой части появились уровни прокачки, киллстрики (награды за серии убийств) и сквозная прогрессия, без которых почти невозможно представить ни один современный шутер.
69
Castlevania: Symphony of the Night (1997)
Метроидвания
Сергей Мангасаров
Разработчик-фрилансер, ведущий «Батискаф Подкаст», автор Spidermedia.ru
Любовь к Castlevania: SotN предопределила многие мои вкусы и предпочтения в играх — от бесконечной любви к японщине до тяги к метроидваниям. Когда я в первый раз включил игру много лет назад, не зная о ней ничего, кроме того что это новая Castlevania, то испытал настоящий шок. После стремительного пролога игра убирала Рихтера Бельмонта и давала в руки игроку Алукарда — шок, трепет и восторг! Новый геймплей, новый герой, новые правила. Все это поражало и просто влюбляло в себя. Безупречная что тогда, что сейчас эстетика и арт-дирекшен, которые сделали игру графически не устаревающей. Потрясающее ощущение бесшовного мира и полноценное погружение в исследование замка Дракулы благодаря прекрасной работе по сокрытию загрузок и просто отличному техническому исполнению. И какая же потрясающая музыка от Митиру Ямане сопровождала все эти приключения в замке. Я каждую зиму под Новый год отбрасываю любые новые игры или вещи из бэклога и просто сажусь и перепрохожу SotN. Великую игру, которая всегда актуальна.
68
Dishonored (2012)
Стелс с элементами RPG
Александр Омолоев
Новостной редактор Кинопоиска, игровой и киножурналист
Стелс-экшен, ставший мгновенной классикой, и, возможно, лучшая работа студии Arkane. Каким бы заезженным ни был сюжет о заговоре, в котором повсюду предатели, как бы ни упрощалась скрытность при использовании магического переноса, Dishonored — игра, от которой невозможно оторваться; до такой степени, что можно на день войти в режим «только игра», а все прочее делать на автопилоте. Умная, цельная, не растянутая на десятки часов, со сложносочиненными великолепными уровнями, с таким саспенсом в каждой миссии, что хватило бы на пару фильмов Хичкока.
Главное, впрочем, здесь даже не уровни и не саспенс. Главное — эффект тотального погружения, сцепления игрока с миром и героем Dishonored. В этой игре не просто сочувствуешь человеку под угрозой гибели, в ней ощущаешь себя добычей, приговоренной к смерти, загнанной в тень стражей, убийцами, чумными крысами. Больше того, ощущаешь себя одной из этих крыс, которой нужно стать самой хитрой и матерой, чтобы выжить. Собственно, это суть почти всех игр — возможность влезть в кожу кого-то другого, но только одни игры химически чистые, достигающие сути геймплейно, а другие — разбавленные литературой, скажем, или кинематографом. Dishonored не разбавлена совсем; редчайший, как стало понятно теперь, образец большой студийной игры-игры вообще без примесей.
67
Animal Crossing: New Horizons (2020)
Симулятор жизни
Дарья Кулагина-Кравчук, Юрий Кулагин
Игровые журналисты, блогеры
Animal Crossing: New Horizons вышла в самом начале коронавирусной пандемии, и, как бы цинично это ни звучало, более удачное время для релиза подобной игры было невозможно подобрать. Игры серии никогда не страдали от нехватки популярности, но новая часть легко обошла их всех. Не в последнюю очередь благодаря повсеместной самоизоляции.
Для людей, внезапно оторвавшихся от привычного круга общения, New Horizons стала настоящим спасением, виртуальной зоной комфорта, в которую хотелось сбежать от всех проблем реальности. В Animal Crossing игроки со всего мира обустраивали собственные острова, сажали деревья, ловили рыбу и насекомых, выплачивали долг предприимчивому тануки — словом, занимались довольно рутинными делами. Но в пандемийной атмосфере хаоса и неизвестности, да еще и в сочетании с яркой графикой, милыми персонажами и чарующей музыкой, все эти хлопоты, во многом похожие на реальную жизнь, превращались в идеальную медитацию.
Одинокие люди нашли в симуляторе жизни новых соседей, которые всегда готовы поболтать и подбодрить. Друзья и влюбленные пары, разделенные карантином, устраивали в New Horizons вечеринки, свидания и даже свадьбы, хоть и жаловались на не самую удобную реализацию мультиплеера. А для семей, живущих в одном доме, игра оказалась отличным способом провести вместе уютный вечер. Мы, например, вдвоем гуляли по местному музею и ходили в гости к коллегам по работе. Еще и разделяли обязанности по уходу за островом, так как каждого из нас привлекали разные аспекты игрового процесса. В итоге нам, как и миллионам других игроков, New Horizons помогла не сойти с ума во время неспокойных ковидных времен, поэтому и оказалась в этом списке.
В общем, нет ничего удивительного в том, что New Horizons быстро стала второй самой продаваемой игрой на Nintendo Switch и до сих пор ею остается со своими 40 миллионами проданных копий. На радость игрокам разработчики после релиза еще два года поддерживали симулятор жизни новым контентом и даже полноценное дополнение выпустили. Сейчас активная поддержка игры закончилась, но New Horizons все равно идеально подходит для того, чтобы потеряться среди говорящих зверей и дремучих лесов.
66
The Sims (2000)
Симулятор жизни
Дима Веснин
Гейм-дизайнер в EggNut games
Вы когда-нибудь видели огненный шторм? Это явление редкое. Несколько пожаров объединяются в один и выжигают десятки километров всего, что встает у них на пути. В 1991 году такой огненный шторм уничтожил дома 50 000 жителей Окленда, Калифорния. Одним из первых сгорел дома Уилла Райта, автора SimCity. Конечно, потом он добавит огненные штормы в игру.
После пожара Уилл Райт поехал жить к друзьям и спасался фантазиями о том, каким мог бы быть его следующий дом. Сколько в нем было бы комнат? Как выглядела бы кухня? И если бы в доме был бассейн, то можно было бы убрать из него лестницу?
10 лет спустя вышла The Sims. Она дала игрокам возможность поставить жизнь на паузу и тоже подумать о жизни своей мечты. Сколько бы у вас было домашних животных? А какие именно? Проводили ли бы вы с друзьями вечеринки на Хеллоуин? Одевались бы вампирами или оборотнями? С какими соседями вы бы дружили, а на каких поглядывали бы издалека?
А у соседей были бы отдельные шкалы, по которым реально было бы видно, как они к вам относятся! А отношения не ограничивались бы тем, что девушкам нужно встречаться только с парнями, а парням — с девушками! А еще можно бы было стать волшебниками! Съездить в отпуск! Стать суперзвездами! И, может, после этого даже почувствовать себя немного смелее в реальной жизни! Разве это не сказка?
65
Final Fantasy IX (2000)
JRPG
Паша Револьвер
SMM-редактор в Чемп.Play, веду Telegram-блог «Не играл, но осуждаю» и подкаст «Да ты бы и собаку»
Final Fantasy IX — это великолепная игра, наполненная часами интригующего повествования и живописными локациями. Она обрела знаковый статус для индустрии и олицетворяет настоящее произведение искусства от создателя серии Хиронобу Сакагути.
Используя все возможности первой PlayStation, Final Fantasy IX с ходу поражала игроков своим сказочным визуалом и музыкой, а кат-сцены буквально сносили голову. Если держать в руках коробку с четырьмя дисками FFIX, возникала лишь одна мысль: «Передо мной нечто поистине великое». Игра полностью оправдывала возложенные на нее ожидания. Неспешный темп игры с лихвой компенсируют раскрытие тайн, связанных с происхождением главных персонажей, таких как Зидан и Виви, и также захватывающий сюжет, который поддерживает интерес игрока вплоть до самого финала.
Final Fantasy IX — это квинтэссенция духа приключений традиционного фэнтези. Настоящая сказка, пробуждающая страсть к видеоиграм. Моя первая любовь и главная причина, по которой я связал свою жизнь с индустрией. И даже спустя 20 лет я почти каждый год возвращаюсь в FFIX, чтобы окунуться в атмосферу беззаботного детства.
64
Portal (2007)
Головоломка
Александр Щепилов
Директор по маркетингу VK Клипов
Portal — та игра, которая засела в мое сердечко с первых минут. Она хоть и короткая (на первое прохождение уходит от силы три-четыре часа), но ее геймплей и сюжет настолько нетипичны и добры, что в них влюбляешься раз и навсегда. Это не просто игра про порталы и комнаты, наполненные головоломками. Это приключение, к которому хочется возвращаться снова и снова. Где юмор и интеллект переплетаются с удивительной легкостью, оставляя внутри тебя что-то невероятно теплое и светлое. И разбивая стены буквально… и фигурально.
Нельзя не влюбиться в безумную злодейку ГЛаДОС. Изящно прописанные саркастические реплики и выдающееся чувство юмора делают ее одним из самых незабываемых злодеев в истории видеоигр. И, пожалуй, один из самых любимых и ярких моментов Portal для меня — финальная песня «Still Alive». Этот неподражаемый музыкальный шедевр, сочетающий в себе удивительный вокал и черный юмор, оставляет после себя послевкусие чего-то действительно необычного и впечатляющего.
Главное, помните: торт — это ложь!
63
Inside (2016)
Головоломка, платформер
Дима SuperVHS
Креативный директор Кинопоиска
Маленькая черная игра, где через механику простого платформера рассказывают действительно страшные вещи. В этом симуляторе ночного кошмара нет диалогов и каких-либо объяснений, но до всех смыслов вы легко доходите и доплываете самостоятельно, минималистичная картинка и атмосферный звук сами рассказывают историю этого мира, делая Inside шедевром визуального сторителлинга.
И чем дальше маленький потерянный мальчик погружается в эту непроглядную индустриальную мглу, тем больше интересных геймплейных решений ему открывается, а кульминация, где происходит своеобразный Inside Upside down всей истории, вызвала у меня одновременно восхищение, ужас, странное веселье и панику.
Местами и вовсе кажется, что не мы управляем игрой, а игра управляет нами. В общем, идеальное воплощение фразы Ницше про бездну, в которую мы слишком долго смотрим.
62
Psychonauts (2005)
Квест, платформер
Сергей Цилюрик
Бывший редактор «Страны игр» и «Игромании»
Амбициозный проект автора Full Throttle и Grim Fandango Тима Шейфера. От классических адвенчур Psychonauts унаследовала блистательный юмор, безумное количество диалогов и возможность применять предметы на всем подряд, но поверх этого выстроила еще и отличный трехмерный платформер, не устаревший даже 18 лет спустя.
Герой Psychonauts буквально запрыгивает другим людям в головы, копается в их эмоциональном багаже и сражается с тараканами: каждый уровень тут — проекция чьего-то подсознания с уникальным арт-дизайном и механиками, где все детали работают на раскрытие конкретного персонажа. Psychonauts — это и одна из самых смешных комедий в видеоиграх, и при этом набор трагичных личных историй. Она и остроумна, и находчива в каждом из своих элементов, чудесным образом складывающихся в единую целостную картину. Настоящий уникум.
61
Diablo (1996)
Action-RPG
Jamclub
Стример, актер озвучки, комментатор DOTA 2
Diablo для меня — культовая игра. Первый раз я сыграл в нее на первой PlayStation у друга в кооперативе на одном экране, и она нас невероятно захватила. Но это была лишь разминка. Потом появилась она, легендарная вторая часть, а еще позже и дополнение Lord of Destruction. И вот тогда я пропал, как и все, кто хоть как-то прикасался к ней.
Бедных Мефисто и Диабло мы фармили 24/7, собирая свои сеты, в моем случае — бессмертного короля. Мы теряли сон, жертвовали личной жизнью, но фарм не останавливался практически никогда. К сожалению, не могу сказать, что испытал такой же восторг, когда играл в третью и четвертую Diablo. Все последующие части после второй я считаю чисто коммерческими проектами, в которых нет души. Особенно что касается Diablo 4. А вот первые две части остаются для меня золотым стандартом и эталоном хорошей экшен-RPG.
60
Pong (1972)
Аркада
Сергей Сергиенко (Lampochko)
Ведущий редактор сайта Cybersport.ru
Говорить о великих видеоиграх и не упомянуть Pong — почти преступление. Одна из первых видеоигр в истории. Первая соревновательная. Первая финансово успешная. Можно долго перечислять, в чем Pong стала первой, и все равно что-то да забудется. Сегодня принято считать, что игровая индустрия как таковая родилась именно благодаря Pong.
Это простая игра: две доски-ракетки отбивают точку-мячик, пытаясь загнать ее на территорию противника. Скорость постоянно растет, чтобы подогревать интерес и делать игру сложнее. Ну и, само собой, чтобы не затягивать сессии — все же она создавалась для заработка денег. Однако простота обманчива, и играть в Pong интересно даже сегодня благодаря нестареющему геймплею. Многие ли игры могут этим похвастаться спустя полвека?
Максим Бугулов («Большой Буковски»)
Видеоигровой журналист, видеоблогер, кинокритик
В начале было слово, и слово было у Atari, и слово было «Pong». Можно (даже нужно!) искать другие точки отсчета гейминг-индустрии, но сам образ того, что мы сегодня понимаем под видеоиграми, сформировала Pong.
Основа Pong настолько проста, что за прошедшие полвека почти не устарела: есть базовые элементы, не подверженные воздействию времени (Tetris, Super Mario Bros. и Doom подтвердят этот тезис), а кооперативный соревновательный геймплей поддерживает драйв на нужном уровне.
Pong заложила основы ощущения, за которым люди приходили в аркады, вместе с Magnavox Odyssey сформировала то, что мы сегодня называем игровыми консолями, и во многом определила развитие видеоигр как самостоятельной индустрии.
Фактически Pong — это блюз видеоигр, задававший тренды задолго до того, как у нашей любимой индустрии появились свои рок-н-ролл, хеви-метал, гранж и хип-хоп. И если и существует тайтл, достойный захватанных эпитетов «величайший» и «10/10», то это будет он. Pong.
59
Mass Effect (2007)
Action-RPG от третьего лица
Тимур Сейфельмлюков
Ведущий подкаста «Завтракаст»
Помню этот момент, когда поставил диск с Mass Effect в Xbox 360, включил, прошло полчаса, а я сидел с открытым ртом и недоумевал. Не мог поверить, что игры стали ТАКИМИ. Красивыми, технологичными, кинематографичными. А когда прошел игру через пару недель, то ходил и пересказывал всем друзьям сюжет — никто не мог поверить, что нечто подобное есть в игре. Приходилось им показывать на YouTube кусочки геймплея и кат-сцен, чтобы друзья тоже осознали возможность существования ТАКОГО в 2008-м.
Мне настолько нравилась игра, что я в ней любил заниматься даже самыми скучными вещами типа поиска ресурсов на безжизненных планетах. Проходить по второму и третьему кругу, чтобы выбить ачивки. Ведь атмосфера была просто невероятной.
Первая Mass Effect навсегда останется в моем сердце как прекрасный пример прорывной игры для своего времени с интереснейшим сюжетом и героями, которые достойны не только экранизации, но и своей киновселенной — не хуже, чем «Звездные войны».
58
Uncharted 4: A Thief’s End (2016)
Action-adventure, шутер от третьего лица
Сергей Епишин
Коллекционер видеоигр, экс-сотрудник «Игромании», менеджер игрового направления в М.Видео
Для многих серия Uncharted — просто жвачка для глаз и задорные приключенческие боевики, но для меня завершение истории Дрейка — это глубоко личная история, причем настолько, что во время просмотра трейлеров к горлу подкатывает комок и бегут мурашки, а концовка вызывает слезы.
Если же абстрагироваться от личных эмоций, то сама Uncharted 4 — это великолепное произведение интерактивного искусства. За, страшно сказать, семь лет с момента ее выхода индустрия не произвела ничего даже близко такого же выверенного с точки зрения повествования и игрового процесса, как заключительная глава о приключениях Нэйта. За исключением, наверное, другой игры той же студии, но это совсем другая история, ведь дилогия The Last of Us стала для меня, наверное, главной игрой на данный момент.
Uncharted 4 изменила мое представление об играх, о том, как могут быть прописаны персонажи, о том, как можно прожить большой отрезок жизни героя, и когда наступает момент прощания, ты не хочешь его отпускать, так же как самого лучшего друга или родственника. От этого и захлестывают эмоции. От этого и бегут мурашки. Великая игра от великих разработчиков. Считаю, что ее должен попробовать каждый, учитывая ее низкий порог входа, ведь это классика игровой индустрии с большой буквы и на все времена.
57
Cyberpunk 2077 (2020)
Action-RPG
Ксения Вартанова
Руководитель бренд-направления Virtus.pro
Злейший враг любой формы медиаразвлечений — завышенные ожидания. Конечно, было бы наивно думать, что студия, чей предыдущий проект собрал примерно полтора миллиарда различных наград, будет освобождена от бремени идущих в комплекте с ними фанатских проекций, но даже в таком разрезе Cyberpunk 2077 получила куда более суровый прием, чем могла бы, если бы ее выпустила какая-нибудь ноунейм-компания.
Да, на старте было много багов. Некоторые из них стали мемами, другие просто вызывали недоумение. Два противоборствующих лагеря — борцы против кранчей и ценители иммерсивного геймплея — регулярно сталкивались в ожесточенных онлайн-сражениях, по результатам которых виноватыми каждый раз оказывались ребята из CDPR.
Неизвестно сколько тысяч человеко-часов спустя разработчики все же довели техническое состояние игры до близкого к идеалу, и вот мы и наши завышенные ожидания снова взялись за руки и готовы покупать платное DLC с Идрисом Эльбой. CP2077 — это не идеальная игра для всех и каждого, но те, на кого она действительно рассчитана, погрузятся в нее с головой и проведут в Найт-Сити сотни часов, разглядывая футуристический скайлайн и неоновые отражения в лужах.
56
Dota 2 (2013)
MOBA
Артём «fng» Баршак
Капитан команды Vitrus.pro по Dota 2
Говоря простыми словами, Dota 2 — это сражение пять на пять на одной и той же карте, но каждый раз с разными героями. Вы выбираете своих персонажей, противники — своих, и каждый пытается уничтожить вражескую базу. Звучит довольно просто, но, на самом деле, Dota 2 — самая сложная из топовых киберспортивных дисциплин. У нее очень высокий порог входа: для того чтобы просто разобраться в происходящем на экране, нужно выучить очень много героев, способностей, предметов и их комбинаций.
Dota принадлежит множество рекордов. Если говорить о рекордах непосредственно внутри самой дисциплины, то у Virtus.pro — клуба, за который я выступаю — тоже есть много достижений. Например, рекорд по количеству побед на турнирах из серии Major — целых пять трофеев!
Во многом благодаря «Доте» нынешнее поколение киберспортсменов имеет возможность играть в любимые игры, соревноваться на турнирах и зарабатывать огромные призовые. Именно с первого чемпионата мира по Dota 2 — The International — и начался подъем всего киберспорта. Когда люди увидели призовой миллион долларов за первое место, все поняли: вау, это не просто игра, этим действительно можно зарабатывать.
После первого TI в индустрию пришли спонсоры, о киберспорте начали говорить в различных СМИ, люди перестали относиться к этому как к какому-то субкультурному развлечению для детей и подростков. Все осознали, что киберспорт — это всерьез и надолго.
55
BioShock (2007)
Шутер с элементами RPG
Даша Насонова
Основательница студии Adagia
Bioshock занимает особое место в моем сердце по нескольким веским причинам. Прежде всего это очень умная и интригующая игра, которая поощряет любопытство и внимание к деталям. Что делает Bioshock по-настоящему умным, так это переосмысление философии Айн Рэнд. Мне понравилось, как игра мягко погружает игрока в мир объективизма через геймплей и позволяет самостоятельно делать выводы о последствиях, к которым может привести эта философия.
Говоря о геймплее, Bioshock легко сочетает в себе элементы FPS и RPG. Можно стрелять, взрывать и поджигать предметы и все это время возиться с генетическими улучшениями вашего персонажа. Это все равно что коктейль из разрушения и самосовершенствования.
Одно из главных отличий Bioshock от других игр — уникальный мир. Восторг, подводный город — это шедевр левел-дизайна в эстетике ар-деко. Можно сказать, что это самый стильный постапокалиптический город, который я когда-либо видела в играх. Путешествовать по Восторгу — все равно что исследовать затонувшую вечеринку в стиле Гэтсби.
Короче говоря, Bioshock выходит за рамки сферы игр; это интеллектуальная одиссея, окутанная завораживающими визуальными эффектами и пропитанная философской глубиной.
54
StarCraft II: Wings of Liberty (2010)
Стратегия в реальном времени
Даниил Кортез
Бывший редактор DTF, автор «Мира фантастики», игровой блогер
Wings of Liberty — это последний настоящий RTS-блокбастер и последняя классическая стратегия той самой Blizzard. Прошло уже 12 лет с релиза Wings of Liberty, а в индустрии до сих пор не появилось конкурента в жанре, который хотя бы приблизился к ее величию.
В мультиплеере WoL не произвела революции, как и не отвоевала трон у легендарной первой части. Чем действительно вписала себя в историю конкретно оригинальная Starcraft 2 без дополнений, так это невероятной сюжетной кампанией. Великолепная история, сочетающая задорный космический вестерн, политический триллер и размашистую космооперу уровня Mass Effect, грамотно вплетена в геймплей. Каждая из двух десятков миссий уникальна, с особой фишкой, хлесткими диалогами и интересным дизайном.
Wings of Liberty — эталон сиквела и пример того, сколь важна в RTS сюжетная кампания. Именно поэтому, на мой взгляд, жанр в стагнации: все пытаются сделать новую киберспортивную дисциплину, когда в первую очередь нужна веселая стратегия в реальном времени.
53
Elden Ring (2022)
Soulslike
Егор Аргунов
Редактор игр «Тинькофф Журнала», бывший обозреватель DTF
Elden Ring — геймплейно самая совершенная и отточенная игра FromSoftware. В ней Хидетака Миядзаки будто воплотил идеи для нескольких игр сразу. Это развитие концепции Dark Souls, только Elden Ring раза в три-четыре длиннее ее. Из Sekiro взяли прыжки и скрытное перемещение, а из Bloodborne — невероятно высокий темп сражений. В Elden Ring есть и десятки необязательных локаций, и загадочный сюжет. Постановка и бюджет в сравнении с предыдущими играми FromSoftware выросли в разы. Этого уже хватило бы, чтобы назвать Elden Ring лучшим творением Миядзаки.
Однако по-настоящему впечатляют именно нововведения. В этой игре великолепно сделанный открытый мир, который ненадоедает исследовать даже спустя десятки часов. В ней чувствуешь себя первооткрывателем — подобный восторг от путешествий я получал только от ролевых игр Bethesda и The Legend of Zelda: Breath of the Wild. От традиционных ядовитых болот до величественных замков, из пещер с шахтами к инфернальным полям сражений — Elden Ring вряд ли оставит равнодушным даже игроков, которым не нравились соулслайки. Доказательством этому впечатляющие 95 баллов на OpenCritic, звание игры года на The Game Awards 2022 и 20 миллионов проданных копий.
52
BioShock Infinite (2013)
Шутер с элементами RPG
Лев Гринберг
Редактор игрового раздела «КГ-Портала»
С возрастом находить произведения, поражающие тебя в самое сердце, становится все сложнее. Сказывается и накопленный опыт, и неизбежно оседающая на розовых очках пыль прожитых лет. И тем приятнее видеть, что индустрия продолжает нет-нет да порождать игры, от которых захватывает дух. Такие как Bioshock Infinite.
Если Bioshock пускала посетителей в Восторг уже после его падения на самое дно, то Колумбия из Bioshock Infinite успевает предстать перед игроками во всем своем великолепии. В подобном мире хотелось бы жить, особенно если со спутницей, подобной Элизабет, и тем больнее наблюдать за падением города мечты, рассекая при этом по воздушным рельсам, словно бравый скачущий по тросам пират.
В Bioshock Infinite удивительным образом сочетаются сложные фантастические концепции, закрученные интриги, политические заявления и яркие приключения в лучших традициях летних блокбастеров. Уже это делает игру достойной места в этом топе, даже если не вспоминать о бодром геймплее и одной из лучших NPC-компаньонок.
51
The Stanley Parable (2013)
Интерактивное приключение
Василий Покровский
Журналист, автор видеоэссе Кинопоиска
The Stanley Parable не совсем игра в привычном смысле, в ней практически нет интересного геймплея. Из развлечений тут в основном ходьба. Главный герой — клерк Стэнли — однажды обнаруживает, что все его коллеги бесследно исчезли. Пытаясь разобраться в происходящем, он отправляется в путешествие по офису. Однако то, что начинается как кафкианский триллер, быстро становится размышлением об играх как медиуме.
В The Stanley Parable невозможно проиграть, но в то же время сложно понять, где именно она заканчивается. В игре множество финалов (некоторые непросто выбить без гайда), но ни один из них толком не объясняет, что произошло в офисе. Если согласиться, что современные игры — это больше толстые романы с ветвистой драматургией, обязательной интригой и неторопливым повествованием, чем собственно игры, то The Stanley Parable — это коварное издевательство над нарративными привычками и творческой инерцией в индустрии.
На фоне крупных студий, озадаченных созданием наиболее комфортного опыта для пользователя и неизбежно усредняющих геймплей, The Stanley Parable, начавшаяся как мод для Half-Life 2, — раздражающий камешек в ботинке, постоянно напоминающий о том, что не столько мы играем в игры, сколько игры играют в нас.
50
Gothic II (2002)
Action-RPG
Игорь Фирсов
Менеджер маркетинга и рекламы GamePark, ведущий канала «Лава Лампа»
В 2002 году случилось знаменательное событие для индустрии и для жанра action-RPG в целом: на свет появилась легендарная «Готика 2». Те самые два CD-диска от «Фаргус» — с немецкой озвучкой, вырезанными CG-заставками между главами, с русскими субтитрами на борту — взрывали воображение и мозг любому ПК-энтузиасту, а также его подрастающим чадам, которым в руки попали эти самые пиратские версии.
Max Payne и GTA 3, конечно, впечатляли графикой, постановкой и возможностями, но в те времена еще не было устаканившихся подобных понятий в отношении игр, все было проще: «Смотри, как время замедляется!», «Смотри, можно угнать любую машину!» Но с «Готикой» была совсем другая история. Настоящий открытый мир, скрупулезно собранный вручную, живущий по своим правилам и постоянно предлагающий несколько вариантов решения практически любой ситуации. С невероятно мягкой, затягивающей, как теплое одеяло зимой, атмосферой. Каждая локация, каждый саундтрек, каждый персонаж, звуковое сопровождение работали как слаженный механизм, предлагая игроку незабываемое путешествие, которое, более того, очень часто отличалось от путешествий ваших друзей.
Именно поэтому «Готика 2» и по сей день для людей, познакомившихся с ней в те далекие времена, остается искрой Прометея, разжигающей искреннюю, горячую дискуссию на тему приятных игровых воспоминаний. Для индустрии и геймеров, заставших развитие жанра action-RPG, это как таблица умножения для любителей математики. Это аксиома, это постулат, это догма. Это — база.
49
Super Mario Odyssey (2017)
Платформер
Сергей Уланкин
Руководитель издательства HeroCraft PC
Прошли времена дракончика Спайро, бандикута Крэша, медведя Банджо. Только ежик Соник подает признаки жизни. 3D-платформеры — полузабытый жанр, который, за исключением инди и ремастеров, почти перестал радовать поклонников. Поэтому каждая новая Super Mario в 3D — событие. Если рассматривать трехмерные платформеры про Марио как серию, то в ней не найти неудач. Более того, начиная с Super Mario 64 и до самой Super Mario Odyssey, каждая новая часть лучше прошлой.
Odyssey — сборник изобретательных механик и уровней, который удивляет и через пару десятков часов. Каждое из 17 королевств Odyssey могло бы превратиться в небольшую, но полноценную игру, если тщательно исследовать и истощить все геймплейные находки. Но дизайнеры Nintendo оставляют королевства, как ребенок игрушку, — как только они начинают наскучивать.
Единственное, за что критиковали Odyssey, — кооперативный режим, где второй игрок контролирует волшебную шляпу Кэппи. Однако и здесь можно увидеть мудрость главной семейной игровой компании, ведь Кэппи идеально подходит для того, кто раньше не играл вообще. Второй игрок не получает урона и не может совершить критичную ошибку, при этом чувствует себя полезным и сопричастным к успехам Марио. В итоге Odyssey — это еще и отличная точка входа в игры для вашего близкого человека. Так что возьмите с собой ребенка или партнера — и вперед, за принцессой, на темную сторону Луны!
48
Marvel’s Spider-Man (2018)
Action-adventure
Павел Мальцев
Руководитель новостной службы Кинопоиска, редактор соцсетей и онлайн-кинотеатра
Кто в детстве не мечтал рассекать по Нью-Йорку на паутине и сражаться с Уилсоном Фиском? Вот-вот. Помню, третью PlayStation — Sony рекламировали ее в связке с третьим «Человеком-пауком» Сэма Рэйми, у них даже шрифты и айдентика одинаковые. Тогда я мечтал о возможности побыть Питером Паркером и бегал в торговый центр, чтобы сыграть на витринном образце. С тех пор прошло много лет и вышла Marvel’s Spider Man, а у меня уже была четвертая PlayStation. Ну что тут сказать? Триумф геймплея, сюжет, не уступающий фильмам, сериалам и комиксам, куча разных механик, приемов и фишек. Свободный, плавный, захватывающий полет.
Хвалить эту игру все равно что объяснять, почему «Побег из Шоушенка» занимает первое место в Топ-250 лучших фильмов. Просто так получилось и так будет всегда. Обожаю первую часть, обожаю спин-офф про Майлза Моралеса и уже готовлю лиры (вы же не вырежете это?) для покупки сиквела, который точно украсит наступившую осень.
47
Persona 5 (2016)
JRPG
Артемий Леонов
Бывший главред XYZ Media, блогер, игровой продюсер
В разговоре о Persona 5 всегда всплывает слово «стиль»: здесь столько ярких творческих решений, что хватило бы на десяток игр. Даже интерфейс не спутать ни с чем, а мем о том, что, услышав любой трек, напоминающий фанк или джаз, многие восклицают: «Это как музыка из „Персоны“», — не нуждается в комментариях.
Это эталонная JRPG, в которой каждый элемент усиливает эффект от другого. Фантастический сюжет о подростках, проникающих в подсознание людей, делает возможными одни из самых креативных уровней в истории видеоигр. К примеру, подсознание художника выглядит как психоделический музей, где все геймплейные механики связаны с картинами.
Но, главное, это невероятная история о дружбе. 100 часов, которые вы в ней проведете, будут похожи на реальный учебный год в компании новых друзей, а финальные титры — на грустный, но неизбежный момент расставания. По прошествии лет Persona 5 будет ощущаться не как видеоигра, которую вы прошли — скорее, как приятный период из вашей жизни. В этом ее волшебство.
46
Grand Theft Auto III (2001)
Action-adventure
Дима Сыендук
Автор канала sndk и цикла «Попкульт»
Rockstar Games в 2001 году поделила видеоигровую индустрию на до и после. Во-первых, сама идея помещать игрока в огромный город со свободой действий стала после GTA III максимально мейнстримной — под великого автоугонщика косили даже «Симпсоны» и Lego. Во-вторых, мода на «взрослую» тематику игр с антигероями и пушками благодаря «трехе» закрепилась на долгие годы; разработчики из разных студий будут стараться раздвинуть эти рамки все шире, пока дело не дойдет уже до абсолютного абсурда.
45
Resident Evil (1996)
Survival horror
Александр Логинов
Редактор gamemag.ru
Первая часть Resident Evil не была первопроходцем в жанре или чем-то революционным, ведь к моменту своего дебюта ей пришлось конкурировать с куда более известной Alone in the Dark и действительно революционной по своей технологичности Ecstatica. Но векторная графика победила эллипсоиды, а магия подразделения S.T.A.R.S. оказалась сильнее истории пиратского полтергейста. И в результате вот уже больше 20 лет мы наслаждаемся историями о зловещей корпорации, зомби и бойцах специального подразделения. Ну а если возвращаться к оригинальной Resident Evil, то встреча в темных коридорах изолированного особняка с собаками и пауками стали эталонными для этого жанра. А герои из спецотряда — иконами видеоигр.
44
Grand Theft Auto: San Andreas (2004)
Action-adventure
Даша Насонова
Основательница студии Adagia
San Andreas — это мой первый опыт игры с открытым миром.
Поначалу я даже почти не утруждала себя прохождением миссий. Вместо этого я погрузилась в сам мир: ездила по городу, иногда даже соблюдая правила дорожного движения (но чаще, конечно, сбивая NPC и провоцируя полицейских). Кстати, почему-то особенное впечатление на меня произвели радиостанции, которые можно было переключать — это способствовало еще большему погружению, а сама езда превратилась в медитацию. Конечно, основная сюжетная линия была очень захватывающей. Мне нравился этот параллельный взрослый мир с гангстерской драмой, перестрелками и очень живыми и проработанными персонажами.
Теперь, когда я анализирую это с точки зрения геймдизайна, я впечатлена еще больше. То, как механики квестов органично вписываются в сюжет, просто гениально. Огромный открытый мир игры и богато детализированное окружение по-прежнему производят колоссальное впечатление.
И хотя моим любимым жанром по прежнему остается JRPG, именно GTA я благодарна за знакомство с играми с открытым миром и кинематографичными сюжетами. Воспоминания о том, как я колесила по городу, уворачивалась от полицейских и жила жизнью гангстера, до сих пор вызывают улыбку.
43
Sid Meier’s Civilization (1991)
Пошаговая стратегия
Евгений Пекло
Бывший главред «Игромании», выпускающий редактор «Мира фантастики»
Однажды Сид Мейер решил создать симулятор человеческой истории и — что самое удивительное! — умудрился преуспеть с первой же попытки. В одной игре было собраны практически все аспекты исторического развития: экспансия, научный прогресс, военные действия, сельское хозяйство, экономика, стихийные бедствия, социальное напряжение, различные формы правления и даже механика загрязнения окружающей среды. И все это работало, создавая из раза в раз уникальный и безумно увлекательный опыт.
Выход Sid Meier’s Civilization разделил жанр на до и после: больше нельзя было делать стратегии, не оглядываясь на опыт Мейера. Кто-то брал в свои проекты отдельные элементы — например, принято считать, что технологическое древо впервые в истории видеоигр появилось именно в Civilization. Другие пытались полностью перенести опыт «Цивилизации» в новые сеттинги. Именно детище Мейера завершило формирование жанра 4X и способствовало взрывному расширению числа поклонников пошаговых стратегий. Так что если вы страдаете от регулярного «ну еще всего один ход, а потом спать», в этом как минимум частично виноват Сид Мейер.
42
Diablo II (2000)
Action-RPG
Алик Кемалов
Руководитель соцсетей Кинопоиска, участник «Танос-сквада»
В далеком 2000-м аккурат перед моим двенадцатилетием (я сильно ждал, что в Хогвартсе что-то напутали и сова скоро прилетит) в компьютерном клубе «Молодь» в перерывах между партией в третьих «Героев» и запуском «Контры» через Half-Life я кликал мышкой по рабочему столу, перебирая.exe-файлы в поисках новой игры.
Клик — и экран проваливается в пустоту. Из черного пространства показываются синие буквы Blizzard, а затем ты слышишь те самые, теперь уже родные и знакомые сейчас первые ноты музыкальной темы.
Diablo II в свое время стала для меня, человека, который боялся темноты и барабашек, возможностью погрузиться в мир инфернального и дьявольского, при этом не бояться, а крошить нечисть налево и направо. Благо для игры в клубе у тебя был неограниченный доступ к персонажам на разных этапах прокачки, и порой ты слышал громкое возмущение с компа, который ты освободил: «Какая падла бегала за мою Сорку?!»
Очень хотелось пройти сюжет, но, конечно, никаких карманных денег не хватило бы на полноценное прохождение, да и игра была криво локализована. Порой было вообще непонятно, что нужно делать дальше. Билды? О чем вы, ты просто берешь Вара, находишь ему дубину в руку — и побежали.
Сова, кстати, так и не прилетела. Но врата преисподней все так же регулярно открываются то в компьютерном мире, а то и во плоти на земле.
41
The Legend of Zelda: Ocarina of Time (1998)
Action-adventure
Геворг Акопян
Бывший главред «Игромании»
Ocarina of Time — первая полностью трехмерная «Зельда» в серии. Самая продаваемая игра 1998 года, несмотря на релиз в конце ноября. 10/10 от всех ведущих игровых изданий, включая Famitsu, EDGE и IGN, что в 1990-е значило для признания и продаж куда больше, чем сегодня.
Небольшая академическая справка нужна, чтобы лучше понять, чем Ocarina of Time была в 1998-м. Мне сложно оценить значимость игры на момент выхода, так как у меня, разумеется, тогда не было и быть не могло Nintendo 64. С игрой я ознакомился спустя 15 лет, в 2013 году, когда купил 3DS XL в комплекте с ремейком. В игру добавили поддержку 3D для новой консоли и немного подтянули внешний вид, но содержательно и геймплейно это была та же самая Ocarina of Time.
Что поразительно, «Окарина» не то, что в 2013-м, а даже сейчас ощущается как современная игра, которая могла бы выйти этой осенью. Псевдооткрытый мир с десятками огромных локаций, которые меняются по ходу прохождения (и визуально, и геймплейно вам открываются новые возможности, пути, пространства). Отзывчивая боевая система с разнообразными врагами, где нужно таймить атаки и блоки, правильно подбирать оружие, активно пользоваться таргет-локом и стрельбой от первого лица. Крюк, с помощью которого можно забираться в труднодоступные места, включая крыши зданий. Проработанный водный геймплей с возможностью плавать и драться под водой. Офигительные подземелья-головоломки с непростым платформингом. Скачки на лошадях. Шикарные схватки с боссами. Мелочи вроде возможности взять в руки курицу и потом планировать с ней в воздухе (и этим иногда нужно пользоваться). Да хотя бы факт, что половину игры ты играешь ребенком, а потом с приличным сюжетным поворотом становишься взрослым Линком.
Если игра взорвала мой искушенный игровой мозг в 2013 году и остается актуальной в 2023-м, боюсь представить, что происходило с людьми в 1998-м. Великая игра.
Главное из мира игр в одном месте
Феминитивы в указаниях профессиональных занятий и должностей используются по просьбам участниц спецпроекта.
Иллюстрации: Александр Черепанов